THE REGULATION OF CERTAIN BODY FUNCTIONS IN CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF PHYSICAL DEVELOPMENT
D. Kh. Nusbaum
The author studied the regulation of vegetative and motor functions (cardiovascular and muscular) in the course of pedalling of the veloergometer in three groups of children (aged 13 to 14 yr) of normal physical development and those of accelerated and retarded height and development. Every person tested was given a physical task corresponding to his physical capacity. The functional state of the body was assessed judging by the dynamics of regulation parameters, the rate of heart beat and the electromyogram. The children of average physical development presented better functions of regulation than the accelerated and retarded ones.
УДК 616-002.77-053.5-07:616.12-008.1-07:371.035.3
ВЛИЯНИЕ УРОКОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА СЕРДЕЧНОСОСУДИСТУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, БОЛЬНЫХ РЕВМАТИЗМОМ
Канд. мед. наук Э. П. Нисинман Детская клиническая больница № 2, Запорожье
Уроки трудового воспитания, переключая школьника с умственной работы на физическую, способствуют появлению в двигательной зоне коры головного мозга новых очагов возбуждения и, ослаблению возбуждения в тех его отделах, которые связаны с мыслительным процессом.
В течение 3 лет мы наблюдали за 60 учащимися 5—8-х классов в столярной и слесарной мастерских двух школ Запорожья.
Наблюдавшиеся дети были распределены на 2 группы: в 1-ю (основную) включены 40 больных ревматизмом (25 мальчиков и 15 девочек), во 2-ю (контрольную) —20 здоровых детей (10 мальчиков и 10 девочек). У 31 из 40 больных ревматизмом была неактивная фаза без выраженных сердечных изменений и у 9 на фоне неактивной фазы отмечалась недостаточность митрального клапана.
Организация трудового обучения была приведена в соответствие с принятыми санитарными нормами. Нам удалось добиться проведения в начале второй части урока физкультминутки, во время которой учащиеся выполняли от 5 до 8 упражнений для туловища, рук и ног с целью улучшения функций разнообразных мышечных групп, положительного воздействия на осанку, дыхание и сердечно-сосудистую систему. Критериями, позволяющими судить о состоянии организма школьника во время занятий в мастерских, были частота дыхания и пульса, величины артериального и пульсового давления и минутного объема крови, результаты пробы Штанге до и после урока. С помощью хронометража учитывали также количество и длительность микропауз во время работы и плотность трудового процесса, т. е. время, затрачиваемое учеником на непосредственное выполнение задания. Наряду с этим мы ввели новый показатель работоспособности учащихся — частоту движений в 1 мин. во время выполнения наиболее распространенной и ритмичной трудовой операции (опиливание и строгание), определяемую хронометрическим способом.
При установлении неблагоприятной реакции организма определяли порог адекватности нагрузки путем индивидуального подбора объема и плотности работы.
Мальчики изучали столярное и слесарное дело; девочки —только слесарное, занятия в столярной мастерской были для них заменены уроками домоводства. Большинство детей в период наблюдения во время работы жалоб не предъявляли.
Согласно расписанию, у 7з учащихся уроки столярного и слесарного дела были в конце недели и на последних уроках, а у 2/з — во второй сме-
не. Нерационально составленное расписание создало для больных ревматизмом неблагоприятные условия, что побудило нас добиться изменения распорядка занятий в ряде классов, где учились несколько больных детей.
Время затрачиваемое на физический труд, варьировало у больных детей от 33 до 72% (в среднем 52%), у здоровых — от 55 до 84% (в среднем 72%) всего времени урока. Наибольшая интенсивность работы отмечалась у здоровых и больных детей в первые 15—20 мин. второго часа занятий, а затем быстро снижалась, особенно у больных ревматизмом. Если проследить за частотой движений учащихся в 1 мин. во время строгания, то можно отметить, что после опроса школьников и объяснения задания, занимающего по времени от 10 до 20 мин., начинается период постепенного
«втягивания» учащихся в работу, более продолжительный у больных (рис. 1 ,а). Количество движений, равное в среднем 20 в 1 мин., отмечалось у больных в начале работы, равное 35 к концу 1-го часа, 40—45 в начале 2-го часа и 20—25 в последнюю четверть урока. Частота движе-„ „ _ ний в 1 мин. у больных ревма-тизмом составила 2/з частоты дви-д| | жений здоровых детей. На последнем этапе наблюдения у больных сохранялось отставание, однако менее выраженное, чем вначале (рис. 1, б). Снижение работоспособности, обусловленное утомлением, как показали наши наблюдения, наступало быстрее у больных ревматизмом, чем у здоровых детей. Об этом свидетельствует частота и длительность самопроизвольных отвлечений, так называемых микропауз, вызванных в большинстве случаев необходимостью отдыха. Поскольку часть кратковременных перерывов в работе связана с недостаточной организацией урока и нарушением учащимися дисциплины, мы учитывали только те микропаузы в процессе работы, которые не были вызваны организационными и дисциплинарными неполадками. Установлено, что у больных ревматизмом потребность в отдыхе во время работы возникает уже в конце второй трети первого урока, тогда как у здоровых детей — в конце его. Максимум отвлечений приходится на вторую половину второго учебного часа. Частота и длительность пауз выражены в большей степени у больных.
