Научная статья на тему 'Возможности международных партнерств и инициатив в привлечении иностранных студентов'

Возможности международных партнерств и инициатив в привлечении иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАРТНЕРСТВА / INTERNATIONAL PARTNERSHIPS / ПРОГРАММА ERASMUS / ПРОЕКТ 5-100 / RUSSIAN ACADEMIC EXCELLENCE PROJECT / ERASMUS PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вашурина Елена Вячеславовна, Вершинина Ольга Анатольевна, Евдокимова Яна Шамилевна, Олейникова Ольга Николаевна

В статье описан опыт участия европейских и российских университетов в программах академической мобильности в рамках инициатив Европейской комиссии в области образования. Предпринята попытка проанализировать как на институциональном, так и на национальном уровне (на основе экспертизы Национального офиса программы Erasmus+ в Российской Федерации), насколько российские университеты смогли изучить и использовать наработки европейских университетов, открыть для себя европейский образовательный рынок, выделить и внедрить новые подходы в привлечении иностранных студентов. Авторы делают вывод о том, что, наряду с использованием ряда возможностей партнерств, отдельные европейские практики не в полной мере используются российскими университетами при выстраивании деятельности по привлечению иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вашурина Елена Вячеславовна, Вершинина Ольга Анатольевна, Евдокимова Яна Шамилевна, Олейникова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benefits of international partnerships for international students recruitment

The paper highlights the best practices of European and Russian universities in academic mobility implementation within the European Commission initiatives in the field of education. Implementation of European experience for introduction of new approaches in international student's recruitment in Russian universities is analyzed at institutional and national level (based on the expertise of National Erasmus+ Office in Russian Federation). The authors conclude that along with evident benefits of partnerships some widely used European practices are not sufficiently utilized by Russian universities.

Текст научной работы на тему «Возможности международных партнерств и инициатив в привлечении иностранных студентов»

DOI 10.15826/umj.2016.106.059

1Е. В. Батурина, 2О. А. Вершинина, 1Я. Ш. Евдокимова, 3О. Н. Олейникова*

1 Казанский федеральный университет, Казань, Россия

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

3 Национальный офис Erasmus+ в Российской Федерации, Москва, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРСТВ И ИНИЦИАТИВ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: академическая мобильность, интернационализация, международные партнерства, программа Erasmus, Проект 5-100.

В статье описан опыт участия европейских и российских университетов в программах академической мобильности в рамках инициатив Европейской комиссии в области образования. Предпринята попытка проанализировать как на институциональном, так и на национальном уровне (на основе экспертизы Национального офиса программы Erasmus+ в Российской Федерации), насколько российские университеты смогли изучить и использовать наработки европейских университетов, открыть для себя европейский образовательный рынок, выделить и внедрить новые подходы в привлечении иностранных студентов. Авторы делают вывод о том, что, наряду с использованием ряда возможностей партнерств, отдельные европейские практики не в полной мере используются российскими университетами при выстраивании деятельности по привлечению иностранных студентов.

Введение

Многие российские университеты имеют солидный стаж участия в сетевых проектах академической мобильности, финансируемых в рамках программ Европейской комиссии Erasmus и Tempus, а в последние годы, благо -даря накопленному опыту, активно включились в новую программу Erasmus+. Реализуются двусторонние программы мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, создаются совместные образовательные программы, выполняются проекты, направленные на реформирование систем образования и т. д. Усиление потоков мобильности в европейские вузы, наряду с ростом понимания единого европейского образовательного пространства и принципов его функционирования, помогли российским участникам расширить сети партнерских университетов в странах Европы и позволили диверсифицировать сотрудничество в образовательной и научной сферах. Европейские университеты, имея 30-летнюю историю участия в программе Erasmus совместно с университетами из разных образователь-

ных систем в разных регионах мира, накопили солидный опыт межуниверситетского сотрудничества и организации программ мобильности студентов и преподавателей.

Амбициозные задачи по развитию академической мобильности и привлечению иностранных студентов стоят перед российскими вузами, в особенности перед теми, кто участвует в федеральных проектах и решает задачи повышения международной конкурентоспособности российского образования (Проект 5-100). При этом можно констатировать, что многие российские участники международных проектов зачастую недооценивают соответствующие перспективы таких партнерств, их возможности используются не в полной мере.

В статье описан опыт участия в программах мобильности университетов из стран Европы, традиционно принимающих активное участие в программах Европейской комиссии, и ряда российских вузов, а также рассмотрены лучшие практики использования результатов сетевого сотрудничества. Предпринята попытка проанализировать как на институциональном, так и на национальном уровне (на основе эксперти-

* Вашурина Елена Вячеславовна - кандидат экономических наук, ведущий специалист Департамента внешних связей Казанского федерального университета; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; 8 (843) 233-76-58; Elena.Vashurina@kpfu.ru.

Вершинина Ольга Анатольевна - кандидат биологических наук, советник проректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20, оф. 435; 8 (495) 772-95-90 (*12361); oavershinina@hse.ru.

Евдокимова Яна Шамилевна - кандидат экономических наук, ведущий специалист Департамента внешних связей Казанского федерального университета; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; 8 (843) 233-76-58; Jana.Akhmetzianova@kpfu.ru.

