Научная статья на тему 'Роль гуманитарных программ европейского союза в процессе формирования региональной идентичности в государствах Южного Кавказа'

Роль гуманитарных программ европейского союза в процессе формирования региональной идентичности в государствах Южного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
307
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОГРАММЫ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / EU / SOUTH CAUCASUS / HUMANITARIAN PROGRAMS / CONFLICT MANAGEMENT / REGIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Архипова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены основные гуманитарные программы ЕС в странах Южного Кавказа. Автор отмечает возросшую роль программ, развивающих межличностные контакты и доверие для конфликтующих сторон региона. Программы ЕС популяризируют европейские ценности, и в статье поставлен вопрос о трансформации региональной идентичности населения Южного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU HUMANITARIAN PROGRAMS AND REGIONAL IDENTITY IN THE SOUTH CAUCASUS

EU Humanitarian Programs in the Southern Caucasus States are considered in the article. The increasing number and importance of the programs developing person-to-person contacts for the conflicting areas are noted. The influence of TRACECA and INOGATE programs was very significant in developing the local economies. Humanitarian aspects became important since 1992 when the first peace-building conferences of the Minsk group on Nagorno-Karabakh conflict took place. The political cooperation was institutionalized in 2004 with the implementing the European Neighborhood program. According to the “Eastern Partnership” a number of grants was offered to develop so called “new democracies”. A lot of educational programs provided the space for the personal cooperation in the area now are implementing. Mobility Partnerships program provides the regional cooperation in the migration policy. Consequently all the EU programs make the European volumes popular for the Caucasian inhabitants. That’s why the author puts the question about possible transformations in the regional identity. The states elites declare the importance for developing close contacts with EU institutes. Still there are some arguable issues. The status of sexual minorities in Azerbaijan provides the base for the mutual discontent in their relations with EU. Yet Azerbaijan has enough financial resources (based on the petrol supplies) to reduce the EU influence in some objectionable fields. Georgia under M. Saakashvili ruling showed a strong trend towards EU and “Western” values on the whole. But this trend was mainly based on the strategies of the state financial surviving. There are some evidences proving that the main target of this police was to make a distance from the Russian policy. Armenia may be introduces as the state with strong interests in European cooperation for developing its economy. But there are also some important projects connecting Armenia with Russia, still here the Russian influence was reduced considerably. Obviously the area states as well as their citizens are not going to lose their national identities, but they are becoming more and more involved in the cooperation with EU with some benefits, while the Russian influence is reducing in political and cultural spheres.

Текст научной работы на тему «Роль гуманитарных программ европейского союза в процессе формирования региональной идентичности в государствах Южного Кавказа»

© Архипова Е.В., 2013

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

УДК 327.7 ББК 66.4,01

РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОГРАММ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ ЮЖНОГО КАВКАЗА

Архипова Екатерина Владимировна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета [email protected]

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены основные гуманитарные программы ЕС в странах Южного Кавказа. Автор отмечает возросшую роль программ, развивающих межличностные контакты и доверие для конфликтующих сторон региона. Программы ЕС популяризируют европейские ценности, и в статье поставлен вопрос о трансформации региональной идентичности населения Южного Кавказа.

Ключевые слова: ЕС, Южный Кавказ, гуманитарные программы, урегулирование конфликтов, региональная идентичность.

В сети Интернет часто встречаются споры о генетическом родстве грузин с европейцами или с этносами Ближнего Востока. Здесь можно вспомнить также изыскания на историческую тему З. Гамсахурдиа, который утверждал, что Троянская война состоялась в районе древней Грузии. Просматривая кавказские форумы, складывается впечатление, что грузины, независимо от места своего проживания: в Грузии или в европейских странах, предпочитают ассоциировать себя с европейцами. Это говорит о том, что проблема «европейскости», принадлежности к европейской культуре и далее к европейскому региону в

целом для нации в настоящий момент является очень важной. В ряде выступлений грузинских археологов утверждается, что именно грузины были первыми европейцами, так как их останки древнее всех остальных [28]. Публикуются изыскания о родственности грузинского и баскского языков [32]. Неслучайно наблюдаются претензии на «родственность» именно с европейцами, устойчивое желание доказать причастность грузинской культуры к европейской.

Говорит ли это о кризисе идентичности? Характерен ли такой же поиск идентичности для Армении и Азербайджана? Связано ли

появление таких дискурсов с политикой стран ЕС в регионе? Или же данный процесс является социально-политической мимикрией, когда государства просто встраиваются в желаемую систему отношений и пытаются дистанцироваться от российского влияния?

С другой стороны, и сами европейские партнеры прилагают усилия к формированию определенной степени европейской идентичности в странах Южного Кавказа. Их деятельность реализуется не только на территории государств, с которыми существуют дипломатические отношения (Грузия, Армения и Азербайджан), но и на «конфликтных территориях» (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах).

Страны ЕС начиная с 1991 г. принимают активное участие в региональной политике. С 1991 г. реализуется программа TACIS. В ее рамках в 1993 г. создана программа TRACECA; находясь под эгидой ООН, она финансирует развитие новых транспортных маршрутов. С 1995 г. начала действовать программа INOGATE для содействия странам СНГ, страдающим от энергетического кризиса. Итак, интерес стран ЕС выкристаллизовывался вокруг энергетических проектов, причины чего вполне понятны.

