Научная статья на тему 'Состояние здоровья детей организованных коллективов Владивостока'

Состояние здоровья детей организованных коллективов Владивостока Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / CHILDREN''S HEALTH / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / AND ANALYSIS OF HEALTH STATUS / СТРУКТУРА ХРОНИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / THE STRUCTURE OF CHRONIC ILLNESS / ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / MEDICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полякова Марина Вячеславовна, Смогунов Вячеслав Геннадьевич

В настоящее время состояние здоровья детей и подростков в Приморском крае является серьезной проблемой. Две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания. В данной статье приведены результаты анализа состояния здоровья детей в организованных коллективах Владивостока, ранжирование факторов риска в нарушении здоровья детского населения. Определены пути медико-профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полякова Марина Вячеславовна, Смогунов Вячеслав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of health of children in organized collectives of Vladivostok

Currently, the state of health of children and adolescents in Primorye causes serious problems. Two-thirds of children aged up to 14 years have chronic diseases. This article provides the results of the analysis of the health status of children in organized collectives, Vladivostok, ranking of risk factors in the health of the child population. The ways of medical-preventive work.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья детей организованных коллективов Владивостока»

© М.В. Полякова, В.Г. Смогунов, 2014 г УДК 614.39:373-053.2(063)

М.В. Полякова, В.Г. Смогунов

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ОРгАНИЗОВАННыХ КОЛЛЕКТИВОВ ВЛАДИВОСТОКА

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток.

В настоящее время состояние здоровья детей и подростков в Приморском крае является серьезной проблемой. Две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания. В данной статье приведены результаты анализа состояния здоровья детей в организованных коллективах Владивостока, ранжирование факторов риска в нарушении здоровья детского населения. Определены пути медико-профилактической работы.

Ключевые слова: здоровье детей, факторы риска, анализ состояния здоровья, структура хронической заболеваемости, врачебный контроль.

Цитировать: Полякова М.В., Смогунов В.Г. Состояние здоровья детей организованных коллективов Владивостока // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 100-102. URL: https://yadi.sk/i/iAyZtu-aZKuvf

Здоровье детей дошкольного и школьного возраста, как и других групп населения социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма. Среди внешних факторов риска, формирующие различные предпатологические и патологические состояния у детей и подростков, ведущими оказываются условия воспитания и обучения, которые не соответствуют гигиеническим нормам и санитарным правилам [2].

Анализ состояния здоровья детей организованных коллективов г. Владивосток показал прослеживание негативной тенденции в ухудшении ряда показателей, характеризующих состояние здоровья детей разных возрастов. Количество детей-дошкольников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, (1 группа здоровья) за последние 6 лет уменьшилось на 24% и составило всего 13% от общего числа детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), а с 3 и 4 группой увеличилось в 2 раза и составило 11%. Школьников, не имеющих отклонений в состояние здоровья, за этот же период, уменьшилось на 61% и составило всего 8,3% от общего числа учащихся, а с 3 и 4 группой возросло в на 92% и составило 21,5%. Из числа детей, имеющих нарушения в физическом развитии, дошкольников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,7 раза, с избытком массы тела - в 2,7 раза, школьников с дефицитом массы тела в 3,3 раза, с избытком массы тела в 1,6 раза [4].

Неуклонно из года в год увеличивается число детей, как дошкольников, так и школьников, состоящих на диспансерном учете и имеющих хронические заболевания. Каждый 2-ой ребенок, посещающий ДОУ и каждый 2-ой учащийся образовательного учреждения имеет какое-либо нару-

шение в состоянии здоровья или хроническое заболевание и состоит на диспансерном учете [2, 4].

В структуре хронической заболеваемости детей ведущие ранговые места у дошкольников на протяжении ряда лет занимают болезни костно-мышеч-ной системы, болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов дыхания, у школьников на первом месте стоят так же болезни костно-мышеч-ной системы, нервной системы и органов чувств, болезни органов пищеварения. Среди детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения отмечается увеличение распространенности таких хронических болезней, как ожирение (на 229%), инфекционные и паразитарные заболевания (на 132%), болезни костно-мышечной системы (на 40%).

