Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета'

Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION IN EDUCATION SPHERE / ПРОГРАММА ERASMUS+ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EUROPEAN EDUCATIONAL PROGRAMMES / СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / INTERNATIONALIZATION STRATEGIES / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ПРОГРАММА ЖАНА МОННЕ / JEAN MONNET PROGRAMME / ПРОЕКТ HARMONY / HARMONY PROJECT / ERASMUS+ PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акульшина Алла Владимировна, Завьялова Лилия Алексеевна

Статья посвящена вопросам интернационализации высшего образования, рассматривается европейский опыт реализации стратегий интернационализации на примере Университета Астона (Великобритания) и Университета Сапьенца (Италия). Авторы представляют результаты исследования, проведённого в России, Белоруссии и Армении в рамках проекта Erasmus+ «Разработка подходов к гармонизации стратегий интернационализации в области высшего образования, науки и инноваций в ЕС и России, Беларуси, Армении (HARMONY)». Консорциум проекта представлен 14 высшими учебными заведениями различных типов (классические университеты, университеты прикладных наук) из девяти стран мира, а именно Испании, Великобритании, Германии, Португалии, Италии, Греции, России, Беларуси, Армении. В России анкеты были направлены в 119 университетов, расположенных в четырёх федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном. Опрос проводился в течение 2015-2016 учебного года. Представлен анализ образовательного сотрудничества России и ЕС в рамках программы Erasmus+, а также роль программы Erasmus+ в интернационализации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акульшина Алла Владимировна, Завьялова Лилия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of Higher Education: International Vector of the University Development Strategy

The article focuses on internationalization of higher education. It analyzes the European experience of implementing internationalization strategies on the examples of Aston University (United Kingdom) and Sapienza University of Rome (Italy). The authors present the results of the research on defining the level of internationalization conducted at Russian higher education institutions under Erasmus+ project "Development of approaches to harmonization of comprehensive internationalization strategies in higher education, research and innovation at EU and partner countries (HARMONY)". The project partnership is comprised of 14 higher education institutions of different types (classical universities, institutions of applied sciences) from 9 countries of the world, namely Spain, United Kingdom, Germany, Portugal, Italy, Greece, Russia, Belarus, and Armenia. In Russia the questionnaires were sent to 119 universities located in four Russian federal districts including the Central, North-Western, Volga and Southern federal districts. The survey was based on data of 2015-2016 academic year. Finally, the article analyzes the cooperation between Russia and European Union in the framework of Erasmus+ programme and the role that the programme plays in internationalization of higher education.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета»

Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета

Акульшина Алла Владимировна - канд. ист. наук, начальник отдела международных проектов и программ. E-mail: [email protected]

Завьялова Лилия Алексеевна - аспирант, переводчик отдела международных проектов и программ. E-mail: [email protected]

Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия Адрес: 394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1

Аннотация. Статья посвящена вопросам интернационализации высшего образования, рассматривается европейский опыт реализации стратегий интернационализации на примере Университета Астона (Великобритания) и Университета Сапьенца (Италия). Авторы представляют результаты исследования, проведённого в России, Белоруссии и Армении в рамках проекта Erasmus+ «Разработка подходов к гармонизации стратегий интернационализации в области высшего образования, науки и инноваций в ЕС и России, Беларуси, Армении (HARMONY)». Консорциум проекта представлен 14 высшими учебными заведениями различных типов (классические университеты, университеты прикладных наук) из девяти стран мира, а именно Испании, Великобритании, Германии, Португалии, Италии, Греции, России, Беларуси, Армении. В России анкеты были направлены в 119 университетов, расположенных в четырёх федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном. Опрос проводился в течение 2015-2016 учебного года.

Представлен анализ образовательного сотрудничества России и ЕС в рамках программы Erasmus+, а также роль программы Erasmus+ в интернационализации высшего образования.

Ключевые слова: интернационализация в сфере высшего образования, программа Erasmus+, европейские образовательные программы, стратегии интернационализации, академическая мобильность, программа Жана Монне, проект Harmony

Для цитирования: Акульшина А.В, Завьялова Л.А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 117-125.

