Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНИЗАЦИИ «УНДЕВИТОМ» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД ГОДА'

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНИЗАЦИИ «УНДЕВИТОМ» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.Г. Керимова, Г.М. Гаджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНИЗАЦИИ «УНДЕВИТОМ» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД ГОДА»

изменения, сходные с таковыми при действии толуола. ЬО50 для белых крыс при введении в смеси с подсолнечным маслом 2,2 г/кг [12]. В условиях стационара у лиц, имевших профессиональный контакт с ксилолом, в крови обнаружено до 160 нг/мл этого растворителя [13]. При поступлении через органы дыхания ксилол индуцирует активность цитохрома Р-450, вызывая разложение его, а также других ферментов в мик-росрмах печени крыс, и, следовательно, может оказывать влияние на метаболизм пестицидов. Такое влияние описано при действии м-ксилола

[14].

Ксилол и толуол проникают через плаценту. Эти растворители и их метаболиты обнаруживаются в организме плода [15].

Изложенное позволяет прийти к следующему заключению.

Товарные формы пестицидов, и прежде всего ЭК, должны рассматриваться как комбинированные препараты.

До настоящего времени отсутствуют требования к компонентам товарных форм с токсиколого-гигиенических позиций и нет перечня растворителей, поверхностно-активных веществ и других добавок, включаемых в состав товарных форм пестицидов, который должен быть согласован с Минздравом СССР.

Необходимо проанализировать имеющуюся информацию о компонентах товарных форм, организовать проведение специальных исследований и с учетом всех аспектов возможного вредного влияния указанных веществ регламентировать безопасные условия их использования.

В процессе выяснения потенциальной и реальной опасности новых пестицидов и установления безопасных уровней воздействия следует отдавать предпочтение изучению технических веществ с добавками поверхностно-активных веществ (полиэтиленгликоли, 1:10). Если же применяются товарные формы, необходим контроль на опасные компоненты.

Товарные формы пестицидов должны изучаться, как правило, по сокращенной схеме (в объеме первичной токсикологической оценки).

Мы полагаем, что выбор компонентов товарных форм должен осуществляться дифференцированием с учетом особенностей действия различных групп пестицидов. Для этого следует изучить характер комбинированного действия основных растворителей и различных представителей основных групп пестицидов.

Литература

1. Гар К. Л. // Инсектициды в сельском хозяйстве.— М., 1985.— С. 35—42.

2. Матюшина В. И. // Конференция гигиенистов и санитарных врачей Молдавской ССР, посвят. вопросам гигиены села, 1-я: Материалы.— Кишинев. 1965.— С. 101 —102.

3. Медведь Л. И. // Гигиена труда при применении инсектофунгицидов в сельском хозяйстве.— М., 1958.— С. 53.

4. Мельников Н. И. // Химия и технология пестицидов.—

М„ 1974.— С. 25—49.

5. Carlsson A., Ljunqist Е. // Scand. J. Work Environ. Hlth.— 1982.—Vol. 82, N 1.—P. 364—371.

6. Chen J. U Environ. Mutagenes.— 1982.—Vol. 4, N 3.— P. 235—376.

7. Cohr К. H., Stokholm J. // Scand. J. Work Environ. Hlth.— 1982.—Vol. 8, N 1.—P. 71—94.

8. Koga Kenichi // Folia pharmacol. jap.— 1978.— Vol. 74, N 6.— P. 687—698.

9. Madera V. // Vodan hosp.— 1977.— Vol. 27, N 7.— P. 186— 188

10. Michon S. II Med. Pracy.— 1965.— Vol. 16, N 3.— P. 230— 235.

.11. Mohtasshamipur S., Norpoth K., Woelke U., Huber P. // Arch. Toxikol.— 1985.—Bd 58, N 2.—S. 106—108.

12. Mohtasshammipur S., Strater H., T rib el R., Norpoth К. II Ibid.— 1987.— Bd 68, S. 460—463.

13. Pakey K. A., Molnar J., Naray M. // Acta physiol. Acad.

Sci. hung.— 1982.—Vol. 59, N 4.— P. 317—324.

