нальное напряжение в период экзаменов способствовало заметному повышению ее по сравнению с периодом текущей учебы. Максимальное увеличение температуры кожи лба наблюдалось во время экзаменов, а кожи кисти — после экзаменов (отставленная реакция). Существенных различий температуры в зависимости от питания не обнаружено. При изучении МС кисти выявлено, что эмоциональные нагрузки во время экзаменов и после них снижали этот показатель в среднем по группам на 10 % по сравнению с исходными данными. Наибольшее уменьшение МС как во время, так и особенно после экзаменов наблюдалось у лиц, получавших ТП. В последнем случае сни-
жение показателя относительно фона составило 14 %, а у курсантов, находившихся на СГ1,— всего 6 %.
Проведенные исследования позволяют заключить, что коррекция питания может явиться положительным фактором, снижающим психоэмоциональное напряжение, о чем свидетельствует ряд изученных показателей, изменяющихся под влиянием экзаменационного стресса. Эти результаты учтены при разработке научно обоснованных принципов рациональной организации питания учащейся молодежи в период экзаменов.
Поступила 27.09.88
Гигиена детей и подростков
А. А. СОРОКИНА, 1990
УДК 371:371.381
А. А. Сорокина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 5—7-х КЛАССОВ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,
Москва
Основным действующим принципом «Концепции трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования» является принцип политехнической подготовки, отвечающий требованиям научно-технического прогресса. Поэтому трудовое обучение школьников, вовлечение их в общественно полезный, производительный труд — важнейшая задача современной школы.
Трудовое обучение учащихся 5—7-х классов с 1986/87 учебного года значительно отличается от такового в предыдущие годы. Во-первых, обновились содержание и направленность труда; во-вторых, сократились сроки (с 5 до 3 лет) обще-трудовой подготовки; в-третьих, введены обязательный общественно полезный, производительный труд во внеучебное время (2 ч в неделю) и практика (10 дней по 3 ч в день)^
В настоящее время учащиеся должны освоить весь объем теоретического материала и практической работы всего за 3 года (с 5-го по 7-й класс), а не за 5 лет, как было раньше (с 4-го по 8-й класс). Анализ программ показал, что сокращение сроков трудовой подготовки происходит за счет исключения времени, отводимого на выработку у учащихся трудовых навыков. Учащиеся должны осваивать рабочие операции в
процессе изготовления конкретных изделий. Объем же теоретического материала не изменился, в некоторых разделах и темах предполагается расширение теоретических сведений.
Многочисленные исследования гигиенистов [1, 2, 4—7] показали, что при соответствии трудовых нагрузок функциональным возможностям учащихся труд оказывает оздоровительное влияние на организм. Задача данной работы заключалась в изучении воздействия трудовых нагрузок на организм-учащихся среднего школьного возраста в новых условиях обучения. Как известно, этот возрастной период (10—13 лет) в процессе созревания организма является переломным. Идет глубокая перестройка эндокринной системы, в связи с половым созреванием изменяется функциональное состояние органов, происходят рост и увеличение размеров тела, дифференцировка органов и тканей. Повышается возбудимость центральной нервной системы (ЦНС), при этом возможны нарушения со стороны вегетативных функций (головокружения, сосудистые расстройства), отмечается повышенная утомляемость как при умственной, так и при физической работе.
Все это свидетельствует, что организм школьника в указанный период очень чувствителен к любым воздействиям окружающей среды. Поэто-
му правильная, соответствующая возрасту, полу и состоянию здоровья организация учебной и трудовой деятельности имеет важное значение в укреплении здоровья и физического развития детей.
Изучение воздействия трудового обучения на организм школьников 10—13 лет осуществляли в условиях естественного гигиенического эксперимента в средней общеобразовательной школе (школа № 319 Куйбышевского района Москвы). Под наблюдением в динамике 3 лет находились коллективы 5 классов — всего 145 детей, из них 74 мальчика и 71 девочка. У наблюдавшихся определяли уровень и динамику умственной работоспособности на занятиях по общеобразовательным предметам, а также проводили хронометраж их деятельности на уроках труда.
