Научная статья на тему 'Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт университета Лобачевского'

Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт университета Лобачевского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / GLOBAL KNOWLEDGE SOCIETY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / INTERNATIONAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедный Александр Борисович

Рассмотрены концептуальные основы интернационализации высшего образования в контексте глобализации. Отмечено существенное повышение значимости процессов всесторонней интернационализации для формирования и поддержания основ международной конкурентоспособности университетов в условиях глобального общества знаний. Обсуждаются ключевые мотивы и формы эффективной интернационализации образования в современных условиях. Представлен кейс интернационализации Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского участника Проекта 5-100. Охарактеризованы основные технологии и этапы интернационализации в ННГУ за последние двадцать пять лет, включая роль интернационализации в стратегии развития и управлении университетом, а также задействованные механизмы интернационализации образования и организации системы работы с иностранными студентами. Выделены ключевые результаты и перспективы дальнейшего развития процессов интернационализации в университете для повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научных и образовательных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of education: conceptual basis and practical experience of Lobachevsky university

We consider the origins and development of the concept of higher education internationalization in the context of globalization processes; the main stages in the concept formation are identified. A substantial increase in the significance of comprehensive internationalization processes for developing and maintaining the international competitiveness of universities in the global knowledge society is demonstrated. Key motives and functions of internationalization are examined. Principal mechanisms for effective internationalization of higher education institutions in modern conditions are described. There is presented a case study of internationalization of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, a participant of the «5-100 Program». We characterize the main technologies applied for UNN internationalization in the course of the last twenty-five years, including the role of internationalization in the strategy of university development and management, as well as the mechanisms involved in the internationalization of education, and organization of work with international students. The key results and the prospects for further development of university internationalization processes in the context of enhancing its competitiveness among the world's leading science and education centers are discussed.

Текст научной работы на тему «Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт университета Лобачевского»

Р01 10.15826/ит].2016.106.055

А. Б. Бедный*

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет, Нижний Новгород, Россия

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТА

ЛОБАЧЕВСКОГО

Ключевые слова: интернационализация, глобализация, глобальное общество знаний, конкурентоспособность университета, иностранные студенты.

Рассмотрены концептуальные основы интернационализации высшего образования в контексте глобализации. Отмечено существенное повышение значимости процессов всесторонней интернационализации для формирования и поддержания основ международной конкурентоспособности университетов в условиях глобального общества знаний. Обсуждаются ключевые мотивы и формы эффективной интернационализации образования в современных условиях. Представлен кейс интернационализации Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского - участника Проекта 5-100. Охарактеризованы основные технологии и этапы интернационализации в ННГУ за последние двадцать пять лет, включая роль интернационализации в стратегии развития и управлении университетом, а также задействованные механизмы интернационализации образования и организации системы работы с иностранными студентами. Выделены ключевые результаты и перспективы дальнейшего развития процессов интернационализации в университете для повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научных и образовательных центров.

Интернационализация - ответ университетов на вызовы глобализации

Глобализация стала ключевым фактором окружающей среды, который в последнее время стимулирует изменения в высших учебных заведениях. Глобализация выступает в роли катализатора конкуренции в мировом высшем образовании, а университеты становятся ее субъектами. Способность сформировать достаточный потенциал для поддержания собственной конкурентоспособности в глобальном масштабе - это серьезный и в то же время неизбежный вызов для ведущих университетов по всему миру.

Исследователи высшего образования определяют глобализацию как набор экономических, политических и социетальных сил, подталкивающих высшее образование в XXI в. к все большему вовлечению в процессы международного взаимодействия и сотрудничества (см., например, [1]). Результатами глобализации являются: международная интеграция научных исследований; широкое использование английского языка в качестве международного в академической среде; растущий международный рынок труда для преподавателей и ученых; стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий

и их использование в образовательном процессе; развитие мировой транспортной инфраструктуры, расширяющей возможности по свободному перемещению людей по миру. Для университетов глобализация означает широкий спектр тенденций, оказывающих непосредственное влияние на высшие учебные заведения, избежать которых в современном мире практически невозможно. Разумеется, что на неизбежные тенденции необходимо реагировать, реакцией университетов становится интернационализация.

