Научная статья на тему 'Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей'

Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМОЧУВСТВИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ADOLESCENTS / PROFILE CLASSES / VOCATIONAL GUIDANCE / WELL-BEING / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучма В. Р., Шубочкина Евгения Ивановна, Ибрагимова Е. М.

Исследования, проведенные в профильных 9-х классах колледжей, показали: организация такого обучения требует гигиенической оптимизации объема учебной нагрузки, режима обучения и психолого-педагогической поддержки учащихся для адаптации к новым условиям обучения. Показаны риски ухудшения показателей самочувствия и качества жизни учащихся с несформированным профессиональным самоопределением. Профильные классы в колледжах могут стать эффективной формой профессиональной ориентации на рабочие профессии при проведении соответствующего предварительного профессионального ориентирования на этапе школьного обучения и обучения в колледже для выявления интересов и склонностей подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучма В. Р., Шубочкина Евгения Ивановна, Ибрагимова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygiene problems of organization of education in profile classes in colleges

Studies performed in profile 9 th classes in the colleges showed that the organization of such training requires hygienic optimization of the volume of training load, mode of teaching and psychological and educational support for students for the adaptation to the new conditions of learning. There are shown risks of deterioration of indices of the state of health and quality of life of students with unformed professional selfdetermination. Profile classes in colleges can become an effective form of vocational guidance on working trades during the implementation of the corresponding pre-vocational guidance at the stage of school education and training in the college for the revealing interests and aptitudes of adolescents young people.

Текст научной работы на тему «Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей»

[гиена и санитария 4/2015

©КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:377

Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ КОЛЛЕДЖЕЙ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ Научный центр здоровья детей, 119991, г. Москва, Россия

Исследования, проведенные в профильных 9-х классах колледжей, показали: организация такого обучения требует гигиенической оптимизации объема учебной нагрузки, режима обучения и психолого-педагогической поддержки учащихся для адаптации к новым условиям обучения. Показаны риски ухудшения показателей самочувствия и качества жизни учащихся с несформированным профессиональным самоопределением. Профильные классы в колледжах могут стать эффективной формой профессиональной ориентации на рабочие профессии при проведении соответствующего предварительного профессионального ориентирования на этапе школьного обучения и обучения в колледже для выявления интересов и склонностей подростков.

Ключевые слова: подростки, профильные классы, профессиональная ориентация, самочувствие, качество жизни.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(4): 8-10.

Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Ibragimova E.M. HYGIENE PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATION IN PROFILE CLASSES IN COLLEGES

Research Institute of Hygiene and Health Care for Children and Adolescents of the Scientific Centre of Child Healthcare , Moscow, Russian Federation, 119991

Studies performed in profile 9th classes in the colleges showed that the organization of such training requires hygienic optimization of the volume of training load, mode of teaching and psychological and educational support for students for the adaptation to the new conditions of learning. There are shown risks of deterioration of indices of the state of health and quality of life of students with unformed professional self-determination. Profile classes in colleges can become an effective form of vocational guidance on working trades during the implementation of the corresponding pre-vocational guidance at the stage of school education and training in the college for the revealing interests and aptitudes of adolescents young people.

Key words: adolescents; profile classes; vocational guidance; well-being; quality of life. Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(5): 8-10 . (In Russ.)

Введение

Профессиональная ориентация учащихся, в том числе поступающих в учебные заведения среднего и начального образования, рассматривается как одна из наиболее актуальных проблем подготовки квалифицированных кадров по рабочим специальностям и формирования профильных классов в школах [1-5]. Инновационной формой, направленной на профессиональную ориентацию учащихся на рабочие профессии, может рассматриваться организация 9-х общеобразовательных классов на базе колледжей профессионального образования. Первый опыт работы таких «общеобразовательных классов» показал, что в них поступают учащиеся с разным уровнем подготовки и возможностей, в том числе и из классов компенсирующего обучения. Медико-социальные особенности, режим обучения, профессиональное самоопределение, уровень работоспособности учащихся изучены недостаточно. В связи с этим гигиеническая оценка организации обучения подростков по общеобразовательным программам в «школьных» классах на базе профессиональных колледжей является актуальной задачей.

