Научная статья на тему 'Питание детей дошкольного возраста'

Питание детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1859
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иноятова Хуснора Бахтияровна, Нуриддинов Шерзод Фазлиддин Уғли, Мамадиярова Мадина Аброр Кизи, Рахматова Диёра Гиёсиддин Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание детей дошкольного возраста»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12 3

Иноятова Х.Б. , Нуриддинов Ш.Ф. , Мамадиярова М.А. ,

Рахматова Д.Г.4

1Иноятова Хуснора Бахтияровна - доцент, кандидат технических наук;

2Нуриддинов Шерзод Фазлиддин угли - магистр;

3Мамадиярова Мадина Аброр кизи - магистр, Ташкентский химико-технологический институт;

4Рахматова Диёра Гиёсиддин кизи - мастер, Ташкентский профессиональный колледж туризма, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов, в том числе пищеварительной системы, дальнейшим развитием интеллектуальной сферы.

В связи с этим потребность детей этого возраста в основных пищевых веществах и энергии существенно увеличивается по сравнению с детьми раннего возраста. При этом суточная потребность в энергии должна удовлетворяться за счет углеводов на 55-60%, за счет белков - на 12-14%, жиров - на 25-35%.

Для удовлетворения этих потребностей ребенок должен получать необходимое количество различных продуктов в определенном соотношении. При этом соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4.

Белковый компонент пищевого рациона формируется, прежде всего, за счет продуктов, являющихся основными источниками белков, к числу которых относятся молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца. Ежедневное количество молока и молочных продуктов должно составлять около 500 мл, причем предпочтение отдается кисломолочным продуктам. Сохраняют свое значение творог и сыр, содержащие не только полноценный белок, но также являющиеся основными источниками кальция и витамина В2 (рибофлавина). Рекомендуемое количество мяса (включая субпродукты) составляет 100 г в день, рыбы - 50 г. В питании дошкольников можно использовать и субпродукты (сердце, язык, печень), богатые железом, витамином А, витамином В12 и фолиевой кислотой.

Жировой компонент рациона обычно формируется из сливочного и растительных масел, ежедневное количество которых составляет, примерно, 25 и 8-10 г, соответственно. Растительное масло необходимо как источник полиненасыщенных жирных кислот, не синтезирующихся в организме, и поступающих только с пищей. Растительные масла содержат также витамин Е - основной природный антиоксидант.

Основными источниками углеводов являются крупы, макаронные и хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия, овощи и фрукты. Рекомендуемое количество картофеля составляет 150-200 г, а овощей - 250-300 г в день, причем в разнообразном ассортименте (капуста, свекла, морковь, кабачки, тыква, томаты, огурцы, различная зелень). Фрукты (150-200 г в день) могут использоваться самые разные - от яблок до тропических манго и авокадо. Кроме того, могут использоваться соки, сухие и быстрозамороженные фрукты и овощи.

Крупы используются для приготовления каш, супов, гарниров, пудингов, запеканок и др. Их количество должно быть примерно 40-45 г в сутки. В рационе питания можно также использовать фасоль, горох, которые могут входить в состав супов, а зеленый горошек - в качестве гарнира и в салатах.

Ежедневное количество хлеба составляет 150-170 г, 1/3 которого приходится на долю ржаного хлеба.

Количество сахара должно составлять 40-50 г, кондитерских изделий - 20-40 г. Из сладостей лучше использовать мед (с учетом индивидуальной переносимости), джемы, варенье, зефир, пастилу, мармелад.

В правильной организации питания детей дошкольного возраста большое значение имеет и соблюдение необходимых объемов блюд. В этом возрасте общее количество пищи составляет примерно 1500 г. Рекомендуемые объемы отдельных блюд должны соответствовать рекомендациям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей дошкольного возраста (г, мл)

Прием пищи Название блюд Дети 3-6 лет

Завтрак Каша, овощное блюдо 200

Омлет, мясное, рыбное блюдо 80-100

Кофейный напиток, какао, молоко, чай 180

Обед Салат, закуска 60

Первое блюдо 250

Блюдо из мяса, рыбы, птицы 80-100

Гарнир овощной, крупяной 150-200

Третье блюдо (напиток) 180

Полдник Кефир, молоко 180

Булочка 60

Свежие фрукты, ягоды 200

Ужин Овощное, творожное блюдо, каша 190-230

Молоко, кефир 180

Свежие фрукты, ягоды 100

Хлеб на весь день 150-180

Значительное число детей дошкольного возраста посещает детские дошкольные учреждения. Основную часть суточного рациона они получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в дошкольных учреждениях должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им пищевых веществ и энергии именно во время пребывания их в детском саду.

Во время пребывания в дошкольных организациях основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) ребенок получает именно в этих учреждениях.

Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона питания детей на отдельные приемы пищи в зависимости от их времени пребывания в дошкольных организациях представлено в табл. 2.

Таблица 2. Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в зависимости от времени пребывания детей в дошкольных организациях (%)

Для детей с круглосуточным пребыванием Для детей с дневным пребыванием 8 - 10 ч* Для детей с дневным пребыванием 12 ч*

завтрак (20 - 25%) завтрак (20 - 25%) завтрак (20 - 25%)

2-й завтрак (5%) 2-й завтрак (5%) 2-й завтрак (5%)

обед (30 - 35%) обед (30 - 35%) обед (30 - 35%)

полдник (10 - 15%) полдник (10 - 15%) полдник (10 - 15 %)/или уплотненный полдник** (30 - 35%)

ужин (20 - 25%) ужин (20 - 25%)**

2-й ужин (до 5%) -дополнительный прием пищи перед сном -кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием

* Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми во время пребывания в дошкольных организациях должно составлять не менее 70% от суточной потребности; ** Вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30 - 35%)

Правильный режим питания предусматривает также соответствующее распределение продуктов в течение суток. В первую половину дня в рацион ребенка рекомендуется включать продукты, богатые белком и жиром, которые дольше задерживаются в желудке и требуют большего количества пищеварительных соков. В то же время на ужин следует давать легкоусвояемые продукты (овощи, фрукты, молочные, творожные, рыбные блюда), так как во время ночного сна процессы пищеварения замедляются и выделение пищеварительных соков уменьшается.

Совершенно очевидно, что в зависимости от длительности пребывания ребенка в детском саду (9, 12 или 24 часа) меняется как число приемов пищи, так и количество требующихся ребенку энергии и пищевых веществ. Соответствующие дифференцированные наборы продуктов для дошкольных учреждений

Основой организации питания детей в детских дошкольных учреждениях является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и меню. Эти наборы включают все основные группы продуктов, потребление которых позволяет удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии и основных пищевых веществах, в первую очередь в незаменимых факторах питания. К числу этих продуктов относятся: мясо и мясные продукты (включая птицу), рыба, яйца (источники белка, жира, витаминов А, В12, железа, цинка и др.), молоко и молочные продукты (источники белка, кальция, витаминов А и В2), сливочное и растительные масла (источники жирных кислот, витаминов А и Е), хлеб, хлебобулочные изделия, крупы и макаронные изделия (носители углеводов - крахмала, как источника энергии, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР, железа, магния, селена), овощи и фрукты (основные источники витаминов С, Р, бета-каротина, калия, пищевых волокон, органических кислот), сахар и кондитерские изделия.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родителям необходимо систематически давать сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня, для чего практикуется вывешивание в группах ежедневного меню детей. Кроме того, воспитателям и медицинским работникам детского сада следует давать

родителям рекомендации по составу домашних ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни. При этом на ужин рекомендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а в выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к "детсадовскому".

Список литературы

1. Антонова О.В. Усвоение ребёнком социального опыта в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, 2002. С. 59-60.

2. Антонова О.В. Социология образования и формирование детского общества // Сборник научных трудов. Выпуск 19. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. М., 2003. С. 3-5.

3. Белая К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения о формах работы с родителями. М., 2000.

4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.

THE INFLUENCE OF HYDROGEOLOGICAL PARAMETERS OF ORE-BEARING HORIZONS IN THE DEVELOPMENT OF DEPOSITS OF SANDSTONE (INFILTRATION) TYPE Rajabboyev I^.1, Buronov A^.2, Turobov Sh.N.3, Saidov AA.4, Eshnazarova N.Z.5, ^dirov A.U.6

1Rajabboyev Ibodulla Murodullayevich - Senior Lecturer; 2Buronov Aziz Bolikulovich - Assistant; 3Turobov Shakhriddin Nasritdinovich - Assistant; 4Saidov Akmal Abriy o 'g 'li - Student; 5Eshnazarova Nilufar Zokir kizi - Student; 6Kodirov Abdurasul Uktam ugli - Student, DEPARTMENT OF METALLURGY, FACULTY OF CHEMISTRY AND METALLURGY, NAVOI STATE MINING INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the innovative technology of uranium mining by the method of underground leaching (UL) under conditions in the NMMC in the Republic of Uzbekistan. The NMMC divisions examined the production of uranium by the PV method as part of the enterprise's uranium production structure, the methods and advantages of the uranium production by the PV method implemented. In addition, the article considers the influence of hydrogeological parameters of ore-bearing horizons in the development of deposits of sandstone (infiltration) type.

Keywords: uranium, underground leaching, hydrogeological parameters broadcasting, ore, solution, concentration, geotechnology, layer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.