07.00.15.ТАЪРИХИ МУНОСИБАТДОИ БАЙНАЛХАЛК|И
ВА СИЁСАТИ ХОРИЧИ 07.00.15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15. HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY
УДК 269.74+001.25(575,3) Р.А. СОЛИЕВ
ББК 65.68.(4)(575,3)
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И ЕВРОПЕЙСКИМ
СОЮЗОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Сфера образования играет большую роль в рамках сотрудничества между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом. Данная область была отмечена ЕС как одно из основных направлений двустороннего сотрудничества с Республикой Таджикистан в рамках Стратегии Европейского Союза для Центральной Азии (11). Из 251 млн. евро, выделенного Европейским союзом Таджикистану в рамках Многолетней индикативной программы на 2014-2020 гг., для сотрудничества в области образования предусмотрено 75 млн. евро(13).
Отношения между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом в образовательной сфере строятся в рамках различных программ ЕС, главными из которых до 2014 года являлись Темпус и Эрасмус Мундус. Европейская Комиссия в 2014 году начала реализовывать новую программу Эрасмус+ в рамках проекта ЕС по образованию, подготовке кадров, молодежи и спорта в 2014-2020 гг. Программа Эрасмус+ объединила прошлые образовательные программы ЕС в области высшего образования (Темпус, Эрасмус Мундус, Алфа и Эдулинк), (10) она призвана усилить сотрудничество между странами-участницами данной программы.
Общий бюджет программы за 2014-2020 гг. составляет 16,5 млрд. евро (10), из которых для реализации проекта «Наращивание потенциала в области высшего образования» в странах Центральной Азии выделено порядка 8,68 млн. евро (14).
Ниже автор постарается привести анализ сотрудничества в рамках упомянутых программ ЕС.
Сотрудничество в рамках программы Темпус. С распадом Советского Союза в 1991 году Европейский Союз запустил ТАСИС - программу технического содействия, призванную посредством выделения грантов оказать членам Содружества Независимых Государств (СНГ) и Монголии поддержку в переходе к демократии и рыночной экономике. В своё время это была «крупнейшая программа по оказанию помощи» (4).
В свою очередь, программа Темпус являлась для ТАСИС инструментом реализации целей в области высшего образования. ТАСИС расшифровывается как программа технического содействия Содружеству Независимых Государств (TACIS: Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States).
Главная цель программы Темпус - поддержка модернизации высшего образования в странах-партнерах из Восточной Европы, Западных Балкан, Южного Средиземноморья и Центральной Азии. Программа также содействует добровольному сближению систем высшего образования в этих странах с системами и процессами в сфере высшего образования в ЕС, включая Болонский процесс. Болонский процесс стал некой отправной точкой развития для большинства стран-партнеров Темпус, инициировав ряд реформ по модернизации систем высшего образования и повышению их сравнимости и сопоставимости.
Количество стран-партнеров с годами менялось, и на данный момент программа охватывает 27 стран Западных Балкан, Центральной Азии, Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока (15).
Программа Темпус начала свою деятельность в 1990 году. С обретением независимости новообразованные республики получили возможность участвовать в программе. В 1994-1997 годах пять центрально-азиатских стран начали своё участие в Темпус. Казахстан и Узбекистан присоединились к программе в 1994 году, Кыргызстан - в 1995 году, Туркменистан - в 1997 году и Таджикистан - в 2004 году (3)
С тех пор общий бюджет для пяти стран региона составил 98,9 миллионов евро. 17,7 миллионов евро были выделены в 1994-1999 гг. в рамках Темпус II и 31,2 миллиона евро - в
период с 2000 по 2007 год в рамках Темпус III. Начиная с 2008 года, в рамках Темпус IV было выделено 50 миллионов евро. С 2007 по 2012 год общий объем финансирования для региона в целом увеличился с 5 млн. до 15 млн. евро. Около 150 высших учебных заведений из Центральной Азии приняли участие в данной программе (3)
Таблица №1.Распределение общего бюджета по странам (1994-2012) (3)
Казахстан 26,1%
Кыргызстан 16%
Таджикистан 10,8%
Туркменистан 12,1%
Узбекистан 29,1%
Таблица №2.Количество проектов Темпус, в которых участвовал один или несколько вузов стран Центральной Азии (3)
Темпус II Темпус III Темпус IV Всего
Казахстан 7 22 42 71
Кыргызстан 3 24 28 58
Таджикистан -- 16 26 42
Туркменистан 1 22 12 35
Узбекистан 11 40 30 81
Всего* 22 124 74 220
* Данные по странам не могут быть сложены, так как в одном проекте могли участвовать несколько стран.
