Научная статья на тему 'ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
495
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / TEMPUS / ERASMUS MUNDUS / ERASMUS+ / JEAN MONNET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шукушева Елена Викторовна

С распадом Советского союза страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) столкнулись с определенными трудностями, вызванными так называемым «дефицитом» квалифицированных кадров и необходимостью модернизации образовательной системы в этих странах, унаследованной от СССР. Поскольку образование являлось доминирующим фактором развития экономики для обретших независимость новых республик. И одним из основных условий интеграции образовательных систем Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в международную зону высшего образования явилось международное сотрудничество с Европейским союзом. В статье представлен опыт сотрудничества Европейского союза и стран Центральной Азии в образовательной сфере, на примере участия центральноазиатского региона в образовательных программах Европейского союза (Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet). Актуальность темы исследования обусловлена ролью высшего образования в двустороннем сотрудничестве Европейского союза и стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Целью исследования является раскрытие особенностей развития образовательного сотрудничества Европейского союза и Центральной Азии, в контексте реализации образовательных программ ЕС в регионе. Основными выводами исследования явились представленные показатели участия Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в образовательных программах ЕС, которые оказали значительное влияние на реформирование образовательных систем в государствах региона и способствовали дальнейшему развитию партнерских связей между университетами ЕС и странами Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES IN THE FIELD OF EDUCATION

With the collapse of the Soviet Union, the Central Asian countries (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan) faced certain difficulties caused by the so-called "shortage" of qualified personnel and the need to modernize the educational system in these countries, inherited from the USSR. Since education was the dominant factor in the development of the economy for the newly independent new republics. And one of the main conditions for the integration of the educational systems of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan into the international higher education zone was international cooperation with the European Union. The article presents the experience of cooperation between the European Union and the Central Asian countries in the field of education, on the example of the participation of the Central Asian region in the educational programs of the European Union (Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet). The relevance of the research topic is determined by the role of higher education in bilateral cooperation between the European Union and the Central Asian countries (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan). The purpose of the study is to reveal the peculiarities of the development of educational cooperation between the European Union and Central Asia, in the context of the implementation of EU educational programs in the region. The main conclusions of the study were the presented indicators of participation of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan in the EU educational programs, which had a significant impact on the reform of educational systems in the countries of the region and contributed to the further development of partnerships between EU universities and Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378+339.9 (574)

Шукушева Е.В., аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия)

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С распадом Советского союза страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) столкнулись с определенными трудностями, вызванными так называемым «дефицитом» квалифицированных кадров и необходимостью модернизации образовательной системы в этих странах, унаследованной от СССР. Поскольку образование являлось доминирующим фактором развития экономики для обретших независимость новых республик. И одним из основных условий интеграции образовательных систем Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в международную зону высшего образования явилось международное сотрудничество с Европейским союзом. В статье представлен опыт сотрудничества Европейского союза и стран Центральной Азии в образовательной сфере, на примере участия центрально-азиатского региона в образовательных программах Европейского союза (Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet). Актуальность темы исследования обусловлена ролью высшего образования в двустороннем сотрудничестве Европейского союза и стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Целью исследования является раскрытие особенностей развития образовательного сотрудничества Европейского союза и Центральной Азии, в контексте реализации образовательных программ ЕС в регионе. Основными выводами исследования явились представленные показатели участия Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в образовательных программах ЕС, которые оказали значительное влияние на реформирование образовательных систем в государствах региона и способствовали дальнейшему развитию партнерских связей между университетами ЕС и странами Центральной Азии.

Ключевые слова: Европейский союз, Центральная Азия, сотрудничество, высшее образование, Болонский процесс, Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet. DOI: 10.22281/2413-9912-2021-05-02-139-149

В 1991 г. после распада СССР в центре Евразийского региона возникло пять молодых республик: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этот период стала формироваться внешняя политика стран центральноазиатского региона, была определена их геополитическая конфигурация. Европейский союз стал одним из ключевых партнеров государств Центральной Азии. Основным документом, заложившим основу сотрудничества по политическим, экономическим, культурным вопросам между ЕС и Центральной Азии являлось Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В 1996 г. Европейским союзом были подписаны Со-

глашения о партнерстве и сотрудничестве с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном (вступили в силу в 1999 г.), в 1998 г. было парафировано соглашение с Туркменистаном, в 2004 г. - с Таджикистаном. Эти документы отражали взаимную заинтересованность сторон в дальнейшем укреплении двусторонних контактов [4, с. 155].