Олейникова Ольга Николаевна - доктор педагогических наук, директор Национального офиса Erasmus+ в Российской Федерации; 111024, Москва, ул. Энтузиастов 2-я, д. 5, корп. 41, пом. V, комн. 5; 8 (495) 972-35-90; info@erasmusplusinrussia.ru.

зы Национального офиса программы Erasmus+ в Российской Федерации1), насколько российские университеты смогли изучить и использовать наработки европейских университетов, открыть для себя европейский образовательный рынок, выделить и внедрить новые подходы в привлечении иностранных студентов.

О программах Европейской комиссии

Программа Tempus, знакомая российским вузам с начала 1990-х гг., показала большое количество положительных примеров институционального сотрудничества в области образования. Было реализовано более 100 проектов при участии российских вузов, из них 81 проект - по разработке или модернизации образовательных программ, 15 проектов - по разработке и реализации структурных изменений в вузах [1]. Проекты, в той или иной мере, внесли вклад в интернационализацию участвующих в них университетов: происходил поиск инновационных структурных моделей и проектирование современных образовательных программ, вобравших в себя глобальное и кросс-культурное измерение, получила развитие традиционная академическая мобильность студентов и преподавателей, был достигнут определенный прогресс в части международной сопоставимости дипломов, степеней и квалификаций, в том числе за счет разработки и реализации совместных образовательных программ [1].

Программа Tempus создала базу для гладкого включения российских университетов в программу Erasmus, которая открыла для них новые возможности, прежде всего, в развитии академической мобильности. В 2004 г. Европейская комиссия запустила инициативу Erasmus Mundus («Эразмус - миру»), призванную способствовать глобализации европейского образования. Это программа сотрудничества и академической мобильности, которая была нацелена на установление диалога между культурами и народами разных стран, развитие человеческого капитала и программ мобильности между университетами стран Европейского союза и стран, в него не входящих [2]. Программа оказывала финансовую поддержку: вузам, которые разрабатывали совместные программы на уровне магистратуры и аспирантуры (Action 1) или создавали институциональные партнерства (Action 2); студентам, исследователям и преподавателям, кото-

1 Ранее - Национального офиса программы Tempus в Российской Федерации.

рые хотели пройти стажировку/обучение или преподавать в рамках совместных программ или межуниверситетских партнерств (Action 1 и Action 2); организациям высшего образования в реализации проектов, увеличивающих привлекательность и имидж европейского образования (Action 3).

Попытки устранить некую разрозненность зачастую аналогичных, но администрируемых по-разному программ Европейского союза в области образования привели к их переосмыслению и переформатированию. В 2014 г. стартовала новая программа Erasmus+, направленная на поддержку сотрудничества в области высшего образования, профессионального обучения, молодежи и спорта, которая объединила семь существовавших ранее программ Европейской комиссии. В сфере высшего образования программа Erasmus+ пред по -лагает развитие мобильности для студентов и преподавателей (Key Action 1: Learning Mobility of Individuals), сотрудничество для развития потенциала университетов (Key Action 2: Cooperation for innovation and goodpractice), поддержка реформ (Key Action 3: Support to policy reforms) и развитие европейских исследований (Jean Monnet) [3].

Опыт участия в программе Erasmus европейских университетов

С момента старта программы Erasmus в 1987 г. в ней приняли участие 3,3 млн человек: в 1987 г. количество участников программы составило более 3 тыс. человек из 11 стран, тогда как к 2014 г. в программу были включены представители 34 стран - 28 стран-членов Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария и Турция [4].

Анализ опыта участия европейских университетов в программе Erasmus в контексте привлечения иностранных студентов позволяет выявить следующие тенденции:

- продолжающийся ежегодный рост числа мобильных студентов (в 2014 г. обучение или стажировку за рубежом прошли 272 497 европейских студентов, прирост 2 % по сравнению с предыдущим годом);

- странами, наиболее привлекательными для мобильных европейских студентов, являются Испания, Германия, Франция, Великобритания и Италия;

- эти же страны возглавляют список стран, отправляющих наибольшее число студентов в зарубежные университеты (Испания, Франция, Германия, Италия и Великобритания);

- странои-лидером по числу как исходящих (37 239 человек), так и входящих (39 227 человек) мобильных студентов на протяжении последних лет является Испания (по данным 2013-2014 гг.) [4, 5];

- испанские вузы возглавляют список 500 ев-ропеиских университетов, привлекающих наибольшее число иностранных студентов [6], при этом 6 университетов входят в первую десятку, каждый из них принимает более 1100 человек ежегодно.

Помимо испанских университетов, к вузам-лидерам по приему наибольшего числа студентов в рамках программ Erasmus относятся университеты Италии, Чехии, Бельгии и Словении. При этом не наблюдается прямой зависимости между выбором вуза европейскими студентами и его местом в ведущих университетских рейтингах. Так, из десяти университетов, возглавляющих список «Erasmus 2013-14 Top 500 higher education institutions receiving Erasmus students», только 3 университета регулярно входят в топ-200 ежегодного рейтинга QS [7] (табл. 1, строки 4, 8, 10).