Благодаря проектам Темпус по разработке учебных программ было введено много новых специальностей, разработаны новые учебные материалы и внедрены современные технологии для более эффективного преподавания; были налажены более тесные связи между вузами и сферой труда; модернизированы структуры управления в вузах. Страны региона стали более интегрированными в Европейское пространство высшего образования.
Программа Темпус оказала также влияние на развитие сотрудничества между пятью странами Центральной Азии через ряд региональных проектов Темпус. Более того, Темпус способствовал налаживанию отношений этих государств с другими странами постсоветского пространства в рамках межрегиональных проектов. Например, с 2008 года страны региона приняли участие в 14 проектах с Российской Федерацией (8).
Задачи программы Темпус IV в Центральной Азии созвучны целям Региональной стратегии по оказанию содействия развитию Центральной Азии в период с 2007 по 2013 годы, так как способствуют продвижению образовательных и научных обменов, развитию межличностных контактов в сферах, определенных в стратегии ЕС по снижению бедности. Некоторые изменения были внесены в Темпус IV с целью усиления влияния программы на системы высшего образования на национальном и региональном уровнях. Особое внимание придавалось проведению структурных преобразований. Кроме того, в целях усиления роли местных партнеров, Темпус IV способствовал непосредственному участию в проектах национальных министерств. Например, национальные приоритеты определялись местными властями и должны были соблюдаться всеми участниками (3). Следует отметить, что в рамках четвертой фазы программы «Темпус» за 2008-2013 гг. для выполнения проектов в Таджикистане было выделено 7,4 млн. евро (1)
В своем отчете Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, которое курирует реализацию образовательных программ ЕС, отмечает, что при отборе проектов регулярно проводились консультации с министерствами и государственными органами стран-партнеров для обеспечения их участия в проектах в качестве партнеров. Уделялось внимание и региональному аспекту программы, направленному на стимулирование и укрепление сотрудничества между пятью странами-партнерами (3).
Программа Темпус началась в Таджикистане в 2004 году, и с того момента было реализовано 42 проекта, которые в основном были совместными проектами (9).
Таджикистан приступил к внедрению значительных изменений в системе образования с момента обретения независимости. Эти изменения были необходимы, так как в результате распада Советского Союза таджикским университетам приходилось функционировать в сложных условиях, где развитие международных контактов было почти невозможным. Вследствие этого Таджикистан не смог присоединиться к программе Темпус одновременно с
другими странами Центральной Азии. Темпус оказал содействие самым передовым университетам восстановить связь с международным научным сообществом и догнать своих соседей.
Темпус сыграл важную роль в формировании потенциала и модернизации учебных программ, которые соответствуют с потребностями страны, а также соответствуют Болонским принципам.
Процесс реформирования высшего образования в Таджикистане начался несколько лет назад с принятием ряда законодательных актов и государственных программ по развитию образования (7).
Приоритет, сделанный на обеспечение качества и улучшение управления высшим образованием, осуществляется в соответствии с введением Болонских принципов во всех высших учебных заведениях. Первое внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов в таджикских вузах проводилось в рамках проекта Темпус, который был использован в качестве пилотного для всех таджикских университетов. С того момента, Министерство образования и науки поручило всем университетам ввести Европейскую систему перевода и накопления кредитов в Таджикистане (7)
Проекты Темпус, реализованные в Таджикистане, были сосредоточены главным образом на реформу учебных программ, в частности, в области инженерии, технологий использования возобновляемых источников энергии и географических информационных систем. Проекты Темпус в Таджикистане также поспособствовали созданию отделов международных отношений, развитию систем обеспечения качества по различным дисциплинам и разработке систем квалификационного требования.
