В процессе работы отделение постоянно заботилось об увеличении числа членов общества.
В дальнейшем нам предстоит усилить внимание к гигиене села, изучению условий сельскохозяйственных работ. Охрана природы также должна стать одним из основных звеньев в работе санитарных организаций. Значительного участия санитарных и гигиенических сил требует преобразование учебного процесса в начальных и средних школах.
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ХАРЬКОВЕ
Канд. мед. наук А. А. Сычев •
В мае 1963 г. кафедрой гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института совместно с Харьковским научным обществом гигиенистов проведена IV. научно-практическая конференция по вопросам гигиены детей и подростков. В ее работе участвовали врачи санэпидстанций города и области, детских больниц и поликлиник, сотрудники научно-исследовательских институтов и гигиенических кафедр. Было заслушано 14 докладов.
В докладе школыто-санитарного врача городской санэпидстанции А. Е. Холод «Условия производственного обучения учащихся в школах Харькова» приведена подробная гигиеническая характеристика учебно-производственных мастерских при школах и производственных учебных цехов на промышленных предприятиях, отмечены наиболее характерные недочеты в их строительстве и эксплуатации.
Научные сотрудники Института гигиены труда и профессиональных заболеваний Р. И. Батыренко и Г. Г. Латышева в докладе «Гигиенические условия и некоторые физиологические показатели при производственном обучении учащихся старших классов школ-интернатов» привели данные о результатах двухлетних наблюдений над условиями обучения учащихся 9-х классов по специальностям: слесари-сбор-щики, монтажники радиоаппаратуры и оптики. Было установлено, что предусмотренный учебным планом Министерства просвещения УССР режим производственного обучения (2 раза в неделю 3 часа практических и 2 часа теоретических занятий) благоприятно сказывается на сохранении работоспособности учащихся в течение недели.
Л. С. Недосекова (кафедра анатомии и физиологии Педагогического инсти тута) в докладе «Сравнительная характеристика различных режимов производствен ного обучения» сообщила о наблюдениях на базе учебного цеха Харьковского трактор ного завода. Изучалось 4 режима занятий. Установлено, что наилучшим вариантом является обучение в первую смену, начинающееся с теории. При этом режиме работоспособность учащихся оставалась высокой в течение всего дня. В докладе также обоснована необходимость проведения физкультурных пауз.
А. Л. Мельник (кафедра гигиены труда Харьковского медицинского института) в докладе «Условия производственного обучения в школах № 9 и 36 Киевского района Харькова» привела интересные данные, свидетельствующие о том, что работоспособность учащихся и эффективность их труда зависят в основном от режима производственного обучения. Так, в школе с благоприятными условиями обучения, но с резким нарушением режима работоспособность учащихся очень низкая.
Канд. мед. наук Р. П. Юмашева (Отдел школьной гйгиены Института охра ны материнства и детства) в докладе «Реакция сердечно-сосудистой системы учащихся 5-х классов на работу в мастерских в условиях школы-интерната» сообщила результаты наблюдения за деятельностью сердечно-сосудистой системы у практически здоровых детей до и после уроков труда. У детей со средними показателями физического развития занятия трудом не вызывали заметных сдвигов в деятельности сердца, тогда как у отстающих в физическом развитии наблюдались значительные сдвиги, превыша ющие возрастные колебания.
Е. А. Малик (научный сотрудник Института охраны материнства и детства) в докладе «Влияние политехнического обучения на учащихся 5-х классов, страдающих хроническими заболеваниями» сообщила о сдвигах в функциональном состоянии детей, больных ревматизмом, хроническим тонзиллитом и с туберкулезной интоксикацией I—II степени, под влиянием занятий в школьных мастерских. Эти изменения были более выражены после занятий в слесарной мастерской. Автор предлагает разработать для таких детей особый режим труда.
Научный сотрудник этого же института 3. Н. Неструева в докладе «К во просу об окислительных процессах у школьников, больных ревматизмом, под влиянием учебно-воспитательного процесса» сообщила об изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы у школьников по определению тканевых окислительных
процессов методом оксигемографии и исследованию активности глютатиона. У здоровых школьников в процессе учебной деятельности установлено умеренное повышение окислительных реакций в тканях организма, тогда как у больных ревматизмом отмечалось либо повышение, либо понижение интенсивности окислительных процессов. Этб свидетельствует о том, что для части детей в неактивной фазе ревматизма обычная учебная нагрузка оказывается чрезмерной.
Канд. мед. наук И. М. Орлик, Г. Г. Латышева и Т. С. Некрасова (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний) в докладе «Режим труда и отдыха подростков, сочетающих работу с обучением в школе» привели данные о результатах изучения режима дня, состояния вегетативных функций организма (пульс, кровяное давление, дыхание), деятельности коры головного мозга (зрительно-моторная реакция, состояние внимания), работоспособности и производительности труда, а так же заболеваемости у подростков, сочетающих труд с учебой, и у только работающих. Докладчиками разработаны конкретные предложения общего характера и предложения к администрации предприятия, где проводились наблюдения.
А. А. Фцлатова (научный сотрудник Института охраны материнства и детства) в докладе «Профилактика заболеваемости воспитанников младших классов в условиях школы-интерната» сообщила об успешном применении дозированного ультрафиолетового облучения и водных процедур в условиях школы-интерната для закаливания детей.
Канд. мед. наук А. А. Сычев (кафедра гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института) в докладе «О некоторых направлениях в изучении причин школьной близорукости» обратил внимание на тот факт, что, несмотря на многочисленные объяснения причин развития близорукости у школьников, механизм этого явления еще недостаточно ясен, поэтому до сих пор и нет эффективных средств ее предупреждения. Исследования деятельности аккомодации, проведенные автором, показали высокую способность близоруких детей к длительной интенсивной работе вблизи без заметных явлений утомления со стороны аккомодационных мышц. Очевидно, для выяснения истинного механизма усиления рефракции глаз нужно продолжить исследования.
Главный санитарный врач Киевской районной санэпидстанции Харькова Ю. М. Куцевич в докладе «Санитарная характеристика парт в школах района» привел интересные данные об обеспечении школ стандартной мебелью, о рассаживании учащихся. Эти материалы используются санитарной станцией для упорядочения снабжения школ мебелью.
Канд. мед. наук доц. 3. П. Ковалькова (кафедра анатомии и физиологии Педагогического института) в докладе «Физическое развитие и спортивная подготовка студентов IV курса факультета физического воспитания Педагогического института» сообщила о результатах двухлетних наблюдений за уровнем развития студентов. В зависимости от профиля их подготовки обнаружены различия в антропометрических показателях. Общий уровень развития студентов в возрасте 21—25 лет заметно возрос по сравнению с данными 1939 г. для мастеров спорта.
Т. С. Некрасова (научный сотрудник Института гигиены труда и профессиональных заболеваний) в докладе «Состояние уровня артериального давления у студентов Харьковского политехнического института» рассказала об исследованиях, которые дали возможность установить, что средние показатели артериального давления у студентов выше, чем у рабочих того же возраста. Среди студентов I курса (до 20 лет) гипертония встречается чаще, чем у старшекурсников. У студентов, сочетающих учебу с трудом на производстве, гипертония наблюдается чаще, чем у неработающих. Наибольшая частота гипертонических заболеваний отмечена среди студентов-выпускников. Автор выдвигает требования о необходимости рационализации учебного режима студентов.
В ходе обсуждения докладов было высказано много конкретных предложений по улучшению деятельности школьно-санитарной службы города и области, указано на необходимость дальнейшего расширения научных исследований в области гигиены детей и подростков.
8 Гигиена и санитария, № 4