Научная статья на тему 'Интернационализация вуза в контексте глобализации: социально-управленческий аспект'

Интернационализация вуза в контексте глобализации: социально-управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
35
4
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / GLOBALIZATION / TRANSFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы —

Анализируется связь глобализации и интернационализации высшего образования, в том числе в историческом ракурсе. Определяются существенные противоречия в процессе управления интернационализацией в современном вузе. Интернационализация как проявление трансформации образования рассматривается в качестве социального процесса и преобразований на глобальном уровне, требующих стратегического управления, с учетом факторов благоприятного и негативного влияния на общество.

Internationalization of a Higher Education Institution in the Context of Globalization

The correlation between globalization and internationalization of higher education including the historical perspective is analyzed. Substantial controversy in the process of internationalization management of a modern higher education institution is determined. Internationalization as a reflection of educational transformation is viewed as a social process and transformation at a global level, requiring strategic management of the process, taking into account factors of beneficial and negative influence on society.

Текст научной работы на тему «Интернационализация вуза в контексте глобализации: социально-управленческий аспект»

УДК 378 ББК 74.58

DOI 10.22394/1682-2358-2017-3-81-87

E.S. Tokareva, post-graduate student of the Economic Sociology, Advertising and Public Relations Department, Head of the International Relations Department, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics

INTERNATIONALIZATION OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The correlation between globalization and internationalization of higher education including the historical perspective is analyzed. Substantial controversy in the process of internationalization management of a modern higher education institution is determined. Internationalization as a reflection of educational transformation is viewed as a social process and transformation at a global level, requiring strategic management of the process, taking into account factors of beneficial and negative influence on society.

Key words and word-combinations: internationalization of higher education institutions, globalization, transformation of the higher education system, international cooperation.

Е.С. Токарева, аспирант кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью, начальник отдела международных связей Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (етай: eugenietok@mail.ru)

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Анализируется связь глобализации и интернационализации высшего образования, в том числе в историческом ракурсе. Определяются существенные противоречия в процессе управления интернационализацией в современном вузе. Интернационализация как проявление трансформации образования рассматривается в качестве социального процесса и преобразований на глобальном уровне, требующих стратегического управления, с учитом факторов благоприятного и негативного влияния на общество.

Ключевые слова и словосочетания: интернационализация вуза, глобализация, трансформация системы высшего образования, международное сотрудничество.

И

штернационализация — одна из ключевых тенденций, возникающих в системе высшего образования по всему миру. Всеобщая глобализация привела к появлению новых социально-культурных и экономико-политических механизмов управления

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3

81

на национальном и институциональном уровнях, что оказало воздействие и на сферу высшего образования. Интеграция вузов в международное образовательное сообщество требует от управленца оперативного реагирования на новые условия, понимания предпосылок и связей глобализации и интернационализации высшего образования.

Глобализация открывает границы, и это напрямую влияет на процесс управления образованием и развитием интернационализации в вузе [1]. Нередко понятия глобализации и интернационализации смешиваются, однако они представляют собой разные, хотя и взаимосвязанные явления. Как утверждает Дж. Найт, «глобализация и интернационализация рассматриваются как различные, но связанные между собой процессы. Интернационализация трансформирует мир высшего образования, а глобализация меняет мир интернационализации» [2]. Образование становится своего рода рынком образовательных услуг в условиях глобального распространения технологий и инноваций. Процесс глобализации влияет на высшее образование, на его функции и структуру. Традиционно высшее образование сосредоточено на преподавании и исследованиях, однако современная роль университета приобретает более широкое значение в условиях глобализации, университет становится своего рода агентом глобализации, выполняя стратегические задачи государства, развития страны.