14. Patel J. M., Harper C., Gupta B. N., Drew R. T. // Bull. Environ. Contam. Toxicol.— 1979.— Vol. 21.— P. 17—24.

15. Rossi S., Miglioni L. et al. // Mutagen Res.— 1983.— Vol. 118, N 3.— P. 213—216.

16. Westmann E. RChu J., Kowbeli D. J., Matula T. J. // Canad. J. Genet. Cytol.— 1980.— N 1.— P. 21—40.

Поступила 21.10.88

Summary. On the basis of data analysis on harmful effect of components of the trade forms of pesticides (pesticides, emulsifying agents, solvents, etc.) it is suggested to consider them as combined preparations. Their toxicity and danger assessment principles are formulated. The necessity is substantiated that a list of components allowed to be included into the trade forms of pesticides be approved.

© М. Г. КЕРИМОВА, Г. М. ГАДЖИЕВА, 1990 УДК 371.7:[616.391-084:615.356

М. Г. Керимова, Г. М. Гаджиева

ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНИЗАЦИИ «УНДЕВИТОМ» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ,УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

В ЗИМНЕ-ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД ГОДА

ф * '

Азербайджанский медицинский институт им. Н. Нариманова, Баку

• » • ■ « •

При современных высоких требованиях к учеб- [6]. Установлено также, что чем длительнее и зна-ному процессу школьники испытывают существен- чительнее умственное напряжение, тем больше ные умственные и психоэмоциональные нагрузки признаков утомления, выражающихся в сниже-

нии производительности и точности выполняемой работы, увеличении времени ответа на сенсорные раздражители [3].

Одним из факторов, усугубляющих отрицательные сдвиги в работоспособности учащейся молодежи, является алиментарная витаминная недостаточность [1, 2]. Последняя наблюдается у школьников (наиболее часто в зимне-весенний период года) в различных регионах нашей страны [7], в том числе в Азербайджане [1, 4].

Для улучшения витаминной обеспеченности организма школьников признана целесообразной дополнительная их витаминизация «Ундевитом» [5]. В приказе Минпроса СССР и Минздрава СССР (1986 г.) в целях экспериментальной проверки эффективности такой витаминизации ориентировочно была предложена следующая схема выдачи препарата: детям 1—4-х классов по 1 драже «Ундевита» через день и детям 5—10-х классов по 1 драже ежедневно [5]. Однако, учитывая, что уровень витаминной обеспеченности школьников в отдельных регионах страны имеет определенные различия, мы задались целью оценить эффективность 6-месячной витаминизации школьников различными дозами «Ундевита». Для детей 1—4-х классов апробировали ежедневный прием '/г и 1 драже, 5—8-х классов — 1 и 1 '/2 драже, т. е. испытывали как предусмотренные приказом, так и более высокие дозировки препарата, выбор последних был обусловлен весьма низкой обеспеченностью витаминами различных групп населения республики [4]. Оценку эффективности витаминизации указанными дозами «Ундевита» проводили по комплексу показателей: экскреции витаминов С, В^ В2, РР с мочой, наличию микроклинических проявлений витаминной недостаточности и др. В настоящей статье приводим данные о влиянии различных доз «Ундевита» на работоспособность школьников.

Наблюдения проводили на 1 10 учащихся в школе-интернате Баку. Все дети были разделены на 6 групп: школьники 7—10 лет 1—4-х классов (1 -я группа 15 человек, 2-я и 3-я группы по 20 человек), школьники 11 —14 лет 5—8-х классов (4-я группа 15 человек, 5-я и 6-я — по 20 человек). Дети 1-й и 4-й групп служили контролем и получали в течение 6 мес зимне-весеннего периода года рационы традиционного питания (ТП), 2-й группы — ТП + '/г драже «Ундевита», 3-й и 5-й групп— ТП+1 драже, 6-й группы — ТП + Г/г драже в сутки.

У школьников всех групп в динамике учебного года изучали умственную работоспособность и функцию внимания по общепринятой методике корректурных тестов: количеству просмотренных знаков в 1 мин (КПЗ), количеству ошибок на 500 знаков (К0-500) и на 200 знаков после введения дифференцировочного компонента (К0-200), коэффициент К. Латентный период зрительно- и слухомоторных реакций (ЛПЗМР и ЛПСМР) и количество ошибок при ответе на световой раз-

дражитель (КО-ЛПЗМР) определяли методом хронорефлексометрии. Максимально-произвольную силу мышц кисти правой руки исследовали с помощью кистевого динамометра, выносливость — по максимальному времени удержания 50 % мышечной силы.

