Научная статья на тему 'Результаты многоцентровых исследований качества и образа жизни юношей, обучающихся в колледжа'

Результаты многоцентровых исследований качества и образа жизни юношей, обучающихся в колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / YOUNG MEN / ОБУЧАЮЩИЕСЯ В КОЛЛЕДЖАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / STUDENTS IN COLLEGES OF PROFESSIONAL EDUCATION / УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО И ОБРАЗ ЖИЗНИ / QUALITY AND WAY OF LIFE / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / REGIONAL CHARACTERISTICS / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / LIVELIHOOD OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шубочкина Евгения Ивановна, Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г., Новикова И.И.

Показаны особенности условий жизнедеятельности и качества жизни, связанного со здоровьем, юношей, обучающихся в колледжах профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Пскова. Отмечены сниженные показатели качества жизни, параметры психического компонента здоровья, повышенная заболеваемость ОРВИ, а также дефицит сна, нарушения режима питания, психологический дискомфорт в семье, неудовлетворенность организацией обучения, несформированное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Евгения Ивановна, Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г., Новикова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of multicenter researches of quality and way of life of the young men who are trained in colleges

Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Omsk State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Omsk, Russia; Novosibirsk Research Institute of Hygiene of Rospotrebnadzor, Novosibirsk, Russia; North-Western State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint Petersburg, Russia; Pskov region Regional Office of Rospotrebnadzor, Pskov, Russia. The features living conditions and quality of life related to health, young people enrolled in further education colleges of Moscow, St. Petersburg, Omsk and Pskov. In adolescents of Metropolitan areas, especially St. Petersburg, was the reduced quality of life, especially the mental health component, increased incidence of viral respiratory infections, were more often noted deficiency of sleep, eating disorders, psychological discomfort in the family, dissatisfaction with the organization of training, raw-determination.

Текст научной работы на тему «Результаты многоцентровых исследований качества и образа жизни юношей, обучающихся в колледжа»

44

ЗНиСО Август №8 (281)

УДК 613.956

РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОЦЕНТРОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖАХ

Е.И. Шубочкина1, Е.М. Ибрагимова1, В.Ю. Иванов1, Е.Г. Блинова2, И.И. Новикова3,

О.И. Янушанец4, Е.А. Алексеева5

1ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия 2ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск, Россия 3ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора,

г. Новосибирск, Россия 4ГОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия 5Управление Роспотребнадзора по Псковской области, г. Псков, Россия

Показаны особенности условий жизнедеятельности и качества жизни, связанного со здоровьем, юношей, обучающихся в колледжах профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Пскова. Отмечены сниженные показатели качества .жизни, параметры психического компонента здоровья, повышенная заболеваемость ОРВИ, а также дефицит сна, нарушения режима питания, психологический дискомфорт в семье, неудовлетворенность организацией обучения, несформированное самоопределение.

Ключевые слова: юноши, обучающиеся в колледжах профессионального образования, условия жизнедеятельности, качество и образ жизни, региональные особенности, факторы риска.

E.I. Shubochkina, E.M. Ibragimova, V.Yu. Ivanov, E.G. Blinova, I.I. Novikova, O.I. Yanushanets, E.A. Alekseeva □ RESULTS OF MULTICENTER RESEARCHES OF QUALITY AND WAY OF LIFE OF THE YOUNG MEN WHO ARE TRAINED IN COLLEGES □

Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Omsk State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Omsk, Russia; Novosibirsk Research Institute of Hygiene of Rospotrebnadzor, Novosibirsk, Russia; North-Western State Medical University n.a. I.I. Mechnikov, Saint Petersburg, Russia; Pskov region Regional Office of Rospotrebnadzor, Pskov, Russia.

The features living conditions and quality of life related to health, young people enrolled in further education colleges of Moscow, St. Petersburg, Omsk and Pskov. In adolescents of Metropolitan areas, especially St. Petersburg, was the reduced quality of life, especially the mental health component, increased incidence of viral respiratory infections, were more often noted deficiency of sleep, eating disorders, psychological discomfort in the family, dissatisfaction with the organization of training, raw-determination.