Распределение детей по группам работоспособности (с высоким, средним и низким исходным уровнем) выявило во всех классных коллективах преобладание учащихся со средним исходным уровнем этого показателя: 75,5 % в 5-м классе, 71,7 % в 6-м, 66,4 % в 7-м. Доля учащихся с высоким исходным уровнем работоспособности (1-я группа) составила в 5-м классе 13,2 %, в 6-м 21,7 %, в 7-м 14,8 %.
В эксперименте по изучению динамики функционального состояния организма учащихся под влиянием занятий трудом участвовали 35 мальчиков и 48 девочек со средним исходным уровнем работоспособности, отнесенных к I и II группам здоровья (I группа здоровья— 19,7 % девочек и 8,1 % мальчиков; II группа здоровья — 47,9 и 39,1 % соответственно).
Занятия по техническому труду у мальчиков проходили в столярной и слесарной мастерских школы, у девочек — в кабинете обслуживающего труда. Санитарно-гигиенические условия этих помещений и расстановка оборудования соответствовали «Санитарным правилам по устройству и содержанию общеобразовательных школ». Так, температура в мастерских технического труда была 16—18°С, в кабинете обслуживающего труда — 18—20 °С, коэффициент естественной освещенности (КЕО) составлял 1,6—1,7 %, а искусственное освещение на рабочих поверхностях — 300 лк, показатели влажности воздуха не превышали 50 %, подвижности его — 0,1 м/с. Проветривание осуществлялось с помощью оконных фрамуг во время перемены между 1-м и 2-м часами занятий.
На трудовое обучение отведено 2 ч в неделю. Занятия трудом проводили в первую смену в виде сдвоенных уроков с переменами между 1-м и 2-м часами занятий, причем по расписанию всегда на 1—2-м уроках в 5-м классе в четверг, в 6-м классе в понедельник, в 7-м в субботу.
Для изучения влияния занятий техническим и обслуживающим трудом на функциональное состояние организма и работоспособность учащихся 10—13 лет в работе применен комплекс гигиенических, физиологических и клинических методов
исследований. О функциональном состоянии сер-дечно-сосудистой системы судили по изменениям частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) до и после занятий трудом (методы тоно- и пульсометрии). Изменения со стороны ЦНС определяли методом хроно-рефлексометрии на звуковой и световой раздражители по сдвигам латентных периодов зрительно-и слухомоторных реакций (ЛПЗМР и ЛПСМР), числу срывов дифференцировочных реакций на световой раздражитель и числу случаев последовательного торможения. Состояние двигательного анализатора изучали по изменениям мышечной силы, мышечной выносливости, показателей мышечной работоспособности (методом динамометрии) и координации движений (методом тремо-метрии). Исследования проводили до и после занятий трудом. На всех уроках труда осуществляли хронометраж трудовой деятельности учащихся и структуры занятий.
Изучение влияния занятий техническим трудом на организм мальчиков 5-го класса выявило улучшение ряда показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной и двигательной систем, по отношению к их уровню в начале занятий: сократился средний ЛПЗМР с 441,9+4,5 до 358,9+4,2 мс (р<0,01), при этом число срывов дифференцировочной реакции и число случаев последовательного торможения не изменились. Со стороны двигательной системы отмечено увеличение единого показателя мышечной работоспособности (с 5,1 ±0,5 до 7,2+0,5 усл. ед.; р<0,01). Показатели координации движений остались без изменений. Не происходило существенных сдвигов в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы — АД и частота пульса у учащихся в конце занятий почти не изменились по сравнению с таковыми в начале занятий трудом. Очевидно, что занятия трудом у мальчиков 5-го класса не приводят к каким-либо отрицательным изменениям функционального состояния у учащихся как 1-й, так и 2-й группы работоспособности. Аналогичная динамика функционального состояния отмечена у мальчиков 6-го класса.
