умеренны и в некоторых возрастных группах по отдельным показателям не выражены.
При индивидуальной оценке физического развития школьников, проведенной по методике В. Г. Властовского, установлено, что в среднем 82,7 % мальчиков и 82,6 % девочек имеют нормальное и хорошее физическое развитие, соответственно 14,1 и 15,3%—ухудшенное, 3,2 и 2,1 % — плохое. (1,38%—плохое, 5,5%—ухудшенное за счет из-
быточной массы тела, 1,08% — плохое и 5,7%—ухудшенное за счет дефицита массы тела).
Литература. Властовский В. Г. — Гиг. и сан., 1966,
№ 11, с. 91—95. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.
Поступила (М.04.83
Краткие сообщения
УДК 814.72:546.49' 15) -07:818-058.43
А. Б. Ермаченко
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АЛЛЕРГЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДВУИОДИСТОЙ РТУТИ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРЫ
ва
Донецкий мединститут
В последнее время немало внимания уделяется вопросу влияния загрязнения внешней среды на рост частоты аллергических заболеваний. Многие исследователи отмечают тесную связь между развитием промышленности и увеличением числа лиц, страдающих аллергией (М. Б. Александрова; Г. И. Виноградов; И. М. Мирзоян, и др.).
Поскольку для нормирования вредного воздействия химических агентов необходимо изучение их сенсибилизирующих свойств, цель настоящей работы состояла в решении вопросов гигиенической регламентации слаборастворимых неорганических соединений ртути, загрязняющих атмосферный воздух, с учетом их сенсибилизирующего действия.
В эксперименте применена двуйодистая ртуть как наиболее токсичная из группы слаборастворимых соединений — хлорид ртути, ртуть окись желтая, ртуть окись красная, двуйодистая ртуть и ртуть амидохлорнан. Опыты проводили на 100 морских свинках белой масти массой 300—350 г. Использованные в эксперименте животные были сенсибилизированы эпикутанно и ингаляционно. В предварительных опытах с нанесением двуйодистой ртути как в чистом виде, так и в виде мазей на вазелине установлена тестирующая (0,1 %) и сенсибилизирующая (0,01 %) концентрации исследуемого вещества. Изучаемое соединение в сенсибилизирующей концентрации ежедневно в течение 20 дней наносили тонким слоем на эпилированную боковую поверхность туловища морских свинок. После 10 аппликаций проводили первое тестирование. Через 24 ч у 50 % животных реакция кожи оказалась отрицательной, у остальных — положительной (покраснение и уплотнение участков кожи). Затем нанесли еще 10 аппликаций и осуществили второе тестирование, которое позволило обнаружить через сутки у 35 % животных положительную реакцию кожи в виде очаговой эритемы. Степень выраженности сенсибилизации животных после окончания эпнкутаниого воздействия определяли с помощью цитологических и иммунобиологических показателей, кроме того, учитывали па-то.морфологическнс изменения во внутренних органах.
Об участии клеточных компонентов в развивающемся аллергическом процессе свидетельствовали результаты реакции специфического лизиса лейкоцитов (42,35±3,414 % в основной и 28,01 ±3,401 % в контрольной группе). При анализе данных, характеризующих поглотительную функцию нейтрофилов, выявлено снижение фагоцитарного показателя под воздействием аппликаций двуйодистой ртути в 1,8 раза по сравнению с ннтактными животными. Коли-
чество эозянофилов и средний балл специфической агломерации лейкоцитов в опытной и контрольной группах были без существенных различий.
Патоморфологические исследования кожи и внутренних органов животных, подвергавшихся многократному эпнку-танному воздействию двуйодистой ртути, позволили выявить генерализованное нарушение кровообращения в виде гемостаза, резкое повышение проницаемости сосудистых стенок, в результате чего в периваскулярных зонах обнаруживались полиморфноклеточные инфильтраты и жидкая часть крови. Граница коркового и мозгового веществ лимфатических узлов была стерта. Ретикулярные клетки были набухшие, с пенистой цитоплазмой и утолщенными отростками. В незначительной части клеток выявлено сморщивание ядер. В отдельных участках оказалось уменьшено количество лимфоцитов в лнмфоидной ткани.
