Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1995-2018)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1995-2018) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КАЗАХСТАН / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / TEMPUS / ERASMUS+ / JEAN MONNET / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / EUROPEAN UNION / KAZAKHSTAN / INTERNATIONALIZATION / ERASMUS + / EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Ольга Николаевна, Шукушева Елена Викторовна

Рассматриваются вопросы академической мобильности и интернационализации вузов Республики Казахстан через участие в образовательных программах Европейского союза TEMPUS и ERASMUS+. Выделяются основные этапы реализации европейских программ, соответствующих основным принципам и направлениям политики Казахстана в сфере высшего образования. Особое внимание уделяется вступлению Казахстана в члены «Болонского клуба». Подчеркивается, что программа TEMPUS способствовала интеграции системы высшего образования Казахстана в Европейское пространство высшего образования и присоединению страны к Болонскому процессу. Положительно оценивается тот факт, что европейские программы содействовали реализации основных параметров Болонского процесса, направленных на интернационализацию. Проанализированы данные по вовлеченности вузов Казахстана в образовательные программы Европейского Союза, направленные на повышение международной мобильности студентов и на углубление исследований в области европейской интеграции. Затрагиваются также проблемы, сдерживающие развитие интернационализации и активность участия в европейских программах. Показано, что Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, которая входит в Европейское пространство высшего образования и имеет национальную стратегию для интернационализации вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF EUROPEAN EDUCATIONAL PROGRAMS IN CONTEXT OF KAZAKHSTAN’S POLICY IN FIELD OF HIGHER EDUCATION (1995-2018)

The issues of academic mobility and internationalization of universities of the Republic of Kazakhstan are considered through participation in educational programs of the European Union TEMPUS and ERASMUS+. The main stages of the implementation of European programs are identified, which correspond to the main principles and directions of the policy of Kazakhstan in the field of higher education. Particular attention is paid to Kazakhstan joining “the Bologna Club”. It is emphasized that the TEMPUS program contributed to the integration of the Higher Education system of Kazakhstan into the European Higher Education Area and the country's accession to the Bologna process. The fact that European programs contributed to the implementation of the basic parameters of the Bologna process aimed at internationalization is positively assessed. The data on the involvement of Kazakhstani universities in the educational programs of the European Union, aimed at increasing the international mobility of students and deepening research in the field of European integration, are analyzed. The problems that hinder the development of internationalization and the active participation in European programs are also touched upon. It is shown that Kazakhstan is the only country in Central Asia that is part of the European Higher Education Area and has a national strategy for the internationalization of all universities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1995-2018)»

Богатырева О. Н. Реализация европейских образовательных программ в контексте политики Казахстана в сфере высшего образования (1995—2018) / О. Н. Богатырева, Е. В. Шу-кушева // Научный диалог. — 2020. — № 5. — С. 376—392. — DOI: 10.24224/2227-1295-20205-376-392.

Bogatyreva, O. N., Shukusheva, E. V. (2020). Implementation of European Educational Programs in Context of Kazakhstan's Policy in Field of Higher Education (1995—2018). Nauchnyi dialog, 5: 376-392. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-5-376-392. (In Russ.).

webof science ERIHJUJ-'

„ ii l r i с h ' s

" PERIODICALS DIRECTORY,,

► LIBRARY.RUl.Bsm \

УДК 94:37.014.254(574)"1995/2018" DOI: 10.24224/2227-1295-2020-5-376-392

реализация европейских образовательных программ в контексте политики казахстана в сфере высшего образования (1995—2018)

© Богатырева Ольга Николаевна (2020), orcid.org/0000-0002-9451-4285, Scopus Author ID 57103451900, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Уральский гуманитарный институт, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия), olgabogat.100@gmail.com.

© Шукушева Елена Викторовна (2020), orcid.org/0000-0002-1283-9861, аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Уральский гуманитарный институт, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия), sh_yelena82@mail.ru.

Рассматриваются вопросы академической мобильности и интернационализации вузов Республики Казахстан через участие в образовательных программах Европейского союза TEMPUS и ERASMUS+. Выделяются основные этапы реализации европейских программ, соответствующих основным принципам и направлениям политики Казахстана в сфере высшего образования. Особое внимание уделяется вступлению Казахстана в члены «Болонского клуба». Подчеркивается, что программа TEMPUS способствовала интеграции системы высшего образования Казахстана в Европейское пространство высшего образования и присоединению страны к Болонскому процессу. Положительно оценивается тот факт, что европейские программы содействовали реализации основных параметров Болонского процесса, направленных на интернационализацию. Проанализированы данные по вовлеченности вузов Казахстана в образовательные программы Европейского Союза, направленные на повышение международной мобильности студентов и на углубление исследований в области европейской интеграции. Затрагиваются также проблемы, сдерживающие развитие интернационализации и активность участия в европейских программах. Показано, что Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, которая входит в Европейское пространство высшего образования и имеет национальную стратегию для интернационализации вузов.

I Ключевые слова: Болонский процесс; Европейский союз; Казахстан; интернацио-

нализация; TEMPUS; ERASMUS+; Jean Monnet; Европейское пространство высшего образования.

1. Введение. Установление партнерства Республики Казахстан с Европейским союзом в области образования

После распада СССР и обретения Казахстаном независимости Европейский союз (далее — ЕС) является одним из его основных политических и экономических партнеров. Между Республикой Казахстан (далее — РК) и ЕС в феврале 1993 года были установлены дипломатические отношения. Основным документом, на котором базировалось двустороннее сотрудничество ЕС и Казахстана по политическим, экономическим и культурным вопросам, являлось Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (далее — СПС), подписанное в 1995 году. СПС вступило в силу в 1999 году на десятилетний период и прекратило свое действие в 2009 году.

