24
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2012. 181 с.
4. Степанова М.И. и др. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе / М.И. Степанова, И.Э. Александрова, З.И. Сазанюк, Б.З. Воронова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5. С. 12—4.
5. Текшева Л.М. и др. Гигиенические аспекты использования компьютерных средств обучения в системе общего образования / Л.М. Текшева,
Е.В. Элькснина, М.А. Перминов //Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 65—9.
УДК 613.955
Контактная информация:
Березина Надежда Олеговна, тел.: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected] Contact information:
Berezina Nadezhda, phone: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]
V-
ОПТИМИЗАЦИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО РАСПИСАНИЯ В ШКОЛЕ
И.Э. Александрова
ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия
Представлены результаты исследования факторов утомительности школьных уроков с целью создания обновленной шкалы трудности учебных предметов для построения гигиенически рационального школьного расписания, отвечающего физиологическим особенностям умственной работоспособности учащихся и препятствующего их переутомлению в процессе обучения. Предложен алгоритм автоматизированной процедуры гигиенической оценки учебного расписания для оптимизации проведения социально-гигиенического мониторинга образовательного процесса в школе. Ключевые слова: школьники, утомительность урока, гигиеническая оценка, учебное расписание.
I.E. Aleksandrova □ OPTIMIZATION OF THE HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL TIMETABLE AT SCHOOL □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.
The results of the study of factors of fatigue of school lessons are presented with a view to create an updated scale of difficulty of school subjects for the construction of hygienic rational school schedule, which corresponds to physiological characteristics of mental working capacity of students and prevents them from fatigue during training. The article offers the algorithm for automated procedures for hygienic assessment timetable for the optimization of socio-hygienic monitoring of the educational process at school.
Key words: schoolchildren, the fatigue of the lesson, hygienic assessment, school timetable.
Показатели здоровья современных школьников, проводящих в условиях школы не менее трети суток, имеют отчетливые негативные тенденции [3]. Установлено, что из общего комплекса факторов внутришкольной среды наибольший вклад в изменчивость показателей здоровья обучающихся вносят показатели, связанные с организацией образовательного процесса (объем учебной нагрузки, продолжительность учебного дня, учебной недели, организация перемен, урока, учебного расписания и т. п.), притом что эти факторы являются наиболее управляемыми и их оптимизация не требует особых материальных затрат [2]. Однако, по данным Роспотребнадзора, в последние годы максимальный рост нарушений гигиенических требований выявлен именно в организации образовательного процесса [4].
Основной структурной единицей образовательного процесса является урок, встроенный в систему учебного расписания. В гигиенически оптимальной структуре урока и учебного расписания и заключен основной потенциальный резерв здоровьесберегающей составляющей организации образовательного процесса, от которой зависит поддержание высокой работоспособности, оптимального функционального состояния организма, отсутствие чрезмерного утомления и в конечном счете сохранение здоровья и гармоничное развитие обучающихся.
В деятельности органов Роспотребнадзора по оценке внутришкольной среды анализ учебного расписания является одной из самых трудоемких задач. При наличии общих принципов построения расписания отсутствует комплексный подход к его интегральной оценке. В настоящее время
АВГУСТ №8 (269)
25
0 Трудность учебных предметов В Возрастно-половые особенности учащихся
□ Условия обучения
■ Индивидуальные склонности и способности учащихся
□ Прочие факторы
Рис. 1. Факторы, формирующие утомительность урока
за основу оценки берется учет трудности учебных предметов с последующим распределением их в течение учебного дня и недели и сравнением полученной кривой с классической кривой умственной работоспособности. Необходимость обновления шкал трудности учебных предметов для дальнейшего создания автоматизированной гигиенической оценки учебного расписания и обусловило актуальность проведенного медико-социального исследования.
Цель исследования — определить утомительность современных уроков и трудность учебных предметов на основе их субъективной оценки учащимися, условно выраженной в баллах, для создания автоматизированной гигиенической оценки учебного расписания.
Материалы и методы. Проведено медико-социальное исследование более тысячи российских школьников 5-9 классов, выполненное с помощью специально разработанной анкеты. Статистическую обработку полученных данных провели средствами параметрического и непараметрического анализа.