Мы поставили одновременно задачу изучить и возможность развития аллергических проявлений при ингаляционном пути проникновения двуйодистой ртути в организм. В связи с этим проведена 30-дневная круглосуточная респираторная затравка морских свинок двуйодистой ртутью в концентрациях, выражающих минимальный токсический эффект и в то же время обнаруживаемых в атмосферном воздухе населенных мест в зоне влияния выбросов промышленных предприятий. Выбор такой продолжительности эксперимента обусловлен тем, что наиболее выраженные явления сенсибилизации наблюдаются через 1 мес затравки, а по мере продолжения воздействия химических аллергенов в низких концентрациях развиваются явления толерантности и интенсивность аллергических проявлений сни-I жается (М. В. Крыжановская, О. Г. Алексеева и Л. А. Ду-ева; Г. И. Виноградов).
Подопытные животные были разделены на 3 группы в соответствии с исследуемыми концентрациями; 0,0287 мг/м3 — 1-я группа, 0,00393 мг/м3 —2-я группа, 0,000362 мг/м3 — 3-я группа, а 4-я служила контролем. Для выявления состояния сенсибилизации использовали реакцию специфического лизиса лейкоцитов, реакцию специфической агломерации лейкоцитов, определяли количество эозинофи-лов и фагоцитарную активность нейтрофилов.
Состояние сенсибилизации определяли в конце эксперимента. Четкие изменения, характерные для сенсибилизированного организма, выявлены при исследовании лизнса лейкоцитов.
Наибольшее снижение общего количества лейкоцитов Лстановлено у животных, подвергавшихся воздействию двуйодистой ртути на уровне 0,0287 мг/м3 (Я<0,05). При вдыхании вещества в концентрации 0,00393 мг/м3 ленкоци-толиз был менее выражен и составлял 30±6,335 % против 17,1 ±2,577 % в контроле. У морских свинок 1-й группы отмечено повышение количества эозннофилов (9,03±0,984) по сравнению с контролем (5,46±0,388), в то время как у животных 2-й и 3-й групп данный показатель был без существенных изменений. У подопытных животных показатель реакции специфической агломерации лейкоцитов не превышал 1,1, что указывало на отсутствие специфического склеивания лейкоцитов.
При наблюдении за фагоцитарной реакцией нейтрофи-лов не выявлено существенных изменений, однако анализ полученных данных позволяет сделать заключение о некотором повышении интенсивности фагоцитоза по мере снижения концентрации йодистой ртути (/><0,05). Оценку аллергических реакций проводили под контролем морфологических исследований. Так, при ингаляционной затравке морских свинок двуйодистой ртутью из расчета 0,0287 и 0,00393 мг/м3 в легких, лимфатических узлах, селезенке и печени возникали изменения в клеточных элементах, обеспечивающие иммунологические реакции в ответ на воздействие данного вещества. Эти сдвиги сопровождались увеличением количества и активизацией макрофагов и плаз-моцнтов. В легких, печени и лимфатических узлах появлялись эозинофилы, что также указывает на аллергенное действие двуйодистой ртути. Морфологические изменения во внутренних органах морских свинок 3-й группы были слабо выражены и носили функциональный характер.
Анализ полученных результатов показал, что 4-недель-ное ингаляционное поступление в организм животных двуйодистой ртути в концентрации 0,0287 мг/м3 привело к уменьшению фагоцитарного числа н фагоцитарного показателя, повышению показателей агломерации и лизиса лейкоцитов, увеличению количества эозннофилов. Данное соединение в концентрации 0,00393 мг/м3 вызывало аналогичные изменения, однако показатели, характеризующие сенсибилизацию организма, были статистически недостоверны. Следовательно, концентрацию двуйодистой ртути 0,00393 мг/м3 можно считать пороговой, а 0,000362 мг/м3 — подпо-роговой.