В современной научной литературе вопросам становления, развития и трансформации концепции интернационализации высшего образования уделяется значительное внимание (например, [2-5]). Определение интернационализации стало формироваться в 1980-х гг., когда основной акцент в восприятии этого процесса делался на социальные и политические факторы. В конце 1980-х гг. интернационализация воспринималась как процесс реализации определенного типа мероприятий, связанных с международным сотрудничеством, на уровне отдельных организаций. В середине 1990-х гг. предложено определение интернационализации с позиции организационного подхода: «процесс интеграции международного и межкультурного измерения в преподавание, осуществление научных исследований и сервисные

* Бедный Александр Борисович - кандидат социологических наук, доцент, проректор по международной деятельности Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского; 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23; 8 (831) 462-35-20; [email protected].

функции вуза» [6]. Со временем с учетом изменения мотивов, форм, проявлений и участников процессов интернационализации была предложена новая, более универсальная и емкая трактовка, в соответствии с которой «интернационализация на национальном, секторальном или институциональном уровне определяется как процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цели, функции или формы высшего образования» [5]. Это определение остается актуальным, наиболее распространенным в среде исследователей высшего образования и по сей день.

Интернационализация высшего образования является динамически развивающимся понятием, значение которого на протяжении времени трансформировалось вместе со стремительно меняющимся миром и ролью высшего образования. Университеты с древних времен отличались международным духом. История университетской интернационализации берет свое начало еще в VI в., когда университет Наланда в Индии привлекал в свои стены студентов и сотрудников со всего буддистского мира. Полтысячелетия спустя первые университеты Европы, появившиеся в Болонье и Париже, тоже были международными: в них поступали студенты со всего континента, которые обучались на одном языке - латыни. Новый этап в развитии интернационализации образования начался в XX в., когда в ней видели и надежду на восстановление взаимопонимания между странами, международного сотрудничества после Первой и Второй мировых войн, и инструмент политического влияния во время холодной войны. Именно в XX в. были созданы и по сей день сохраняющие свою высокую значимость крупнейшие национальные организации в сфере международного образования, такие как Институт международного образования (Institute of International Education - IIE) в 1919 г. в США, Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austausch Dienst - DAAD) в 1925 г. в Германии, Британский Совет (British Council) в 1934 г. в Великобритании. Важную роль в развитии международного образования в XX веке сыграли международные организации -ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк. Они выступали в роли площадок для обсуждения актуальных вопросов глобализации образования, выделяли ресурсы для реализации аналитических проектов в этой сфере, собирали статистику и издавали отчеты по проблемам интернационализации высшего образования.

Переломным этапом в современном развитии интернационализации стал Болонский процесс в Европе, начавшийся в 1999 г. с подписания в Болонье министрами образования 29 европейских стран «Декларации о Европейском пространстве для высшего образования». Его целью является гармонизация циклов обучения, образовательных зачетных единиц и их трансфера, квалификаций и гарантий обеспечения качества образования, что ведет к формированию Общеевропейского пространства высшего образования (European Higher Education Area - EHA).

В связи с повышением уровня глобальной конкуренции в высшем образовании не только европейские страны занялись реализацией стратегий, направленных на повышение международной конкурентоспособности систем высшего образования. Государства все больше инвестируют в формирование потенциала систем и институтов высшего образования, наращивая финансирование исследований и образования, создавая стимулы для совершенствования управления и повышения качества программ, поддерживая партнерства и мобильность, совершенствуя инфраструктуру. Такой подход реализуется в Японии, Мексике, Корее, Китае и Бразилии. В России с 2013 г. реализуется Программа повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100). Процессы интернационализации высшего образования находятся в центре внимания этой программы.

Задачи и механизмы интернационализации высшего образования

Для чего университеты и правительства запускают те или иные мероприятия по интернационализации? Какие задачи при этом должны решаться? Обычно выделяют следующие основные категории мотивов университетской интернационализации: социально-культурные, экономические, политические и академические [7, 5].

Социально-культурные мотивы интернационализации связаны с ролью университетов и образовательных программ в развитии навыков межкультурного общения, адаптивных и когнитивных способностей студентов. Недавнее исследование результатов реализации европейской программы «Эразмус» показало, что выпускники университетов с опытом обучения за рубежом более востребованы на рынке труда, они в два раза реже сталкиваются с долгосрочной безработицей

в сравнении с теми, кто не имеет такого опыта [8]. Кроме того, установлено, что практически все работодатели (92 %) заинтересованы в наличии у сотрудников навыков, приобретаемых через международное образование (толерантность, уверенность в себе, способность решать проблемы, любопытство, умение разбираться в людях и решительность). Обучение вместе со студентами из других стран оказывает позитивное влияние на результаты обучения местных студентов, позволяет расширить культурную и интеллектуальную среду, содействует формированию более глубокого взгляда на мир и необходимых в современном мире навыков и компетенций. Большее число иностранных студентов на кампусе обеспечивает большие возможности для местных студентов с точки зрения межкультурного взаимодействия, а также с позиций формирования сбалансированной системы оценки внешней среды [9]. Социальный аспект интернационализации связан с тем, что студенты, окунаясь в международную среду, становятся менее провинциальными, более социально активными и адаптированными к условиям глобального общества.