В 7-м классе наблюдалось улучшение показателей координации движений: количество касаний за 10 с в среднем составило до занятия трудом 51,7+5,6, после него 23,9+2,7 (р<0,001). Других изменений в функциональном состоянии организма мальчиков 7-го класса не выявлено.
Следует отметить, что при всех видах обслуживающего труда (кулинария, ремонт одежды, моделирование, изготовление швейных изделий и т. д.) изменение показателей функционального состояния организма девочек разного возраста было однонаправленным. Это позволило дать гигиеническую оценку общего влияния обслуживающего труда (независимо от его видов) на организм девочек среднего школьного возраста. Выявлено улучшение показателей функционального состоя-
500 <ЮО
ЗОО 200.:
Б
В
Ж
500 400
ЗОО 200
1 2
/ 2
1 2
Ж
40 ЗО
20 Ю
/ 2
1 2
/ 2
Ш
40 35 25 ZO 15 Ю
1*1 1
1 #
1 2
1 2
1 2
Y
40 35 75
/5 Ю
1 2
/ 2
/ 2
; 2
/ 2
Динамика функционального состояния мальчиков 5-го класса
при выполнении различных видов труда.
По осям ординат: I — ЛПЗМР (в мс); II — ЛПСМР (в мс); III — показатель координации движений (количество ошибок за Юс); IV — мышечная сила (в кгс/см2); V — мышечная выносливость (в с). Виды работ: А — столярная; Б — слесарная; В — электротехническая. / — до урока труда; 2 — после него.
ния ЦНС у девочек после занятий обслуживающим трудом по сравнению с таковыми в начале этих занятий. У девочек 5-го класса ЛПЗМР уменьшился с 496,54=4,9 до 473,64=4,0 мс (р<0,001), при этом незначительно увеличилось число срывов дифференцировочной реакции (с 4 до 5,1 %; р>0,05) и число случаев последовательного торможения (с 25,7 до 28,5 %; р>0,05), ЛПСМР сократился с 326,3+3,0 до 318,44=2,4 мс (р<0,05). Незначительное увеличение единого показателя мышечной работоспособности (с 4,31=1=0,29 до 4,794=0,31 усл. ед.; р>0,05), мышечной силы (с 0,1484=0,01 до 0,1504=0,01 кгс/см2; р>>0,05) и мышечной выносливости (с 31,14=1,7 до 32,74=2,1 с; р>0,05) объясняется небольшими затратами мышечной энергии у девочек при выполнении таких видов труда, как ремонт одежды, шитье, моделирование и т. д. У девочек 6-го и 7-го классов наблюдалась та же тенденция в изменениях функционального состояния систем организма, что и в 5-м классе, т. е. существенных отклонений под влиянием уроков труда не зафиксировано.
Помимо общего влияния занятий трудом, на функциональное состояние организма учащихся
среднего школьного возраста, оценивали и влияние отдельных видов работ. Установлено, что
некоторые из них представляют для мальчиков и девочек определенные трудности.
Изучение изменений функционального состояния мальчиков под влиянием различных видов труда позволило выделить из них наиболее сложные для учащихся разного возраста. Так, для учащихся 5-го класса наиболее трудными оказались столярные и электротехнические работы. Так, при столярных работах отмечены изменения показателей функционального состояния, в основном ЦНС, характеризующиеся увеличением среднего ЛПЗМР (с 428,24=14,9 до 487,9=4=13,9 мс; р<0,001), числа случаев последовательного торможения (с 24,9 до 40,9%), что мы связываем с напряжением функций внимания. Большое число отвлечений (14,3 % от времени занятия) и вынужденных простоев (16,5 % от времени занятия) объясняется отсутствием определенных практических навыков и умений обращаться с инструментом. Напряжение внимания, частый контроль качества выполнения изделия, безусловно, вызывают ухудшение функционального состояния ЦНС школьников.