В 2015 г. Казахстан подписал новое Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве [12], определившее новую веху в развитии отношений с Европейским союзом, вступившее в законную силу 1 марта 2020 г.

В 2019 г. состоялось парафирование Соглашения о расширенном парт-

нерстве и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Европейским союзом, остальные государства - Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан на сегодняшний день продолжают вести работу по заключению расширенного Соглашения с Европейским союзом.

Актуальным направлением сотрудничества ЕС и государств Центральной Азии является образовательное взаимодействие. Сфера образования отмечена ЕС как одно из основных направлений сотрудничества с государствами региона в рамках принятых Стратегий Европейского союза для Центральной Азии -Стратегии нового партнерства между ЕС и Центральной Азией (2007-2013 гг.), Новой Стратегии ЕС в Центральной Азии: новые возможности для сильного партнерства (2019 г.).

Нужно отметить, что Европейский союз еще с 1990-х г. уделял особое внимание высшему образованию в странах Центральной Азии. В период после распада Советского союза и вплоть до 2013 г. для стран региона действовала европейская программа Tempus (Trans-European Mobility Programme for University Studies, Программа трансъевропейской мобильности в области университетского образования), которая содействовала модернизации систем высшего образования в государствах региона.

Программа Tempus являлась составной частью программы TACIS (Technical Aid to Commonwealth of Independent States, Техническая помощь СНГ), инициированной Европейским

Сообществом и ориентированной на оказание помощи в проведении реформ в экономике, построении демократического общества в независимых странах, установлении сотрудничества в сфере высшего образования [1, с. 380].

Программа продвигала реформы в соответствии с Болонским процессом, с целью создания общего пространства высшего образования в Европе со сравнимыми системами оценки квалификации (короткий цикл, бакалавриат, магистратура, докторантура) с тем, чтобы они отвечали требованиям меняющегося рынка труда. Программа Tempus была нацелена на построение зоны сотрудничества в области высшего образования с участием стран-членов ЕС и неевропейских стран-партнеров. Так, в период 1994-1999 гг. бюджет программы для пяти стран Центральной Азии составил 17,7 млн. евро, в период 2000-2007 гг. - 31,2 млн. евро, а в период 20082013 гг. - 50 млн. евро [7, с. 15]. В рамках реализации программы Tempus были созданы несколько систем двойных дипломов европейских и централь-ноазиатских вузов. Она также позволила заложить основу новой системы оценок [8, с. 6].

Казахстан и Узбекистан присоединились к программе в 1994 г., Кыргызстан - в 1995 г., Туркменистан - в 1997 г. и Таджикистан - в 2004 г. [11, с. 60]. Результатами участия государств Центральной Азии в европейской программе Tempus являлась реализация -220 проектов за весь период существования программы (рис. 1).

Рис. 1. Участие Центральной Азии в программе Tempus (1994-2013)

Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан

■ Количество проектов, реализованных в рамках программы Tempus (1994-2013) странами Центральной Азии

Согласно приведенным данным, наиболее активным участником в проектах программы Tempus выступил Узбекистан (81 проект), наименьшее количество выполненных проектов пришлось на Туркменистан (35 проектов).

Таким образом, программа Tempus оказала значительное влияние на модернизацию высшего образования и его содержание в странах Центральной Азии. Так, благодаря проектам по разработке учебных программ было введено много новых специальностей, разработаны новые учебные материалы и внедрены современные технологии для более эффективного преподавания; были налажены более тесные связи между вузами и сферой труда; модернизированы структуры управления в вузах. Страны региона стали более интегрированными в Европейское пространство высшего образования. Программа Tempus оказала также влияние на развитие сотрудничества между пятью странами Центральной Азии через ряд региональных проектов Tempus. Более того, Tempus способствовал налаживанию отношений государств региона

с другими странами постсоветского пространства в рамках межрегиональных проектов. Например, с 2008 г. страны региона приняли участие в 14 проектах с Российской Федерацией [6, с. 3-4].

