Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ В РАЙОНЕ, ПОСТРАДАВШЕМ ОТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ В РАЙОНЕ, ПОСТРАДАВШЕМ ОТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.М. Краснопевцев, А.В. Истомин, Т.И. Гришина, С.С. Чижов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ В РАЙОНЕ, ПОСТРАДАВШЕМ ОТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УД К в 16-053.2-02:614 .8761 -085.874.2

1 В. М. Краснопевцев |, А. В. Истомин, Т. И. Гришина, С. С. Чижов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ В РАЙОНЕ, ПОСТРАДАВШЕМ ОТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Плавский центр санэпиднадзора Тульской области

Рациональное сбалансированное питание является одним из важнейших факторов, необходимых для поддержания здоровья, гармоничного физического и умственного развития детей, высокой работоспособности, а также обеспечения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных внешних агентов и, в частности, радионуклидов [1, 3— 5].

Цель настоящей работы — гигиеническая оценка фактического питания в организованных детских коллективах и внесение соответствующих корректив в связи с характером питания. Работа проводилась в Плавском районе Тульской обл. в соответствии с Государственной союзно-республиканской программой неотложных мер на 1990— 1992 гг. по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Выбранный контингент составили 2 группы детей, посещающие детское дошкольное учреждение. 1-я группа—дети в возрасте 1—3 лет, 2-я — 4—6 лет.

Питание в детском дошкольном учреждении изучено путем анализа 100 меню-раскладок расчетным методом с использованием таблиц [7, 8]. Кроме того, у 42 детей 1-й группы и 65 детей 2-й группы изучен химический состав и энергетическая ценность дополнительного приема пищи в домашних условиях.

Для расчета потерь пищевых веществ при различных видах тепловой кулинарной обработки использовали общепринятые величины [6]. Статистическая обработка материалов исследований проведена с использованием компьютера типа IBM PS XT.

Как показали результаты исследований, питание, организованное для детей в детском дошкольном учреждении, построено несбалансированно (табл. 1). Нарушено соотношение основных пищевых веществ по приемам пищи, занижена квота белка (завтрак, полдник), завышен удельный вес углеводов (завтрак, полдник, ужин) и жиров (обед). В рационах питания детей недостаточно содержание растительного жира (завтрак, ужин), а также животного белка по всем 4 приемам пищи в среднем на 14 %.

При удовлетворительной обеспеченности витаминами группы В, токоферолом и ниацином рационы питания в детском дошкольном учреждении дефицитны по аскорбиновой кислоте на 42,2 % (1-я группа) и 40,4 % (2-я группа), по фол ату— на 14,4 и 47,3 %, по витамину А — на 16,8 и 17,5 % соответственно. Среди минеральных элементов в рационах питания детей 1-й группы отмечена пониженная обеспеченность кальцием (84,1 % от физиологических норм), йодом (87,3 %); в рацио-

Таблица 1

Характеристика рационов питания детей в детском дошкольном учреждении по приемам пищи (Л<±т)

Показатель

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Белки, г: всего

животного происхождения Жиры, г: всего

растительного происхождения Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Соотношение белки:жиры: углеводы, г

Квота животного белка, %

Квота растительного жира, % Соотношение белки:

жиры:углеводы, % ккал Примечание. Числитель -

14,0±1,3 20,4±1,1 5,9±0,5 11,1±1,1

16,0± 1,4 27,2±1,5 7,4±0,6 12,2± 1,2

7,8± 1,3 11,2±0,7 2,2±0,4 6,9± 1,3

7,9±1,3 15,1 ±0,9 3,2±0,5 8,0± 1,4

15,8±1,0 26,5±1,4 5,2±0,8 9,1 ±0,8

18,0±1,2 37,5±2,0 6,3±0,8 10,1 ±0,9

2,6±0,1 9,7±0,6 2,0±0,2 2,5±0,5

3,5±0,2 13,2±0,8 2,3±0,2 2,5±0,5

64,4± 1,8 69,5±3,0 42,1 ±1,7 45,4±2,3

8!,9±2,4 89,1 ±3,8 49,4± 1,8 52,2±2,7

455,8±23,4 598,1 ±28,3 238,8± 15,9 307,9± 12,8

553,6±28,5 802,7±38,9 283,9±18,2 348,5± 14,8

1:1,1:4,6 1:1,3:3,4 1:0,9:7,1 1:0,8:4,1

1:1,1:5,1 1:1,4:3,3 1:0,9:6,7 1:0,8:4,3

55,7 54,9 37,3 62,2

49,4 55,5 43,2 65,6

16,5 36,6 38,5 27,5

19,4 35,2 36,5 24,8

12:31:57 14:40:46 10:20:70 14:27:59

12:29:59 14:42:44 10:20:70 14:26:60

показатели 1-й группы, знаменатель— показатели 2-й группы. -34-

о нах детей 2-й группы — кальцием (87,9 %), фос-Йюоюо I фором (88,7%), йодом (79,9%).

