Научная статья на тему 'Об оценке учебной нагрузки студентов младших курсов медицинского колледжа'

Об оценке учебной нагрузки студентов младших курсов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
351
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оценке учебной нагрузки студентов младших курсов медицинского колледжа»

Различия во всех случаях между основной группой и контрольной репрезентативны (Р<0,001). Наиболее низкое значение в основной группе имеет работа специалистов, связанная с указанием рекомендаций по лечению и профилактике беременной. Этот вид деятельности имеет также низкую величину и в контроле (Р<0,001). Соблюдение прав пациентов является одинаковым в обоих случаях и у подавляющего числа беременных выполняется (Р>0,05). Величина интегрального показателя, так и большинство составляющих КМП беременным значительно ниже с СТГ.

Углубленное исследование диагностических и лечебных мероприятий, как наиболее сложных и важных видов деятельности специалистов, позволило выявить в структуре каждого из них наиболее негативные элементы, снижающие КМП. Оценка диагностических мероприятий базировалась на основе анализа 10 элементов: оценки жалоб беременных, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, объективного и локального статуса, предварительного диагноза, плана обследования и лечения, лабораторного обследования, инструментального обследования, неотложной помощи и консультаций специалистов. Структура выполненных лечебных мероприятий включала медикаментозное лечение, инструментальное, физиотерапевтическое лечение, контроль состояния больного. Качество лечения в основной группе беременных достоверно ниже, чем в контроле. Регулярность осмотра пациентов в сравниваемых группах одинакова и характеризуется несущественным различием (Р>0,05).

Заключение. Улучшению КМП беременным с СТГ будут способствовать рост уровня диагностического обследования, соответствие лечебных мероприятий стандарту, улучшение оформления медицинской документации и выработка лечебнопрофилактических рекомендаций с учетом факторов риска.

Литература

1. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению.- Ч. III,.— М., 2003.- С. 292-333.

2. Пастухова Л.Ю. и др. // Сист.анализ и управление в биомед. системах.— 2006.— Т. 5, № 1.— С. 83—86.

3. Пестрикова Т.Ю. и др. // Акуш-во и гинекол.— 2006.— №2.— С. 55—58.

4. Powers R.W.//Am J of Obst and Gynecol.— 2005.— Vol. 193, №1.— P. 185—191.

УДК 613.865:377.018.5

ОБ ОЦЕНКЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

А.М. АСЛОНЬЯНЦ, Е.П. НЕФЁДОВА, П.В. НЕФЁДОВ, Н.В. КОЛЕСНИКОВА*

Качество жизни в детском и подростковом возрасте формирует уровень здоровья в последующие годы, а здоровье населения является одним из важнейших факторов экономического роста и обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем, главный санитарный врач РФ, оценивая итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

населения страны, отметил, что за последние 5 лет общая заболеваемость детей и подростков возросла, отмечается ухудшение показателей их физического развития и нарастание процессов децелерации. Модернизация образования сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возрастающие учебные нагрузки на учащихся превышают их функциональные возможности [5].

В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы» [6] предусматривается сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний среди всего населения и целенаправленных конкретных мероприятий в группах населения повышенного риска. К такой группе обоснованно можно отнести студенческую молодежь, так как в настоящее время наблюдается ухудшение здоровья подростков на пороге их вступления в трудоспособный и репродуктивный возраст [2]. Особого внимания заслуживают девушки-подростки, так как они чаще, чем юноши страдают заболеваниями органов

* 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. Кубанский ГМУ, кафедра гигиены с экологией: [email protected]

дыхания, зрения и пищеварения, имеют большие нагрузки на нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую системы [10].

Одной из наиболее важных задач системы среднего профессионального образования является обеспечение эффективной адаптации организма учащихся к условиям обучения. На фоне интенсификации образовательного процесса, изменяющихся форм и методов преподавания, происходят адаптивные функциональные изменения, сопровождающиеся значительным напряжением ком-пенсаторно-приспособительных механизмов, что непосредственно сказывается на состоянии психического и соматического здоровья учащихся. Развитие функциональных нарушений, связанных с восприятием и переработкой большого объема информации в условиях дефицита времени, выполнением значительной части работы в вечернее и ночное время, а также хронические эмоционально-стрессовые ситуации затрудняют процесс адаптации и нередко приводят к нервным срывам [7]. Важно, что проблема адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для средней специальной и высшей школ, касается, прежде всего, учащихся младших курсов [9]. Изменение динамического стереотипа и образа жизни на первом курсе требуют от учащихся проявления упорства и настойчивости в приобретении общеобразовательных и специальных знаний и практических навыков. Для оздоровления подростков необходимо комплексное решение: сохранение здоровьесберегающей инфраструктуры

образовательного процесса и внедрение щадящих методик обучения, в т.ч. рациональной организации учебного процесса [3].

