УДК 6Н.7:648.18]-07:[в 12.017.1+Ы2.397
Ю. Н. Талакин, М. В. Савченко, М. 3. Нижарадзе, Л. А. Иванова
ВЛИЯНИЕ ПОРОШКОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ НА ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ И ЛИПИДНЫЙ ОБМЕН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ
Медицинский институт им. М. Горького, Донецк
К соединениям, с которыми в повседневной жизни мы контактируем особенно часто, относятся синтетические моющие средства (CMC). Хотя большинство входящих в их состав соединений отличаются сравнительно малой острой токсичностью, при длительном поступлении в организм они могут оказывать не только выраженное обше-токснческое, но и специфическое действие. Поскольку большинство ПАВ, включаемых в состав CMC, обладает аллергенными свойствами [1, 2, 6, 11], для решения вопросов гигиенического нормирования этих веществ необходимо изучение такого их воздействия на организм. С целью исследования характера биологического влияния CMC «Лотос» и «Эра», которые в основном содержат ПАВ (соответственно 18 и 8 % алкнлбензолсульфата), мы изучали действие на иммунобиологическую систему и липидный обмен экспериментальных животных.
Аллергенные свойства порошков выявляли согласно методическим указаниям Главного санитарно-эпидемиологического управления Минздрава СССР «Постановка исследований по гигиеническому нормированию промышленных аллергенов в воздухе рабочей зоны».
Опыты проведены на 180 белых морских свинках маемой 230—280 г. При однократном внутрикожном введении 100 мкг порошков «Лотос» и «Эра» в наружную поверхность уха животных аллергию выявляли с помощью кожных тестов, реакций нммунолейколиза [8] и мнкропреципн-тации Уанье в модификации Л. А. Дуевой и О. Г. Алексеевой. Кроме того, проведена комплексная сенсибилизация морских свинок (200 мкг вещества и 7 эпикутанных аппликаций натиг.ным продуктом). Опасность развития сенсибилизации при поступлении порошков CMC через кожу изучали путем 20 ежедневных аппликаций из 20 % водных растворов. Реакцию кожи учитывали через 4 и 24 ч. Для изучения проницаемости капилляров кожи применяли пробу Мак-Клюра—Олдрича [7]. Учитывая, что в производственных условиях пыль CMC поступает преимущественно ингаляционным путем, проводили 4-недельную ингаляционную затравку морских свинок изучаемыми порошками в пылевых камерах Курляндского 5 раз в неделю по 4 ч в день. Животных разделили на 6 групп по 12 в каждой.
1—3-ю группу морских свинок подвергали воздействию CMC «Лотос» в концентрациях 50, 25 н 10 мг/м3 соответственно, 4—5-ю группу — CMC «Эра» в концентрациях 25 и 10 мг/м3, 6-я группа животных была контрольной. Че-у?ез 2 и 4 нед затравки у морских свинок регистрировали следующие показатели аллергодиагиостикн: конъюнкти-вальную пробу, реакции иммунолейколиза, преципитации, обнаружение иммунокомпетентных клеток по метолу Н. Н. Клемпарской в модификации В. С. Кислякова |9], наличие иммунных комплексов [3], эозннофилов в периферической крови по Пнралишвнли, а также некоторые показатели естественного иммунитета — содержание лизоцима в сыворотке кровн [4], фагоцитарную активность нейтро-филов по В. М. Берман и Е. С. Славской в модификации О. Г. Алексеевой и 3. А. Волковой. Изучали липидный обмен, активность некоторых ферментов. Для характеристики лнпидного обмена в сыворотке крови исследовали общие лнпиды по цветной реакции с сульфофосфованилнновым реактивом, холестерин по методу Илька, общие фосфоли-пиды по содержанию в них фосфора [10], Р-лнпопротеиды ПО), триглнцериды с использованием набора реактивов Био-ла-тест, коэффициент фосфолипиды/холестерин. Учитывая важную роль N-ацетилнейраминовой кислоты в сохранении контактных свойств клеточных поверхностей, транспортной функции мембран, в процессах межклеточного
взаимодействия, определяли содержание ее в сыворотке крови методом И. В. Цветковой в модификации Р. В. Мер-курьевой. Для оценки состояния окислительно-восстановн-тельных процессов регистрировали активность каталазы крови по методу А. Н. Баха и 3. С. Зубкова.
