УДК 796.325
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ВОЛЕЙБОЛА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ УГЛОВЫХ
УСКОРЕНИЙ
А.А. Пулатов, Ш.Х. Исроилов
В работе обсуждаются вопросы о возможностях целенаправленного совершенствования точности игровых приемов волейболе в условиях последействия угловых ускорений. Разработана методика повышения устойчивости точностно-целевых навыков волейбола к воздействию угловых ускорений с применением вращательных упражнений, эффективность которой апробирована в ходе эксперимента с привлечением юных волейболистов.
Ключевые слова: точность игровых приемов, угловые ускорения, вращательные упражнения, устойчивость сохранения равновесия.
Многолетние наблюдения за ходом соревновательных игр ведущих команд мирового волейбола и анализ материалов их видеосъемок показывают, что результативность игровых действий, совершаемых как с места, так и в прыжке, определяется процессуальной и финальной точностью их выполнения. Состоятельность такого взгляда находит подтверждение и в работах других авторов [1, 2, 3, 4, 5]. Этими же авторами указывается и то, что в ходе III и IV партий напряженной игры наблюдается снижение уровня финальной точности игровых действий (конечный завершающий акт действия) из-за дискоординации между отдельными компонентами процессуальной точности производимого навыка.
Согласно теории управления движениями «процессуальная точность двигательного действия», например, нападающего удара в волейболе, состоит из таких предварительных (опорных) актов как стойка готовности, перемещение для выбора место, разбег, наскок, синхронное сгибание и разгибание ног в коленном суставе с одновременным отводом и выводом рук вперед-вверх, их захлестывающие движение (замах) с наклоном и выпрямлением туловища, прыжок, приземление и сохранение равновесия тела, избирательно выполняемые в зависимости от вида и способа игрового действия. А «финальная точность», например, нападающего удара, - состоит из замаха и ударного движения.
Следует подчеркнуть, что любое искажение координационной, биомеханической и аэродинамической структуры составных элементов (фаз и частей) процессуальной точности в той или иной мере приведет к снижению финальной точности (результативности) совершаемого игрового действия.
Факт снижения уровня процессуальной и финальной точности игровых действий, наблюдаемых у волейболистов в завершающих
партиях, зачастую объясняется постепенным наступлением и концентрацией признаков утомления в соответствующих функциональных органах. Такое мнение действительно соответствует законам логики. Однако проведенные нами многочисленные модельные исследования показали, что ухудшение процессуальной и финальной точности игровых действий в завершающих партиях преимущественно происходит из-за ослабления устойчивости первоначальной структуры игрового действия в результате острого воздействия многократных кратковременных прямолинейных и угловых ускорений в виде стартовых скачков, поворотов, сгибаний и разгибаний, вращений и т. п. Известно, что совершенствование надежности (устойчивости) двигательных действий с целевой точностью в спортивных играх, и в частности в волейболе, как правило, осуществляется на протяжении всего периода многолетнего цикла спортивной тренировки посредством систематического применения соответствующих специально направленных технико-тактических упражнений на фоне моделирования различных соревновательных ситуаций. Однако, в спортивной практике нередки случаи, когда игровые действия (особенно выполняемые в прыжке), имеющие даже высокую степень надежности, оказываются неустойчивыми при воздействии возмущающих и сбивающих факторов (утомление, перелет-укачивание, изменение суточной периодики и т. д.). Среди прочих факторов, действующих на устойчивость двигательных действий, следует особо выделить угловое ускорение (повороты, вращения) и связанное с ним укачивание, последействие которых сопровождается снижением как процессуальной, так и финальной точности выполняемого навыка. Установлено, что разнонаправленные ускорения, имеющие место при занятиях спортом и, особенно, в волейболе (из-за скоростных взаимодействий 6 игроков на относительно ограниченной площадке -9^9 м.) вызывают острое раздражение вестибулярного анализатора, сопровождающееся появлением нистагма глазного яблока и головы. Причем, даже после завершения действия углового ускорения нистагменные реакции с укачиванием тела продолжаются, но уже в противоположном направлении. Эти последствия возникают в результате ослабления функционально-интегративной взаимосвязи между вестибулярными ядрами и другими нервными образованиями (головной мозг, красное ядро, хвостатое тело, ретикулярная формация, мозжечок, спинной мозг и т. д.), что в конечном итоге приводит к возникновению неадекватных условий, провоцирующих потерю равновесия и дискоординацию целенаправленных движений [6].