Экономические мотивы интернационализации образования обусловлены доходами вузов и экономик регионов от обучения и проживания иностранных студентов. В настоящее время международный рынок образовательных услуг является отдельной отраслью мирового хозяйства, которая оценивается ВТО в 50-60 млрд долл. США В мире более 4 млн студентов, обучающихся за рубежом. Причем количество иностранных студентов непрерывно увеличивается: в 2000 г. их было лишь 2 млн [10]. Кроме прямого экономического эффекта, обучение иностранных студентов обеспечивает еще одну очень солидную статью доходов в национальной экономике и экономике регионов - оплата проживания, питания, бытовых услуг и создаваемые за счет этого дополнительные рабочие места. Мировая практика показывает, что пропорция в структуре расходов иностранного студента обычно такова: 50 % расходы на обучение и 50 % - прочие расходы. Для российских вузов в настоящее время важным является и демографический фактор. Число выпускников российских школ существенно снизилось в связи с последствиями спада рождаемости в 1990-е гг., поэтому привлечение иностранных студентов для университетов является одним из способов компенсации негативного эффекта от снижения числа российских абитуриентов.

Политические мотивы связаны с ролью интернационализации высшего образования в пре-

одолении международных конфликтов и недоверия между странами, развития сотрудничества между ними. Одновременно образование выступает в важной роли «мягкой силы» отстаивания интересов государства на мировой арене. Обучение иностранных студентов, например, необходимо для продвижения за рубежом национального языка и культуры, формирования лояльно настроенных к стране элит и поддержания имиджа страны как центра образования, науки и культуры. Интернационализация высшего образования - это вопрос государственной политики, международных отношений, идентификации государства и общества в новом глобальном мире.

Академические мотивы интернационализации образования включают необходимость развивать международное измерение для обеспечения мирового признания качества университетской деятельности и реализации амбиций академического превосходства. Существенную роль играет обеспечение и поддержание статуса университета в контексте бурного развития мировых рейтингов университетов, в которых интернационализация академической деятельности играет первостепенную роль. Наглядным свидетельством того является интенсивный рост числа англоязычных образовательных программ, реализуемых университетами неанглоязычных стран. Как свидетельствуют результаты исследований [11], в период с 2002 по 2014 гг. количество программ высшего образования, реализуемых на английском языке в неанглоязычных странах Европы, увеличилось на 1000 %! Заметно меняется ситуация с англоязычными программами и в российских вузах. Так, на интернет-портале «Study in Russia» представлена информация о 525 образовательных программах, преподаваемых в российских вузах на английском языке [12].

Существуют два основных механизма интернационализации - «внутренняя интернационализация» и «интернационализация за рубежом». Первый механизм направлен на развитие международных компетенций студентов и профессорско-преподавательского состава в стенах собственных университетов. Он подразумевает меры, направленные на развитие у студентов навыков межкультурного взаимодействия, подготовку к активной жизни в глобальном мире. Сюда относятся такие Мероприятия, как привнесение международной составляющей в учебные планы, привлечение в университет зарубежных преподавателей и ученых, развитие сообщества иностранных студентов и их социально-культурная интеграция в среду местных студентов,

реализация совместных проектов с участием зарубежных партнеров. Интернационализация за рубежом включает все формы трансграничного образования, в том числе обучение студентов в иностранных вузах по программам включенного обучения, двойных дипломов или обмена, участие в зарубежных научно-образовательных мероприятиях, а также организация стажировок и сабба-тикалов для преподавателей и ученых за рубежом. Следует отметить, что данные механизмы интернационализации являются взаимодополняющими, сочетаясь друг с другом в реальных практиках университетов.