Гуманитарное направление начинает институционализироваться с 1992 г., хотя, может быть, и не так активно, как экономические проекты. Проблемы, которые переживал регион, а именно конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии, определили первые гуманитарные проекты ЕС. Во-первых, это усилия по урегулированию конфликтов и решению проблем беженцев. Через СБСЕ-ОБСЕ страны ЕС (Германия, Франция, Италия, Финляндия, Швеция) с 1992 г. были вовлечены в работу Минской группы по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. В 1994 г. ЕС начал продовольственную программу, так как тогда все страны Южного Кавказа, а особенно Армения, переживали жесточайший энергетический кризис. Развернулись первые программы по оказанию помощи беженцам в результате военных конфликтов и непосредственно в районах конфликтов.

Однако основные усилия по сотрудничеству сначала выстраивались в политической сфере: в 1996 г. государства Южного Кавказа получили статус особо приглашенного в

ПАСЕ. Тогда же они подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС [16; 18; 19]. В начале 1999 г. Грузия была принята в Совет Европы, что считалось признанием «европейского» вектора демократизации Грузии. Но тогда президентом Грузии был Э. Шевар-надзе - бывший министр иностранных дел Советского Союза, и можно предположить, что его авторитет сыграл на руку грузинской внешней политике. Армения и Азербайджан стали членами Совета Европы в 2001 году.

Как указывали представители ЕС, в период с 1991 по 2001 гг. на гранты в регионе ЕС выделил около 1 млрд евро [22]. Надо отметить, что европейцы связывали воедино следующие направления: конфликты, отношения с Россией, отношение к нацменьшинствам, экономические проблемы, решения о маршрутах прокладки трубопроводов.

В 2003 г. был введен пост Специального представителя ЕС на Южном Кавказе, что говорит об институционализации европейского интереса в регионе. С 2004 г. государства включены в Европейскую политику соседства (ENP). В ее рамках осуществляется содействие экономическому, политическому и общественному развитию стран. Также предусматривается принцип «четырех свобод» (движения людей, товаров, капиталов и услуг). «14 ноября 2006 г. в рамках ЕПС тремя закавказскими государствами были приняты планы действий» [9].

Особого внимания заслуживает инициатива «Восточное партнерство». Она была представлена в мае 2008 г. министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям и предусматривает дискуссии по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами - восточными соседями ЕС [10]. Программа предполагает развитие демократии, лучшее управление, обеспечение энергетической безопасности, отраслевые реформы и защиту окружающей среды, содействие установлению контактов между людьми [25].

С 2010 г. начались переговоры о заключении двухсторонних Соглашений об ассоциации Европейского союза с Арменией, Азербайджаном и Грузией, а также по подписанию глубокого и всеобъемлющего Соглашения о

свободной торговле (DCFTA), а между ЕС и Грузией началось обсуждение Соглашения об ассоциации [13].

В октябре 2011 г. состоялся саммит программы ЕС «Восточное партнерство», который признал среди прочих страны Южного Кавказа «странами Восточной Европы» [16]. Взамен на их усилия по развитию демократии им предлагалось более тесное сотрудничество с институтами ЕС. Очевидно, что сейчас в этом больше нуждаются Грузия и Армения, нежели Азербайджан, который экономически гораздо более независим, чем его соседи по региону. При этом европейские политики постоянно подчеркивают, что все действующие программы не предусматривают вступления стран Закавказья в Евросоюз [11]. Но они тут же идут дальше, и в Дорожной карте Восточного партнерства, принятой в мае

2012 г., страны-объекты названы «ВосточноЕвропейские партнеры» [26]. В соответствии с документом предполагается введение зоны свободной торговли в регионе, поддержка мобильности граждан и либерализация визового режима, с дальнейшей целью установления безвизового режима, а также секторальное сотрудничество в рамках различных программ и агентств [там же]. Вводится новая программа: «Интеграция и сотрудничество в Восточном партнерстве», на реализацию которой выделяется 130 млн евро на 2012-2013 годы. Это - дополнительная сумма к уже выделенным 1,9 млрд евро на эти страны. Основная часть суммы выделяется на сотрудничество в области высшего образования (Erasmus Mundus и Tempus), так как они рассматриваются в качестве основы формирования гражданского общества.

Эксперты из стран Южного Кавказа отмечают, что европейская активность в регионе, снижавшаяся к 2008 г., после участия

Н. Сакрози в организации российско-грузинских переговоров, существенно усилилась [4, с. 156]. К настоящему моменту можно выделить несколько направлений гуманитарных программ, реализуемых ЕС в регионе.

Миротворческие инициативы

Как таковые миротворческие инициативы в регионе реализуются с 1992 г. - года на-

чала функционирования Минской группы СБСЕ-ОБСЕ, однако, по мнению С. Минася-на, активное институциональное вовлечение началось только в 2004 году [14].

С 2009 г. началось внедрение программы «Европейское партнерство за мирное урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха». В 2012 г. начался второй этап программы, целью которого являются усилия по укреплению мира в зоне конфликта: установление активного диалога между широкими кругами политиков, СМИ и гражданского общества, представляющих все стороны конфликта.

