Научная статья на тему 'Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях'

Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
142
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / CHILD AND ADOLESCENT HEALTH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES HEALTH SAVINGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю., Истомин Александр Викторович

Приводятся различные методические подходы к изучению факторов риска для здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, при реализации здоровьесберегающих технологий. Делается вывод, что одними из ведущих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей и подростков, а также на возможность использования здоровьесберегающих технологий, являются гигиенические и учебно-организационные условия обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю., Истомин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of implementation of health technologies in educational institutions

To the article the different methodical going is driven nearthe study of risk s factors to the health of children andteenagers, student in educational establishments for realization of health-technology. Concluded, that among leading factors, having influence on the state of health children and teen agers, and also thereare hygienical and educational-organizatinal terms of educating on realization health-technology.

Текст научной работы на тему «Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях»

Апрель №4 (200)

ЗНиСО

35

УДК 613.955:613.956

Ё? СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

2 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ю.В. Елисеева1, Е.А. Дубровина1, Ю.Ю. Елисеев1, А.В. Истомин2

1ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» f—v Минздрава России, Саратов, Россия

2ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, с=р Москва, Россия

Приводятся различные методические подходы к изучению факторов риска для здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, при реализации здоровьесберегающих технологий. Делается вывод, что одними из ведущих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей и подростков, а также на возможность использования здоровьесберегающих технологий, являются гигиенические и учебно-организационные условия обучения. Ключевые слова: здоровье детей и подростков, образовательные организации, здоровьесбере-гающие технологии.

Yu.V. Eliseeva, E.A. Dubrovina, Yu.Yu. Eliseev, A.V. Istomin □ STATE OF IMPLEMENTATION OF HEALTH TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS □ Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky the Ministry of Health of Russia, Saratov, Russia; Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.

To the article the different methodical going is driven nearthe study of risk s factors to the health of children andteenagers, student in educational establishments for realization of health-technology. Concluded, that among leading factors, having influence on the state of health children and teen agers, and also thereare hygienical and educational-organizatinal terms of educating on realization health-technology.

Key words: child and adolescent health, educational institutions, technologies health savings.

Состояние здоровья подрастающего поколения является индикатором социального благополучия современного общества, отражающим качество медицинского обеспечения предшествующего периода детства, залогом репродуктивного, трудового, интеллектуального, социального резерва общества. Охрана здоровья детей, подростков и молодежи рассматривается в качестве одной из стратегических государственных задач, подразумевающей концентрирование на предотвращении возникновения и прогрессирования заболеваний и функциональных отклонений [9]. Вместе с тем в России сохраняются тенденции роста заболеваемости среди детей и подростков [2, 3].

Одновременно с негативным влиянием разнообразных общеизвестных факторов на подрастающее поколение оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, обнаруживаемых в образовательных организациях [6, 10, 11]. Доля влияния «учебных факторов» на показатели здоровья учащихся составляет до 20 %, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10 %. К факторам риска, влияющим на здоровье учащихся, относятся: несоответствие методик и технологий обучения функционально-возрастным возможностям, несоблюдение физиоло-го-гигиенических требований к организации учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика, низкий медицинский контроль, отсутствие системной работы по формированию здорового образа жизни [1, 3, 6, 7, 9]. Обучение в образовательных организациях традиционно совпадает с новыми социальными нагрузками: изменением образа жизни и поведения, регламентацией режима дня обучения, необходимостью профессионального самоопределения [1, 10].

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, кото-

рые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию болезней. В результате традиционная система школьного и среднеспециаль-ного образования часто имеет вместо здоровье-сберегающего так называемый здоровьезатрат-ный характер [11]. В то же время термин «здо-ровьесберегающие образовательные технологии» необходимо рассматривать не только как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», но и как совокупность тех принципов, приемов, методов, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Цель исследования - обоснование приоритетных методических подходов для изучения здоровьесберегающих технологий и их реализации в современном образовательном пространстве.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие дети и подростки (всего 424 чел.) в возрасте от 6 до 17 лет, обучающиеся в г. Саратове и Саратовской области в государственных образовательных организациях различных форм: средние образовательные школы, лицеи, гимназии, профессиональные учебные заведения.