Трудность электротехнических работ для учащихся 5-го класса объясняется тем, что данный вид деятельности основан на знаниях физики, которая изучается в более старшем возрасте. Отсутствие межпредметных связей проявляется, в частности, в том, что при электротехнических работах у школьников ухудшается функциональное состояние ЦНС. После занятий электротехническими работами ЛПЗМР у пятиклассников увеличивался незначительно — с 439,94=12,8 до 450,44=8,0 мс (р>0,05), но при этом почти в 2 раза возрастало число срывов дифференцировочной реакции — с 6,7 до 13,4%, а также ЛПСМР — с 270,74=2,9 до 372,14=3,7 мс (/><0,001).. Со сто-
роны двигательной системы отмечено ухудшение координации движений, выражавшееся в увеличении количества касаний за 10 с (с 13,12=1=1,3 до 26,54=2,7; р<0,001). Существенных изменений функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников на занятиях столярным делом и электротехникой не обнаружено. Это можно объяснить малой трудоемкостью заданий и свободным режимом деятельности при работе учащихся в мастерских (см. рисунок).
У мальчиков 6-го класса незначительные изменения выявлены лишь при выполнении ими слесарных работ — ухудшалась координация движений: число касаний за 10 с увеличивалось с
33,5=1=2,4 до 45,84=5,0 (р<0,01). Мы связываем
это с монотонным характером труда, когда нагружаются преимущественно мышцы кисти и предплечья.
Работы по ремонту одежды, несмотря на их малую трудоемкость, тем не менее вызвали отрицательные сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем учащихся 10—13 лет. Объясняется это не-
Таблица 1
Возрастная динамика показателей функционального состояния организма учащихся 10—13 лет (средние данные 145 учащихся)
Класс
Пол
5-Й
Мальчики
Девочки
6-й
Мальчики
Девочки
7-й
Мальчики
Девочки
внд
Показа тель
ЛПЗМР, мс
ЛПСМР, . мс
Двигательный анализатор
число касаний за 10 с
м ышеч ная сила, кгс / см
мышечная выносливость, с
единым показатель мышечной рабо-тоспо-соб-ности, усл. ед.
Сердечнососудистая система
ЧСС в
мину-ту
понижение пульсового давления, %
п 148 148 -г 87 87 87 160 160
М 461,3 309,8 - 0,157 36,7 5,87 90,6 55,9
Ь т 6,9 7,1 0,002 2,7 0,34 0,4
п 193 193 187 148 148 148 174 174
М 496,5 326,2 43,3 0,148 31,1 4,31 89,3 32,8
Ь т 4,9 3,0 1,8 0,01 1,7 0,29 0,5
п 144 144 109 109 109 109 160 160
М 426,2 275,4 44,8 0,197 41,9 4,93 87,6 55,2
Ь т 6,8 6,7 2,9 0,001 2,1 0,39 0,06
п 161 161 158 161 161 161 166 166
М 448,9 283,9 29,3 0,18 40,7 6,63 90,8 45,0
Ь т 6,4 5,0 1,4 0,003 1,7 0,24 1,1
п 83 83 80 80 80 80 81 81
М 398,3 252,5 46,0 0,26 44,8 11,12 90,4 45,0
Ь т 8,5 7,9 2,7 0,008 2,7 ' 0,43 0,9
п 106 106 106 93 93 93 92 92
М 416,5 254,0 34,4 0,199 41,7 7,56 87,0 40,0
£т 8,1 9,8 1,5 0,004 3,7 0,43 1,2
привычным для мальчиков характером работы в положении сидя.
У учащихся 7-го класса ни один из предусмотренных в программе видов труда не привел к существенным отклонениям в функциональном состоянии организма.