Для выявления степени взаимосвязи изучаемых с помощью анкетного опроса характеристик утомительности урока был применен многомерный факторный анализ. Его результатом является получение новых интегральных показателей, вклад которых характеризуется величиной дисперсии. Выделили четыре значимых фактора, формирующих понятие «утомительность урока» и составляющих 80,6 % общей дисперсии (рис. 1).
Методом логической интерпретации определили значение выявленных факторов. Первый комплекс показателей характеризует собственно трудность, сложность учебных предметов, которая тесно связана с успеваемостью и продолжительностью выполнения домашних заданий (коэффициенты корреляции 0,52—0,93). Вклад данного фактора в общую дисперсию наибольший — 33,8 %, что говорит о его значимости в исследуемой проблеме. Второй фактор (20,5 %) отражает взаимосвязь учебной мотивации, предпочтения учебных предметов с поло-личностными
особенностями ребенка, его эмоциональным состоянием, возрастом и, следовательно, классом обучения (коэффициенты корреляции — 0,46—0,90). Третий фактор (15,3 %) связан с условиями обучения и включает показатели, определяющие специфические условия образовательного учреждения, классного коллектива (коэффициенты корреляции - 0,50—0,93). Четвертый фактор (11,1 %) интерпретировали как «индивидуальные способности и склонности учащихся» (коэффициенты корреляции — 0,49—0,90).
Методами многомерного статистического анализа выявлена многокомпонентность понятия утомительности урока, включающего в себя собственно трудность учебного предмета (сложность, объем, новизна и т.д.), состояние организма ребенка (возрастно-половые и индивидуальные особенности личности, способности и наклонности, возможность их оптимальной реализации, эмоциональный настрой) и условия обучения, что объективно подтверждает научные наработки, имеющиеся по данной проблеме. В связи с тем, что управление всеми факторами, определяющими утомительность урока в школьных организованных коллективах, проблематично, именно учет трудности учебного предмета положен в основу построения гигиенически оптимального учебного расписания.
Шкала трудности учебных предметов для основной школы, разработанная на основе полученных результатов, рекомендована к использованию при составлении расписания занятий и представлена существующих нормативных документах [1, 5]. Для наглядности полученных данных по трудности учебных предметов и для их группировки использовали кластерный анализ, позволивший распределить 15 базисных учебных предметов по степени их трудности на следующие группы (кластеры): 1-я группа — русский язык, литература, география, история, информатика;
2-я группа — иностранный язык и алгебра;
3-я — физика, химия и геометрия; 4-я — биология; 5-я — ИЗО, технология, музыка, физкультура (рис. 2). Данную информацию целесообразно учитывать при необходимости замены предметов в расписании, используя
26
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
10
15
Условные единицы 210 225
у ч
Е Б Н Ы Е
П Р Е
д
М Е
Т Ы
Русский язык
Литература
География
История
Информатика
Иностранный
Алгебра
Физика
Химия
Геометрия
Биология
ИЗО
Технология
Музыка
Физ-ра
I
I
Рис.2. Дендрограмма взаимосвязей учебных предметов по степени их трудности
для этого примерно равноценные по трудности учебные предметы (находящиеся в одной группе).
Использование информационных, цифровых технологий и компьютерной техники существенно расширяет возможности рационального с позиции гигиены составления школьного расписания. Уже существует множество автоматизированных программ, учитывающих физиолого-гигиенические основы его построения, сочетающих принципы здоровьесбережения школьников с интересами и возможностями администрации и педагогического коллектива школы.