При изучении реакции детей на пробу Штанге до и после работы было отмечено, что у больных ревматизмом в неактивной фазе и у здоровых детей время задержки дыхания увеличивается после урока на 10—15%. У 8 школьников с остаточными проявлениями минимальной активности ревматизма показатели пробы Штанге в конце занятий оказались ниже, чем в начале.
Учащение пульса до начала занятий отмечалось у 2 из 25 больных. В конце урока учащение пульса до 30% исходного было у 10 школьников 1-й группы, у 14 детей частота пульса превысила 30% первоначальной величины и у 1 не изменилась. Восстановление пульса к исходным цифрам в пределах 2—3 мин. наблюдалось у 7 человек, на 5—7-й минуте — у 17, последнее обстоятельство обусловлено вегето-сосудистой дистонией и нарушением адаптационной способности аппарата кровообращения. Реституция максимального артериального давления у 5 и минимального у 7 больных наступала через 3 мин., у остальных — позже. У 2 детей с недостаточностью митрального клапана на фоне выявленной активности ревматизма
Рис. 1. Среднеарифметичеекое количество движений в 1 минуту во время строгания в динамике наблюдения. На оси абсцисс — время (в мин.), на оси ординат—
число движений. / — здоровые. 2 — больные ревматизмом: а — вначале. 6 — в конце наблюдения.
I степени (по классификации А. И. Нестерова) установлена резистентность максимального давления крови к физической нагрузке, что служит неблагоприятным показателем. При нарушении адекватности нагрузки у детей наблюдалось расхождение во времени восстановления пульса и максимального и минимального артериального давления после работы в мастерских, что указывало на функциональную неполноценность миокарда. Пульсовое давление к концу занятий у 2 школьников не изменилось, а у 1 стало меньше, чем до начала работы. Минутный объем крови у 14 больных после занятий увеличивался преимущественно за счет тахикардии, что свидетельствует о неэкономной деятельности сердечной мышцы. Изменение пульса и артериального давления у 10 здоровых школьников происходило в допустимых пределах. Следует отметить, что у 6 из 25 больных ревматизмом в неактивной фазе была сформировавшаяся недостаточность митрального клапана в стадии компенсации. У этих детей реакция Сердечнососудистой системы на физическую нагрузку при условии ее адекватности не отличалась от таковой у детей в неактивной фазе без порока сердца. Это совпадает с данными В. П. Недель-ко. В процессе исследования у 9 больных отмечались признаки минимальной активности ревматического процесса, у 3 из них начальные проявления активации были установлены на основании ухудшения гемодинамических показателей во время занятий в столярной мастерской. Все указанные больные освобождались от уроков труда до полной и стойкой ликвидации признаков активности I степени. В конце нашего наблюдения мы отмечали у большинства детей повышение работоспособности, улучшение гемодинамических показателей, функции дыхания (по данным пробы Штанге). Так, ускорение пульса после работы более чем на 30% исходной величины отмечено у 6 из 25 больных, а восстановление позже 3-й минуты — у 10 (вначале — только у 17). Восстановление максимального артериального давления в пределах до 3 мин. происходило у 18, а минимального — у 22 детей 1-й группы, т. е. у большинства из них была нормальной. Расхождение во времени восстановления пульса и артериального давления выявлено у 6 детей, а увеличение минутного объема крови преимущественно за счет тахикардии — только у 3 больных ревматизмом.
• Картина, аналогичная описанной выше, отмечалась в группе мальчиков, занимавшихся в слесарной мастерской.
