Научная статья на тему 'Учебная нагрузка как фактор риска развития повышенного артериального давления у школьников'

Учебная нагрузка как фактор риска развития повышенного артериального давления у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
425
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ю. Ю. Гурьева, С. Б. Козлов, О. В. Сухорукова, Г. И. Рогожина

В статье изложены аспекты влияния учебной нагрузки как фактора риска на уровень артериального давления у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю. Ю. Гурьева, С. Б. Козлов, О. В. Сухорукова, Г. И. Рогожина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная нагрузка как фактор риска развития повышенного артериального давления у школьников»

(1,0%). Интерес к таким сферам деятельности, которые косвенно могут выявлять военно-профессиональную направленность учащихся, определяется у 48,4% воспитанников кадетского корпуса. Следует подчеркнуть, что число подростков, отдающих предпочтение профессиям военно-профессиональной ориентации, к 11 классу возрастает (с 39% до 71,4%). Мотивация к прохождению военной службы по призыву отмечена у 47,9%, что в 1,7 раза выше, чем у школьников. В средних специальных учебных заведениях кадеты обучаться не планировали. В то время как 1/3 респондентов, обучавшихся по общеобразовательной программе, планировала обучение в средних специальных заведениях. 96,9% воспитанников кадетского корпуса изъявили желание поступать в ВУЗы, а значительная доля из них намеревалась продолжить обучение в высших военных учебных заведениях. Половина учащихся школ планировали продолжить обучение в высших учебных заведениях, преимущественно гуманитарного направления. При оценке результатов поступления в учебные учреждения, после окончания кадетского корпуса, 19,2% выпускников обучается в гражданских ВУЗах, 63,6;% кадетов поступили в высшие военные учебные заведения, 13,1% - обучаются в колледжах и 4,0% - проходят военную службу по призыву.

Отсюда следует, что важным аспектом, по нашему мнению, является определение профессиональных интересов учащихся, как при поступлении, так и на протяжении обучения в нём. Учащимся кадетского корпуса, которые не имеют склонности к военной деятельности, необходимо проводить психологическую коррекцию для предотвращения срыва адаптации.

Литература:

1. Генрих К.Р. Оценка состояния здоровья призывной молодежи крупного промышленного города (1881-1995 гг.): Автореф. дис. канд. мед. Наук.-Н. Новгород, 1996

2. Дюдяков А.А.Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий по укреплению здоровья допризывной молодежи в системе образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Н. Новгород, 2000.-20 с.

3. Нестеренко А.В. Гигиеническое обоснование мероприятий по укреплению здоровья учащихся кадетских школ: Автореф. дис. канд. мед. наук.-Н. Новгород, 2005.-23 с.

4. О состоянии здоровья детей в Российской федерации (по итогам всероссийской диспансеризации 2002 г.): Доклад МЗ РФ.-М., 2003.

5. Покровский А.В. Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи и оптимизация медицинского обеспечения ее подготовки к службе в Вооруженных Силах России:

УДК 616.12-008.331-053.4 (470.332)

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ ПОВЫШЕННОГО АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Ю.Ю. Гурьева, С. Б. Козлов, О. В. Сухорукова, Г. И. Рогожина

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

В статье изложены аспекты влияния учебной нагрузки как фактора риска на уровень артериального давления у школьников.

На протяжении последних лет практически во всех регионах России отмечается ухудшение состояния здоровья детей (Леонтьева И. В., Козлова Л. В.).

Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, является нерационально организованный учебный процесс. Широкое внедрение в практику школьного обучения инновационных программ и методов, существенно увеличивающих информационную и психологическую нагрузку на школьников, требует должного медицинского сопровождения с целью изучения влияния школьных занятий на физическое и психическое развитие детей[1,7].

Перегрузка учебными занятиями, несоблюдение режима дня, питания, отдыха, недостаточная двигательная активность, нарушение санитарного режима - составляющие негативного влияния на уровень индивидуального и общественного здоровья.[3]. Например, по данным литературы до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления [5]. В конце учебного года во многих колледжах и гимназиях у школьников в 2 раза чаще, чем в традиционных школах выявлялись гипертонические реакции и лишь у 10% школьников регистрировались возрастные показатели артериального давления (АД)[2,6].

Цель настоящего исследования - определить влияние интенсивности учебной нагрузки на уровень артериального давления у школьников

Объекты и методы: объектом исследования были дети школ г.Смоленска: № 33 и 26, где дети занимались по специализированным дополнительным программам. Контрольная группа была представлена учащимися школы № 17, где используется традиционная программа обучения.

