Литература
1. Онищенко Г.Г. // Здравоохр-е РФ.- 2008.- № 1.- С. 2-5.
2. Концепция «Охрана здоровья здоровых в Российской Федерации» // Вопр. экон. и управ-я для рук. здравоохранения.-2002.- 34 (28).- С. 8-15.
3. Баранов А. А., Шеплягина Л А. // Соврем. подросток: Мат-лы Всерос. конф. с междун. уч-ем.- 2001.- М., 2001.- С. 1-2.
4. Ямпольская Ю.А. // Гиг. и сан.- 2006.- № 1.- С. 3-6.
5. Севрюкова Г.А. // Гиг. и сан.- 2006.- № 1.- С. 72-74.
6. Спицын А.П. // Гиг. и сан.- 2007.- № 2.- С. 45-56.
7. Кучма В.Р. // Здравоохр-е РФе.- 2008.- № 1.- С. 21-22.
8. Александрова И.Э., Степанова М.И. // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат-лы Всерос. конфер.- М .-2002.- С. 29-32.
9. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Уч-к.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- С. 145-146.
10. Сивков И.Г. // Гиг. и сан.- 1979.- № 4.- С. 77-79.
УДК 614.2
ИНТЕРЕСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ А.В.ТИХОМИРОВ*
Научному исследованию теории интересов и теории экономических интересов посвящены работы [1-10] и др. Особое внимание в этих работах уделено исследованию природы интересов и их роли в экономике, разработке инструментов согласования интересов, диалектике объективного и субъективного в категории интереса. Возникло отдельное направление экономической мысли - наноэкономика, как наука об отражении экономики создающей ее средой. Различным аспектам проблемы согласования интересов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики посвятили свои научные труды российские экономисты [3-5]; юристы и др., а также психологи и др. Исследованию интересов субъектов общественных отношений в здравоохранении посвящены труды [10]. Ведущие экономисты страны пришли к выводу, что реформа здравоохранения не состоялась, точнее, новые институты (в частности, обязательного медицинского страхования), которые она должна была создать, подверглись извращению. В новом сложившемся балансе интересов не учтены интересы только одной категории акторов - больных.
В результате политических, экономических и правовых изменений в стране сложилась товарная организация общества, при которой каждый, действуя своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК), участвует во взаимовыгодном товарообмене. Интерес покупателя заключается в предоставлении продавца, и наоборот. Противоположность интересов является движущей силой рынка.
В сфере охраны здоровья граждан произошли те же изменения и сформировались рынки. Это - рынки товаров, работ и услуг медицинского назначения. Противоположность интересов продавцов (товаропроизводителей) и покупателей на этих рынках привело к их дальнейшему обособлению: сформировался рынок «бизнес-бизнесу» (В2В) и рынок «бизнес-потребителю» (В2С). На рынке поставщиков (В2В) продаются и покупаются товары, работы, услуги, как средства производства необходимые товаропроизводителям на рынке В2С. На рынке В2С товары, работы и услуги реализуются конечному покупателю (потребителю). И рынок В2В, и рынок В2С граничат со смежными рынками, например, парамедицинских предоставлений.
Однако, если на рынке В2В, где представлены интересы товаропроизводителей, покупатели сами оплачивают свои приобретения, то на рынке В2С это происходит не всегда: товары, работы и услуги медицинского назначения могут оплачивать в пользу потребителя третьи лица. Тем самым в двусторонних отношениях продавца и покупателя появляется место третьим лицам, в качестве плательщика действующим в пользу потребителя как выгодоприобретателя (рис.), т.е. на его стороне и в его интересах.
Третьим лицом в этих отношениях в качестве плательщика в пользу граждан выступает и государство. Денежные средства из государственной казны через фонды обязательного медицинского страхования поступают на оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам бюджетными учреждениями здравоохранения. Из государственной казны оплачиваются лекарства, приобретаемые гражданами в аптеках по льготным рецептам, и т. д. Но именно потому, что государство оплачивает медицинские услуги, оказываемые гражданам бюджетными учреждениями здравоохранения, возникает вопрос, на стороне продавца или покупателя оно позиционируется. Это обусловлено тем, что бюджетные учреждения здравоохранения и принадлежат государству (муниципальным образованиям). Если государство позиционируется на стороне продавца (бюджетных учреждений здравоохранения), то - не на стороне покупателя (граждан). Если оно позиционируется на стороне покупателя, выступая плательщиком в его пользу, то - не на стороне принадлежащих ему учреждений здравоохранения. Но быть одновременно на стороне равно продавца и покупателя невозможно в силу противоположности их интересов: продавец заинтересован побольше получить за товар, а плательщик -поменьше заплатить за него. Если государство руководствуется интересами своей собственности, то - не интересами граждан. Если же государство ведомо интересами граждан, то - вопреки интересам своей собственности.