СПС, основанное на принципах международного права, уважения демократии и прав человека, предусматривало установление активных политических связей путем экономического сближения, а также взаимодействие по самому широкому спектру вопросов. В статье 51 отмечалось, что сотрудничество в сфере образования и профессиональной подготовки будет сосредоточено, в частности, на совершенствовании систем высшего образования и подготовки кадров в РК, включая систему аттестации вузов и дипломов о высшем образовании, на сотрудничестве между высшими учебными заведениями, на развитии преподавания в области европейских исследований и на обучении языкам Сообщества. Кроме того, в СПС предусматривалась возможность участия сторон в соответствующих программах в области образования, а также разработка планов сотрудничества, основывающихся на участии РК в программе Сообщества TEMPUS, финансируемой в рамках программы TASIS [Европейский Союз ...].

Право вузов Казахстана самостоятельно устанавливать прямые связи с зарубежными и международными учреждениями и организациями посредством заключения договоров о сотрудничестве, а также направлять студентов и преподавателей в зарубежные учебные и научные заведения иностранных государств закреплялось в первых законах РК «Об образовании» и «О высшем образовании» (1992—1993), определивших принципы государственной политики в области образования [О высшем образовании ..., 1993].

После многолетней совместной работы над новым СПС и проведения восьми раундов переговоров ЕС и РК в декабре 2015 года подписали рас-

ширенное СПС. Казахстан стал первой страной Центральной Азии, подписавшей соглашение второго поколения с ЕС, которое в отличие от соглашения «первого поколения» базировалось на двойном правовом основании — на основании Римского договора и Договора о функционировании Европейского союза.

Благодаря многолетней «напряженной работе» в СПС второго поколения были по-новому раскрыты сферы сотрудничества, которые объединяли Казахстан и ЕС [Новое соглашение ...]. В течение 20 лет после подписания первого СПС происходило значительное сближение ЕС и РК в экономической сфере, коммерческие отношения подкреплялись политическим диалогом, а также развивалось сотрудничество в рамках европейских образовательных и научно-исследовательских программ. Казахстан видел в ЕС партнера, открывающего дорогу для длительного и эффективного развития. Так, в статье 244 нового СПС говорилось о сотрудничестве сторон в области образования и обучения в целях содействия модернизации систем образования и обучения в РК и сближения с политикой и практикой ЕС [Соглашение ...]. Министр иностранных дел РК Е. Идрисов отметил, что одним из приоритетов нового Соглашения о расширенном сотрудничестве является сфера образования и развития человеческого капитала, усиление взаимодействия в рамках образовательных программ и научно-исследовательской деятельности [Новое соглашение ...]. Особое значение стороны придавали содействию мобильности студентов, профессорско-преподавательского, административного персонала, исследователей, а также интернационализации.

2. Казахстан в Болонском процессе и политика интернационализации высшего образования

Расширенное СПС между ЕС и РК было подписано в новых условиях развития системы высшего образования в Казахстане, получившем в 2010 году статус первого Центрально-Азиатского государства — члена Болонского процесса.

Подписав Болонскую декларацию и став полноправным участником Европейского пространства высшего образования (далее — ЕПВО), РК дала согласие на обеспечение обязательных параметров Болонского процесса, которые прежде всего были связаны с интернационализацией высшего образования и рассматривались как первостепенные для создания ЕПВО. Среди них трехуровневая система высшего образования, академические кредиты ECST, мобильность студентов, преподавателей и административного персонала, европейское приложение к диплому (Diploma

Supplement), контроль качества высшего образования и создание европейского исследовательского пространства [Ministrial conference ..., 2010].

Основные направления преобразований были закреплены в новой редакции Закона РК «Об образовании» и Государственной программе развития образования РК на 2011—2020 годы, а также в поправках к Закону РК «Об образовании» (2015). Согласно Указу президента РК «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы», для «обеспечения интеграции в европейскую зону высшего образования» следовало привести содержание и структуру высшего образования в соответствие с обязательными и рекомендательными параметрами Болонского процесса. В целях развития академической мобильности как одного из принципов Болонской декларации студенты должны обучаться за рубежом не менее одного академического периода за весь срок обучения [Указ ..., 2010].

Реализация параметров Болонского процесса привела к введению трехуровневой системы высшего образования «бакалавр — магистр — доктор PhD» на основе кредитной технологии обучения [Тусупова, 2018, с. 4—7]. Выпускники 29 казахстанских университетов стали получать европейское приложение к диплому, признаваемое всеми странами-участниками Болонского процесса [The European ..., 2018a, p. 89]. Все вузы страны перешли к использованию национальной кредитной системы, сопоставимой с ECTS при трансфере учебной нагрузки, внедрение которой значительно облегчило признание степеней и квалификаций в зарубежных странах [Ки-шибаева, 2017, с. 11—13; Казахстан в болонском ...], позволило реализовать программы академической мобильности и способствовало активной интернационализации высшего образования [Нурмагамбетов, 2017, с. 9].

