Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВЕНЬ ЭКСКРЕЦИИ С МОЧОЙ КАТЕХОЛАМИНОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УМСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗОК'

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВЕНЬ ЭКСКРЕЦИИ С МОЧОЙ КАТЕХОЛАМИНОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УМСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВЕНЬ ЭКСКРЕЦИИ С МОЧОЙ КАТЕХОЛАМИНОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УМСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗОК»

УДК 371.716:[612.461:577.175.52].06:371.71

М. Г. Керимова, И. Р. Ахмедов, И. Р. Алескерова

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВЕНЬ

ЭКСКРЕЦИИ С МОЧОЙ КАТЕХОЛАМИНОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УМСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗОК

Азербайджанский медицинский институт, Баку

В последние годы появились работы, свидетельствующие о том, что начало нового периода в жизни дошкольников— учебной деятельности — с 6-летнего возраста, а также различные этапы дальнейшей учебы в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, особенно такие, как сдача экзаменов, зачетов, дипломных работ и т. п., сопровождаются повышенным умственно-эмоциональным напряжением [3, 4]. Одним из наиболее важных показателей, достоверно отражающих это состояние и адаптацию к нему, является уровень катехоламинов (КА) в моче [2, 5|. Имея в виду сказанное, мы поставили цель: в данной работе оценить возможность положительного воздействия на организм скорригированного традиционного питания и дополнительной витаминизации в условиях повышенных психоэмоциональных и умственных нагрузок по показателю экскреции КА с мочой.

Исследования проводили на двух организованных кон-тингентах — учащихся среднего специального учебного заведения (курсанты морского училища) и детях, начавших обучение с 6-летнего возраста в детсаду (с 12-часовым пребыванием) и школе (в группе продленного дня). Повышенные психоэмоциональные нагрузки в обоих случаях были обусловлены действием на организм комплекса стрессогенных факторов: для курсантов — экзаменационной сессии, для детей — раннего обучения.

Под наблюдением находилось 30 практически здсровых молодых людей 18—25 лет, которые были разделены на 2 группы по 15 человек в каждой. Контрольная группа лиц как в предэкзаменационный (фоновый), так и в экзаменационный период получала традиционное питание. Оно характеризовалось сравнительно низким содержанием животного белка за счет недостаточного использования в рационах молочных продуктов, а также рыбы и яиц. Основная группа курсантов в предэкзаменационный период также получала традиционное питание, однако во время экзаменов (в течение 3 нед) им предлагалось разработанное нами (в пределах отводимых на питание курсантов денежных средств) скорригированное, отличающееся большей сбалансированностью, питание, которое по энергетической ценности было идентично традиционному питанию, несущественно (на 10 % больше) отличалось от него по содержанию общего белка, но превосходило более чем на 50 % по квоте животного белка. При этом молочный белок составил 50 % от общего количества белка животного происхождения против 15 % в традиционном питании. Это достигалось за счет дополнительного введения в скорригированное питание в среднем около 100 г творога. 200 мл молока или простокваши, 15 г сыра, 10 г сметаны в сутки при частичном уменьшении квоты мясного белка. Кроме того, скорригированное питание предусматривало несколько большее содержание растительного масла и овощей, меньшее — крупяных и макаронных изделий. Соотношение белков, жиров и углеводов в традиционном и скорригиро-ванном питании составило I : 0,9 : 5 и 1 : 0,9 : 4. Энергетическая ценность обоих вариантов питания равна 3000 ккал (12 552 кДж).

Другая основная группа наблюдения включала 90 практически здоровых детей, из них 60 обучалось в детсаду и школе по программе 1-го класса с 6-летнего возраста (0-й класс), 15 — в школе е 7-летнего возраста (1-й класс), 15 — в подготовительной группе детсада с 6-летнего возраста.

Фактическое потребление пищевых веществ в среднем составило: белков 61 г, в том числе животных 39 г, жиров 56 г, в том числе растительных 8 г, углеводов 272 г

при калорийности 1849 ккал (7736 кДж). Отклонения от рекомендуемых норм находились в пределах 10—20 %. Дефицит витаминов составил в среднем для ретинола, тиамина, никотинамида и аскорбиновой кислоты 1 соответственно 46, 30, 43 и 64 %. На этом фоне у обследованных детей наблюдалась отчетливо выраженная витаминная недостаточность организма [6].

Дети 6-летнего возраста были разделены на 2 подгруппы: контрольную, включающую 15 детей, обучающихся в детсаду, и 15—в школе, которые получали традиционное питание, и основную (в том же составе), в течение 6 мес зимне-весеннего периода получавшую традиционное питание, обогащенное «Ундевитом» (по '/г драже 2 раза в день). Такая дозировка была обусловлена тем, что, как показали ранее проведенные исследования, прием шестилетками на фоне традиционного питания '/г драже «Ундевита» 1 раз в день в течение 6 мес зимне-весеннего периода не приводит к полной нормализации витаминного статуса. В частности, в среднем у более 20 % детей экскреция витаминов с мочой осталась существенно сниженной [7].

Содержание КА—адреналина, норадреналина, ДОФА и дофамина — у курсантов определяли в суточной моче в фоновый период во время текущей учебы (за 2 нед до экзаменов) и в день сдачи каждого из 5 экзаменов летней экзаменационной сессии. У детей уровень КА в 4-часовой порции мочи (собранной с 9 до 13 ч) определяли тем же методом трижды: в ноябре (II четверть)—фон, 1-е исследование, в марте (III четверть) — 2-е исследование и в мае (IV четверть)—3-е исследование. В основной группе фоновое, а в контрольной 1—3-е исследования проводили на фоне традиционного питания, 2-е и 3-е исследования у детей основной группы — на фоне традиционного питания, обогащенного «Ундевитом».