Key words: young men, students in colleges of professional education, livelihood opportunities, quality and way of life, regional characteristics, risk factors.

Состояние здоровья подростков обусловлено влиянием сложного комплекса факторов различной природы, включая медико-биологические, социальные, поведенческие, учебные. Оценка распространенности и роли факторов риска в сохранении негативных тенденций в показателях состояния здоровья подростков, обучающихся в колледжах профессионального образования, имеет несомненную актуальность, учитывая особенности условий жизнедеятельности и обучения. Изучение показателей качества жизни детей и подростков рассматривается как важное перспективное направление при изучении состояния здоровья детско-подрост-ковой популяции [1].

Цель исследования - оценить условия жизнедеятельности и факторы, влияющие на качество жизни, связанное со здоровьем, юношей, обучающихся в колледжах профессионального образования в разных регионах.

Материалы и методы. По единой программе и протоколам проведено нерандомизи-рованое исследование условий жизнедеятель-

ности, медико-социального статуса и качества жизни, связанного со здоровьем, юношей колледжей профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Пскова (831 чел.). Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивалось по опроснику MOS SF-36 [5], условия жизнедеятельности и медико-социальный статус по специально разработанным анкетам. Все показатели рассматривались в гендерном аспекте, учитывая имеющиеся различия в показателях самочувствия и качества жизни, связанного со здоровьем [2]. Данные обрабатывались с использованием пакета программ Statistica 7.0, достоверность различий рассчитывалась по критерию хи-квадрат и критерию Стьюдента.

Результаты исследования. Изучение социального статуса подростков, обучающихся в колледжах профессионального образования, показало, что значительное число проживает в неполных семьях. Московские юноши достоверно чаще проживали в неполных семьях по сравнению с учащимися Санкт-Петербурга и Пскова: (48,1 ± 4,0) %, (35,9 ± 2,3) %, (33,7 ± 5,0) % со-

АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО

45

ответственно при р < 0,05. Юноши Санкт-Петербурга отмечали неблагоприятный психологический микроклимат в семье в каждом четвертом случае (25,5 ± 2,1) %, что было значительно чаще, чем в Москве, Омске и Пскове: соответственно (14,7 ± 2,8), (12,3 ± 2,6), (14,6 ± 3,7) % при р < 0,01.

На нарушения режима питания значительно реже указывали юноши, обучающиеся в колледжах Омска по сравнению со всеми остальными городами. Среди них было самое высокое число отметивших 3-разовый прием горячей пищи - (55,8 ± 3,9) %, что было достоверно больше по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом и Псковом: соответственно (25,6 ± 3,5), (31,0 ± 2,3) и (40,5 ± 5,2) % при р < 0,05. Также в Омске было наименьшее число указавших на 1-разовый прием горячей пищи - (7,4 ± 2,0) %, тогда как в остальных городах таких нарушений было в 3 раза больше. В оценке учащимися характера питания (хорошее, удовлетворительное, плохое) достоверных различий между городами не было получено.

Дефицит сна (7 и менее часов) имело значительное число учащихся колледжей Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова: (67,3 ± 3,7), (70,7 ± 2,2), (61,8 ± 5,2) % соответственно. Достоверно реже на дефицит сна указывали юноши Омска - (46,6 ± 3,9) % при р < 0,05.

Число юношей, не занимающихся спортом, было больше в Омске и Санкт-Петербурге, меньше в Москве и Пскове, но значимые различия были получены только между Москвой и Санкт-Петербургом: соответственно (35,9 ± 3,8) и (45,2 ± 2,4) % при р < 0,05.

При высокой распространенности среди юношей курящих самое низкое число таких было среди юношей Санкт-Петербурга (43,3 ± 2,4) %, что было достоверно меньше, чем в трех других городах. Группа высокого риска (употребляющие алкогольные напитки 1 раз в неделю и чаще) была также достоверно ниже у юношей Санкт-Петербурга и Пскова: (6,2 ± 1,0) и (7,9 ± 2,9) % соответственно по сравнению с показателями Москвы и Омска: (16,7 ± 2,9) и (17,2 ± 3,0) %. На пробу наркотических веществ указали от 12,8 % до 18,2 % опрошенных без достоверных отличий между городами.