Показано, что систематическое применение специализированных игровых упражнений в режиме сопряженного действия угловых ускорений усиливает степень устойчивости выполнения точностно-целевых двигательных действий [5, 6]. Следовательно, надо полагать, что угловые ускорения, обладая системообразующим свойством, могут способствовать
повышению устойчивости всех составных компонентов как процессуальной, так и финальной точности двигательного навыка к воздействию сбивающих и возмущающих факторов. Именно поэтому вопрос о разработке и внедрения комплексов специализированных (игровые) и неспециализированных (угловые ускорения в виде поворотов и вращений) упражнений, выполняемых в режиме сопряжено-игрового метода, представляет актуальное значение с точки зрения аспекта совершенствования процессуальной и финальной точности игровых приемов волейбола.
Цель, задачи и методика исследования.
Целью исследования явилось определение эффективности разработанных упражнений, направленных на совершенствование устойчивости прицельных передач мяча в прыжке в условиях до и после действия угловых ускорений (вращательные движения) в ходе модельного эксперимента на примере юных волейболистов 13-14 лет.
Решение выдвигаемой цели осуществлялось постановкой следующих задач;
1. Изучение исходного уровня устойчивости функции сохранения равновесия тела к воздействию угловых ускорений, техники и точности передач мяча в прыжке у юных волейболистов, тренирующихся по типовой программе.
2. Определение эффективности совершенствования устойчивости и точности передач мяча в прыжке у юных волейболистов к воздействию угловых ускорений вращательного характера.
В девятимесячном эксперименте участвовали две группы юных волейболистов по 12 чел. - контрольная и экспериментальная.
Контрольная группа (КГ) занималась в привычных по содержанию занятиях (3 раза в неделю по 135 мин.).
В тренировочных занятиях (также 3 раза в неделю по 135 мин.) экспериментальной группы (ЭГ) применялись упражнения на совершенствование функции равновесия тела, устойчивости техники и точности передач мяча в прыжке к воздействию угловых ускорений, выполняемых в виде поворотов и вращений тела.
1. В положении сидя вращательные движения головой в правую сторону - 30 сек.
2. Тоже в левую сторону.
3. 1 и 2 упражнение выполняется в положении стоя.
4. 15-краткое вращение тела вокруг своей оси в правую сторону в положении наклона туловища вперед на 90
5. То же в левую сторону.
6. 10 прыжков с поворотом тела в воздухе на 180 ° в левую сторону.
7. То же в правую сторону.
8. 6 и 7 упражнение выполняется с вращением тела в воздухе на
Примечание: сразу после выполнения каждой серии вращательных упражнений производились по 3 передач мяча в прыжке в баскетбольное кольцо (или в квадрат на щите) из расстояния 3 метров. А после завершения всего комплекса вышеперечисленных упражнений выполняется серия передач мяча в прыжке (10 передач) из 3-х метров в баскетбольное кольцо (или в квадрат на щите) без вращательных упражнений.
В конце каждого тренировочного занятия выполняются восстановительные упражнения в положении лежа на спине с вертикально поднятыми ног: встряхивание, упражнения - «велосипед», продольные и поперечные «ножницеобразные» движения, разведение и сведение прямых ног - по 15 сек.
Конечный эффект совершенствования техники и точности передач мяча в прыжке оценивался по данным исследования, проведенного до и после эксперимента. Уровень техники при этом определялся визуально по десятибалльной шкале с участием трех экспертов из числа ведущих детских тренеров, а точность передач мяча в прыжке в баскетбольное кольцо (квадрат) из 3-х метрового расстояния оценивалась по данным общего количества попаданий в цель из 10 попыток.
Устойчивость вестибулярных реакций оценивалась по данным длительности сохранения равновесия тела в пробе с быстрым круговым движением головой без зрительного контроля по А.И. Яроцкому.