Изучение влияния занятий обслуживающим трудом показало, что функциональное состояние организма девочек 10—13 лет при выполнении определенных видов работ (кулинария, ремонт одежды, изготовление одежды, обучение работы на швейной машине и др.) во всех классах практически не изменяется или улучшается. Исключение составляют электротехнические работы. На занятиях по электротехнике у девочек во всех возрастных группах наблюдалось существенное увеличение скрытого времени реакции на свет и звук, почти в 3,5 раза возрастало число ошибочных реакций на световой раздражитель, уменьшалось пульсовое давление за счет повышения диастолического. Все эти изменения свидетельствуют о трудности электротехнических работ и напряжении механизмов регуляции ряда систем организма девочек при их выполнении. Для девочек 5-го класса еще более сложными, чем электротехнические работы, оказались занятия по конструированию одежды. Во время таких работ зарегистрировано снижение пульсового давления у 50 % учащихся за счет повышения диастолического. У девочек 6—7-х классов занятия указанными видами труда не приводили к выраженному напряжению систем организма.
Одним из важных условий формирования готовности детей и подростков к общественно полезному, производительному труду является развитие мышечной силы и выносливости. У учащихся в динамике 3 лет обучения выявлено увеличение этих показателей (табл. 1). Так, у девочек мышечная сила изменялась от 5-го к 6-му классу на 28,6 %, от 6-го к 7-му на 11,6 %. В меньшей степени отмечался прирост мышечной выносливости, который составил у учащихся при переходе из 5-го в 6-й класс 17,8 %, из 6-го в 7-й 4,8 %. Наименьший прирост мышечной силы и выносливости у девочек 12— 13 лет, т. е. от 6-го к 7-му классу, мы связываем с активным половым развитием.
У мальчиков мышечная сила увеличивалась от 5-го к 6-му классу на 25,5 %, а от 6-го к 7-му на 32 %. В меньшей степени возрастала мышечная выносливость. Так, у мальчиков от 5-го к 6-му классу она увеличивалась на 13,8 %, а от 6-го к 7-му — на 13,2%. Комплексный анализ функций двигательного анализатора (мышечная сила, выносливость, координация движений) показал, что при общей направленности к увеличению с возрастом мышечной силы наиболее существенный прирост ее у мальчиков отмечается в возрасте 12—13 лет (на 32%), у девочек — в возрасте 10—11 лет (на 28,6'%). Полученные данные позволяют заключить, что с возрастом происходит дальнейшее развитие исследуемых функций и систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, двигательной и др.) - Однако возрастная динамика развития основных пока-
Таблица 2
Структура занятий техническим трудом и учебная активность мальчиков 10—13 лет (средние данные из 49 368 хронометраж-
ных отметок)
Показатель, % 5-й класс • 6-й класс • 7-й класс
А Б в А Б в А Б в
Занятость учащихся* 43,9 51,7 49,7 52,6 58,6 50,7 46,4 50,5
Плотность работы** 35,7 34,1 36,2 39,6 37,3 36,6 41,4 42,1 -
Организационная и заключительная
части 25,3 38,8 35,8 33,6 27,7 48,3 37,3 37,4 •
Вынужденный простой 16,5 2,5 7,4 3,7 3,5 0,9 2,9 4,2
Отвлечения 14,3 7,0 7,6 10,1 11,0 0,1 13,3 7,9 -
Учебная активность*** 69,2 90,5 85,0 86,2 85,5 99,0 83,8 87,9
Примечание. На занятия техническим трудом отведено в 5-м классе 21 ч, в 6-м 17 ч, в 7- м 7 ч; одна звез-
дочка — время основной, вспомогательной работы и время, отводимое на теорию, в % от времени занятия; две — время основной и вспомогательной работ, в % от времени занятия; три — время всего занятия (100 %) за вычетом времени на отвлечения и вынужденные простои; А, Б, В — соответственно столярные, слесарные и электротехнические работы.
