Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Комплекс (1.2), жадвал (1) дан дастлабки тадкикот натижалари курсатилган, натижаларнинг таккосланган ва спортчиларни тенг тажриба ва назорат гурухларига булинган. Тажриба гурухида таклиф этилаётган комплексдан йил давомида укув машгулотининг тайёргарлик, асосий ва якуний кисмида фойдаланилди.
Хулоса. 1. Биз томонидан ишлаб чикилган укув мажмуага куйидагилар киради: "Куча спортчисининг махсус куч сифатларига умумий таъсир курсатишнинг куп функцияли адаптив мослама" умумий харакат дастури буйича спортчига мажбурий ёрдам курса-тадиган мосламага кирититш мумкин. Навбатдаги дастурий таъминот курилмаси, руйхатга олиш воси-талари узининг педагогик вазифаларига кура, адаптив турдаги икки боскичли укув комплексидир.
2. Гимнастика машкларини маълум бир кинематик меъёрга мувофик урганишда ушбу турдаги гимнас-тикачиларнинг махсус куч фазилатларига умумий таъсир курсатадиган куп функцияли укув адаптив мосламасида фойдаланиш техник-статик машклар-ни ургатиш жараёни самарадорлигини оширишнинг кулай воситаси эканлиги аникланди.
3. Даракатнинг умумий дастурини ургатиш мето-дикаси, умумий техник-статик харакатларни амалга оширилишининг узгарувчанлик доирасини купайти-
УУК (УДК, UDC): 796.015.686:322
ради, купол хатолар эхтимолини камайтиради, улар урганилаётган харакатни бажариш жараёнида амалга оширилгандан сунг, дархол мураббий томонидан тузатилади. Укув адаптив мосламалари комплексини урганилаётган машкнинг техник асосларини шакллан-тириш жараёнини бошкариш учун ёпик (кукрак кафа-си) чизикли турдаги дастурларни амалга оширилади.
4. Асосий педагогик тадкикотнинг биринчи боски-чи натижасида маълум булдики, тажриба гурухининг 6-9 дарсида биз томонидан ишлаб чикилган (адаптив мослама) комплекс мажмуасидан фойдаланиш 33,7% самаралирок, назорат гурухида эса бу курсатгич 73,3% га кам эканлигини курсатди. 78 та дарсда турникда статик техникасини узлаштиришга имкон беради, шу билан бирга, назорат гурухига (2184) караганда (728) урунишда 1 ёки 2 машкни мукаммал узлаштиради.
Адабиётлар:
1. Узбекистон Республикаси Президентининг 2018-йил 5-мартдаги ПФ-5368-сонли "Жисмоний тарбия ав спорт сохрсида давлат бошкрру-ви тизимини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари туррисища"™ Фармони.
2. Узбекистон Республикаси Президентининг 2020-йил 30-октябрда-ги ПФ-6099-сонли "СоFлом турмуш тарзини кенг татбик этиш ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари ^рисида"ги Фармони.
3. Сулейманов, Мухаммад Амин Эркин Угли. "Методы и средства управления процессом обучения гимнастическим упражнениям на кольцах. "Central asian journal of theoretical & applied sciences" 3.1 (2022): 28-36.
4. Musaev B. B., Umarov M. N. Correlation analysis of the integral preparedness of 12-17 years-old gymnasts //Eurasian Journal of Sport Science. - 2022. - Т. 2. - №. 1. - С. 20-26.
Доцент, Мастер спорта международного класса, Судья высшей категории, С.Ф. АШУРКОВА1
Магистрант
Э.У. ХУДАЙБЕРГЕНОВА1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан.
Информация для связи с автором:
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ
Аннотация
Annotation
В статье рассматриваются результаты исследования, посвящённые изучению влияния подвижных игр на воспитание скоростной выносливости у юных волейболистов. Даны рекомендации тренерам по использованию подвижных игр на этапах подготовки юных волейболистов.
Ключевые слова: волейбол, юные волейболисты, тренировка, подвижные игры, скоростная выносливость.
