Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНДИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНДИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейболисты / начальный этап подготовки / кондиционные качества / физическая подготовленность / двигательная деятельность / методика подготовки. / volleyball players / initial stage of training / conditioning quality / physical fitness / motor activity / preparation technique.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Ю. Частоедова, Э. Р. Мурадасилова, М. Р. Израильбекова, Х. С. Арабов

B статье рассматриваются современные подходы в воспитании кондиционных качеств юных волейболистов с использованием нетрадиционных подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Ю. Частоедова, Э. Р. Мурадасилова, М. Р. Израильбекова, Х. С. Арабов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses modern approaches to the upbringing of conditioned qualities of young volleyball players using non-traditional approaches

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНДИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНДИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ

ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

А. Ю. Частоедова

УзГУФКС, доцент

Э. Р. Мурадасилова

УзГУФКС, преподаватель

М. Р. Израильбекова

УзГУФКС, преподаватель

Х. С. Арабов

УзГУФКС, преподаватель

АННОТАЦИЯ

B статье рассматриваются современные подходы в воспитании кондиционных качеств юных волейболистов с использованием нетрадиционных подходов.

Ключевые слова: волейболисты, начальный этап подготовки, кондиционные качества, физическая подготовленность, двигательная деятельность, методика подготовки.

ANNOTATION

The article discusses modern approaches to the upbringing of conditioned qualities of young volleyball players using non-traditional approaches.

Keywords: volleyball players, initial stage of training, conditioning quality, physical fitness, motor activity, preparation technique.

ВВЕДЕНИЕ

За годы независимости в нашей республике на уровне современных требований созданы все необходимые условия населению, особенно молодому поколению, для регулярных занятий физической культурой и массовым спортом, осуществлена широкомасштабная работа по укреплению у молодежи, посредством спортивных соревнований, воли, веры в собственные силы и возможности, развитию у нее мужества, чувств патриотизма и преданности

Родине, системной организации мер по отбору и целевой подготовке талантливых спортсменов из числа молодых людей. Под руководством Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева была проделана огромная работа по развитию физической культуры и спорта. В системе образования Узбекистана и во всех учреждениях занятия физического воспитания включены в план учебных и воспитательных работ. В том числе волейбол также включен в учебную программу в учебных заведениях всех уровней. Кроме того, Мирзеев Ш.М. в своем выступлении, посвященном вопросам развития массового спорта, отдельно выделил проблему развития и привлечения к занятиям игровыми видами спорта, в том числе и волейболом [1].

За весь период развития волейбола, как вида спорта, сложилась определенная система подготовки спортсменов. Эффективность функционирования данной системы определяется действием многих факторов, среди которых важнейшую роль играет построение и содержание учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки, так как именно в этот период закладывается фундамент спортивного мастерства баскетболистов.

Актуальность работы состоит в обосновании новых подходов к способам развития и совершенствования кондиционных качеств юных волейболистов на этапе начальной подготовки, которые позволяют корректировать и дополнить существующее программно-методическое обеспечение подготовки юных волейболистов.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений. Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении одной игры основано на высоком уровне развития общих и специальных физических качеств, что связано с предъявлением высоких требований к координационным способностям и вестибулярной устойчивости волейболистов (Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.А. Чачин, 2005; А.В. Беляев, М.В. Савин и соавт., 2006; В.М. Шулятьев 1997; J. Kessel, 1992 и др.). Постоянно усложняющаяся тактика волейбола выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой, среди которых одна из важнейших -

повышение уровня надежности решения командами волейболистов типовых коллективных спортивных двигательных задач (В.Б. Коренберг, 2005).

Результативность соревновательной деятельности волейболистов в значительной мере связана с уровнем развития ведущих двигательно-координационных качеств, совершенствование которых осуществляется через тренировку вестибулярного аппарата. Среди специальных проявлений физических качеств для современных волейболистов необходимо развитие «взрывной» силы, быстроты перемещений, прыгучести, скоростной, прыжковой и игровой выносливости, ловкости, что также взаимосвязано с координационными способностями и вестибулярной устойчивостью. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков - общей ловкости, на основе которых развивается способность к освоению и вариативному использованию техники игры в волейбол - специальная ловкость (А.В. Беляев, 1991; А.В. Беляев, М.В. Савин, 2006).

Среди двигательных качеств волейболистов одно из важнейших мест занимает ловкость, которая проявляется при выполнении всех технико-тактических сложно-координационных действий. Непременным условием проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками является устойчивость вестибулярных реакций. Чрезмерное возбуждение вестибулярного анализатора вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и, как следствие, в тактическом рисунке игры (А.В. Беляев, М.В. Савин, 2006).

Цель исследования состоит в повышение эффективности процесса развития и совершенствования кондиционных качеств юных волейболистов на этапе начальной подготовки.

