Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИИ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИИ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TEACHING IN A SCHOOL METAL WORK SHOP

On the basis of a study of the kinetics of physiological reactions (pulse, rate, respiration rate and volume, biocurrents of working muscles, number of operation movements) and the time analysis of the work done by 6th and 7th from school undergraduates both in a metal work shop and under laboratory conditions, an assessment of main metal work operations is made and the most rational time limits for their performance are suggested. The specific features of the body reactions to the work load were studied in boys and girls. A further differentiation of the school program for industrial training of boys and girls in the 8 — grade school is thought to be expedient.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИИ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ ШКОЛЫ»

Выводы

t* ' 1 v **" . 1У f !? \ ' v и ; 1

1. Ежедневное (в течение 9 месяцев) поступление в организм белых крыс радиоактивного Са45 в количестве 0,09 мккюри/кг (поглощенная доза в скелете за весь срок наблюдения 190 рад) вызывает через 3 месяца появление признаков хронического лучевого поражения кро-

вотворной системы.

2. При поступлении Са45 в дозе 0,009 мккюри/кг (поглощенная доза в скелете 25 рад) организм белых крыс способен длительно и стойко компенсировать незначительные нарушения отдельных звеньев кровотворной системы; ввиду этого выраженное лучевое поражение ее не наступает на протяжении IOV2 месяцев.

3. Са45 при ежедневном поступлении в организм белых крыс на протяжении 9 месяцев в дозе 0,0009 мккюри/кг (поглощенная доза в скелете 2 рада) не вызывает существенных нарушений кровотворной системы.

ЛИТЕРАТУРА

Белов А. Д. Труды Ветеринары, акад. М„ 1958, т. 22, № 2, стр. 47.—В о л к о-ь а Н. И. Гиг. труда, 1961, № 4, стр. 24.—Кузнецов Н. И. Мед. радиол., 1961, № 10, стр. .88 —JI и т в и н о в H. Н. В кн.: Сборник рефератов по радиационной медицине. М., 1962, № 5, стр. 78.—Роз и н В. А., Евдокимова В. И. В кн.: Осушение болотных и заболоченных почв нечерноземной зоны Европейской части СССР. Минск, I960, стр. 213— Стрельцова В. Н., Москалев Ю. И. Мед. радиол., 1957, № 7, стр. 39.—Т о к о в о й H. А., А н и с и м о в М. В. В кн.: Вопросы биофизики, биохимии и патологии эритроцитов. Красноярск, 1960, стр. 328.—A n d е г s о n W., Zander G., Kuzma J. F, Arch. Path., 1956, v. 62, p. 262.

Поступила 23/111 1964 r.

THE STATE OF THE PERIPHERAL BLOOD AND THE BONE MARROW HEMOPOIESIS DURING THE CHRONIC INTRODUCTION OF CALCIUM4* INTO THE

ANIMALS BODY

V. /. Ternov

• 4 « Л -

The state of the homopoietic system was studied in albino rats under conditions of long-term introduction into the gastro-intestinal tract of the isotope-in doses 10, 100 and 1000 times higher than the maximum permissible concentration (0,0009—0,09 microcu-rie/kg). It was found that it is already in 3 months that a dose exceeding 1000 times the maximum permissible concentration (0,09 microcurie/kg) causes a chronic radiation affection of the homopoietic system. The isotope in a dose 100 times greater than the maximum permissible concentration (0,009 microcurie/kg) when administered for a period of 10 72 months, produced unstable shifts in certain indices of the peripheral blood and bone marrow hemopoiesis without any marked signs of radiation disease. The administration of calcium45 in a dos^ exceding 10 times the maximum permissible concentration (0,0009 microcurie/kg) for a period of 9 months produced no changes in the homopoietic system.

%

УДК 371.388 : 371.71!

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

ШКОЛЫ

I % . ,

Канд. мед. наук Н. М. Попова, В. М. Зубкова

Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва

й ••

1 Для обоснования рациональной с гигиенической точки зрения структуры занятий в школьных мастерских очень важно выявить степень нагрузки учащихся при выполнении ими основных трудовых операций и установить влияние этих операций на организм школьников. Чтобы решить эту задачу, мы провели исследования в слесарной ма-

стерской школы в группе практически здоровых мальчиков и девочек 13—14-летнего возраста при выполнении ими операций нажимного (опиливание и резание металла ножницами) и ударного (рубка металла) характера. Учащиеся изготовляли предметы, предусмотренные учебной программой, работая в обычном «свободном» режиме труда. Опиливание они производили 30—40 мин., рубку — 20—25 мин. и резание ножницами— 10—15 мин.