Цель работы - гигиеническая оценка организации общеобразовательного обучения в «школьных» профильных классах колледжей с целью разработки рекомендаций по оптимизации с учетом особенностей обучающихся.

Материалы и методы

Были обследованы учащиеся 9-х общеобразовательных классов профессионального колледжа политехнического профиля (98 человек) и учащиеся 9-х классов школ (90 человек) как группа сравнения. Изучались медико-социальные особенности подростков, обучающихся в разных типах образовательных организаций (ОО) по авторским анкетам, включавшим блоки вопросов по социальным условиям и образу жизни, самочувствию

Для корреспонденции: Шубочкина Евгения Ивановна, [email protected]

For correspondence: Shubochkina Evgeniya, adlabhyg@ yandex.ru.

и показателям состояния здоровья, сформированности профессионального самоопределения. Качество жизни как показатель самооценки общего состояния здоровья и отдельных его параметров оценивалось по американскому опроснику MOS-SF-36 (Medical Outcomes Study-Short Form), апробированная русскоязычная версия которого рекомендована и используется для исследований качества жизни у лиц в возрасте от 14 лет [6]. Оценивался режим обучения и расписание занятий, учебно-познавательные возможности обучающихся. Трудность предметов и субъективная оценка учащимися организации учебного процесса оценивались по анкетам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [7]. Для оценки статистической достоверности результатов использован пакет программ Statistica 6.0 и методы доказательной медицины с расчетом рисков появления негативных сдвигов в показателях самочувствия и психологического статуса с использованием таблиц сопряженности [8].

Результаты и обсуждение

Учащиеся колледжа, обучающиеся по инновационным программам общего образования в объеме 9 классов, по сравнению со сверстниками-старшеклассниками характеризовались более высоким числом неполных семей (49 и 34,4%; р <0,05), большей распространенностью вредных привычек и занятостью подработкой в свободное от учебы время. Отмечались позитивные стороны обучения в колледже - среди учащихся колледжа было больше занимающихся в спортивных секциях помимо уроков физкультуры (соответственно, 70,4 и 56,7%; р <0,05) и оценивающих свое питание как хорошее (66,3 и 51,1%; р< 0,05), что можно связать с доступностью спортивных секций и качественной организации системы питания в колледжах.

Оценка показателей состояния здоровья и самочувствия (число жалоб, наличие хронических заболеваний, группа часто болеющих, индекс здоровья, утомляемость и др.) учащихся в группах сравнения не имела достоверных различий. Показатели качества жизни по данным опросника MOS-SF 36 учащихся 9-х классов школ и колледжей также не имели достоверных различий по 7 шкалам. Вместе с тем были выявлены важные особен-

ности качества жизни подростков, обучающихся в разных типах ОО, а именно сниженные показатели психического здоровья у школьников общеобразовательных школ (табл. 1). Это может указывать на наличие депрессивных, тревожных переживаний, возможно, связанных с предстоящими выпускными экзаменами и выбором формы продолжения образования. В отличие от них у учащихся 9-х классов колледжа есть возможность продолжения обучения в этой организации по профессиям среднего и начального профессионального образования.