В 2007 г. в Центральной Азии стартовала другая европейская программа Erasmus Mundus (Erasmus Mundus, Программа по обмену студентами, научными и педагогическими кадрами). Erasmus Mundus - программа сотрудничества и мобильности в области высшего образования, направленная на повышение качества европейского высшего образования и содействие диалогу и взаимопониманию между людьми и культурами посредством сотрудничества с третьими странами. Общий бюджет Программы Erasmus Mundus на период 2009-2013 гг. составил около 1 млрд. евро, на государства Центральной Азии ежегодно выделялось около 350 стипендий. Erasmus Mundus (2009-2013 гг.) был реализован посредством следующих мероприятий: Действие 1. Совместные программы магистратуры и докторантуры; Действие 2. Партнерство между европейскими и неевропейскими высшими

учебными заведениями, включая стипендии для мобильности; Действие 3. Популяризация европейского высшего образования посредством повышения привлекательности Европы как мирового лидера в вопросах образования [14].

В 2004-2013 гг. в рамках Действия 1. - 102 студента из стран Центральной Азии стали обладателями стипендий для обучения в магистратуре. В период 20042010 гг. 8 магистрантов из региона стали стипендиатами в качестве приглашенных ученых для преподавания или проведения исследований. Кроме того, в 2010-2013 гг. - 3 претендентов из Центральной Азии

стали стипендиатами для обучения в докторантуре.

В 2007-2014 гг. страны Центральной Азии были охвачены сферой Действия 2. европейской программы в ходе каждого из восьми ежегодных конкурсных отборов. В результате за указанный период, было отобрано 25 партнерских проекта, в которых приняли участие 285 представителей из 96 различных вузов стран Центральной Азии. Также, в рамках Действия 2. - 2650 человек из стран Центральной Азии получили возможность пройти обучение по программе мобильности за счет грантовых средств программы Erasmus Mundus в 2007-2013 гг. (табл.1).

Таблица 1.

Участие стран Центральной Азии в обменных программах мобильности программы Erasmus Mundus (2007-2013), чел.

та и р в cd л а ура ута а ура унт а ура ут н а р в

Страна с а а о £ о дот с о П £ Итого

а к а W и г а Ма о отк о Д рт о С

Казахстан 243 181 119 54 135 732

Кыргызстан 145 116 83 49 112 505

Таджикистан 126 83 65 31 78 383

Туркменистан 49 41 24 16 33 163

Узбекистан 199 224 184 92 168 867

Всего 762 645 475 242 526 2650

Партнерские отношения между Европейским союзом и странами Центральной Азии в рамках программы Erasmus Mundus способствовали профессиональному развитию людских ресурсов и повышению потенциала международного сотрудничества участвующих высших учебных заведений. Они также позволили обмениваться сотрудниками и студентами на всех уровнях, тем самым повышая их личные знания и навыки [16]. Очевидное

преимущество программы Erasmus Mundus, отмечала А. Садецкая «...участие в программе «Эразмус Мундус» в равной степени выгодно как партнерам из стран ЕС, так и из третьих стран, ведь она предполагает двусторонний обмен образовательными программами, навыками и знаниями, а также создает уникальные возможности для межкультурного диалога и установления взаимопонимания,

необходимого для дальнейшего сотрудничества. Программа нацелена на устойчивость результатов. Студенты, преподаватели и административный персонал приобретают ценные навыки, необходимые в современном мире» [10, с. 111].

19 ноября 2013 г. Европейский парламент принял новую программу Европейского союза в области образования, профессиональной подготовки, развития молодежи и спорта, получившая название Erasmus+. Новая программа объединила несколько инициатив предыдущих программ Европейского союза (Erasmus, Leonardo da Vinci, Comenius, Grundtvig, Erasmus Mundus, Tempus, Alfa, Edulink и др.) для лучшего понимания кандидатами существующих возможностей. Программа была рассчитана на семь лет с 2014 по 2020 г., бюджет которой составил 14,7 млн. евро. Программа состояла из трех так называемых «ключевых действий» - международная кредитная мобильность (МКМ) и магистерские степени Erasmus Mundus; повышение потенциала высшего образования (ППВО); поддержка политики реформ и двух дополнительных действий в области спорта и программой Jean Monnet, предоставляя возможности для высших учебных заведений и граждан стран Центральной Азии.

