Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования и национальные интересы: пути гармонизации'

Интернационализация высшего образования и национальные интересы: пути гармонизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / MODERN UNIVERSITY / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EUROPEAN EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акульшина Алла Владимировна, Галушко Дмитрий Вячеславович

Дается характеристика основных направлений интернационализации функционирования вузов в свете последних тенденций развития высшего образования в Европе и мире. Большое внимание уделяется анализу зарубежного опыта реализации методик интернационализации высшей школы, в особенности Германии. Выделены некоторые направления гармонизации процесса интернационализации работы отечественных университетов с национальными интересами. В качестве примера приводится опыт Воронежского госуниверситета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акульшина Алла Владимировна, Галушко Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AND NATIONAL INTERESTS: WAYS FOR HARMONIZATION

The authors provide characteristics of the main areas of internationalization of higher education institutions’ functioning in the light of recent developments in the sphere of higher education in Europe and in the world. Much attention is given to the analysis of foreign experience in the process of implementation of internationalization practices at universities, particularly in Germany. The authors highlight some aspects of the process of harmonizing internationalization of Russian universities’ activities with national interests. This is illustrated by the example of the experience of the Voronezh State University in this area.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования и национальные интересы: пути гармонизации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ

© 2015 г. А.В. Акульшина, Д.В. Галушко

Воронежский государственный университет

akulshina@vsu.ru

Поступила в редакцию 22.06.2015

Дается характеристика основных направлений интернационализации функционирования вузов в свете последних тенденций развития высшего образования в Европе и мире. Большое внимание уделяется анализу зарубежного опыта реализации методик интернационализации высшей школы, в особенности Германии. Выделены некоторые направления гармонизации процесса интернационализации работы отечественных университетов с национальными интересами. В качестве примера приводится опыт Воронежского госуниверситета.

Ключевые слова: интернационализация, высшее образование, современный университет, гармонизация, европейские образовательные программы.

... Когда актер не понимает, кого играет, он поневоле играет самого себя. В подобном затруднительном положении могут очутиться и педагоги известной школы. Сами по себе они могут быть разными людьми, такими и этакими, но все они должны понимать идею своей школы, и понимать ее одинаково, чтобы знать, кого они воспитывают,.. кого им нужно воспитать и выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им живые будущности, смотрящие на них полными смутных ожиданий глазами.

В. О. Ключевский [1]

Идея интернационализации высшего образования, выработки общих целей, задач, методов и результатов не представляется столь новой. Достаточно вспомнить знаменитую эпоху Просвещения и образовательную политику Екатерины II, вобравшую в себя все самые смелые идеи «свободного века» по формированию системы образования и воспитания, готовящей к гражданскому общежитию.

Три века спустя наши умы и сердца волнуют сходные проблемы: как подготовить людей, способных работать в условиях современной наукоемкой экономики, как дать им возможность освоить не только необходимые знания, но и сформировать систему ценностей, умение понимать суть проблем, «ибо в программе, лишенной органической связи своих частей, столько же смысла, сколько поэзии в рассыпан-

ном типографском наборе лучшей пьесы Пушкина...» [1].

Современный университет предполагает активное включение интернационализации образования во все сферы деятельности - от образовательной и исследовательской до административной и организационной. Насущной задачей является создание университета, способного адекватно не только отвечать на экономические и политические вызовы, но и в определенной степени их предупреждать.

Интернационализация высшего образования является одной из важнейших составляющих образовательной политики европейских стран. К безусловным преимуществам интернационализации образования можно отнести:

• появление международных стандартов качества образования,

• увеличение доступности высшего образования,

• активизацию академической и студенческой мобильности,

• повышение инновационности высшего образования,

• универсализацию знания,

• расширение и укрепление международного сотрудничества.