В 9-х классах колледжей имело место превышение объема недельной и дневной учебной нагрузки, регламентированной для учащихся 9-х классов СанПиН 2.4.2.2821-10: 35 ч при норме 33 ч для 5-дневной учебной недели и по 8 уроков 2 дня в неделю при допустимых 7 уроках. Один день в неделю отводился на дополнительный предмет - введение в профессии колледжа. В расписании занятий недостаточно учитывались трудность предметов и динамика работоспособности обучающихся. Гигиенически нерациональным в расписании занятий было и недостаточное использование сдвоенных уроков по предметам. С целью разработки рекомендаций по оптимизации расписания занятий с учетом подготовленности учащихся была проведена оценка трудности общеобразовательных предметов учащимися колледжа. Результаты показали, что шкала трудности предметов общеобразовательного цикла, рекомендованная для учащихся общеобразовательных школ, не может быть использована полностью для учащихся 9-х классов колледжей [9]: некоторые естественно-научные (алгебра, геометрия, биология) и гуманитарные дисциплины (русский язык, литература, мировая художественная культура и др.) оценивались учащимися колледжа как более трудные предметы (см. рисунок). Это говорит о меньшей подготовленности учащихся и более низких учебно-познавательных возможностях учащихся при изучении предметов, требующих запоминания абстрактных понятий и большого объема информации. Обращает на себя внимание, что подростки, обучающиеся в колледже, значительно выше, чем школьники, оценили также трудность такого предмета как физическая культура, достаточно трудным для них оказался новый предмет (введение в профессии колледжа). Разработана скорректированная шкала трудности общеобразовательных предметов для учащихся профильных классов колледжей, которая может быть рекомендована для оптимизации расписания занятий (табл. 2).

Было также установлено, что отношение к обучению в профильных классах колледжей еще недостаточно сформировано: в таких классах только 30% опрошенных с интересом относились к учебе, тогда как среди учащихся 1-2-го курсов колледжа таких было 56-60%. Это может быть связано со случайным выбором профиля образовательного учреждения, что достаточно характерно и для учащихся колледжей [3]. Это подтверждается 14 121086-

2-\ 0

Таблица 1

Показатели качества жизни по опроснику MOS SF-36 учащихся 9-х классов, обучающихся в профильных классах колледжей и в школах (М±т)

Показатель PF RP ВР GH VT SF RE MH

ФФ РФФ Б ОЗ ЖА СФ РЭФ ПЗ

Колледж (n=98) 90,6±1,5 76,0±2,7 74,2±2,4 70,7±1,9 64,7±2,1 79,3±2,3 68,0±3,5 69,4±1,7

Школа (n=90) 90,2±1,6 73,6±3,0 74,6±2,5 68,9±2,2 59,9±2,1 80,3±1,9 61,8±3,8 64,0±2,0 р <0,05

П р и м е ч а н и е . ФФ - физическое функционирование; РФФ - ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; Б - интенсивность боли; ОЗ - общее состояние здоровья; ЖА - жизненная активность; СФ - социальное функционирование; РЭФ - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; ПЗ - психическое здоровье.

оценкой профессионального самоопределения обучающихся: профиль обучения нравился только трети учащихся, остальным не очень или совсем не нравился. На важность этого фактора указывает то, что у подростков с несформированным профессиональным самоопределением была ниже учебная мотивация, хуже самочувствие, они больше предъявляли жалоб, чаще указывали на плохую физическую форму и настроение, более негативно оценивали организацию обучения. На важность этого фактора указывает то, что у подростков с несформированным профессиональным самоопределением была ниже учебная мотивация, они более негативно оценивали организацию обучения; показатели самочувствия у них были достоверно хуже при отсутствии достоверных различий в сравниваемых группах по количеству подростков, имеющих хронические заболевания (табл. 3). Показатели качества жизни по общему опроснику MOS-SF 36 также выявили достоверные различия в группах обучающихся с разным отношением к профилю обучения (табл. 4). У подростков со случайным выбором профильного класса были достоверно снижены показатели качества жизни по шкалам GH (общего состояния здоровья), VT (жизненной активности), SF (социального функционирования) и КБ (ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием), т.е. преобладало ухудшение психического компонента качества жизни в этой группе, что совпадало с данными детального опросника.

Совокупность данных указывает на проявления «школьного» стресса, причиной которого является случайный выбор профиля обучения, не отвечающий интересам и склонностям подростка. Это говорит об отсутствии в школе предварительной

Таблица 2

Балльная оценка трудности и ранговые места общеобразовательных предметов для учащихся 9-х профильных классов, организуемых в ОО профессионального образования

п—О

—I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 12131415161718 1920 —♦— Общеобразовательные школы —□— Профессиональный колледж

Шкала трудности предметов по оценке учащимися 9-х профильных классов колледжа и 9-х классов школ.