В рамках участия Ключевого действия 1. бюджет для Центральной Азии составил почти 4% от всего бюджета международной кредитной мобильности и позволил реализовать более 1100 проектов двустороннего партнерства для 7395 студентов, исследователей и сотрудников из Европы и Центральной Азии в 20152019 гг.. С 2014 до 2019 г. было зарегистрировано 20 случаев участия учреждений из стран Центральной Азии в 12 совместных магистерских программах Erasmus Mundus. Университет КИМЭП

(Казахстан) выступил в качестве полноправного партнера программы международной магистратуры по изучению Центральной и Восточной Европы, России и Евразии (IMCEERES), остальные 19 были организациями из всех пяти стран Центральной Азии, принимавшими участие в качестве ассоциированных партнеров. За указанный период обладателями стипендии Erasmus Mundus для магистрантов стало 343 студента из стран Центральной Азии (Казахстан - 176 чел., Кыргызстан - 70 чел., Узбекистан - 68 чел., Туркменистан - 7 чел., Таджикистан - 22 чел.).

В 2014-2019 гг. страны Центральной Азии приняли участие в реализации 84 проектов по повышению потенциала высшего образования в рамках Ключевого действия 2.

Из общего числа 1500 успешных заявок, поданных для участия в проекте Жан Моне в период с 2014 до 2019 г., 11 являются центральноазиатскими проектами с партнерскими институтами из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, где внедрены 8 модулей и 3 кафедры [15].

Стратегия нового партнерства между ЕС и Центральной Азией, принятая в 2007 г. обозначила новую позицию и интересы ЕС в регионе на современном этапе, и ознаменовал переход на качественно новый уровень сотрудничества. В рамках данной Стратегии была запущена Европейская Образовательная Инициатива, выделив в качестве основных сфер деятельности высшее и профессиональное образование, подчеркнув связь с Болонским процессом. Были приложены усилия для установления Образовательной Платформы ЕС - Центральная Азия (обновление ряда мероприятий в программах Tempus и Erasmus Mundus) и адаптации внутренних процессов ЕС в сфере развития образования для стран Центральной Азии. Образовательная

Инициатива состояла из трех компонентов: политического диалога «Образовательная платформа ЕС - Центральная Азия», программной составляющей (программ Tempus, Erasmus Mundus, Болон-ского процесса, Европейского Фонда Обучения и создания сети CAREN), а также действий в области информации и коммуникации, включающей в себя совместные мероприятия Европейского союза и Центральной Азии [9].

«Центрально-Азиатская платформа образования» (ЦАПО) - проект, финансируемый Европейской комиссией. Это ключевой элемент Европейской образовательной инициативы для Центральной Азии (ЕЭИ), который «способствовал адаптации систем образования Централь-ноазиатских государств к потребностям глобализованного мира», а также к потребностям региона и общества в каждой отдельной стране [3].

Целью создания образовательной платформы ЕС - Центральная Азия стало расширение политического диалога со странами Центральной Азии по вопросам образования. Образовательная платформа также служила для предоставления информации национальным органам власти об имеющихся возможностях получения финансирования, а также для содействия им в разработке и внедрения программ.

Данный диалог включал три уровня взаимодействия:

- проведение встреч Министров Образования в рамках Образовательной Инициативы, где комиссия, совместно со страной-председателем Европейского союза и представителями министерств стран Центральной Азии проводили обсуждение и анализ политических изменений в сфере высшего образования;

- проведение заседаний технических рабочих групп на региональном уровне под председательством стран Центральной Азии;

- осуществление диалога на национальном уровне по вопросам модернизации образования с целью диверсификации образовательных возможностей, предлагаемых странам Центральной Азии. В рамках специальной деятельности Образовательной Инициативы также были созданы сети Центров Европейских Исследований в Центральной Азии на базе имеющихся структур [5].

Проект осуществлялся в период 2012-2019 гг., включающий первую фазу (ЦАПО 1, 2012-2015 гг.) и вторую фазу (ЦАПО 2, 2015-2019 гг.) Проект ЦАПО стал одной из главных опор Европейской образовательной инициативы в Центральной Азии. Основной целью проекта являлось расширение сотрудничества между Европейским союзом и Центральной Азией, а также регионального партнерства между странами Центральной Азии в целях укрепления образовательных реформ в регионе. Как и в Европе, ключевыми направлениями реформ было обеспечение улучшенного и инновационного обучения, разработка квалификационных рамок и обеспечение непрерывного образования наилучшего качества. Платформа ЦАПО использовала для содействия такие меры как организация конференций, семинаров, workshops, проведение исследований по реформам образования, создание базы данных о донорских проектах в странах Центральной Азии.