Как справедливо заметил М. Душински, в зоне постсоветского пространства и особенно в Центральной Азии должны разрабатываться рациональные программы по привлечению глобального академического сообщества в их собственную среду высшего образования [Душински, 2017, с. 20]. Благодаря реформам в сфере высшего образования вузы РК приобрели широкий диапазон инструментов для участия в процессе интернационализации: совместные программы, гранты, дипломы и др. Модернизация системы высшего образования Казахстана в конце ХХ — начале XXI веков, а также участие вузов республики в европейских программах позволили ему присоединиться к странам ЕПВО и стать единственным государством в Центральной Азии, где 100 % вузов имеют национальные стратегии интернационализации высшего образования [The European ..., 2018b].

Ключевыми международными проектами, в которых в конце ХХ — начале XXI веков участвовали казахстанские вузы, и инструментами модернизации системы высшего образования в соответствии с международными и европейскими стандартами являлись флагманские масштабные образовательные программы ЕС по развитию потенциала, интернационализации и академической мобильности в странах Центральной Азии — TEMPUS, ERASMUS и ERASMUS+ [Астанинская Декларация ..., 2017, с. 15].

3. Программа TEMPUS в Республике Казахстан

Программа TEMPUS (Trans-European Mobility Programme for University Studies), созданная в 1990 году, была нацелена на подготовку квалифицированных специалистов и реформирование национальных систем высшего образования посредством выделяемого Европейским сообществом гранто-вого финансирования, направленного на реализацию проектов в странах-партнёрах. Программа TEMPUS являлась составной частью программы TASIS (Technical Aid to Commonwealth of Independent States), инициированной Европейским Сообществом и ориентированной на оказание помощи в проведении реформ в экономике для построения демократического общества в независимых странах и установлении сотрудничества в сфере высшего образования.

Исторически реализация программы TEMPUS проходила в четыре этапа: с 1990 до 2013 годы TEMPUS I (1990—1993) включал в себя финансовую поддержку стран Центральной и Восточной Европы. TEMPUS II (1994—1998) также был связан с «переходным периодом» регионов Центральной и Восточной Европы к демократии, рыночной экономике и готовности вступления в Европейский союз. Кроме того, на втором этапе к программе TEMPUS присоединились Монголия и государства постсоветского пространства: Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Грузия, а позже — Туркменистан и Таджикистан. Казахстан впервые принял участие в конкурсе программы TEMPUS в 1994 году, в 1995 году стал участником первых проектов [ТЕМПУС ..., 2014, с. 10]. TEMPUS III (2000—2006) был сосредоточен на «модернизации» высшего образования и подготовке кадров, востребованных на мировом рынке труда. Одним из новшеств TEMPUS IV (2007—2013) явилось разделение программных приоритетов на «национальные» и «региональные».

Как отмечает В. А. Смирнова, важнейшей характеристикой процесса реализации программы TASIS в Казахстане являлось предоставление ему возможности самому определять направления, в наибольшей степени нуждающиеся в поддержке. Международное сотрудничество РК в сфере выс-

шего образования (1991—2005) трансформировалось от фрагментарных и случайных связей к систематической политике интернационализации [Смирнова, 2006, с. 159—163].

С 1994 по 2013 годы в Казахстане были реализованы все основные типы проектов TEMPUS: совместные европейские проекты и совместные проекты (СЕП / СП); сопутствующие (дополнительные) мероприятия и структурные мероприятия (СДМ / СМ). Модель совместных проектов включала обмен знаниями и опытом между европейскими и казахстанскими университетами, разработку образовательных программ, модернизацию управления вузами, а также укрепление в университетах «треугольника знания», включающего в себя образование, исследование и инновацию. Распространение информационной поддержки, организация конференций, проведение аналитических исследований и консультаций проходило в рамках сопутствующих (дополнительных) мероприятий. Структурные мероприятия были нацелены на реформирование не только всей системы высшего образования РК, но и отдельных учебных заведений. Они касались решения проблем, связанных с модернизацией структур и системы управления (квалификационные рамки, обеспечение качества и др.) [Влияние Темпус ..., 2010, с. 6—7]. Кроме вузов РК, участниками проектов TEMPUS выступали ассоциации и сети высших учебных заведений, неправительственные организации, представители гражданского общества, государственные предприятия, научно-исследовательские учреждения, а также министерства и ведомства, в частности Министерство образования РК. География партнеров РК по реализации проектов TEMPUS простиралась на страны ЕС, Центральную Азию и все постсоветское пространство.

Кроме того, программа TEMPUS выполнялась в тесной связи с обменными программами Erasmus Mundus и Erasmus Mundus Partnership, в рамках которых Казахстану выделялись гранты на студенческую и преподавательскую мобильность.

На рис. 1 представлены сведения о количестве проектов за весь период реализации программы TEMPUS в РК (1995—2013). Всего было профинансировано 76 проектов на общую сумму свыше 54 млн евро с участием казахстанских партнеров (23 национальных и 53 региональных), из них 44 проекта СЕП и СП, 15 проектов СДМ / СМ и 17 индивидуальных грантов (рис. 1). Представленные данные показывают, что программа TEMPUS оказала ощутимое воздействие прежде всего на модернизацию содержания образования, поскольку около 60 % проектов относились к СЕП / СП и включали как разработку новых, так и обновление существующих учебных планов и программ [ТЕМПУС ..., 2014, с. 17]. Анализ базы данных

проектов TEMPUS с участием РК показал, что реформирование образовательных программ было осуществлено прежде всего в таких академических областях, как бизнес и менеджмент, инновационное развитие, информационные технологии и охрана окружающей среды.