Медицинские колледжи осуществляют подготовку работников со средним образованием по специальностям: сестринское, лабораторное, акушерское дело, фармация и другие. В них обучаются, в основном, девушки-подростки 15-18 лет на базе 9 или 11 классов общеобразовательной школы. Учебный процесс

предусматривает соблюдение соответствующих гигиенических требований к составлению расписания, так как от него в значительной степени зависит результативность учебных занятий, работоспособность и степень утомления учащихся [1, 4]. Проведенный нами анализ расписания занятий учащихся медицинского колледжа показал его несоответствие гигиеническим требованиям. Расписание составлено без учета недельной динамики умственной работоспособности учащихся. В некоторые дни одни и те же дисциплины проводятся в течение 2-3 пар подряд, имеет место недостаточная физическая активность студентов, что также может способствовать переутомлению учащихся. После учебных занятий 56,4% опрошенных отмечали чувство усталости, головную боль. Традиционной формой гигиенической оценки расписания занятий является использование ранговой шкалы трудности предметов, предложенной И. Г. Сивковым [8]. В этой шкале отсутствуют общеобразовательные дисциплины, такие как информатика, профильные дисциплины и др. В доступной литературе мы не встретили схемы и подходов для гигиенической оценки расписания занятий учащихся медицинского колледжа.

Цель исследования — провести экспертную оценку учебного расписания для студентов младших курсов медицинского колледжа и разработать обоснованные с физиологических позиций рекомендации по его совершенствованию для создания наиболее комфортных условий умственной работы студентов и улучшения успеваемости. Задачами работы явились составление ранговой шкалы трудности предметов и формирование ежедневной учебной нагрузки для студентов 1-2 курсов.

Таблица 1

Экспертные оценки трудности дисциплин, изучаемых студентами 1 курса медицинского колледжа на базе 9 классов общеобразовательной школы

Наименование Присвоенный Наименование Присвоенный

дисциплины балл дисциплины балл

Химия 11 География 6

Ин. язык 10 Биология 5

Физика 9 Экология 5

Математика 9 ОБЖ 4

Информатика 9 Методика 3

учебы

Русский язык 7 Библиот. дело 2

История 6 Физкультура 1

Обществознание 6

Материал и методы. Студенты медицинского колледжа не изучают такие общеобразовательные предметы как литература, астрономия, регионоведение. В их расписание введены специальные дисциплины. Базисный план включает общие гуманитарные

и социально-экономические, математические и общие естественные, общепрофильные и специальные дисциплины.

При составлении шкалы трудности предметов нами использованы экспертные оценки трудности изучаемых дисциплин, выведенные нами на основании результатов опроса учащихся, балльной оценки преподавателями трудности дисциплин, а также материалов пробных оценок в натурных условиях (табл. 1).

Дальнейшие расчеты проводили в 3 этапа.

Первый этап. Для определения в баллах недельной валовой учебной нагрузки студентов 1-го курса медицинского коллед-жа, обучающихся на базе 9-ти классов общеобразовательной школы, анализировали недельные расписания шести учебных групп студентов. Используя экспертные оценки трудности дисциплин (табл.1), вычисляли ежедневную фактическую (ФУН) и недельную нагрузки в баллах для каждой группы, затем рассчитывали среднюю недельную валовую учебную нагрузку в баллах (ВУН). Для студентов 1-го курса ВУН составила 150,2 балла (в нашем случае: 126+105+133+140+212+185 = 901:6 = 150,2).

Второй этап. Учитывая классическую физиологическую недельную динамику умственной работоспособности, распределяли учебную нагрузку по дням недели (УНь6) в процентах от ВУН, которую принимали за 100% (табл. 2):

Таблица 2

Процентное распределение учебной нагрузки по дням недели в %% (УН1...6) для студентов медицинских колледжей с учетом физиологической динамики недельной работоспособности

День недели УН, % День недели УН, %

Понедельник УН, = 15 Четверг УН 4 =18

Вторник УН 2 = 16,7 Пятница УН 5 = 16,7

Среда УН з = 19,4 Суббота УН 6 = 14,2

Третий этап. Рассчитывали должную (допустимую) учебную нагрузку в баллах за каждый день недели (ДУН^):

ДУН1-6 = ВУН • УН1...6 /100 (табл.3), где ВУН = 150,2 балла.