Дж. Найт понимает интернационализацию в разных контекстах, «как процесс интеграции международного аспекта в преподавательскую и исследовательскую деятельность университета, колледжа для повышения их качеств» [3]. В процессе исследования он выделяет стратегический подход, где развитие аспектов интернационализации осуществляется не только в академической сфере, но и в сфере управления и организации образовательного процесса. Интернационализация высшего образования — это интеграция вуза во внешний образовательный рынок, в том числе с целью привлечения иностранных студентов (экспорт образовательных услуг) и зарубежных ученых и преподавателей (импорт человеческого капитала). Такие организационно-управленческие задачи вуза, как привлечение иностранных студентов, организация зарубежных поездок для преподавателей и студентов, подписание договоров о сотрудничестве с вузами, являются инструментами процесса интернационализации, а целью интернационализации становится повышение качества образовательной услуги, обеспечивающей формирование конкурентных преимуществ ее потребителей на рынке труда в условиях интернационализации и глобализации, повышение имиджа и признание вуза в международном образовательном пространстве, повышение его конкурентоспособности.

Интернационализация образования отражает социальные процессы и изменения в обществе, нацелена на модернизацию и развитие образования, то есть прогресс. Однако, согласно П. Штомпке, несмотря на то что такие понятия, как модернизация, индустриализация, урбанизация, считались синонимами прогресса, обнаружилось, что данные процессы влекут за собой и

Я2 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

разрушения [4, с. 12—13]. Интернационализация как социальный процесс также является процессом как прогрессивным, так и регрессивным (переход от традиционного образования не всегда успешен, свидетельство тому «утечка мозгов», ликвидация вузов, неравенство возможностей — участие в интернационализации доступно не всем вузам, так же как и не всем участникам образовательного процесса). Следовательно, интернационализация образования, как трансформация в ответ на глобализацию, имеет направленность качественного улучшения, модернизации и прогресса образования, но не лишена противоречий и негативных последствий.

В России процесс интернационализации связан с выходом образования за национальные рамки, с интеграцией университетов, с подготовкой студентов к международному сотрудничеству и конкуренции. «Задачей интернационализации университетского образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества» [5, с. 14].

В.М. Филиппов определяет стратегический аспект интернационализации, отмечая, что в настоящее время интернационализация высшего образования является не просто общемировой тенденцией; а повсеместно декларируется в качестве стратегического направления развития университетов [6]. Действительно, управление вузом во многом связано с управлением процессами интернационализации его деятельности.

В настоящее время интернационализация российского образования, привлечение инвестиций, возможность участия в зарубежных фондах, коммерциализация деятельности университетов регулируются в рамках положений Болонской декларации. В соответствии с этим документом научные учреждде-ния многих стран убеждены в том, что системы высшего образования следует трансформировать и сделать их совместимыми между собой с целью получения взаимной выгоды от культурного разнообразия этих систем, чтобы перенять опыт в области научных исследований и преподавания, улучшить качество образования, организовать постоянную мобильность студентов. В Европе, стремящейся к созданию единого образовательного пространства, Болонский процесс изначально был нацелен на укрепление конкурентоспособности европейской системы и повышение имиджа европейского высшего образования. Болонская декларация формирует основы образования — качество, мобильность, многообразие и гибкость, открытость и доступность. С 2003 г. Россия официально присоединилась к этому процессу, в результате чего интернационализация высшего образования стала управленческой стратегией на государственном уровне и привела к качественным институциональным реформам высшего образования в стране.

Феномен интернационализации в образовании имеет исторические предпосылки, определяющие трансформацию в процессе управления вузом. Развитие международных программ и организаций в сфере высшего образования началось в первой половине XX в. с создания института международного сотрудни-

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 N3

чества в США (1919), Германской службы академических обменов (DAAD) (1925), Британского совета (British Council) (1934). Активное развитие эти программы получили после Второй мировой войны, дополнившись новыми крупными международными программами мобильности — Эразмус (1987), Фулбрайт (1946). В условиях роста экономики и взаимного влияния стран, в том числе в области исследований и образования, интернационализация высшей школы обрела политическую целесообразность, выработала определенную стратегию.