Результаты масштабного социологического опроса экспертов в области интернационализации высшего образования [13], проведенного Европейской ассоциацией международного образования (опрошено 2411 респондентов в 33 странах Европейского образовательного пространства), представляют ряд общих характеристик, свойственных университетам-лидерам в интернационализации. Обычно такие вузы либо имеют полноценный стратегический план интернационализации, либо интернационализация выступает в качестве отдельного приоритета общеинституциональной стратегии развития. В таких планах уделяется особое внимание развитию международного образования, научных исследований и инновационной деятельности, стратегических партнерств, международному продвижению и маркетингу. Лидирующие вузы чаще добиваются прогресса в развитии студенческого обмена и повышения численности иностранных студентов, внедрении образовательных программ на английском языке.

В контексте мирового опыта интернационализации образования, существующих подходов, задач и механизмов в этой сфере рассмотрим кейс интернационализации образования Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Интернационализация образования в университете Лобачевского

Университету Лобачевского в 2016 г. исполнилось сто лет, но лишь на протяжении последней четверти своей истории он имел возможность развивать международное сотрудничество. До 1991 г. Нижний Новгород был закрытым для иностранцев городом, а значит, и международная деятельность в университете была фактически невозможна. С начала 1990-х гг. ННГУ активно включился

в процессы международного сотрудничества, помещая интернационализацию в число приоритетных задач и инструментов своего стратегического развития.

Понимание новых вызовов, связанных с развитием информационного общества, процессами глобализации и существенным увеличением конкуренции на международном рынке образования, играло решающую роль в запуске механизмов интернационализации и достижении высоких результатов в сжатые сроки. В принятой в 2003 г. Миссии ННГУ международная деятельность была отнесена к числу приоритетных направлений, обеспечивающих сохранение и укрепление его роли как одного из ведущих российских вузов [14]. В соответствии с Миссией университет принимает участие в процессах становления единого европейского образовательного пространства, активно участвует в формировании международных университетских сетей, создает систему обучения иностранных студентов и аспирантов в рамках российской системы экспорта образования. Закрепление данных приоритетов в Миссии отечественного университета того времени (так же, как и сам факт разработки такого нового для российских вузов документа как университетская миссия) являлось отражением его приверженности принципам интернационализации и инноваций в образовании. Показательно, что сам процесс разработки и принятия инновационной Миссии стал возможен и осуществлялся при поддержке одного из международных проектов [15].

В начале 2013 г. принимается Стратегия развития ННГУ-2020, которой определяется, что Нижегородский университет должен выйти на новый уровень международного признания как ведущего исследовательского и инновационного классического университета, конкурентоспособного среди мировых научно-образовательных центров. В качестве интегральной оценки достигнутого уровня развития рассматривается место ННГУ в международно-признанных рейтингах университетов. Интернационализация становится ключевым инструментом достижения установленной цели. Принятие Стратегии ННГУ-2020 предвосхитило успех университета в открытом конкурсе среди вузов России на право участия в Проекте 5-100, состоявшемся в том же году. Участие ННГУ в этой важнейшей государственной программе развития высшего образования зафиксировало центральное место интернационализации в стратегии развитии университета. Дорожной картой ННГУ по Проекту 5-100 предусматривается широкий спектр мероприятий по интернационализации

образования, направленных на достижение лидирующих позиций среди ведущих мировых вузов. Это привлечение ведущих ученых, создание международных научных центров и лабораторий, использование мирового опыта университетского управления, привлечение иностранных студентов, развитие образовательных программ на иностранных языках и совместных программ с ведущими зарубежными вузами, а также многие другие.

В 2015 г. в ННГУ появился первый международный орган управления университетом -Международный совет, который, в соответствии с Уставом, обеспечивает развитие университета в части повышения его международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В состав Совета вошли мировые эксперты в области управления высшим образованием, стратегического развития университета, ведущие зарубежные ученые по приоритетным для университета направлениям из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Нидерландов, США, Финляндии и Франции. Возглавил Международный совет ННГУ профессор Мартин Паул, президент университета Маастрихта (Нидерланды) - одного из наиболее динамично развивающихся и международно-ориентированных университетов Европы.

Опыт ННГУ интересен тем, что процессы интернационализации были запущены и развивались в университете с помощью инструментов самой интернационализации. Основа для этого была сформирована благодаря участию ННГУ в международных проектах и программах. Так, с 1994 г. университет активно участвует в одной из крупнейших программ, направленных на развитие высшего образования Европы, - программе Европейского союза «Темпус -Тасис» (с 2014 г. эта программа стала частью программы «Бга8ши8+»). За истекший период ННГУ уже выполнил и продолжает реализацию 22 международных проектов этого типа. Реализация таких проектов стала важным источником европейского опыта в сфере интернационализации образовательных программ и развития систем университетского управления и обеспечения качества на международном уровне [16].