I - физика; 2 - химия; 3 - экономика; 4 - история; 5 - иностранный язык; 6 - геометрия; 7 - алгебра; 8 - биология; 9 - литература; 10 - информатика;

II - русский язык; 12 - МХК; 13 - география; 14 - черчение; 15 - труд; 16 - ОБЖ; 17 - физкультура; 18 - экология; 19 - обществознание; 20 - введение в профессию.

Предмет Баллы Ранг трудности

Физика 11 1

Химия 10 2

История 10 2

Геометрия 10 2

Алгебра 9 3

Биология 9 3

Мировая художественная культура 9 3

Литература 8 4

Информатика 8 4

Русский язык 8 4

Иностранный язык 8 4

Обществознание 7 5

География 7 5

Черчение 6 6

Физкультура 6 6

ОБЖ 5 7

jiprneHa и санитария 4/2015

Таблица 3

Риски ухудшения показателей (в %) у подростков 9-х классов колледжей при несформированном профессиональном самоопределении

Показатель Отношение к профилю подготовки Шансы - OR Относительный

нравится («=31) не нравится (n=67) Р (95% CI) риск - RR

Наличие хронического заболевания 25,8±7,9 25,4±5,3 >0,05

Повторяющиеся жалобы 22,6±7,5 46,3±6,1 <0,05 2,9,0±0,47 (1,0-8,46) 2,05±0,36 (1,0-4,2) EF=51,2%

Повышенная утомляемость 3,2±1,8 19,4±4,8 <0,01 7,2±0,47 (0,86-60,9) 6,00±1,0 (0,87-41,63) EF=83,4%

Плохая физическая форма 3,2±1,8 29,9±5,6 <0,001 12,8 ±0,47 (2,0-79,9) 9,25 ±1,0 (1,86-45,9) EF=89,2%

Плохое настроение 3,2±1,8 19,4±4,8 <0,01 7,2±0,47 (0,86-60,9) 6,00±1,0 (0,87-41,63) EF=83,4%

Низкая двигательная активность 16,1±6,6 35,8±5,9 <0,05 2,9±0,47 (0,88-9,58) 2,2±0,44 (0,91-5,43) EF=55%

Неудовлетворенность организацией обучения 12,9±6,0 5,2±6,1 <0,001 8,3±0,47 (2,7-25,36) 4,28±0,47 (2,0-9,2) EF=76,6%

Примечание. EF - связи (см. в тексте).

Таблица 4

Показатели качества жизни (М±т) по опроснику MOS SF-36 учащихся 9-х классов колледжа в зависимости от сформированности выбора профиля обучения

Отношение к профилю обучения PF (ФФ) RP (РФФ) ВР (Б) GH (ОЗ) VT (ЖА) SF (СФ) RE (РЭФ) MH (ПЗ)

Нравится (и=31) 88,6±3,1 82,3±4,1 79,4±4,6 76,0±3,1 70,3±3,1 85,9±3,3 80,7±4,0 71,5±3,3

Не нравится (и=67) 90,2±1,6 73,1±3,4 71,8±2,9 67,1±2,3 61,1±2,6 76,3±2,9 62,2±4,5 67,3±2,0

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,01

профессиональной ориентации подростков, планирующих переход в классы профильного обучения в колледжи. На важность ее проведения указывают достоверные риски ухудшения самочувствия и сниженные показатели качества жизни подростков при случайном выборе профиля обучения (см. табл. 3 и 4). Причем обнаруживаются высокие (EF >50%) и очень высокие связи (EF >70%) ухудшения показателей с несформированным самоопределением. Таким образом, несформированное профессиональное самоопределение и обучение при негативном отношении к профилю подготовки, а в дальнейшем и профессии, выступает как высокозначимый стрессогенный фактор для подростков, обучающихся в профильных классах колледжей. Ранее нами были получены данные, указывающие на еще более выраженные проявления стресса у учащихся старших курсов колледжей и их неуверенность в трудоустройстве, что делает их группой риска оказаться безработными, а при трудоустройстве быть неуспешными в профессии [4].