МЕТОДОЛОГИЯ

В ходе исследования на основе анализа литературных источников были выявлены физиологические особенности кондиционных качеств у юных волейболистов на этапе начальной подготовки и подобраны эффективные подходы к способам их развития и совершенствования. А также разработана методика поэтапного формирования кондиционных качеств с использованием специально подобранных упражнений, направленных на воспитание и совершенствование данных качеств у юных волейболистов;

В основе методики физической подготовки по волейболу лежит концепция тренировки, как научно обоснованной теории управления повышением физического потенциала спортсменов. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности [2].

Двигательная деятельность волейболистов во время игры достаточно сложна и обладает широким разнообразием. Также необходимо отметить, что выполняется она с достаточно большой интенсивностью мышечной работы и включает в себя значительное число различных по структуре, характеру и степени координационной сложности двигательных действий, из которых основными являются действия с мячом и перемещения по площадке в различных направлениях и разными способами. Такая разнообразная и интенсивная двигательная деятельность предъявляет серьезные требования к уровню физической подготовленности спортсменов.

Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем подготовки юных волейболистов является необходимость совершенствования учебно-тренировочного процесса направленного на совершенствование кондиционных качеств. Так как именно такие качества как выносливость, сила и скорость являются важным компонентом в комплексе личных фактов результативности волейболистов.

Способствующие достижению высоких результатов кондиционные качества и их основы (ХАРРЕ, 1994г.)

Силовые качества Скоростные качества Качества выносливости

База: Общая сила База: Общая скорость База: Общая выносливость

Сила прыжка Сила броска Сила удара Сила толчка Сила спринта Скорость движений и действий Спринтерские качества как: - стартовая скорость и ускорение Скоростная выносливость Кратковременная выносливость Средневзвешенная выносливость

- качество ускорения Долговременна

- максимальная выносливость

скорость

- частотная скорость

Двоеборная

выносливость

Игровая

выносливость

Турнирная

выносливость

и др.

При решении задач воспитания и совершенствования физических качеств рекомендовано преимущественно использовать скоростные и скоростно-силовые упражнения. Во вводную часть тренировочного занятия можно включать упражнения, направленные на развитие стато-кинетической устойчивости, подвижности в суставах, силы мышц брюшного пресса и т.д. В начале основной части, особенно в подготовительных группах, рекомендуется отводить небольшую часть времени на развитие скоростно-силовых качеств с одновременным выполнением элементов базовых двигательных действий баскетболистов. Далее основная часть занятия должна быть посвящена собственно разучиванию, закреплению и совершенствованию элементов соревновательных упражнений. Для групп начальной подготовки хорошим заключением тренировочного занятия являются подвижные игры и эстафеты, так ка они в игровой форме способствуют развитию двигательных качеств [3].

Так же в ходе исследования нами были использованы в качестве тренировочных средств различные по направленности комплексы ритмической гимнастики и шейпинга. Данные комплексы имели следующую направленность:

- развитие общей выносливости;

- развитие силы и силовой выносливости, с дополнительными силовыми тренажерами;

- развитие скоростно-силовых качеств и скоростно-силовой выносливости с использованием упражнений прыжкового характера;

- развитие гибкости, с использованием статической и динамической растяжки;

- развитие координации движений с помощью элементов у-шу, а также тренажерныхустройств с неустойчивой поверхностью

В результате научного эксперимента нами были зафиксированы следующие улучшения в результатах контрольных тестов: в беге на 30м на 0,12 сек (2,8%); скоростно-силовых способностей - снижении времени в беге на 15 м - на 0,07 с (2,8%), увеличении результата в прыжке с места вверх на 5,5 см (12,3%), в пятерном прыжке с места - на 0,38 м (2,8%); специальной и скоростной выносливости - в снижении времени в челночном беге 3x10 м на 2,2сек (3,3%) и беге 400 м - на 2,3 сек (3,8%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая все выше сказанное, хочется отметить, что результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов для воспитания и совершенствования кондиционных качеств. Тренер-преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям. Но кроме этого, для достижения успеха на сегодняшний день необходимо искать новые пути совершенствования тренировочного процесса, в том числе и с использованием нетрадиционных и непривычных методик тренировки.

REFERENCES

1. Abdurashidovich, S. S. Exercise programs which are devoted to preparing by technical trainings for gymnastics, their attitudes to motor skills and rhythm-tempo-structure.

2. Халмухамедов, Р. Д., Махмудова, М. М., Рахматов, Б. Ш., Маъмурова, Л. К., & Эркинова, Н. М. (2021). Методика физической подготовки студенток высших образовательных учреждений на основе использования комплексов «Узбек жанг санъати». Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 220227.

3. Yarashev, K. D., & Rakhmatov, B. S. (2021). The effectiveness of the formation during the experiment of the accuracy of the impact on the right and left foot when exposed to the load on the rotational movement in taekwondo at the age of 15-16 years. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 124-130.