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-117-125

В сентябре 2017 г. президент Франции Э. Макрон выступил в большом амфитеатре Сорбонны с обширной программной речью «Инициативы для Европы независимой, единой, демократичной», в которой целый раздел был посвящён вопросам образования и культуры. Макрон подчеркнул, что «самым сильным связующим звеном Европейского Союза всегда будут знания и культура. Именно в Европе, где каждый европеец увидел свою судьбу в профиле греческого храма или в улыбке Моны Лизы, узнал чувства всей Европы, читая Мюзиля или Пруста.

Это Европа... которую Эразм Роттердамский называл наставником, утверждая, что необходимо требовать у каждого молодого человека "пересекать континент, чтобы выучить другие языки" и "избавиться от своей дикой природы"; это Европа, прошедшая через столько войн и конфликтов, в которых её спасало одно - её культура»1.

1 Торжественная речь Эммануэля Макрона в Парижском университете «Сорбонна». URL: https://publications.europa.eu/en/publication-de-tail/-/publication/def6a811-f4ee-11e7-be11-01aa75ed71al/language-ru

Рис. 1.

Не случайно самая амбициозная программа ЕС в области образования носит имя Эразма Роттердамского - Эразмус плюс (Erasmus+) [1]. На протяжении уже более 30 лет в рамках программы порядка четырёх миллионов европейских студентов прошли обучение и стажировки в различных университетах. Программа Европейского Союза Erasmus+ поддерживает международный обмен студентами, научными работниками и преподавателями, а также международный обмен идеями и лучшей практикой среди вузов как между европейскими странами, так и партнёрами во всем мире. Указанные задачи реализуются в рамках следующих направлений:

1) мобильность для студентов и преподавателей;

2) сотрудничество в области инноваций и обмена передовым опытом;

3) программа Жана Монне (проекты в области европейских исследований).

В целом на программу Erasmus+ на период 2014-2020 гг. выделено почти 16,5 млрд. евро. Будет финансироваться деятельность, нацеленная на достижение следующих основных результатов международного сотрудничества:

• 300 новых совместных магистерских дипломов Erasmus Mundus;

• 30 000 стипендий студентам и сотрудникам совместных магистерских программ -75% будет выделено зарубежными партнёрами;

• 180 000 индивидуальных стипендий для поддержки краткосрочной мобильности между вузами стран-партнёров и стран Программы;

• 1000 проектов повышения потенциала высшего образования;

• 2000 видов деятельности в рамках программы Jean Monnet2.

Программа Erasmus+ является практическим механизмом формирования и функционирования Европейского пространства высшего образования. Особое значение сегодня имеет участие в программе Erasmus+ вузов России. Сотрудничество в области высшего образования и науки является той уникальной сферой в диалоге России и ЕС, в которой нет разногласий и противоречий. Именно образовательное сотрудничество

2 Сотрудничайте с европейскими вузами: приезжайте учиться или преподавать в Европе: возможности для вузов, студентов и персонала вузов из стран-партнёров за пределами Европейского Союза. URL: https://publications.europa.eu/en/ publication-detail/-/publication/def6a811-f4ee-11e7-be11-01aa75ed71al/language-ru

Рис. 2.

может стать локомотивом для развития нашего сотрудничества в экономике, гуманитарной сфере и других областях. Посмотрим на статистику участия российских вузов в программе Erasmus+ за последние три года.

Направление 1. «Проекты по организации мобильности студентов и сотрудников высших учебных заведений» (International Credit Mobility). В рамках данного направления студенты и сотрудники высших учебных заведений имеют возможность пройти обучение или стажировку в одном из университетов ЕС (Рис. 1).

Направление 2. «Развитие потенциала в сфере высшего образования» (Capacity building for Higher Education). Целью проектов данного направления является модернизация и реформирование высших образовательных учреждений, разработка образовательных программ, повышение качества управления вузами, развитие сотрудничества между университетами и предприятиями, а также подготовка фундамента для проведения реформ высшего образования. Около 5% заложенного для данного направления бюджета предназначено для проектов с участием России (Рис. 2).