Выбор студентов в пользу университетов стран Южной Европы (Испании, Италии, Португалии) может объясняться привлекательностью самих стран и отдельных городов с туристической точки зрения (история, культура,

достопримечательности, климат и др.). Испания также привлекает возможностью обучения на втором по распространенности языке мира, значение которого с экономической и политической точки зрения увеличивается с каждым годом [8]. Возможно, именно это является одной из причин, почему испанские университеты предлагают относительно небольшое число программ и курсов на английском языке по сравнению с другими европейскими вузами.

Для российских университетов большой интерес может представлять опыт университетов Центральной и Восточной Европы, в первую очередь - Карлова университета в Праге (Чехия) и Университета Любляны (Словения), входящих в число европейских лидеров по приему студентов по обмену. Как видно из табл. 1, эти вузы на протяжении последних лет входят в топ-10 принимающих университетов в рамках программы Erasmus и продолжают активно участвовать во всех инициативах программы Erasmus+ [9].

В Университете Любляны, старейшем университете Словении, численность иностранных студентов составляет около 2000 человек, из которых больше 50 % являются обменными студентами в рамках программ европейской мобильности. Университет имеет 770 партнерских соглашений в рамках программы Erasmus+, боль-

Таблица 1

Топ-10 зарубежных университетов, принимающих наибольшее число студентов по обмену в рамках программ Erasmus

№ Название университета 2012-2013 2013-2014 2016-2017

Число иностр. студентов Позиция в QS Число иностр. студентов Позиция в QS Позиция в QS

1 Университет Гранады (Испания) 1959 501-550 1918 461-470 501-550

2 Мадридский университет Комплутенсе (Испания) 1659 216 1731 212 239

3 Университет Валенсии (Испания) 1779 471-480 1722 501-550 551-600

4 Университет Болоньи (Италия) 1620 188 1678 182 208

5 Карлов университет в Праге (Чехия) 1316 233 1360 244 302

6 Политехнический университет Валенсии (Испания) 1359 383 1290 421-430 431-440

7 Университет Севильи (Испания) 1702 551-600 1139 501-550 601-650

8 Университет Барселоны (Испания) 1103 178 1106 166 160

9 Университет Любляны (Словения) 1072 551-600 1091 501-550 601-650

10 Католический университет Лювена (Бельгия) 863 77 1048 82 79

шинство из которых поддерживают студенческую мобильность.

Среди основных факторов привлечения иностранных студентов в Университет Любляны можно выделить:

- значительное число программ и курсов на английском языке (3 программы бакалавриата, 34 программы магистратуры, 20 аспирантских программ, более 500 отдельных курсов);

- 14 совместных программ магистратуры в партнерстве с европейскими университетами, включая две программы в рамках Erasmus Mundus;

- вхождение университета в ассоциацию «Утрехтская сеть», что способствует интернационализации образовательного процесса, в том числе путем совместного присвоения степеней среди университетов Европы;

- большое число летних школ по различным научно-образовательным направлениям (в 2016 г. Университет Любляны организовал проведение 51 летней школы, из которых 25 - на английском языке);

- высокий уровень владения английским языком среди преподавателей и студентов университета, что дает возможность использовать английский в качестве рабочего языка при проведении занятий, если на них записано более чем 5 иностранных студентов по обмену (при условии согласия словенских студентов);

- интенсивные курсы словенского языка различных уровней сложности для иностранных студентов и преподавателей, способствующие лучшей адаптации в стране пребывания;

- междисциплинарный характер большинства аспирантских программ, а также наличие единого центра подготовки молодых исследователей (Doctoral School), являющегося координационным механизмом мониторинга и оценки качества предлагаемых программ, что привлекает иностранных студентов на аспирантские программы;

- наличие Центра карьеры, помогающего иностранным студентам трудоустроиться во время учебы, а также участвующего в организации производственных стажировок для студентов по обмену;

- наличие на каждом факультете координатора по международной деятельности, оказывающего академическую и административную поддержку обменным студентам;

- деятельность студенческой сети программы Erasmus Student Network, в задачи которой входит оказание бытовой поддержки студентам по обмену в первые дни пребывания в Университете,

организация культурных и спортивных мероприятий, взаимодействие с международным офисом и др.;

- высокое качество инфраструктуры и сервисов поддержки иностранных студентов в университете (комфортабельные общежития, библиотеки, информационная и техническая поддержка и др.);

- поддержка привлечения иностранных студентов со стороны городских властей (дотации на проезд в городском транспорте и на питание во многих ресторанах и кафе города, скидки на посещение различных курсов и культурно-массовых мероприятий).

Привлекательности Университета Любляны для студентов по обмену также способствует репутация Словении как комфортной и безопасной страны с благоприятным климатом, высоким уровнем сервиса и богатыми культурными традициями [10].

Необходимо отметить, что исследование, проведенное в рамках проекта «Формирование системы привлечения иностранных студентов как фактор повышения международной репутации университетов - участников Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров»2, позволило авторам прийти к выводу: указанные выше механизмы и инструменты привлечения иностранных студентов характерны для многих университетов (как зарубежных, так и российских) и составляют основу целостной системы привлечения иностранных студентов в университете.