Заключение

Результаты исследований показали, что организация процесса обучения 9-х классов в колледжах профессионального образования нуждается в гигиенической регламентации для снижения объема учебной нагрузки в соответствии с действующими гигиеническими регламентами, в оптимизации режима обучения и расписания занятий с учетом меньшей подготовленности учащихся, психолого-педагогической поддержки для адаптации учащихся к новым условиям обучения. Поступление в 9-й класс профессиональных колледжей повышает социальную защищенность учащихся, обеспечивает возможность завершения основного общего образования, среднего образования и профессиональную подготовку по востребованным на рынке труда профессиям среднего и начального профессионального образования. Профильные классы в колледжах могут стать эффективной формой профессиональной ориентации учащихся на рабочие

профессии при условии проведения соответствующего предварительного профессионального ориентирования на этапе школьного обучения и продолжения этой работы в колледже для выявления интересов и склонностей подростков, что позволит снизить проявления «школьного» стресса, связанного с несформированным и неадекватным выбором профиля подготовки. Результаты исследований использованы при пересмотре действующих санитарных правил для учреждений начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03.

Литер ату р а

(п.п. 6 см. References)

1. Ильмушкин Г.М., Захарова Т.Г. Современные проблемы профессиональной адаптации выпускников учреждений начального профессионального образования. Успехи современного естествознания. 2008; 10: 67-8.

2. Бодрова А.Н. Формирование предложения рабочей силы молодежи в системе начального и среднего профессионального образования: Автореф. дисс. ... канд. эконо-мич. наук. М.; 2012.

3. Ибрагимова Е.М. Гигиеническая оценка разных форм подготовки подростков рабочим профессиям в профессиональных колледжах: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2009.

4. Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация подростков как медико-социальная проблема подготовки трудового потенциала. Вестник Российского государственного медицинского университета . 2013; 5-6: 78-82.

5. Степанова М.И., Седова А.С. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе. Гигиена и санитария. 2007;

7: 59-62.

7. Александрова И.Э., Степанова М.И. Новая шкала трудности предметов как инструмент гигиенической регламентации учебной нагрузки. Здоровье населения и среда обитания. 2003; 9: 21-3.

8. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., ред. Профессиональный риск для здоровья работников (руководство). М.: Тровант; 2003.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2009.

References

1. Il'mushkin G.M, Zakharova T.G. Modern problems of professional adaptation of graduates of establishments of primary professional education.

Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; 10: 67-8. (in Russian)

2. Bodrova A.N. Formation of the Offer of Labor of Youth in System of Primary and Secondary Professional Education: Diss. Мoscow; 2012. (in Russian)

3. Ibragimova E.M. Hygienic Assessment of Different Forms of Training of Teenagers to Working Professions in Professional Colleges: Diss. Moscow: 2009. (in Russian)

4. Shubochkina E.I., Kuchma V.R., Ibragimova E.I. Vocational guidance of teenagers as medico-social problem of training of labor potential. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2013; 5-6: 78-82. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Stepanova M.I., Sedova A.S. Hygienic problems of profile training in high school. Gigiena i sanitariya. 2007; 7: 59-62. (in Russian)

6. Ware J.E., Kosinski M., Keller S.D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual. Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center; 1994.

7. Aleksandrova I.E., Stepanova M.I. New scale of difficulty of subjects as tool of a hygienic regulation of an academic load. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2003; 9: 21-3. (in Russian)

8. Izmerov N.F., Denisov E.I., eds. Occupational Risk for Worker's Health (Hand book) [Professional'nyy risk dlya zdorov'ya rabotnikov (rukovod-stvo)]. Moscow: Trovant; 2003. (in Russian)

9. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic Problems of School Innovations [Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy]. Moscow: Nauchnyy tsentr zdorov'ya detey RAMN; 2009. (in Russian)

Поступила 11.07.14 Received 11.07.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.