В рамках проекта Темпус "Разработка учебных программ по возобновляемым источникам энергии в университетах Центральной Азии", был открыт новый магистерский курс по технологии возобновляемых источников энергии, что вызвало большой интерес среди международных агентств и используется другими донорами в качестве хорошей основы для организации обучения среди сельского населения по эффективному использованию энергетических ресурсов. Данный проект продемонстрировал многочисленные преимущества и влияние на экономический рост и социальный прогресс.
Кроме того, программа Темпус способствовала таджикским высшим учебным заведениям в установлении и укреплении связей между предприятиями, чтобы обеспечить соответствие результатов данного проекта с потребностями рынка труда. Некоторые университеты получили большую пользу от аккредитации определенных учебных программ независимыми аккредитационными агентствами ЕС, что способствовало международному признанию учебных курсов и предоставило возможность для международного сотрудничества в области научных исследований и предпринимательства. Применение ноу-хау в созданных лабораториях также
способствует значительному улучшению качества преподавания (9).
Другим важным аспектом является улучшение регионального сотрудничества между высшими образовательными учреждениями Центральной Азии посредством различных инструментов управления образованием, таких как, разработки учебных курсов, учебных материалов и интернет-платформ. Темпус поддерживал диалог по исследованию на институциональном уровне, что помогло таджикским высшим учебным заведениям установить образовательные и научно-исследовательские партнерства между Центральной Азией и образовательными учреждениями ЕС (9).
Сотрудничество в рамках программы Эрасмус Мундус. Таджикистан также участвовал в другой образовательной программе Евросоюза - Эрасмус Мундус, которая проводилась с 2009 по 2013 гг. Однако, в отличие от программы Темпус Таджикистан не использовал все возможности данной программы. Особенно слабое участие в программе за исследуемый период отмечается среди студентов и индивидуальных ученых.
Эрасмус Мундус - это программа мобильности и сотрудничества в области высшего образования, которая нацелена на увеличение качества европейского высшего образования и улучшение карьерных перспектив студентов. Программа способствует диалогу и пониманию между людьми и культурами посредством сотрудничества с третьими странами для того, чтобы внести вклад в устойчивое развитие третьих стран в области высшего образования.
Программа Эрасмус Мундус оказывает поддержку: - высшим учебным заведениям, желающим осуществлять совместные проекты на постдипломном уровне (Действие 1) или создавать меж-институциональные сотруднические партнерства между университетами Европы и целевых третьих стран (Действие 2);
- индивидуальным студентам, исследователям и университетскому персоналу, желающим осуществить обучение/исследование в контексте одной из выше перечисленных программ или сотруднических партнерств (Действие 1 и Действие 2);
- любым организациям активным в области высшего образования, желающим разрабатывать проекты, нацеленные на увеличение привлекательности, узнаваемости и имиджа европейского высшего образования во всем мире (Действие 3) (13).
Ниже в таблицах указано участие Таджикистана в программе Эрасмус Мундус.
Таблица № 3.Количество студентов/ученых из Таджикистана, желающих осуществлять совместные проекты на постдипломном уровне (Действие 1) (9)
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Студенты 1 - 1 - 1 1 1 1 1
Ученые - - - - - - - - -
Таблица № 4.Количество межинституциональных сотруднических партнерств между университетами Европы и Таджикистаном (Действие 2) (9)
Бакалав- Магистра- Докто- Постдок- Ученая Всего
риат тура рантура торантура деятельность
2007 3 3 2 1 4 13
2008 12 1 3 2 1 19
2009 11 3 5 0 2 21
2010 25 18 20 10 18 91
2011 25 19 16 9 18 87
Сотрудничество в рамках программы Эрасмус + Признавая эффективность программы Темпус, Европейская комиссия приняла решение о включении в новую образовательную программу Эрасмус+ (2014-2020 гг.) направления, которые продолжат формат Темпус в рамках Ключевого направления деятельности II, «Наращивание потенциала в сфере высшего образования». Сотрудничество со всеми странами Центральной Азии было продолжено в рамках новой программы Эрасмус+ и национальные офисы Темпус отныне стали называться Национальные офисы Эрасмус+ (10).