При поддержке проектов «Темпус» в сфере университетского управления в ННГУ была создана система управления качеством и утверждена Политика в области качества образования, разработана Стратегия трансфера знаний. Благодаря проектам, направленным на совершенствование учебного процесса, совместно с европейскими

партнерами были разработаны новые образовательные программы, осуществлена студенческая и преподавательская мобильность по таким направлениям, как финансы, право, статистика, социальная работа, нейронауки, информационные технологии. Реализация международных проектов сыграла важную роль в развитии кадрового потенциала университета.

Основным инструментом «внутренней» интернационализации в ННГУ на протяжении последнего десятилетия стало обучение иностранных студентов. Целенаправленная работа по созданию системы привлечения и подготовки иностранных студентов была начата в 2005 г., когда в ННГУ был образован факультет иностранных студентов. На него были возложены функции организации приема и обучения иностранных граждан как отдельной категории обучающихся для обеспечения решения стратегической задачи развития ННГУ в области экспорта образования и дальнейшей интеграции в международное образовательное сообщество. Тогда же в университете появились первые несколько десятков иностранцев, приехавших на полный цикл обучения.

Заметим, что в 2005 г. задачи по достижению определенной доли иностранных студентов в контингенте обучающихся перед ННГУ, как и перед остальными российскими университетами, не ставились. Лишь несколько лет спустя, в 2009 г., ННГУ стал одним из первых участников государственной программы развития национальных исследовательских университетов, среди показателей результативности которой были показатели, отражающие численность иностранных обучающихся. Еще позже, в 2012 г., показатели, связанные с долей иностранных студентов, стали частью ежегодного мониторинга эффективности высших учебных заведений России, реализуемого Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2013 г. университет Лобачевского по результатам конкурсного отбора стал одним из участников Проекта 5-100, в центре внимания которой находятся процессы интернационализации, а одним из ожидаемых результатов является наличие в вузах-участниках не менее 15 % иностранных обучающихся к 2020 г.

На протяжении последних десяти лет численность иностранных студентов в университете непрерывно растет. В 2015 г. в ННГУ проходили обучение уже свыше 1100 иностранных студентов из 90 стран мира. Интернациональный студенческий состав в университете Лобачевского отличается значительным разнообразием: сюда приезжают учиться студенты из стран СНГ, Африки,

Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Европы и Северной Америки. В последние годы ННГУ дебютировал на образовательном рынке стран Латинской Америки, появились студенты и из таких удаленных от России стран, как, например, Австралия, Новая Зеландия, Коморские острова.

Работа по привлечению иностранных студентов в ННГУ строится на диверсифицированном подходе. Основными каналами привлечения иностранных студентов являются:

- сотрудничество с рекрутинговыми партнерами;

- участие в международных выставках-конференциях в сфере высшего образования, образовательных ярмарках и других специализированных мероприятиях за рубежом;

- направление на обучение в ННГУ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации;

- поступление заявок от иностранных абитуриентов через интернет-портал университета, продвижение университета через социальные сети и интернет-платформы, специализирующиеся на международном образовании;

- реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами;

- сотрудничество с зарубежными школами и гимназиями.

Значительную роль в обеспечении привлекательности университета для иностранных студентов играют образовательные программы на иностранных языках. ННГУ открыл первую программу с преподаванием на английском языке в 2006 г. (бакалавриат по направлению «Информационные технологии»), выступив одним из пионеров в этой сфере среди российских вузов. В последние годы в связи с новыми задачами, стоящими перед университетом, существенно интенсифицировалось внедрение англоязычных образовательных программ. Ежегодно открываются новые программы бакалавриата и магистратуры. В настоящее время реализуются программы подготовки бакалавров и магистров по фундаментальной информатике и информационным технологиям, математике и компьютерным наукам, международным отношениям, менеджменту, экономике, нейронаукам, программа аспирантуры по радиофизике. В 2016 г. разработана первая программа на французском языке - магистратура по юриспруденции (международное право).