Рис. 1. Участие вузов Казахстана в проектах TEMPUS (1995—2013) * Источник: [ТЕМПУС ..., 2014, с. 16]

Первые проекты TEMPUS, начатые в 1994—1995 годах, стали «революционным прорывом» в организации и структуре системы высшего образования Казахстана. Они оказали влияние на организацию учебного процесса в университетах РК, разработку образовательных программ, отвечающих потребностям предприятий, освоение студентами новых технологий. Первые стажировки профессорско-преподавательского состава в ведущих зарубежных университетах и научных центрах способствовали установлению научных и деловых связей с европейскими партнерами, которые продолжались и после завершения финансирования проектов. Большинство проектов, реализованных в конце 1990-х — начале 2000-х годов, сохранили устойчивость на долгое время и после завершения жизненного цикла проекта [Влияние Темпус ..., 2010, с. 23, 25].

Участники первых проектов неоднократно отмечали, что опыт участия в европейской программе TEMPUS позволил успешно пройти адаптационный период при внедрении основных параметров Болонского процесса [Там же, с. 24].

В различных типах проектов TEMPUS приняли участие 46 университетов и 48 неакадемических партнеров из Казахстана, России, стран ЕС и

Центральной Азии. Так, например, в одном из крупных проектов TEMPUS 2012 года, направленном на повышение качества инженерного образования в Центральной Азии, партнерами шести казахстанских вузов выступили университеты Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Италии, Бельгии, Германии, Португалии и Великобритании. Координатором проекта выступил факультет инженерии Флорентийского университета. Реализация проекта привела к аккредитации программ подготовки инженеров в соответствии с требованиями присуждения сертификатов качества Европейского инженерного образования и Европейского стандарта руководства по обеспечению качества в высшем образовании [База данных ...].

Таким образом, участие вузов РК в программе TEMPUS явилось одним из основных механизмов освоения инновационного опыта европейской системы образования и ускорило сближение РК с ЕПВО на основе принципов Болонского процесса.

4. Программа ERASMUS+ для Казахстана

Программа ERASMUS+, разработанная Европейской комиссией в 2014 году, объединила ряд существовавших до 2013 года международных программ сотрудничества Европейского союза, в том числе ERASMUS MUNDUS, TEMPUS, Alfa, Edulink и программу сотрудничества с развитыми странами. Она направлена на содействие модернизации и устойчивому развитию системы образования, профессионального обучения, молодежной политики и спорта. Программа предоставляет финансовые возможности для сотрудничества в указанных областях как между европейскими странами, так и между европейскими странами и странами-партнерами по всему миру. Основные цели программы ERASMUS+ заключаются в стимулировании мобильности студентов и создании транснациональных сетей вузов [Богатырева, 2018, с. 127—128; Лескина, 2017, с. 11]. Кроме того, через проекты ERASMUS+ происходит «наращивание потенциала в высшем образовании и устанавливается взаимосвязь между бизнесом, исследованиями и высшим образованием [Toll, 2017, с. 8]

Программа ERASMUS+ состоит из трех «ключевых мероприятий» и дополнительных мероприятий, предоставляя возможности для высших учебных заведений и граждан Казахстана.

Ключевое действие 1 — Международная кредитная мобильность (МКМ) и Магистерские степени ERASMUS MUNDUS — направлено на поддержку мобильности в секторах образования, профессиональной подготовки молодежи и на обеспечение долгосрочных преимуществ для участников. Мероприятия в рамках Ключевого действия 2 — По-

вышения потенциала высшего образования (I II1ВО) — представляют собой проекты трансграничного сотрудничества в рамках многосторонних партнерств между вузами стран Программы и соответствующих стран-партнеров. В проектах могут участвовать неакадемические партнеры, если их участие помогает достичь цели проекта. Ключевое действие 3 — Поддержка политики реформ — предусматривает предоставление грантов на широкий спектр мероприятий, направленных на стимулирование разработки инновационной политики, диалога и осуществления политики, а также обмена знаниями в области образования, подготовки кадров и воспитания молодежи.

Реализация дополнительных мероприятий предусмотрена действиями в области спорта и программой Jean Monnet, состоящей из трех основных компонентов: 1) преподавание и исследования: модули, кафедры и центры передового опыта; 2) дискуссии и диалог в области политики: сети и проекты; 3) поддержка ассоциаций профессоров и других исследователей, специализирующихся на изучении проблематики ЕС, имеющих целью содействие изучению процессов европейской интеграции [Jean Monnet ...].

Все страны-партнеры программы ERASMUS+ группируются по регионам, в частности, в некоторых видах деятельности могут участвовать только страны-партнеры из определенных мест. Казахстан входит в «Регион 7. Центральная Азия» наряду с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. В сфере высшего образования для Центральной Азии на 2014—2017 годы было выделено 65,5 млн евро в рамках программы ERASMUS+. С 2015 года было профинансировано 5544 краткосрочные программы обучения от 3 до 12 месяцев для студентов и 5—60-дневных командировок для сотрудников по программе «Международная кредитная мобильность», из которых 3833 гранта получили преподаватели и студенты Центральной Азии, в то время как страны Европы получили 1711 грантов [Country factsheets ...].