Алгоритм автоматизированной процедуры гигиенической оценки учебного расписания (для каждого классного коллектива) нам представляется следующим образом:
1. Оценка соответствия между дневными кривыми распределения трудности учебных предметов и дневной кривой умственной работоспособности учащихся;
1.1. Определение степени трудности предметов каждого дня учебной недели (в баллах);
1.2. Построение дневных кривых распределения трудности учебных предметов;
1.3. Сравнение каждой из дневных кривых распределения трудности учебных предметов с дневной кривой умственной работоспособности учащихся;
2. Оценка соответствия между недельной кривой распределения трудности учебных предметов и недельной кривой умственной работоспособности учащихся;
2.1. Подсчет суммарной степени трудности предметов за каждый учебный день (в баллах);
2.2. Построение недельной кривой распределения трудности учебных предметов;
2.3. Сравнение недельной кривой распределения трудности учебных предметов с дневной кривой умственной работоспособности учащихся;
3. Оценка соответствия фактического максимально допустимому количеству уроков в день для данной возрастной группы;
4. Выявление наличия чередования предметов различного профиля (естественно-математического и гуманитарного), разной направленности (с преобладанием динамического и статического компонента) в динамике учебного дня;
5. Выявление наличия чередования предметов различного профиля (естественно-математического и гуманитарного), разной направленности (с преобладанием динамического и статического компонента) в динамике учебной недели;
6. Определение наличия не менее 3-х уроков физкультуры в неделю;
7. Итоговая гигиеническая оценка учебного расписания с рекомендациями по его оптимизации.
Создание автоматизированной процедуры гигиенической оценки учебного расписания с использованием обновленных шкал трудности учебных предметов будет способствовать оптимизации проведения
АВГУСТ №8 (269)
27
социально-гигиенического мониторинга образовательного процесса в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова И.Э. и др. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников / И.Э. Александрова, М.И. Степанова, А.С. Седова // Школа здоровья. 2009. № 1. С. 15—9.
2. Гозак С.В. и др. Способ оценки здоровьесбере-гающей функции организации учебного процесса в общеобразовательных школах / С.В. Гозак, Е.Т. Елизарова, А.Н. Парац //Здоровье и окружающая среда: Сборник научных трудов. Минск, 2014. Т. 2. Вып. 24. С. 77—81.
3. Кучма В.Р. и др. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина, М.И. Степанова [и др.] М.: ФГБНУ НЦЗД. 2014. 304 с.
4. Сафонкина С.Г. и др. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических мероприятий в образовательных учреждениях РФ и Москвы / С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов, И.Э. Александрова, А.С. Седова, Т.В. Шумкова //Здоровье населениея и среда обитания. 2011. № 12. С. 13—6.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821—10.
Контактная информация:
Александрова Ирина Эрнстовна, тел.: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]
Contact information: Aleksandrova Irina, рИопе: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]
УДК 613.955
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА
УЧЕБНОГО РАСПИСАНИЯ
А.С. Седова
ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия
Рациональное распределение статического и динамического компонентов образовательного процесса способствует профилактике утомления обучающихся, а также укреплению их здоровья. В статье приведен анализ 98расписаний учебных занятий пяти московских школ, в результате которого выявлено, что при составлении расписания занятий уроку физической культуры не уделяется должного внимания. Ключевые слова: урок физической культуры; расписание учебных занятий.
A.S. Sedova □ HYGIENIC ASSESSMENT OF DYNAMIC COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL TIMETABLE □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.
Rational distribution of static and dynamic components of the educational process contributes to the prevention of fatigue of students, as well as the strengthening of their health. The article analyzes the schedule of studies 98 class groups five Moscow schools. It was revealed that in the preparation of the timetable of lessons of physical culture have been neglected. Key words: physical education class; schedule training sessions.
Необходимым условием сохранения и укрепления здоровья, развития функциональных резервов организма детей и подростков является адекватная возрасту физическая активность [1]. Широкая распространенность гипокинезии приводит к росту неинфекционных заболеваний и ухудшению здоровья населения во многих странах. На фоне физической инертности многие авторы отмечают слабую физическую подготовленность (ФП) современных детей и подростков [2—4]. По данным исследований около 70 % выпускников школ не могут выполнить контрольные нормативы по ФП [5].
Установлено, что подростки конца XX века на 10—12 % слабее сверстников 80-х годов и на 18—21 % — ровесников 70-х годов [6].
Приоритетными задачами является модернизация физического воспитания, в том числе в образовательных организациях [7]. С 2011—2012 учебного года в базисный учебный план общеобразовательных организаций введен третий урок физической культуры [8]. С 2016 года образовательные организации страны внедряют Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (Комплекс «ГТО») с целью активного вовлечения обучающихся в