Научная статья на тему 'Программа «Эразмус Мундус» как инструмент развития'

Программа «Эразмус Мундус» как инструмент развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
740
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эразмус Мундус / Высшее образование / Балтийский регион / защита окружающей среды / Erasmus Mundus / Higher education / Baltic Sea region / environmental protection

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Садецкая Анна

<i>Рассматривается программа Европейской комиссии «Эразмус Мундус» в срезе структурного сотрудничества ЕС и университетов третьих стран. Особое внимание уделяется реализации проектов в рамках программы «Эразмус Мундус» по охране окружающей среды, обеспечению привлекательности региона Балтийского моря.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Садецкая Анна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>This article analyses the Erasmus Mundus programme run by the European Commission in terms of structured cooperation between the EU and third country universities. Special attention is paid to the implementation of Erasmus Mundus projects aimed at environmental protection, biodiversity conservation, reduction in the use of hazardous substances, and the improvement of the attractiveness of the region.</i>

Текст научной работы на тему «Программа «Эразмус Мундус» как инструмент развития»

УДК 378 (470.24)

Рассматривается программа Европейской комиссии «Эразмус Мундус» в срезе структурного сотрудничества ЕС и университетов третьих стран. Особое внимание уделяется реализации проектов в рамках программы «Эразмус Мундус» по охране окружающей среды, обеспечению привлекательности региона Балтийского моря.

This article analyses the Erasmus Mundus programme run by the European Commission in terms of structured cooperation between the EU and third country universities. Special attention is paid to the implementation of Erasmus Mundus projects aimed at environmental protection, biodiversity conservation, reduction in the use of hazardous substances, and the improvement of the attractiveness of the region.

Ключевые слова: Эразмус Мундус, высшее образование, Балтийский регион, защита окружающей среды.

Key words: Erasmus Mundus, higher education, Baltic Sea region, environmental protection.

В 1996 г. ОЭСР сформулировала цели развития Балтийского региона, среди прочего затрагивающие проблемы экологической устойчивости и глобального партнерства [1], и приступила к стимулированию глобального партнерства для их достижения. Целью Стратегии ЕС для стран Балтийского моря от 10 июня 2009 г. является более сбалансированное развитие региона, подразумевающее четыре основных компонента: экологическую устойчивость, процветание, доступность и привлекательность, безопасность. Пятнадцать приоритетных направлений:

— снижение выбросов биогенных веществ в Балтийское море до приемлемого уровня;

— охрана природы и сохранение биоразнообразия;

— сокращение использования вредных веществ;

— приобретение статуса показательного региона в сфере экологически чистых морских перевозок;

— смягчение влияния изменений климата и адаптация к ним;

— устранение торговых барьеров на внутреннем рынке Балтийского региона;

— полное раскрытие исследовательского и инновационного потенциала региона;

— развитие предпринимательства;

— обеспечение стабильности сельского, лесного и рыбного хозяйства;

А. Садецкая

ПРОГРАММА «ЭРАЗМУС МУНДУС» КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

— повышение эффективности и безопасности энергетического рынка;

— улучшение внутреннего и внешнего транспортного сообщения;

— обеспечение привлекательности региона Балтийского моря, в частности, в области образования и молодежной политики, туризма, культуры и здравоохранения;

— выход на лидирующие позиции по обеспечению безопасности мореплавания;

— совершенствование механизмов ликвидации аварий на море;

— уменьшение масштаба и тяжести последствий международных преступлений [2].

Таким образом, охрана окружающей среды — ключевой элемент плана действий стран Балтийского региона, что обусловлено экологической уязвимостью Балтийского моря [3]. В Программе региона Балтийского моря на 2009—2013 гг. содержатся стратегии, согласующиеся с приоритетами общей политики ЕС. Например, приоритетами лиссабонской стратегии являются экономический рост и создание рабочих мест, а гётеборгской — устойчивое экономическое развитие. Общая для этих документов цель — повышение конкурентоспособности Европы на мировой арене, что даст ей возможность стать лидером в области инноваций. Указанные стратегии также подразумевают увеличение инвестиций в науку и образование как инструмент развития региона. Следовательно, университеты должны стимулировать студенческую и преподавательскую мобильность, разрабатывать совместные учебные планы и программы, укреплять сотрудничество, осуществлять обмен кадрами и идеями. Программа Европейской комиссии «Эразмус Мун-дус» основана на схожих принципах — ее целью является повышение качества высшего образования, а также установление диалога культур посредством академической мобильности и сотрудничества. Данная программа направлена на углубление взаимодействия с так называемыми третьими странами. Программа оказывает поддержку вузам, отдельным студентам, исследователям и преподавателям, а также организациям, задействованным в сфере высшего образования, она реализуется при помощи следующих мероприятий: совместных бакалаврских и магистерских программ, партнерства в рамках «Эразмус Мундус» между вузами ЕС и третьих стран, введения стипендий для поддержки академической мобильности на всех уровнях, развития высшего образования в Европе и повышения привлекательности Европы в качестве мирового образовательного центра [5].