Страны-члены Европейского союза, в особенности Латвия, Польша и Румыния, активно участвовали в работе данного проекта. Так, первая встреча Министров образования стран Центральной Азии и ЕС успешно состоялась в Риге в июне 2015 г. под председательством Латвии в Совете ЕС. Итогом встречи явилось Совместное коммюнике и принятие ЕС и представителями высокого уровня из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана,

Туркменистана и Узбекистана ориентировочной Дорожной карты мероприятий для второй фазы проекта ЦАПО.

Вторая встреча министров образования стран Европейского союза и Центральной Азии состоялась 23 июня 2017 г. в Астане (Казахстан). Мероприятие имело большой успех по итогам которой министры и делегаты приняли Астанин-скую декларацию [2], в качестве основы для будущего взаимного сотрудничества, выделив в качестве приоритетов сотрудничество и диалог в следующих областях: рамки квалификации (НРК), обеспечение качества и аккредитация (ОКА), занятость и потребности рынка труда, инновационные методы обучения, финансирование систем образования, предотвращение посредством образования насильственной радикализации молодежи, а также гендерное равенство [13].

Необходимо подчеркнуть, что Европейский союз внес свою лепту в поддержку профобразования через деятельность Европейского фонда профессионально-технической подготовки, который выступал за непрерывность процесса обучения в Центральной Азии и других регионах, в том числе в Восточной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке. В Центральной Азии фонд был активен в секторе профессионально-технического образования, его целью являлось сокращение разрыва между возможностями систем образования в регионе и нуждами рынка труда. Фонд также стремился содействовать институтам Европейского союза в разработке и мониторинге технической и бюджетной поддержки и продвижении регионального сотрудничества.

Таким образом, образование является важным аспектом для развития государств Центральной Азии, поскольку на сфере образования лежит ответственность за формирование и воспитание бу-

дущих специалистов, способных реагировать и отвечать на современные вызовы, трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и науке. Главная задача высшей школы остается помощь личности в самореализации, в раскрытии и развитии потенциала, принятии и понимании собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. В процессе личностного развития происходит формирование готовности и компетентности специалиста, обеспечивающие ему конкурентоспособность, профессиональную мобильность и развитие карьеры. Благодаря заинтересованности всех стран Центральной Азии в продвижении сотрудничества с Европейским союзом, их образовательные системы были приведены в соответствии с достижениями в сфере высшего образования Европы, в том числе с положениями Болонского процесса. Можно констатировать, что благодаря реализации образовательных программ ЕС (Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet) в Центральной Азии сотрудничество регионов в сфере высшего образования активно развивается в многостороннем формате. Сотрудничество демонстрирует широкий спектр возможностей и растущий потенциал взаимовыгодной деятельности в сфере образования. Партнерство характеризуется высоким уровнем и новым характером институциона-лизации, и включает структурированный политический диалог по проблемам образования и профессиональной подготовки. Диалог Европейского союза и Центральной Азии предполагает регулярный обмен опытом и наилучшими практиками, обзорами развития образования и образовательной политики, анализом основных проблем, исследованием и обменом знаний по горизонтальным и секторальным вопросам.

Список литературы

1. Богатырева О.Н. Реализация европейских образовательных программ в контексте политики Казахстана в сфере высшего образования (1995-2018) // Научный диалог. 2020. № 5. С. 376-392.

2. Болонский процесс. Основные документы. 12. Астанинская декларация. Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК. [Электронный ресурс]. URL: https://enic-kazakhstan.kz/ru/bologna_process/documents (дата обращения: 19.02.2021).

3. В Астане прошло второе совещание министров образования ЕС и Центральной Азии. Информационный портал Zakon.KZ. 24 июня 2017, 11:48. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4865760-v-astane-proshlo-vtoroe-soveshhanie.html (дата обращения: 19.02.2021).

4. Дадабаева З.А. Новая европейская политика в Центральной Азии // Актуальные проблемы Европы. 2011. №3. С. 153-178.

5. Европейский союз и Центральная Азия: новое партнерство в действии. 2009. 73 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/30829/ru-strate-gyasia_int.pdf (дата обращения: 19.02.2021).

6. Мак Кейб Р., Руффио Ф., Тибери К. Основные достижения программы ТЕМ-ПУС в странах Центральной Азии 1994-2013. Исполнительное Агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре. 2014. 58 с. [Электронный ресурс]. URL: http://publications.europa.eu/resource/cellar/ac6ecbab-0775-4a79-96a4-576f19c53dbc.0001.03/D0C_2 (дата обращения: 16.02.2021).

