ваться одним педагогом, а это потребует повышения квалификации, проработки учебного материала, составления РУПД, а возможно и написание учебных пособий по МДК. Ведь недостаток учебно-методической литературы, отвечающей требованиям времени, ощущается давно, о чем преподаватели спецдисциплин заявляли уже неоднократно. Большая часть используемых учебных пособий морально устарела, не содержит необходимой информации по современным технологиям и технике, которая поступает и используется в сельскохозяйственном производстве, или просто содержат большое количество ошибок.
Реализация компетентностного подхода предполагает акцент на деятельностном содержании образовательного процесса, то есть формы организации образовательного процесса и способы деятельности обучающихся становятся важнейшим компонентом содержания образования. По этому вопросу, при обсуждении и разработке ПМ и программ УД, у нас затруднений не возникло, так как преподаватели нашего ОУ в своей профессиональной деятельности всегда используют прогрессивные способы организации деятельности обучающихся (мини-группы, звенья, блочно-модульная технология, решение проблемных задач, разбор практических ситуаций, исследовательская, рефлексивно-самооценочная и др.). Результатом освоения ПМ будет являться приобретение обучающимися умений, навыков и опыта практической деятельности в решении нестандартных профессиональных задач, что в профессии тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства является очень важным. Ведь механизатор работает в постоянно изменяющейся окружающей среде и должен учитывать множество факторов для получения высокой продуктивности в своей профессиональной деятельности.
Формированию и отработке профессиональных компетенций и навыков в рамках модульно-компетентностного подхода будет способство-
вать то, что каждый ПМ, кроме одного или нескольких МДК, включает учебную практику (производственное обучение) и производственную практику. Каждый МДК включает элементы теоретического и практико-ориентированного обучения. Поэтому перед началом организации учебного процесса должны быть проработаны, определены и документированы способы организации практической деятельности, требования к результатам обучения по каждому МДК. Из этого логически вытекает и утверждена во ФГОС необходимость дальнейшего расширения, углубления качественно новых контактов с социальными партнерами, в качестве которых теперь могут выступать не только работодатели, но и представители органов управления образованием, родительская общественность и др.
При обсуждении и разработке ПМ много времени и сил ушло на 5 раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)» при формулировании основных показателей оценки результата и определении форм и методов контроля и оценки. Нам понравилось, что на основе ФГОС-3 организация оценивания общих и профессиональных компетенций может включать разнообразные технологии оценивания и самооценивания в процессе подготовки квалифицированного рабочего, технологию портфолио в системе текущего и итогового оценивания, защиту дипломной работы и процедуру внешнего оценивания с участием представителей работодателя.
Сколько людей, столько и мнений на любое событие, происходящее в общественной жизни и государстве. По поводу внедрения ФГОС нового поколения высказываются и «за» и «против», но реформа необходима. Как сказал Президент РФ Д. А. Медведев: «Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам с вами удастся сделать профессиональное образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений».
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОУ СПО «МАРИИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Г. Е. Моргунова, зам. директора по НМР ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к новым взглядам на развитие мирового сообщества. Развитие современного общества уже невозможно без специалистов в современных областях, прежде всего в ИКТ, без поддержания высокого уровня интеллекта населения. В настоя-
щее время промедление с внедрением современных средств ИКТ, развитием Интернета и родственных ему технологий для любой страны равносильно публичному признанию ее принадлежности к «третьему миру». Соответственно, с учетом данных тенденций происходят общественные и экономические преобразования, ве-
дется конструктивное изменение системы образования, в том числе и в нашей стране. И здесь решающее значение приобретает как дальнейшее совершенствование технических средств ИКТ, так и подготовка кадров, способных их применять.
Удаленный доступ к образова тельным технологиям и ресурсам, возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса -одно из перспективных и наиболее эффективных направлений модернизации российского профессионального образования, которая ведется в условиях глубокой информатизации. При этом информатизация образования как компонент информатизации страны рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития России в переходе к современному информационному обществу. И в этом процессе особое место занимает подготовка современных педагогов, способных широко и эффективно использовать разнообразные средства ИКТ для решения разнообразных задач профессионально-педагогической деятельности и личностного роста.
В связи с этим в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа средства ИКТ, аппаратные и программные средства различного назначения играют ключевую роль в подготовке будущего учителя. Понимание администрацией и педагогическим коллективом того, что развитие колледжа невозможно без создания необходимой информационной среды и внедрения новых информационных технологий привело к необходимости комплексного решения данных задач.