Результаты изучения условий жизнедеятельности учащихся колледжей в разных городах показали высокую распространенность трудовой занятости во внеучебное время. Совмещали учебу с подработкой в Москве (43,6 ± 4,0) %, в Омске (57,0 ± 3,9) %, в Санкт-Петербурге (51,0 ± 2,4) % и в Пскове (60,7 ± 5,2) % юношей. Временная занятость учащихся в Москве оказалась достоверно ниже, чем в Омске и Пскове. При высокой занятости учащихся Пскова число заключавших трудовые договора было самым низким из всех регионов и составляло только 31,5 % работавших, что было достоверно меньше, чем в трех других городах. Наиболее социально защищенными были рабо-

тавшие подростки Санкт-Петербурга и Омска: имели договора соответственно 77,8 % и 62,4 %, тогда как в Москве их было достоверно меньше - 47,1 %.

Обучались юноши в колледжах, относящихся ко 2-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ), при этом самая высокая удовлетворенность организацией обучения была у учащихся Пскова (86,5 %) при достоверно меньшей в Санкт-Петербурге, Москве и Омске (от 55,8 % до 60,2 %). При этом число негативно оценивших этот показатель было самым высоким у учащихся Санкт Петербурга -(20,1 ± 2,0) %, что было достоверно больше, чем в трех других городах (от 2,3 % до 8,6 %).

Важным фактором для учащихся образовательных организаций профессионального образования является отношение к осваиваемой профессии, т. е. ее соответствие интересам и склонностям учащихся и сформированность профессионального самоопределения. В колледжах Пскова и Омска большинству учащихся нравилась профессия, по которой они обучались: соответственно (80,9 ± 4,2) и (71,8 ± 3,5) %, достоверно меньше таких ответов было в обоих мегаполисах - менее 60 %. В Санкт-Петербурге было также больше учащихся, затруднившихся с ответом - 22 %, и давших отрицательный ответ - (8,3 ± 1,3) %, что было достоверно выше по сравнению с другими городами (приблизительно по 1 %).

Были выявлены региональные различия в показателях здоровья юношей, обучающихся в колледжах: наибольшее число жалоб на здоровье предъявляли подростки, живущие в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург), по сравнению с подростками, живущими в Омске и Пскове (р < 0,01), при отсутствии различий в числе отметивших наличие хронических заболеваний.

В Москве и Санкт-Петербурге было выше число учащихся с аллергическими реакциями по сравнению с Омском (14,7 ± 2,8) %. Указали на нарушения зрения каждый третий-четвер-тый среди учащихся трех городов. Показатели у учащихся Омска составили (18,4 ± 3,0) %, что было достоверно меньше по сравнению с Санкт-Петербургом (28,4 ± 2,2) %, при р < 0,05.

Московские учащиеся имели самый низкий индекс здоровья (14,7 ± 2,8) %; по сравнению с Омском, Санкт-Петербургом, Псковом: соответственно (37,4 ± 3,8), (29,1 ± 2,2), (33,7 ± 5,0) % при р < 0,01. Группа часто болеющих ОРВИ -(32,1 ± 3,7) % - была соответственно также достоверно больше у московских юношей, чем у сверстников в других городах.

Оценили свою физическую форму как плохую: от (13,5 ± 2,7) % учащихся в Омске до (24,8 ± 2,1) % в Санкт-Петербурге при р < 0,05, в двух других городах данные находились в этих границах и достоверно не отличались.

Плохое настроение отметило меньше учащихся: от (9,6 ± 2,4) до 15,7 %, значимых раз-

46

ЗНиСО Август Ma0 (201)

личий между учащимися разных городов не было отмечено. Еще меньшее число юношей указали на выраженное утомление в конце учебного дня: от (6,7 ± 2,0) % в Омске до (12,3 ± 1,6) % в Санкт-Петербурге при p < 0,05. Других достоверных различий между городами не было, что можно рассматривать как адекватную реакцию на учебную нагрузку.