Изучение традиционного фактического питания показало, что оно недостаточно сбалансировано: у школьников 7—10 и 1 1 —14 лет дефицит животных белков составил соответственно 10 и 19 %, жиров (за счет недостатка растительных) — 14 и 23%, избыток углеводов — 6 и 14%, дефицит кальция — 36 и 37 %, витаминов: В| — 25 и 30 %, В2 — 31 и 35 %, А — 47 и 63 %, С — 53 и 54 %.

Исследованием умственной работоспособности у школьников контрольной группы 1—4-х классов установлено, что к концу III четверти по сравнению со II имело место достоверное увеличение К0-200 (с 2,54±0,46 д0 6,63±1,51), снижение КПЗ (с 129,7±5,56 до 120,794=5,49), что свидетельствовало о развитии существенного утомления. При этом первый показатель к концу IV четверти приблизился к исходному уровню (3,54± ±0,46 против фона 2,95±0,35; р>0,1), а второй — нет (129,7+5,56 против 144,4±5,85; р<0,1). В III

четверти наибольшими были и величины ЛПЗМР (0,520=4=0,035 против фона 0,430=1=0,028 с) и ЛПСМР (0,41 ±0,027 против 0,30±0,038 с в конце IV четверти; р<0,05). Вместе с тем обращает на себя внимание достоверное снижение КО-ЛПЗМР в III четверти по сравнению с таковым во II и IV (0,564=0,044 против 0,73±0,047 и 0,71 ±0,046). Это, по-видимому, можно объяснить компенсаторным напряжением зрительного анализатора на фоне развивающегося утомления.

Аналогичные сдвиги в умственной работоспособности и сенсорно-моторных реакциях наблюдались к концу III четверти и у школьников 5—8-х классов с той лишь разницей, что в IV четверти изученные показатели у них не только восстанавливались до фонового уровня, но и в некоторых случаях даже превосходили его. Это свидетельствует о лучшей адаптации школьников 5—8-х классов к учебным нагрузкам. Так, к концу III четверти по сравнению со II имело место увеличение KÖ-200 и КО-500. Однако, как и в младшей возрастной группе, в III четверти по сравнению со II и IV у школьников 5—8-х классов достоверно снизилось КО-ЛПЗМР.

К концу IV четверти К0-200 составило 3,76± ±0,61 против фона 6,76±1,19 (р<0,05), КО-500— 10,51 ± 1,094 против 15,19±2,051 (р< 0,1), а ЛПЗМР — 0,32±0,027 против 0,42=4=0,016 с (р<0,01). Кроме того, в IV четверти по сравнению с фоном достоверно возросло КПЗ (249,5± ±1 1,19 против 210,1 ±13,7).

Дополнительная витаминизация школьников во всех группах дала положительные результаты. При этом полностью нивелировалось утомление и напряжение, возникающее к концу III четверти, что было отчетливо видно даже при приеме наи-

меньшей из испытанных доз поливитаминного препарата. Так, при ежедневном приеме школьниками 1—4-х классов '/2 драже «Ундевита» КО-200 в III четверти составило 2,46=Ь0,28 против контроля в этот же период 6,63±1,51 (р<0,01), КПЗ — 150,0±6,72 против 120,8±5,49 в контроле (р<0,001). При приеме школьниками 5—8-х классов 1 драже «Ундевита» КО-2СЮ в III четверти эти показатели составили соответственно 4,33± ±0,85 и 12,91 ±1,23 (р<0,001), 240,57±10,42 и 191,2±6,72 (£<0,001).

Исследования показали, что как у школьников 1—4-х классов, так и у учащихся 5—8-х классов улучшение большинства психофизиологических показателей было тем существеннее, чем выше доза «Ундевита» и длительнее витаминизация. Это особенно заметно по показателям К0-500, К0-200, КО-ЛПЗМР и КПЗ. Так, при приеме школьниками 1—4-х классов '/2 драже «Ундевита» через 6 мес витаминизации первые три показателя достоверно уменьшились соответственно в 1,6, 1,5 и 1,1 раза, КПЗ увеличилось в 1,2 раза. При приеме этим же контингентом учащихся в течение того же срока 1 драже препарата отмечено достоверное снижение первых трех показателей соответственно в 3,8, 2,0 и 1,9 раза, КПЗ возросло в 1,3 раза.