зателей функций этих систем свидетельствует о наличии резервов для дальнейшего развития и совершенствования двигательных функций школьников 10—13 лет в процессе уроков труда. Мы объясняем это тем, что на занятиях трудом, проводимых по новым программам, значительная часть времени отводится на теорию, а плотность работы учащихся низкая. Анализ хронометраж-ных данных показал, что на уроках технического труда на практическую работу приходится не более 50 % времени всего занятия, а на теорию — до 44 % времени. При этом плотность работы низкая и составляет 34,1—42,1 % во всех классах (табл. 2). На занятиях обслуживающим трудом от 28 до 51,6 % времени выделяется на записи теоретического материала в тетрадь, выполнение различных чертежей и т. д. Плотность работы на этих занятиях не превышает 62,8 %.
Некоторыми авторами [3, 6, 7] установлено, что у школьников происходит формирование двигательных функций в том случае, если плотность их работы на занятиях не ниже 60—80 %. При значительном времени, отводимом на теоретическую часть (до 44 %), уроки труда по своему характеру приближаются к урокам по общеобразовательным предметам и недостаточно выполняют свою функцию — переключение школьников с умственной деятельности на физическую. Низкая плотность работы не способствует в полной мере формированию трудовых навыков и умений школьников.
Таким образом, результаты исследования показали, что занятия трудом из-за низкой плотности работы не приводят к существенным положительным или отрицательным изменениям в функциональном состоянии организма учащихся среднего школьного возраста и имеют резервы для активного развития их двигательных функций.
Для того чтобы труд оказывал развивающее влияние, необходимо усилить его воздействие на детский организм, особенно на мышечную систему. Этого можно достичь путем повышения плотности практической работы до 60—80 %, сокращения времени, отводимого на теорию, с тем
чтобы не тратить его на лишние записи теоретического материала, а освободить для практической работы. Кроме того, при наиболее трудных для учащихся видах деятельности необходимо выделять время на выработку у них навыков выполнения трудовых операций. Такими видами деятельности являются для мальчиков 5-го класса столярные и электротехнические работы, для мальчиков 6-го класса слесарные работы, для девочек 5-го класса конструирование моделей одежды и электротехнические работы, для девочек 6-го и 7-го классов электротехнические работы. По-видимому, вводить последние в программу целесообразно одновременно с соответствующим разделом физики. •
Результаты исследований, представленные в статье, использованы Госкомитетом СССР по народному образованию при разработке проекта «Концепции трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования».
Литература
1. Гигиена труда учащихся в общеобразовательной школе / Антропова М. В. и др.— М., 1969.
2. Г ромбах С. М. // Охрана здоровья детей.— М., 1979.— Вып. 7.— С. 166—186.
3. Каминская Г. Н. Гигиеническая характеристика трудового обучения в 4—5 классах средней школы: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1983.
4. Леонова J1. А. Гигиенические основы формирования профессиональной пригодности подростков: Автореф. дис. ... д-ра наук.— М., 1981.
5. Попова И. М. Гигиенические принципы построения занятий в учебных мастерских восьмилетней школы.— М., 1968.
6. Сорокина Т. Н., Каминская Г. И., Сорокина А. А. и др. // Гиг. и сан.— 1985.— № 7.— С. 37—39.
7. Сухарев А. Г., Фокина И. С. и др. // Там же.— 1980.— № 3.— С. 66—68.
Поступила 28.06.89
Summary. The present investigation is devoted to the study of the influence of labour on the functional state of the organism of medium school-age pupils. It has been found out that engagement of schoolchildren in the workshops and study rooms of service labour are not tiring, which creates reserves
for the active development of the motor functions of schoolchildren. At the same time it has been found out that the types of labour which they encounter for the first time (joinery in the 5th form, electrotechnical work) lead to unfavourable changes in the functional state of schoolchildren organisms.
The data obtained in the course of investigation on the organization of labour lesson (density of working and lessons structure) have been used in the development of 'Concept of labour preparation of the rising generation and studying young people in the system of continuous education'.
