Научная статья на тему 'Влияние пробифора на клиническое течение острых кишечных инфекций у детей и динамику некоторых иммунологических показателей'

Влияние пробифора на клиническое течение острых кишечных инфекций у детей и динамику некоторых иммунологических показателей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуссоева И. Г., Рамонова А. М., Гэладзе Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние пробифора на клиническое течение острых кишечных инфекций у детей и динамику некоторых иммунологических показателей»

Научно-практическая конференция педиатров России

Выводы. Изучение интегральных показателей иммунной и эндокринной систем у больных ИМ позволяет судить об адаптационных возможностях организма, прогнозировать течение и исходы заболевания. Учитывая низкий базальный уровень кортизола, в острый период заболевания целесообразно применение глюкокорти-коидов коротким курсом с быстрой последующей отменой при лечении детей с тяжелой формой ИМ. В комплексное лечение детей, больных ИМ, целесообразно включение виферона, обладающего иммунотропным действием.

Частота назначения антибактериальной терапии в зависимости от этиологии острых кишечных инфекций у детей

Грекова А. И., Страчунский J1. С., Яснецова А.Ф., Шевченко С. С., Медведева Т. В., Белякова Н.И., Федина Т.Д.

ГОУ ВПО Смоленская ГМА

Изменение этиологической структуры острых кишечных инфекций (ОКИ) у детей, в частности, рост вирусных и снижение бактериальных диарей, диктует необходимость рационального подхода к назначению антибактериальных препаратов (АП). Согласно литературным данным, 50-60% детей с ОКИ получают антибактериальную терапию необоснованно.

Целью нашего исследования явилась изучение частоты назначения АП при ОКИ у детей на основании фармако-эпидемиологического анализа. Нами было проанализировано 403 истории болезни детей с различными формами ОКИ, которые находились на стационарном лечении: 282 ребенка в городском (специализированном) стационаре Смоленска (центр №1) и 121 — в районных больницах Смоленской области (центр № 2). Этиология ОКИ была подтверждена в 69,3% в центре № 1 и 40,4% в центре № 2. Нерасшифрованные ОКИ соответственно составили 30,7 и 59,6%. Из подтвержденных ОКИ бактериальные диареи (шигеллез, сальмонеллез, ОКИ, вызванные УПМ) составили 11,5% в центре № 1 и 27,2% в центре №2; в то время как вирусные диареи (ротавирусные) 57,7 и 13,2% соответственно.

Частота назначения АП без учета этиологии составила 81,9% в центре №1 и 96,7% в центре №2. В зависимости от этиологии частота назначения АП в центрах № 1 и № 2 составила: при шигеллезах 100 и 91,3% соответственно; при сальмонеллезах и ОКИ, вызванных УПМ — 100% в обоих центрах; при ротавирусной диарее 87,7 и 93,8% соответственно. Среди нерасшифрованных ОКИ частота назначения АП в центре № 1 зависела от типа диареи. Так, при «инвазивных» диареях АП получали 86,95% детей, а при «водянистых» — 55,5%. В центре №2 АП назначались в 100% случаев независимо от типа диареи.

Таким образом, проведенное исследование выявило высокую частоту назначения АП при бактериальных и особенно вирусных диареях в обоих центрах. В то же время отмечено более рациональное назначение АП в городском (специализированном) центре, где лечение проводилось с учетом патогенеза (типа) диареи.

Влияние пробифора на клиническое течение острых кишечных инфекций у детей и динамику некоторых иммунологических показателей

Гуссоева И.Г., Рамонова A.M., Геладзе H.A.

Северо-Осетинская ГМА, Владикавказ

Целью нашего исследования явилось изучение клинической эффективности пробиотика «Пробифор» и определение его влияния на динамику показателей фагоцитоза и содержание сывороточных иммуноглобулинов (Ig) классов А, М и G при лечении острых кишечных инфекций (ОКИ) у детей.