Основные усилия по комплексной информатизации воспитательно-образовательного процесса колледжа были сконцентрированы по четырем главным направлениям:
- дальнейшее совершенствование материально-технической базы колледжа в целях формирования единой информационной образовательной среды учреждения;
- подготовка профессионально-педагогических кадров для активного использования и дидактически оправданного применения средств ИКТ;
- разработка информационно-методического обеспечения учебного процесса на основе использования ИКТ;
- внедрение элементов автоматизированных систем управления колледжем в целях повышения эффективности деятельности учреждения (рис.1).
-¡¡¡¡а
ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»
"¡.Совершенствование материально-технической базы информатизации
2.Разносторонняя подготовка профессионально-педагогических кадров (повышение квалификации) по вопросам использования средств ИКТ
З.Информационно-методическое обеспечение учебного процесса на основе использования ИКТ
4.Внедрение элементов автоматизированных систем управления в деятельность колледжа
Рис.1. Основные направления информатизации деятельности колледжа
Для плановой работы по реализации выделенных направлений в колледже составлена Программа информатизации на период 20082012 гг., цель которой - создание современной информационной образовательной среды колледжа как средства расширения образовательных и профессиональных возможностей педагогов и студентов, обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. К настоящему времени принятая программа по информатизации колледжа находится на последнем этапе своей реализации, что позволяет подвести первые итоги, а к 2012 году представить для внешней экспертизы полученные результаты для внесения необходимых корректив и определения направлений дальнейшего развития колледжа по вопросам комплексной информатизации всех видов основной деятельности.
В рамках реализации первого направления в колледже созданы необходимые материально-технические условия для поэтапного перехода к новому уровню использования информационных технологий. Для нужд учебного процесса, учебно-методической, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности используются пятьдесят четыре персональных компьютера, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет; три мультимедийных проекционных аппарата, одна инте-
рактивная доска SmartBoord, два сканера, три копировальных аппарата, семь многофункциональных устройств, два факса, один информационный портал, два видеомагнитофона, две WEB-камеры. В среднем на 100 обучающихся по очной форме обучения приходится восемь компьютеров (1 ПК на 12 студентов, показатель для РФ - 1 ПК на 20-25 обучающихся). Для обеспечения функционирования данных технических средств колледжем приобретено лицензионное и прикладное программное обеспечение для автоматизации деятельности служб и структурных подразделений - программы «Контур-бухгалтер», «Контур-экстерн», «Экспресс-расписание», «Консультант плюс», «Ирбис» и др.
Лекционный зал колледжа оснащен необходимой техникой для проведения занятий со сложной информационной нагрузкой: web-камерой, интерактивной доской. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у студентов интерес к предмету, динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить обратную связь. Преподаватели при помощи интерактивной доски моделируют биологические и физические процессы, работают с электронной картой, схемой, рисунком, картиной, используют групповые и фронтальные формы работы, что позволяет разнообразить обучение: преподаватель имеет возможность представлять материал в виде лекции, одновременно используя видео -и аудио-фрагменты, текст, обучающие программы, тренажёры, интернет-ресурсы и т. д. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.
Анализ занятий, проводимых с использованием интерактивной доски, позволил установить рост активности обучающихся на 23 %, уровень внешней мотивации к учению - на 31-32 %. Уровень освоения сложного материала в учебных группах возрос на 28-30 % в сравнении с занятиями, проводимых без использования данного средства.
При этом возможности интерактивной доски используются пока не в полной мере, но процесс ее освоения идет все активнее. На перспективу необходимо разместить материал, находящейся на флэш-накопителях у преподавателей, на базе данного оборудования, что позволит его использовать эффективнее.
На базе двух имеющихся компьютерных классов проводятся занятия не только по информатике, но и другим предметам (математике, русскому языку, педагогике, иностранному языку, истории, философии, физике, предметам физической подготовки и др.). Оборудование данных классов в течение всего учебного года использу-
ется преподавателями для проведения текущего, рубежного и промежуточного контроля, компьютерного тестирования. Разработано 36 электронных тестов по 14 дисциплинам. С 2008/2009 учебного года студенты педагогического колледжа принимают участие в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования, при подготовке к которому используются интернет-тренажеры. Процент использования компьютерных тестов для всех специальностей достигает 74-76 % от общего количества контрольных мероприятий, предусмотренных планом. В компьютерных классах студенты по общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам общепрофессионального цикла работают с презентационным материалом, с аутентичными текстами, пользуются интерактивными тренажерами из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, материалами сайта www. gramota.ru и др. В среднем нагрузка на каждый компьютерный класс составляет - 32-35 часов в неделю, что является достаточно высоким показателем. Но не все преподаватели имеют возможность при необходимости работать в этих кабинетах в силу загруженности этих кабинетов. Поэтому очевидна потребность в еще одном компьютерном классе. В соответствии с учебным планом для всех специальностей доля лекционных занятий с компьютерной поддержкой составляет 81 %, практических и лабораторных занятий - 46 %.
