Научная статья на тему 'Применение шкал трудности учебных дисциплин для организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования'

Применение шкал трудности учебных дисциплин для организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / VOCATIONAL AND TRAINING SCHOOL / УЧЕБНОЕ РАСПИСАНИЕ / ШКАЛЫ ТРУДНОСТИ ДИСЦИПЛИН / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / TIMETABLE / SCALES SUBJECT DIFFICULTIES / TASK PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киек Ольга Васильевна, Новикова Е. Б.

В соответствии с гигиеническими требованиями разработаны шкалы трудности учебных дисциплин, изучаемых на 1,2,3 курсах профессионального училища при обучении различным специальностям: слесарь-ремонтник; станочник широкого профиля; слесарь по ремонту автомобиля; помощник машиниста тепловоза; мастер отделочных строительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scales of academic subjects difficulties for the teaching pro-cess in vocational and training schools

In accordance with hygienismscales of Academic subjects difficulties studied in the 1, 2, 3 years of vocational and training schools while teaching different specialties (including service technicians, operators, repairmen, assistant engine drivers, masters of finishing work) have been worked out.

Текст научной работы на тему «Применение шкал трудности учебных дисциплин для организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования»

38

ЗНиСО АПРЕЛЬ №4 (253)

ся с возрастом. При этом ее динамика в 2007 и в 2011 гг. идентична.

Заключение. Таким образом, распределение детей по группам здоровья имеет стабильный характер и согласуется с данными по Юго-Западному административному округу города Москвы и результатами Всероссийской диспансеризации детского населения 2002 г. Более половины осмотренных детей имели вторую группу здоровья, около одной трети — первую. Было отмечено постепенное сокращение с возрастом доли не болеющих детей.

Ежегодно увеличивается число детей и подростков-школьников, состоящих на учете в поликлинике. Это происходит не только за счет роста детского населения, но и за счет увеличения доли осмотренных детей.

Выявляемые при профилактических осмотрах функциональные нарушения (нарушение слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз и нарушение осанки) сокращаются в динамике, но в возрастном аспекте имеет место увеличение числа детей с указанными отклонениями, за исключением распространенности дефектов речи.

нина, Т.В. Голуб, Н.А. Горбачева //Здоровье населения и среда обитания, 2014. № 1 (250). С. 42—44. Войцеховская Ж.И. и др. Особенности формирования здоровья детей первого года жизни в условиях мегаполиса //Мат. IX Всероссийского Конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» / Ж.И. Войцеховская, Р.Н. Терлецкая. М., 2010. С. 255—257. Иваненко А.В. и др. Состояние здоровья детского и подросткового населения Москвы и его связь с социально-гигиеническими факторами / А.В. Иваненко, И.Ф. Волкова, А.П. Корниенко [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 2. С. 28—29. Кича Д.И. и др. Распространенность и структура заболеваемости детей младшего школьного возраста г. Москвы по результатам профилактических медицинских осмотров / Д.И. Кича, М.В. Сухинин, М.В. Худайбергенова //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 7 (220). С. 17—20.

Максимова Т. М. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России / Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина [и др.] М.: ПЕРСЭ, 2008. 367 с.

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»). Широкова В.И. и др. Мониторинг диспансеризации детского населения: состояние и задачи по повышению его эффективности / В.И. Широкова, А.Д. Царегородцев, Б.А. Кобринский, Я.В. Воропаева //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. Т. 54. № 4. С. 4—10.

g

S

ЛИТЕРАТУРА

Бородулина Т.В. и др. Роль диспансеризации в оценке здоровья детей / Т.В. Бородулина, Н.Е. Санникова, Л.Н. Ма-лямова, С.В. Татарева // Уральский медицинский журнал. 2011. № 7. С. 29—38.

Беляев Е.Н. и др. Основные результаты деятельности информационного бюллетеня «Здоровье населения и среда обитания» / Е.Н. Беляев, А.И. Верещагин, С.В. Селю-

Контактная информация:

Сухинин Михаил Вячеславович, тел.: (495) 433-31-45, e-mail: [email protected]

Contact information:

Sukhinin Mikhail, phone.: (495) 433-31-45, e-mail: [email protected]

УДК 613.956:377

ПРИМЕНЕНИЕ ШКАЛ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Киек1, Е.Б.Новикова2 1ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар 2ГАОУ НПО Профессиональное училище № 1, г. Краснодар

В соответствии с гигиеническими требованиями разработаны шкалы трудности учебных дисциплин, изучаемых на 1,2,3 курсах профессионального училища при обучении различным специальностям: слесарь-ремонтник; станочник широкого профиля; слесарь по ремонту автомобиля; помощник машиниста тепловоза; мастер отделочных строительных работ. Ключевые слова: профессиональное училище, учебное расписание, шкалы трудности дисциплин, умственная работоспособность.