Партнерство также поддерживает более широкое участие людей, затронутых конфликтом, в мирном процессе, в том числе женщин, молодежь, внутренне перемещенных лиц и беженцев [20].

Можно сказать, что программы переориентировались с решения проблем беженцев на установление доверия между людьми через развитие контактов P2P (person-to-person). Вероятно, такая смена тактики и получила негативную оценку в регионе: армянские исследователи чаще всего считают помощь ЕС в зоне НК недостаточной, указывая, что в то же время на Абхазию и Южную Осетию страны ЕС «потратили миллионы долларов на экономическую помощь, даже удвоив ее после 2008 года» [21].

Программы ЕС в Абхазии после 2008 г. предполагали такие вопросы, как поддержка гражданского общества, оказание помощи в секторе здравоохранения [12]. При этом власти этой республики высказывали недовольство политикой ЕС по ограничению пересечения границ своих стран своими согражданами (среди них есть нуждающиеся в срочном лечении), обвиняли ЕС в защите грузинских интересов.

В 2010 г. была предложена программа «Механизм раннего реагирования по укреплению мер доверия», целью которой является поддержка гражданского сектора конфликтных регионов Грузии. Стоимость проекта -4 млн евро до конца 2011 г., и он предназначен для развития сотрудничества неправительственных организаций и инициативных групп зон конфликтов в Грузии. Были конкретизированы цели грантов в конфликтных регионах (например, починка крыши школы). За весь

период работы проекта из Абхазии и Южной Осетии поступило 10 заявок, помимо них есть заявки и от грузинских и международных организаций [8].

Можно сказать, что страны ЕС пришли к мысли о неправильности политики игнорирования Абхазии и Южной Осетии, так как такой подход полностью лишал возможности наладить диалог. Поэтому в 2011 г. ЕС принял «Резюме Европейской политики соседства», призвав «установить контакты с де-факто властями и обществами непризнанных государств с целью поддержки гражданской культуры и диалога» [30].

В целом и в отношении Нагорного Карабаха, и в отношении Абхазии и Южной Осетии ЕС переориентировался на развитие межличностных отношений. В этом же направлении развивается и Сотрудничество в области образования и культуры, в которое вовлечены все стороны конфликтов в регионе.

Особое внимание уделяется контактам между людьми, в частности обменам молодежью, студентами, преподавателями, исследователями и деятелями культуры [26]. Сотрудничество организовано вокруг уже действующих и внедряемых программ в области образования, высшего образования, исследований и инноваций, проблем молодежи и развития культуры. Целью является активное вовлечение студентов и преподавателей стран Южного Кавказа в образовательные программы ЕС. В рамках Erasmus Mundus только на 2012/13 учебный год было выделено более 2 300 стипендий [29].

Основные образовательные программы ЕС, действующие в этом регионе: Tempus, Erasmus Mundus, FP7 (Seventh Framework Project), Marie Curie, Jean Monnet [31]. Программа Tempus реализуется в регионе с 1995 года. В Грузии с 1995 по 2013 гг. осуществлен 41 проект. Чаще всего поддерживались проекты Тбилисского государственного университета [34]. В Азербайджане насчитывается 22 проекта, из них 7 приходится на Бакинский государственный университет [23]. В Армении - 21 [35]. Есть даже проекты, заявленные как реализуемые совместно армянским и азербайджанским сельскохозяйственными вузами, а также университетами этих стран.

В программу Erasmus Mundus вовлечены 4 вуза Грузии, 5 вузов Армении, 3 вуза Азербайджана, и реализуются личные проекты граждан этих стран. В 2011 г. в рамках этой программы гранты на мобильность (на участие в конференциях) получили: 56 - студен-тов-бакалавров, 35 - магистрантов, 28 - докторских проектов, 7 - постдокторских, 17 -академиков и администрации, всего - 140 человек [29].

Европейская молодежная программа SALTO распространяет свою деятельность на страны региона (SALTO Eastern Europe and Caucasus Resource Centre) [33]. Она была создана как «Молодежная политика», интегрировав 8 молодежных программ, действовавших в регионе. Среди них в 2012-2013 гг. реализуется программа «Молодежного окна Восточного партнерства» (то есть в том числе и для Белоруссии, Украины и Молдовы).

«Молодежь в действии» используется с

2007 по 2013 годы. Интересно отметить, что одним из приоритетов этой программы является «Европейское гражданство», суть которого заключается в создании гражданской позиции европейца, а принимать участие в программе может молодежь из стран «Восточного партнерства», то есть можно сделать вывод, что данная программа нацелена на формирование у молодежи Южного Кавказа европейской идентичности.

Существуют и программы отдельных государств, действующие в сфере образования и науки. Хотелось бы отметить Южнокавказский офис Фонда им. Генриха Бёлля, который призывает представителей гражданского общества Грузии, Армении и Азербайджана проводить дискуссии на темы, касающиеся европейских вариантов международной политики по отношению к каждой из стран региона, а также ценностей ЕС [5]. Фонд Генриха Бёлля является одним из спонсоров Кавказского института, расположенного в Ереване, он ведет активную учебную и научную деятельность, привлекая студентов и ученых из всех стран региона. Им организуются стажировки, семинары, конференции, выпускается ежегодник, в котором публикуются работы исследователей из трех стран, а также из России [24].