Подобное активное использование имеющихся технических средств основывается на высоком уровне ИКТ-компетентности педагогических работников колледжа как результат деятельности по второму направлению. На данный момент все преподаватели колледжа повысили свой уровень ИКТ-компетентности и информационной культуры на курсах повышения квалификации, проводимых на базе ГОУ «КРИРПО», и плановых семинаров-практикумов, проводимых в самом колледже. Наиболее востребованными темами стали: «Тестовая система AD Tester», «Возможности для образовательного процесса программы Power Point », «Использование программы Microsoft Excel в профессионально-педагогической деятельности», «Роль интерактивной доски в повышении эффективности обучения», «Возможности программы «Hot Potatoes» для организации компьютерного тестирования». Для студентов педагогического колледжа введен спецкурс «Основы информационной культуры», ежегодно проводятся конкурсы «Образовательный потенциал программы POWER POINT», работают курсы «Пользователь ПК».
В настоящее время 82-84 % преподавателей используют ИКТ и интернет-приложения в своей повседневной профессиональной деятельности. Из 90 % преподавателей, владеющих персо-
нальным компьютером, 55 % -освоили компьютер самостоятельно, 25 % - обучились в своем образовательном учреждении. Наиболее активно ИКТ используют преподаватели И. С. Зайцева (информатика), С. П. Шмидт, Н. А. Волкова (иностранный язык), Н. И. Богданова, Е. Л. Ключеро-ва (русский язык), Е. С. Тришина, Е. В. Раткевич (педагогика, психология), О. Д. Ковтунова (естествознание, география) и др.
Необходимо отметить, что принятыми мерами в колледже удалось добиться глубокого осознания необходимости внедрения ИКТ в образовательный процесс, в управление образовательным процессом большинством преподавательского и административного состава. Соответственно компьютерные технологии стали реальным инструментом в достижении нового современного качества профессионального образования.
Наличие необходимых технических ресурсов и подготовленных кадров позволило обеспечить активную работу и по третьему направлению информатизации - по разработке информационно-методического обеспечения учебного процесса на основе использования ИКТ. Для решения задач по выделенному направлению в рамках колледжа сформирована концепция электронного учебного кабинета (ЭУК), позволившего интегрировать в себе все многообразие имеющихся информационных ресурсов учебного назначения.
В течение двух последних лет (2009-2010 гг.) коллективом колледжа был создан комплект электронных учебно-методических комплексов (УМК), включающих нормативно-методический материал, материал к занятиям, презентации, контрольно-измерительные материалы, в том числе и электронные тексты в программе AD Tester, материалы к практике. Проведенная работа позволила создать целостную информационную базу данных для реализации профессиональных образовательных программ. В настоящее время составлены и апробированы в условиях учебного процесса УМК по 68 дисциплинам учебных планов по трем специальностям (табл.1).
Все УМК объединены в семь электронных кабинетов: математики и методики обучения; музыки и музыкального воспитания; педагогики; русского языка и культуры речи; иностранного языка; гуманитарных и социально-экономических дисциплин; естествознания, химии, географии; биологии, анатомии и возрастной физиологии. Электронные учебные кабинеты созданы по стандартной форме в виде web-узлов при помощи языка гипертекстовой разметки HTML. Размещенные электронные образовательные ресурсы в них систематизированы в виде электронных книг при помощи программы SunRaw BookOffice и используются на аудиторных заня-
Таблица 1
Наличие
разработанных электронных УМК по дисциплинам программ
Дисциплины Кол-во дисциплин по учебному плану Кол-во электронных УМК по дисциплинам
Общеобразовательная подготовка 13 11
Общепрофессиональная подготовка 25 19
Дисциплины предметной подготовки 39 27
Дисциплины по выбору 5 4
Спецкурсы 10
Итого 82 68
тиях и в ходе самостоятельной работы студентов. К настоящему времени почти половина всех дисциплин предметной подготовки (спецдисциплин) обеспечена электронными УМК (рис. 2). Созданные УМК по дисциплинам стали основой для создания УМК в соответствии с ФГОС СПО нового поколения.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
I
□ % недостающих ЭУМК
□ % имеющихся ЭУМК
§ « е- i
Рис. 2. Соотношение электронных УМК между дисциплинами предметной подготовки (в %)
В процессе создания и использования электронных учебных кабинетов выявилась проблема. При приблизительно одинаковой структуре по содержанию пока не удалось добиться единого унифицированного интерфейса, что создает трудности в работе с материалом кабинетов как у студентов, так и у преподавателей. Соответственно в ближайшей перспективе планируется внести необходимые коррективы и оформить единый интерфейс для всех кабинетов, внести в календарно-тематические планы все электрон-
ные ресурсы, что повысит эффективность их использования, особенно при организации самостоятельной работы студентов.