В созыве 2015-2016 гг. проекта «Наращивание потенциала в области высшего образования» Таджикистан был вовлечен в 11% заявок, поданных из Центрально-азиатского региона (всего 80 заявок), что составляет 9 заявок. Из этих 9 заявок, связанных с Таджикистаном, 2 заявки были выбраны для финансирования (1 является совместным проектом и 1 структурным). В результате, Таджикистан в рамках проекта «Наращивание потенциала в области высшего образования» участвует в среднем в 9% проектов, направленных для стран Центральной Азии, что намного меньше, чем средний результат по программе Темпус IV (средний процент участия в данной программе был 35%) (9).
По данным Исполнительного агентства ЕС по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, ни один из проектов не был согласован с учреждениями из Таджикистана. Это означает, что уровень участия Таджикистана в рамках проекта Эрасмус+ существенно ниже по сравнению с участием в программе Темпус IV.
Ниже приводится сопоставление участия Республики Таджикистан в программах Эрасмус + и Темпус IV в период 2008-2015 т
Таблица № 5. Сопоставления участия Республики Таджикистана в программах _Эрасмус+ и Темпус в период 2008-2015гг._
Участие в проекте Наращивание потенциала в области высшего образования Эрасмус + по сравнению с проектом Темпус IV
Республики Таджикистан
ТемпусIV Эрасмус + «Наращиван потенциала в облас высшего образования»
In 2й 3й 4й 5й 6й Всего 1й 2й Всего
Количество созыв созыв созы созы созыв созыв по созы] созыв Эрасмус +
заявок 01/ 01/ 11/ 10/ 11/ 12/ Темпу 2015- 2016-
2008 2009 2009 2010 2011 2012 IV 2016 2017
Привлечение учреждений из всех стран, имеющих право на участия 515
Привлечение учреждений из стран- участников в Гемпус 530 608 450 525 676 937 37 6 423
Привлечение учреждений из стран Центральной Азии 65 73 68 96 106 155 56 80
Привлечение учреждений из Таджикистан а 19 24 19 29 32 40 16 9
Привлечение учреждений из Гаджикистан а, в % соотношении с учреждениям и из Центральной Азии 29% 33% 28% 30% 30% 26% 29 В сре не. 11%
Скоординировано с учреждениями из Центральной Азии 5 3 3 10 7 5 33 5
Скоординировано с учреждениями из Таджикистана 0 0 0 0 0 0 0 0
Количество избранных проектов In созы 01/ 2008 2й созьи 01/ 2009 3й созыв 11/ 2009 4й созы 10/ 2010 5й созыв 11/ 2011 6й созы 12/ 2012 В Т сего емпус I1 1й созыв 20152016 2й созыв 20162017 В Э !сего I •расмус +
Привлечение учреждений из вс стран, имеющ] право на участия 140
Привлечение учреждений стран-участников программеГемпус 76 69 64 62 108 171 550 95
Привлечение учреждений стран Центральной Азии 12 7 8 13 13 21 74 23
Привлечение учреждений и Таджикистана 2 3 3 6 5 7 26 2
Привлечение учреждений и Таджикистана, % соотношении учреждениями и Центральной Азии 17% 43% 38% 46% 38% 33% 35% В среднем 9%
скоординировано
учреждениями стран-партнеров 28
скоординировано учреждениями : Центральной Азии 0 0 0 1 0 1 2 1
скоординировано учреждениями и Таджикистана 0 0 0 0 0 0 0 0
совместные проекты привлечением учреждений и Таджикистана 0 3 2 4 2 6 17 2
структурные проекты привлечением учреждений и Таджикистана 2 0 1 2 3 1 9 0
национальные проекты 0 1 0 1 0 1 3 1
много национальные проекты привлечением учреждений и Таджикистана 2 2 3 5 5 6 23 1
In созы 01/ 2008 2й созьи 01/ 2009 3й созыв 11/ 2009 4й созы 10/ 2010 5й созыв 11/ 2011 6й созы 12/ 2012 Всего I Темпус I' 1й созыв 20152016 2й созыв 20162017 Всего i Эрасмус +
ЗАЯВЛЕННЫЙ БЮДЖЕТ (млн. евро)
Таджикистан 0.3 1.2 0.6 2.1 1.1 2.1 7.4
Несмотря на это, следует отметить, что в последние годы высшие учебные заведения Таджикистана, в рамках европейских образовательных программ, установили плодотворные научные и образовательные отношения со 159 учебными заведениями, в том числе 65 университетами из 18 стран ЕС и 94 университетами из 8 стран-партнеров (из Центральной Азии, Грузии, Азербайджана, Российской Федерации и Беларуси) (1).