Исследованию подверглось 72 школьника. В процессе производственной операции мы непрерывно изучали внешнюю структуру трудовых движений (темп и амплитуду) и ее изменения по мере работы. Ввиду того что большинство операций учащиеся выполняют за счет движений в локтевом суставе правой руки, темп и размах движений мы регистрировали при помощи механографа \ записывающего мехаиограммы движений в локтевом суставе. Прибор позволял также вести полуавтоматический хронометраж, учитывая элементы операции и микропаузы в работе. При опиливании и рубке металла велась запись биоэлектрической активности трехглавой мышцы правого плеча, за счет которой в основном осуществляют эти операции.

При резании металла ножницами биотоки отводились от лучевого сгибателя кисти. Запись мы проводили на чернильнопишущем электрокардиографе ЭКПСЧ-4. Непрерывно в ходе работы регистрировали частоту пульса, а также частоту и глубину дыхания. Частоту пульса определяли подсчетом зубцов /? ЭКГ, записанной на чернильнопишущем электрокардиографе или на электроэнцефалографе.

Частоту пульса и амплитуду осцилляций электромиограммы определяли за каждые 10 сек. работы и данные частоты пульса пересчитывали на минуту. Частоту и глубину дыхания определяли с помощью прибора, предложенного П. И. Гуменером, основанного на учете разницы температур вдыхаемого и выдыхаемого воздуха точечным тер-мистром2. В ряде наблюдений усилия, прилагаемые школьниками к рабочему инструменту, мы учитывали при помощи пьезоэлектрического датчика, укрепленного к тискам рабочего места, и тензометрических датчиков, вмонтированных в рукоятки рабочего инструмента. Нами получено 80 механограмм опиливания и рубки, 92 записи частоты пульса и 103 записи изменения частоты и амплитуды дыхания в процессе работы, 79 электромиограмм и 35 записей рабочих усилий.

В ходе изготовления определенных изделий основные элементы операции чередуются с измерением деталей, т. е. периодическим контролем правильности работы. Измерение деталей не требует больших физических усилий, нежели опиливание или рубка, организм получит при этом относительный отдых. Поскольку исследования велись нами в «свободном» для школьников режиме, изменение соотношения основного и вспомогательного элементов операции наряду с отвлечением учащихся от работы служило выражением саморегуляции трудового режима и было связано с возникновением утомления. Так, по мере выполнения операции (рис. 1) отмечена тенденция к понижению длительности опиливания по 5-минутным отрезкам работы и, естественно, коэффициента основной деятельности (этим термином мы обозначили отношение продолжительности основного элемента операции к общей длительности работы, выраженное в %). Особенно четко снижение коэффициента основной деятельности выявлено у девочек в начале, обучения операции. Приступая к работе с низким коэффициентом основной деятельности (40%), девочки в процессе работы дают еще более значительное снижение этого коэффициента за счет увеличения времени

1 Прибор описан в статье П. И. Гуменера, Е. К. Глушковой, Р. Г. Сапожниковой Гигиена и санитария, № 8, 1962.

2 Описание и схема прибора даны в Ученых записках Московского научно-иссле довательского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, 1959, № 1.

70 h -

4

§ so\

на измерения и на отвлечения. Повышается также потребность в инструктаже. Это указывает на большую трудность освоения и большую утомительность операции опиливания для девочек в начальный период обучения, что связано с относительно низким уровнем функциональной возможности их организма и малой его тренированностью.

Различные элементы операции требуют различных усилий организма, в зависимости от соотношения элементов по-разному изменяются физиологические реакции. Так, при измерении детали частота пульса находится в пределах 80—115 ударов в минуту, при резании ножницами 100—120 и при опиливании в большинстве случаев достигает 110—120, а иногда повышается до 130—140. При рубке металла частота нульса 130—140 ударов в минуту отмечается в IV2 ра-•за чаще, чем при опиливании.

Частота дыхания в минуту при опиливании составляет 25—35 и только в 17% наблюдений превышает 35; при рубке частота дыхания 36—40 отмечается чаще (в 38% наблюдений), при резании ножницами в большинстве случаев она составляет 20—30 и изредка повышается до 35.

По индивидуальным данным, представленным в табл. 1, видно, что при выполнении одной и той же операции с большим коэффициентом основной деятельности отмечаются соответственно и большие величины частоты пульса, дыхания и легочной вентиляции.

Таблица 1

Некоторые физиологические показатели при различном коэффициенте основной

деятельности за 10 минут работы

| ¿0 i

10

10

15

20

25

30

Продолжительность во6о ты (8 мин.)

Рис.