Не вызывает сомнений, что интернационализация образования способствует структурным изменениям в каждом соответствующем образовательном учреждении. Такие изменения могут касаться:

• руководящих структур вузов (структуры управления, международные отделы, структуры, связанные с вопросами: продвижения и развития; разработки и внедрения инноваций; реализации программ международного сотрудничества и проектов; инфраструктуры);

• профессорско-преподавательского состава (обмен преподавателями, организация стажировок в зарубежных вузах, осуществление совместных международных научно -исследовательских и учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ);

• структуры и содержания образовательных программ (создание и внедрение новых программ, модернизация существующих учебных программ и отдельных курсов, которые бы учитывали элементы межкультурной коммуникации, признание документов об образовании, использование системы ECTS, выдача «двойных» и совместных дипломов, внедрение современных информационных и педагогических технологий в учебный процесс);

• студентов (организация программ студенческих обменов, практик, учебных мероприятий, летних школ, индивидуальная студенческая мобильность);

• процедур аккредитации и оценки (вопросы качества образования, международные и национальные рейтинги университетов).

Для повышения своей международной конкурентоспособности университетам необходимо уделять внимание следующим направлениям деятельности: совершенствование системы управления вузами; развитие научных исследований; востребованность на рынке труда выпускников вузов как признание их высокого уровня квалификации; развитие международной академической мобильности; расширение доступа к образованию, что должно способствовать повышению доли иностранных студентов.

На протяжении последних нескольких десятилетий для престижных иностранных университетов кросс-культурное взаимодействие и обогащение образовательных программ иностранным элементом являются одними из наиболее приоритетных направлений в структуре управленческой деятельности. В этом отношении можно выделить внутреннюю (интернационализация содержания образования) и внешнюю (различные формы академической мобильности) составляющие процесса интернационализации. В отношении внешнего аспекта интернационализации можно особенно выделить участие в европейских международных образовательных программах, таких как Tempus, Erasmus, а в настоящее время -Erasmus+.

Глобализация, развитие информационного общества, господство экономики знаний - все эти факторы способствуют существенным изменениям в функционировании университетов, что среди прочего выражается в интегрировании в деятельность вуза комплекса инноваций, в частности педагогических, технологических, экономических, социальных, институциональных и политико-административных.

Опыт вузов Германии в реализации стратегии интернационализации высшего образования представляет большой практический интерес для российских вузов, т. к. немецкая система высшего образования представляется наиболее близкой к российской, а немецкие вузы традиционно являются стратегическими партнерами российских вузов.

Политика в области высшего образования и науки Германии направлена на расширение академической мобильности, привлечение для работы и учебы в Германии лучших кадров, а в перспективе - превращение Германии в наиболее привлекательный регион мира для учебы и научной деятельности.

В 2014/15 гг. из 2.7 млн студентов, обучающихся в немецких вузах, 319 000 - иностранные (11,3% от общего числа студентов). Ежегодно более 150 000 немецких студентов обучаются за рубежом, показатель мобильности немецких студентов составляет 35%, при этом поставлена задача к 2020 г.довести показатель до 50%.

Сравним данные показатели с российскими. В России в 2014/15 гг. обучалось 5,5 млн студентов, из которых 186 606 - иностранные граждане, что составляет около 3% [2]. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» говорится о необходимости создавать условия для привлечения в

Россию иностранных студентов. Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений, с тем чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования» [3]. Россия занимает всего лишь 3% на мировом рынке образовательных услуг, что далеко не соответствует ее образовательному потенциалу, и если в Германии на текущий момент доля иностранных студентов уже составляет 11%, то для России только поставлена задача довести этот показатель до 5% к 2020 г. При данном походе последующие потери российских позиций на рынке образовательных услуг представляются неизбежными.

