Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОПТИМИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ'

СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОПТИМИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPEED-STRENGTH TRAINING / OUTDOOR GAMES / VOLLEYBALL SPORTS SECTIONS / PLAY ACTIVITIES / JUNIOR ATHLETES / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лубышев Е. А., Титовский А. В., Бодров И. М., Голубничий С. П.

Цель исследования - выявить влияние подвижных игр на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов 10-12 лет. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе волейбольного центра «Тактика» г. Москвы в период с 01.09.2017 г. по 31.05.2018 г. В нем приняло участие 16 волейболистов 10-12 лет, которые составили контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития скоростно-силовых качеств у испытуемых и повышении их уровня подготовленности. На основании изучения особенностей развития юных волейболистов и определения их уровня физической подготовленности для них была разработана программа занятий скоростно-силовой направленности с преимущественным использованием подвижных игр, которая применялась в ЭГ. Результаты исследования и выводы. Технология применения подвижных игр при воспитании скоростно-силовых качеств юных волейболистов дает существенные результаты. Результаты проведённого опроса позволили обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных волейболистов. Наиболее предпочтительным параметром нормирования нагрузок скоростно-силового характера у волейболистов 10-12 лет является время восстановления ЧСС до 120-130 уд/мин. Таким образом, разработанная программа комплексного развития скоростно-силовых способностей создает благоприятные условия для долгосрочной адаптации организма молодых спортсменов к специфическим тренировочным нагрузкам, выражающиеся в повышении уровня их физического развития, физической, технической и скоростно-силовой подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лубышев Е. А., Титовский А. В., Бодров И. М., Голубничий С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM SPORTS AND OUTDOOR GAMES TO IMPROVE SPEED-STRENGTH TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS

Objective of the study was to determine the role of outdoor games in the development of speed-strength qualities of the 10-12 year-old volleyball players. Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted at the premises of the volleyball center "Taktika", Moscow, in the period from September 1, 2017, through May 31, 2018. Sampled for the study were 16 volleyball players aged 10-12 years, who made up the Control and Experimental Groups. The essence of the educational experiment was to study the development of the young volleyball players' speed-strength abilities and improve their fitness level. Based on the peculiarities of physical development and physical fitness level of the examined athletes, we developed a speed-strength training program using outdoor games, which was applied in the Experimental Group. Results of the study and conclusions. The use of outdoor games to develop the young volleyball players' speed-strength qualities yielded significant results. The findings made it possible to substantiate the pedagogical conditions that are necessary for the effective management of the process of speed-strength training of junior volleyball players. The most preferable parameter for standardizing the speed-strength loads in volleyball is the time of heart rate recovery to 120-130 bpm. Therefore, the developed program of comprehensive development of speed-strength abilities creates favorable conditions for the long-term adaptation of the body of junior athletes to specific training loads, reflected in the higher level of physical development, physical, technical and speed-strength fitness.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ОПТИМИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

спортивные и подвижные игры в оптимизации скоростно-силовой подготовки юных волейболистов

УДК/UDC 796.325

Поступила в редакцию 05.05.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Титовский2 И.М. Бодров2 С.П.Голубничий2

1 Московский городской педагогический университет, Москва

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

TEAM SPORTS AND OUTDOOR GAMES TO iMPROVE SPEED-STRENGTH TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS

PhD E.A. Lubyshev1 2

PhD, Associate Professor A.V. Titovsky2 I.M. Bodrov2 S.P. Golubnichiy2

''Moscow City Pedagogical University, Moscow 2Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние подвижных игр на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов 10-12 лет. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе волейбольного центра «Тактика» г. Москвы в период с 01.09.2017 г. по 31.05.2018 г. В нем приняло участие 16 волейболистов 10-12 лет, которые составили контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития скоростно-силовых качеств у испытуемых и повышении их уровня подготовленности. На основании изучения особенностей развития юных волейболистов и определения их уровня физической подготовленности для них была разработана программа занятий скоростно-силовой направленности с преимущественным использованием подвижных игр, которая применялась в ЭГ.

Результаты исследования и выводы. Технология применения подвижных игр при воспитании скоростно-силовых качеств юных волейболистов дает существенные результаты. Результаты проведённого опроса позволили обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных волейболистов. Наиболее предпочтительным параметром нормирования нагрузок скоростно-силового характера у волейболистов 10-12 лет является время восстановления ЧСС до 120-130 уд/мин.