Направление 3. «Акции Жана Монне». Цель - развитие европейских исследований в различных странах мира через внедрение учебных модулей в образовательные программы, выполнение исследований по ин-

теграционным процессам, происходящим в Европе, проведение дискуссий с участием академического сообщества и представителей властных структур (Рис. 3).

Программа Erasmus+ является наиболее действенным инструментом интернационализации высшего образования. В современной литературе интернационализация высшего образования понимается как «процесс целенаправленного придания высшему образованию международного, межкультурного или глобального измерения с целью повышения качества образования и науки для всех студентов и сотрудников вузов, а также внесения значимого вклада в жизнь общества» [2, с. 127]. Современный университет предполагает активное включение международного измерения во все сферы направления деятельности - от образовательной и исследовательской до административной и организационной. Насущной задачей является создание университета, способного не только адекватно отвечать на экономические и политические вызовы, но и в определённой степени предупреждать их [3; 4].

Социологическое исследование

В настоящее время Воронежский государственный университет совместно с партнёрами из ЕС, Белоруссии и Армении реализуют проект «Разработка подходов к гармонизации стратегий интернационализа-

Рис. 3.

ции в области высшего образования, науки и инноваций в ЕС и России, Беларуси, Армении (HARMONY)». Проект направлен на разработку механизмов организации этого процесса с учётом национальных интересов с целью дальнейшего представления их в виде рекомендаций для министерств образования стран-участниц проекта. Консорциум проекта представлен 14 высшими учебными заведениями различных типов (классические университеты, университеты прикладных наук) из девяти стран мира, а именно из Испании, Великобритании, Германии, Португалии, Италии, Греции, России, Белоруссии, Армении.

С целью определения уровня интернационализации в области высшего образования в России, Белоруссии и Армении было проведено исследование. В России анкеты были направлены в 119 университетов, расположенных в четырёх федеральных округах, а именно в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном. Опрос проводился в течение 2015-2016 учебного года.

Исследование показало, что у подавляющего числа университетов нет отдельной стратегии интернационализации. В лучшем случае она является частью общей страте-

гии развития вуза, однако были отмечены и такие университеты (всего три), у которых план интернационализации представляет собой отдельный документ. 70% представителей опрошенных вузов указали наличие специальных внутренних положений, регулирующих их международную деятельность. При более пристальном обзоре всех обозначенных университетами положений оказалось, что основной акцент при организации международной деятельности делается на установлении правил академических обменов студентами, преподавателями или научными сотрудниками. Что касается регулирования интернационализации в области науки и инноваций, а также интернационализации образовательных программ, все за исключением одного не имели каких-либо специальных регламентов.

В отношении международных академических обменов полученные данные свидетельствуют о существовании значимого дисбаланса между количеством студентов, которые направляются на обучение за рубеж, и количеством обучающихся, приезжающих в Россию. Если процент входящей мобильности (здесь включены все иностранные студенты и стажёры) колеблется в пределах

от 10% до 15%, то показатели исходящей мобильности не превышают 3-4%. Что касается географии обменов, то к странам, которые наиболее часто принимают российских студентов, относятся Германия, Франция, Италия, Финляндия, Чехия, Китай. В свою очередь, основные потоки студентов в российские университеты приходятся на страны постсоветского пространства (Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Украина), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Турция), Африки (Конго, Нигерия, Гана), Азии (Китай, Индия, Вьетнам). Из стран ЕС наиболее часто по обмену в российские вузы направляются студенты из Германии, Франции, Финляндии, Польши.

Отмеченная нами выше дисгармония относительно показателей студенческой мобильности наблюдается и в плане обмена профессорско-преподавательским составом: на фоне достаточно высоких показателей входящей мобильности (от 10% до 17% приглашённых иностранных преподавателей от общего числа ППС) данные исходящей мобильности существенно ниже: в большинстве вузов этот показатель не превышает отметки в 1-5%. Любопытно, что 44% университетов, принимавших участие в опросе, отметили наличие стратегии по привлечению иностранных профессоров и талантливых преподавателей, а также наличие в бюджете университета финансовых средств для осуществления данной цели.