В Программе мобильности (Mobility Partnerships) ставится один из главных обсуж-

даемых вопросов. Эта программа способствует развитию регионального сотрудничества в области миграции. Сначала в 2009 г. в отношении Грузии началась реализация программы: в марте 2011 г. Грузия подписала соглашения об облегчении визового режима и ре-адмиссии. С марта 2012 г. начались переговоры по этим же направлениям с Арменией и Азербайджаном. Предполагается, что к осени 2013 г. они будут закончены.

Пограничная безопасность

Мобильность граждан стран региона так или иначе связана с пересечением государственных границ, и здесь возникает вопрос о развитии пограничной инфраструктуры и безопасности, которые традиционно рассматриваются в регионе в силовых структурах.

Программы по укреплению границ реализуются с 2009 года. В 2010 г. страны ЕС (совместно с ООН) предложили всем трем странам проект новой системы управления охраной границ, которая должна обеспечить «открытые и безопасные границы в регионе» [6]. Цель программы - внедрить концепцию единого интегрированного управления границей, что требует сотрудничества правительств, согласование законодательства. «Стоимость проекта по внедрению новой системы единого управления границами на Южном Кавказе составит более 6,3 млн евро» [там же]. Программа предполагает обучение более 700 пограничников и таможенников и реализацию конкретных проектов на пограничных территориях. Собственными усилиями наладить сотрудничество пограничников трех стран пока не удавалось из-за сложных политических отношений между стра-нами-соседями. Диалог по предотвращению наркотрафика был начат ЕС в 2011 г. с Арменией и Азербайджаном.

Социальное развитие

Основная цель подобных программ -борьба с бедностью, развитие гражданского общества, что должно способствовать диалогу и сотрудничеству между подобными организациями стран.

На реализацию мер в области социального развития Армении выделяется 40-45 %

всех бюджетов европейских траншей (6371 млн евро) на 2011-2013 годы [27]. Всего же на Армению выделено в этот же период 157 млн евро, на Азербайджан - 122 млн евро. Грузия на 2007-2013 гг. получила 120 млн евро [25]. Однако это всего лишь одна из программ. Общую сумму грантов посчитать достаточно сложно.

Программы по социальному развитию чаще всего связывают с реформами в области политики, с демократизацией. В результате такого подхода со стороны европейцев именно Азербайджан меньше всего способствует внедрению этих программ, так как рассматривает эти проекты как вмешательство во внутренние дела. С другой стороны, как отмечают азербайджанские исследователи (среди них Р. Мусамбеков), Азербайджан и сам в силу наличия существенных энергоресурсов не нуждается в такой финансовой поддержке [2]. Р. Миркадыров указывает на разочарование в европейских ценностях, которое произошло после переизбрания И. Алиева, и на ту роль, которую в целом сыграл Запад [15].

Культурные программы реализуются в области сохранения культурного наследия стран. Так, в начале декабря 2012 г. в Тбилиси состоялся семинар «Национальная политика в области культурного наследия». Это особенно важно, так как все три страны обвиняют друг друга в разрушении исторических памятников, сосредоточенных на приграничных территориях. Грузия и Азербайджан делят монастырский комплекс Давид Гареджи, Армения и Азербайджан - территорию Нагорного Карабаха вместе со всеми памятниками культуры (особую известность еще с 1980-х гг. имеют хычкары). Официальная задача проекта - «усовершенствование процесса управления культурным наследием и укрепление сотрудничества в направлении приведения процесса интеграции в соответствии со стандартами стран-членов Евросоюза» [1].

Нельзя не отметить роль Евровидения в формировании европейской идентичности стран региона. Армения вступила в конкурс в 2006 г., Грузия - в 2007 г., Азербайджан - в

2008 году. При этом нужно иметь в виду, что из-за формальных факторов ряд европейских стран отказались принимать участие в кон-

курсе в Азербайджане. Неофициально данное обстоятельство связывали с нежеланием поддерживать «недемократический режим И. Алиева».

Экологические проекты

В 2012 г. ЕС заявил о готовности выделить для стран Южного Кавказа и Центральной Азии 8 млн евро в рамках программы по готовности к стихийным бедствиям ф1РЕСНО). «Программа предусматривает оказание содействия в уменьшении последствий стихийных бедствий путем укрепления потенциала реагирования местных сообществ и национальных органов власти, укрепления инфраструктуры, повышения осведомленности, создания или улучшения местных систем раннего предупреждения и действий при ЧС» [7].

Вплоть до настоящего момента чиновники ЕС настаивают на закрытии двух энергоблоков (1976, 1980) атомной станции в Ме-цаморе (Армения), мотивируя тем, что это -сейсмоопасная зона, и предлагая 200 млн евро на ее закрытие [3]. Но такое изменение сделает экономику Армении более зависимой от Грузии, через территорию которой в страну осуществляются поставки российских энергоресурсов.

За все годы развития отношений стран Южного Кавказа и ЕС направленность программ существенно изменилась: конкретизация проектов со стороны ЕС примерно после 2010 г. позволяет решать насущные проблемы региона, в том числе и конфликтных территорий. Успешность программ развития контактов Р2Р также может быть поставлена под сомнение событиями, в которые были вовлечены военные представители Армении и Азербайджана в Венгрии, но убийство армянского участника проекта азербайджанцем может быть объяснено тем, что это была программа НАТО для военных, людей, несущих в себе определенный психологический «заряд».

