4/2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ
методика профессиональной направленности занятий волейболом в вузе
TECHNIQUE OF A PROFESSIONAL ORIENTATION OF EMPLOYMENT BY VOLLEYBALL IN HIGH SCHOOL
E.A. Лазарева
E.A. Lazareva
ГОУ ВПО МГСУ
Возможность использования волейбола на учебных занятиях в строительных вузах для развития профессионально важных качеств инженера-строителя.
Possibility of use of volleyball on studies in building high schools for development of professionally important qualities of the civil engineer.
Волейбол является одним из популярных видов спорта в вузах и в МГСУ в частности. Этот вид спорта отличает богатое и разнообразное двигательное содержание, поэтому для игры в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Эффект соперничества в соревновательной деятельности является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве профессиональных видов деятельности уже сам общественный контакт вызывает соревнование, увеличивающее работоспособность, направленную на достижение максимально качественного результата в деятельности.
Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния студента, происходит настрой на более высокий уровень двигательной деятельности, существенная мобилизация ресурсов его организма. Изменяются объективные показатели: частота сердечных сокращений, увеличивается потребление кислорода, возрастает легочная вентиляция, повышается температура тела и артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это повышает тренировочный эффект от занятий.
Игра в волейбол является источником положительных эмоций, позволяет снять психоэмоциональное напряжение, умственную усталость, что особенно важно в экзаменационный период.
Чтобы самореализоваться в профессиональной деятельности инженер-строитель должен обладать целым рядом физических качеств, навыков, сохранять высокую ра-
ботоспособность, развивать общую выносливость, быстро овладевать новыми движениями.
Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях — важнейшие качества, развиваемые волейболом. Это, прежде всего, связано с развитием определенных особенностей зрительных восприятий. Игровая деятельность волейболистов требует, чтобы у них было развитое периферическое зрение, которое необходимо и на строительной площадке.
Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано со способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом, т. е. волейбол способствует развитию глазомера.
Как показали многочисленные исследования, занятия волейболом способствуют совершенствованию этих качеств. Точность глазомера, так же как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности. Пропуск занятий в течение 2—3 недель приводит к ухудшению точности глазомера на 20—30%.
Поскольку периферическое зрение и точность глазомера имеют в волейболе и на стройке большое значение, различные приемы и упражнения для развития данных зрительных восприятий занимают достойное место в учебно-тренировочной работе.
Для развития точности, глазомера и тренировки "чувства дистанции" необходимо как можно чаще на занятиях варьировать дистанции при передачах, подачах, различных нападающих ударах и т. п. Для этого следует выполнять передачи на разное расстояние с различной скоростью и траекторией; различные передачи при изменении расстояния между игроками; подачи мяча в цель различными способами и с разного расстояния; нападающие удары по сигналу тренера в зоны площадки; броски теннисного мяча с разной силой и с различного расстояния в цель и т.д.
Упражнения для развития поля зрения, точности глазомера можно подобрать очень много, их подбор зависит от профессионализма преподавателя - тренера.
Выполнение любого технического приема в волейболе и других видах спорта проходит под постоянным контролем сознания. Одной из очень важных психологических особенностей двигательных навыков волейболистов является то, что студент, выполняя те или иные приемы, например передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Все это связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняемых движений.
Игра в волейбол требует от каждого студента максимальной скорости реагирования. Следовательно, деятельность волейболиста связана с готовностью выполнения ответных действий в условиях острого дефицита времени, что необходимо при многих строительных специальностей.
Все действия волейболистов проходят по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только быстротой, но и точностью, своевременностью как восприятия, так и ответного движения.
Для развития быстроты реакции выполняется большое количество скоростных упражнений, требующих быстрого переключения с одного действия на другое.
Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке — все это вызывает значительные сдвиги всех отделов вестибулярного аппарата.
Экспериментально установлено, что деятельность вестибулярного анализатора взаимосвязана с деятельностью других анализаторов, в частности с мышечно-
4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ
двигательным и зрительным, и его раздражения оказывают значительное влияние на психомоторные и сенсорные процессы. Исследования показывают, что даже после незначительного раздражения вестибулярного аппарата время реакции увеличивается на 13—20, а в отдельных случаях до 70%.
В тренировочном процессе для развития вестибулярной устойчивости используются упражнения сложной координации, требующие при их выполнении активности занимающихся и противодействия неприятным субъективным ощущениям. Это различные виды акробатических и гимнастических упражнений различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкие изменения направления бега, мгновенные остановки и т. д.
Анализ игры в волейбол и проведенные исследования показывают, что успешность технических и тактических действий студентов - волейболистов в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, переключение.
В процессе игровых действий волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов и их элементов, что и определяет объём его внимания. Для распределения и переключения внимания мы включаем в занятия упражнения с несколькими мячами и всевозможными перемещениями; упражнения где требуется быстрое переключение внимания с одного объекта на другой, а так же умение выделять наиболее важные объекты или действия. В тактических действиях волейболистов реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение.
Занятия в учебно-методическом отделении волейбола развивают у студентов следующие способности:
а) наблюдательность — умение быстро и правильно подмечать по ходу игры важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке;
б) сообразительность — умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия;
в) инициативность—умение быстро самостоятельно применять эффективные тактические приемы;
г) предвидение — умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий на площадке.
Занятия волейболом, его соревновательная деятельность позволяет развивать такие профессионально важные качества инженера-строителя как:
-сенсомоторная координация (способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.;
-адекватные двигательные реакции (простая двигательная реакция, реакции выбора, переключения и слежения);
-психическое качество "внимание" (объем, переключение, устойчивость внимания);
-оперативное мышление (быстрый анализ поступившей информации, принятие решения и быстрая его реализация);
-оперативная память;
-нервно-эмоциональная устойчивость (способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без отрицательных последствий для себя);
-нормативность, дисциплинированность;
-инициативность, креативность;
-решительность, готовность рисковать;
-вестибулярная устойчивость;
-точность глазомера, быстрая и точная реакция слежения, периферическое зрение;
-высокая тактильная и кинетическая чувствительность;
-коммуникабельность.
Развитие вышеперечисленных важных качеств, необходимых инженеру-строителю определяет профессиональную направленность волейбола, и он становится важнейшим компонентом профессиональной психофизической подготовки.
Использовались разработки кафедры физического воспитания и спорта МГСУ.
Ключевые слова: профессиональная направленность, волейбол, профессиональные важные качества, поле зрения, зрительно-моторная координация, внимание, память
Key words: a professional orientation, volleyball, professional important qualities, a field of vision, visually-motor coordination, attention, memory
[email protected] 8-499-188-03-04
Рецензент: Лисовская Т. И., к.п.н., доцент, РТА