Внутрикожная однократная сенсибилизация морских свинок CMC «Лотос» и «Эра» в количестве 100 мкг не вызвала изменений со стороны кожи и клеточных реакций. Однако при увеличении дозы вводимого вещества до 200 мкг и числа аппликаций до 7 у подопытных животных выявлена сенсибилизация, развитие которой сопровождалось увеличением коэффициента лизиса лейкоцитов до 14,0± 1,50 и 11,80—4,94 при 8,50—1,32 у интактных животных (< = 2,75, Я<0,05). Loga титра гуморальных антигап-тенных антител у подопытных морских свинок составил 7,80±0,21 — 1,40±0,21 при 0,6±0,019 в контрольной группе (/ = 0,64, Я>0,10). Причем воздействие CMC «Лотос» вызвало 100 % сенсибилизацию животных, тогда как CMC «Эра» — 60 %. При многократном нанесении на кожу морских свинок 20 % растворов изучаемых порошков CMC явно выраженных изменений кожи (гиперемия, отек) не обнаружили. Начиная с 4-го дня появилось обильное мелкочешуйчатое шелушение кожи, которое сохранялось до конца эксперимента. Кроме того, после 10 аппликаций наблюдалось увеличение коэффициента лизиса лейкоцитов, который составил у опытных животных 15,22±2,97 — 11,00±3,01 при 6,11 ±0,60 у контрольных (/ = 3, Я<0,01; / = 3,06, Я<0,01). Log2 титра РСМП был соответственно 1,66±0,12 —3,33±0,35 против 0,6±0,09 в контроле (/ = 7,1, Я<0,001; / = 7,58, Я<0,001). После 20 аппликаций у морских свинок увеличивалось количество иммунных комплексов до 17,30±3,30 и 16,60±4,1 против 9,62±0,50 у интактных животных (/ = 2,30, Я<0,05; /=1,69, Я>0,05). Отмечено достоверное увеличение показателя проницаемости капилляров до 18,00±2,15 против 45,00±0,90 (Я< <0,001). Ингаляционное воздействие CMC «Лотос» в концентрации 50 мг/м3 вызвало выраженную сенсибилизацию морских свинок. При этом отмечались положительная конъюиктивальная проба, значительное увеличение лизиса лейкоцитов, иммунных комплексов. Среднее число бляшко-образующих клеток, выргженнос в процентах, у опытных животных превышало контрольные цифры. Выявлено снижение процента фагоцитированных клеток, лизоцима в сыворотке крови. У животных, подвергавшихся ингаляционному воздействию CMC «Лотос» и «Эра» в концентрации 25 мг/м3, положительной оказалась только реакция нммунолейколиза, изменение других показателей было недостоверным. Однако при анализе индивидуальных данных установлено, что сенсибилизированными были 50 % животных этой группы. Показатели аллергодиагиостикн животных, подвергавшихся воздействию порошков в концентрации 10 мг/м3, были на уровне контрольных.
Анализ состояния липндного обмена у морских свинок свидетельствует о том, что нарушения возникают лишь в организме сенсибилизированных животных, т. е. у затрав-лявшихся порошком «Лотос» в концентрации 50 мг/мг и «Эра» — 25 мг/м3. У животных остальных опытных групп липидный обмен не изменялся. У сенсибилизированных животных наблюдалось следующее нарушение обмена ли-пидов. Через 2 нед от начала эксперимента отмечено накопление в крови морских свинок, вдыхавших порошок «Лотос» (50 мг/м3), общих липидов, что сопровождалось достоверным повышением содержания холестерина, некоторым нарастанием уровня триглицеридов и фосфолнпидов. Продолжение затравки приводило к исчезновению описан-
пых нарушений. В крови животных, сенсибилизированных CMC «Эра» в концентрации 25 мг/м', отмечено резко выраженное снижение Р-липопротеидов в крови, сохранявшееся до конца опыта. Содержание холестерина и общих ли-пидов имело искоторую тенденцию к повышению. В конце затравки отмечалось достоверно выраженное накопление в сыворотке крови нейраминовой кислоты.
В литературе имеются указания на то, что в патогенезе химической сенсибилизации определенную роль играют ослабление эндогенного синтеза фосфолипидов и изменение метаболизма ряда липидов [5J. Наши данные подтверждают это предположение. Однако обмен некоторых липидов отличается от того, который наблюдали исследователи при эпикутанной сенсибилизации классическими аллергенами (хромом, никелем и формальдегидом). Снижение синтеза фосфолипидов мы не отметили, хотя он был характерной чертой аллергизируюшего действия и выявлялся у 3 видов животных при действии хрома и никеля. Однако способность CMC изменить поверхностный слой клеточных мембран с выведением из них фосфолипидных компонентов, очевидно, маскирует снижение их синтеза на мембранах эндоплазматической сети печеночных клеток. Коэффициент фосфолипиды/холсстерин также не изменялся. Характерным для развития сенсибилизации было уменьшение уровня p-липопротеидов, что отмечали и мы при воздействии сенсибилизирующих концентраций CMC.
Содержание N-ацетилнсйраминовой кислоты в крови под влиянием порошка «Эра» в концентрации 25 мг/м3 значительно повышается, что позволяет предположить наличие определенной связи между возникновением аллергенного состояния организма и обменом глнкопротендов и гликолипидов плазматических мембран, в состав простети-ческой части которых входят сиаловые кислоты, в частности N-ацетилнейрамнновая. Следует указать также, что развитие сенсибилизации не сопровождалось изменением каталазной активности крови.