P. Ф. ПЕТРОВА, H. И. МОИСЕЕВА, 1990
УДК 613.954.4
Р. Ф. Петрова, Н. И. Моисеева
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА НА СОСТОЯНИЕ
КРОВООБРАЩЕНИЯ У 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Кызылский педагогический институт; НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, Ленинград
t
*
Регуляция кровообращения связана с целым рядом факторов, среди которых одно из ведущих мест занимает ритм работы сердца. Как показано И. И. Евсюковой [4, 5], формирование ритма сердца продолжается и после рождения. У здорового новорожденного отчетливая ритмика формируется к 10-му дню, тогда же начинают появляться и общие с дыханием ритмические составляющие. У недоношенных детей, у новорожденных, матери которых имели ту или иную патологию беременности (диабет, токсикоз беременности, промышленная интоксикация и т. д.), а также после асфиксии в родах, формирование ритма сердца задерживается, причем чем раньше имело место патологическое воздействие, тем медленнее происходит это формирование. Согласно современным воззрениям, более тяжелые последствия болезнетворного воздействия отмечаются тогда, когда такое воздействие оказано в ранней фазе онтогенеза [6, 9, 12]. Одной из причин указанной зависимости, по всей вероятности, служит ухудшение условий функционирования в тех случаях, когда ритмы физиологических параметров недостаточно сформированы.
Биологические ритмы, в первую очередь циркад-ные, рассматриваются как способ и мера адаптации к внешней среде [7]. При нагрузках любого рода раньше всего, как известно, изменяется сердечный ритм. Быстрая подстройка сердечного ритма к изменяющимся условиям обеспечивается наличием в нем широкого диапазона ритмических составляющих [8] . При этом чем шире диапазон колебаний сердечного ритма и чем меньше шаг ре гу ля ции1V те м лучше регул яция кро вообраще н и я и тем выше работоспособность [6].
Как известно, одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процес-
а
се онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, явля-
ется двигательная активность [1, 2, 14], которая играет одну из ведущих ролей в энергетическом балансе организма [13].
С целью исследования особенностей саморегуляции кровообращения у детей 6 лет в условиях обычной и пониженной двигательной активности были обследованы воспитанники детских садов с обычным режимом и так называемых экспериментальных классов детсадов, где детей обучали по школьной программе 1-го класса и где вследствие этого они 2,5—3,5 ч в день, т. е. примерно 1 /з общего времени двигательной активности, бы-
1 Под шагом регуляции понимается наименьшее изменение частоты сердечных сокращений, возникающее под влиянием различных воздействий на организм.
ли вынуждены сидеть за партой.
Обследовано 25 детей, 12 из которых посещали логопедическую группу детского сада, а 13 — экспериментальные классы, где занятия продолжались 2,5—3,5 ч в день.
У каждого ребенка в начале года (сентябрь), середине (декабрь—январь) и конце (апрель— май) в течение 3 дней подряд утром и вечером проводили измерение артериального давления (АД) и температуры тела, частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Показатели определяли сначала на левой, а затем на правой руке в течение 30 с, что позволило учитывать асимметрию пульса, представляющую собой нормальное физиологическое явление, так же как и асимметрия значений АД. Сдавление в течение 30 с сосудистой стенки артерии вызывает рефлекторное учащение сердцебиений, а при сдав-лении с другой стороны — их рефлекторное замедление. Исследование больших контингентов практически здоровых и больных людей показало, что в среднем ЧСС, измеренная последовательно на обеих руках, различается на 4—6 ударов. Отсутствие асимметрии или слишком большие значения последней в равной степени свидетельствуют о патологии, указывая или на ареактив-ность сердечно-сосудистой системы, или ее гиперреактивность. Исследование асимметрии как диагностический метод начинает применяться в практике, и мы использовали его в качестве функционального теста для оценки уровня саморегуляции, так же как известное отношение ЧСС к ЧД,