Четвертое направление по информатизации деятельности колледжа - внедрение в повседневную работу администрации и педагогов информационных систем, позволяющих существенно снизить затраты времени и трудоемкость некоторых операций (рис. 3).
Компоненты системы автоматизированного управления деятельностью учреждения
Система автоматизированного планирования учебного процесса («Экспресс-расписание»)
( \
Система рейтинговой оценки
обучающихся
(на основе MS Excel)
V /
Библиотечная информационная система «Ирбис»
Система «Электронный колледж» (база данных ЭУМК)
Системы информирования и связи (Web-Сайт колледжа, информационный терминал)
Рис. 3. Структурные элементы автоматизации деятельности колледжа
Для решения данных задач колледжем приобретена компьютерная программа «Экспресс-расписание» (автор П. С. Батищев, лицензия № 1328), позволившая существенно снизить трудозатраты при планировании учебных занятий и повысить оперативность при внесении необходимых корректив. В результате освоения данного программного комплекса с 2010 года расписание учебных занятий в колледже составляется с помощью этой программы с частичной ручной корректировкой. Планирование заключается в распределении нагрузки преподавателей, количества учебных занятий и аудиторий по четным и нечетным неделям, что улучшает организацию одночасовых занятий по дисциплинам, которые выставляются парами в одну неделю, при этом недельная часовая нагрузка не меняется (36 часов в неделю). Расписание учебных занятий составляется по семестрам и является основным, в случае замены преподавателей, занятий, аудиторий (больничные листы, курсы повыше-ния квалификации преподавателей, концентрированная педагогическая практика и др.) оно корректируется.
Программа позволяет вводить данные преподавателей, групп, аудиторий, учебной нагрузки и составлять расписание с учетом методических дней преподавателей, закрепленных аудиторий и сроков обучения, возможен импорт данных из Excel, Word. Количество групп, преподавателей, аудиторий при этом неограниченно, возможно и деление на подгруппы. Для минимизации «окон»
в расписании снижается количество запретов в окне «Планшет занятий». В расписании по группам указываются время проведения, дисциплина, преподаватель и аудитория. Распечатка расписания осуществляется в программе MS Excel. Управление данной программой осуществляется с помощью меню, стандартной панели инструментов. С учетом того, что по итогам исследований, проведенных коллективом ГОУ «КРИРПО» в 2009 году, доля ОУ ПО Кемеровской области, использующих системы автоматизированного планирования учебного процесса (САПУП) составляет только 26 % - имеющийся опыт ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж» достаточно значим. Полученный опыт использования программы расписания (САПУП) позволяет утверждать, что при переходе на новые ФГОС СПО возможности программы будут использованы в полной мере при создании текущего расписания.
Следующим компонентом автоматизированной системы управления, внедрение которой ведется в колледже, можно считать разработанную систему рейтинговой оценки знаний студентов (по области только 29 % ОУ ПО имеют данные системы), позволяющей не только усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы студента, но и уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя, что также способствует повышению качества обучения. Студент своевременно информируется преподавателем об изменении своей оценки, имеет свободный доступ к электронным результатам, что активизирует самостоятельную работу студентов.
Данная система создана и развернута на базе программы MS Excel и позволяет по 100-балльной шкале учитывать прирост профессиональной подготовленности студентов. По каждой дисциплине определяются все виды текущей работы и формы проведения промежуточных контролей. Результат входного контроля включается в рейтинговую оценку по дисциплине. При распределении баллов по видам текущей работы учитывается количество практических (семинарских, лабораторных) занятий и степень сложности учебного материала. Преподаватель проставляет баллы за все виды текущей работы в ведомости оценки знаний студентов.