Мадолада ;аракатли уйинларнинг ёш волейболчиларда тезликни, чидамлиликни тар-биялашга таъсирини урганишга багишланган таддидот натижалари мухркама дилинади. Ёш волейболчиларни тайёрлаш босдичларида ;аракатли уйинлардан фойдаланиш буйича му-раббийларга тавсиялар берилади.
Калит сузлар: волейбол, ёш волейболчилар, машгулот, %аракатли уйинлар, тезликка чи-дамлилик.
The article discusses the results of a study devoted to the study of the influence of outdoor games on the development of speed endurance in young volleyball players. Recommendations are given to coaches on the use of outdoor games at the stages of training young volleyball players.
Key words: volleyball, young volleyball players, training, outdoor games, speed endurance.
Одной из важных задач, выдвигаемых в Указах и Постановлениях, принятых руководством Республики Узбекистан по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в стране, является научно обоснованное обеспечение процесса организации физического воспитания учащихся молодежи и учебной - тренировочных занятий по подготовке перспективного спортивного резерва.
Следует признать, что за последние годы в этом проводятся крупнейшие реформы, связанные с созданием материально - технических условий для систематического занятия физической культурой и спортом. Однако, степень научного подхода к организации этих занятий, почти во всех спортивных сооружениях, не отвечает элементарным требованиям с точки зрения внедрения инновационных педагогических техно-
см см о см
см
ю га t
0 d w
1
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см см о см
го га
0
ю
1
логий в процессе обучения и совершенствования двигательным действиям в условиях уроков по физическому воспитанию и учебной - тренировочных занятий при занятиях в секциях.
Необходимо подчеркнуть, что стихийное обучение двигательным действиям в спорте или ненормированное применение физических нагрузок, особенно на раннем возрасте, могут привести к значительным неблагоприятным последствиям в организме детей. Поэтому при организации и проведении тренировочных занятий с детьми на раннем возрастном этапе следует особое внимание уделять текущему восстановлению физической работоспособности с целью предупредить возникновения признаков переутомления организма занимающихся [1,3].
Обсуждаемая проблема имеет важное научно -практическое значение в связи с неуклонным ростом спортивных результатов требующих от спортсменов последовательного развития функционально - физических возможностей в процессе многолетнего цикла спортивной тренировки.
Выполнение всех действий в волейболе требует от спортсмена проявления максимальных физических усилий. Игра, протекающая с переменной интенсивностью в динамическом ритме мышечных сокращений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся остановку, предъявляет высокие требования к одному из важнейших физических качеств, необходимых для эффективного ведения игры - скоростно-силовые качества.
В качестве одного из основных видов способностей занимающихся волейболом, необходимо обращать особое внимание на развитие и воспитание у них скоростно-силовых качеств, без которых волейбол не будет иметь той притягательности, эмоциональности и зрелищности.
От успешного воспитания скоростно-силовых качеств во многом зависит уровень классности волейболистов вообще. Развитие скоростно-силовых качеств начинается под руководством тренеров с первых занятий и совершенствование их в той или иной форме проводится на всех последующих занятиях. Данная работа, в частности, рассматривает вопросы развития скоростно-силовых качеств у юных волейболистов.
Установлено, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30-50% от максимального, способствуют значительному повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает наибольший прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощений весом 50-70% от максимума приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Причем использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности [2,3].
Вместе с тем показана эффективность комплексного применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или в системе смежных занятий. Последовательное выполнение упражнений в
комплексе с отягощением 30% и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития "взрывной силы" и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности [1,2].
Скоростной выносливость в современном волейболе является ключевым качеством, обеспечивающий полезный результат как в ходе тренировочных занятий, так и при продолжительных соревновательных игр. Все это является основанием считать, избранная тема выпускной квалифицированной работы весьма актуальна для разработки научно - прикладных основ подготовки юных волейболистов.