Наряду с привлечением иностранных студентов на полный цикл обучения большое вни-

мание уделяется развитию совместных образовательных программ с зарубежными вузами (в том числе программ двух дипломов) и привлечению на включенное обучение в ННГУ студентов ведущих вузов мира. Программы на английском языке играют в этом важную роль, так как именно на их основе разрабатываются и проектируются новые совместные программы. К настоящему времени университетом реализуются 22 совместных программы с университетами из Европы, США и Китая.

Десятилетний опыт подготовки иностранных студентов в ННГУ показывает, что эффект от этой формы университетской интернационализации разнообразен и не ограничивается достижением соответствующих целевых показателей развития. Прямым результатом этой деятельности становится повышение узнаваемости и популяризация бренда ННГУ в мире, развитие языковых компетенций преподавателей и студентов, повышение качества образовательных программ. Кроме того, достигнут и важный для университета социокультурный эффект: студенты и преподаватели стали воспринимать иностранных граждан в качестве естественного и неотъемлемого элемента университетского социума. Это происходит и благодаря совместному обучению россиян и иностранцев, и в результате реализации социальных, спортивно-культурных и адаптационных мероприятий, направленных на интеграцию иностранных студентов и преподавателей в университетскую жизнь.

Заключение

Стремительно развивающееся глобальное общество знаний оказывает существенное влияние на развитие систем высшего образования ведущих стран мира. Реакцией на это становится интернационализация университетского образования. Процессы интернационализации университетов отличаются многогранностью, разнообразием целей, задач и форм их реализации, а также подходами к оценке результатов. Для ведущих российских университетов, стремящихся стать конкурентоспособными членами глобального рынка образования, интернационализация уже превратилась в императив. Необходимость ее использования в числе основных инструментов развития университета подтверждается как мировым опытом, так и конкретными примерами успешных трансформаций российских вузов. На наш взгляд, основной эффект от интернационализации связан с наращиванием глобальной

конкурентоспособности ведущих вузов через приведение к лучшим мировым стандартам образовательных программ, научного и инновационного потенциала. Исключительно важную роль в этих процессах играет как непосредственное использование передового мирового опыта, так и развитие международных, глобальных компетенций и навыков сотрудников, студентов университетов через их участие в процессах интернационализации университетского образования.

Список литературы

1. Altbach P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities, Journal of Studies in International Education, 2007, vol. 11 (3-4), pp. 290-305.

2. Altbach P. G. Globalization and the University: Realities in an Unequal World. International Handbook of Higher Education, ed. J. J. F. Forest and P. G. Altbach. Dordrecht: Springer, 2007, pp. 121-139.

3. Altbach P. G., Wit H. de. Internationalization and Global Tensions: Lessons from History, Journal of Studies in International Education, 2015, vol. 19, pp. 4-10.

4. Onetti A. et al. Internationalization, Innovation and Entrepreneurship: business models for new technology-based firms, Journal of Management & Governance, 2012, vol. 16, no. 3, pp. 337-368.

5. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam, the Netherlands: Sense Publishers, 2008. 230 p.

6. Knight J. Internationalization: Elements and Checkpoints (CBIE Research no. 7). Ottawa: Canadian Bureau for International Education, 1994. 15 p.

7. Wit H. de. Internationalisation of Higher Education in the United States of America and Europe: A Historical,

Comparative, and Conceptual Analysis. Westport, CT: Greenwood Press, 2002. 172 p.

8. Erasmus Impact Study confirms EU student exchange scheme boosts employability and job mobility. European Commission press release IP/14/1025, 22.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/ rapid/press-release_IP-14-1025_en.htm (дата обращения: 23.08.2016).

9. Luo J., Jamieson-Drake D. Examining the Educational Benefits of Interacting with International Students, Journal of International Students, June, 2013, vol. 3, no. 2, pp. 85-101.

10. UNESCO Data. Global Flow of Tertiary-Level Students. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis. unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz. aspx (дата обращения: 23.08.2016)

11. Wächter B., Maiworm F. English-Taught Programmes in European Higher Education. The State of Play in 2014. Bonn: LemmensMedien GmbH, 2014. 138 p.

12. Высшее образование в России для иностранцев: вузы, программы, полезная информация для абитуриентов [Электронный ресурс]. URL: http://studyinrussia.ru (дата обращения: 23.08.2016).

13. The EAIE Barometer Spring 2014-Winter 2015 report [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaie.org/ community/projects-advocacy/barometer.html (дата обращения: 24.08.2016).