Для выявления факторов, оказывающих влияние на формирование признаков здоровьесбе-режения, проводилось изучение комплекса векторов образовательной среды, включающего санитарно-гигиеническую оценку состояния образовательной организации, соответствие методик обучения возрастным возможностям учащихся и рациональность организации учебного процесса.

Скринирующий мониторинг здоровья школьников осуществлялся медицинским персоналом СГМУ им. В.И. Разумовского и учебных заведений, педагогами-психологами, классными руководителями с использованием бланковых методов (анкеты, опросники, тесты), а также ав-

36

ЗНиСО

Апрель №4 (200)

томатизированнои системы программного комплекса массовых многопрофильных обследований (АКДО) и компьютерного комплекса для психофизиологических исследований (КПФК-99 «Психомат»).

Изучение заболеваемости детей и подростков осуществлялось за 2012-2014 годы по данным медицинских карт учащихся [8]. Статистическая обработка результатов выполнена при помощи пакета программ Statistica For Windows, Release 6.0, «StatSoft Inc.» с использованием программных средств MS Excel for Windows.

Результаты исследования. Проведенный анализ санитарно-гигиенических показателей состояния образовательных организаций, включающий оценку санитарного состояния территории, стандартных набора, площади и оборудования помещений, санитарно-технического состояния систем водоснабжения и канализации, микроклимата, температурно-влажностного режима, содержания углекислоты в воздухе учебных помещений, выявил наличие несоответствия какого-либо показателя гигиеническим требованиям.

Ни одно из исследуемых учебных заведений не имело правильно организованную и зонированную территорию. Все изучаемые районные учебные заведения, а также 15 % городских не имели горячего водоснабжения, холодная вода подавалась с частыми перебоями, при этом в 76 % случаев в исследуемых пробах регистрировалось превышение в 3-5 раз содержания железа.

Показатели искусственной освещенности в 30 % случаев не соответствовали гигиеническим нормам. В учебных классах школьная мебель не соответствовала росто-возрастным параметрам в 38-87 % случаев.

Исследование физико-химических показателей воздушной среды выявило превышение показателей содержания диоксида углерода (IV) от 2,5 до 12 раз. В 89—100 % измерений к концу занятий в классах и кабинетах отмечалось превышение допустимых значений температуры на (4,6 ± 0,9) °С и относительной влажности воздуха на (11,4 ± 3,6) %, что особенно было характерно для переполненных учащимися помещений лицеев, гимназий. Напротив, в 24 % случаев кабинеты средних профессиональных заведений, ориентированные на трудовое обучение и часто расположенные непосредственно в учебно-производственных цехах, характеризовались наличием низкой температуры (в зимний период ниже допустимых значений на (4,7 ± 2,3) °С) и частых сквозняков (превышение в 2-3 раза допустимых величин скорости движения воздуха).

Изучение учебных нагрузок как одного из ведущих факторов образовательной среды показало, что, несмотря на наличие согласованных с руководящими образовательными структурами расписаний занятий и режимов работы, в каждой четвертой образовательной школе и каждой пятой гимназии и лицее занятия велись в две смены. Более того во всех образовательных организациях выявлено превышение фактического объема недельной учебной нагрузки по сравнению с допустимым учебным планом в среднем на (2,7 ± 1,3) часа в неделю. При этом интенсификация учебной нагрузки осуществлялась за счет внедрения новых программ и стандартов обучения, предусматривающих ин-

новационные технологии, основанные на ис-

пользовании, начиная с первых классов, информатики, технических средств обучения. ¡z£

В старших классах лицеев, гимназий и, осо- ^¡^ бенно, в учебном заведении среднего профес- ^Ч сионального образования, готовящего специа- еэ листов полиграфии, инновационные техноло- |= гии, связанные с работой на электронно-вычислительной технике, занимали ведущее место в учебном процессе. При этом данный вид работ, как правило, сопровождался не просто высокой информационно-зрительной нагрузкой, но и воз- с^ можным воздействием электромагнитных по- ^ лей, шума, охлаждающего микроклимата, за- = грязнений воздушной среды повышенными концентрациями углекислоты, аммиака, пыли. 1