В настоящее время Институт международного сотрудничества (IIE, США) как самая ранняя образовательная организация, направленная на работу в высшем образовании посредством разнообразия программ и фондов, продолжает продвигать взаимопонимание среди разных наций посредством программы Фулбрайта, в ее рамках ежегодно более 2000 студентов из-за рубежа получают гранты на обучение в США [7]. С позиции управления процессом интернационализация вузов развивалась через создание иностранных программ обучения за рубежом, более широкого изучения иностранных языков и участия в зарубежных исследованиях.

В эпоху глобализации большинство стран признали преимущества поддержки интернационализации высшей школы как внутри, так и за ее пределами. Стратегия управления интернационализацией в европейских вузах в настоящее время — это активное привлечение студентов и других участников образовательного процесса к программам академической мобильности. В Европе мобильность стимулируется различными государственными и региональными программами, финансируется фондами и грантами. Наиболее известная европейская программа — Эразмус (Erasmus), начавшая свою работу в 1987 г., когда в России еще был «железный занавес», работает с целью создания общего рынка в Европе и сопряженных с ней схем мобильности, повышения качества образования в Европе, развития мобильности и культурных связей студентов европейских и соседних с ЕС стран.

Данные программы изначально были нацелены на рост конкурентоспособности образования в странах Европы и на расширение европейского гражданства. До сих пор эти цели по-прежнему остаются ключевыми факторами в европейских программах в области образования и научных исследований, упор в их деятельности делается на сотрудничестве посредством студенческих и преподавательских обменов, совместной разработке учебных программ и совместных научно-исследовательских проектов.

В 1990-е годы программы получили широкое распространение, и с тех пор был установлен европейский подход к управлению процессом интернационализации, акцентированный на академической мобильности за счет средств фондов. В 1999 г. в Европе начинается Болонский процесс, нацеленный на развитие интернационализации высшего образования посредством создания единых квалификаций, прозрачных, сопоставимых и, следовательно, более конкурентоспособных результатов обучения. Конкурентоспособность становится движущей силой для развития интернационализации высшего образования. В

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

рамках Болонского процесса разрабатываются инструменты и руководства по процессу интернационализации, например ECTS-кредиты (European Credit Transfer System — Европейская система накопления и перевода кредитов). Вместе взятые программа Эразмус (Erasmus) и Болонский процесс явились не только выражением успешного внутриевропейского сотрудничества и мобильности, но и моделями управления для развития сотрудничества и мобильности в высшем образовании для других регионов мира, включая Россию.

Популярна среди молодежи Германская служба академических обменов (DAAD), призванная объединять людей и науку. Созданная в 1925 г. в Гей-дельберге, она занимает лидирующие позиции в области международных обменов студентов и ученых, являясь посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. Деятельность DAAD выходит далеко за рамки стипендий: особый акцент здесь ставится на стратегию интернационализации немецких вузов, укрепление германистики и статуса немецкого языка за рубежом.

Отметим, что в настоящее время в Великобритании, Австралии, России, где в центре внимания в течение последних лет был набор иностранных студентов в качестве источника дохода (экспорт образовательных услуг), больше внимания уделяется краткосрочным программам мобильности, интернационализации учебных программ и обучения [8].

В советский период экспорт образовательных услуг имел имиджевую стратегию в связи с необходимостью сплочения социалистического лагеря и укрепления позиций СССР. Китай, Корея, Вьетнам, Болгария, Чехия, Венгрия, Словакия, ГДР и другие страны народной демократии стремились доказать Западу, что социалистическая модель, в том числе в области образования, является более эффективной.

В 1960-е годы, кроме стран Европы, в вузы СССР начался прием граждан Азии, Африки, Латинской Америки. Особую роль в этом сыграл Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (в настоящее время Российский университет дружбы народов, насчитывающий более 5000 иностранных студентов из 152 стран мира).

Изучению русского языка придавалось особое значение, был создан методический совет по русскому языку для иностранцев, разработана методика преподавания русского как иностранного, основан Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (ГИРЯП) [9]. Подобные цели в управлении процессами интернационализации в российских вузах используются и в настоящее время и определяются как популяризация русского языка среди иностранных граждан, привлечение к обучению по основным образовательным программам на русском языке.