Таблица 3

Должная учебная нагрузка по дням недели в баллах для студентов 1 курса медицинского колледжа на базе 9-ти классов общеобразовательной школы

День недели ДУН (шіп-шах), балл День недели ДУН (шіп-шах), балл

Понедельник ДУН1=22,5(21-23) Четверг ДУН4=27,0(26-28)

Вторник ДУН2=25,1(24-26) Пятница ДУН5=25,1(24-26)

Среда ДУНз=29,1(28-30) Суббота ДУН6=21,3(20-22)

Так же, как и для студентов 1 курса на базе 9-ти классов общеобразовательной школы, проводили экспертную оценку труд- ности дисциплин, изучаемых ими на 2-м курсе (табл. 4). Одновременно проводили экспертную оценку трудности дисциплин, изучаемых на 1 курсе студентами, обучающимися на базе 11-ти классов общеобразовательной школы.

Таблица 4

Экспертные оценки трудности дисциплин, изучаемых студентами 2 курса медицинского колледжа на базе 9-ти классов и студентами 1-го курса на базе 11-ти классов общеобразовательной школы

Наименование балл Наименование Балл

дисциплины дисциплины

Химия 11 Основы биохимии 11

Фармакология 10 Основы микробиологии 10

Основы анатомии и физиологии 10 Гистология 10

Основы патологии 9 Техника и методы Лабораторного исследования 9

Основы сестр. дела 8 Внутренние болезни основами сестр. дела 8

Гигиена и экология 7 Биология с экологией 7

Иностранный язык 6 Латинский язык 6

Основы философии 5 Культурология, медицинская этика и деонтология 5

и религии

История медицины 5 Психология 5

Математика 4 Основы экономики 4

Русский язык 3 Информатика 2

Физ культура 1

Далее вычисляли ежедневную балльную нагрузку, используя экспертные оценки трудности дисциплин из расписания (табл. 4), суммировали ежедневные нагрузки, вычисляли валовую недельную учебную нагрузку в баллах. У студентов 2-го курса, обучающихся на базе 9-ти классов, как и у студентов 1 курса, обучающихся на базе 11-ти классов, ВУН составила 154,3 балла.

С учетом недельной динамики работоспособности (табл. 2), рассчитывали для них должную ежедневную нагрузку (табл. 5).

Таблица 5

Должная учебная нагрузка по дням недели в баллах для студентов 2 курса на базе 9 классов и студентов 1-го курса на базе 11 классов общеобразовательной школы с учетом физиологической динамики недельной работоспособности

День недели ДУН (шіп-шах), балл День недели ДУН (шіп-шах), балл

Понедельник ДУН1 = 23,1 (22-24) Четверг ДУН4 = 27,8 (27-29)

Вторник ДУН2 = 25,8 (25-27) Пятница ДУН5 = 25,8 (25-27)

Среда ДУНз = 29,9 (29-31) Суббота ДУН6 = 21,9 (21-23)

Базируясь на данных, приведенных в табл. 1-5, проводили гигиеническую оценку расписаний.

Пример. «Сестринское дело», 1-й курс на базе 9-ти классов общеобразовательной школы. В расписании предусмотрено преподавание за неделю 8 дисциплин.

Понедельник: 1. физика (9 баллов); 2. физика (9 баллов); 3. биология (5 баллов); 4. ОБЖ (4 балла); 5. информатика (9 балов). Всего за день: ФУН = 36 баллов, что составляет 25,5% от валовой недельной учебной нагрузки, тогда как в понедельник ДУН1 должна быть 22,5 балла (табл. 3), или 15,0% (УН1 по табл. 2) от недельной учебной нагрузки.

Вторник: 1. методика учебы (3 балла); 2. физическая культура (1 балл); 3. биология (5 баллов); 4. обществознание (6 баллов); 5. обществознание (6 баллов). Всего за день: ФУН = 21 балл, что составляет 14,9% от валовой недельной учебной нагрузки, тогда как во вторник ДУН2 должна быть 25,1 балла, или 16,7% (УН2 по табл. 2) от недельной учебной нагрузки.

Среда: 1. обществоведение (6 баллов); 2. физическая культура (1 балл); 3. физика (9 баллов); 4. физика (9 баллов). Всего за день: ФУН = 25 баллов, что составляет 17,7% от валовой недельной нагрузки, тогда как в среду ДУН3 должна быть 29,1 балла, или 19,4% (УН3 по табл. 2) от недельной учебной нагрузки.