Таким образом, разработанная программа комплексного развития скоростно-силовых способностей создает благоприятные условия для долгосрочной адаптации организма молодых спортсменов к специфическим тренировочным нагрузкам, выражающиеся в повышении уровня их физического развития, физической, технической и скоростно-силовой подготовленности.

Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, подвижные игры, спортивные секции по волейболу, игровая деятельность, юные спортсмены.

Annotation

Objective of the study was to determine the role of outdoor games in the development of speed-strength qualities of the 10-12 year-old volleyball players.

Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted at the premises of the volleyball center "Taktika", Moscow, in the period from September 1, 2017, through May 31, 2018. Sampled for the study were 16 volleyball players aged 10-12 years, who made up the Control and Experimental Groups. The essence of the educational experiment was to study the development of the young volleyball players' speed-strength abilities and improve their fitness level. Based on the peculiarities of physical development and physical fitness level of the examined athletes, we developed a speed-strength training program using outdoor games, which was applied in the Experimental Group. Results of the study and conclusions. The use of outdoor games to develop the young volleyball players' speed-strength qualities yielded significant results. The findings made it possible to substantiate the pedagogical conditions that are necessary for the effective management of the process of speed-strength training of junior volleyball players. The most preferable parameter for standardizing the speed-strength loads in volleyball is the time of heart rate recovery to 120-130 bpm.

Therefore, the developed program of comprehensive development of speed-strength abilities creates favorable conditions for the long-term adaptation of the body of junior athletes to specific training loads, reflected in the higher level of physical development, physical, technical and speed-strength fitness.

Keywords: speed-strength training, outdoor games, volleyball sports sections, play activities, junior athletes.

Введение. Известно, что двигательная активность совершенствует функциональное состояние всех систем организма. Она создает предпосылки для гармоничного физического развития, интенсивного созревания, формирования психофизиологических функций и повышения функциональных резервов организма. Большую роль в этом процессе играют

критические периоды, на которых происходят наиболее заметные изменения в его функциональном состоянии [3].

Систематические тренировочные занятия способствуют улучшению скорости двигательной реакции. Наибольшее уменьшение времени реакции под влиянием систематической тренировки отмечено у детей 9-12 лет. Если в данный

период не развивать скоростные способности, то в последующие годы, возникшее отставание будет достаточно трудно ликвидировать.

Физическое качество спортсмена, такое как быстрота, позволяет определить его способность совершать двигательные действия в минимально короткий отрезок времени [2]. В многообразии двигательных действий, входящих в технику волейбола, одно из главных мест занимает скорость выполненных игровых движений и приемов. Проявление в целом быстроты у волейболистов можно выразить в такой форме: высокая скорость передвижений игрока, быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействия с партнерами по команде, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации [5].

В связи с этим научные исследования, направленные на совершенствование подготовки юных спортсменов, в настоящий период приобретают особую значимость. Необходим поиск новых форм, средств и методов учебно-тренировочного процесса детей, занимающихся в спортивных секциях по волейболу, приведении их в соответствие с требованиями современного спорта.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых, полезных и эффективных занятий детей и подростков. В их основе лежат физические упражнения и движения, в ходе выполнения которых занимающиеся

преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Известные современные методики развития основных физических качеств волейболиста, таких как быстрота, ловкость, скоростно-силовая выносливость, в подростковом возрасте позволяют развивать их с использованием игровых форм. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, подвижные игры всесторонне влияют на организм и личность детей, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания [2, 4].

Цель исследования - выявить влияние подвижных игр на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов 10-12 лет.

Методика и организация исследования. В эксперименте применялось тестирование физической подготовленности: скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см), прыжок вверх по Абалакову (см), силовые способности (отжимания от пола лежа, кол-во раз), скоростные способности (бег на 30 м, с) [1].