С. Минасян отмечает, что программы ЕС «создают некую новую “европеизированную” элиту в общественно-политических и журналистских кругах республик Южного Кавказа... Это снижает воинственную риторику в обществах сторон и повышает уровень толерантности, что также в какой-то мере

способствует консервации и сохранению статус-кво в региональных конфликтах» [14].

При этом есть и спорные темы сотрудничества. Это - отношение к сексуальным меньшинствам, нетрадиционным религиозным объединениям (болевые точки для Армении и Азербайджана). Вероятно, пока сильны традиционалистские представления в ряде обществ, европеизации идентичности ожидать не приходится.

Может показаться, что «революция роз» была порождена возросшей европейской идентичностью в Грузии и в то же время привела к ее популяризации. И действительно, отношения Грузии со странами ЕС активизировались, однако напомню, что тогда все же более популярной была идея интеграции Грузии с НАТО.

Романтическое отношение к сотрудничеству с ЕС свойственно всем странам, которые оказались вовлеченными в сферу европейских программ. Очень часто политики опасаются того, что население забудет о своих отличиях от Европы. Европейские же государства, как показывает практика, помнят об этом, из-за чего чувство обиды, появляющееся после разочарования, становится еще сильнее. Достаточно вспомнить опыт Турции.

Таким образом, можно отметить использование европейской риторики политиками, стремящимися «оторваться» от «постсоветского пространства», доказать, что у кавказских народов много общего с Европой. И эта политика характерна, скорее, для христианских Грузии и Армении, чем для мусульманского Азербайджана. К тому же первые слабее экономически, а значит, заинтересованы в европейской помощи. Однако, учитывая политическую ситуацию в Азербайджане, нужно иметь в виду, что и дистанцирование, и чрезмерное вмешательство ЕС во внутренние дела могут привести к еще большей ис-ламизации.

Необходимо отметить возрастающую роль ЕС в публичной политике в регионе, что так или иначе формирует слой населения, лояльный к европейским ценностям, и на этом поприще европейцы очевидно потеснили Россию. Кроме того, их усилия, направленные на формирование дискуссионных полей, могут способствовать снижению уровня конфликтности в их отношениях друг с другом. И опять

российская политика здесь проигрывает европейской.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Азербайджан и Армения примут участие в учебной программе ЕС // Кавказ Online. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// kavkasia.net/World/2012/1354316220.php. - Загл. с экрана.

2. Азербайджан ожидает конкретных предложений от инициативы «Восточного партнерства» ЕС // Кавказский узел. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://43.kavkaz-uzel.ru/articles /145094/. - Загл. с экрана.

3. Армянская АЭС (Мецаморская) // Российское атомное сообщество. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru /organizations/armyanskaya-aes-metsamorskaya/ 465. - Загл. с экрана.

4. Гирагосян, Р. Запад и Южный Кавказ в 2010 г. // Кавказ - 2010 : ежегодник Института Кавказа / Р. Гирагосян ; ред. А. Искандерян. - Ереван : Институт Кавказа. - 2012. - С. 155-162. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.c-i.am /wp-content/up loads/20 12/06/yearbook_ 2010+.pdf. - Загл. с экрана.

5. Европа и Южный Кавказ // Heinrich Boll Stiftung. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ge.boell.org/web/50.html. - Загл. с экрана.

6. ЕС и ООН внедряют новую систему управления границами на Южном Кавказе // Россия -Грузия: информационный паритет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. georusparitet.com/monitoring/20 100329/ 151340811.html. - Загл. с экрана.

7. ЕС потратит 8 млн евро на развитие защиты от стихийных бедствий на Южном Кавказе и в Центральной Азии // Вестник Кавказа. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru /news/ES-potratit-8-mln-evro-na-razvitie-zashchity-ot-stikhiynykh-bedstviy-na-YUzhnom-Kavkaze-i-v-TSentral.html. - Загл. с экрана.

8. ЕС профинансирует проекты на оккупиро-

ванных территориях // Наша Абхазия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:

//abkhazeti.info/abkhazia/2010/1282062418.php. -Загл. с экрана.

9. Замятин, В. «Расширенная Европа» / В. Замятин // День Kiev.ua. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/ru/article/den-planety/rasshirennaya-evropa. - Загл. с экрана.

10. Искендеров, П. А. Свет и тени Восточного партнерства ЕС / П. А. Искендеров // Перспекти-

вы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http ://www.perspektivy. info/rus/desk /svet_i_teni_vostochnogo_partnerstva_j es_2011-11-

03.htm. - Загл. с экрана.

11. Кудряшова, Ю. С. Государства Южного Кавказа в европейской политике соседства / Ю. С. Кудряшова // Аналитические записки НКСМИ МГИМО (У) МИД России. - 2008. -Вып. 6. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/34233/34233.pdf. -Загл. с экрана.

12. Кучуберия, А. Президент Абхазии пожаловался Семнеби на предвзятость Евросоюза / А. Ку-чуберия // Кавказский узел. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://43.kavkaz-uzel.ru /articles/151001. - Загл. с экрана.