Основой успешного позиционирования Германии на рынке образовательных услуг является целенаправленная политика в области высшего образования. Интернационализация образования и науки является важным направлением государственной политики Германии. Достаточно проанализировать некоторые документы, принятые на государственном уровне за последние 10 лет. В феврале 2008 г. была принята «Стратегия федерального правительства по интернационализации науки и исследований» (Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Wissenschaft und Forschung), в октябре 2008 г. - «Инициатива повышения качества для Германии» (Die Qualifizierungsinitiative für Deutschland»). Эти документы поставили весьма амбициозные цели, среди которых доведение уровня расходов на науку к 2010 г. до 3% от ВВП, совокупных расходов на образование и науку - до 10% ВВП к 2015 г. [4]

Федеральное правительство и правительства земель запланировали вложить в образование около 38 млрд евро за период 2007-2023 гг. Осуществляется поддержка по трём направлениям - Высшее образование (Higher Education Pact), Исследования и инновации (Pact for Research and Innovation), Передовая инициатива (Initiative for Excellence) [5].

В области высшего образования предполагалось создание к 2015 r дополнительных 625 мест для абитуриентов, федеральное правительство выделяет 11 000 евро на каждого абитуриента. Еще одним направлением является повышение качества обучения. Федеральное правительство и правительства земель выделяют 2 млрд евро на поддержку 186 вузов в целях улучшения условий обучения, повышения ква-

лификации преподавательского состава, создания оптимального соотношения «преподаватель - студент».

В сфере высшего образования и инноваций реализуется такое направление, как Передовая инициатива (Excellence Initiativе). На период с 2005 по 2017 гг. выделяется 4,6 млрд евро для развития инновационных исследований в вузах Германии. В числе ключевых задач в рамках данного направления можно выделить следующие: создание 45 научные школ для молодых исследователей, создание в университетах 43 инновационных кластеров, создание 11 «Технологий будущего для развития передовой науки в университетах».

Ярким примером геополитической важности обучения иностранных студентов и привлечения иностранных специалистов является деятельность Германской службы академических обменов (DAAD). DAAD [6] является посреднической организацией в реализации внешней культурной и образовательной политики Германии. К первоочередным задачам DAAD относятся:

1. Поддержка молодой элиты из-за рубежа для обучения и научной работы в вузах и научных центрах Германии - стипендии для иностранцев;

2. Поддержка немецкой элиты для обучения и научной работы в вузах и научных центрах за рубежом - стипендии для немцев;

3. Интернационализация немецких вузов с целью повышения интереса иностранных учащихся и ученых к учебе и научной работе в Германии;

4. Поддержка германистики и немецкого языка - пробуждение интереса к немецкому языку и культуре Германии в мировом академическом обмене;

5. Сотрудничество в области образования с развивающимися странами.

Эти цели конкретно отражаются в более чем 250 программах DAAD, предназначенных для всех стран мира и для представителей всех научных направлений.

Кроме того, DAAD оказывает поддержку высшим учебным заведениям как Германии, так, по необходимости, и других стран в их международной деятельности посредством целого ряда услуг - маркетинга, информационных программ, консультативной помощи. В 2014 г. ДААД выделила 72 857 стипендий для немецких студентов, преподавателей, исследователей и 48 254 - для иностранных [7].

О значимости образовательных и научных обменов говорит сама структура бюджета DAAD,

общий бюджет на 2014 г. составлял 441 млн евро, из которых 40% - из средств Министерства иностранных дел Германии, 23% - Министерства образования и науки, 9% - Министерства экономического развития, 15% из бюджета ЕС, и 9% из других фондов.

Целенаправленная государственная политика Германии в области интернационализации высшего образования и исследований включает целый комплекс мер, направленных на повышение привлекательности системы высшего образования Германии, в том числе:

— поддержку внедрения в вузах интернационализации со стороны министерства (проведение аудита интернационализации вуза со стороны Конференции ректоров вузов Германии);

— сближение законодательных норм (взаимное признание, совместные программы)

— создание «культуры гостеприимства» -специализированные центры по приему студентов, кураторство;

— содействие в разработке совместных программ (380 программ бакалавриата, 1200 программ магистратуры);

— развитие международного научного сотрудничества, привлечение ведущих ученых из-за рубежа;

— создание зарубежных образовательных центров, университетов, международных кампусов, оффшорных кампусов при поддержке министерства;

— реализацию программ стратегических партнерств с ключевыми странами;

— интернационализацию администрации университетов.