С целью профилактики гиповитаминных состояний у детей в детском дошкольном учреждении £2282 8®-« у— осуществляется круглогодичная С-витаминизация

третьих блюд обеда (50 мг аскорбиновой кислоты на 1 ребенка); кроме того, с октября по май 228-8 1< проводится профилактическая поливитаминиза-

§ о ция препаратом «Ундевит» — 1 драже на ребенка ежедневно.

-об-- ^ —§ Наряду с питанием в детском дошкольном уч-

реждеиии часть продуктов дети получают дома £8 К у (табл. 2). Установлено, что энергетическая цен-

01 01 д3" ность рационов фактического питания детей на

I? 10—14% превышает рекомендуемую калорий-88888 28©28 5= ность питания соответствующих групп населения,. "'•5 00 « подвергшегося радиационному воздействию в ре-

* " зультате аварии на Чернобыльской АЭС. Причем 1ло0оо °> © ^ => ю избыточная калорийность обусловлена повышен-

8 ным потреблением углеводов на 26 % (1-я груп-

па), 16 % (2-я группа) и жиров — соответственно

- 5.

а *

на 5 и 8 %. В питании детей отмечается понижен-

o^S^oi— — — —

я S

5 ш ная обеспеченность общим белком (94—98 % от рекомендуемых величин), белком животного про--<=>::-» ---2-® кь исхождения (81—83%) при оптимальном уровне

£ потребления растительного жира.

Среди минеральных элементов в рационах детей 1-й группы наблюдается дефицит кальция (22 %),

оо>;юо C4.°.§01.g 5 п

. ю

о»'

enoo^t-g «j -ogjo.o £ g 2-й группы — йода (59 %), железа (27 %), каль-

О*©'— О — , —О--' — X х

•ч-

ция (14 %). На разбалансированность минераль-я | ного состава указывает отношение Са:Р, состав-

з^оч-__Вз ляющее 1,5 в 1-й группе и 1,6 во 2-й.

Как свидетельствуют данные литературы, оптимальная обеспеченность рационов питания вита-

и о. к

оюоютг 1 ло^гсоо зо минами повышает устойчивость организма к не-

|> gfe-S- благоприятным воздействиям внешней среды, сни-

£ g о. жает отрицательные последствия воздействия ра-

<N ^ ___ « ^ диации; кроме того, существенное увеличение потребления каротина уменьшает риск возникновения онкологических заболеваний, индуцируемых радиацией [1]. В рационах питания детей обеспеченность витамином А составляет 30—33 % от рекомендуемого уровня [5), аскорбиновой кисло-£ с той — 41—48 %. У обследуемых обеих групп отме-55¡5g Si: чается также некоторый дефицит рибофлавина, ~ ~ i* пиридоксина, токоферола, ниацина.

0 2 Таким образом, комплексная гигиеническая ©^-юэт = = оценка фактического питания детей показала его

о» ■«•« 2 ^ несбалансированность. Для детского питания ха-рактерны избыточная калорийность, жиро-угле-водная обеспеченность; снижена квота белка, в 882s8 ñSSfcS; о а том числе животного происхождения; витаминно-

1 g минеральная недостаточность. На основании peca üj зультатов исследования разработаны сбалансиро-

I. х *к 1|- ванные 7-дневные рационы 4-разового питания де-

6 g & I Я з тей 1—Зи4—6 лет, предназначенные для районов,

| | | J « о пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

о

00 ÍO СЧ 00 ©

—--—О СМ СЧ — CNO Р

С

о _ а

tu cj aj <ь

о. a. р. о.

о я я

X

I- t Ь i

w о ° ° _ Л <и

с со с со О 2 Литература

>Х А О >Х И О , X

о х £ Охйо*3"

^ S ю>, Sí, 1- Батурин А. К-, Спиричев В. Б., ШатнюкЛ. Н. // Разработка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хт а.х = * о-х комбинированных продуктов питания: Медико-биологиче-

J í 2 ® S а ях ские аспекты, технология, аппаратурное оформление, оп-

= ° I.'i 1 = § ÜL'2 I * * тимизация,— Кемерово, 1991.— С. 131 — 133.

i § о i ь « j & 2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах

>,. * 3 . х ^ и энергии для различных групп населения СССР.—М.,

^•©•ogo о Q-I 1991.