Анализ и обсуждение результатов исследования. Конечный очковый или полезный эффект любого нападающего удара независимо от способа и места его выполнения во многом определяется точностью «доведенного» (в зону второй передачи) и «переданного» (нападающий удар) мяча. Игрок, возлагающий на себя «миссию» выполнять точную передачу на нападающий удар, может успешно справиться с этой задачей только при «получении» точной доводки. Следовательно, интегральная судьба игрового эпизода атакующей комбинации, протекающей либо по запланированному сценарию, либо в силу создавшейся игровой ситуации, напрямую связана с мастерством приема и точностью доводки «адресату».
Если учесть, что в последние годы первую, вторую, а иногда и третью передачу игрокам все чаще приходится выполнять в прыжке, то становится понятным, насколько сложна техника выполнения передач с целевой точностью в условиях безопорного положения. Поэтому возникает необходимость обучать данному способу игрового навыка и совершенствовать его с самого начального этапа подготовки путем использования разноплановых ситуационно-моделированных упражнений, выполняемых на фоне последействия угловых ускорений вращательного характера, что важно для формирования координационной устойчивости проявления процессуальных и финальных компонентов обсуждаемого игрового навыка.
Анализ программ для ДЮСШ, учебных пособий и существующего опыта обучения технике передачи мяча сверху двумя руками (и одной тоже) в прыжке на точность показывает, что, как в начальном, так и в последующих этапах многолетнего цикла спортивной тренировки этому вопросу уделяется недостаточное внимание [1, 2, 4, 5]. Более того, в этих источниках вопросы обучения и совершенствования этого навыка на фоне последействия угловых ускорений (вращательные упражнения) вообще не обсуждаются и даже не представлены какие-либо примерные упражнения на этот счет.
Для того чтобы обеспечить эффективность обучения, совершенствования и усвоения обсуждаемого игрового навыка необходимо наличие достаточно высокой устойчивости функции вестибулярного аппарата к воздействию угловых ускорений и поэтому важна ежедневная тренировка этой функции как утром в ходе «зарядки», так и в процессе плановой тренировки с использованием приведенных нами упражнений.
Анализ результатов исследований показал, что у обследованных юных волейболистов КГ и ЭГ среднее значение устойчивости сохранения равновесия тела в пробе с быстрым круговым движением головой до эксперимента составило соответственно 9,74 и 10,18 сек. Такой уровень устойчивости вестибулярных реакций к воздействию угловых ускорений является крайне недостаточным для обеспечения надежности проявления компонентов процессуальной и финальной точности, как доводок и вторых передач, так и других игровых приемов, выполняемых в прыжке. Дело в том, что слабая устойчивость функции равновесия тела к разнонаправленным ускорениям, которые доминируют в волейболе (скачки, прыжки, резкие смешения, наклоны, повороты, вращения), приведет к дискоординации точностно-целевых игровых действий, выполняемых, особенно, в прыжке даже у квалифицированных игроков. Визуальные наблюдения за тренировочным процессом, как юных, так и взрослых квалифицированных волейболистов показали, что в самом деле на занятиях почти не придается акцент систематическому использованию вращательных упражнений с последовательным выполнением тех или иных игровых приемов, совершаемых в опорном и безопорном положениях (табл. 1).
Таблица 1
Уровень и динамика показателей длительности сохранения равновесия тела в пробе с быстрым круговым движением головой у юных волейболистов в условиях эксперимента (X ±д)
Группы До эксперимента (сек.) После эксперимента (сек.) Разница роста (сек.)
КГ 9,74 ± 2,08 13,42 ± 1,76 3,68
ЭГ 10,18 ± 2,14 59,34 ± 2,84 49,16
После завершения 9-месячного эксперимента в КГ, которая продолжала заниматься в тренировках по типовой программе, устойчивость сохранения равновесия тела на фоне раздражения вестибулярного анализатора возросла до 13,42 ± 1,76 сек. Разница роста при этом составила всего лишь 3,68 сек. А у юных волейболистов ЭГ, которые утром в ходе «зарядки» и в процессе тренировок систематически выполняли предложенные нами вращательные упражнения и упражнения на отработку прицельных передач мяча на точность после раздражения вестибулярного аппарата, устойчивость функции равновесия тела повысилась до 59,34 ± 2,84 сек., составляя разницу роста, равной 49,16 сек.