Анализ участия российских университетов в программах Erasmus Mundus и Erasmus+

Российские университеты получили возможность принимать участие в программе Erasmus Mundus в составе консорциумов с европейскими университетами в 2008 г. Несмотря на то что несколько российских университетов активно встроились в сложившуюся систему взаимодействия европейских университетов по разработке совместных магистерских и аспирантских программ (Erasmus Mundus Action 1. Joint programmes), опыт участия российских вузов

2 Проект «Формирование системы привлечения иностранных студентов как фактор повышения международной репутации университетов - участников Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Выполнен Казанским федеральным университетом при поддержке ФГАНУ «Центр социологических исследований» в 2015-2016 гг.

в таких проектах является весьма ограниченным: в период с 2009 по 2012 гг. только четырем российским университетам удалось войти в состав таких консорциумов3 [11, 12]. Еще несколько университетов включились в консорциумы в качестве ассоциированных партнеров. Российский государственный гидрометеорологический университет - единственный российский вуз, который стал партнером в проекте по разработке и реализации совместной аспирантской программы (EMJD). До 2008 г. российские университеты, как и другие университеты третьих стран, могли участвовать в европейских консорциумах, только используя дополнительные инструменты, например, программу Erasmus Mundus Action 3. Используя эту возможность, Санкт-Петербургский политехнический университет и НИЯУ Московский инженерно-физический институт принимали участие в консорциуме с университетами Европы, США и Китая по реализации совместной магистерской программы «Fusion Science and Engineering Physics», координатором которого был Университет Гента, Бельгия [13].

Более широко российские университеты включились в реализацию программ «Окно внешнего сотрудничества» (External Cooperation Window) и «Партнерства» (Erasmus Mundus Action 2. Partnerships). Программы привнесли большой опыт в создание институциональных партнерств и совершенствование университетских систем организации мобильности студентов, магистров, аспирантов, постдоков, преподавателей и административных сотрудников. Проекты реализовывались большими консорциумами университетов, в состав которых входило, как правило, около 20 университетов, примерно в равном соотношении европейских и российских вузов. С 2008 по 2013 гг. Европейской комиссией были поддержаны пять таких консорциумов: IAMONET (координатор -Университет Хохенхайма, Германия), TRIPLE I и AURORA (координатор - Университет Турку, Финляндия), MULTIC (координатор - Технический университет Дрездена, Германия), ERANET (координатор - Университет Барселоны, Испания) [14].

Свыше 50 российских университетов из разных федеральных округов приняли участие в этих проектах в качестве партнеров. В рамках каждого из них были организованы 160-240 индивидуальных программ мобильности студентов и сотрудников (некоторые проекты будут реализовывать-

3 Московский государственный лингвистический университет, Новосибирский государственный технический университет, Российский государственный гидрометеорологический университет, Университет ИТМО.

ся до 2018 г.). Ряд университетов накопили значительный опыт, принимая участие не в одном, а в нескольких таких консорциумах: Балтийский федеральный университет (БФУ), Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Казанский федеральный университет (КФУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Удмуртский государственный университет (УдГУ) - проекты TRIPLE I и AURORA; Московский государственный университет (МГУ) - проекты IAMONET и ERANET; Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) - проекты AURORA и IAMONET; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) - проекты TRIPLE I и ERANET.

Восьмилетний опыт практической реализации таких проектов в российских университетах позволяет сделать вывод об их существенном влиянии на процессы интернационализации как на институциональном уровне, так и на уровне системы высшего образования Российской Федерации. Индикаторами, наиболее часто используемыми для оценки интернационализации университетов, являются: количество входящих и исходящих студентов; количество зарубежных партнеров; количество совместных программ / программ двух дипломов; количество иностранных специалистов [15]. Так, все российские участники проекта AURORA [16] по итогам реализации проекта сообщили об увеличении всех вышеперечисленных показателей.

К направлениям наиболее активного совершенствования в российских университетах в рамках проектов Erasmus Mundus «Партнерства» (в первую очередь ввиду изучения и внедрения лучших практик европейских вузов) следует отнести:

- продвижение бренда университетов-участников в международном (прежде всего, европейском) академическом пространстве за счет усиления кооперации в образовательной и научной сферах;

- развитие программ академической мобильности, в том числе с помощью выстраивания целой системы организации мобильности на институциональном уровне;

- осуществление признания периодов обучения за рубежом и перезачет кредитов с использованием европейской системы ECTS;

- развитие сервисов для иностранных студентов (информационные сервисы, система помощников (buddies) и других);

- развитие систем управления международной деятельностью, в частности, на распределенной основе.