Исследования проводились в 1,3,5,7,10-х классах. Всего было обследовано 1493 детей, из них в школе №26 - 482, в школе №33 - 694, в школе №17 - 317 человек.

Оценивали число учебных часов за неделю, интенсивность и распределение интенсивности учебной нагрузки в течение недели, дня, одновременность начала уроков, наличие сдвоенных уроков (пары). На основании осмотра, проводимого в рамках диспансерного наблюдения, были выявлены школьники с отклонениями артериального давления от возрастной нормы.

Дети осматривались в условиях школьного медицинского кабинета. Измерения артериального давления проводились по аускультативному методу Короткова 3-кратно, с интервалом с интервалом в 2-3 минуты. В дальнейшем при наличии артериальной гипертензии проводились измерения АД повторно дважды с интервалом 10-14 дней.

Для определения влияния учебной нагрузки на уровень артериального давления у школьников и распределения интенсивности учебной нагрузки в течении недели, мы использовали ранговую шкалу трудности Сивкова И.Г. (1975).

Таблица 1. Ранговая шкала трудности Сивкова

Предмет Баллы

Математика 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Труд 4

Черчение 3

Рисование 2

Пение 1

Для всех общеобразовательных школ согласно Федеральному базисному учебному плану [9] установлено следующее максимально допустимое количество часов в неделю (см. табл. 2).

Таблица 2. Максимально допустимое количество школьных часов в неделю

1 классы 3 классы 5 классы 7 классы 10 классы

6-дневка 25 25 31 34 36

5-дневка 22 22 28 31 33

При составлении расписания школьных занятий педагоги руководствуются базисным учебным планом.

Результаты. При первичном измерении повышенное артериальное давление (выше 95 перцентиля) выявлено у 148 детей (9,9%), из них в школе №26 - 44 ребёнка (9,1%); в школе №33 -73 (10,5%); в школе №17 - 31 (9,8%). При повторном измерении артериального давления в амбулаторно-поликлинических условиях артериальная гипертензия была выявлена у 27 детей (1,8%): в школе №26 - у 10 (2,1%), №33 - 11 (1,6%), №17 - у 6 (1,9%)

При анализе школьных расписаний было выявлено, что в ряде классов имеется превышение недельных учебных нагрузок. Так, превышение числа учебных часов отмеченно в 10 классах в школах №26 и №33 на 5 учебных часов в неделю, в школе №17 количество учебных часов за неделю соответствовало норме.

Исследования показали, что превышение интенсивности учебной нагрузки в школе №26 составило - 15,1% , в школе №33 - 8,1%.

Известно, что пик учебной нагрузки в оптимальном варианте (см. рис.1) должен приходиться на среду или четверг при 6-дневной учебной неделе (кривая 2 с 1 подъёмом), или на вторник и пятницу при 5-дневной учебной неделе (кривая 4 с 2 подъёмами).

Баллы

6

0 5

0 4

0 3

0 2

0 1

0 0

2 3 4 5 6

Рис. 1. Оптимальное (2, 4) и реальное (1, 3) распределение учебной нагрузки при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе

Следует отметить, что указанным нормативам соответствовало распределение учебной нагрузки лишь в 2 классах из 22 (9,1%) в школе №26; в 3 классах из 27 (11,1%) в школе №33 и 6 классов из13 (46,2%) в школе №17.

Таким образом, приходиться констатировать, что в школах со специализированными программами (№33 и №26) лишь в небольшом количестве классов рационально организован процесс обучения (9 - 11%); в школе с традиционной программой обучения (№17) таких классов значительно больше (46,2%).

Обращает на себя внимание и тот факт, что во все дни недели и во всех классах в школе №17 уроки начинались в одно и то же время; а в школах №26 и №33 одновременное начало занятий наблюдалось только в 1-х классах; в остальных классах разница начала занятий составляла 1ч.

Кроме того, сдвоенные уроки (пары) практиковались в школе №26 в 7-х классах (1 пара в день 1 раз в неделю), в 10-х классах (2 - 3 пары в день в течение 6 раз в неделю), в школе №33 сдвоенные уроки были только в 10-х классах (1 - 2 пары в день в течение 4 - 5 дней).