Видно, что путем систематического применения вышеуказанного комплекса упражнений в ходе подготовки юных волейболистов может быть достигнута высокая устойчивость функции равновесия тела к воздействию разнородных угловых ускорений, которая необходима как функциональная база для формирования надежности игровых приемов, выполняемых в прыжке.
Сравнительный анализ результатов исследований техники и точности передачи сверху двумя руками в прыжке у юных волейболистов контрольной и экспериментальной групп позволил выявить довольно значительные внутригрупповые, межгрупповые и суммарные различия в проявлении изучаемых параметров данного игрового навыка (табл. 2, 3).
Таблица 2
Сравнительная индивидуальная характеристика уровня и динамики
совершенствования техники и точности передачи мяча сверху в прыжке у юных волейболистов в условиях годичного эксперимента
№ «К» группа Техника передачи Точность передачи «Э» группа Техника передачи Точность передачи
1 А-ев 0/1 3/4 И-ов 0/6 0/6
2 Ж-ев 0/2 0/0 И-ов 0/5 2/8
3 И-ов 1/3 0/3 М-ов 1/7 0/5
4 М-ов 0/0 1/2 Т-ов 0/5 1/6
5 П-ов 0/1 2/3 Т-ев 0/6 2/6
6 Э-ев 0/0 1/3 Э-ев 0/5 1/6
7 В-ов 1/2 4/5 Б-ов 1/6 2/7
8 В-ев 0/3 1/3 Ж-ов 0/6 3/7
9 Б-ов 0/4 3/5 М-ов 0/5 2/6
10 М-ов 0/2 2/4 М-ов 0/5 1/6
11 Ш-ов 0/3 0/2 С-ов 0/4 2/5
12 Х-ов 0/4 2/4 Т-ев 0/5 4/6
Примечание: в числителе - до эксперимента, в знаменателе - после эксперимента
Таблица 3
Суммарная межгрупповая характеристика становления техники и точности передачи мяча сверху двумя руками в прыжке у юных волейболистов условиях педагогического эксперимента
Группа До эксперимента После эксперимента
техника точность техника точность
КГ 0,17 1,59 2,09 3,17
ЭГ 0,25 1,67 5,42 6,17
При этом уровень техники передач у детей КГ в 83,3 % случаях составляет 0 баллов и в 16,7 % случаях соответствует 1 баллу. У детей ЭГ указанные выше величины равнялись 75,0 % и 25,0 %, соответственно, а точность передач в обеих группах по одному случаю была равна 4 попаданиям при нулевой или однобалльной технике, что свидетельствует о факторе случайности и отсутствии надежности выполнения исследуемого двигательного навыка. Причем наблюдаемые внутригрупповые и межгрупповые индивидуальные различия в проявлении изучаемых параметров передач сверху двумя руками в прыжке оказываются несущественными и недостоверными.
После истечения 9-месячного цикла подготовки у детей КГ уровень совершенства техники исследуемой передачи возрос всего лишь до 4 баллов, составляя в среднем 2,09 балла. В 4-х случаях техника передачи оставалась нулевой или соответствовала 1 баллу. Только в 2-х случаях техника передачи достигала 4 баллов. Заметные прогрессивные сдвиги не произошли и в отношении точности передачи. Так, в 5 случаях точность передачи составила 4-5 попаданий в цель, в 6 случаях - 2-3 и в 1 случае -0 попаданий. При этом среднее число точных передач равнялось 3,17.
Дети, занимавшиеся в условиях экспериментального варианта тренировочных занятий, после 9-месячного цикла подготовки значительно превзошли своих сверстников из контрольной группы в проявлении техники и точности изучаемого игрового навыка. Так, у детей ЭГ наблюдалось существенное преобладание техники исследуемой передачи на фоне заметного роста ее точности, индивидуальные значения которых соответственно варьировали в пределах 4-7 баллов (х=5,42) и 5-8 точных попаданий (х=6,17).