Целью исследования явилось определение влияния подвижных игр на уровень развития скоростной выносливости у волейболистов 12-13 лет. Во время проведения исследования на юных волейболистах 12-13 лет, занимающихся в секции волейбола в школе №195 Чиланзарского района города Ташкент были определены следующие Задачи:
1. Определить значение и роль скоростной выносливости у волейболистов 12-13 лет;
2. Разработать и экспериментально обосновывать программу направленную на развитие скоростной выносливости у юных волейболистов в ходе тренировочных занятий.
3. Разработать рекомендации с использованием средств для развития скоростной выносливости.
В данной работе предпринята попытка, исследовать структуру тренировочного процесса у юных волейболистов, исправить ошибки и внедрить методические средства (упражнения), для развития скоростной выносливости.
В учебно-тренировочной работе в волейбольных секциях рекомендуется пользоваться различным арсеналом средств для развития необходимых качеств как скоростная выносливость у юных волейболистов, что является мощным средством создания прочного фундамента физической подготовки.
Методы и организация исследования. В исследовании уровень физической подготовленности юных волейболистов определялся с помощью следующих тестов: бег на 30 м., с высокого старта; бег на 30 м., с изменением направления; бег "Ёлочка - 92м". Занимающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы по тестированию физической подготовленности в соответствии с нормативными требованиями программы ДЮСШ по волейболу. Дети контрольной группы в течение 6 месячного эксперимента занимались по общепринятой (традиционной) программе, в соответствии с которой работают тренеры ДЮСШ по волейболу. Особенностью занятий с юными волейболистами экспериментальной группы являлось то, что на протяжении педагогического эксперимента в каждое тренировочное занятие дополнительно включалась специально отобранные подвижные игры, эстафеты направленные на развитие скоростно-силовых качеств имеющие сходство с основными движениями в волейболе: "Передай мяч", "Мяч среднему", "Обгони мяч", "День и ночь", "Кто первый", "Пустое место", "Эстафеты с бегом",
6
www.fansports.uz
№2-2022
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
"Кто сильнее и быстрее", "Стрелки", "Мяч с четырёх сторон", "Толчки мяча " и т.д. Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в предельно быстром или около предельном темпе, им по характеру соответствуют игры с активным соревнованием двух сторон "Охотники и утки", "Борьба за мяч", "Скакуны" и др. Успешно применяются эти же игры для воспитания реакции на движущейся объект и быстроты реакции в целом, что важно в спортивных играх вообще, а в волейболе в частности. Для этих целей нужно порекомендовать ещё несколько игр, таких как "Совушка", "Море волнуется", "Слушай сигнал", "Третий лишний", "Выбей мяч", "Вызов" и т.д.
В целом количество применяемых подвижных игр в занятиях с экспериментальной группой было увеличено на 60% при сохранении количества занятий и объема часов в отдельном цикле в соответствии с учебной программой.
В конце эксперимента у контрольной и экспериментальной групп были проведены повторные замеры по выше предложенным тестам.
Результаты исследования и их анализ. Анализ результатов исследований юных волейболистов, обследованных в условиях педагогического эксперимента, позволил выявить выраженную тенденцию однонаправленного роста показателей физической подготовленности в зависимости от содержания программ, используемых в тренировке КГ и ЭГ. Так, у юных волейболистов КГ, в которой тренировочный процесс строился согласно действующей программе ДЮСШ, показатели физической подготовленности, зарегистрированные до начала педагогического эксперимента особо не отличались от таковых, полученных у детей ЭГ (табл.1).
Таблица 1.