7. Парамонов В.В., Строков А.В., Абдуганива З.А. Влияние Европейского Союза на Центральную Азию: обзор, анализ и прогноз. Алматы: Фонд им. Фридриха Эберта, 2017. 117 с.

8. Пейруз С. Новый взгляд на содействие ЕС образовательному сектору в Центральной Азии. Брифинг EUCAM № 37, сентябрь 2019. 11 с. [Электронный ресурс]. URL: https://eucentralasia.eu/ra/2019/06/reconsidering-eu-education-assistance-to-central-asia-ru/ (дата обращения: 15.02.2021).

9. Питер Д. Образовательная инициатива ЕС в Центральной Азии. Рабочий доклад. Europe-Central Asia Monitoring. 2010. 16 с. [Электронный ресурс]. URL: https://eucentralasia.eu/ru/2010/02/the-eu-central-asia-education-initiative-ru/ (дата обращения: 19.02.2021).

10. Садецкая А. Программа «Эразмус Мундус» как инструмент развития // Балтийский регион. 2011. №3. С. 108-112.

11. Солиев Р.А. Сотрудничество между Республикой Таджикистан и Европейским союзом в образовательной сфере // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2018. №2 (55). С. 60-67.

12. Сотрудничество с Европейским союзом. Официальный сайт МИД РК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-s-evrope-jskim-soyuzom (дата обращения: 15.02.2021)

13. Центрально-Азиатская платформа образования (ЦАПО). [Электронный ресурс]. URL: https://www.caep-project.org/ru/ (дата обращения: 19.02.2021).

14. Erasmus Mundus Programme. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://eacea.ec.europa.eu/sites/2007-2013/erasmus-mundus-programme_en (дата обращения: 16.02.2021).

15. EU-Central Asia academic cooperation through Erasmus+: [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/sites/erasmusplus2/files/centralasia-re-gional-erasmusplus-2019_en.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

16. From Erasmus Mundus to Erasmus+ Central Asia (May 2014). Erasmus Mundus Publications. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://eacea.ec.europa.eu/node/2863_en (дата обращения: 18.02.2021).

EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES IN THE FIELD OF EDUCATION

With the collapse of the Soviet Union, the Central Asian countries (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan) faced certain difficulties caused by the so-called "shortage" of qualified personnel and the need to modernize the educational system in these countries, inherited from the USSR. Since education was the dominant factor in the development of the economy for the newly independent new republics. And one of the main conditions for the integration of the educational systems of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan into the international higher education zone was international cooperation with the European Union. The article presents the experience of cooperation between the European Union and the Central Asian countries in the field of education, on the example of the participation of the Central Asian region in the educational programs of the European Union (Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet). The relevance of the research topic is determined by the role of higher education in bilateral cooperation between the European Union and the Central Asian countries (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan). The purpose of the study is to reveal the peculiarities of the development of educational cooperation between the European Union and Central Asia, in the context of the implementation of EU educational programs in the region. The main conclusions of the study were the presented indicators of participation of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan in the EU educational programs, which had a significant impact on the reform of educational systems in the countries of the region and contributed to the further development of partnerships between EU universities and Central Asian countries. Keywords: European Union, Central Asia, cooperation, higher education, Bologna process, Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus+, Jean Monnet.

References

1. Bogatyreva, O.N. (2020). Realizatsiya yevropeyskikh obrazovatel'nykh programm v kontekste politiki Kazakhstana v sfere vysshego obrazovaniya (1995-2018). [Implementation of European educational programs in the context of Kazakhstan's policy in the field of higher education (1995-2018)]. Nauchnyy dialog. [Scientific dialogue]. 5. S. 376-392.

2. Bolonskiy protsess. Osnovnyye dokumenty. 12. Astaninskaya deklaratsiya. Tsentr Bolonskogo protsessa i akademicheskoy mobil'nosti MON RK. [Bologna Process. Basic documents. 12. Astana Declaration. Center for the Bologna Process and Academic Mobility of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan]. Retrieved 19 February, 2021 from https://enic-kazakhstan.kz/ru/bologna_process/documents

3. V Astane proshlo vtoroye soveshchaniye ministrov obrazovaniya YES i Tsentral'noy Azii. [Astana hosted the second meeting of the EU and Central Asia Ministers of Education]. Informatsionnyy portal Zakon.KZ. (2017). Retrieved 19 February, 2021 from https://www.za-kon.kz/4865760-v-astane-proshlo-vtoroe-soveshhanie.html

4. Dadabayeva, Z.A. (2011). Novaya yevropeyskaya politika v Tsentral'noy Azii. [New European Policy in Central Asia]. Aktual'nyye problemy Yevropy. [Actual Problems of Europe]. 3. S. 153-178.