13. Мамулашвили, Ц. Одним из главнейших приоритетов Грузии является полноценная интеграция в ЕС - госминистр / Ц. Мамулашвили // Новости - Грузия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.newsgeorgia.ru/politics /20121214/215407454.html. - Загл. с экрана.

14. Минасян, С. Роль ЕС в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе / С. Минасян // International Expert Center for Electoral Systems. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.elections-ices.org/russian/publications /textid: 1409/. - Загл. с экрана.

15. Миркадыров, Р. Азербайджан - 2010 // Кавказ - 2010 : ежегодник Института Кавказа / Р. Миркадыров ; ред. А. Искандерян. - Ереван : Институт Кавказа. - 2012. - С. 16-19. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.c-i.am/wp-content/uploads /2012/06/yearbook_2010+.pdf. - Загл. с экрана.

16. Саммит Восточного партнерства признал Южный Кавказ Европой // Научное общество кавказоведов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kavkazoved.info/news/2011/10/03 /sammit-vostochnogo-partnerstva-priznal-juzhnyj-kavkaz-evropoj.html. - Загл. с экрана.

17. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном 1996 г // Сайт Московской государственной юридической академии. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //eulaw.edu. ru/documents/legislation/eea / pca_azer.htm. - Загл. с экрана.

18. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Арменией 1996 г. // Сайт Московской государственной юридической академии. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //eulaw.edu. ru/documents/legislation/eea /pca_armenia.htm. - Загл. с экрана.

19. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Грузией 1996 г. // Сайт Московской государственной юридической академии. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:

//eulaw.edu. ru/documents/legislation/eea /pca_georgia.htm (г.) . - Загл. с экрана.

20. Стартовал второй этап программы ЕС по укреплению мира в зоне карабахского конфликта // Кавказ Online. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://kavkasia.net/Armenia/2012 /1351574652.php. - Загл. с экрана.

21. Тавитян, Н. Кампания в Европе: Европа должна поддержать Карабах и мир / Н. Тавитян // Еркрамас. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.yerkramas.org/2010/01/19/agbu-kampaniya-v-evrope-evropa-dolzhna-podderzhat-karabax-i-mir/. - Загл. с экрана.

22. «Тройка» Евросоюза едет на Кавказ // Независимая газета. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2001-02-20 /5_triple.html. - Загл. с экрана.

23. Baghirov, P. TEMPUS. Modernizing higher education: Azerbaijan in TEMPUS Programme / P. Baghirov. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.tempus-russia.ru/240611/NT0-Azerbaijan%20EN%20final.pdf. - Title from screen.

24. Caucasus Institute. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.c-i.am/?lang=RU/. - Title from screen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Eastern Partnership. - Electronic text data. -Mode of access: http://eeas.europa.eu/eastern /index_en.htm. - Title from screen.

26. Eastern Partnership: A Roadmap to the autumn

2013 Summit. Joint Communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. -Brussels. 05.05.20112. - Electronic text data. - Mode of access: http://ec.europa.eu/world/enp/docs/2012_enp_ pack/e_pship_roadmap_en.pdf. - Title from screen.

27. European Neighborhood and Partnership Instrument: Armenia: National Indicative Programme 2011-2013. - Electronic text data. - Mode of access: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/country /2011_enpi_nip_armenia_en.pdf. - Title from screen.

28. Georgians lay claim to 'first Europeans' // IOLscitech. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.iol.co.za/scitech/technology/georgians-lay-claim-to-first-europeans -1.3 84567#. UMygpuS6f6v. - Title from screen.

29. Graudina, I. ERASMUS MUNDUS Action 2 Partnership for Georgia, Armenia and Azerbaijan / I. Graudina, R. Augstskola. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.google.ru/url?sa= t&rct = j& q= erasmus%20mundus%20a zerbaijan&source=web&cd=4&ved=0CEsQFjAD&u rl=http%3A%2F%2Fwww.viaa. gov. lv%2Ffiles%2Fn ews%2F6267%2Fiveta_graudina_info_day _riga_25feb2011 .ppt&ei=ms7NUPq_JKuL4gTjxYHIDQ &usg=AFQjCNHwpe75rmoGV8SBntaX7TKpYKQj0 Q&cad=rjt. - Title from screen.

30. Hayrumyan, N. Karabakh: European bodies to seek new ways to work with unrecognized countries / N. Hayrumyan // ArmeniaNow.com. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.armenianow.com /karabakh/28891/karabakh_independence_recognition. -Title from screen.

31. National Tempus Office Georgia. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.tempus.ge /index.php?option=com_content&view=article&id=54&I temid=34&lang=en. - Title from screen.

32. Pereltsvaig A. Is the Georgian language related to Basque, another European “outlier”? / A. Pereltsvaig // GeoCurrents. - Electronic text data. - Mode of access: http://geocurrents.info/cultural-geography/is-the-georgian-language-related-to-basque-another-european-outlier. - Title from screen.

33. SALTO-Youth: Eastern Europe and Caucasus Resource centre. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.salto-youth.net/rc/eeca/. - Title from screen.

34. Tempus in Georgia: Facts and Figures. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.tempus.ge /images/txt/ffltempus.pdf. - Title from screen.

35. Tempus Partner Country: Armenia. -Electronic text data. - Mode of access: http:// eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries /armenia_en.php. - Title from screen.