Динамика показателей физической подготовленности юных волейболистов контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента
Тесты Вначале эксперимента В конце эксперимента Разница
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Бег на 30 м (сек) 5,61 5,68 5,23 5,11 -0,38 -0,57
Бег на 30 м с изменением направления (5х6м) (сек) 12,51 12,46 11,68 11,30 -0,83 -1,16
Бег "Ёлочка -92м" (сек) 30,5 30,7 30,2 30,1 -0,3 -0,6
Однако к концу завершения педагогического эксперимента изучаемые показатели характеризовались разнозначной динамикой роста физической подготовленности. А именно, если величина прироста результатов в тесте бег на 30 м у КГ составляла 0,38 сек, то у испытуемых ЭГ она была равна 0,57 сек. Важно подчеркнуть, что аналогичная динамика прослеживалась и по данным других показателей физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ: так в тесте бег на 30 м., с изменением направления у спортсменов контрольной группы результат улучшился на 0,83 сек., а у экспериментальной группы на 1,16 сек; в беге "Ёлочка - 92м" у КГ результат улучшился на 0,3 сек., а у ЭГ на 0,6 сек., что свидетельствует о высокой эффективности использования адаптированных подвижных игр в ходе тренировочных занятий ЭГ (рис 1).
30,5 30,7 30,2 30,1
12,51 12,46 11,68 11,3
lili lili lH И
В начале эксперимента КГ В начале эксперимента ЭГ В конце Эксперимента КГ В конце эксперимента ЭГ
■ Бег на 30 м(сек)
■ Бег на 30 м с и Бег "Ёлочка-92м"
Рис 1. Динамика показателей физической подготовленности юных волейболистов контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента
Результаты промежуточных и завершающих исследований характеризовались ступенчатообразной динамикой роста показателей физической подготовленности у юных волейболистов ЭГ.
Анализ полученных фактических результатов дает основание считать, что использованные в тренировочных занятиях ЭГ специально отобранные и адаптированные к специфике волейбола подвижные игры обладают высоким стимулирующим эффектом при развитии физических качеств у юных волейболистов.
Выбор игры зависит от рада факторов, но главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед тренировочным уроком. Это положение основополагающие, оно преобладает над всеми остальными мотивами.
Заключение. Из анализа приведенных данных можно констатировать, что в учебно-тренировочное работе по волейболу подвижные игры и эстафеты могут применяться как для развития физических качеств, так и для закрепления приёмов техники и тактики игры. В соревновательном периоде возможно включение подвижных игр и эстафет, "отключающих" её участников от стереотипных действий, в волейболе, в занятиях календарными играми, способствующих снятию напряжения и улучшению эмоционального состояния спортсменов. Контрольные испытания, проводимые в начале и конце учебно-тренировочного цикла целесообразно применять в течении всего учебного года. Для того выделяются специальные занятия. Испытания проводятся в виде соревнований, им нужно придать такой же характер, как и соревнованиям по волейболу, и рассматривать их как составную часть учебно-тренировочной работы.
Литература:
1. Ашуркова С.Ф., Установочно-профилактическая значимость предсоревновательной разминки у волейболистов разной квалификации - Фан-Спортга, 2019 - elibrary.ru.
2. Кулич Л.И., Пулатов А.А., Ашуркова С.Ф., Спортивные и подвижные игры (волейбол), 2021 - elib.sportedu.by.
3. Ашуркова С.Ф., Дифференцированный анализ результатов исследования профессиональной компетентности тренера на соответствие его..., Актуальные проблемы правового ..., 2021 - elibrary.ru.
4. Объективная диагностика прыжковой работоспособности волейболистов с использованием сенсорно-компьютерной установки А. А Пулатов, АА Умматов - Физическая культура. Спорт. Туризм ..., 2019 - cyber1eninka.ru.
5. Пулатов А.А., Ашуркова С.Ф, Фан-Спортга, 2020 - elibrary.ru.
6. 15-16 Ёшли волейболчиларнинг куч сифатини анъанавий маш^лар ёрдамида ошириш услубияти А.А Умматов - Фан-Спортга, 2021 - elibrary.ru
7. Ummatov А.А., Prioritetnosti evaluation hopping endurance of Volleyball players using a touch-computer installation, Scientific Bulletin of Namangan State University, 2019 - uzjournals.edu.uz.
CM CM
о
CM
ro ra t
0
Q.
w
1
с го
5х6 (сек)