Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ И КОЛЛЕДЖАХ'

К ОЦЕНКЕ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ И КОЛЛЕДЖАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.П. Гребняк, В.В. Машинистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ И КОЛЛЕДЖАХ»

4. Питание детей в детских дошкольных учреждениях: Метод, рекомендации / Ладодо К. С. и др.— М., 1984.

5. Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для различных групп населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС.— М., 1991.

6. Скурихин И. М. // Вопр. питания,— 1985.— № 2,— С. 66— 69.

7. Химический состав пищевых продуктов: Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий // Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Шатерникова.— М., 1984.

8. Химический состав пищевых продуктов: Справочник / Под ред. И. М. Скурихина, М. Н. Волгарева.— М., 1987.

Поступила 14.02.92

Гигиена детей и подростков

© Н. П. ГРЕБНЯК. В В. МАШИНИСТОВ, 1993 УДК б 13.955:613.731 -07

Н. П. Гребняк, В. В. Машинистов

К ОЦЕНКЕ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ЛИЦЕЯХ И КОЛЛЕДЖАХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Совершенствование народного образования, требуя радикальной перестройки учебного процесса, оказывает определяющее воздействие на организационные формы обучения. Необходимость модернизации системы образования обусловливает поиск нетрадиционных, так называемых альтернативных форм обучения в условиях массовой школы. В свою очередь изменение организационной структуры учебного процесса ставит проблему гигиенической оптимизации учебной нагрузки в формируемых различных типах учебных заведений. Целью работы являлась рационализация расписания с учетом степени трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах.

В основу определения степени трудности предметов положены успеваемость и вариативность оценок у учащихся, как известно [1—3], являющиеся одними из объективных ее критериев. Для комплексной оценки трудности предметов взяты средняя годовая успеваемость и коэффициент ее вариации у учащихся общеобразовательных лицея и колледжа. В связи с различной размерностью указанных показателей их преобразование в безразмерную форму произведено путем деления на нормирующие величины, в качестве которых использованы наилучшие величины для всех предметов. Учитывая, что успеваемость находится в обратных взаимоотношениях с трудностью предметов, для ее оценки при нор-

Трудность предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах

Предмет Степень трудности, ед.

Геометрия 6,0

Алгебра 5,5

Иностранный язык 5,4

Химия 5.3

Физика 5,2

Биология 3,6

Украинский язык 3,5

Украинская литература 1.7

История 1.7

Русский язык 1.5

Русская литература 1.0

мировании взяты обратные значения. Поскольку трудность предметов сказывается на функциональном состоянии организма детей и подростков, была учтена субъективная оценка развития утомления после каждого предмета самими учащимися.

В соответствии с изложенным степень трудности предметов (/С,) определена по следующей формуле:

где х, — средняя годовая успеваемость по /-тому предмету, (в баллах); V, — коэффициент вариации успеваемости по /-тому предмету, %; Я, — весовая характеристика субъективной трудности /-того предмета (в усл. ед.).

Для определения трудности предметов проанализированы текущая, рубежная и годовая успеваемость 384 учащихся 10—11-х классов общеобразовательных лицея и колледжа. Подставив полученные данные в формулу, определили оценочную шкалу трудности предметов (см. таблицу).

Физиологическими исследованиями работоспособности учащихся во время учебного процесса установлены более значительные ее сдвиги после трудных предметов. Так, скорость перера-ботки'йнформации и показатель внимания после урбков геометрии соответственно снизились на 28,0±7,7 знаков/мин и 88,1 ±25,7 ед. (р<0,05). После легких предметов (история, украинская и русская литература) указанные показатели даже несколько улучшались. Качественная .текущая успеваемость также имела значительные различия в зависимости от степени трудности прбШиетов. В частности, по геометрии и алгебре она составляла 34,5—44,8 %, а по легким предметам была в пределах 66,7—87,0 %.

Таким образом, предлагаемый метод оценки трудности предметов в старших классах общеобразовательных лицеев и колледжей позволяет оптимизировать организацию учебного процесса с учетом биоритмологических особенностей дневной и недельной динамики работоспособности учащихся.

Литература М., 1981.

3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обуче-

1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного про- ния.— М., 1990.

цесса И ее развитие.— М., 1989. Поступил» 06.02.92.

2. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста.—

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 616-053.4-084| ¡613.954

Р. X. Халметов, Р. Т. Камилова, К. Г. Боровков, Л. М. Бекетова, Д. X. Файзиева

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ЛЕБЕЧНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Республики Узбекистан. Ташкент

Одним из важнейших аспектов профилактики хронических заболеваний среди детей является укрепление их здоровья и адаптационных возможностей организма. Как известно, в детском возрасте отмечается высокий уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, что на фоне изменяющихся условий жизни и высоких умственных нагрузок ведет к снижению резистентности организма детей. Отражением этого являются значительный рост хронических заболеваний и увеличение трудопотерь, связанных с уходом за больными детьми [1—3, 5]. В связи с этим большое значение имеет внедрение в практику здравоохранения оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых непосредственно в детских дошкольных учреждениях.

Сотрудниками института с целью проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий с детьми подведомственного детсада № 516 Чиланзарского района Ташкента проведена следующая работа. Оборудован кабинет по воспитанию здорового ребенка при детском саде, состоящий из 2 комнат. Кабинет был оформлен соответствующим образом: столы для массажа, места для проведения физиотерапевтических процедур, рабочее место стоматолога. Кабинет имел отдельный контур заземления (обязательный элемент при подобного рода работе). Для стерилизации инструментария использовались сухожа-ровой шкаф ШСС-80, электрический стерилизатор Э-22, стерилизационные коробки КФ-6, подвергаемые централизованному автоклавированию.

В начале работы был проведен углубленный медосмотр с привлечением педиатра, детского хирурга, невропатолога, психоневропатолога, отоларинголога, окулиста, эндокринолога. Одновременно изучали физическое развитие ребенка, включающее определение роста стоя и сидя, массы тела, окружности головы и грудной клетки, спирометрию, динамометрию. Был проведен комплекс психофизиологических исследований, включающий определение степени школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека, исследование чистоты речи, мотометрический тест «вырезание круга».

На основании пррведенных исследований контингент обследуемых детей был разделен по группам здоровья. II и III группы здоровья составили 80 % обследованных. Этих детей определили в диспансерную группу, в которой стали целенаправленно проводить лечебно-оздоровитель-

ные мероприятия. С учетом имеющегося диагноза, уровня физического и психосоматического развития каждому ребенку индивидуально был подобран комплекс назначений.

Данные мероприятия включали лечебный массаж, лекарственный электрофорез, гальванизацию, дарсонвализацию, воздействие переменным электромагнитным полем ультравысокой частоты (УВЧ), облучение ультрафиолетовыми лучами (УФ), аэрозольтерапию.

На общий и гигиенический массаж было отведено около 30 мин. Распределяли их следующим образом: спина и шея — 5 мин, руки — 8 мин, область таза — 3 мин, ноги — 10 мин, грудь и живот — 4 мин. Как правило, гигиенический ручной массаж совмещали с аппаратным. С этой целью мы использовали прибор для вибромассажа «Тонус» и аппарат для вакуумного и вибровакуумного массажа «Реф-лекс-ПМА». Продолжительность такого массажа не превышала 15 мин. 43 % детей диспансерной группы был проведен массаж дважды в течение года с курсом лечения 10—12 ежедневных процедур. Показанием к применению массажа служили заболевания органов дыхания (хронические неспецифические заболевания легких, хронический бронхит, хроническая пневмония), заболевание опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоскостопие, дистрофические процессы в суставах, остаточные явления рахита, гипотрофия) .

Также мы использовали точечный массаж, эффект которого заключался в успокаивающих и тонизирующих свойствах с целью активации иммунной системы, при заболеваниях опорно-двига-тельного аппарата, при снижении мышечного тонуса и лечении предпатологических состояний (переутомление, перенапряжение). Точечным массажем были охвачены все дети диспансерной группы.

Учитывая взаимосвязь органов человека между собой путем висцеромоторных и висцеро-висце-ральных рефлексов, имеющих большое значение в клинической практике, мы проводили сегмен-тарно-рефлекторный массаж, при котором применяли все основные приемы классического массажа — поглаживание, растирание, разминание и вибрацию [4].

Кроме того, проводили вакуумную рефлексотерапию, основанную на медленном перемещении банок-присосок по областям, смазанных детским кремом или вазелиновым маслом. Вся процеду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.