Проведенное анкетирование родителей детей младших классов и старшеклассников учебных заведений различных форм обучения выявило их низкую информированность в отношении знаний соблюдения режима дня, эффективности правильного и рационального питания. В результате удалось установить, что такие элементы режим дня, как продолжительность ночного сна, двигательная активность с возрастом учащихся пропорционально сокращались. Вместе с тем увеличивалось время на выполнение домашнего задания, занятий за компьютером, просмотра телевизионных передач. Доля детей среди лицеистов и учащихся колледжей, отмечавших нарушения режима дня, составляла в зависимости от возраста 23-87 %, напротив, подростки, обучающиеся в училищах среднего профессионального образования, лишь в 15 % случаев предъявляли жалобы на недосыпание, связывая последнее с длительным пребыванием во дворах или просмотром ночных телепередач и компьютерных программ.

По причине неудовлетворительного питания школьников, которое в течение последних лет является постоянно действующим фактором, проблема организации горячего питания в общеобразовательных организациях стала одной из приоритетных. Следует отметить, что среди учащихся различных форм обучения число лиц, получавших горячее питание, в 2016 году увеличилось и составило 94,5 % (в 2012 году -92,3 %). Более того, в связи с тем, что Саратовская область является территорией, эндемичной по содержанию йода в объектах окружающей среды, профилактика йододефицитных состояний успешно организуется и проводится [4, 5].

Вместе с тем анализ характера питания учащихся свидетельствует о том, что если организация школьного питания четко налажена, то вне учебных заведений дети и подростки, как правило, предоставлены сами себе. Отмечено высокое количество учащихся 15-17 лет, употребляющих junk food («нездоровую еду»), к которой относятся фастфуд, чипсы, хрустящий картофель, сухарики, соленый арахис и прочее. Указали, что «не используют их в питании» только 15,7 % школьников и 21,2 % учащихся техникумов, «употребляют их 1 раз в месяц» - 42,4 и 19,2 %, чаще - 41,9 и 59,6 % соответственно. Газированные напитки периодически появляются в рационе питания у 60,7 % школьников и 43,8 % учащихся из учреждений профессионального образования.

Проведенное изучение структуры заболеваемости учащихся до 14 лет в изучаемых ор-

Апрель №4 (200)

ЗНиСО

37

^р ганизованных коллективах (таблица) показало доминирование болезней органов дыхания (1-е ^ ранговое место) и органов пищеварения (2-е еэ место); далее располагаются болезни кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного ° аппарата, нервной системы (5,6-5,8 %).

Структура заболеваемости среди старше-^ классников тех же учебных заведений выгляде-¡—Р ла примерно также, однако процент регистра-¡И^ ции нозологии был другим. Первые 2 места -Т также занимали болезни органов дыхания Е^ (32,3 %) и пищеварения (10,7 %), третье место приходилось на болезни глаза и его придаточного аппарата (9,6 %), четвертое - на болезни костно-мышечной системы (7,5 %), пятое - на болезни мочеполовой системы (6,8 %).

Таблица. Показатели заболеваемости ведущими формами нозологии у учащихся различного возраста в Саратовской области (в %)

Нозологии Заболеваемость учащихся разных возрастных групп, %

7-14 лет 15-17 лет

Болезни органов дыхания 53,1 32,3

Болезни органов пищеварения 8,1 10,7

Болезни кожи и подкожной клетчатки 5,8 5,9

Болезни глаза и его придаточного аппарата 5,8 9,6

Болезни нервной системы 5,6 6,2

Болезни костно-мышечной системы 4,2 7,5

Болезни мочеполовой системы 3,9 6,8

Прочие 13,5 21,0

Отражением состояния здоровья являются функциональные отклонения. Выполненные нами мониторинговые исследования позволили констатировать постепенное увеличение адаптационных резервов практически у всех учащихся (94 %) начальной школы. Вместе с тем переход к предметному обучению приводил не только к напряжению, но и истощению резервных возможностей организма подростков, отмечавшихся у значительной части (78 %) школьников.