В 2015—2018 годах в рамках Ключевого действия 1 3224 студента и преподавателя получили возможность обучения, преподавания и повышения квалификации в странах Европы. В целом на долю казахстанских вузов приходится 65 % от общего объема финансирования мобильности, выделенного на Центральную Азию. В данном проекте принял участие 61 казахстанский вуз из 13 регионов РК. Общая сумма гранта за 4 года (2015—2018) на проекты МКМ с участием вузов Казахстана составила 11,33 млн евро (табл. 1).

Из данных, представленных в таблице 1, видно, что количество отобранных проектов по программе МКМ в вузах РК составило 463 (2015—

Таблица 1

Участие вузов Казахстана в программе «Международная кредитная мобильность» (2015—2018)*

Год Количество поданных заявок Количество отобранных проектов Сумма финансирования, млн евро Количество грантов на мобильность Число участников программы, выезжающих из Казахстана в страны ЕС Число участников программы, выезжающих из стран ЕС в Казахстан

обучающиеся сотрудники обучающиеся сотрудники

2015 178 81 2, 28 629 260 202 32 135

2016 192 120 2, 87 826 277 279 41 229

2017 201 114 2, 67 781 254 265 49 213

2018 242 148 3, 5 1 008 307 363 54 284

Итого 813 463 11,33 3224 1098 1109 176 861

2207 1037

Источник: [Проекты международной ...]

2018). Для сравнения укажем, что за аналогичный период вузы Узбекистана участвовали в 168 проектах МКМ; вузы Кыргызстана — в 115; вузы Таджикистана — в 46; вузы Туркменистана — в 17 [Country factsheets ...].

Список самых активных вузов РК, участвующих в реализации задач по всем направлениям программы ERASMUS+, возглавляет Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, студенты которого прошли обучение и стажировки в 36 вузах Европы. Университет создал свое представительство в ЕС, которое занимается продвижением имиджа университета, ведет мониторинг и поиск партнёров для присоединения к консорциумам для финансируемых ЕС программ.

По направлению «Магистерские степени ERASMUS MUNDUS» за 2015—2018 годы стипендии на обучение по совместным магистерским программам ERASMUS MUNDUS в Европе получили 129 казахстанских студентов. Престижные международные магистерские программы предлагают консорциумы с участием европейских и некоторых неевропейских вузов. Пять казахстанских вузов входят в консорциумы ERASMUS MUNDUS. Из других стран Центральной Азии по направлению «Маги-

*

стерские степени ERASMUS MUNDUS» было отобрано 3 проекта с участием Узбекистана (все в 2017 году); 1 проект Кыргызстана (2016) и по одному проекту с участием Таджикистана и Туркменистана (2017) [Country factsheets ...].

В рамках Ключевого действия 2 было профинансировано 40 проектов (2015—2018). Общая сумма гранта по этим проектам составила более 35,5 млн евро. В проектах, реализуемых в РК, задействованы 47 вузов из 14 регионов страны. Три вуза выступают координаторами и грантополучателями проектов ППВО: Карагандинский государственный медицинский университет (2 проекта), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (1 проект), Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (1 проект). Лидером по общему количеству проектов является Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (12 проектов) [Проекты по повышению ...].

В рамках Ключевого действия 3 выделяются гранты для проведения мероприятий, направленных на развитие политического диалога, обмена знаниями и опытом в области образования, обучения и поддержки молодежи. Политику реформирования высшего образования продвигает национальная команда экспертов по реформированию высшего образования, в состав которой входят руководители и представители академической общественности ведущих вузов страны.

Как указывалось, программа Jean Monnet финансирует реализацию модулей, кафедр и центров для продвижения передового опыта в области преподавания и исследований процесса европейской интеграции. Так, с 2015 до 2018 года в Казахстане профинансировано 9 проектов Jean Monnet на общую сумму грантов в размере 231,5 тыс. евро.

Если сравнивать участие Казахстана в проектах Jean Monnet с другими странами Центральной Азии, то в течение 2015—2018 годов в Узбекистане было профинансировано только 2 проекта Jean Monnet. За указанный период вузы Кыргызстана подали 22 заявки на участие в программе Jean Monnet, однако ни одна не была отобрана для реализации. По данному направлению вузы Таджикистана и Туркменистана не подали ни одной заявки [Country factsheets ...]. При этом отметим, что по количеству поддержанных проектов Jean Monnet Казахстан отстает от Российской Федерации. Так, в 2018 году 22 проекта российских вузов получили финансовую поддержку ЕС по программе Jean Monnet, тогда как в Казахстане участниками программы стали 5 вузов.

Эксперты, анализируя проблемы, препятствующие развитию интернационализации и более широкому участию вузов Казахстана в междуна-

родных, в том числе европейских программах и сетях, в первую очередь отмечают низкий уровень владения английским языком профессорско-преподавательского состава, ограничивающий их участие в совместных исследованиях, грантовых проектах, международном сотрудничестве и публикации результатов исследований в зарубежных журналах. По данным 2017 года, только 6,8 % преподавателей казахстанских вузов могли читать лекции на английском языке [Нурмагамбетов, 2017, с. 10]. Задачи повышения уровня академической мобильности и расширения интернационализации призвана решить стратегическая программа развития трехъязычного образования в РК. Так, в послании президента РК Н. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» особое внимание уделялось «овладению английским языком как средству достижения общенационального прогресса» [Послание Президента ...]

5. Заключение

В истории реализации европейских образовательных программ в Казахстане выделяются два основных этапа, соответствующих основным принципам и направлениям политики РК в сфере высшего образования.