REFERENCES

1. Azerbaidzhan i Armeniia primut uchastie v uchebnoi programme ES [Azerbaijan and Armenia are participating in the EU educational program]. Available at: http://kavkasia.net/World/2012/1354316220.php.

2. Azerbaidzhan ozhidaet konkretnykh predlozhenii ot initsiativy “Vostochnogo partnerstva”ES [Azerbaijan is waiting for the concrete offers within the “Eastern Partnership”]. Available at: http://43.kavkaz-uzel.ru/articles/145094/.

3. Armianskaia AES (Metsamorskaia) [Armenian nuclear power plant (Mecamor)]. Available at: http: //www. atomic-energy. ru/organizations/ armyanskaya-aes-metsamorskaya/465.

4. Giragosian R. Zapad i Iuzhnyi Kavkaz v 2010 g. [West and the South Cuacasus]. Available at: http:/ /www.c-i.am/wp-content/uploads/2012/06/ yearbook_2010+.pdf.

5. Evropa i Iuzhnyi Kavkaz [Europe and the South Caucaus]. Available at: http://www.ge.boell.org/ web/50.html.

6. ES i OON vnedriaiut novuiu sistemu upravleniia granitsami na Iuzhnom Kavkaze [EU and the UN are implementing the new border control system in the South Caucasus]. Available at: http:// www. georusparitet. com/monitoring/2 0100329/ 151340811.html.

7. ES potratit 8 mln evro na razvitie zashchity

ot stikhiinykh bedstvii na Iuzhnom Kavkaze i v Tsentral'noi Azii [EU is spending 8 mln evro for protecting the South Caucasus and Central Asia from natural disasters]. Available at: http://

www.vestikavkaza.ru/news/ES-potratit-8-mln-evro-na-razvitie-zashchity-ot-stikhiynykh-bedstviy-na-YUzhnom-Kavkaze-i-v-TSentral.html.

8. ES profinansiruet proekty na okkupirovannykh territoriiakh [EU is financing programs for the occupied area]. Available at: http:// abkhazeti.info/abkhazia/2010/1282062418.php.

9. Zamiatin V. “Rasshirennaia Evropa”

[Enlarged Europe]. Available at: http://

www. day. kiev. ua/ru/article/den-planety/ rasshirennaya-evropa.

10. Iskenderov P.A. Svet i teni Vostochnogo partnerstva ES [Light and Shadows of EU Eastern Partnership] Available at: http://www.perspektivy.info/rus/ desk/svet_i_teni_vostochnogo_partnerstvajes_2011-11-

03.htm.

11. Kudriashova Iu.S. Gosudarstva Iuzhnogo Kavkaza v evropeiskoi politike sosedstva [South Caucasus states in the European Neighborhood Program]. Available at: http://www.mgimo.ru/files/ 34233/34233.pdf .

12. Kuchuberiia A. Prezident Abkhazii pozhalovalsia Semnebi na predvziatost' Evrosoiuza [Abkhazian president complaines to Semneby of EU bias]. Available at: http://43.kavkaz-uzel.ru/articles/ 151001.

13. Mamulashvili C. Odnim iz glavneishikh prioritetov Gruzii iavliaetsia polnocennaia integraciia v ES - gosministr [Minister: One of Georgia priorities is the integration into EU]. Available at: http:/ /www. newsgeorgia. ru/politics/2012 1214/ 215407454.html.

14. Minasian S. Rol' ES v uregulirovanii konfliktov na Iuzhnom Kavkaze [EU role in reconciling the disputes in the South Caucasus]. Available at: http:/ /www.elections-ices.org/russian/publications/ textid: 1409/.

15. Mirkadyrov R. Azerbaidzhan - 2010 [Azerbaijan - 2010]. Available at: http://www.c-i.am/ wp-content/uploads/2012/06/yearbook_2010+.pdf.

16. Sammit Vostochnogo partnerstva priznal Iuzhnyi Kavkaz Evropoi [Eastern Partnership Summit recognized the South Caucasus as Europe]. Available at : http: //www. kavkazoved.info/news/2011/10/03/ sammit-vostochnogo-partnerstva-priznal-juzhnyj-kavkaz-evropoj. html.

17. Soglashenie o partnerstve i sotrudnichestve mezhdu ES i Azerbaidzhanom 1996 g. [EU and Azerbaijan agreement on partnership and cooperation 1996]. Available at: http://eulaw.edu.ru/documents/ legislation/eea/ pca_azer.htm.

18. Soglashenie o partnerstve i sotrudnichestve mezhdu ES i Armeniei 1996 g. [EU and Armenis agreement on partnership and cooperation 1996]. Available at: http://eulaw.edu.ru/documents/ legislation/eea/pca_armenia. htm.

19. Soglashenie o partnerstve i sotrudnichestve mezhdu ES i Gruziei 1996 g. [EU and Georgia agreement on partnership and cooperation 1996]. Available at: http: //eulaw. edu. ru/documents/ legislation/eea/pca_georgia. htm.

20. Startoval vtoroi etap programmy ES po ukrepleniiu mira v zone karabakhskogo konflikta [The second stage of the EU peace-building program in the Nagorno-Karabakh area has been initiated]. Available at: http://kavkasia.net/Armenia/2012/ 1351574652.php.