O. V. Kiyok, E.B. Novikova □ SCALES OF ACADEMIC SUBJECTS DIFFICULTIES FOR THE TEACHING PROCESS IN VOCATIONAL AND TRAINING SCHOOLS □ SBEI HPL «The Kuban State Medical University», Krasnodar; SAEIJPE Professional School № 1, Krasnodar □ In accordance with hygienismscales of Academic subjects difficulties studied in the 1, 2, 3 years of vocational and training schools while teaching different specialties (including service technicians, operators, repairmen, assistant engine drivers, masters of finishing work) have been worked out. Key words: vocational and training school, timetable, scales subject difficulties, task performance.

При обучении в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) учащиеся попадают в среду, отличную от школьной: интенсификация учебного процесса, связанная с одновременным обучением общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам специальности, необходимость формирования нового динамического стереотипа обучения, формирование трудовых навыков, связанных с обучением специальности, предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам подростка, находящегося в процессе биологической, психологической и социальной перестройки, что может сказаться не

только на состоянии его психического и физического здоровья, но и повлиять на качество освоения профессиональных знаний и умений [1, 5]. Обучение в УНПО сопровождается повышением работоспособности, успеваемости и укреплением здоровья подрастающего поколения только при правильном соотношении умственной и физической деятельности, рациональном чередовании режима труда и отдыха, а также при соблюдении санитарно-гигиенических требований к условиям обучения [3, 6, 7]. По данным информационной статистики, в настоящее время в образовательном пространстве Краснодарского края функ-

АПРЕЛЬ №4 (253)

39

ционируют 42 государственных образовательных учреждения начального профессионального обО разования, которые осуществляют подготовку 5? по 80 специальностям. Не смотря на то что все учреждения начального профессионального образования Краснодарского края лицензированы и аккредитованы на ведение образовательной деятельности по всем специальностям, имеются ¡-^ сложности в медицинском обеспечении учащихся, санитарно-техническом оснащении учреж-^ дений, не позволяющие создать оптимальные ЕЕ условия для обучения. В этих условиях наиболее 3 управляемым звеном в организации учебного про-

■_ цесса является составление учебного расписания,

предусматривающее строгое соответствие учебно-производственной нагрузки возрастным и функциональным возможностям организма подростка с учетом анатомо-физиологических особенностей этого возраста и специфики обучения. Особое значение имеет распределение в течение недели разных по характеру предметов: специальных, гуманитарных, естественно-математических, уроков физкультуры, отличающихся сложностью и трудностью в соответствии с динамикой дневной и недельной работоспособности [4]. При составлении учебного расписания в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) методисты руководствуются СанПиН 2.4.3.1186—03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Однако в данном нормативном документе, регламентирующем учебный процесс в УНПО, отсутствует четкое распределение дисциплин по степени сложности и трудности как общеобразовательных, так и дисциплин специальности, позволяющее организовать учебный процесс по расписанию в соответствии с гигиеническими требованиями.

На основании вышеизложенного нами, при участии студентов и педагогов УНПО Краснодарского края, разработаны шкалы сложности учебных дисциплин, изучаемых на 1, 2, 3 курсах при обучении различным специальностям: слесарь-ремонтник; станочник широкого профиля; мастер отделочных строительных работ; слесарь по ремонту автомобиля; помощник машиниста тепловоза. При разработке шкал трудности предметов в основу брали успеваемость учащихся и тяжесть предмета по субъективной оценке учащихся и экспертной оценке специалистов [2]. Учащиеся 1, 2, 3 курсов и преподаватели, не советуясь друг с другом, проставляли свои собственные оценки трудности (сложности) предметов в баллах (1—3 — очень легкий, 4—6 — легкий, 7—8 — трудный, 9—10 — очень трудный).

Полученные результаты подвергались математической обработке, и каждому предмету, с учетом анализа успеваемости, присваивался балл по степени сложности.

Составление расписания является достаточно трудоемким и ответственным мероприятием. При его составлении исходят из технических возможностей, количества учебных помещений и штатного обеспечения учебного заведения. Используя

разработанные шкалы сложности предметов, изучили соответствие гигиеническим требованиям фактического расписания в училище. При этом обращали внимание на распределении учебных предметов в соответствии их сложности с дневной и недельной динамикой работоспособности, чередование различных видов деятельности; наличие сдвоенных дисциплин, отсутствие разрыва между днями производственного обучения. Выявлено несоответствие гигиеническим требованиям практически по всем специальностям.

Руководствуясь разработанными нами шкалами сложности дисциплин, составили расписание для учащихся 1, 2 и 3 курсов на базе 9 классов с учетом модульной организации учебного процесса, отвечающее физиологическим и гигиеническим требованиям.

Для оценки влияния расписания, составленного с учетом гигиенических требований, на работоспособность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на примере ПУ № 1 г. Краснодара изучили работоспособность учащихся в двух группах: занимающихся по расписанию, составленному с учетом гигиенических требований (использованы шкалы трудности дисциплин) — опытная группа и контрольная группа учащихся, занимающихся по расписанию, составленному без учета физиологических и гигиенических требований. Умственную работоспособность оценивали у 120 учащихся с применением буквенных корректурных таблиц по В.Я. Анфимову, которые позволяют определить функциональное состояние организма в процессе его деятельности. Данная методика, используемая для оценки работоспособности учащихся в учреждении начального профессионального образования, не нарушает педагогического процесса, не отнимает много времени и не утомляет ребят. Установлены существенные отличия в показателях, отражающих умственную работоспособность учащихся контрольной и опытной групп: в контрольной группе стандартизация общих ошибок составляет — 15,78; стандартизация ошибок на дифференцировку — 11,65; коэффициент продуктивности — 40,28; в опытной группе данные показатели распределились соответственно 3,85; 1,01; 46,62 .