/ -

са; VI

I. Изменение продолжительности опиливания металла у разных групп учащихся.

мальчики, начало VI класса; 2 — мальчики VI клас-3 — мальчики VII класса; 4 — девочки, начало класса; 5 — девочки VI класса; 6—девочки

VII класса.

Школьник Дата наблюдения • Вид операции / Коэффициент основной деятельности Частота пульса в минуту (средняя) Частота дыхания в минуту (средняя) Легочная вентиляция (в условных единицах)

к. с. 1/Х 1962 г. Рубка в тисках 56 114 25 192

5/Х 1962 г.

5/Х 1962 г. То же 95 125 32 305

В. Г. 7/VI 1962 г. Рубка на плите 43 104 29 380

• 5/VI 1962 г. То же 95,8 120 30 390

к. к. 8/VI 1961 г. Опиливание 41,8 113 29

0 7/VI 1961 г. » 71,6 119 32 —

с. в. 8/XI1 1961 г. i 57,7 107

1 /XII 1961 г. » 89 117 - -

Степень изменения физиологических показателей зависит как от удельного веса основного элемента трудовой операции, так и от величины усилий, прилагаемых к рабочему инструменту. Даже в тех слу-

• __

45

/

чаях, когда продолжительность рубки металла практически не изменяется, но возрастает усилие, затрачиваемое на выполнение одного движения, отмечается увеличение частоты пульса и легочной вентиляции.

Сопоставление физиологических показателей с интенсивностью и загруженностью основной работой показало, что в ходе работы функциональное состояние организма изменяется, что может рассматриваться как проявление утомления. Исследования по физиологии труда и спорта (В. В. Розенблат, В. С. Фарфель, А. А. Бирюкович и В. М. Король, В. А. Кожевников с соавторами) свидетельствуют о возможности

Время работы (6 мин,) I 1 отвлечения

Рис. 2. Динамика физиологических функций у шольника К. Г.

при рубке металла.

учета изменений работоспособности по выявлению так называемых переломных моментов в динамике отдельных физиологических показателей.

Мы учитывали как направление физиологических сдвигов, так и степень их выраженности. Изменение среднего значения частоты пульса на 4 удара в минуту и более при регистрации этого показателя каждые 10 сек. работы существенно и статистически достоверно. Повышение частоты пульса, дыхания и биоэлектрической активности работающих мышц при неменяющейся продолжительности основного элемента операции мы рассматривали как переломный, критический момент, знаменующий начало утомления.

В дальнейшем в динамике отмечался момент снижения физиологического показателя наряду с уменьшением длительности основного элемента операции и усилий, прилагаемых к рабочему инструменту, косвенно характеризующих количество выполняемой работы. О «переломных моментах» можно было судить также по изменению в ходе работы первоначального соотношения частоты и амплитуды движений. Изменения этого соотношения (в виде увеличения частоты движений при уменьшении их амплитуды) имели компенсаторный характер и в дальнейшем сменялись снижением количества движений в минуту и их размаха, что также служило показателем утомления.

Для иллюстрации приведем индивидуальные данные школьника К. Г. при рубке металла в тисках (рис. 2). Чаще всего «переломные моменты», по нашим наблюдениям, появлялись во 2-й и 3-й пятими-

нутке работы. В случаях наступления «переломных моментов» во 2-й пятиминутке (в 35% наблюдений у мальчиков VI и VII классов) они не сопровождались снижением продолжительности собственно рубки и отражали лишь начальные признаки утомления. Ухудшение же функционального состояния организма в следующей пятиминутке почти в том же количестве наблюдений совпадало с уменьшением коэффициента основной деятельности и характеризовало выраженное утомление. Этому соответствовало и появление жалоб школьников на усталость чаще всего в 3-й пятиминутке рубки.

У девочек VI класса в значительном числе наблюдений (60%) «переломные моменты» обнаруживались уже во 2-й пятиминутке рубки, что свидетельствовало о большей утомительности этой операции на первом году производственного обучения.