Начало первого этапа было обусловлено принятием нового законодательства Казахстана в сфере образования (1992—1993), которое предоставило вузам право самостоятельно устанавливать связи с международными партнерами, а также подписанием в 1995 году между ЕС и РК Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предусматривающего участие РК в программе TEMPUS.

Реализация проектов программы TEMPUS способствовала интеграции системы высшего образования Казахстана в ЕПВО и присоединению страны к Болонскому процессу. Вузы РК получили поддержку в реформировании образовательных программ, могли близко познакомиться с европейским опытом реализации основных параметров Болонского процесса. Были установлены прямые долгосрочные связи казахстанских и европейских университетов и научных учреждений.

На втором этапе Казахстан участвовал в реализации европейских образовательных программ уже в новом качестве — как участник Болонского процесса и как первое государство Центральной Азии, подписавшее с ЕС в 2015 году расширенное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, нацеленное на развитие человеческого капитала. Интеграция в европейскую зону высшего образования была заложена в Государственной программе развития образования РК на 2011—2020 годы, а также в поправках 2015 года к Закону «Об образовании». Участие казахстанских вузов в евро-

пейской программе ERASMUS+ стимулировало дальнейшее участие страны в ЕПВО и способствовало внедрению основных требований Болонско-го процесса. В этом убеждает проведенный анализ деятельности вузов РК в ключевых мероприятиях программы ERASMUS+.

Таким образом, программы TEMPUS, ERASMUS MUNDUS, ERASMUS+ и Jean Monnet являются механизмом интернационализации и развития партнерских связей Казахстана и ЕС. Мониторинг Болонского процесса и академической мобильности показывает, что в РК на 90 % выполнены условия болонского процесса — ни по одному параметру Казахстан не имеет нулевого уровня реализации [Казахстан в болонском процессе ...]. Не без влияния европейских образовательных программ Казахстан стал лидером среди стран Центральной Азии по уровню интернационализации и мобильности. Он имеет национальную стратегию для интернационализации высшего образования, которую приняли 100 % вузов. Одним из важных показателей интернационализации и мобильности является участие академического сообщества в партнерских отношениях, международных сетях и программах.

Источники

1. Астанинская Декларация второй встречи министров образования государств-членов Европейского союза и стран Центральной Азии. Астана, 23 июня 2017 года // Высшая школа Казахстана. — 2017. — № 3 (19). — С. 14—21.

2. База данных проектов ТЕМПУС в Казахстане // Национальный офис программы Эразмус+ в Казахстане. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://erasmusplus.kz/index.php/ru/tempus-iv/baza-dannykh-proektov-tempus.

3. Влияние ТЕМПУС на развитие университетов в Казахстане : Обзор проектов. Алматы, 2010 [Электронный ресурс]. — 58 с. — Режим доступа : http://erasmusplus.kz// images/PartnerSearchForm/Влияние%20Темпус.pdf.

4. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 18 января 1992 г. № 1153-XII // Эдшет : Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://adilet. zan.kz/rus/docs/Z920002000.

5. Закон Республики Казахстан о высшем образовании от 10 апреля 1993 г. // Эдшет : Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://adilet. zan.kz/rus/archive/docs/Z930002700_/27.01.1996.

6. Европейский Союз и Республика Казахстан. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве // Европейский союз. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/pca_kazakhstan_ru.pdf.

7. Казахстан в Болонском процессе : Болонский светофор // Enic-Kazakhstan. Центр Болонского процесса и академическом мобильности. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://enic-kazakhstan.kz/ru/bologna_process/kazahstan-v-bolonskom-processe-1.

8. Новое соглашение Казахстана и ЕС о сотрудничестве включает в себя 29 сфер // Zakon.kz [Официальный сайт] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www. zakon.kz/4764266-novoe-soglashenie-kazakhstana-i-es-o.html.

9. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана народу : Третья модернизация Казахстана : глобальная конкурентоспособность // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g.

10. Проекты международной кредитной мобильности (МКМ) в Казахстане // Официальный сайт национального офиса Эразмус+ в Казахстане [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://erasmusplus.kz/index.php/ru/erasmus/erasmus-v-kazakhstane/mkm.

11. Проекты по повышению потенциала в области высшего образования (ППВО) в Казахстане // Официальный сайт национального офиса Эразмус+ в Казахстане [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.erasmusplus.kz/index.php/ru/erasmus/ erasmus-v-kazakhstane/ppvo.

12. Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны // Адилет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Официальный сайт] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000475#z840.

13. ТЕМПУС в Республике Казахстан. — Алматы, 2014. — 72 c. // Национальный офис программы Эразмус+ в Казахстане. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://erasmusplus.kz/index.php/ru/tempus-iv/tempus-iv-v-kazakhstane.

14. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития № 1118» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.akorda.kz/.

15. Country factsheets : Asia // Official website European Commission, EU [Electronic resource]. — Access mode : https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/docu-ments/country-factsheet-uzbekistan_en.

16. Jean Monnet // Official website of the Education, Audiovisual and Culture Executive Agency [Electronic resource]. — Access mode : https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/ac-tions/jean-monnet_en.

17. Ministrial conference Budapest-Vienna, 2010 // Official website of the European Higher Education Area (EHEA). 11/03/2010—13/03/2010 [Electronic resource]. — Access mode : http://ehea.info/page-ministerial-conference-budapest-vienna-2010.

18. The European Higher Education Area in 2018. Bologna Process Implementation Report. Chapter 2. Learning and Teaching. — Brussels, 2018a [Electronic resource]. — Access mode : https:// eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/sites/eurydice/files/bologna_internet_chapter_2_4.pdf.