Также у преподавателя есть право по своему усмотрению добавлять за активность на занятиях до 5 баллов в каждом модуле и использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за нарушение сроков выполнения работ по видам, за отказ отвечать на занятиях и т. д. Размер штрафов устанавливается в пределах баллов, начисляемых за соответствующий вид текущей работы.
Неявка на занятия и на промежуточный контроль (отказ от него) оценивается нулевым баллом. При проведении промежуточного контроля преподаватель имеет право добавить вопросы по пропущенным студентом темам занятий дополнительно к общему для всех варианту заданий. Студент, не изучивший модуль, допускается к изучению следующего модуля. Если студент не изучил модуль по уважительной причине, ему предоставляется возможность добора баллов, если без уважительной причины - предоставляется возможность добора баллов с разрешения учебной части. На последнем занятии проводится итоговый контроль.
К настоящему времени система действует в пилотном режиме и охватывает лишь студентов 1-го курса, но полученный опыт позволит в дальнейшем значительно расширить круг ее пользователей.
Развернутая в библиотеке колледжа информационная система «Ирбис» консолидировала имеющиеся библиотечные и иные информационные ресурсы в интересах обучающихся, педагогов колледжа, а также других субъектов образовательного пространства и партнеров, за счет возможности системы телекоммуникаций, обеспечивших устойчивую связь с областными, федеральными и международными центрами информационного обеспечения, а также доступ к ресурсам сети Интернет. На данный момент в библиотеке колледжа имеется 233 электронных аналога печатных изданий (41 % от имеющихся наименований учебно-методической литературы) и 32 электронных пособия, созданных преподавателями. Электронные ресурсы используются на занятиях и для самостоятельной работы студентов.
Для улучшения управления системой повышения профессионально-педагогической компетентности, автоматизации управления создана система «Электронный колледж» как информационный реестр (база данных) и электронный методический кабинет, созданный как web-узел с 13 разделами, объединяющий имеющиеся ЭУК, доступ к которому возможен из всех кабинетов и библиотеки колледжа.
Для оперативного и объективного информирования общественности о деятельности образовательного учреждения создан сайт колледжа. Сайт лаконичен в исполнении, имеет легкую навигацию. Помимо информационных разделов официального сайта образовательного учреждения есть страница, позволяющая обучающимся и родителям в системе закрытого доступа получить информацию об успеваемости по семестрам. В фойе учреждения установлен информационный терминал, позволяющий преподавателям, студентам и родителям обучающихся получить всю необходимую информацию по организации и проведению воспитательно-образовательного процесса в колледже (расписание занятий, график
учебного процесса, занятость преподавателей, трудоустройство выпускников и др.).
Полученные результаты дают возможность рассматривать информационную образовательную среду колледжа как систему, включающую материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивающую автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации; с необходимой нормативно-организационной базой, техническим и методическим сопровождением, основными структурными элементами которой являются автоматизированные рабочие места администрации, сотрудников структурных подразделений, учебного отдела, отдела кадров, ресурсного центра, программиста, бухгалтерии, электронный методический кабинет, электронные учебные кабинеты, лекционный зал с демонстрационным оборудованием и электронная библиотека, а также комплекс аппаратных и программных средств ИКТ.
В качестве дальнейших мероприятий по реализации выделенных направлений определено:
- установка единого файлового сервера, развертывание еще одного сегмента на базе нового компьютерного класса (не менее 8-10 ПК);
- оборудование аудиторий информационными панелями (на основе жидкокристаллических телевизоров, 10 единиц) с их подключением к единому хранилищу информационных ресурсов;
- плановая разработка электронных изданий учебного назначения (ЭИУН), представление имеющихся ЭИУН в стандартной форме с единым интерфейсов с обязательной последующей их регистрацией в ФГУП НТЦ «Информрегистр»;
- освоение программных комплексов «Контингент» и «Диплом СПО», приобретение лицензионного системного программного обеспечения «Windows»;
- приобретение системы дистанционного обучения СДО «Прометей» и развертывание на ее основе дистанционного обучения для предоставления образовательных услуг студентам (пользователям) с ограниченными возможностями;
- развертывание полноценной системы рейтинговой оценки учащихся с возможностью отображения результатов в сети (на сайте ОУ ПО).
В целом работа по информатизации колледжа показывает, что важны не только материально-технические ресурсы, но и желание, готовность преподавателей и студентов идти в ногу со временем, повышать свой потенциал, способность мобильно и гибко реагировать на изменение социального заказа, что позволит успешно пройти социализацию, осмысленно выбрать свой жизненный и профессиональный путь студентам, а колледжу сформировать позитивный имидж на рынке образовательных услуг.