4. Ishtayev, J. M., & Gapparov, Z. (2022). Development of explosive ability in schoolchildren (on the example of 10-11 grades). Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences, 2(2), 56-59.

5. Эштаев, С. А., Мусаев, Б. Б., Мусаева, А. Р., & Пахрудинова, Н. Ю. (2021). Степень влияния вариантов чередование видов гимнастического многоборья на организм юных гимнастов. Фан-спортга, 18-20.

6. Сулейманов, М. А. Э. У. (2022). Методы и средства управления процессом обучения гимнастическим упражнениям на кольцах. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 3(1), 28-36.

7. Давурбаева, М. Ж. (2020). 1-4 синф укувчиларининг жисмоний тайёргарлигини ривожлантиришда асосий гимнастика воситаларининг самарадорлиги. FANva JAMIYAT, 48-51.

8. Эргашев, Б. Д., & Захритдинов, А. Т. (2020). Общие педагогические методы физического воспитания. Наука, образование и культура, (1 (45)).

9. Артиков, Ф. Б. (2021). Ёш футболчиларнинг умумий ва махсус жисмлний тайёргарлигини ошириш усуллари. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(4), 111-118.

10. Юлдашева, Н. Н. (2021). Собик; совет иттифокининг кдтагонлик сиёсатини юритишида "гулаг" нинг урни. Scientific progress, 2(4), 507-512.

11. КАРИМОВ, А. А. (2022). Результаты педагогических наблюдений оценки физической и общей характеристики тренировочных нагрузок хоккеистов 13-14 лет. Фан-спортга, 28-30.

12. Kutlimuratov, I. K. (2021). Effectiveness of methods for improving the speed endurance of chief referees in football. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 6165.

13. Igamberdiev, O. R. O. (2021). Organization of football clubs in schools and improving the physical fitness of those involved in them (on the example of 4-5 graders). Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 177-184.

14. Kanganovich, D. I. (2021). The compositional structure of the body of young football players 13-14 years old. Eurasian Journal of Sport Science, 1(2), 98-102.

15. Пулатов, С. Н. (2021). Футболчи аёлларни мусобака фаолиятини тахлил килиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 179-184.

16. Adilovich, M. I. (2021). Control of special agility of football players of children's young teams using expert estimates. Berlin Studies Transnational Journal of Science and Humanities, 1(1.5 Pedagogical sciences).

17. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футбол буйича бош хакамларнинг тезкор чидамкорлигини ошириш усуллари самарадорлиги. Academic research in educational sciences, 2(4), 1743-1751.

18. Исмагилов, Д. К. (2017). О методах оптимизации физического совершенствования студентов на базе спортивно-ориентированного физического воспитания. Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта, (2 (144)), 89-92.

19. Исмагилов, Д. К. (2018). Инновационные системы физического воспитания учащейся молодежи. In Педагогика сегодня: проблемы и решения (pp. 1-3).

20. Шаймарданов, Д. Б. (2021). Ёш футболчиларда анъанавий ва оптималлаштирилган техник тайёргарликка хос юкламалар хажмини махсус харакат сифатларига таъсир этиш динамикаси. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 141-145.

21. Абидов, Ш. У. (2020). Ёш футболчиларни техник-тактик харакатларини мусобака шароитида бахолаш ва самаладорлигини аниклаш. Фан^портга, (6), 17-19.

22. Кутлимуратов, И. Х. (2021). Футболчиларнинг турли йуналишлардаги тупни ошириб бериш хдракатларини урганиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 146-151.

23. Кошбахтиев, И. А., Дадабаев, О. Ж., & Ибрагимов, Б. Б. (2020, September). Эффективность оптимизации планирования подготовки юных спортсменов по спортивным единоборствам. In Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: Материалы IV международной научно-практической конференции. Грозный, 24 сентября 2020 года (p. 236).

24. Чориев, Д. (2021). Планирование подготовки футболистов и организация тренировочной работы. Общество и инновации, 2(6/S), 126-131.

25. Чориев, Д. (2021). Yosh futbolchilarning texnik-taktik harakatlarini xajm va sifat ko'rsatkichlari dinamikasini tahlili. Общество и инновации, 2(3/S), 216-225.

26. Бекназаров, Ш. К. (2021). Футболчиларнинг жамоадаги хужум харакатларини тадкик килиш. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 1), 136-140.

27. Ismoiljonovich, B. F. (2019). Morphological state of wrestlers with evaluation of sports specialization. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(6).

28. Tajibayev, S. (2020). Improvement Of Technical And Tactical Movements Of Wrestlers On The Basis Of Differential Approach, Taking Into Account The Morphological Characteristics. Scienceweb academic papers collection.

29. Mekhrinigor, Y. (2021). Statistical Programs In The Teaching Of Physical Education Classes. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 72(7), 354-356. 4

30. Ismailova, Z. K., Raupova, S. A., & Jumanov, A. (2015). Information-psychological violence as a factor of social manipulation. Young scientist, (8), 800801.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.