19. The European Higher Education Area in 2018. Bologna Process Implementation Report. Chapter 7. Internationalisation and Mobility. — Brussels, 2018b [Electronic resource]. — Access mode : https://eacea.ec.europa.eu/national.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырева О. Н. Европейская программа ERASMUS : основные этапы и итоги развития (1987—2017) / О. Н. Богатырева, Н. В. Лескина // Научный диалог. — 2018. — № 1. — С. 124—136. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-124-136.

2. ДушинскиМ. Интернационализация — экономическая эффективность и высокий уровень / М. Душински // Высшая школа Казахстана. — 2017. — № 4 (20). — С. 20—25.

3. КишибаеваБ. С. Реформирование высшего образования в Казахстане в контексте Болонского процесса / Б. С. Кишибаева, А. С. Кыздарбекова // Высшая школа Казахстана. — 2017. — № 4 (20). — С. 11—13.

4. Лескина Н. В. Эволюция внешнего измерения европейского высшего образования / Н. В. Лескина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия. Гуманитарные и социальные науки. — 2017. — № 3. — С. 5—14.

5. Нурмагамбетов А. А. Вызовы и перспективы интернационализации в Казахстане / А. А. Нурмагамбетов, А. Т. Койшыбаева // Высшая школа Казахстана. — 2017. — № 4 (20). — С. 8—10.

6. Смирнова В. А. Деятельность программы ТАСИС в Республике Казахстан // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 : История. Регионове-дение. Международные отношения. — 2006. — № 11. — С. 159—163.

7. Тусупова Г. Б. Внедрение Болонского процесса в казахстанскую систему высшего образования / Г. Б. Тусупова, Г. А. Тезекбаева, Л. Н. Дауренбекова // Высшая школа Казахстана. — 2018. — № 4 (24). — С. 4—7.

8. TollB. From Tempus to ERASMUS+ : a celebration of the 30th anniversary of the cooperation opportunities in Central Asia / B. Toll // Высшая школа Казахстана. — 2017. — № 3 (19). — С. 7—9.

Implementation of European Educational programs in Context of Kazakhstan's Policy in Field of Higher Education (1995—2018)

© Olga N. Bogatyreva (2020), orcid.org/0000-0002-9451-4285, Scopus Author ID 57103451900, Doctor of History, professor, Department of Theory and History of International Relations, Ural Humanitarian Institute, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin" (Yekaterinburg, Russia), olgabogat.100@gmail.com.

© Elena V. Shukusheva (2020), orcid.org/0000-0002-1283-9861, postgraduate student, Department of Theory and History of International Relations, Ural Humanitarian Institute, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin" (Yekaterinburg, Russia), sh_yelena82@mail.ru.

The issues of academic mobility and internationalization of universities of the Republic of Kazakhstan are considered through participation in educational programs of the European Union TEMPUS and ERASMUS+. The main stages of the implementation of European programs are identified, which correspond to the main principles and directions of the policy of Kazakhstan in the field of higher education. Particular attention is paid to Kazakhstan joining "the Bologna Club". It is emphasized that the TEMPUS program contributed to the integration of the Higher Education system of Kazakhstan into the European Higher Education Area and the country's accession to the Bologna process. The fact that European programs contributed to the implementation of the basic parameters of the Bologna process aimed at internationalization is positively assessed. The data on the involvement of Kazakhstani universities in the educational programs of the European Union, aimed at increasing the international mobility

of students and deepening research in the field of European integration, are analyzed. The problems that hinder the development of internationalization and the active participation in European programs are also touched upon. It is shown that Kazakhstan is the only country in Central Asia that is part of the European Higher Education Area and has a national strategy for the internationalization of all universities.

Key words: Bologna process; European Union; Kazakhstan; internationalization; TEMPUS; ERASMUS +; Jean Monnet; European Higher Education Area.

Material resources

Astaninskaya Deklaratsiya vtoroy vstrechi ministrov obrazovaniya gosudarstv-chlenov Ev-ropeyskogo soyuza i stran Tsentralnoy Azii. Astana, 23 iyunya 2017 goda. (2017). Vysshaya shkolaKazakhstana, 3 (19): 14—21. (In Russ.).

Baza dannykh proektov TEMPUS v Kazakhstane. In: Natsionalnyy ofis programmy Eraz-mus+ v Kazakhstane. Ofitsialnyy sayt. Available at: http://erasmusplus.kz/index. php/ru/tempus-iv/baza-dannykh-proektov-tempus. (In Russ.).

Country factsheets: Asia. In: Official website European Commission, EU. Available at: https:// ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/documents/country-fact-sheet-uzbekistan_en.

Evropeyskiy Soyuz i Respublika Kazakhstan. Soglasheniye o partnerstve i sotrudnichestve.

In: Evropeyskiy .soyuz. Ofitsialnyy sayt. Available at: https://eeas.europa.eu/sites/ eeas/files/pca_kazakhstan_ru.pdf. (In Russ.).

Jean Monnet. In: Official website of the Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. Available at: https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/actions/jean-monnet_ en.Kazakhstan v Bolonskom protsesse: Bolonskiy svetofor. In: Enic-Kazakh-stan. Tsentr Bolonskogo protsessa i akademicheskom mobilnosti. Ofitsialnyy sayt. Available at: https://enic-kazakhstan.kz/ru/bologna_process/kazahstan-v-bolonskom-processe-1. (In Russ.).