Литература. Александрова М. Б. — В кн.: Вопросы патогенеза и клиники аллергических заболеваний. М., 1966, вып. 1, с. 39—44. Алексеева О. Г., Дусва Л. А. Аллергия к промышленным
химическим соединениям. М., 1978. Виноградов Г. И. — В кн.: Гигиена населенных мест. Киев,
1974, вып. 13, с. 61—67. Виноградов Г. И. Иммунологические эффекты воздействия химических и физических факторов окружающей среды как критерий их гигиенического значения. Авторсф. дне. докт. Киев, 1978. Крыжановская М. В. Проблема аллергенного действия химических веществ в связи с санитарной охраной атмосферного воздуха. Автореф. дис. докт. Киев, 1970. Мирзоян И. М. — В кн.: Профессиональные аллергозы. Рига, 1976, с. 112—114.
Поступила 11.04.83
УДК 613.6:614.254
Г. И. Куценко, Е. И. Сошников. Б. Н. Минчан
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИСМЕННОГО ОТДЫХА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Москва
Трудовая деятельность медицинских работников, особенно врачебного персонала, сопряжена со значительной нервно-эмоциональной нагрузкой. При этом у многих специалистов она нередко сочетается с выраженной гиподинамией. Все это не только неблагоприятно отражается на работоспособности, но и способствует высокой заболеваемости медицинских работников, показатели которой у ряда специалистов выше, чем у многих категорий рабочих и служащих (Л. Н. Середнина и соавт.; А. П. Голубева; А. И. Грачева н Я. Г. Вольфннзон; П. Ф. Измеров, и др.).
Внедрение в медицинских учреждениях рациональных режимов труда и отдыха, обеспечивающих благоприятные условия для сохранения и поддержания на высоком уровне работоспособности медицинского персонала в процессе его трудовой деятельности, является весьма актуальной задачей. В ее решении особое значение имеет организация внутрисменных регламентированных перерывов. Известно, что регламентированный отдых более эффективен, чем нерегулярные перерывыРегламентированный перерыв достаточной продолжительности имеет, с одной стороны, самостоятельное значение как фактор, способствующий снижению производственного утомления, с другой — как время, необходимое для приема пищи н проведения других мероприятий по восстановлению работоспособности.
В настоящее время имеется большой арсенал средств, оказывающих благоприятное влияние на восстановление работоспособности человека через различные физиологические системы и анализаторы организма. К основным из
1 Межотраслевые методические рекомендации по
предупреждению переутомления работников физического
п- умственного труда. М., 1979.
них относятся: сеансы психологической разгрузки, аутогенная тренировка (АТ), различные виды производственной гимнастики (психофизическая разгрузка), аудио-визуальные воздействия (функциональная музыка, которая может сопровождаться словами психотерапевта с соответствующими формулами внушения, в сочетании с показом слайдов, фильмов с видами природы и др./, своевременный прием пищи, регламентация перерывов (правильный режим труда и отдыха) и др.
Перечисленные средства эффективно используются на многих промышленных предприятиях страны. С этой целью организуются комнаты психологической разгрузки (КПР) для работников, труд которых сопровождается выраженной психоэмоциональной напряженностью (операторы, диспетчеры и др.). Как показала практика, годовой экономический эффект от применения КПР на 10 мест равен не менее 20 000 рубг. Использование КПР способствует снижению утомляемости, улучшению общего состояния работающих, повышению производительности их труда. По примеру промышленных предприятий в ряде лечебно-профилактн-ческих учреждений (ЛПУ) страны (поликлиники № 1 Новополоцка и Витебска, городская студенческая поликлиника Одессы, больница № 3 Зеленограда, Республиканская клиническая больница Кишинева и др.) также организованы комнаты КПР. Руководители этих учреждений отмечают их высокую эффективность для оптимизации условий труда и отдыха медицинских работников. В то же время данная форма организации условий труда не получила еще широкого распространения в практике ЛПУ страны, что во многом связано с отсутствием соответствующих практических разработок. Даже в тех учреждениях, где уже действуют КПР, используется далеко не полный арсенал средств, обеспечивающих поддержание высокой ра-