Следует отметить, что 88% опрошенных университетов предоставляют студентам и преподавателям консультационную помощь, включающую: подачу заявления о приёме в зарубежный вуз, визовое сопровождение, проведение обучающих тренингов на всех этапах обмена. Дополнительно структуры международного сотрудничества университетов (72% опрошенных вузов) оказывают поддержку сотрудникам, участвующим в международных проектах, а именно: организуют информационные семинары

по участию в международных программах и конкурсах, осуществляют перевод документации, помогают вести переписку с коллегами, подготавливают договоры. Заметим также, что 9% университетов из общего числа респондентов поддерживают систему финансового поощрения сотрудников, которые преподают на иностранных языках или изучают языки с целью дальнейшего применения своих компетенций в академической практике.

Данные относительно сотрудничества с зарубежными университетами в рамках реализации образовательных программ (имеются в виду программы двойных дипломов, совместные программы, программы множественных дипломов) показали, что 20% университетов не имеют каких-либо программ вообще. Более того, крайне ограниченное число предметов преподаётся в данных вузах на иностранных языках.

Интерес представляют данные опроса относительно деятельности университета по продвижению своего имиджа на международном образовательном пространстве. Одним из инструментов достижения данной цели является представление университетом информации о своем образовательном и научном потенциале на веб-сайте. Опрос показал, что количество языков, на которых вузы поддерживают свои сайты, варьируется от трёх до шести. Наиболее часто (39 университетов) информация представлена на трёх языках. Другим направлением деятельности, которое способствует повышению узнаваемости университетов среди зарубежных вузов, является участие в образовательных ярмарках. По данным опроса, наибольшее число ярмарок, которые посетил один вуз, составило 75. В среднем количество участий распределилось по шкале от 3 до 12 раз в год. Выборка относительно членства университетов в различных международных ассоциациях показала, что число организаций, в которых состоят вузы, не превышает 15. Следует упомянуть, что только 35% вузов имеют в своей структуре отдельное подразделение

или рабочую группу, которая отвечает за его участие в рейтингах.

Далее приведём примеры ведущих европейских университетов, имеющих высокие показатели уровня интернационализации. Данные университеты являются партнёрами ВГУ в рамках проекта Erasmus HARMONY [6].

Университет Астон (Великобритания). Стратегия интернационализации была разработана с учётом нацеленности университета на построение стратегических парт-нёрств в области науки и международного образования, развитие межкультурной образовательной среды и укрепление сотрудничества с бизнес-сообществом. Качественная реализация данных направлений предполагает решение следующих конкретных задач:

• проведение масштабных научных исследований;

• привлечение к обучению талантливых молодых людей со всего мира;

• поддержка сотрудничества с выпускниками в рамках ассоциаций;

• развитие долгосрочных партнёрских отношений с бизнес-сообществом;

• поддержание статуса престижного образовательного центра;

• создание положительного имиджа в международных сообществах посредством предоставления стипендий;

• подготовка выпускников, востребованных на международном рынке труда, обладающих необходимыми межкультурными компетенциями.

Основной акцент в подготовке студентов Университет Астон делает на развитии у них навыков трудоустройства. В связи с этим 35% производственных практик осуществляется за рубежом, что позволяет обогатить профессиональный опыт студентов. Статистика за 2015-2016 учебный год показала, что из 1500 предложенных направлений для прохождения практики 330 были связаны с выездом за пределы Великобритании. Наиболее популярными европейскими странами

среди студентов были Испания, Франция, Германия, Нидерланды и Бельгия. Они также охотно проходили практику в Австралии, США, Китае, Малайзии и Чили.

Деятельность Университета Астон в области интернационализации привела к ряду положительных результатов. Так, на сегодняшний день вуз является лидером в Великобритании по количеству приглашённых иностранных преподавателей и студентов; они приносят университету 18% дохода. Университет является ведущим в стране по числу обменов студентами и имеет высокие показатели мобильности преподавателей. Средства в бюджет университета приносит также научная деятельность: 39% дохода университета в 2015 г. по статье «Научные исследования» поступило из международных источников.