Весьма показательным примером в реализации стратегии интернационализации является политика, проводимая Техническим университетом Берлина. В настоящий момент в университете реализуется «Стратегия интернационализации университета 2013-2020 гг.» В качестве основной цели интернационализации сформулировано создание возможностей для вовлечения в процесс интернационализации всего коллектива университета. В отношении студентов реализация стратегии интернационализации означает подготовку специалистов для международного рынка труда и проведения исследований на международном уровне; в отношении преподавателей и ученых - проведение международных инновационных исследований и создание совместных международных программ. Для административного персонала ставится задача расширения возможностей для международных обменов.

В числе основных направлений Стратегии интернационализации Технического университета Берлина выделены следующие:

1) развитие стратегического партнерства;

2) развитие международного научного сотрудничества;

3) создание международных представительств и зарубежных кампусов;

4) обучение иностранных студентов;

5) повышение квалификации персонала и академический обмен;

6) организационно-административная поддержка международной деятельности университета.

Показатели эффективности международной деятельности университета превосходят средние по Германии. Так, 6% из ППС университета - зарубежные преподаватели, более 16% - зарубежные ассоциированные научные сотрудники. Иностранные граждане составляют 19% от общего числа студентов университета (при этом средний процент по Германии - 11,3%). В университете реализуются 18 магистерских программ на английском языке и 20 европейских программ двойных дипломов, 12-14% от общего числа преподаваемых дисциплин читается на английском языке. Создана сеть зарубежных кампусов и представительств, включая Немецко-турецкий университет, Вьетнамо-немецкий университет, Институт в Египте. Реализуются программы стратегического партнерства с пятью ведущими университетами Норвегии, Италии, России, Австрии, Польши.

Институциональные инновации в управлении европейским высшим образованием являются составляющими многомерного и многоаспектного процесса интернационализации образования, сфера их влияния ограниченна, но они быстро прогрессируют. Учитывая это, рассмотрим эти инновации более подробно.

Основными типами институциональных инноваций в интернационализации европейского высшего образования являются: открытие новых вузов, создание отдельных структурных подразделений в существующих вузах, радикальные изменения в деятельности существующих вузов, частичные изменения в деятельности существующих вузов, периферийные изменения в деятельности существующих вузов.

Самым простым путем внедрения инноваций в управление высшим образованием является открытие новых вузов, работающих по программам зарубежного университета. Создание новой организационной структуры позволяет полностью избежать трудностей, обычно возникающих при использовании учебных про-

грамм зарубежного вуза в деятельности нового университета, и предоставить образование международного уровня. Среди университетов, открывающих зарубежные филиалы, признанными лидерами являются Великобритания и Австралия, однако в последнее время растет активность в предоставлении образовательных услуг такими странами, как США, Франция, Канада, Сингапур и Китай. Наряду с положительными сторонами открытия новых вузов зарубежными университетами, в этом процессе существует и ряд недостатков, среди которых можно выделить значительные финансовые затраты, угрозу недостаточной эффективности деятельности нового вуза по объективным причинам, а также, в случае открытия иностранных филиалов исключительно для иностранных студентов, нивелирования возможности интеграции и межкультурного взаимодействия с местными студентами.

Создание отдельных структурных подразделений в существующих вузах является довольно популярным способом интернационализации высшего образования. В этом отношении обычно предусматривается внедрение в университетах образовательных программ с «международной составляющей», отдельных учебных курсов для иностранных студентов. Эти меры зачастую предполагают и привлечение зарубежных научно-педагогических кадров. Главной положительной чертой этого типа нововведений являются широкие возможности для экспериментирования и, вместе с тем, относительно небольшие финансовые расходы, обусловленные отсутствием принципиальных изменений в деятельности учебного заведения в целом.