Под наблюдением находилось 66 больных легкими (33,3%) и среднетяжелыми (66,7%) формами ОКИ в возрасте от 1 года до 14 лет. Преобладали дети раннего и дошкольного возраста (81,8%). Больные поступали в первые 2-3 дня от начала заболевания. Этиологически диагноз расшифрован в 48,5% случаев (сальмонеллез, шигеллез, эшерихиоз, протеоз, клебсиеллез, ротавирусная инфекция). Основная группа — 30 больных, в качестве единственного этиотропного средства получали пробиотик IV поколения «Пробифор»

Фармакотерапия в педиатрии

(при легком течении заболевания по 1 пакетику 2 раза в день, среднетяжелом — по 1 пакетику 3 раза в день). Группа сравнения — 36 детей, получала традиционную антибактериальную терапию. Всем больным назначалась базисная терапия. Группы больных были сопоставимы для статистической обработки. В 1-й день поступления в стационар и на 5-7-й день у детей исследовали содержание сывороточных 1д классов А, М, С и показатели фагоцитоза — фагоцитарная активность (ФА), фагоцитарный индекс (ФИ). У больных, получавших «Пробифор», выявлено более быстрое исчезновение симптомов ОКИ на фоне активации фагоцитоза и достоверного повышения уровней исследуемых классов иммуноглобулинов. Так, средняя продолжительность токсикоза у больных основной группы сократилась с 4,9 ± 0,18 (в группе сравнения) до 2,89 ± 0,13 дней (р < 0,01), лихорадки с 2,56 ± 0,19 до 1,80 ± 0,13 дней (р < 0,01), диарейного синдрома с 6,28 ± 0,29 до 3,97 ± 0,23 дней (р < 0,01) соответственно. После терапии «Пробифором» достоверно возросла ФА нейтрофилов, составив 87,57 ± 2,61 против 78,67 ± 2,76 до лечения (р < 0,05). Среднее значение уровня 1дА, исходно низкое в обеих группах, у больных основной группы увеличилось вдвое и составило 1,13 ± 0,09 против 0,62 ± 0,08 при поступлении (р < 0,01). Достоверно возросло также содержание 1дМ и 1дС. У больных группы сравнения исследуемые показатели фагоцитоза не изменились, содержание 1дМ и 1дС имело тенденцию к повышению, но разница оказалась недостоверной; содержание 1дА после антибактериальной терапии оставалось на том же уровне.

Таким образом, результаты проведенного исследования выявили хорошую клиническую эффективность пробиотика «Пробифор» и его положительное влияние на динамику показателей фагоцитоза и гуморального звена иммунитета при лечении ОКИ у детей.

Внедрение здоровьесберегающих методик и технологий в процесс обучения детей с отклонениями в развитии

Давыдова Н.С.

Орловский государственный университет,

Орловский областной центр психолого-медико-педагогической и социальной помощи

Проблема сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей и подростков приобретает глобальный характер. Ее решение — в создании коалиции всех государственных структур, отвечающих за здоровье детей, в повышении компетентности и профессионализма специалистов, работающих с детьми.

В Орловском государственном университете ведется обучение как будущих врачей-педиатров, так и будущих педагогов-дефектологов по специальностям сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

Коррекционная педагогика и педиатрия являются важными и взаимодополняющими системами реабилитации детей с нарушениями в состоянии здоровья. Врач и дефектолог совместно прогнозируют вопросы развития аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы обучения, воспитания и лечения.

На кафедре здоровья ребенка преподают методику физического воспитания детей с отклонениями в развитии, теорию и организацию адаптивной физкультуры, игротерапию детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых и физически ослабленных детей).

Практические занятия проходят как в лечебных учреждениях, так и в специализированных детских садах и школах, в областном центре психолого-медико-педагогической и социальной помощи, что позволяет включить в программу обучения методы безмедикаментозного терапевтического воздействия: музыкотерапию, арттерапию, фитотерапию, ароматерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру и оздоровительный туризм.

Опыт совместной работы специалистов различного профиля (детский невролог, педиатр, психолог, логопед, дефектолог) успешно реализуется в системе центров психолого-медико-педагогического и социального сопровождения. Они выполняют следующие функции:

1. Экспертно-диагностическая:

— диагностика развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи;

— определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии, а именно: тип и вид образовательного учреждения, формы получения образования (семейное, экстернат, очная или очно-заочная формы), условия получения образования (фронтальное, индивидуальное, смешанное); направление детей с нарушениями здоровья в лечебно-профилактические учреждения с целью совмещения обучения и поддерживающего лечения;

Ъ—'У'УЛ А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.