Некоторые университеты региона Балтийского моря активно участвуют в программе и тем самым добиваются целей, соответствующих региональным стратегиям. Со стороны ЕС в консорциум участников программы «Эразмус Мундус» входят университеты Швеции, Германии, Финляндии, Польши, Литвы. Некоторые из них также являются координаторами проектов. Среди представителей третьих стран можно отметить российские университеты.

Как указано выше, программа «Эразмус Мундус» подразумевает структурное сотрудничество ЕС и университетов третьих стран, осно-

ванное на взаимовыгодных решениях и направленное на повышение качества высшего образования и устойчивое развитие региона. Таким образом, основной упор делается на соотнесение проектов с реальными проблемами региона и его развитием, а также нуждами регионального рынка труда.

Многие проекты «Эразмус Мундус» нацелены на приобретение знаний и навыков. Например, азиатская подпрограмма ставит перед собой следующие цели: «содействие двустороннему развитию общества посредством повышения квалификации граждан, овладения ими навыками, востребованными на рынке труда, открытости новым идеям и приобретения международного опыта; повышение мобильности студентов, исследователей и преподавателей из третьих стран, избранных на основе академических и исследовательских успехов, с целью повышения квалификации в ЕС; вклад в развитие человеческих ресурсов и потенциала международного сотрудничества вузов третьих стран посредством повышения мобильности между ЕС и третьими странами в соответствии с принципами равных возможностей и недопущения дискриминации» [7]. Приоритетные образовательные программы ориентированы на решение вопросов охраны окружающей среды, здравоохранения, социального обеспечения, международного права и прав человека. Другие проекты в рамках азиатского направления отвечают требованиям местного рынка труда, особое внимание уделяется пробуждению интереса к предпринимательству у студентов таких стран, как Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Индонезия, Непал и Пакистан. Также существуют проекты в сферах здравоохранения, охраны окружающей среды и биоразнообразия. Один из проектов, реализуемых в западных странах Балканского полуострова, рассматривает науку и технологию как инструмент экономического развития региона. Множество примеров свидетельствует о том, что результаты проектов «Эраз-мус Мундус» простираются далеко за рамки образовательного и исследовательского процессов в партнерских университетах. Если представить параметры сравнительного анализа образования, предложенные Бреем и Томасом, в виде куба, «Эразмус Мундус» окажется в равной степени успешным как на микро-, так и на макроуровне [8, р. 23]. Точнее, программа направлена от индивида к мировым регионам, от учебного плана к методике преподавания, интернационализации вузов, финансированию образования и в будущем, возможно, к рынку труда и иным сферам регионального значения при участии различных социальных групп, включая наиболее уязвимые. Филлипс и Швайсфурт в работе по сравнительному и международному образованию отмечают наличие тесной связи между образованием и уровнем развития страны, вне зависимости от того, принимается ли во внимание человеческий капитал, модернизация, свободы человека, сознательность, теория соответствия или теория воспроизводства. Авторы подчеркивают, что образование воспринимается как ключевой социальный институт, который оказывает влияние на ценности и поведение индивидов, создавая рабочую силу будущего и, следовательно, воздействует на развитие страны

[8, р. 69]. Как видно, в долгосрочной перспективе такие программы, как «Эразмус Мундус», способствуют реализации новых стратегий в сферах, проблемных для региона. Таким образом, можно сказать, что «Эразмус Мундус» помогает европейским партнерам придать их образовательному предложению более глобальный и регионально-ориентированный характер и, следовательно, вносит вклад в развитие региона. Здесь немаловажную роль играет и охрана окружающей среды. Участвующие в программе университеты Балтийского региона активно содействуют решению экологических проблем как своей страны, так и региона в целом.

Очевидно, что участие в программе «Эразмус Мундус» в равной степени выгодно партнерам как из стран ЕС, так и из третьих стран, ведь она предполагает двусторонний обмен образовательными программами, навыками и знаниями, а также создает уникальные возможности для межкультурного диалога и установления взаимопонимания, необходимого для дальнейшего сотрудничества. Программа нацелена на устойчивость результатов. Студенты, преподаватели и административный персонал приобретают ценные навыки, необходимые в современном мире. «Эразмус Мундус» способствует диверсификации финансирования и разработке новых инициатив, по-видимому, важнейшим ее элементом являются обмен и приобретение навыков, требующихся для интернационализации университетов, а также их участия в решении проблем локального и глобального уровней: академические навыки, способность к мышлению, рассуждению и групповой работе, а также использованию современных технологий [6]. Чувство контроля над происходящим, мотивация к карьерному успеху, осознание разнообразия мира и принятие изменений, а также универсализм входят в перечень современных ценностей, составленный Макклелландом, Инкелесом и Смитом [8, р. 71]. Такие навыки и ценности необходимы для решения экологических проблем как на региональном, так и на глобальном уровне.