Показатели качества жизни, связанного со здоровьем, рассматриваются как интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанная на его субъективном восприятии. Результаты оценки показателей качества жизни по опроснику MOS SF-36 показали определенную корреляцию с данными оценки самочувствия и здоровья у подростков в разных городах. Самые высокие относительно других городов показатели качества жизни были у учащихся Омска. У подростков г. Санкт-Петербурга показатели были достоверно снижены по шести шкалам опросника MOS SF-36 (ОЗ - общему уровню здоровья, Б - болевым ощущениям при деятельности и четырем параметрам психического статуса: ЖА - жизненной активности; СФ - социальному функционированию; РЭФ - ролевому функционированию, связанному с эмоциональным состоянием; ПЗ -психическому здоровью) по сравнению с учащимися г. Омска. У московских учащихся показатели качества жизни были снижены по сравнению со сверстниками Омска по двум параметрам физического здоровья (ОЗ и РФФ -ролевому функционированию, связанному с физическим состоянием). Псковские учащиеся имели сниженные показатели по одному параметру (СФ) по сравнению с учащимися г. Омска.

Выводы. Региональные различия в показателях состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем, могут быть связаны наряду с климатогеографическими факторами также и с условиями жизнедеятельности юношей, обучающихся в разных регионах. Такие факторы как психологический дискомфорт в семье, дефицит сна, нарушения режима питания, неудовлетворенность организацией обучения, не-сформированное самоопределение были более характерны для подростков мегаполисов, особенно Санкт-Петербурга. Во многом они могут оцениваться как стрессорные факторы, что проявлялось в ухудшении показателей качества жизни, прежде всего, по параметрам психического компонента качества жизни. Этот вывод совпадает с ранее полученными результатами [2, 4]. Оценка вклада указанных факторов на московской выборке учащихся профессиональных кол- +

леджей с использованием подходов доказательной медицины позволила подтвердить их значимость как факторов риска и ранжировать их по степени влияния на отдельные показатели состояния здоровья и показатели качества жизни, связанного со здоровьем [3].

Полученные данные указывают на важность изучения и сравнительной оценки региональных данных для анализа причинно-следственных связей между условиями жизнедеятельности и формированием здоровья подростков для разработки целенаправленных профилактических программ на фоне сохраняющихся негативных тенденций в показателях состояния здоровья детей и подростков. В частности, профилактические программы должны быть направлены на повышение уровня санэпидблаго-получия образовательных учреждений профессионального образования и улучшение условий обучения подростков, повышение качества проф-ориентационной работы в школе для подготовки подростков к выбору профессии, вопросы медико-социальной поддержки учащихся из неполных семей и семей с неблагоприятным семейным микроклиматом, проблемы формирования здорового образа жизни, а также требуют внимания педагогов и врачей, оказывающих помощь учащимся в образовательных организациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. и др. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, И.В. Ви-нярская // Вопросы современной педиатрии. 2005. Т. 4. № 2. С. 7-12.

2. Кучма В.Р. и др. Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 4. С. 8-10.

3. Шубочкина Е.И. и др. Оценка качества и образа жизни подростков, обучающихся в колледжах: ведущие факторы риска / Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова, В.Ю. Иванов // Вестник национального медико-хирургического центра. 2015. Т. 10, № 3. Прил. 2. С. 86-89.

4. Шубочкина Е.И. и др. Профилактическая среда в образовательных учреждениях профессионального образования: актуальные проблемы и пути решения / Е.И. Шубочкина, В.Р. Кучма, Е.М. Ибрагимова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8. С. 46-50.

5. Ware J.E. et al. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual / J.E. Ware, M. Kosinski, S.D. Keller // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass. 1994.

Контактная информация:

Шубочкина Евгения Ивановна, тел.: +7 (495) 917-46-39, e-mail: adlabhyg@yandex.ru Contact information:

Shubochkina Evgenia, phone: +7 (495) 917-46-39,

e-mail: adlabhyg@yandex.ru + -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.