Значительная суммарная разность между показателями становления техники и точности обучаемого приема, обнаруженная в пользу юных волейболистов экспериментальной группы в конце годичного педагогического эксперимента, свидетельствует о высокой эффективности предлагаемой методики начального обучения технике и совершенствования точности передачи мяча сверху двумя руками в прыжке на фоне последействия угловых ускорений.
Заключение. Общий объем и виды специализированных упражнений, применяемых по разучиванию техники и совершенствованию точности передач мяча сверху двумя руками в прыжке в условиях существующей методики тренировки, оказываются явно недостаточными для эффективного формирования надежности исследуемого игрового навыка.
Разработанный нами вариант экспериментальной тренировки с применением комплекса специализированных упражнений по разучиванию техники и совершенствованию точности передачи мяча сверху двумя руками в прыжке на фоне последействия угловых ускорений обладает высокой системообразующей эффективностью, что ориентирует на необходимость внедрения данного комплекса упражнений в практику тренировки юных и взрослых волейболистов.
Список литературы
1. Айрапетьянц Л.Р. Волейбол: учебник для вузов. Ташкент: ZARQALAM, 2006. 240 с.
2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000, № 3, С. 37-38.
3. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. М.: Физкультура, образования и наука. 2000. 336 с.
4. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для вузов. М.: Академия, 2013. 464 с.
5. Клещев Ю.Н. Волейбол. М.: Спорт Академ Пресс, 2003. 189 с.
6. Яроцкий А.И., Ливицкий А.Н. Проприоцептивная и вестибулярная афферентация как доминирующие звенья эмоционального системогинеза в регуляции пространственной эволюции человека // Эмоции человека и современность. Т., 1991. С. 221-231.
Пулатов Азад Артикович, доц., [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры,
Исроилов Шоакром Холматович, канд. пед. наук, ректор, проф., , [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры
TECHNIQUE OFIMPROVEMENT OFACCURACY OF GAME RECEPTIONS OF VOLLEYBALL IN THE CONDITIONS OF ACTION OF ANGULAR ACCELERATIONS
A.A. Pulatov, S.H. Isroilov
In work questions of opportunities of purposeful improvement of accuracy of game receptions volleyball in the conditions of an after-effect of angular accelerations are discussed. The technique of increase of resistance of precision and target skills of volleyball to impact of angular accelerations with application of rotary exercises which efficiency is approved during experiment with involvement of young volleyball players is developed.
Key words: accuracy of game receptions, angular accelerations, rotary exercises, stability of preservation of balance.
Pulatov Azad Artikovich, associate professor, volleyball-20l0@ mail.rH, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture,
Isroilov Shoakrom Holmatovich, candidate of pedagogical Sciences, rector, associate professor, volleyball-20l0@,mail.ru, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture
УДК 796.325
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. Родин, М.В. Погорелый, А. А. Яшин
Представлен материал, который раскрывает особенности психологической готовности юных волейболистов 16-18 лет к соревновательной деятельности. Рассматриваются вопросы мотивационного компонента готовности спортсменов, а также индивидуального и группового статуса спортсменов в коллективе.
Ключевые слова: волейбол, психологическая готовность, соревновательная деятельность, мотивы, психологический статус.
Результат выступления волейболистов в соревнованиях определяется не только высоким уровнем функциональной, технической и тактической готовности, но и возможность реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того - вскрыть резервные возможности, спортсмена необходимо психологически готовить к напряженным условиям конкретной деятельности [2, 6].
Современный волейбол - это, прежде всего, коллективность действий, соревновательный характер, комплектность и разносторонность воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных качеств, непрерывность и внезапность изменения условий игры, высокая эмоциональность и т. д. [1, 4].
Имея в виду разнообразие особенностей волейбола, как игрового вида спорта, из большего комплекса подготовки волейболиста к тренировочному и соревновательному процессу справедливо выделяют общую психологическую подготовку, как одну из сторон учебно-воспитательного процесса [3, 5, 7].