Четверг: 1. информатика (9 баллов); 2. библиотечное дело (2 балла); 3. библиотечное дело (2 балла); 4. физкультура (1 балл). Всего за день: ФУН=14 баллов, что составляет 9,9%, от валовой недельной нагрузки, а в четверг ДУН4 должна быть 27,0 баллов, или 18% (УН4 по табл. 2) от недельной учебной нагрузки.

Пятница: 1. информатика (9 баллов); 2. информатика (9 баллов); 3. физическая культура (1 балл); 4. физика (9 баллов); 5. физика (9 баллов). Всего за день: ФУН = 37 баллов, что составляет 26,2% от валовой недельной учебной нагрузки, тогда как в пятницу ДУН5 должна быть 25,1 балла, или 16,7% (УН2 по табл. 2) от недельной учебной нагрузки.

Суббота: 1. библиотечное дело (2 балла); 2. библиотечное дело (2 балла); 3. ОБЖ (4 балла). Всего за день: ФУН = 8 баллов, что составляет 5,7% от валовой недельной учебной нагрузки, тогда как в субботу ДУН2 должна быть 21,3 балла, или 14,2% (УН6 по табл. 2) от недельной учебной нагрузки.

Аналогичная ситуация отмечена при анализе расписания для студентов 2-го курса на базе 9 классов и для студентов 1-го курса на базе 11-го класса общеобразовательной школы. Как видно, используемое расписание занятий для студентов младших курсов медицинского колледжа составлено не рационально, не отвечает гигиеническим требованиям, не учитывает специфику адаптации основных физиологических систем организма учащихся к заданным учебным нагрузкам и требует существенной коррекции. На основании проведенных исследований нами разработаны рекомендации по составлению расписания учебных занятий в медицинском колледже, которые позволили оптимизировать характер учебного процесса, эффективно, с позиций физиологии труда, распределить учебные нагрузки в недельном цикле, повысить качество процесса обучения и способствовать улучшению здоровья студентов. При апробации в течение 2-х лет составленного по нашим рекомендациям расписания (по сравнению с контрольными группами) выявлен ряд благоприятных тенденций: заметно (на 20-25%) улучшилась успеваемость, повысился интерес к учебе, сократилось число жалоб психосоматического характера, и на 15-18% снизилась заболеваемость учащихся.

По результатам работы подана заявка на изобретение «Способ формирования ежедневной учебной нагрузки учащихся среднего медицинского учебного заведения начальных курсов» и получена приоритетная справка Роспатента.

Литература

1. Онищенко Г.Г. // Здравоохр-е РФ.- 2008.- № 1.- С. 2-5.

2. Концепция «Охрана здоровья здоровых в Российской Федерации» // Вопр. экон. и управ-я для рук. здравоохранения .2002.- 34 (28).- С. 8-15.

3. Баранов А. А., Шеплягина Л А. // Соврем. подросток: Мат-лы Всерос. конф. с междун. уч-ем.- 2001.- М., 2001.- С. 1-2.

4. Ямпольская Ю.А. // Гиг. и сан.- 2006.- № 1.- С. 3-6.

5. Севрюкова Г.А. // Гиг. и сан.- 2006.- № 1.- С. 72-74.

6. Спицын А.П. // Гиг. и сан.- 2007.- № 2.- С. 45-56.

7. Кучма В.Р. // Здравоохр-е РФе.- 2008.- № 1.- С. 21-22.

8. Александрова И.Э., Степанова М.И. // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат-лы Всерос. конфер.- М.-2002.- С. 29-32.

9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Уч-к.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- С. 145-146.

10. Сивков И.Г. // Гиг. и сан.- 1979.- № 4.- С. 77-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 614.2

ИНТЕРЕСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ А.В.ТИХОМИРОВ*

Научному исследованию теории интересов и теории экономических интересов посвящены работы [1-10] и др. Особое внимание в этих работах уделено исследованию природы интересов и их роли в экономике, разработке инструментов согласования интересов, диалектике объективного и субъективного в категории интереса. Возникло отдельное направление экономической мысли - наноэкономика, как наука об отражении экономики создающей ее средой. Различным аспектам проблемы согласования интересов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики посвятили свои научные труды российские экономисты [3-5]; юристы и др., а также психологи и др. Исследованию интересов субъектов общественных отношений в здравоохранении посвящены труды [10]. Ведущие экономисты страны пришли к выводу, что реформа здравоохранения не состоялась, точнее, новые институты (в частности, обязательного медицинского страхования), которые она должна была создать, подверглись извращению. В новом сложившемся балансе интересов не учтены интересы только одной категории акторов - больных.