Сопоставляя интенсивность трудового процесса мальчиков и девочек, больных ревматизмом, работавших в слесарной мастерской, можно отметить, что частота движений у девочек составляла примерно 2/з частоты движений у мальчиков. Эта разница увеличивалась у детей, перенесших активную фазу ревматизма. По сравнению с мальчиками у девочек отмечалось в Р/2 раза больше отвлечений (как обоснованных, связанных с утомлением, так и необоснованных — дисциплинарного характера). Следовательно, при равноценном состоянии ревматического процесса функциональные и физические возможности мальчиков и девочек неодинаковы. Меньшая разница наблюдалась у здоровых детей.
Количество отрицательных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы увеличивается в конце недели и на последних уроках. При сравнении графиков частоты движений и числа микропауз у мальчиков и дево-
оои
I
/5 30 45 ВО 75 50
к
/5 30 45 Я7 75
Ц|
| Р
111
Рис. 2. Работоспособность больных ревматизмом на занятиях слесарным делом в зависимости от
дня недели и урока. / — мальчики, 2 — девочки; а — середина недели (3-й урок). Б — конец недели (последние уроки). По оси координат — то же. что на рис. 1.
чек во время работы в середине недели на 3—4-х уроках и в конце недели на последних уроках выявлено следующее. В середине недели на 3—4-х уроках, по данным хронометража, уровень работоспособности детей был высоким, в то время как в Конце недели отмечалось медленное нарастание количества движений к началу 2-го часа занятий и значительное снижение их уже в середине второй половины урока (рис. 2). Число движений в 1 мин., совершаемых детьми в период наивысшей частоты трудового ритма, т. е. в начале 2-го часа занятий в начале недели, в \x/ü раза превышает частоту движений в конце учебной недели.
Потребность в отдыхе в конце недели у больных детей возникала раньше, чем в середине недели. Число микропауз во время слесарных работ составило в середине недели в конце 1-го часа занятий в среднем 1—2 с длительностью каждой из них 2—3 мин., а в конце недели в то же время их частота была равна 2—3 с длительностью в среднем 5 мин.
Становится очевидным, что занятия в мастерских в конце недели и на последних уроках вызывают быстро наступающее и довольно выраженное утомление детей, страдающих ревматизмом. Такие отрицательные показатели гемодинамики, выявленные после работы, как невысокие пульсовое давление и минутный объем крови, учащение пульса более чем на 30% исходной величины, расхождение во времени восстановления пульса и артериального давления, в конце недели выявлялись в 1х/г—2 раза чаще, чем в середине недели. Это свидетельствовало о недостаточных компенсаторных возможностях сердечно-сосудистой системы больных, в частности о пониженной работоспособности сердечной мышцы.
Выводы
1. Слесарные и столярные работы, выполняемые в школьных мастерских детьми, больными ревматизмом в неактивной фазе, оказывают в общем положительное влияние на их гемодинамические показатели и работоспособность.
2. В реакции на трудовую нагрузку у детей, больных ревматизмом в неактивной фазе без порока сердца, и у детей с недостатоностью митрального клапана в стадии компенсации существенных различий не было.
3. По данным изучения времени работы, затрачиваемого на физический труд, числа движений в 1 мин. и числа микропауз, работоспособность больных ревматизмом оказалась ниже работоспособности здоровых детей.
4. Слесарные и столярные работы оказались неадекватными состоянию здоровья детей с проявлениями активности ревматизма I степени, в связи с чем указанные больные не должны привлекаться к занятиям в школьных мастерских до полной ликвидации текущего ревматического процесса.
5. Проведение занятий по трудовому воспитанию в .конце недели на последних уроках неблагоприятно воздействует на детей, больных ревматизмом. Это должно учитываться при составлении расписания в специальных школах.
ЛИТЕРАТУРА
Крюкова О. Ф. Особенности трудовой деятельности учащихся, больных ревматизмом в неактивной фазе. Дисс. канд. М., 1967.— Неделько В. П. Влияние уроков труда на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся 5-г-8-х классов, больных ревматизмом. Дисс. канд. Киев, 1963.— Сапожннкова Р. Г. Труды 8-го Всесоюзн. съезда детских врачей. М., 1964, с. 471.
Поступила 21/IX 1970 г.
EFFECT OF SHOP TRAINING ON THE CARDIOVASCULAR ACTIVITY AND WORKING CAPACITY OF SCHOOLCHILDREN WITH RHEUMATISM
E. P. Nisinman
The finding was that lessons in metal and joiner's work, carried out in school work shops by children with rheumatism in a nonactive phase, proved to have a positive effect on their haemodynamic indices and their working capacity. However, these lessons were quite unfit for the state of health of children with signs of rheumatism of I stage.