Рынок В2В
Рынок В2С
Поставщики товаров, работ, услуг, имущества для пользования, информации для бизнеса
Исполнитель
медицинских
услуг
Продавец
товаров
медицинского
назначения
Исполнитель
медицинских
работ
Субъект
парамедицинских
предоставлений
Потребитель
Плательщик
Третье лицо в пользу потребителя
Московская областная коллегия адвокатов
Рис. Структурирование рыночных правоотношений по поводу товаров, работ и услуг медицинского назначения.
Бюджетное законодательство позиционирует государство на стороне учреждений здравоохранения (ст. 161, 162 БК) как находящихся в его имущественной принадлежности и получающих денежные средства, находящиеся в его имущественной принадлежности. Поскольку имущество не выходит за пределы принадлежности, постольку разницы, на какой стороне отношений продавца и покупателя государство будет позиционироваться, нет. Такова и практика организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Гражданское же законодательство (ст.430 ГК), поскольку отношения продавца и покупателя находятся именно в сфере его действия, позиционирует плательщика исключительно на стороне выгодоприобретателя.
В сложившемся балансе интересов государство самодостаточно на обеих сторонах отношений, которые товарными не являются. Даже если разные субъекты выступают на сторонах отношений, складывающихся по поводу разных объектов, без выхода за пределы единой имущественной принадлежности -товарообмен не происходит. По существу, государство продает самому себе и покупает у самого себя. Интересы выгодоприобретателей (граждан) не являются ни определяющими, ни влияющими на круговорот средств государственной казны в финансировании бюджетных учреждений здравоохранения.
Это приводит как к неэффективности финансирования бюджетных учреждений здравоохранения, так и усугублению состояния общественного здоровья как результат их деятельности. Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения является не вероятным в зависимости от эффективности их деятельности, а заведомо известным поступлением. А состояние
общественного здоровья оценивается не мерой потребностей граждан, приведенных к работе рубля на их удовлетворение, а мерой констатации факта, не соотносимой, но оправдывающей запросы здравоохранения в финансировании. Только выход за пределы единой имущественной принадлежности продавца и покупателя делает возможным товарообмен. Это означает, что сторону продавца должен представлять субъект с иной, чем государственная (муниципальная), имущественной принадлежностью. Если товаропроизводитель будет иметь форму частной медицинской организации, у государства не будет оснований позиционироваться на его стороне - интересы государства сосредоточатся на стороне граждан. И мерой соблюдения интересов граждан государство будет оплачивать оказываемые им медицинские услуги (27, 28). Таким образом, позиционирование интересов участников экономических отношений определяет эффективность этих отношений. Интересы граждан (потребителей, пациентов) в качестве выгодоприобретателей по платежам государства в их пользу до тех пор будут оставаться неучтенными, пока бюджетные учреждения здравоохранения не будут преобразованы в формы частных медицинских организаций.
Литература
1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста.- РАН. Ин-т экономики.- М., 2002.- 228 с.
2. Агеев В. М. Интересы, Стимулы, Эффективность. Сб. 4 т.- М.: МГУ, 1974.- 41 с.
3. Балан А. В. Корпоративная модель взаимодействия государства и гражданского общества: теория и практика: Автореф. дис. канд. полит. наук.- Саратов, 2001.
4. Беккер Г. // США: экономика, политика, идеология.-1994.- № 2, 3.
5. Белоусов В. Ю. Развитие системы региональных интересов в современной российской экономике. Автореф. дис. канд. экон. наук.- Волгоград, 2006.
6. Белоусов Р.А. Экономическая история России: XX век.-М.: ИздАТ, 2006.- 464 с.
7. Гершкович Б.Я. //Научная мысль Кавказа.- 1996.- № 1.-С.69-72.