Наибольший вклад в развитие российских университетов в результате реализации проектов «Integration, Interaction and Institutions» (TRIPLE I) [17] и «Towards Modern and Innovative Higher Education» (AURORA) [16] внесла мобильность преподавателей и сотрудников, включая постдоков и административных работников. Во многих случаях мобильность именно этих категорий участников приводила к институализации сотрудничества. Так, в рамках проекта AURORA было подписано 30 двусторонних соглашений. Устойчивые партнерства сложились между КФУ - Лювенским католическим университетом, НИУ ВШЭ - Болонским университетом, РГГУ -Университетом Гронингена, БФУ - Варшавским университетом, УдГУ - Университетом Турку и др. В период реализации проекта партнерами было организовано свыше 20 совместных инициатив, главным образом, в форме совместных проектов в области образования, новых программ студенческого обмена, летних школ.

В качестве одного из успешных кейсов использования потенциала установленных пар-тнерств можно привести пример проекта, получившего поддержку в 2015 г. в рамках пилотной программы министерств образования России и Финляндии «Pilot Initiative to Enhance Student Mobility between Finland and Russia». Задачей программы является развитие мобильности студентов между вузами Финляндии и России, главным образом расположенными за пределами Северо-Западного округа Российской Федерации. Проект был инициирован Университетом Турку (Финляндия), который пригласил к участию четыре российских университета, с которыми у него сложилось наиболее эффективное взаимодействие в рамках проектов TRIPLE I и AURORA (НИУ ВШЭ, КФУ, МарГУ, УдГУ) и уже были запущены и отработаны механизмы реализации программ студенческой мобильности [18].

Сложившаяся сеть партнеров в проектах Erasmus Mundus «Партнерства» позволила участвующим в них университетам успешно включиться в стартовавшую в 2014 г. программу Erasmus+. Все активные в проектах российские университеты были приглашены европейскими партнерами к участию в подпрограмме поддержки мобильности (Key Action 1: Learning mobility of individuals). Успешный опыт НИУ ВШЭ и КФУ в проектах TRIPLE I и AURORA позволил уже в первых двух конкурсах новой программы достигнуть договоренности и приступить к реализации 26 и 14 соглашений с европейскими вузами соответственно.

Участие в новых проектах Erasmus+ дает возможность университетам планировать и структурировать потоки мобильности студентов и преподавателей на несколько лет вперед, а финансирование, полученное европейскими партнерами, позволяет обеспечить реализацию двусторонней академической мобильности в среднесрочной перспективе. Важно, что в используемом программой Erasmus+ новом двустороннем формате партнеры могут организовать мобильность, исходя из своих стратегий интернационализации, сфокусировавшись на определенных уровнях мобильности и/ или направлениях сотрудничества. Это не представлялось возможным в предыдущих инициативах, поскольку потоки мобильности в проектах организовывались по принципу «свободной мобильности» - каждый индивидуальный заявитель на грант выбирал принимающий университет с учетом своих академических предпочтений. Такой подход не позволял университетам-партнерам регулировать или приоритизировать мобильность, хотя, безусловно, способствовал углублению и расширению академических связей с европейскими университетами в целом.

Каждый индивидуальный грантополучатель по результатам прохождения периода мобильности в европейском университете знакомился с европейским опытом преподавания, проведения исследований и другими практиками, внедрял новые элементы в родном университете, внося вклад в реализацию тех или иных аспектов политик (стратегий) интернационализации [19]. Так, например, стажировки и визиты административного персонала способствовали развитию сервисов для иностранных студентов как в плане расширения их линейки, так и вопросах их организации в университете, а также совершенствованию нормативного обеспечения академической мобильности на институциональном уровне. Этот опыт представляется особенно важным в свете того, что стратегии развития современных российских университетов предполагают значительное увеличение контингента иностранных студентов, что связано с приоритетностью задачи интернационализации российского высшего образования и расширения экспорта российских образовательных услуг [20]. Для ее решения необходимо предпринять целый ряд мер как на государственном уровне (изменение визовой и миграционной политики, трудового законодательства, реформирование системы признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации и т. д.), так и на институциональном уровне. Доля иностранных студентов

в российских университетах в среднем по стране должна увеличиться до 5 % [20]. Дорожные карты ведущих университетов (ТГУ, ТПУ, МИСиС, ДВФУ) предполагают увеличение этого показателя до 15-25 %. В этой связи для ведущих университетов чрезвычайно значимыми сейчас являются работы по созданию/совершенствованию системы привлечения иностранных студентов, включая диверсификацию каналов привлечения иностранных студентов. Это отчетливо показало ранее упоминавшееся исследование, проведенное в Казанском федеральном университете.

Привлечение иностранных студентов за счет сложившихся в рамках реализации совместных инициатив партнерств с европейскими университетами несет в себе некоторые дополнительные возможности, связанные в большей степени с привлечением на образовательные программы магистратуры, в некоторой степени на программы подготовки научно-педагогических кадров (программы аспирантуры) [12]. Российские университеты, участвовавшие в проектах Erasmus Mundus, получили хороший задел, влившись в систему разработки совместных образовательных программ с европейскими вузами, а также модернизации и повышения конкурентоспособности существующих академических продуктов и услуг. Например, в Высшей школе экономики в 2016 г. реализуются 43 совместных образовательных программы с зарубежными партнерами, а также 23 англоязычные магистерские программы, некоторые из них были разработаны или усовершенствованы в проектах TRIPLE I и AURORA. Привлечение студентов в российские вузы через устойчивые партнерства с европейскими университетами следует рассматривать, прежде всего, как один из инструментов в составе диверсифицированных стратегий привлечения иностранных студентов, поскольку то количество европейских студентов, которых российские университеты смогут привлечь в ближайшие годы с использованием потенциала устойчивых партнерств, скорее всего, не даст существенного количественного прироста, однако может внести весьма ощутимый вклад в процессы интернационализации российских университетов.