Среди учащихся образовательных учреждений регистрируется рост болезней костно-мышечной системы на 57%, в т. ч нарушений осанки на 64%. Каждый 7-й школьник имеет нарушение осанки и состоит на диспансерном учете. Показатель распространенности хронических болезней нервной системы и органов чувств увеличился на 37%, в т. ч. нарушений зрения на 54%. В настоящее время каждый 8 учащийся имеет нарушение функций органа зрения. Отмечается рост хронических болезней органов пищеварения на 53%. Кроме того, вызывает особую озабоченность рост количества учащихся с язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, хроническим бронхитом - в 2,5 раз, бронхиальной астмой, аллергическим ринитом - 2,6 раза.

Состояние здоровья детей, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях г. Владивосток и в лицеях и колледжах при высших учебных заведениях значительно отличается от показателей состояния здоровья детей, воспитывающихся и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города в сторону ухудшения показателей как острой, так и хронической заболеваемости детей, посещающих негосударственные образовательные учреждения.

Анализируя состояние здоровья детей, обучающихся в лицеях и колледжах при высших учебных заведениях, отмечается, что показатели хронической заболеваемости так же значительно превышают заболеваемость учащихся общеобразовательных школ г. Владивосток. Отличительной чертой заболеваемости учащихся лицеев и колледжей при высших учебных заведениях является очень высокие показатели заболеваемости органов пищеварения, превышающие данный показатель среди учащихся школ г. Владивосток в 1,2 раза, в том числе страдающих язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки в 2,5 раза и гастритом и дуоденитом (на 49%). Так же регистрируется высокий уровень хронических болезней органов дыхания и системы кровообращения. Количество учащихся, обучающихся в лицеях и колледжах при высших учебных заведениях, страдающих гипертонической болезнью в 4 раза больше, чем в общеобразовательных школах [3].

Ранжирование факторов риска в нарушении здоровья населения расценивает питание как детского, так и взрослого населения, как основной фактор, определяющий уровень состояния здоровья. Организация питания школьников г. Владивосток продолжает оставаться неудовлетворительной. Кроме того, питание школьников в ряде лицеев и колледжах при высших учебных заведениях, а так же в вечерних образовательных учреждениях по-прежнему не организовано. Питание является важнейшим рычагом, обеспечивающим поддержание здоровья, работоспособности, творческого потенциала нации. Полноценное, сбалансированное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует пролонгированной профилактике заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде [1].

Питание детей, как дошкольного, так и школьного возраста, по-прежнему, оценивается как нерациональное, несбалансированное, не соответствует возрастным потребностям растущего организма. Нерациональное питание, не отвечающее функциональным потребностям растущего организма, дефицит и несбалансированность в питании детей витаминов и микроэлементов, приводит к нарушениям обмена веществ в детском организме, расстройству функционального состояния организма, является одной из причин развития заболеваний пищеварительной системы неинфекционной этиологии. Недостаточное поступление белков с пищей ведет к уменьшению массы тела, к замедлению интенсивности роста и психического развития детей, к снижению иммунитета, к нарушению функции печени, поджелудочной железы, кроветворных органов, к возникновению анемии. Избыточное количество углеводов способствует развитию алиментарно-обменного ожирения. Недостаток в пище витаминов

и микроэлементов - прямая угроза снижения физического и интеллектуального потенциала. Дефицит йода в питании приводит к нарушению синтеза ти-реоидных гормонов и развитию заболеваний щитовидной железы. При длительном недостатке кальция в питании растущего организма ребенка возникают нарушения в формировании костей [1, 3].

На состояние здоровья детей организованных коллективов так же оказывает влияние ряд других факторов окружающей среды. Освещенность рабочих мест в учебных помещениях является одним из наиболее главных факторов, влияющих на состояние здоровье детей, в т.ч. на функцию органа зрения. Наряду с освещенностью, другим не менее важным фактором, влияющим на формирование у детей и подростков различных патологических состояний органа зрения и опорно-двигательного аппарата является неправильно подобранная мебель, не соответствующая по ростовым показателям.