Однако очевидно, что таджикским вузам следует активнее работать с европейскими коллегами на двусторонней основе для получения фиксированных квот на обучение граждан Таджикистана. Со своей стороны Европейскому Союзу необходимо активнее агитировать участие Таджикистана в проекте Эрасмус+ и решить вопрос по выделению соответствующих квот для обучения таджикских граждан в европейских вузах. Также Министерству образования и науки Республики Таджикистан необходимо как следует изучить возможности образовательных программ ЕС и поощрять отдельных студентов и исследователей для
активного участия в данных программах для продолжения своих академических работ за рубежом.
Таким образом, « сфера образования от развития которой завысит развитие страны в целом,- новое направление сотрудничество ЕС и Таджикистаном» (16)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архивные материалы Постоянного Представительства Республики Таджикистан при Европейском Союзе.
2. Европейский Союз и Таджикистан- состояние и перспективы сотрудничества (Материалы конференции г. Душанбе , 15 мая 2003 г.) Душанбе. 2003.
3. Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре. «Основные достижения программы Темпус в странах Центральной Азии, 1994-2013 гг.», Исследование Темпус, №19, апрель 2014 года, ИАОАК, Брюссель.
4. Пресс-релиз Европейской Комиссии (RAPID) MEMO/92/54 от 14.09.1992 г. по программе ТАСИС (Программа технического содействия ЕК Содружеству независимых государств и Грузии).
5. Солиев, Р. А. Сотрудничество между Республикой Таджикистан и Европейским союзом в сфере безопасности/Р.А.Солиев//Ученые записки Худжандского государственного университета им. Академика Б.Гафурова.Серия гуманитарно-общественных наук.-2017.-№ 4(53).-С.79-85.
6. Солиев, Р.А. Таджикистан - Европейский Союз: взаимовыгодное партнёрство/Р. Солиев. - Душанбе: «ЭР-граф», 2016.- 308 с.
7. Сайт Министерства образования и науки РТ. http:// www.maorif.tj
8. Сайт Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре. http://eacea.ec.europa.eu/tempus/index_en.php
9. Сайт Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре.http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/overview/Tajikistan.pdf
10. Сайт Европейской Комиссии. http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm Сайт Европейской службы внешних действий. http //eeas .europa.eu/central_asia/docs /2010_strategy_eu_centralasia_en. pdf
11.Сайт Европейской службы внешних действий. http://eeas.europa.eu/tajikistan/index_en.htm
12. Сайт представительства ТемпусТаджикистане.http://www.tempus.tojikiston.com/ru/erasmus-mundusru
13.Сайт Исполнительного агентства ЕС по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/funding/key-action-2-capacity-building-in-field-higher-education-2015_en
14.Сайт Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре. http://eacea.ec.europa.eu/tempus/index_en.php
15.https://news.tj/ru/news/tajikistan/society/20170112/sotrudnichestvo-evrosoyuza-i-tadzhikistana-v-sfere-obrazovaniya
16.http://avesta.tj/2017/05/19/sotrudnichestvo-tadzhikistana-i-es-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-obsudili-v-dushanbe/
REFERENCES:
1. Archival Materials of the Permanent Mission of the Republic of Tajikistan under European Union.
2. European Union and Tajikistan - State and Prospects of Cooperation (Materials of Dushanbe conference, May 15, 2003) - Dushanbe. 2003.
3. Executive Agency for Education, Audiovisual Means and Culture. "Main Achievements of "Tempus" Program in Central Asia Counties, 1994 - 2013", "Tempus" Study, No. 19, April 2014, IAOAC, Brussels.
4. Press Release of the European Commission (RAPID) MEMO / 92/54 of 14.09.1992 on "TACIS" Program (EC Technical Assistance Program to the Commonwealth of Independent States and Georgia).
5. Soliev, R. A. Cooperation between the Republic of Tajikistan and European Union in the Sphere of Security / R.A. Soliev // Scientific Notes. Series of Humanities and Social Sciences. - 2017. -No. 4 (53) .- P. 79-85.
6. Soliev, R.A. Tajikistan-European Union: Mutually Beneficial Partnership / R. Soliev. - Dushanbe: ERgraph, 2016. - 308 p.