Выводы, предложения

Российские университеты за годы участия в проектах программы Erasmus совместно с европейскими университетами накопили достаточный опыт в развитии деятельности, связанной с созданием совместных образовательных программ,

проведением совместных исследований, конференций, летних школ, организацией программ студенческой и преподавательской мобильности. Для дальнейшего развития указанных возможностей и подходов можно предложить российским вузам дополнить свой арсенал инструментов интернационализации, способствующих привлечению иностранных студентов, следующими формами и видами взаимодействия с зарубежными университетами-партнерами:

- создание контактных (информационных) офисов/представительств или филиалов на базе партнерских университетов;

- создание совместных образовательных и исследовательских структур (лабораторий, центров) на базе партнерских университетов, включая создание языковых центров;

- проведение совместных исследовательских проектов с привлечением иностранных студентов и аспирантов;

- организация стажировок и производственных практик для иностранных студентов;

- проведение международной экспертизы различных видов деятельности (например, системы обеспечения качества учебного процесса, студенческих сервисов, учебных программ и курсов, сопоставление их с лучшей международной практикой);

- формирование системы финансовой помощи иностранным студентам (академические, социальные стипендии, займы, трудовая занятость и др.).

Российскими университетами в недостаточной мере берется на вооружение опыт европейских университетов по организации стажировок и производственных практик для иностранных студентов. Данная деятельность сопряжена с рядом сложностей, связанных, прежде всего, с недостаточным уровнем владения языком страны, который имеют иностранные студенты, что важно для работы в компаниях; с недостаточным количеством международных и зарубежных компаний, готовых принимать иностранных стажеров; со спецификой миграционного учета; недостаточным развитием системы перезачета такого вида деятельности в учебных траекториях студентов и т. д. Следует отметить, что большинство из вышеперечисленных проблем не специфичны для России, а характерны для всех европейских стран, однако европейские университеты-партнеры более продвинулись в их решении. Они уделяют существенное внимание вопросам создания и эффективного функционирования служб поддержки иностранных студентов (Career Centres and Student Support Offices), которые активно разви-

вают информационные сервисы и консультационную деятельность: разрабатываются, а также размещаются в свободном доступе или внутренних ресурсах четко описанные возможности стажировок и работы (work placements) и т. д. Позитивные примеры есть: в рамках упоминавшегося в статье проекта AURORA, реализованного с помощью программы Erasmus Mundus «Партнерства», консорциумом была предпринята попытка организации небольшого количества стажировок как для российских грантополучателей после окончания периода их мобильности в европейском университете, так и для европейских участников после окончания периода мобильности в российских университетах [21]. Данная деятельность позволила выявить вышеперечисленный круг проблем, связанных с реализацией деятельности по организации стажировок европейских студентов в российских университетах, и продемонстрировала необходимость дальнейшей совместной работы с европейскими партнерами в этом направлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно также отметить в качестве недостаточно изученного и используемого российскими университетами опыт европейских университетов-партнеров по созданию систем финансовой поддержки иностранных студентов. Хорошим форматом для изучения подобных институциональных практик являются проводимые многими европейскими университетами программы стажировок для административных сотрудников университетов-партнеров, так называемые «International Staff Training Weeks». Зачастую российские администраторы могут получить финансовую поддержку на участие из средств программы Erasmus+. Административная мобильность в рамках программы Erasmus+ дает хорошие возможности для изучения этих практик европейских партнеров российскими администраторами с целью их последующего внедрения в российских университетах.

В качестве примера еще одного перспективного, но пока мало проработанного направления совместной работы с европейскими партнерами, в том числе в рамках совместных проектов при поддержке финансовых инструментов Европейской комиссии, можно привести международную экспертизу университетской деятельности. В последние годы в ведущих российских вузах внедряется практика создания внешних структур, которые, как и в западной практике, занимаются оценкой академической и научной деятельности университета: например, внедренный в университетах-участниках Проекта 5-100 опыт создания международных консультативных

советов, задачами которых является проведение международной экспертизы научных и образовательных направлений и проектов, реализуемых в рамках программы повышения конкурентоспособности. Представляется важным более широкое внедрение в институциональные процессы успешных практик международной оценки деятельности, например, в части интернационализации учебных планов и стратегий привлечения иностранных студентов.

Исследование, проведенное в рамках проекта «Формирование системы привлечения иностранных студентов как фактор повышения международной репутации университетов-участников Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров»4, позволяет утверждать, что предложенные механизмы и инструменты привлечения иностранных студентов характерны для многих как европейских, так и российских университетов, составляют основу целостной системы привлечения иностранных студентов в вузе. Для того чтобы обеспечить организационную и финансовую составляющую указанных направлений деятельности на институциональном уровне, российские университеты должны зафиксировать эти положения в своих стратегиях и политиках. Это может быть и отдельный документ по привлечению иностранных студентов, и стратегия экспорта образовательных услуг вуза, и в целом программа развития университета. Важен факт осмысления необходимости развития этой деятельности и закрепления ее в стратегических документах. Программы и инициативы Европейского союза в сфере образования вполне согласуются с новыми императивами и задачами, стоящими перед российской системой образования, и помогают российским университетам в реализации их стратегий интернационализации.