К началу XXI в. идея глобализации получает еще более широкое распространение, в том числе в области науки и образования. Интернационализация образования несет с собой политическую целесообразность, глобальную осведомленность и транспарентность в глобальном пространстве, а также приобретает коммерческую направленность. Глобализация подтолкнула вузы к развитию интернационализации с целью улучшения качества

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 85

Е.с. токарева

образования, получения межкультурного опыта и знаний, экономических выгод, породила международную конкуренцию на рынке образовательных услуг

Вместе с тем и глобализация, и интернационализация в области образования распространяются неравномерно по вузам мира [10]. Некоторые из них получают выгоду от этих процессов посредством притока иностранных студентов, инвестиций, высококвалифицированных специалистов, другие теряют конкурентоспособность и привлекательность. В последнее время множество вузов сталкиваются с необходимостью выхода на международный рынок образовательных услуг, но не все успешно справляются с этой задачей. С целью сохранения вуза руководители, международные службы, факультеты и кафедры вынуждены направлять свою деятельность в сторону развития большей интернационализации учреждения, адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим изменениям.

Данные процессы сталкиваются с существенными противоречиями в ходе имплементации. Например, процесс глобализации пересекается с интересом регионализации вузов. С целью развития регионов, их индустриализации необходимо воспроизводить кадры в соответствии с региональными потребностями рынка труда. Образовательные программы должны быть ориентированы на эти цели, интернационализация же образования, по сути, противоречит этому процессу. В России и развивающихся странах возникает сложная проблема «утечки мозгов».

Однако, несмотря на разворачивающийся процесс глобализации образования, он не во всех странах приводит к интернационализации. Факторы неравенства заключаются в различных возможностях стран реагировать на процесс глобализации. Не все страны готовы к открытию национальных границ, многие из них находятся в процессе экономического развития, политической нестабильности, низких технологических возможностей, информационной изоляции, что препятствует глобализации и интернационализации образования. Очевидно, что неравенство между странами и разными регионами только усиливается в условиях высокого темпа глобализации. Процесс глобализации, способствуя международной интеграции посредством развития экономических и культурных связей, технологическому развитию общества, тем не менее происходит неравномерно, образуются ее лидеры и отстающие участники. К примеру, российское пространство характеризуется разными социальными изменениями в процессе глобализации.

Таким образом, анализ теоретико-методологических основ интернационализации деятельности вуза с акцентом на управленческий аспект позволяет интерпретировать интернационализацию высшего образования в качестве инновационной стратегии управления вузом, детерминированной процессами глобализации и ориентированной на трансформацию национального вуза в интернациональный посредством включения международного компонента во все аспекты управления с целью повышения качества образовательной, научной деятельности и интеграции вуза в международное образовательное пространство.

86 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

Библиографический список

1. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР: Приложение / Центр ОЭСР - ВШЭ. М., 2005. С. 8-13.

2. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. P. 8-20.

3. Knight J. Internationalization: Elements and Checkpoints // CBIE Research, 7. Ottawa, Canada: Bureau Canadien de L'education Internationale, 1994. P. 1-15.

4. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 12-13.

5. Леонтьева Е.Г. Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 - социальная философия. Томск, 2002. С. 14-22.

6. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2015. Т. 15, № 3. С. 203-209.

7. Wit H. de, Merkx G. (2012). The history of Internationalisation of Higher Education // The SAGE Handbook of International Higher Education. 2012. P. 43-60.

8. Токарева Е. С. Процесс развития интернационализации в области образования на государственном уровне // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов / под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Саратов, 2017. Вып. 5. С. 13-19.

9. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2014. С. 9-15.

10. Wit Hans de. Globalisation and Internationalisation of Higher Education [introduction to online monograph] // Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento (RUSC). 2011. Vol. 8, № 2. P. 241-248.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 87