Наиболее распространенным путем модернизации управления высшим европейским образованием являются частичные изменения в деятельности существующих вузов, которые не влияют на институциональную структуру учебного заведения. Это направление среди прочего предусматривает подписание различного рода соглашений о международном сотрудничестве, включающих различные аспекты преподавания и обучения.

Наиболее часто такие договоры связаны с обменом студентами или преподавателями. Часто проявлениями таких инноваций в контексте интернационализации европейского высшего образования является внедрение программ академического партнерства, таких как Erasmus+. Проекты, осуществляемые в рамках указанных программ, предусматривают как двусторонние обмены, так и многостороннее сотрудничество, в том числе международное сотрудничество в

обновлении содержания высшего образования. В некоторых случаях совместные образовательные проекты превращаются в консорциумы и межуниверситетские сети. Хотя введение таких институциональных инноваций, как академическое партнерство, и не предусматривает изменений в структуре вузов, однако они в совокупности могут привести к важным изменениям в деятельности университетов, прежде всего к повышению качества обучения и преподавания.

Подобные изменения можно проследить в развитии международной деятельности Воронежского госуниверситета (ВГУ). Воронежский университет с 1995 года участвует в европейских программах в области образования и науки - таких как Tempus, Erasmus Mundus, Рамочных программах ЕС. Значимым направлением деятельности университета является развитие международного научного, образовательного сотрудничества, академической мобильности в международных проектах.

В данном направлении работа ориентирована на инициирование, подготовку, реализацию и сопровождение международных проектов — совместно с подразделениями университета, методическую, информационную и консультационную помощь в организации участия в международных проектах и программах, обучение сотрудников университета в рамках программы повышения квалификации «Международные научные и образовательные проекты для улучшения качества образования»

Университет - один из первых региональных российских вузов - стал координатором проекта Шестой рамочной программы Европейского союза по научно-технологическому развитию «RegionERA - Региональная сеть поддержки научного и технологического сотрудничества между Европейским союзом и российскими регионами» (2006-2008 гг.). В настоящий момент ВГУ реализует 11 проектов Tempus и 7 РП в области экологии, гуманитарных наук, информационно-коммуникационных технологий, экономических исследований, развития преподавания иностранных языков, повышения качества образования, а также проекты, направленные на развитие международного научного и академического сотрудничества.

В 2013 году Воронежским государственным университетом был получен грант в рамках программы ЕС Tempus «Европейское и международное право» в Восточной Европе (European and International Law Master programme Development in Eastern Europe, InterEULawEast) [8]. Целью проекта является создание иннова-

ционной магистерской программы под рабочим названием «Международное и европейское право», основанной на оценке результатов обучения (learning outcomes approach).

Вузами-партнёрами, участвующими в реализации проекта, кроме ВГУ, являются: Университет Загреба (Хорватия) - координатор проекта, Университет Марибора (Словения), Высшая школа социальных технологий (Рига, Латвия), Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия), Тюменский государственный университет (Россия), Национальный университет "Одесская юридическая академия" (Украина), Донецкий национальный университет (Украина), а также внешние эксперты проекта -представители Университета Гента (Бельгия) и Университета Лотарингии (Мец, Франция).

Для реализации проекта в структуру университета были внесены определённые институциональные изменения. В мае 2014 г. состоялось открытие Центра европейского и международного права на базе кафедры международного и европейского права юридического факультета ВГУ. Созданный Центр направлен на активизацию научных исследований, введение в научный оборот и исследование новых иноязычных источников, координацию научной работы студентов, соискателей, аспирантов, докторантов, обмен результатами исследовательской работы с родственными учебными и научными учреждениями зарубежья, распространение информации о прогрессивных инновациях в образовании, налаживание сотрудничества с образовательными и другими организациями России и за ее пределами, создание программ двойных дипломов, содействие практическому осуществлению общегосударственных, региональных, местных и международных программ, установление деловых контактов.