Список литературы

1. Олейникова О. Н. Вклад программы ТЕМПУС в процессы интернационализации высшего образования // Вестник МГОУ Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 191-198.

2. Erasmus Mundus [Электронный ресурс]. URL: http:// eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/about_ erasmus_mundus_en.php (дата обращения: 18.10.2016).

4 Проект «Формирование системы привлечения иностранных студентов как фактор повышения международной репутации университетов - участников Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Выполнен Казанским федеральным университетом при поддержке ФГАНУ «Центр социологических исследований» в 2015-2016 гг.

3. Национальный офис Erasmus+ в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/ (дата обращения: 18.10.2016).

4. Erasmus - Facts, Figures & Trends [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/ repository/education/library/statistics/erasmus-plus-facts-figures_en.pdf (дата обращения: 18.10.2016).

5. Erasmus+ Programme Annual Report 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa.eu/.../erasmus-plus-2014-annual-report_en (дата обращения: 18.10.2016).

6. Erasmus 2013-14 Top 500 higher education institutions receiving Erasmus students [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/ education/library/statistics/2014/erasmus-receiving-institutions_en.pdf (дата обращения: 18.10.2016).

7. QS World University rankings [Электронный ресурс]. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings (дата обращения: 18.10.2016).

8. Erasmus in Spain [Электронный ресурс]. URL: http:// blog.donquijote.org/2015/01/the-erasmus-student-exchange-program (дата обращения: 18.10.2016).

9. Erasmus+ country factsheets [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/education/tools/statistics_en.htm (дата обращения: 18.10.2016).

10. University of Ljubljana. International cooperation and exchange [Электронный ресурс]. URL: https://www.uni-lj. si/international_cooperation_and_exchange/erasmus-plus-programme/ (дата обращения: 18.10.2016).

11. Erasmus Mundus Programme. Selection results [Электронный ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa. eu/erasmus_mundus/results_compendia/results_en.php (дата обращения: 18.10.2016).

12. Вашурина Е. В., Вершинина О. А., Евдокимова Я. Ш. Система развития совместных образовательных программ в российских вузах через призму стратегии ин-

тернационализации // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2 (90). С. 41-49.

13. European Master of Science in Nuclear Fusion and Engineering Physics [Электронный ресурс]. URL: http:// www.em-master-fusion.org/ (дата обращения: 18.10.2016).

14. Erasmus Mundus Programme. Selected Projects for Action 2 and External Cooperation Window [Электронный ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/ results_compendia/selected_proj ects_action_2_en.php (дата обращения: 18.10.2016).

15. Internationalisation of Higher Education. Study. EU: European Parliament's Committee on Culture and Education, 2015. 321 p.

16. Aurora - Towards Modern and Innovative Higher Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.utu. fi/en/sites/em-aurora/Pages/home.aspx (дата обращения: 18.10.2016).

17. Triple I - Integration, Interaction and Institutions [Электронный ресурс]. URL: http://www.utu. fi/en/sites/iii/Pages/home.aspx (дата обращения: 18.10.2016).

18. Russia Pilot Programme [Электронный ресурс]. URL: http://www.cimo.fi/programmes/russia_pilot_programme (дата обращения: 18.10.2016).

19. Erasmus Mundus Action 2. Scholarship Holder's Impact Survey results [Электронный ресурс]. URL: http:// eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/tools/documents/EM_ Scholarship_Holder_Impact_Survey_Results_en.pdf (дата обращения: 18.10.2016).

20. Развитие образования на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/70643472/ (дата обращения: 18.10.2016).

21. Aurora Internships [Электронный ресурс]. URL: http://www.utu.fi/en/sites/em-aurora/grantees/AuroraII/Pages/ Aurora-Internships.aspx (дата обращения: 18.10.2016).

DOI 10.15826/umj.2016.106.059

1E. V. Vashurina, 2O. A. Vershinina, 1Ya. Sh. Evdokimova, 3O. N. Oleynikova*

1 Kazan Federal University, Kazan, Russia

2 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

3 Head of National Erasmus+ (Tempus) Office in the Russian Federation, Moscow, Russia

BENEFITS OF INTERNATIONAL PARTNERSHIPS FOR INTERNATIONAL STUDENTS RECRUITMENT

Keywords: academic mobility, internationalization, international partnerships, Erasmus programme, Russian academic excellence project.

* Elena V. Vashurina - Candidate of Economic Sciences, Kazan Federal University, International Office; 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation; +7 (843) 292-76-00; Elena.Vashurina@kpfu.ru.

Olga A. Vershinina - Candidate of Biological Sciences, National Research University Higher School of Economics, Adviser of Vice-Rector; 20 Myasnitskaya Str., office 435, Moscow, 101000, Russian Federation; +7 (495) 772-95-90 ad. 12361; oavershinina@hse.ru.