21. Tavitian N. Kampaniia v Evrope: Evropa dolzhna podderzhat' Karabakh i mir [The campaign in Europe: Europe has to support Karabakh]. Available at: http://www.yerkramas.org/2010/01/19/agbu-kampaniya-v-evrope-evropa-dolzhna-podderzhat-karabax-i-mir/.

22. “Troika” Evrosoiuza edet na Kavkaz [EU “Troika” is going to the Caucasus]. Available at: http:/ /www.ng.ru/cis/2001-02-20/5_triple.html.

23. Baghirov P. TEMPUS. Modernizing higher education: Azerbaijan in TEMPUS Programme. Available at: http://www.tempus-russia.ru/240611/ NTO-Azerbaijan%20EN%20final.pdf.

24. Caucasus Institute. Available at: http://www. c-i.am/?lang=RU/ (Accessed 12 December 2012)

25. Eastern Partnership. Available at: http:// eeas.europa. eu/eastern/index_en. htm.

26. Eastern Partnership: A Roadmap to the autumn 2013 Summit. Joint Communication To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions. Brussels, 15.5.2012. Available at: http://ec.europa.eu/world/enp/docs/2012_enp_pack/ e_pship_roadmap_en. pdf.

27. European Neighborhood and Partnership Instrument: Armenia: National Indicative Programme 2011-2013. Available at: http://ec.europa.eu/world/ enp/pdf/country/2011_enpi_nip_armenia_en.pdf.

28. Georgians lay claim to 'first Europeans’. Available at: http://www.iol.co.za/scitech/technology/ georgians-lay-claim-to-first-europeans-1.384567 #.UMygpuS6f6v.

29. Graudina I., Augstskola R. ERASMUS MUNDUS Action 2 Partnership for Georgia, Armenia and Azerbaijan. Available at: http://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=erasmus%20mundus% 20azerbaijan&source=web&cd=4&ved=0CEsQFjAD &url=http%o3A%2F%2Fwww.viaa.gov.lv%2Fliles%2Fnew s%2F6267%2Fiveta_graudina_info_day_riga_25feb201 1 .ppt&ei=ms7NUPq_JKuL4gTjxYHIDQ&usg=AFQjCNH wpe75rmoGV8SBntaX7TKpYKQjOQ&cad=rjt.

30. Hayrumyan N. Karabakh: European bodies to seek new ways to work with unrecognized countries. Available at: http://www.armenianow.com/ karabakh/28891/karabakh_independence_recognition.

31. National Tempus Office Georgia. Available at: http://www.tempus.ge/index.php?option= com_content&view=article&id=54&Itemid =34&lang=en.

32. Pereltsvaig A. Is the Georgian language related to Basque, another European “outlier”? Available at: http: //geocurrents. info/cultural-

geography/is-the-georgian-language-related-to-

basque-another-european-outlier.

33. SALTO-Youth: Eastern Europe and Caucasus Resource centre. Available at: http://www.saUo-youth.net/rc/eeca/.

34. Tempus in Georgia: Facts and Figures. Available at: http://www.tempus.ge/images/txt/ fftempus.pdf.

35. Tempus Partner Country: Armenia. Available at: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/ armenia_en.php.

EU HUMANITARIAN PROGRAMS AND REGIONAL IDENTITY IN THE SOUTH CAUCASUS

Arkhipova Ekaterina Vladimirovna

Candidate of Sciences (History),

Associate Professor, Department of International Relations and Area Studies [email protected]

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. EU Humanitarian Programs in the Southern Caucasus States are considered in the article. The increasing number and importance of the programs developing person-to-person contacts for the conflicting areas are noted. The influence of TRACECA and INOGATE programs was very significant in developing the local economies. Humanitarian aspects became important since 1992 when the first peace-building conferences of the Minsk group on Nagorno-Karabakh conflict took place. The political cooperation was institutionalized in 2004 with the implementing the European Neighborhood program. According to the “Eastern Partnership” a number of grants was offered to develop so called “new democracies”. A lot of educational programs provided the space for the personal cooperation in the area now are implementing. Mobility Partnerships program provides the regional cooperation in the migration policy. Consequently all the EU programs make the European volumes popular for the Caucasian inhabitants. That’s why the author puts the question about possible transformations in the regional identity. The states elites declare the importance for developing close contacts with EU institutes. Still there are some arguable issues. The status of sexual minorities in Azerbaijan provides the base for the mutual discontent in their relations with EU. Yet Azerbaijan has enough financial resources (based on the petrol supplies) to reduce the EU influence in some objectionable fields. Georgia under M. Saakashvili ruling showed a strong trend towards EU and “Western” values on the whole. But this trend was mainly based on the strategies of the state financial surviving. There are some evidences proving that the main target of this police was to make a distance from the Russian policy. Armenia may be introduces as the state with strong interests in European cooperation for developing its economy. But there are also some important projects connecting Armenia with Russia, still here the Russian influence was reduced considerably. Obviously the area states as well as their citizens are not going to lose their national identities, but they are becoming more and more involved in the cooperation with EU with some benefits, while the Russian influence is reducing in political and cultural spheres.

Key words: EU, South Caucasus, humanitarian programs, conflict management, regional identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.