7. The Site of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tajikistan. http: // www.maorif.tj
8. The Website of the Executive Agency for Education, Audiovisual Media and Culture. http://eacea.ec.europa.eu/tempus/index_en.php
9. The Website of the Executive Agency for Education, Audiovisual Resources and Culture. Http://www.eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/overview/Tajikistan.pdf
10. The Website of the European Commission. http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm
11. The Site of the European External Actions Service. http://eeas.europa.eu/central_asia/docs/2010_strategy_eu_centralasia_en.pdf
12. The Site of the European External Actions Service. http://eeas.europa.eu/tajikistan/index_en.htm
13. The Site of "Tempus" Representation in Tajikistan.http: //www.tempus.tojikiston.com/en/erasmus-mundusru
14. The Website of the EU Executive Agency for Education, Audiovisual Media and Culture https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/funding/key-action-2-capacity-building-in-field-higher-education-2015_en
15. The Website of the Executive Agency for Education, Audiovisual Resources and Culture. http://eacea.ec.europa.eu/tempus/index_en.php
16. https://news.tj/ru/news/tajikistan/society/20170112/sotrudnichestvo-evrosoyuza-i-tadzhikistana-v-sfere-obrazovaniya
17. http://avesta.tj/2017/05/19/sotrudnichestvo-tadzhikistana-i-es-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-obsudili-v-dushanbe/
Хамкории Цумхурии Тоцикистон бо Итти^оди Аврупо дар со^аи маориф
Вожа^ои калиди: Иттщоди Аврупо, Стратегияи Иттщоди Аврупо оид ба Осиёи Маркази, маориф, барномауои омузиши, Темпус, Эрасмус Мундус ва Эрасмус+
Мацола масъалауои кор ва фаъолияти якцояи Тоцикистонро бо Иттщоди Аврупо дар соуаи омузиш ва маориф барраси менамояд. Таъкид мешавад, ки суръати рушди уамкориуо дар ин самт, махсусан дар чорчубаи барномауои Иттщоди Аврупо Темпус, Эрасмус Мундус ва Эрасмус+, бештар мушоуида мешавад, ки ин раванд дар мацола уамацониба таулил мегардад. Ишора мешавад, ки иштироки Тоцикистон дар барномауои омузишии Иттиуооди Аврупо фаъол буда, маълумоти ширкати цумуури дар чунин барномауо муцоисамешавад..
Сотрудничество между Республикой Таджикистан и Европейским Союзом в образовательной сфере
Ключевые слова: Европейский Союз, Стратегия ЕС по Центральной Азии, образование, образовательные программы, Темпус, Эрасмус Мундус и Эрасмус+.
В статье освещаются вопросы сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом в области образования. Анализируется динамика развития двусторонних отношений в данной сфере, в частности в рамках программ Европейского Союза - Темпус, Эрасмус Мундус и Эрасмус+. Сопоставляются данные участия Таджикистана в образовательных программах Европейского Союза
Cooperation between Tajikistan Republic and European Union in the Sphere of Education
Keywords: European Union, EU Strategy on Central Asia, education, educational programs, Tempus, Erasmus Mundus and Erasmus+
The article dwells on the issue concerned with the cooperation between Tajikistan and European Union in the sphere of education. The dynamics of development of bilateral relations in the relevant sphere is analyzed, in particular, in the framework of the EU programs, such as "Tempus", "Erasmus Mundus" and "Erasmus+". The author compares the data of participation of Tajikistan in the EU educational programs.
Маълумот дар боаи муаллиф:
Солиев Рустам Абдуллоевич, номзади илмуои сиёсатшиноси, Сафири Фавцулодда ва Мухтори Цумуурии Тоцикистон дар Чумуурии Озарбойцон (Чумуурии Озарбойцон ш.Боку), E-mail:[email protected] Сведения об авторе:
Солиев Рустам Абдуллаевич, кандидат политических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Азербайджанской Республике (Республика Азербайджан, г.Баку),E-mail:rustam.soliev@ gmail. com Information about the author:
Soliev Rustam Abdulloevich, candidate of political sciences, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Tajikistan to the Republic of Azerbaijan (Azerbaijan Republic, Baku), E-mail:rustam. soliev@ gmail. com