Yana Sh. Evdokimova - Candidate of Economic Sciences, Kazan Federal University, International Office; 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation; +7 (843) 292-76-00; Jana.Akhmetzianova@kpfu.ru.

Olga N. Oleynikova - Doctor of Pedagogical Sciences, Head of National Erasmus+ (Tempus) Office in the Russian Federation; 5 2-nd Entusiastov Str., office 5, Moscow, 111024, Russian Federation; +7 (495) 972-35-90; info@erasmusplusinrussia.ru.

The paper highlights the best practices of European and Russian universities in academic mobility implementation within the European Commission initiatives in the field of education. Implementation of European experience for introduction of new approaches in international student's recruitment in Russian universities is analyzed at institutional and national level (based on the expertise of National Erasmus+ Office in Russian Federation). The authors conclude that along with evident benefits of partnerships some widely used European practices are not sufficiently utilized by Russian universities.

References

1. Oleinikova O. N. Vklad programmy TEMPUS v protsessy internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya [Impact of the TEMPUS Programme in Internationalization of Higher Education]. VestnikMGOU. Seriya: Pedagogika [Moscow State Regional University Bulletin. Ser. Pedagogics], 2014, no. 4, pp. 191-198.

2. Erasmus Mundus, available at: http://eacea.ec.europa. eu/erasmus_mundus/programme/about_erasmus_mundus_ en.php (accessed 18.10.2016).

3. Natsional'nyi ofis Erasmus+ v Rossiiskoi Federatsii [National Erasmus + (Tempus) Office in the Russian Federation], available at: http://erasmusplusinrussia. ru/index.php/ru/ (accessed 18.10.2016).

4. Erasmus - Facts, Figures & Trends, available at: http:// ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/ statistics/erasmus-plus-facts-figures_en.pdf (accessed 18.10.2016).

5. Erasmus+ Programme Annual Report 2014, available at: http://eacea.ec.europa.eu/.. ./erasmus-plus-2014-annual-report_en (accessed 18.10.2016).

6. Erasmus 2013-14 Top 500 higher education institutions receiving Erasmus students, available at: http://ec.europa.eu/dgs/ education_culture/repository/education/library/statistics/2014/ erasmus-receiving-institutions_en.pdf (accessed 18.10.2016).

7. QS World University rankings, available at: http://www. topuniversities.com/university-rankings (accessed 18.10.2016).

8. Erasmus in Spain, available at: http://blog.donquijote. org/2015/01/the-erasmus-student-exchange-program (accessed 18.10.2016).

9. Erasmus+ country factsheets, available at: http:// ec.europa.eu/education/tools/statistics_en.htm (accessed 18.10.2016).

10. University of Ljubljana. International cooperation and exchange, available at: https://www.uni-lj.si/international_ cooperation_and_exchange/erasmus-plus-programme/ (accessed 18.10.2016).

11. Erasmus Mundus Programme. Selection results, available at: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/ results_compendia/results_en.php (accessed 18.10.2016).

12. Vashurina E. V., Vershinina O. A., Evdokimova Ya. Sh. Sistema razvitiya sovmestnykh obrazovatel'nykh

programm v rossiiskikh vuzakh cherez prizmu strategii internatsionalizatsii [Emerging System of Joint Degree Programs in Russian Universities in the Context of Internationalization Strategy]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2014, no. 2 (90), pp. 41-49.

13. European Master of Science in Nuclear Fusion and Engineering Physics, available at: http://www.em-master-fusion.org/ (accessed 18.10.2016).

14. Erasmus Mundus Programme. Selected Projects for Action 2 and External Cooperation Window, available at: http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/results_ compendia/selected_projects_action_2_en.php (accessed 18.10.2016).

15. Internationalisation of Higher Education. Study. EU: European Parliament's Committee on Culture and Education, 2015, 321 p.

16. Aurora - Towards Modern and Innovative Higher Education, available at: http://www.utu.fi/en/sites/em-aurora/ Pages/home.aspx (accessed 18.10.2016).

17. Triple I - Integration, Interaction and Institutions, available at: http://www.utu.fi/en/sites/iii/Pages/home.aspx (accessed 18.10.2016).

18. Russia Pilot Programme, available at: http://www. cimo.fi/programmes/russia_pilot_programme (accessed 18.10.2016).

19. Erasmus Mundus Action 2. Scholarship Holder's Impact Survey results, available at: http://eacea.ec.europa.eu/ erasmus_mundus/tools/documents/EM_Scholarship_Holder_ Impact_Survey_Results_en.pdf (accessed 18.10.2016).

20. Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody: Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 15 maya 2013 g. N 792-r [Education Development: 2013-2020. RF State Programme (approved by the Government of the Russian Federation on May 15, 2013, Decree N 792)], available at: http://base.garant.ru/70643472/ (accessed 18.10.2016).

21. Aurora Internships, available at: http://www.utu.fi/en/ sites/em-aurora/grantees/AuroraII/Pages/Aurora-Internships. aspx (accessed 18.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.