Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ'

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — M.Г. Керимова, Я.Р. Ахмедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ»

находилось в пределах нормы и составляло в среднем 26,34=3,6 мкмоль/л.

Поскольку поступление нитратов с пищевым рационом при этих условиях не превышало допустимый уровень, то содержание их в грудном молоке, равное 20 мг/л, можно рассматривать как верхнюю границу нормы.

Таким образом, нами были проведены исследования по разработке основных положений мониторинга нитратов в пищевых продуктах: предложена республиканская унифицированная система гигиенического контроля за содержанием нитратов в продукции растениеводства с обработкой полученных данных на ЭВМ; разработаны республиканские регламенты допустимого содержания нитратов в ряде пищевых продуктов; в качестве перспективного критерия для функционирования системы принят биомониторинг нитратов в женском грудном молоке.

По мере дальнейшей работы над гигиеническим мониторингом пищевых продуктов на содержание в них нитратов эти положения будут дополнены и детализированы, что позволит более эффективно использовать систему гигиенического мониторинга для контроля пищевых продуктов на содержание нитратов применительно к условиям УССР.

Литература

1975.

1. Герасимов И. П. // Изв. АН СССР. Сер. геогр.— № 3.— С. 15—25.

2. Допустимое содержание нитратов в отдельных пищевых продуктах для населения Украинской ССР: Временные метод, указания,— Киев, 1988.

3. Израэль 10. А. Экология и контроль состояния природной среды.— Л., 1984.

4. Каллявейт Р. Биомониторинг и биоиндикация в области наблюдения окружающей среды. Международный центр науч. и техн. информации. Природные ресурсы и окружающая среда, № 17.—М:, 1987.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

16

17

18.

Лунев М. И., Серебряков С. Г., Тюняев Г. И. // Химизация сельск. хоз-ва.— 1988.—№ 10.—С. 46—49. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика.— Л., 1974.

Методика определения нитритов и нитратов в пищевых продуктах: Временные метод, указания.— М., 1982. Методические указания по определению нитратов в продукции растениеводства.— М., 1986. Можаев Е. А., Литвинов А. И. // Гиг. и сан.— № 7.— С. 53—56.

1988.

Покаржевский А. Д. в пресноводных эко-

Никаноров А. М., Жулидов А. В., Биомониторинг тяжелых металлов системах.— Л., 1985.

Никитин Д. П., Новиков /О. В. Окружающая среда и человек.— М., 1986.

Опополь Н. И., Добрянская Е. В. Нитраты: / Гигиенические аспекты проблемы.— Кишинев, 1986. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений Министерства здравоохранения Украинской ССР по проведению гигиенического контроля пищевых продуктов на содержание нитратов: Временные метод, указания.— Киев, 1988.

Польченко В. И., Байда Л. К., Хижняк Н. И. // Съезд

гигиенистов УССР, 11-й: Тезисы докладов.— Киев, 1986.— С. 16.

Принципы гигиенической регламентации допустимого содержания нитратов в пищевых продуктах: Метод, указания.—М., 1988.

Селиванова Л. В. // Вопр. питания.— 1986.— № 1.— С. 74—76.

Precision of Test Methods — Determination of Repeatability and Reproducibility by Interlaboratory Tests. International Standard. ISO, N 5725.— 198K

Reed D., Lombardo P., Wessel G. R. et al. // J. Ass. Offic. analyt. Chem.— 1987.— Vol. 70, N 3.— P. 591—595.

Поступила 25.07.89

Summary. Studies have been carried out developing the major issues of hygienic monitoring of nitrates in food-stuffs in the UkSSR: a unified republican system of hygienic control of nitrates content in food-stuffs with computor processing of the data has been proposed. Republican regulations of the allowed content of these substances in agricultural products are presented. Biomonitoring of nitrates in women's breast milk has been considered as a criterion of the system's functioning.

© М. Г. КЕРИМОВА, И. Р. АХМЕДОВ, 1990

УДК 616.1+616.24 + 616.51-055.1-053.81 1-02(613.2 + 613.867

М. Г. Керимова, И. Р. Ахмедов

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

Азербайджанский медицинский институт им. Н. Нариманова, Баку

Сдача экзаменов, являясь хронической стрессовой ситуацией, оказывает существенное влияние на организм экзаменующихся. В настоящей работе поставлена задача выявить стрессозащитный эффект скорригированного питания, адекватного потребностям в пищевых веществах организма молодых людей в период экзаменов.