Университет «Сапьенца» (Рим,, Италия). Римский университет одним из первых университетов в Италии осознал необходимость стратегического планирования. Интернационализация образовательной деятельности является ключевым направлением его развития3. Для повышения уровня интернационализации Сапьенца увеличивает число курсов и программ, преподаваемых на английском языке, и всячески способствует развитию академической мобильности студентов и преподавателей, что позволяет вузу быть привлекательным местом для обучения итальянских и иностранных студентов. Высокие показатели интернационализации в области науки достигаются благодаря слиянию образовательной и научной деятельности. Римский университет продвигает научные обмены и привлекает иностранных учёных для работы в вузе. Развитие науки даёт университету преимущества при участии в конкурсах программ, финансируемых ЕС, и делает вуз привлекательным для сотрудничества с ведущими университетами мира [7].

3 Стратегический план 2016-2021: Создавая будущее // Римский университет «Сапьенца». URL: http://en.uniroma1.it/sites/sitoen/flles/allegati/Pia-noStrategico_20162021%20(ENG_bozza03)_.pdf

Заключение

Образование является важным фактором геополитики, своего рода «мягкой силой», которая широко используется как на уровне ЕС, так и отдельных стран для достижения внешнеполитических задач [8]. На уровне Европейского Союза - это программа академической мобильности проекта Erasmus, на национальном уровне - деятельность Германской службы академических обменов (DAAD), Кампус Франс - во Франции, программа Мевлана в Турции. Данные программы направлены на поддержку талантливой молодёжи своей страны и привлечение молодой элиты из-за рубежа для обучения и научной работы в вузах и научных центрах, пробуждение интереса к национальному языку и культуре. В конечном счете они формируют поколение, которое готово к системному сотрудничеству с данным государством. У России, к сожалению, нет подобной практики использования возможностей образования и академических обменов в реализации геополитических интересов.

Разработка и внедрение стратегии интернационализации в программы развития университета - этап неизбежный. Главный вопрос - как разработать стратегию, которая бы в полной мере сохраняла лучшие традиции российского образования при необходимой модернизации и оптимизации организационно-административных структур, при которой международная деятельность станет интегрированной составляющей каждого из направлений деятельности университета. Стратегия интернационализации не может быть универсальной. На наш взгляд, она будет в наибольшей степени способствовать развитию университета, а в конечном счёте - и всей системы высшей школы, только в том случае, если в ней будут гармонично сочетаться ценности российского общества, традиции высшей школы с эффективными механизмами, выработанными и применяемыми в европейских вузах.

Литература

1. Discover Erasmus+. (2015). The New EU

Programme for Education, Training, Youth and

Sport for 2014-2020. URL: http://ec.europa. eu/programmes/erasmus-plus/discover/index_ en.htm

2. Муравьева A.A., Олейникова О.Н, Викторова A.D. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.

2017. № 3. С. 126-135.

3. Меликян А.В. Типология международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 140-150; Ватолкина Н.Ш, Фе-доткина О.П. Международное стратегическое партнерство университета: модели взаимодействия // Высшее образование в России.

2018. Т. 27. № 6. С. 113-119;

4. Акульшина A.B., Галушко Д.В. Роль программ Европейского Союза в интернационализации высшего образования России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 114-116.

5. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации: результаты опроса российских вузов // Отчёт по исследованию, осуществлённому в рамках проекта Направления 2 программы Эразмус плюс «HARMONY». URL: http://harmonyproject. eu/wp-content/uploads/2017/04/Final-Comprehensive-Report_Russia.pdf

6. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации: результаты опроса вузов-участников проекта // Отчёт по исследованию, осуществлённому в рамках проекта Направления 2 программы Эразмус плюс «HARMONY». URL: http://harmonyproject. eu/wp-content/uploads/2017/04/FINALVERSI ONHARMONYPartnerMembers-1.pdf

7. Разработка рамочной модели стратегии интернационализации // Отчёт по исследованию, осуществлённому в рамках проекта Эразмус плюс «HARMONY». URL: http:// harmonyproject.eu/wp-co ntent/uploads/2017/05/ BaseHARMONYActionPlan_WP3.docx

8. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.