Сравнительный анализ учебных программ для учащихся старших классов показал, что несмотря на казавшуюся схожесть в часах регламентированного объема учебного материала, количество часов, затрачиваемых старшеклассниками образовательных школ, лицеев и гимназий на выполнение домашних заданий, в 22,5 раза превышало аналогичные часовые затраты студентов профессиональных учебных заведений. Следствием данного процесса являлось возникновение у учащихся субъективных жалоб на «состояние усталости», «разбитость», «наличие головных болей». При этом объективно уже на первых гуманитарных уроках отмечалось утомление.

Вместе с этим оценка функционального состояния центральной нервной системы показала достоверное снижение показателей зрительно-образной памяти на первых уроках занятий у старшеклассников по сравнению с учащимися училищ. К концу учебного дня сравнительный анализ уровня адаптации в исследуемых коллективах выявил противоположную картину, когда количество обучающихся с напряжением меха-

низмов адаптации было выше среди студентов училищ (52,3 %) в отличие от старшеклассников (34,9 %). Аналогичная тенденция была выявлена в отношении срыва адаптационных резервов среди подростков, занимающихся в школах и училищах, 28,9 % и 19,3 % соответственно.

Подобные изменения, вероятно, связаны с увеличение объема домашних заданий, происходящих в последние годы обучения в средней школе, особенно в специализированных классах. Последнее является ярким примером современного варианта интенсификации учебного процесса, когда реальное уменьшение количества учебных часов сопровождается сохранением или даже увеличением объема материала, предлагаемого обучаемому.

Выводы. Одними из ведущих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей и подростков, а также на реализацию здоровьесберегающих технологий, являются гигиенические и учебно-организационные условия обучения.

Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг здоровья школьников, реализуемый на региональных стажировочных площадках, позволяет дать объективную оценку формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокарева Н.А. и др. Гигиеническая характеристика медико-социальных факторов и образа жизни современных московских школьников / Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина, О.Ю. Ми-лушкина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 5 (266). С. 33-36.

2. Войтович А.А. и др. Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Войтович, Ю.В. Елисеева, Ю.Ю. Елисеев // Российский педиатрический журнал. 2014. Т. 17. № 1. С. 38-40

3. Елисеев Ю.Ю. и др. Перспективы укрепления здоровья школьников на основе оптимизации питания / Ю.Ю. Елисеев, Ю.В. Кле-щина // Вопросы детской диетологии. 2009. Т. 7, № 1. С. 46-48.

4. Елисеев Ю.Ю. и др. Комплексные стратегии управления здоровьем детского населения в эндемичных по содержанию йода районах Саратовского региона / Ю.Ю. Елисеев, С.В. Сергеева, Ю.В. Клещина // Гигиена и санитария. 2014. № 1. С. 68-70.

5. Истомин А.В. и др. Гигиенические аспекты йодного дефицита у детского населения Саратовской области / А.В. Истомин, Ю.В. Елисеева, С.В. Сергеева, Ю.Ю. Елисеев // Вопросы питания. 2014. Т. 83, № 3. С. 63-68.

6. Клещина Ю.В. и др. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 1-7. С. 1604-1606.

7. Клещина Ю.В. и др. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 20-22.

8. Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»: Приказ Минздрава РФ от 3 июля 2000 г. № 241.

9. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения // Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 53-59.

10. Пивоваров Ю.П. и др. Изучение образа жизни учащихся медико-биологических классов города Москвы / Ю.П. Пивоваров, З.А. Дагаева, Н.И. Шеина // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 3 (264). С. 13-15.

11. Савченко О.А. и др. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья на этапе получения профессионального образования / О.А. Савченко, П.А. Вейних, В.Г. Бережной // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 2 (263). С. 33-35.

Контактная информация:

Истомин Александр Викторович, тел.: 8 (495) 586-12-89, e-mail: erisman-istomin@yandex.ru Contact information: Istomin Alexandr, phone: 8 (495) 586-12-89, e-mail: erisman-istomin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.