В результате политических, экономических и правовых изменений в стране сложилась товарная организация общества, при которой каждый, действуя своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК), участвует во взаимовыгодном товарообмене. Интерес покупателя заключается в предоставлении продавца, и наоборот. Противоположность интересов является движущей силой рынка.

В сфере охраны здоровья граждан произошли те же изменения и сформировались рынки. Это - рынки товаров, работ и услуг медицинского назначения. Противоположность интересов продавцов (товаропроизводителей) и покупателей на этих рынках привело к их дальнейшему обособлению: сформировался рынок «бизнес-бизнесу» (В2В) и рынок «бизнес-потребителю» (В2С). На рынке поставщиков (В2В) продаются и покупаются товары, работы, услуги, как средства производства необходимые товаропроизводителям на рынке В2С. На рынке В2С товары, работы и услуги реализуются конечному покупателю (потребителю). И рынок В2В, и рынок В2С граничат со смежными рынками, например, парамедицинских предоставлений.

Однако, если на рынке В2В, где представлены интересы товаропроизводителей, покупатели сами оплачивают свои приобретения, то на рынке В2С это происходит не всегда: товары, работы и услуги медицинского назначения могут оплачивать в пользу потребителя третьи лица. Тем самым в двусторонних отношениях продавца и покупателя появляется место третьим лицам, в качестве плательщика действующим в пользу потребителя как выгодоприобретателя (рис.), т.е. на его стороне и в его интересах.

Третьим лицом в этих отношениях в качестве плательщика в пользу граждан выступает и государство. Денежные средства из государственной казны через фонды обязательного медицинского страхования поступают на оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам бюджетными учреждениями здравоохранения. Из государственной казны оплачиваются лекарства, приобретаемые гражданами в аптеках по льготным рецептам, и т. д. Но именно потому, что государство оплачивает медицинские услуги, оказываемые гражданам бюджетными учреждениями здравоохранения, возникает вопрос, на стороне продавца или покупателя оно позиционируется. Это обусловлено тем, что бюджетные учреждения здравоохранения и принадлежат государству (муниципальным образованиям). Если государство позиционируется на стороне продавца (бюджетных учреждений здравоохранения), то - не на стороне покупателя (граждан). Если оно позиционируется на стороне покупателя, выступая плательщиком в его пользу, то - не на стороне принадлежащих ему учреждений здравоохранения. Но быть одновременно на стороне равно продавца и покупателя невозможно в силу противоположности их интересов: продавец заинтересован побольше получить за товар, а плательщик -поменьше заплатить за него. Если государство руководствуется интересами своей собственности, то - не интересами граждан. Если же государство ведомо интересами граждан, то - вопреки интересам своей собственности.

Рынок В2В

Рынок В2С

Поставщики товаров, работ, услуг, имущества для пользования, информации для бизнеса

Исполнитель

медицинских

услуг

Продавец

товаров

медицинского

назначения

Исполнитель

медицинских

работ

Субъект

парамедицинских

предоставлений

Потребитель

Плательщик

Третье лицо в пользу потребителя

Московская областная коллегия адвокатов

Рис. Структурирование рыночных правоотношений по поводу товаров, работ и услуг медицинского назначения.

Бюджетное законодательство позиционирует государство на стороне учреждений здравоохранения (ст. 161, 162 БК) как находящихся в его имущественной принадлежности и получающих денежные средства, находящиеся в его имущественной принадлежности. Поскольку имущество не выходит за пределы принадлежности, постольку разницы, на какой стороне отношений продавца и покупателя государство будет позиционироваться, нет. Такова и практика организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Гражданское же законодательство (ст.430 ГК), поскольку отношения продавца и покупателя находятся именно в сфере его действия, позиционирует плательщика исключительно на стороне выгодоприобретателя.

В сложившемся балансе интересов государство самодостаточно на обеих сторонах отношений, которые товарными не являются. Даже если разные субъекты выступают на сторонах отношений, складывающихся по поводу разных объектов, без выхода за пределы единой имущественной принадлежности -товарообмен не происходит. По существу, государство продает самому себе и покупает у самого себя. Интересы выгодоприобретателей (граждан) не являются ни определяющими, ни влияющими на круговорот средств государственной казны в финансировании бюджетных учреждений здравоохранения.

Это приводит как к неэффективности финансирования бюджетных учреждений здравоохранения, так и усугублению состояния общественного здоровья как результат их деятельности. Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения является не вероятным в зависимости от эффективности их деятельности, а заведомо известным поступлением. А состояние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.