Педагогический эксперимент проводился на базе волейбольного центра «Тактика» г Москвы в период с 01.09.2017 г по 31.05.2018 г. В нем приняло участие 16 волейболистов 10-12 лет, которые составили контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития скоростно-

Таблица 1. Показатели исходного и конечного уровней общей физической подготовленности юных спортсменов 1-го года обучения в волейбольном центре «Тактика»

Тесты Исходный уровень Конечный уровень

Группы Х 5 M V Группы Х Д m V t

Бег на 30 м с высокого старта, с ЭГ 6,86 0,38 0,076 5,5% ЭГ 5,56 0,38 0,08 6,8% 13,2

КГ 7,0 0,95 0,19 13,5% КГ 6,11 0,46 011 7,5% 4,04

Челночный бег 2х 15 м,с ЭГ 10,8 0,43 0,086 3,9% ЭГ 8,27 0,48 0,1 7,4% 19,4

КГ 10,7 0,68 0,14 6,3% КГ 8,53 0,51 0,1 6% 12,6

Прыжок в длину с места, см ЭГ 107,8 9,38 1,87 8,7 ЭГ 160 9,5 2,02 5,9% 18,9

КГ 102,8 11,8 2,35 11,4% КГ 143 11,7 2,84 8,2% 11,8

Пятерной прыжок с места, см ЭГ 6,00,2 43,5 8/69 7,2% ЭГ 801 31,4 6,7 3,9% 18,9

КГ 602,7 44,7 8,94 7,4% КГ 698 54,3 13,1 7,8% 6,03

Таблица 2. Показатели абсолютного прироста и темпов роста на конец 1-го года обучения в волейбольном центре «Тактика»

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

№ Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа

Абсолютный прирост Темп роста, % Абсолютный прирост Темп роста, %

1 Бег на 30 м с высокого старта, с 1,3 18,9 0,89 12,7

2 Челночный бег 2 х 15, с 2,53 27,3 2,17 20,2

3 Прыжок в длину с места, см 52,2 48,4 36,2 35,2

4 Пятерной прыжок с места, см 198,8 30,0 95,3 15,8

5 Гарвардский степ-тест (инд.) 10 16,8 6,9 11,6

Таблица 3. Результативность различных средств скоростно-силовой подготовки юных волейболистов, %

Средства скоростно-силовой подготовки Волейболисты

10 лет 11 лет 12 лет

Стартовые рывки, бег с максимальной скоростью 40 35 30

Прыжки и прыжковые упражнения 25 20 15

Стартовые рывки, бег с мячом, упражнения с мячом в движении 15 20 25

Упражнения на быстроту реакции с мячом в движении 15 15 20

Упражнения на тренажёрах, с гантелями 5 10 10

22

http://www.teoriya.ru

№9 • 2020 Сентябрь | БеГетЬег

силовых качеств у испытуемых и повышении их уровня подготовленности.

На основании изучения особенностей развития юных волейболистов и определения их уровня физической подготовленности для них была разработана программа занятий скоростно-силовой направленности с преимущественным использованием подвижных игр, которая применялась в ЭГ.

Поскольку возраст испытуемых составлял 10-12 лет, то в ходе исследования использовались определенные средства и методы развития двигательных качеств, характерных для данного возраста и пола.

Для улучшения силовых, скоростных и скоростно-силовых показателей применялись эстафеты, подвижные игры, упражнения игрового характера, включающие прыжковые упражнения, многоскоки, спрыгивания, выпрыгивания, метания, упражнения с преодолением веса собственного тела (отжимания, подтягивания ног к перекладине), упражнения с набивными мячами, упражнения, развивающие крупные группы мышц спины и живота, мышц задней поверхности бедра. Для развития скоростных качеств осуществлялось многократное повторение скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, упражнения для развития реакции, упражнения в затрудненных условиях (ускорения в гору, по лестнице), для работы рук и ног в максимально быстром темпе, упражнения со скакалками, проводили различные эстафеты. Широко применялся игровой метод, так как он дает возможность комплексного развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств [6]. Специальные тренировочные занятия для развития этих качеств, применялись один раз в неделю. Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю по 2 академических часа.

В конце педагогического эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень скоростно-силовой подготовленности.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные табл. 1, 2 позволяют заключить, что технология применения подвижных игр при воспитании скоростно-силовых качеств юных волейболистов дает существенные результаты. В табл. 3 представлены эффективность различных средств скоростно-силовой подготовки юных волейболистов 10-12 лет в процентном соотношении соответственно их возрастам.