При приеме 1 драже «Ундевита» у школьников

5—8-х классов КО-500, КО-200 и" КО-ЛПЗМР

через 6 мес витаминизации по сравнению с фоном уменьшились соответственно в 2,0, 1,5 и 1,9 раза, КПЗ увеличилось в 1,2 раза. При приеме этим же контингентом в течение того же срока 1'/2 драже препарата первые три показателя стали достоверно меньше фоновых в 2,6, 2,3, 2,1 раза. КПЗ и коэффициент К достоверно увеличились соответственно в 1,6 и 1,1 раза.

Существенных сдвигов в силе и выносливости мышц кисти в контрольных группах школьников 1—4-х и 5—8-х классов в динамике учебного года не выявлено. Однако у всех учащихся дополнительная витаминизация привела к заметному повышению обоих показателей. При меньшей из испытываемых доз ('/2 драже для детей 7—10 лет и 1 драже для детей 11 —14 лет), применяемых в течение 3 мес, рост показателей носил преимущественно характер тенденции. При больших дозах «Ундевита» даже через 3 мес витаминизации сдвиги в сторону улучшения названных показателей были достоверными. Так, при приеме 1 драже детьми 7—10 лет и 1'/2 драже детьми 11 —14 лет сила мышц кисти увеличилась соответственно с

9,82±0,37 до 11,18+0,43 кг и с 21,10±0,58 до 23,14±0,64 кг, а выносливость в соответствующих возрастных группах — с 6,15±0,58 до 8,55±0,63 с и с 12,10z±z 1,018 до 15,70±1,036 с. Максимальный положительный эффект при витаминизации детей указанными дозировками препарата был достигнут через 6 мес. При этом в младшей возрастной группе сила мышц по сравнению с фоном увеличилась с 9,82±0,37 до 12,42±0,46 кг, выносли-

вость — с 6,15±0,58 до 10,65±0,67 с, а в старшей возрастной группе — соответственно с 21,10±0,58 до 25,80±0,71 кг и с 12,10± 1,018 до 18,85± 1,048 с.

Благоприятные изменения в показателях работоспособности позволяют считать возможным при хроническом существенном дефиците в питании витаминов проводить витаминизацию школьников 1—4-х классов дозой «Ундевита», равной 1 драже, а 5—8-х классов — 11 /2 драже в течение 6 мес зимне-весеннего периода года. Целесообразность таких рекомендаций подтвердилась и данными, полученными при изучении экскреции с мочой витаминов В|, В2, РР и С и микроклинических проявлений витаминной недостаточности. Эти исследования показали, что при значительном хроническом дефиците в питании витаминов ежедневный прием /о драже «Ундевита» детьми 1—4-х классов и 1 драже школьниками 5—8-х классов, покрывая потребность в витаминах Во и РР, не удовлетворяет потребность в витаминах С и В|, которая под влиянием школьных нервно-умствен-ных нагрузок возрастает наиболее существенно. Об этом свидетельствует тот факт, что нормальная экскреция двух последних витаминов даже через 6 мес витаминизации наблюдается в среднем только у половины учащихся, а существенно сниженная сохраняется почти у 25 % детей. При ежедневном приеме препарата в дозировках, равных 1 драже для школьников 1—4-х классов и 1 /2 драже для школьников 5—8-х классов, через 6 мес витаминизации количество детей с пониженной экскрецией витаминов С и В| не превышает 10 %. При этих же дозировках наблюдается и более существенное снижение числа лиц с микросимптомами витаминной, в том числе поливитаминной, недостаточности: в первой возрастной группе в 1,6 и 3,3 раза, а во второй — в 2,6 и 2,5 раза по сравнению с данными до витаминизации. При меньших из испытанных дозировок для школьников 1—4-х и 5—8-х классов число детей с микроклиническими проявлениями витаминной и поливитаминной недостаточности снижается не столь существенно.

Литература

1. Алескерова И. Р. Комплексное изучение влияния поливитаминизации на организм дошкольников и школьников шестилетнего возраста (на примере детей в организованных коллективах г. Баку): Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Баку, 1986.

2. Бадягина О. Д. Изучение обеспеченности организма учащейся молодежи водорастворимыми витаминами при повышенной нервно-эмоциональной нагрузке (в период экзаменов) и оценка эффективности дополнительной витаминизации: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Баку, 1987.

3. Задорожный Б. В. // Гиг. и сан.— 1978.— № 2.— С. 115—118.