* С >, 3. Организация питания детей в дошкольных учреждениях /

5 a j S х Под ред. А. С. Алексеевой, Л. В. Дружининой, К. С. Ладо-

& 01 & I До- М., 1990.

4. Питание детей в детских дошкольных учреждениях: Метод, рекомендации / Ладодо К. С. и др.— М., 1984.

5. Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для различных групп населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС.— М., 1991.

6. Скурихин И. М. // Вопр. питания,— 1985.— № 2,— С. 66— 69.

7. Химический состав пищевых продуктов: Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий // Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Шатерннкова.— М., 1984.

8. Химический состав пищевых продуктов: Справочник / Под ред. И. М. Скурихина, М. Н. Волгарева.— М., 1987.

Поступила 14.02.92

Гигиена детей и подростков

© Н. П. ГРЕБНЯК. в В. МАШИНИСТОВ, 1993 УДК 613.955:613.73(-07

Н. П. Гребняк, В. В. Машинистов

К ОЦЕНКЕ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ЛИЦЕЯХ И КОЛЛЕДЖАХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Совершенствование народного образования, требуя радикальной перестройки учебного процесса, оказывает определяющее воздействие на организационные формы обучения. Необходимость модернизации системы образования обусловливает поиск нетрадиционных, так называемых альтернативных форм обучения в условиях массовой школы. В свою очередь изменение организационной структуры учебного процесса ставит проблему гигиенической оптимизации учебной нагрузки в формируемых различных типах учебных заведений. Целью работы являлась рационализация расписания с учетом степени трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах.

В основу определения степени трудности предметов положены успеваемость и вариативность оценок у учащихся, как известно [1—3], являющиеся одними из объективных ее критериев. Для комплексной оценки трудности предметов взяты средняя годовая успеваемость и коэффициент ее вариации у учащихся общеобразовательных лицея и колледжа. В связи с различной размерностью указанных показателей их преобразование в безразмерную форму произведено путем деления на нормирующие величины, в качестве которых использованы наилучшие величины для всех предметов. Учитывая, что успеваемость находится в обратных взаимоотношениях с трудностью предметов, для ее оценки при нор-

Трудность предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах

Предмет Степень трудности, ед.

Геометрия 6,0

Алгебра 5,5

Иностранный язык 5,4

Химия 5.3

Физика 5,2

Биология 3,6

Украинский язык 3,5

Украинская литература 1.7

История 1.7

Русский язык 1.5

Русская литература 1.0

мировании взяты обратные значения. Поскольку трудность предметов сказывается на функциональном состоянии организма детей и подростков, была учтена субъективная оценка развития утомления после каждого предмета самими учащимися.

В соответствии с изложенным степень трудности предметов (/С,) определена по следующей формуле:

где х, — средняя годовая успеваемость по /-тому предмету, (в баллах); V, — коэффициент вариации успеваемости по /-тому предмету, %; Я, — весовая характеристика субъективной трудности /-того предмета (в усл. ед.).

Для определения трудности предметов проанализированы текущая, рубежная и годовая успеваемость 384 учащихся 10—11-х классов общеобразовательных лицея и колледжа. Подставив полученные данные в формулу, определили оценочную шкалу трудности предметов (см. таблицу).

Физиологическими исследованиями работоспособности учащихся во время учебного процесса установлены более значительные ее сдвиги после трудных предметов. Так, скорость перера-ботки'йнформации и показатель внимания после урбков геометрии соответственно снизились на 28,0±7,7 знаков/мин и 88,1 ±25,7 ед. (р<0,05). После легких предметов (история, украинская и русская литература) указанные показатели даже несколько улучшались. Качественная .текущая успеваемость также имела значительные различия в зависимости от степени трудности прбШиетов. В частности, по геометрии и алгебре она составляла 34,5—44,8 %, а по легким предметам была в пределах 66,7—87,0 %.

Таким образом, предлагаемый метод оценки трудности предметов в старших классах общеобразовательных лицеев и колледжей позволяет оптимизировать организацию учебного процесса с учетом биоритмологических особенностей дневной и недельной динамики работоспособности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.