Ministrial conference Budapest-Vienna, 2010. In: Official website of the European Higher Education Area (EHEA). 11/03/2010—13/03/2010. Available at: http://ehea.info/ page-ministerial-conference-budapest-vienna-2010.

Novoye soglasheniye Kazakhstana i ES o sotrudnichestve vklyuchayet v sebya 29 sfer. In: Zakon.kz. Available at:: https://www.zakon.kz/4764266-novoe-soglashenie-ka-zakhstana-i-es-o.html. (In Russ.).

Poslaniye Prezidenta Respubliki Kazakhstan N. Nazarbayeva narodu Kazakhstana narodu: Tretya modernizatsiya Kazakhstana: globalnaya konkurentosposobnost. In: Ofit-sialnyy saytPrezidenta Respubliki Kazakhstan. Available at: http://www.akorda. kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazah-stan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g. (In Russ.).

Proekty mezhdunarodnoy kreditnoy mobilnosti (MKM) v Kazakhstane. In: Ofitsialnyy sayt natsionalnogo ofisa Erazmus+ v Kazakhstane. Available at: http://erasmusplus. kz/index.php/ru/erasmus/erasmus-v-kazakhstane/mkm. (In Russ.).

Proekty po povysheniyu potentsiala v oblasti vysshego obrazovaniya (PPVO) v Kazakhstane.

In: Ofitsialnyy sayt natsionalnogo ofisa Erazmus+ v Kazakhstane. Available at: http://www.erasmusplus.kz/index.php/ru/erasmus/erasmus-v-kazakhstane/ppvo. (In Russ.).Soglasheniye o rasshirennom partnerstve i sotrudnichestve mezhdu Respublikoy Kazakhstan, s odnoy storony, i Evropeyskim Soyuzom i yego gos-udarstvami-chlenami, s drugoy storony. In: Adilet. Informatsionno-pravovaya

sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000475#z840. (In Russ.).

TEMPUS v Respublike Kazakhstan. Almaty, 2014. In: Natsionalnyy ofis programmy Eraz-mus+ v Kazakhstane. Ofitsialnyy sayt. Available at: http://erasmusplus.kz/index. php/ru/tempus-iv/tempus-iv-v-kazakhstane. (In Russ.).

The European Higher Education Area in 2018. Bologna Process Implementation Report, 2.

Learning and Teaching. Brussels, 2018a. Available at: https://eacea.ec.europa.eu/ national-policies/eurydice/sites/eurydice/files/bologna_internet_chapter_2_4.pdf.

The European Higher Education Area in 2018. Bologna Process Implementation Report, 7.

Internationalisation and Mobility. Brussels, 2018b. Available at: https://eacea. ec.europa.eu/national.

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy raz-vitiya N° 1118». In: Ofitsialnyy sayt Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Available at: http://www.akorda.kz/. (In Russ.).

Vliyaniye TEMPUS na razvitiye universitetov v Kazakhstane: Obzorproektov. Almaty, 2010.

Available at: http://erasmusplus.kz//images/PartnerSearchForm/Vliyanie%20 Tempus.pdf. (In Russ.).

Zakon Respubliki Kazakhstan «Ob obrazovanii» ot 18 yanvarya 1992 g. №№ 1153-XII. In: ddilet: Infor-matsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. Ofitsialnyy sayt. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z920002000. (In Russ.).

Zakon Respubliki Kazakhstan o vysshem obrazovanii ot 10 aprelya 1993 g. In: ddilet: In-formatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. Ofitsialnyy sayt. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/ Z930002700_/27.01.1996. (In Russ.).

References

Bogatyrova, O. N., Leskina, N. V. (2018). European Erasmus Programme: Main Stages and Results of Development (1987—2017). Nauchnyi dialog, 1: 124—136. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-124-136. (In Russ.).

Dushinski, M. (2017). Internatsionalizatsiya — ekonomicheskaya effektivnost' i vysokiy uroven'. Vysshaya shkolaKazakhstana, 4 (20): 20—25. (In Russ.).

Kishibayeva, B. S., Kyzdarbekova, A. S. (2017). Reformirovaniye vysshego obrazovaniya v Kazakhstane v kontekste Bolonskogo protsessa. Vysshaya shkola Kazakhsta-na, 4 (20): 11—13. (In Russ.).

Leskina, N. V. (2017). Evolyutsiya vneshnego izmereniya yevropeyskogo vysshego obra-zovaniya. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya. Gumanitarnyye i sotsialnyye nauki, 3: 5—14. (In Russ.).

Nurmagambetov, A. A., Koyshybayeva, A. T. (2017). Vyzovy i perspektivy internatsional-izatsii v Kazakhstane. Vysshaya shkola Kazakhstana, 4 (20): 8—10. (In Russ.).

Smirnova, V. A. (2006). Deyatelnost' programmy TASIS v Respublike Kazakhstan. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionove-deniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya, 11: 159—163. (In Russ.).

Toll, B. (2017). From Tempus to ERASMUS+: a celebration of the 30th anniversary of the cooperation opportunities in Central Asia. Vysshaya shkola Kazakhstana, 3 (19): 7—9.

Tusupova, G. B., Tezekbaeva, G. A., Daurenbekova, L. N. (2018). Vnedreniye Bolonskogo protsessa v kazakhstanskuyu sistemu vysshego obrazovaniya. Vysshaya shkola Kazakhstana, 4 (24): 4—7. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.