4. Керимова М. Г., Ахмедов И. Р., Искендерова Т. А., Мусеи-бов М. И. // Азербайдж. мед. журн.— 1986.— № 5.— С. 71—75.

5. Приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР № 191/1215 от 11.09.86 «О подготовке к проведению профилактической витаминизации учащихся средних школ».— М., 1986.

6. Протусевич Ю. М., Соловьев А. В., Квасов Г. И. // Гиг. и сан.— 1981.— № 4.— С. 30—32.

7. Рымаренко Т. В., Спиричев В. Б., Ладодо К. С. // Вопр.

питания.— 1988.— № 3.— С. 4—10.

Поступила 05.07.89

Гигиена детей и подростков

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 371.7:612.39-057.874(470.31 1)

В. М. Краснопевцев, А. В. Истомин, Т. И. Козлова, Г. Д. Комаров, А. В. Иванова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ МОСКВЫ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; санэпидстанция Волгоградского района, Москва

Интенсивные процессы роста и развития организма, высокая учебная нагрузка предъявляют особые требования к обеспечению учащихся школьного возраста основными пищевыми веществами. Разбалансированное питание отрицательно сказывается на физическом развитии, заболеваемости, иммунологической резистентности организма детей и подростков, их работоспособности и успеваемости.

В связи с изложенным нами проведена гигиеническая оценка пищевого рациона школьников Москвы с целью его рационализации. Выбранный контингент включал 5 возрастно-половых групп учащихся общеобразовательных средних -школ Москвы: 1-я — мальчики 6—Шлет; 2-я — мальчики 11 —13 лет; 3-я — девочки 1 1 —13 лет; 4-я — юноши 14—17 лет; 5-я — девушки 14—17 лет.

Для оценки состояния фактического питания использован активный опросно-анкетный метод. Школьники ежедневно в течение 3 дней заполняли специальную анкету, в которой отмечали время приема пищи, наименование продуктов и блюд с указанием потребляемого количества [1].

Анкетным опросом охвачено 240 школьников (720 анкет). Собранный материал обработан статистически и проанализирован в осенне-весенней динамике с учетом рекомендуемых норм [2].

Оценка питания, организованного в школе, проведена расчетным путем (150 рационов) и лабораторным (25 рационов) методом. Химический состав и энергетическую ценность рационов фактического питания рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов [4, 5]. Математическая обработка материалов исследований

Таблица 1

Содержание основных пищевых веществ и калорийность суточных рационов фактического питания школьников (Л1±т)

Белки, г Жиры, г

Группа обследованных всего в том числе животные всего в том числе растительные Углеводы, г Калорийность, ккал

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

66,0±3,1 34,0=1=2,4 64,6=1=5,2 23,6=1=2,6 375,94=19,2 2349,0=1= 114,7

64,7±2,8 33,6н=2,5 64,9=1=3,0 22,54=2,3 350,7=1=19,7 2245,74=102,6

(79) (47) (79) (16) (315) (2300)

75,6=1=4,1 41,0=4=2,7 73,6=1=5,2 22,3=1=2,0 420,6± 18,4 2647,2± 108,0

74,2ч=3,8 36,14=2,5 69,64=3,2 24,6±2,5 401,04=16,3 2527=1=86,4

(93) (56) (93) (19) (370) (2700)

67,2=1=6,6 40,94=4,0 84,24:5,4 24*44=3,0 365,74=22,7 2489,4 ±163,1

70,84=3,1 36,8=1=2,7 73,14=4,1 28,8=1=3,0 405,9=1=24,7 2564,7± 133,2

(85) (51) (85) (17) (340) (2450)

86,2=1=3,2 44,5=1=2,9 89,9=1=6,1 23,5=1=2,1 441,64=21,8 2920,3± 143,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87,1 ±3,3 42,8±2,5 82,4=1=4,1 27,8=1=2,9 455,3=1= 15,8 2911,2=1=77,8

(100) (60) (ЮО) (20) (400) (2900)

75,24=3,5 43,74=3,5 75,8=1=4,8 23,34=1,8 417,3=1=20,9 2652,2± 124,7

81,6=1=3,1 41,74=2,6 80,64=3,3 29,3=1=2,6 433,8± 16,1 2787,0±78,4

(90) (54) (90) (18) (360) (2600)

Примечание. Здесь и в табл. 2: в числителе — показатель осеннего, в знаменателе в скобках — физиологическая норма.

весеннего периода года;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.