Исследования были проведены на 2 группах (основная и контрольная по 15 человек в каждой) курсантов мореходного училища в возрасте 17—

22 лет с идентичными антропометрическими данными. В группы включали лиц, относящихся к I и II группам здоровья, со сравнительно одинаковыми психофизиологическими показателями, успеваемостью и физической тренированностью. Наблюдения осуществляли в период текущей учебы (за 2 нед до экзаменов в спокойные, обычные дни занятий — фон) при традиционном питании (ТП) и в период экзаменационной сессии (5 экзаменов) при 20-дневном скорригированном

питании (СП) в основной группе и ТП в контрольной группе. Усредненное содержание пищевых веществ в рационах ТП и СП составило соответственно белков общих 91,24=0,96 и 105,3=1=1,17 г, в том числе животных 27 и 49 г, молочных 3 и 25 г; жиров 75,7=4=0,77 и 87,14=0,98 г, углеводов 456,8+3 и 409,5+3,5 г, кальция 562,3+4,8 и 990+8,2 мг, фосфора 1296+9,9 и 1531 + 16,3 мг, магния 439,4+2,9 и 513,3+5,1 мг, железа 23,5+ +0,25 и 24,4+0,33 мг, витаминов А 0,332+0,009 и 0,940+0,012 мг, В, 1,633+0,02 и 1,923+0,036 мг, В2 0,958+0,013 и 1,662 + 0,29 мг, РР 18,9+0,4 и 17=ь0,67 мг, С 29+0,49 и 68,1+2,95 мг. Энергетическая ценность рационов была идентичной:

2873,34= 18,1 и 2843+19,6 ккал. Коррекция ТП достигалась за счет дополнительного введения в рационы в среднем около 100 г творога, 200 мл молока или простокваши, 15 г сыра и 10 г сметаны в сутки при частичном уменьшении квоты мясного белка и увеличении — рыбного. Кроме того, скор-ригированные рационы содержали несколько боль-

О

ше растительного масла и овощей, меньше крупяных и макаронных изделий.

Систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и дыхания (ЧД), максимально-произвольную силу мышц (МС) кистей рук, температуру кожи лба и кисти определяли общепринятыми методами. Нагрузкой при изучении АД и ЧСС служило удержание в течение максимально возможного времени кистевого динамометра на уровне 50 % максимально-произвольной МС кисти руки. Показатели оценивали в период текущей учебы трижды, а в период сессии в день каждого из экзаменов трехкратно: за 10—15 мин до начала экзамена, во время экзамена при подготовке к ответу и через 5—10 мин после экзамена.

Изучение АД показало, что процесс сдачи экзаменов способствовал заметному повышению САД и ДАД, которое было наиболее значительным (до 14—20 %) во время экзаменов. После экзаменов показатели не возвращались полностью к исходному уровню, оставаясь выше него на 5—

8 %. Выявлено аналогичное гипертензивное действие экзаменационного напряжения, при этом разрыв между величинами ДАД в фоновый и после-экзаменационный периоды стал более существенным (см. таблицу). Процесс сдачи экзаменов приводил также к заметному увеличению ЧСС. В этот период ЧСС в среднем по группам по сравнению с исходными данными возросла на 22 %. Достаточно высокой она сохранялась и после экзаменов — была выше, чем во время текущей учебы и перед экзаменами, соответственно

на 14 и 11 %.

В зависимости от фона питания в период экзаменов достоверных сдвигов в абсолютных величинах АД не обнаружено. Однако было замечено, что САД при ТП поднималось во время экзаменов выше (на 4 %), чем при СП, и эта закономерность наблюдалась при исследованиях, проведенных как с нагрузкой, так и без нее. Изучение ЧСС без дополнительной нагрузки показало, что при ТП она увеличилась по сравнению с исходными данными на 24 %, а при СП — на 21 %. Применение дозированной нагрузки позволило выявить более существенное увеличение ЧСС перед экзаменами и особенно после них (относительно фона) у курсантов, получавших ТП, в сравнении с лицами, находившимися на СП (соответственно 8 % против 3 % и 13 % против 5 %).

При определении ЧД установлено, что во время и после экзаменов по сравнению с периодом текущей учебы этот показатель увеличился в среднем по обеим группам соответственно на 27 и 22%. При. сопоставлении абсолютных величин ЧД на различных этапах экзаменационного процесса различий в зависимости от фона питания обнаружить не удалось. При сравнении сдвига показателя, вызванного сдачей экзамена (в про-

и

центах относительно исходного уровня в основной и контрольной группах), выявлено, что он на 5 % выше у курсантов, получавших ТП.

