Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 12
1669
Ю: 2015-12-977^-5845 Краткое сообщение
Багаева М.Х., Шамсудинова Х.М., Абубакарова Л.Э., Конькова М.Н.
Гигиеническая оценка питания детей и подростков г.Саратова
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра общей гигиены и экологии
Резюме
С началом учебного года привлекают внимание проблемы, связанные с питанием не только школьников, но и учащейся молодежи: чем и как питаются современные дети и подростки - учащиеся школ, техникумов, колледжей и ВУЗов.Нехватка времени, связанная с подготовкой к занятиям, элективы, спорт, темп современной жизни - факторы, нарушающие правильный режим питания. К тому же, беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты, да и просто не сбалансированное по пищевой и энергетической ценности. Как следствие - неправильное питание, которое становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний.
Ключевые слова: питание, здоровье детей
Цель работы: рассмотреть основные проблемы «правильного» питания этой группы населения.
Материал и методы
Проводился анализ меню, предлагаемого в школьной столовой. Отдельным контингентам учащихся было предложено заполнение анкет.
Требования к организации общественного питания установлены санитарными правилами СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Результаты и обсуждение
Меню, предлагаемое в школьной столовой, отличается разнообразием блюд и содержит весь необходимый по калорийности и содержанию витаминов набор продуктов для детского питания.
Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки.
Питание должно быть разнообразным, включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты - основные источники белка, необходимого для роста и восстановления клеток и тканей организма и его нормальной жизнедеятельности.
В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10 - 15 %, 30 - 32 % и 55 - 60 %, соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5. Жиры нужно использовать в виде растительных масел при приготовлении салатов, винегретов.
Конечно, высчитывать соотношение между белками, жирами и углеводами, когда между парами 15-20 мин., студенту некогда, но следует хотя бы задуматься о том, что ты собираешься съесть и так ли это полезно для твоего организма. Это уже первый шаг к рационализации питания.
Для улучшения деятельности головного мозга, а также с целью профилактики атеросклероза необходимо увеличить в рационе количество блюд из рыбы.
Углеводы - это «топливо» для клеток мозга.
Таблица 1. Примерное меню среднестатистического школьника г.Саратов
Завтрак/обед/блюдо Вес/к-во Завтрак (202 порции)
Помидоры свежие 30
Котлеты рубленые из птицы /цыплята/, запеченные в молочном соусе 75
Изделия макаронные группы "А" отварные 100
Какао-напиток быстрорастворимый на молоке 200
Хлеб пшеничный из муки 1С 20
Обед (48 порций)
Салат зелёный с огурцом и растительным маслом 60
Борщ сибирский на мясном бульоне 250
Запеканка картофельная с мясом отварным 200
Компот из плодов быстрозамороженных /смородина/ 200
Хлеб из муки пшеничной 1С 40
Хлеб ржано-пшеничный обогащенный витаминами и минералами 20
Мандарин 1 шт.
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015 www.medconfer.com
1670
Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2015. Volume 5. Issue 12
А вот овощи и фрукты, зелень - это источники витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, их лучше употреблять в сыром виде в салатах, к тому же надо помнить, что 100 г овощей дают лишь 20-40 ккал. Это для тех, кто бережно относится к своему весу.
Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят от режима питания. Принимать пищу необходимо не реже 3-4 раз в сутки, желательно в одно и то же время.
Завтрак должен быть обязательным и достаточно плотным, должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка; во время обеда необходима полноценная горячая пища (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы); на ужин лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда. Мясные блюда, а также крепкий чай, кофе принимать вечером нежелательно.
При организации продленного дня в общеобразовательной организации должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся:
• завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятии;
• обед - в период пребывания на продленном дне в 13 - 14 часов,
• полдник - в 16 - 17 часов.
Ведь правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. Гигиена питания - это то, чему должен научиться ребенок в младшем школьном возрасте. С началом посещения школы в г.Саратов, как и в любом большом городе, режим дня ребенка меняется, малыш должен к этому привыкнуть с помощью родителей. Режим должен быть таким, чтобы в нем было место завтраку, обеду, полднику и ужину. Примечательно, что скушать обед и полдник малыш должен будет в школе. Хорошо, если классный руководитель организовывает питание детей, тогда малышу будет легче адаптироваться. Если нет, необходимо давать ребенку с собой еду для обеда и полдника. Нужно советовать ему, в какое время и что лучше скушать.
Основные причины ухудшения здоровья, названные сегодняшними школьниками г.Саратова помимо неправильного питания, — большая школьная нагрузка (55%), отсутствие должного внимания со стороны родителей (36%), предвзятое отношение учителей (14%), материальные проблемы (34%), плохие условия в школе (8%). Мнение родителей по этому вопросу было практически аналогичным: отсутствие свободного времени и нерациональное его использование отметили 69% респондентов, нездоровый образ жизни — 24%, материальные проблемы и отсутствие возможности создать оптимальные условия — 48%, нерациональное питание — 52%.
Среди детей, имеющих хронические заболевания органов дыхания и пищеварения, 75% курят более 1 года; 83% пробовали алкогольные напитки.
Интегральная оценка показателей образа жизни школьниковг.Саратов показала, что у большинства детей не выработаны навыки здорового образа жизни. Отмечена прямая корреляционная зависимость между наличием вредных привычек у родителей и детей (г = 0,63), что свидетельствует о существенной роли данного фактора в формировании группы риска. Корреляционной зависимости между здоровым образом жизни родителей и детей обнаружено не было (г= 0,18). Это можно расценить как вероятный результат недостаточного внимания родителей к формированию здорового образа жизни своих детей.
Выявлена прямая корреляционная зависимость между недостатком свободного времени в течение суток и дискомфортом в межличностных отношениях, преимущественно плохим настроением в течение дня (г = 0,58), а также между напряженными межличностными взаимоотношениями и частотой жалоб на беспричинную головную боль, чрезмерную усталость, плохую успеваемость (г = 0,62).
Выводы
В ходе написания статьи были определены основные факторы, влияющие на состояние здоровья детского и подросткового контингента г. Саратова:
1. Неправильный и нерегулярный режим питания большой массы детского и подросткового контингента преимущественно вне нахождения в образовательных учреждениях;
2. Недостаточное внимание в процессе воспитания и обучения вопросам сохранения и укрепления здоровья каждого отдельно взятого ученика, формированию у него потребности в здоровом образе жизни, гигиенической грамотности по отношению к себе и окружающим;
3. Фрагментарная реализация общих и специальных профилактических мероприятий.
Все это обуславливает неблагоприятный прогноз в формировании здоровья подрастающего поколения.
Литература
1. Елисеева, Ю.В. Проблемы обеспечения гигиенической безопасности питания населения в Саратовском регионе / Ю.В. Елисеева, А.В. Истомин, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Пичугина. - Саратов, 2014. - 158 с.
2. Иванченко, М.Н.Влияние факторов городской среды на заболеваемость детей дошкольного возраста // М.Н. Иванченко, И.Н. Луцевич, А.А. Губко, А.Н. Юдин // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 3. - С. 23-26.
3. Шунькина, А.В. Особенности питания студентов Саратовского ГМУ различных лет обучения / А.В. Шунькина, М.Н. Иванченко // Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием «YSRP-2013». - Саратов, 2013.
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015