8. Гершкович Б.Я. Предпринимательство в аспекте экономических интересов //Социально-экономические проблемы предпринимательства.- Ростов-на-Дону: 1995.- С. 125-131.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986.- 221 с.
10. Иванов А.В., Тихомиров А.В. // Главный врач: хозяйство и право.- 2006.- № 5.- С.4-10.
УДК 614.2
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ А.В.ТИХОМИРОВ*
Капиталы в здравоохранение не идут. Если в экономике разными способами размещаются громадные денежные средства, то в социальной сфере такого не происходит. В здравоохранении отсутствует механизм воспроизводства капиталов. Нет возможности получения прибыли от вложения денежной массы, дивидендов. Есть все основания полагать, что вложенные средства вообще не вернутся. Инвесторы обходят социальную сферу стороной. Почему так происходит? Что делать, чтобы здраво -охранение перестало быть непривлекательным для инвестирования? Причин, препятствующих этому, несколько.
Первая состоит в том, что средства финансирования здравоохранения не выходят за пределы государственной принадлежности [1-5]. Существующая схема финансирования здравоохранения замыкает в автономный круговорот средства казны, обра-
* Московская областная коллегия адвокатов
щающиеся через бюджет, внебюджетные фонды и учреждения здравоохранения. Это означает не только то, что инвестиционные капиталы вкладываются в государство. Дело в том, что в существующих условиях средства финансирования здравоохранения предназначены для бюджетного потребления, а не экономического воспроизводства. Они не преумножаются, а расходуются.
Ограничение пределами единой публичной принадлежности этих средств означает, что и не происходит товарообмена. Собственность на эти средства не меняется, а производимый товар (медицинские услуги) не обменивается на деньги другого собственника. Исключение составляют «платные» медицинские услуги, когда их оплата производится плательщиком, отличным от государства. В здравоохранении (в пределах оплаты медицинских услуг в порядке обязательного медицинского страхования) нет товаропроизводителей. Не являются таковыми бюджетные учреждения здравоохранения, которые состоят с собственником их имущества одновременно в платежных отношениях, будучи ориентированы на потребление, а не на воспроизводство получаемых денежных средств. А там, где отсутствует воспроизводство финансовых вложений, инвестирование невозможно.
Второй, вытекающей из первой, причиной, препятствующей притоку инвестиционных капиталов в отрасль, является системообразование здравоохранения, исключающее единство отрасли. В настоящее время существует вертикальное обособление публичных систем здравоохранения (государственной и муниципальной) от частной притом, что первые объединяют в своем составе равно органов управления здравоохранением и бюджетных учреждений здравоохранения (рис.).
Здравоохранение
Государственная ' система .здравоохранения . Муниципальная система здравоохранения Частная система здравоохранения
публичная собственность частная собственность
органы управления здравоохранением должно быть
(^^учреждения здравоохранения^^) ^ ""и (^товаропроизводители
Рис.. Системообразование здравоохранения.
На деле граница проходит по результату деятельности: не имеющему товарной формы - для государственных и муниципальных органов управления здравоохранением и имеющему форму товара (медицинской услуги) - для учреждений здравоохранения. Поэтому происходит горизонтальное обособление механизма государства от общества (равно потребителей и товаропроизводителей), в том числе в здравоохранении. Однако бюджетные учреждения здравоохранения не находят своего места ни в механизме государства, составленном публичными органами, ни в обществе, не будучи товаропроизводителями. Тем самым не складывается система товаропроизводителей и система органов управления здравоохранением, как это существует за рубежом. А инвесторы размещают капиталы среди товаропроизводителей, и потому предпочтут частную медицину, но обходят - государственное и муниципальное здравоохранение.
Наконец, третьей препятствующей притоку инвестиционных капиталов в отрасль причиной является отношение к экономике в социальной сфере. Традиционно в прежние времена социальная сфера считалась непроизводственной. Но политические, экономические и правовые перемены диктуют необходимость иного взгляда. Если в социальной сфере производится товар (услуги), если этот товар оплачивается (в том числе государством в пользу граждан), если складываются отношения взаимных предоставлений сторон договора, то она не является непроизводственной и обособленной от экономики. Однако такое понимание требует не только избавления от привычных стереотипов, но и структуризации в единстве всех релевантных категорий, по-