Следует отметить, что подразделения университета становятся более активными. Так, в 2013 г. подразделениями университета было подготовлено 20 проектов по крупнейшим европейским программам в области образования и науки. По итогам конкурсного отбора ВГУ университет получил 5 проектов, т.е. каждый четвертый проект, процент успешности составляет 25%, что выше средних показателей российских университетов, процент успешности которых в среднем 12-15% в зависимости от программы. По итогам отбора Исполнительным агентством по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам в 2013 г. был поддержан 171 проект, всего проектов с участием российских университетов - 28, из них 3 проекта с участием ВГУ.

Отрадно отметить, что и в 2014-2015 гг. активное участие ВГУ в европейских конкурсах сохранилось. Так, на конкурс Ега8шш+ подразделениями университета было подано 17 проектов. Для многих факультетов стало очевидным, что участие в европейских программах - это не только дополнительное финансирование, а, прежде всего, «знак качества» университета -его достижений в области науки или образования, это возможности повышения квалификации персонала, престижности и конкурентоспособности образовательных программ, выход на программы двойных дипломов и, в конечном итоге, практическая реализация стратегии интернационализации в тесном взаимодействии с европейскими партнерами.

Разработка и внедрение стратегии интернационализации - неизбежный этап в развитии университета, и здесь российские вузы уже перешли Рубикон. Значительно более сложный вопрос - как разработать стратегию, которая бы в полной мере сохраняла лучшие традиции российского образования при необходимой модернизации и оптимизации организационно-административных структур, при которой международная деятельность станет интегрированной составляющей каждого из направлений деятельности университета. Стратегия интернационализации не может быть универсальной. На наш взгляд, стратегия интернационализации будет в наибольшей степени способствовать развитию университета, а в конечном счете и всей системы высшей школы только в том случае, если в ней будут гармонично сочетаться ценности российского общества, традиции высшей школы с эффективными механизмами, выработанными и применяемыми в европейских вузах, в частности, в вузах Германии. Реализация парадигмы «ценности - цели - действия» будет обеспечивать баланс между образовательным, научным, инновационным и нравственным развитием общества. Начинать строить данную стратегию необходимо с определения тех ценностей, порой потерянных, а порой забытых, о которых так хорошо сказал некогда В.О. Ключевский: «Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потемках, мы видим перед собою полосу света, падающую на наш дальнейший путь от кого-то сзади нас. Эта проводница наша - история с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего» [9].

Список литературы

1. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990.

2. http ://www. vedomo sti.ru/management/articles/ 2015/02/19/student-stupenka-k-rejtingu

3. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept/indexdocs

4. Die Hightech-Strategie für Deutschland [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bmbf.de/pub/bmbf_hts_lang.pdf

5. Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Wissenschaft und Forschung [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. bmbf.de/pub/Internationalisierungsstrategie.pdf

6. http://supporthere.org/sites/default/files/module_ e_german_internationalisation_strategy_petrikowski.pdf

7. https://www.daad.de

8. http://supporthere.org/sites/default/files/module_ b_managing_mobility_burkhart.pdf

9. http://iele.weebly.com/

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AND NATIONAL INTERESTS:

WAYS FOR HARMONIZATION

A. V. Akulshina, D.V. Galushko

Voronezh State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors provide characteristics of the main areas of internationalization of higher education institutions' functioning in the light of recent developments in the sphere of higher education in Europe and in the world. Much attention is given to the analysis of foreign experience in the process of implementation of internationalization practices at universities, particularly in Germany. The authors highlight some aspects of the process of harmonizing internationalization of Russian universities' activities with national interests. This is illustrated by the example of the experience of the Voronezh State University in this area.

Keywords: internationalization, higher education, modern university, harmonization, European education programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.