Исследование температуры кожи лба, кистей правой и левой рук показало, что психоэмоцио-

Влияние качественно различного питания на физиологические показатели у курсантов (М + т)

• Контрольная группа Основная группа

ТП ТП СП

Показатель текущая учеба (фон) экзаменационная сессия текущая учеба (фон) экзаменационная сессия

перед экзаменам и во время экзаменов после экзаменов перед экзаменом * во время экзаменов после экзаменов

АД без нагрузки, мм рт. ст.: САД ДАД

АД с нагрузкой мм рт. ст.: САД ДАД ЧСС в минуту без нагрузки С нагрузкой ЧД

101,4± 1,88 105,2± 1,97 120,7 ±2,33а-в

59,8± 1,68 60,0± 1,45 68,8±2,32а-в

103,1 ±2,01 108,6±2,02а 123,0±2,46а-в

60,6± 1,36 62,6± 1,35 69,9±2,18и,н

108,9±2,02а'г 100,8± 1,62 102,7± 1,45 116,8±2,84а-в

64,7± 1,830,в 60,5± 1,30 61,8± 1,54 69,3± 2,43а-в

111,0±2,02а 102,1 ±1,75 105,1 ±1,93 1 17,9±2,45а-б-в

66,9 ± 2,03я 61,6± 1,49 63,5± 1,45 71,4±2,16ав

73,8 ± 1,75 87,7 ±2,33 19,0±0,47

76,2 ± 1,93 94,7±2,70а 19,7 ± 0,39

91,2 ±3,11а,п 107,4 ±4,27а,в 24,7±0,58ав

84,5 99,2 23,5

2,69а* 1,73я 0,58яв

73,3 ± 1,68 92,3± 1,30 19,7 ±0,39

75,3 ±1,93 95,3 ±3,66 20,2 ±0,45

88,9±2,84а,в 1 11,2±4.06а-8 24,6±0,39ав

106,0±2,04а-б>в 63,9±2,04г

Ю7,3±1,75г 67,3± 2,04л

83,7± 2,69ав 97,2±4,38г 23,8±0,48",п

Примечание. Различия достоверны по отношению: а — к фону, б — к контролю, в — к данным перед экзаменами, г — к данным во время экзаменов.

нальное напряжение в период экзаменов способствовало заметному повышению ее по сравнению с периодом текущей учебы. Максимальное увеличение температуры кожи лба наблюдалось во время экзаменов, а кожи кисти — после экзаменов (отставленная реакция). Существенных различий температуры в зависимости от питания не обнаружено. При изучении МС кисти выявлено, что эмоциональные нагрузки во время экзаменов и после них снижали этот показатель в среднем по группам на 10 % по сравнению с исходными данными. Наибольшее уменьшение МС как во время, так и особенно после экзаменов наблюдалось у лиц, получавших ТП. В последнем случае сни-

жение показателя относительно фона составило 14 %, а у курсантов, находившихся на СГ1,— всего 6 %.

Проведенные исследования позволяют заключить, что коррекция питания может явиться положительным фактором, снижающим психоэмоциональное напряжение, о чем свидетельствует ряд изученных показателей, изменяющихся под влиянием экзаменационного стресса. Эти результаты учтены при разработке научно обоснованных принципов рациональной организации питания учащейся молодежи в период экзаменов.

Поступила 27.09.88

Гигиена детей и подростков

А. А. СОРОКИНА, 1990

УДК 371:371.381

А. А. Сорокина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,

Москва

Основным действующим принципом «Концепции трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования» является принцип политехнической подготовки, отвечающий требованиям научно-технического прогресса. Поэтому трудовое обучение школьников, вовлечение их в общественно полезный, производительный труд — важнейшая задача современной школы.

Трудовое обучение учащихся 5—7-х классов с 1986/87 учебного года значительно отличается от такового в предыдущие годы. Во-первых, обновились содержание и направленность труда; во-вторых, сократились сроки (с 5 до 3 лет) общетрудовой подготовки; в-третьих, введены обязательный общественно полезный, производительный труд во внеучебное время (2 ч в неделю) и практика (10 дней по 3 ч в день)^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время учащиеся должны освоить весь объем теоретического материала и практической работы всего за 3 года (с 5-го по 7-й класс), а не за 5 лет, как было раньше (с 4-го по 8-й класс). Анализ программ показал, что сокращение сроков трудовой подготовки происходит за счет исключения времени, отводимого на выработку у учащихся трудовых навыков. Учащиеся должны осваивать рабочие операции в

процессе изготовления конкретных изделий. Объем же теоретического материала не изменился, в некоторых разделах и темах предполагается расширение теоретических сведений.

Многочисленные исследования гигиенистов [1, 2, 4—7] показали, что при соответствии трудовых нагрузок функциональным возможностям учащихся труд оказывает оздоровительное влияние на организм. Задача данной работы заключалась в изучении воздействия трудовых нагрузок на организм-учащихся среднего школьного возраста в новых условиях обучения. Как известно, этот возрастной период (10—13 лет) в процессе созревания организма является переломным. Идет глубокая перестройка эндокринной системы, в связи с половым созреванием изменяется функциональное состояние органов, происходят рост и увеличение размеров тела, дифференцировка органов и тканей. Повышается возбудимость центральной нервной системы (ЦНС), при этом возможны нарушения со стороны вегетативных функций (головокружения, сосудистые расстройства), отмечается повышенная утомляемость как при умственной, так и при физической работе.

Все это свидетельствует, что организм школьника в указанный период очень чувствителен к любым воздействиям окружающей среды. Поэто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.