Данные о времени появления «переломных моментов» по отдельным физиологическим показателям при опиливании металла, представленные в табл. 2, показывают, что у мальчиков в большинстве случаев

Таблица 2

Время появления «переломных моментов» у разных групп школьников при

опиливании металла

• Частота ^^ «переломных \ моментов» Время появления ^^ «переломных моментов* ч (в пятиминутках) У мальчиков VI класса У мальчиков VII класса V девочек VI класса У девочек VII класса

ос СО § = ^ гг с s о ^ ю о 03 Q % 0? оа В S5 2 х *=; г о X CJ с; ХО й) со со % к со 2 1 «=; sr о я О EJ ю <и G3 Р % к СО £ g Ч Э* с я о tré \о О СО CQ %

1- я............. 2-я . . ........... 3- я............. 4- я............ . 5- я............. 6- я............ Отсутствие «переломного мо- 5 13 20 9 / 6 9,4 24,5 37,7 17,0 11,4 6 11 13 2 3 17,2 31,4 37,1 5,7 8,6 2 11 18 15 7 2- 3 3,4 18,9 31,1 25,8 12,1 3,4 5,3 3 8 13 7 2 2 8,6 22,8 37,1 20,1 5,7 5,7

Всего. . . 53 100,0 35 100,0 58 100,0 35 юо,а

они наступали в 3-ю и 4-ю пятиминутки работы. При этом «переломным моментам» в 4-й пятиминутке, как правило, соответствовала уменьшение времени опиливания и увеличение его на измерение деталей.

У некоторых девочек «переломные моменты» отмечались уже во 2-й пятиминутке. Тенденция к более раннему появлению «переломных моментов» у школьников VII классов по сравнению с шестиклассниками может быть, вероятно, объяснена снижением выносливости организма, быстрой утомляемостью в связи со вступлением учащихся в период полового созревания. При резании ножницами «переломные моменты» у школьников VI класса обнаруживались в большинстве случаев во 2-й пятиминутке (этому соответствовали и жалобы на усталость).

Учет физиологических показателей в процессе выполнения трудовых операций путем выявления «переломных моментов» наряду с определением степени функционального напряжения при работе помогает решить вопрос о степени соответствия трудовой нагрузки функциональным возможностям организма и позволяет установить наиболее рациональную длительность трудовых операций. Исходя из приведенных выше данных, одномоментная длительность операции рубки метал-

ла мальчиками VI—VII классов должна быть ограничена 10 мин., а опиливание не должно превышать 15 мин.; при продолжении ими работы наступают явно выраженные признаки утомления.

У девочек операция опиливания металла не может продолжаться более 10 мин. Ввиду трудности овладения этой операцией и большей ее утомительностью в начальном периоде производственного обучения девочек VI класса необходимо пересмотреть требования учебной программы о сроке начала выполнения этой операции. При рубке металла девочками VI класса, даже в ее облегченном варианте (рубка на плите, а не в тисках), у некоторых из них отмечено значительное напряжение физиологических показателей (частота пульса 130—150 ударов в минуту, частота дыхания 30—35 в минуту) уже в первые минуты работы.

Значительное напряжение сердечной деятельности у девочек VI класса выявлено также с первых минут резания металла ножницами; после 10 мин. работы не наступало восстановления частоты пульса в течение 3—4 мин. Это свидетельствует о том, что требования учебной программы не полностью отвечают функциональным возможностям организма девочек и должны быть пересмотрены. Целесообразна дальнейшая дифференциация учебной программы по трудовому обучению в 8-летней школе для мальчиков и девочек с учетом разницы развития их функциональных возможностей.

Бирюкович А. А., Король В. М. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста (8—14 лет). М., 1963, стр. 20.—Кожевников В. А., Л и б е р м а н В. Б., С о р о к о В. И. и др. В кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций в естественных условиях существования организма, 1961, т. 5, стр. 317.—Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1961, стр. 124.—Фар фель В. С. Физиология спорта. М., 1960, стр. 158; 285.

ORGANIZATION OF TEACHING IN A SCHOOL METAL WORK SHOP

N. M. Popova, Candidate of Medical Sciences, and V. M. Zubkova

On the basis of a study of the kinetics of physiological reactions (pulse, rate, respiration rate and volume, biocurrents of working muscles, number of operation movements) and the time analysis of the work done by 6th and 7th from school undergraduates both in a metal work shop and under laboratory conditions, an assessment of main metal work operations is made and the most rational time limits for their performance are suggested. The specific features of the body reactions to the work load were studied in boys and girls. A further differentiation of the school program for industrial training of boys and girls in the 8—grade school is thought to be expedient.

Кафедра гигиены Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Ленинград

XXII съезд КПСС принял решение о массовом охвате спортом подрастающего поколения нашей страны 1. Это решение успешно выполняется. К 1963 г. количество детских спортивных школ в СССР достигло 2079, они охватывают 621305 подростков и юношей2.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Госполитиздат, 1961, стр. 96—97.

2 Сборник «Физическая культура п спорт в СССР в цифрах и фактах». Изд. «Физкультура и спорт». М., 1962, стр. 170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л ИТЕРАТУРА

Поступила 30/V1IJ 1963 г.

УДК 371.73

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Г. М. Краковяк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.