В дальнейшем, сопоставляя особенности расписания в школах и количество школьников с повышенным артериальным давлением, мы установили, что частота развития повышенного артериального давления выше в тех классах, где выявлены превышение интенсивности учебной нагрузки, неправильное распределение интенсивности учебной нагрузки в течение недели, неодинаковое время начала занятий, наличие сдвоенных уроков.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что количество детей с повышенным артериальным давлением в школах со специализированными учебными программами обучения выше, чем у учащихся традиционных школ, что требует корректировки распределения ежедневной и недельной учебной нагрузки. При отсутствии соответствующей коррекции неправильно организованного учебного процесса, может возникнуть срыв адаптивно-компенсаторных механизмов, что проявляется, в частности, в повышении артериального давления. В связи с этим особую актуальность приобретает упорядочение учебной нагрузки, режима учебного дня, расписания занятий, медико-психологическое наблюдение за учащимися школ с повышенной учебной нагрузкой.

Литература:

1. Зайка Г.Е. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. - М., 1999. - С. 69 - 70.

2. Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М.,2000. - С. 32..

3. Царегородцева Л. В. «Артериальная гипертония у детей и подростков», Детская больница, №4, 2005, с.43-47.

4. Материалы IV Российского Конгресса «Современные технологии в педиатрии и хирургии» Москва, 25-27 октября 2005г.

5. Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. «Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся». - Гигиена и санитария №6,2000.

6. Шпангенберг.Ст., Боева Б. «Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учеников» - Гигиена и санитария №5,2003.

7. Валеева Э.Р. «Сравнительный анализ заболеваемости учащихся гимназии и общеобразовательной школы» -Гигиена и санитария №5,2003.887. Камаев И.А., 8. Павлычева Л.И., Васильева О.Л., Коптева Л.Н. «Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев», Гигиена и санитария №5,2003, С.45 - 46.

9. Сборник нормативных документов (для образовательных учреждений РФ, реализующие программу общего образования), Москва, 2004г., 443с.

10. Леонтьева И. В. «Артериальная гипертензия у детей и подростков» лекции для врачей. -М., 2000.-62с.

УДК 616.12-008.331-053.4 (470.332)

ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Л.В. Козлова, О.В. Сухорукова, Г.И. Рогожина, Ю.Ю. Гурьева, Касьяненко А.

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

В статье представлена распространенность артериальной гипертензии у детей школьного возраста Смоленской области.

На протяжении последних лет во всех регионах России отмечается увеличение частоты встречаемости артериальных гипертензий (АГ) у детей и подростков. При этом начальные проявления АГ нередко регистрируются в младшем школьном возрасте [2].

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что истоки гипертонической болезни взрослых лежат в детском и подростковом возрасте. Сведения о распространённости АГ у детей и подростков весьма разноречивы и колеблются от 4,8% до 18,8%. При этом данные о частоте встречаемости АГ у детей Смоленской области на сегодняшний день отсутствуют.

В связи с изложенным целью работы явилось изучение распространённости АГ у детей школьного возраста, проживающих в городе Смоленске и Смоленской области.

Обследование включало 3-х кратное измерение АД с интервалом 3 минуты, в условиях медицинского кабинета школы, после предварительного 5-ти минутного отдыха, в первой половине дня, не ранее чем через 1 час после уроков физкультуры или контрольных работ, с использованием размера манжетки с учётом возраста ребёнка, соответствующей длине окружности плеча [1].

В качестве критериев повышенного АД нами использовались центильные показатели систолического и диастолического АД, полученные на основании массового обследования детей и подростков одного возраста и пола. За высокое нормальное АД или пограничную АГ принимались значения АД между 90 и 95 центилем. За повышенное АД (АГ) принимались значения выше 95 центиля кривой распределения в детской популяции при 3-х кратном измерении [1,3].

Всего обследовано 7996 детей в возрасте от 7 до 17 лет, из них мальчиков 4274, девочек 3722. В городе Смоленске обследовано 4213человек (мальчиков 2227, девочек 1986). В Смоленской области - 3783 ребёнка (мальчиков 1947, девочек 1836).

Проведённые исследования показали, что распространённость АГ в нашем регионе составляет 11,9%. При этом в городе Смоленске АГ регистрировалась с частотой 12,6% (531 ребёнок), в Смоленской области с частотой 11,2% (423 человек).

Следует отметить, что АГ несколько чаще регистрировалась у мальчиков (13,5%). У девочек частота встречаемости АГ составляла 11,6%. (рис.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.