Результаты проведённого опроса позволили обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой юных волейболистов. К ним относятся (по степени значимости соответственно): тщательный отбор занимающихся и поддержка их на протяжении всего срока обучения волейболу (1-е место); наличие качественной материально-технической базы для юных волейболистов (2-е место); дифференциация и индивидуализация в процессе скоростно-силовой подготовки на занятиях по волейболу (3-е место); проведение мероприятий для роста методического мастерства тренеров по волейболу для оптимизации скоростно-силовой подготовки молодых спортсменов (4-е место); рациональное использование времени, выделяемого на скоростно-силовую подготовку (5-е место); оптимальное соотношение средств скоростно-силовой подготовки юных волейболистов (6-е место); подбор наиболее эффективных средств скоростно-силовой подготовки (7-е место); поддержание здорового морально-психологического климата в волейбольной команде (8-е место); методическое обеспечение скоростно-силовой подготовки (9-е место); наличие тренажёров, гирь, гантелей, штанги и других средств для развития скоростно-силовых качеств молодых спортсменов (10-е место).

Особенности физического развития и физической подготовленности юных волейболистов 10-12 лет обусловливают индивидуальный тип реакции организма на нагрузки скоростно-силового характера, регистрируемый по ЧСС. Наиболее предпочтительным параметром нормирования нагрузок скоростно-силового характера у волейболистов 10-12 лет является время восстановления ЧСС до 120-130 уд/мин:

• для упражнений скоростно-силового характера с программируемыми усилием и темпом рекомендуемое время выполнения упражнения - 10-15 с при общем количестве повторений в серии не более 5-8 раз, для упражнений прыжкового характера - 12-16 с и 7-9 раз соответственно;

• длительность выполнения упражнений броскового характера - 20-35 с при 14-20-кратном повторении в серии;

• учитывая возможное для каждого возраста количество серий упражнений, длительность интервалов отдыха при нагрузках скоростно-силового характера у волейболистов 10-12 лет должна составлять 50-60 с.

Наибольший эффект целенаправленного развития ско-ростно-силовых способностей в подвижных играх броскового характера в возрасте 10-12 лет наблюдается при выполнении упражнений игрового характера в объеме трех серий повторений с частотой занятий 2 раза в неделю.

В подвижных играх прыжкового характера подобный эффект наблюдается при использовании упражнений в объеме шести серий повторений с частотой занятий 3 раза в неделю.

В зависимости от разницы в возрасте тренировочный эффект от одних и тех же средств тренировки неодинаков.

Вывод. Разработанная программа комплексного развития скоростно-силовых способностей создает благоприятные условия для долгосрочной адаптации организма молодых спортсменов к специфическим тренировочным нагрузкам, выражающиеся в повышении уровня их физического развития, физической, технической и скоростно-силовой подготовленности.

Литература

1. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Г. Фэк. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 221 с.

2. Выприков Д.В. Физическое воспитание молодежи в контексте социальных преобразований / Д.В. Выприков, И.М. Бодров, Т.В. Буянова, С.П. Голубничий // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 22-25.

3. Голомазов В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов. - М.: Просвещение, 1988. - 174 с.

4. Лубышев Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение спортсмена в командных видах спорта / Е.А. Лубышев // Теория и практика физ. культуры 2018. - № 9. - 9 с.

5. Савин В.П. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / В.П. Савин. - М.: Академия, 2002. - 250 с.

6. Титовский А.В. Блокирование в современном волейболе / А.В. Титовский. Методические рекомендаци. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 27 с.

References

1. Bube H., Fek G. Testyi v sportivnoy praktike [Tests in sports practice]. M.: Fizkultura i sport publ., 1968.221 p.

2. VyprikovD.V.,BodrovI.M.,Buyanova T.V., Golubnichiy S.P.Fizicheskoe vospitanie molodezhi v kontekste sotsialnykh preobrazovaniy [Physical education of youth in context of social transformations]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2018. No. 2 (66). pp. 22-25.

3. Golomazov V.A. Voleybol v shkole [School Volleyball]. M.: Prosveshchenie publ., 1988. 174 p.

4. Lubyshev E.A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sportsmena v komandnykh vidakh sporta [Psychological and pedagogical support of athlete in team sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 9. 9 p.

5. Savin V.P. Sportivnye igry: Tekhnika, taktika, metodika obucheniya [Sports games: Technique, tactics, teaching methods]. M.: Akademiya publ., 2002. 250 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Titovskiy A.V. Blokirovanie v sovremennom voleybole [Blocking in modern volleyball]. Methodical recommendations. Yaroslavl: YSPU publ., 2011. 27 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.