5. Yevropeyskiy soyuz i Tsentral'naya Aziya: novoye partnerstvo v deystvii. [European

Union and Central Asia: a new partnership in action]. (2009). 73 s. Retrieved 19 February, 2021 from https://www.consilium.europa.eu/media/30829/ru-strategyasia_int.pdf

6. Mak Keyb, R., Ruffio, F., Tiberi, K. (2014). Osnovnyye dostizheniya programmy TEMPUS v stranakh Tsentral'noy Azii 1994-2013. [The main achievements of the TEMPUS program in the countries of Central Asia 1994-2013]. Ispolnitel'noye Agentstvo po obra-zovaniyu, audiovizual'nym sredstvam i kul'ture. 58 s. Retrieved 16 February, 2021 from http://publications.europa.eu/resource/cellar/ac6ecbab-0775-4a79-96a4-576f19c53dbc.0001.03/D0C_2

7. Paramonov, V.V., Strokov, A.V., Abduganiva, Z.A. (2017). Vliyaniye Yevropeyskogo Soyuza na Tsentral'nuyu Aziyu: obzor, analiz i prognoz. [Impact of the European Union on Central Asia: Overview, Analysis and Forecast]. Almaty: Fond im. Fridrikha Eberta. 117 s.

8. Peyruz, S. (2019). Novyy vzglyad na sodeystviye YES obrazovatel'nomu sektoru v Tsentral'noy Azii. [A New Look at EU Assistance to the Education Sector in Central Asia]. Brifing EUCAM № 37, sentyabr'. 11 s. Retrieved 15 February, 2021 from https://eucentrala-sia.eu/ru/2019/06/reconsidering-eu-education-assistance-to-central-asia-ru/

9. Piter, D. (2010). Obrazovatel'naya initsiativa YES v Tsentral'noy Azii. [Education Initiative in Central Asia]. Rabochiy doklad. Europe-Central Asia Monitoring. 16 s. Retrieved 19 February, 2021 from https://eucentralasia.eu/ru/2010/02/the-eu-central-asia-education-in-itiative-ru/

10. Sadetskaya, A. (2011). Programma «Erazmus Mundus» kak instrument razvitiya. [Program "Erasmus Mundus" as a development tool]. Baltiyskiy region. [Baltic region]. 3. S. 108-112.

11. Soliyev, R.A. (2018). Sotrudnichestvo mezhdu Respublikoy Tadzhikistan i Yevrop-eyskim soyuzom v obrazovatel'noy sfere. [Cooperation between the Republic of Tajikistan and the European Union in the educational sphere]. Uchenyye zapiski Khudzhandskogo gosu-darstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnyye nauki. [Scientific notes of the Khujand State University named after academician B. Gafurov. Humanitarian sciences]. 2 (55). S. 60-67.

12. Sotrudnichestvo s Yevropeyskim soyuzom. [Cooperation with the European Union]. Ofitsial'nyy sayt MID RK. Retrieved 15 February, 2021 from http://www.mfa.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-s-evropejskim-soyuzom

13. Tsentral'no-Aziatskaya platforma obrazovaniya (TSAPO). [Central Asian Education Platform (CAEP)]. Retrieved 19 February, 2021 from https://www.caep-project.org/ru/

14. Erasmus Mundus Programme. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. Retrieved 16 February, 2021 from https://eacea.ec.europa.eu/sites/2007-2013/eras-mus-mundus-programme_en

15. EU-Central Asia academic cooperation through Erasmus+. Retrieved 18February, 2021 from https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/sites/erasmusplus2/files/centrala-sia-regional-erasmusplus-2019_en.pdf

16. From Erasmus Mundus to Erasmus+ Central Asia (May 2014). Erasmus Mundus Publications. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. Retrieved 18 February, 2021 from https://eacea.ec.europa.eu/node/2863_en

Об авторе

Шукушева Елена Викторовна - аспирант кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия), E-mail: sh_yelena82@mail.ru

Shukusheva Yelena Vicktorovna - postgraduate student of the department of the theory and history of international relations, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Russia), E-mail: sh_yelena82@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.