Кроме очевидных преимуществ программа «Эразмус Мундус» имеет ряд проблем, которые приходится решать ее участникам. Среди них необходимо упомянуть затруднения, возникающие при переводе оценок и баллов, полученных за границей. Также зачастую проблемами становятся более низкий уровень преподавания в принимающем вузе, огромное количество претендентов на получение стипендий (что приводит к загруженности отборочных комиссий), интернационализация в ущерб интересам страны и региона, ограниченный доступ к программе, а главное — наличие в партнерских вузах соответствующих образовательных программ на английском языке и инфраструктуры для размещения стипендиатов. Ключевой момент реализации программы — сотрудничество с принимающими кафедрами и факультетами, а также с преподавательским составом партнерских вузов. Особенно важна направленность проектов на конкретные специальности и приоритетные дисциплины. Хотя в некоторых проектах только 10% стипендий были выделены по приоритетным дисциплинам. Стоит ли считать это прова-

лом? С одной стороны, это так, но с другой стороны, программа «Эраз-мус Мундус» показывает вузу, какие именно дисциплины нуждаются в обновлении, чтобы соответствовать требованиям современного мира. При условии, что каждый партнер проанализировал свои сильные и слабые стороны, а также имеющиеся возможности и возникающие угрозы, программа может облегчить определение целей и оптимизацию образовательной политики вуза. Например, во всех университетах региона Балтийского моря, участвующих в программе «Эразмус Мундус», есть направление «Экология». Тем не менее каждый университет должен ответить на вопрос, могут ли иностранные студенты обучаться по этим программам и получить диплом и существуют ли в университете исследовательские группы, сотрудничество с которыми отвечало бы требованиям иностранных специалистов. Только тогда «Эразмус Мундус» может принести максимальную пользу и гарантировать долгосрочные результаты.

Таким образом, программа «Эразмус Мундус» тесно связана с региональными и глобальными стратегиями развития и устойчивости. Следовательно, участвующие в программе университеты региона Балтийского моря получают прекрасную возможность внести вклад в будущее региона. Центральный элемент таких стратегий — охрана окружающей среды, которая в то же время является и приоритетным направлением проектов «Эразмус Мундус». Ожидается, что вузы, сотрудничающие в этой сфере, готовы предоставить стипендиатам «Эразмус Мундус» образовательные программы по данному направлению на английском языке и способны обеспечить реализацию проекта в долгосрочной перспективе. Международный и межкультурный диалог — ключевой элемент сотрудничества. Согласно теории Кеннета Кинга, основные изменения в сфере международного сотрудничества предполагают в том числе «глобальную устойчивость и формулирование целей для обеих сторон, а также растущее осознание нациями их глобальных обязательств» (цит. по: [8, р. 76]). Джулиус Ньерере отмечал, что «цель образования — обеспечить большую физическую и умственную свободу человека и дать ему возможность контролировать себя, свою жизнь и окружающую его среду» (цит. по: [8, р. 60]).

Список литературы

1. The OECD and the Millennium Development Goals. URL: http://www.oecd. org/document/37/0,3746,en_2649_33721_34087845_l_l_l_l,00.html (дата обращения: 17.12.2010).

2. EU Strategy for the Baltic Sea Region. URL: http://ec.europa.eu/regional_ policy/cooperation/baltic/index_en.htm (дата обращения: 12.11.2010).

3. Baltic Sea Portal: EU Strategy for the Baltic Sea Region. URL: http://www. itameriportaali.fi/en/suojelu/euyhteistyo/en_GB/eunitameristrategia/ (дата обращения: 16.01.2011).

4. EU regional policy 2007—2013 — The Baltic Sea Region Programme. URL: http://www.eu.baltic.net/EU_regional_policy_2007_2013.1207.html

5. About Erasmus Mundus 2009—2013 | EACEA. URL: http://eacea.ec.europa. eu/erasmus_mundus/programme/about_erasmus_mundus_en.php (дата обращения: 16.01.2011).

6. 21st Century Skills — The Metiri Group. URL: http://www.metiri.com/ 21st%20Century%20Skills/PDFtwentyfirst%20century%20skills.pdf (дата обращения: 16.01.2011).

7. Erasmus Mundus Scholarships — Asia Regional. URL: www.lu.se/emea (дата обращения: 16.01.2011).

8. Phillips D., Schweisfurth M. Comparative and international education: an introduction to theory, method, and practice. Continuum. L., 2008.

Об авторе

Садецкая Анна, магистр в области американских исследований, координатор проектов «Эразмус Мундус» в Варшавском университете.

E-mail: anna. sadecka@adm.uw.edu.pl

About author

Anna Sadecka, MA in American Studies, International Programs Advisor and Project Contact Person for 4 Erasmus Mundus Projects, University of Warsaw (Poland).

E-mail: anna. sadecka@adm.uw.edu.pl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.