Статья поступила в редакцию 20.06.18 Принята к печати 21.07.18

Internationalization of Higher Education: International Vector of the University Development Strategy

Alla V. Akulshina - Cand. Sci. (History), Director of the Centre for International Projects and programmes, e-mail: [email protected]

Lilia A. Zavialova - PhD student, translator of the Centre for International Projects and programmes, e-mail: [email protected]

Voronezh State University, Voronezh, Russia

Address: 1 Universitetskaya pl., Voronezh, 394018, Russian Federation

Abstract. The article focuses on internationalization of higher education. It analyzes the European experience of implementing internationalization strategies on the examples of Aston University (United Kingdom) and Sapienza University of Rome (Italy). The authors present the results of the research on defining the level of internationalization conducted at Russian higher education institutions under Erasmus+ project "Development of approaches to harmonization of comprehensive internationalization strategies in higher education, research and innovation at EU and partner countries (HARMONY)". The project partnership is comprised of 14 higher education institutions of different types (classical universities, institutions of applied sciences) from 9 countries of the world, namely Spain, United Kingdom, Germany, Portugal, Italy, Greece, Russia, Belarus, and Armenia. In Russia the questionnaires were sent to 119 universities located in four Russian federal districts including the Central, North-Western, Volga and Southern federal districts. The survey was based on data of 2015-2016 academic year. Finally, the article analyzes the cooperation between Russia and European Union in the framework of Erasmus+ programme and the role that the programme plays in internationalization of higher education.

Keywords: internationalization in education sphere, Erasmus+ programme, European educational programmes, internationalization strategies, mobility, Jean Monnet programme, Harmony project

Cite as: Akulshina, A.V., Zavialova, L.A. (2018). [Internationalization of Higher Education: International Vector of the University Development Strategy]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 8-9, pp. 117-125. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-117-125

References

1. Discover Erasmus+. (2015). The New EU Programme for Education, Training, Youth and Sport for 2014-2020. Available at: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/discover/index_ en.htm

2. Muravieva, A.A., Oleinikova, O.N., Viktorova, A.O. (2017). [Internationalization of Educational Programmes as the Core Component of Internationalization of Education at the Internal Level]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Voronezh State University. No. 3, pp. 126-135. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Melikyan, A.V. (2016). [Typology and Analysis of International Educational Activity of Russian Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12 (207), pp. 140-150. (In Russ., abstract in Eng.); Vatolkina, N.Sh., Fedotkina, O.P. (2018). [International Strategic University Partnership: Interaction Model]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 6, pp. 113-119. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Akulshina, A.V., Galushko, D.V. (2017). [EU Programmes and their Role in the Process of the Internationalization of Higher Education in Russia]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Voronezh State University. No. 2, pp. 114-116.

5. Internationalization of Higher Education in Russian Federation: External Survey: Report on the Research Conducted in Frames of HARMONY Project, KA2 Erasmus + Programme - Capacity Building. Available at: http://harmonyproject.eu/wp-content/uploads/2017/04/Final-Com-prehensive-Report_Russia.pdf

6. Internationalization of Higher Education in Project's Partner Members: Internal Survey : Report on the Research Conducted within HARMONY Project, KA2 Erasmus + Programme -Capacity Building. Available at: http://harmonyproject.eu/wp content/uploads/2017/04/FI-NALVERSIONHARMONYPartnerMembers-1.pdf

7. Development of a Framework of a Comprehensive Internationalization Strategy: Report on the Research Conducted within HARMONY Project. Available at: http://harmonyproject.eu/wp-content/uploads/2017/05/BaseHARMONYActionPlan_WP3.docx

8. Larionova, M.V., Perfilieva, O.V. (Eds) (2013). Imperativy internatsionalizatsii [Internationalization Imperatives]. Moscow: Logos Publ. 420 p. (In Russ.)

The paper was submitted 20.06.18 Accepted for publication 21.07.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.