Выводы. 1. CMC «Лотос» и «Эра» оказывают сенсибилизирующее действие при различных путях (накож-
ный, внутрикожный, ингаляционный) поступления в орга-. низм. щ
2. Пороговая концентрация CMC «Лотос» и «Эра» по сенсибилизирующему действию (на морских свинках) прн месячном ингаляционном воздействии составляет 25 мг/м3.
3. Ингаляционное воздействие CMC «Лотос» и «Эра» в течение месяца в концентрации 50 мг/м3 приводит к угнетению неспецифических факторов иммунитета (снижение фагоцитарной активности и содержания лизоцима в сыворотке крови), а также влияет на течение некоторых обменных процессов (в частности, липндного и обмена сиа-логликопротеидов).
Литература
1. Волощенко О. И. — В кн.: Санитарная бактериология и вирусология синтетических моющих средств. Киев, 1980, с. 73—79.
2. Волощенко О. И., Медяник И. А. Гигиена и токсикология бытовых химических веществ. Киев, 1983, с. 14—26.
3. Гриневич Ю. А., Алферов А. А.— Лаб. дело, 1981, № 8, с. 493—495.
4. Дорофейчук В. Г. — Там же, 1968, № 1, с. 28—30.
5. Доценко В. А., Белова Л. В., Михеева Е. А.—Труды Ленинград, сан.-гиг. мед. ин-та, 1980, т. 131, с. 61—65.
6. Еремеева Л. С., Трикуленко В. И. — Гиг. труда, 1976, № 9, с. 50—51.
7. Иванов В. В. — Вестн. дерматол., 1976, № 5, с. 21—25.;
8. Карапата А. А. — Лаб. дело, 1971, № 5, с. 259—263.
9. Кисляков В. С.— Там же, 1976, № 4. с. 249—250.
10 Колб В. Г., Камышников В. С. Справочник по клинической химии. Минск, 1982, с. 216—218.
11. Потрохов О. И.. Колло Р. М., Гимов Р. X. — В кн.: Некоторые вопросы гигиены и профпатологии в Сибири. М., 1977, с. 60—65.
Поступила 12.09.84
УДК 613.2-057:в77]:612.395
А. В. Родников. И. Н. Шатерникова, Е. И. Аронова
ЭНЕРГОТРАТЫ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ РАБОТНИЦ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва
Тонкосуконная фабрика им. П. Алексеева имеет 3 основных производства: ткацкое, прядильное и отделочное. Основной контингент работающих женщин в возрасте 20—30 лет. Подавляющее большинство работниц проживает в заводских общежитиях. Предприятие обслуживает столовая, которая размещена в заводском здании и работает с 9 ч 30 мин до 14 ч и с 16 ч 30 мин до 20 ч. В ночную смену работает буфет.
Энерготраты и фактическое питание изучали у 3 групп (по 8—10 человек) работниц основных производств. Сред-пнй производственный стаж работниц обследуемых групп — 2,5—3,5 года. В качестве контроля обследовали группу сотрудниц машинно-счетной станции (МСС) при предприятии.
Энерготраты и фактическое питание в обследуемых группах изучали в дневную, вечернюю и ночную смены, в контрольной группе — только в дневную смену. Энерготраты определяли методом анализа дневников бюджета времени, хронометраж рабочего времени и газового анализа в период работы на производстве (приборы ПГА-ДУМ и ПГА-КМ). Фактическое питание изучали опрос-но-весовым методом (в течение 5 дней) и анкетным методом. Одновременно проводили некоторые биохимические исследования: определяли выделение с мочой витамина С по методу Тильманса, витамина В! по методу Ванга и Харриса, витамина В2 по методу Е. М. Маслен-
никовой и Л. Г. Гвоздовой, витамина РР по методу Хафф и Перлцвейг, экскрецию калия и натрия по методу пламенной фотометрии, кальция по методу Гринблатт и Хартман, фосфора по методу Блюра [3|. При обследовании столовой анализировали ассортимент блюд (за 10 дней), частоту повторяемости блюд и др. я
Суточные энерготраты у обследуемых групп работниц были приблизительно одинаковы и составляли в среднем 2652,2 ±126,3 ккал. В контрольной группе показатели суточных энерготрат были значительно ниже — 1850,1 ± ±114,6 ккал. Эта разница была обусловлена главным образом различием энерготрат в рабочее время: в производственных группах в среднем 1116,9±94,0 ккал, в контрольной — 424,4±27,9 ккал. Показатели экерготрат во внерабочее время были близки: в производственных группах в среднем 1535,2± 116,7 ккал, в контрольной — 1425,7±113,1 ккал.
Суточная потребность в энергии у женщин в возрасте от 18 до 40 лет, занятых трудом средней тяжести, составляет 2600—2700 ккал [2]. Таким образом, средний уровень энерготрат работниц обследуемых групп тонкосуконной фабрики (2652,2 ккал) близок к указанной выше потребности в калориях и согласуется с данными Г. Я. Гончарова [1|, изучавшим энергетические затрзты работниц 20 профессий прядильно-ткацкого пронзводст-