Выводы. Изучение в УНПО общеобразовательных и специальных дисциплин увеличивает нагрузку на обучающихся и создает определенные трудности при составлении учебного расписания.

Функциональное состояние организма подростков и уровень работоспособности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования находятся в прямой зависимости от учебного расписания, составленного с учетом гигиенических требований.

Разработанные шкалы трудности учебных дисциплин для учащихся 1, 2, 3 курсов ПУ позволили составить учебное расписание с учетом гигиенических требований и могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе при составлении учебного расписания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. и др. Медицинские и социальные аспекты

адаптации современных подростков к условиям воспи-

40

ЗНиСО

тания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. 352 с.

Гребняк Н.П. и др. Интегральная оценка трудности учебных предметов \ Н.П. Гребняк, С.А. Щудро //Гигиена и санитария. 2010. № 1. С. 73—75.

Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников / И.Г. Зорина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 17—18 Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений санитарно-эпидемиологической службы /В.Р. Кучма // М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. 523 с.

Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста: Монография / Под ред.

В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой //М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. 198 с.

6. Минибаев Т.Ш. и др. Бюджет времени, успеваемость и адаптация учащихся профильных классов «Школа-вуз» /Т.Ш. Минибаев, К.Т. Тимошенко, Г.А. Гончарова //Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 67—69.

7. Сетко Н.П. и др. Роль здоровьесберегающих технологий в формировании работоспособности гимназистов-первоклассников с различным уровнем «школьной зрелости» / Н.П. Сетко, А.С. Лозинский, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 6 (243).С. 33—36_

Контактная информация:

Киек Ольга Васильевна, тел.: 8 (918) 14-14-321, е-mail: о^. [email protected]

Contact information: ffiek Olga,

рЬопе: 8 (918) 14-14-321, е-mail: о^а. [email protected]

g

S

УДК 614.7 611.012.2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Л.А. Балыкова1, Т.И. Корнилова2, Н.А. Степанов3 1 2ФБОУ ВПО Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, медицинский институт 'Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия

Проведен анализ эпидемиологии и причин формирования кардиоваскулярной заболеваемости детей на территории Мордовии. Случаи ВПР в большинстве случаев рассматриваются как отдаленное последствие мутагенного воздействия факторов среды обитания на здоровье родителей. Ключевые слова: кардиоваскулярная заболеваемость, врожденные пороки сердца, образ жизни, окружающая среда.

L.A. Balykova, T.I. Kornilova, N.A. Stepanov □ ACTUAL PROBLEMS OF CARDIOLOGICAL INCIDENCE OF CHILDREN OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA □ Mordovian state University, Medical Institute; Department of Rospotrebnadzor for the Republic of Mordovia □ Problems of cardiovascular morbidity of children have been investigated by the example of the Republic of Mordovia. Cardiovascular disease children are shaped by many factors, among which an important place is occupied by lifestyle and profession of parents, environmental factors. Key words: cardiovascular morbidity, congenital heart disease, lifestyle and environment.

Важной проблемой региона являются высокие показатели распространенности врожденных пороков развития детей (далее ВПР), в т. ч. врожденных пороков сердца (далее ВПС). Ежегодная частота ВПР в различных странах мира составляет 20—60 на 1 000 рожденных (Hereditary effects of radiation, 1999, Булыженков В. Э., 2003). В начале XXI века распространенность ВПС по РМ составила 38,0—23,7 %о, а заболеваемость 4,3—5,5 %о, что в 2,0—4,5 раза превышало среднероссийские показатели (рис.). По мнению академика Л.А. Бокерии столь высокие цифры должны стать предметом тщательного изучения [3].

Более половины врожденных аномалий развития возникает как следствие неблагоприятного

7 б 5 4 З 2 l О

действия факторов внешней среды и мультифак-торных влияний. Наиболее изученными факторами являются состояние матери во время беременности, вредные привычки, профессиональные вредные факторы и репродуктивная функция родителей. При этом роль поллютантов окружающей среды на риск развития врожденных пороков развития изучена недостаточно [6].

Установлено, что первичная заболеваемость детей врожденными пороками развития статистически связана с общим объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, пестицидной нагрузкой на сельскохозяйственные угодья и площадью химической обработки. На многих территориях среди ВПР преобладают пороки сердца [7, 8].

2,5 2,6

1'9 1,6 Y/////////À

I

АЛ # # # # <§?> # # # # # ^

Рис. Динамика числа впервые выявленных ВПС у детей 0—14 лет в РМ (на 1000 детей)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.