Данная ситуация усугубляется значительной интенсификацией учебного процесса, увеличением объема и усложнением содержания учебных программ без учета в организации учебного процесса психофизиологических особенностей детей разного возраста, что отмечается при обучении детей в негосударственных образовательных учреждениях, школах с углубленным изучением предметов, в колледжах и лицеях при высших учебных заведениях. В ряде частных школ из-за отсутствия собственных спортивных залов, уроки физического воспитания проводятся в арендуемых помещениях, куда дети доставляются, в результате занятия по физической культуре в расписании учебных занятий ставятся последними уроками и не выполняют функцию профилактики утомления, нарушения осанки, зрения, необходимую в середине учебного дня [2, 4].

Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников организован неудовлетворительно, нет данных об уровне физической подготовленности учащихся в негосударственных образовательных учреждениях, колледжах и лицеях при высших учебных заведениях. Расписание учебных занятий составлено без учета работоспособности в течение дня, недели, без учета функциональной возможности детского организма, используются сдвоенные уроки для учащихся среднего звена, количество уроков у старшеклассников достигает 7-8 в день.

Целенаправленной деятельностью в области охраны здоровья детей является сохранение и улучшение здоровья детей, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи, социального обеспечения детей и образования, повышение уровня социальной адаптации и интеграции в современное общество детей с проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- реализация права ребёнка на здоровый рост и развитие;

- совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей;

- эффективное использование ресурсов здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других ведомств в целях охраны здоровья детей;

- приоритетность профилактической работы в комплексе мер по охране здоровья детей;

- создание условий для охраны здоровья детей в образовательных и интернатных учреждениях;

- совершенствование качества медицинской помощи детям; обеспечение комплексной медицинской, психологической и педагогической реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья, детей-инвалидов;

- определение и реализация приоритетных направлений в области охраны здоровья материнства и детства.

Для решения комплекса приоритетных задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в первую очередь необходимо:

- активизировать разработку и внедрение целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения и профилактике заболеваний;

- обеспечить своевременное и полное финансирование мероприятий действующих муниципальных целевых программ. Вносить корректировки в действующие муниципальные программы с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки;

- обеспечить комплексную работу всех заинтересованных организаций по проблеме охраны и укрепления здоровья детей;

- усилить работу по применению административных и экономических мер влияния, пропаганде здорового образа жизни, работе с общественностью и средствами массовой информации;

- проводить целенаправленную работу по повышению квалификации педагогов и воспитателей в области профилактики заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детского населения;

- добиться укрепления материально-технической базы всех типов учреждений, соблюдения гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, охраны здоровья организованного детства;

- продолжить работу по увеличению охвата горячим питанием учащихся образовательных учреждений в соответствии с основами рационального питания, гигиеническими нормативами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б.Г. Эколого-гигиеническая оценка распространения йоддефицитных заболеваний на территории Приморского края // Бюлл. СО РАМН, 2010. №1. С. 36-43.

2. Немкова О.А., Полякова М.В., Снегирева М.А. Санитарно-эпидемиологический контроль за дошкольными образовательными организациями Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 123-124.

3. Пархимович О.В., Шапкина Л.А. Эпидемиология йоддефицита у детей Приморского края // Экология человека. 2000. №2. С. 28-32.

4. Порохнявая Е.П., Полякова М.В. Об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за детскими оздоровительными учреждениями // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 141-143.

Polyakovа M.v., Shmogunov v.G.

the state of health of children in organized collectives of vladivostok

Rospotrebnadzor administration for the Primorsky Krai.

Currently, the state of health of children and adolescents in Primorye causes serious problems. Two-thirds of children aged up to 14 years have chronic diseases. This article provides the results of the analysis of the health status of children in organized collectives, Vladivostok, ranking of risk factors in the health of the child population. The ways of medical-preventive work.

Keywords: children>s health, risk factors, and analysis of health status, the structure of chronic illness, medical control.

Citation: Polyakova M.V., Shmogunov VG. The state of health of children in organized collectives of Vladivostok. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 100-102. URL: https://yadi.sk/i/iAyZtu-aZKuvf

Сведения об авторах

Полякова Марина Вячеславовна, заместитель Руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю тел. 8 (423) 252-66-48, е-mail [email protected];

Смогунов Вячеслав Геннадьевич, главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю тел. 8 (423)244-47-59; е-mail [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.