14. Грудзинский А. О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1. С. 9-20.

15. Бедный А. Б. Международная деятельность - инструмент обеспечения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 58-61.

16. Бедный А. Б., Грудзинский А. О. Интернационализация как драйвер инновационного развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5 (92-93). С. 114-120.

DOI 10.15826/umj.2016.106.055

A. B. Bedny*

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia

INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION: CONCEPTUAL BASIS AND PRACTICAL EXPERIENCE OF LOBACHEVSKY UNIVERSITY

Keywords: internationalization, globalization, global knowledge society, competitiveness of the university, international students.

We consider the origins and development of the concept of higher education internationalization in the context of globalization processes; the main stages in the concept formation are identified. A substantial increase in the significance of comprehensive internationalization processes for developing and maintaining the international competitiveness of universities in the global knowledge society is demonstrated. Key motives and functions of internationalization are examined. Principal mechanisms for effective internationalization of higher education institutions in modern conditions are described. There is presented a case study of internationalization of National Research Lobachevsky State University

*Alexander B. Bedny - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for International Affairs, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; 23 Gagarin ave., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; +7 (831) 462-35-20; [email protected].

of Nizhni Novgorod, a participant of the «5-100 Program». We characterize the main technologies applied for UNN internationalization in the course of the last twenty-five years, including the role of internationalization in the strategy of university development and management, as well as the mechanisms involved in the internationalization of education, and organization of work with international students. The key results and the prospects for further development of university internationalization processes in the context of enhancing its competitiveness among the world's leading science and education centers are discussed.

References

1. Altbach P. G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities, Journal of Studies in International Education, 2007, vol. 11 (3-4), pp. 290-305.

2. Altbach P. G. Globalization and the University: Realities in an Unequal World. International Handbook of Higher Education, ed. J. J. F. Forest and P. G. Altbach. Dordrecht: Springer, 2007, pp. 121-139.

3. Altbach P. G., Wit H. de. Internationalization and Global Tensions: Lessons from History, Journal of Studies in International Education, 2015, vol. 19, pp. 4-10.

4. Onetti A. et al. Internationalization, Innovation and Entrepreneurship: business models for new technology-based firms, Journal of Management & Governance, 2012, vol. 16, no. 3, pp. 337-368.

5. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam, the Netherlands: Sense Publishers, 2008. 230 p.

6. Knight J. Internationalization: Elements and Checkpoints (CBIE Research no. 7). Ottawa: Canadian Bureau for International Education, 1994. 15 p.

7. Wit H. de. Internationalisation of Higher Education in the United States of America and Europe: A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. Westport, CT: Greenwood Press, 2002. 172 p.

8. Erasmus Impact Study confirms EU student exchange scheme boosts employability and job mobility. European Commission press release IP/14/1025, 22.09.2014, available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-1025_en.htm (accessed 23.08.2016).

9. Luo J., Jamieson-Drake D. Examining the Educational

Benefits of Interacting with International Students, Journal of International Students, June, 2013, vol. 3, no. 2, pp. 85-101.

10. UNESCO Data. Global Flow of Tertiary-Level Students, available at: http://www.uis.unesco.org/Education/ Pages/international-student-flow-viz.aspx (accessed 23.08.2016).

11. Wächter B., Maiworm F. English-Taught Programmes in European Higher Education. The State of Play in 2014. Bonn: LemmensMedien GmbH, 2014. 138 p.

12. Russian higher education for foreign students -universities, programmes, helpful information, available at: http://studyinrussia.ru (accessed 23.08.2016).

13. The EAIE Barometer Spring 2014-Winter 2015 report, available at: http://www.eaie.org/community/projects-advocacy/barometer.html (accessed 24.08.2016).

14. Grudzinskii A. O. Strategicheskoe upravlenie universitetom: ot plana k innovatsionnoi missii [Strategic Management of University: from Plan to Innovative Mission]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2004, no. 1, pp. 9-20.

15. Bednyi A. B. Mezhdunarodnaya deyatel'nost' -instrument obespecheniya konkurentosposobnosti vuza [International Affairs as a Tool for University Competitiveness]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2008, no. 4, pp. 58-61.

16. Bednyi A. B., Grudzinskii A. O. Internatsionalizatsiya kak draiver innovatsionnogo razvitiya universiteta [Internationalization as a Driver of University Innovative Development]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2014, no. 4-5 (92-93), pp. 114-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.