Исследования показали, что психоэмоциональное напряжение курсантов в прриод экзаменационной сессии способствовало существенному увеличению экскреции адреналина, норадреналина, ДОФА и дофамина в среднем по группам соответственно на 23. 42, 27 и 41 % (судя по усредненным данным за зремя экзаменационного периода по сравнению с данными периода текущей учебы). Это свидетельствует о значительной стимуляции синтеза КА и их предшественников.

Максимальное нарастание (на 42—50 %) уровня экскреции с мочой адреналина и норадреналина наблюдалось в день сдачи 2-го экзамена, а ДОФА и дофамина (на 43—65 %)—3-го экзамена. К последнему (5-му) экзамену сдвиги в экскреции КА имели тенденцию к возвращению к исходному (предэкзаменационному) уровню, однако полной нормализации содержания КА в моче не наблюдалось.

При сравнении экскреции КА у курсантов контрольной н основной групп установлено, что под влиянием скорригированного питания выведение с мочой адреналина и ДОФА в дни сдачн 2—5-го экзамена достоверно уменьшалось. Одновременно отмечалась тенденция к увеличению в дни сдачи 2—4-го экзамена уровня экскреции норадреналина.

Полученные данные свидетельствуют о том. что скорригированное питание по сравнению с традиционным ослабляет существенно выраженный в период экзаменов компонент эмоционального возбуждения. Это способствует некоторому сдвигу в соотношении КА в сторону норадре-

1 Дополнительная С-витамииизация проводилась нерегулярно.

налина что рассматривается как положительное явление, улучшающее работоспособность [8].

Обследование детей показало, что умственная и психоэмоциональная нагрузка, наиболее выраженная к концу III четверти [6, 7], на фоне традиционного питания, несмотря на сравнительно стабильный уровень выведения с мочой адреналина, норадреналина и ДОФА, способствовала достоверному уменьшению экскреции дофамина. Учитывая, что последний является предшественником норадреналина и адреналина, можно сделать заключение об определенном снижении в этот период резервных возможностей симпатико-адреналовой системы (САС). Такое объяснение аналогичных сдвигов дают и другие исследователи [1].

Следует отметить, что у семилеток уменьшение экскреции дофамина в этот же период исследования выражено в значительно меньшей степени, а у детей 6-летнего возраста, занимающихся в подготовительной группе по не столь напряженной программе, оно практически отсутствует.

К концу IV четверти у детей, обучающихся по программе 1-го класса (за исключением подготовительной группы), отмечалось заметное увеличение экскреции адреналина и достоверное повышение (по сравнению с данными, полученными в конце III четверти) уровня выделения дофамина, что указывает на определенную активацию САС, и прежде всего ее секреторного звена — надпочечников. По-видимому, это связано с кумуляцией эмоционального компонента напряжения к концу учебного года.

Дополнительная витаминизация через 3 мес привела к значительному увеличению содержания в моче норадреналина (у детей в детсаду на 49%, в школе на 54%). Ряд авторов повышение уровня норадреналина связывают с лучшей концентрацией внимания, целеустремленным выполнением умственной работы. Через 6 мес у детей, получавших «Ундевит», наблюдался дальнейший достоверный рост экскреции норадреналина. Наряду с этим по сравнению с

данными, полученными до витаминизации, отмечалось заметное увеличение экскреции дофамина и адреналина. Однако содержание последнего в моче детей, получавших витамины, было все же ниже, чем у не получавших их.

В целом, характеризуя полученные сдвиги в уровне КА в моче, вызванные 6-месячной витаминизацией «Ундевитом», можно отметить определенную активацию САС, особенно ее медиаторного звена. К концу витаминизации за- ^ метной активности достигло и гормональное звено, однако 1 для этого большее значение имели особенности учебного процесса, чем дополнительная витаминизация.

Литература

1. Агатова Л. А. // Актуальные аспекты биохимических и цитохимических исследований в гигиене детей и подростков,— М„ 1983. —С. 98—102.

2. Андрияшик Д. Ю., Киколов А. М., Васильева Т. Н. // Гнг. труда. — 1983. — № П. —С. 38—40.

3. Варес А. Ю. Исследования эмоционального стресса у студентов и способы его коррекции: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1981.

4. Гребняк Н. П. //Гиг. и сан,— 1985. —№ 12. — С. 27— 30.

5. Каспарова В. Г., Лицер А. И. //Новые исследования по возрастной физиологии. — М„ 1984.— Вып. 2. — С. 35—

38. #

6. Керимова М. Г., Алескерова И. Р., Ахмедов И. Р.. Ба-дягина О. Д. // Влияние факторов окружающей среды на организм. — Баку, 1986.— С. 74—78.

7. Керимова М. Г., Алескерова И. Р. Методические рекомендации по проведению поливитаминизации школьников шестилетнего возраста. — Баку, 1987.

8. Хотинченко С. А., Землянская Т. А. // Вопр. питания. — 1985, —№ 1, —С. 36—39.

Поступила 06.07.88

УДК 371.71

Н. С. Попушой

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

Кишиневский медицинский институт

Реформа общеобразовательной школы поставила сложные задачи перед гигиеной детей и подростков. Одна из них — анализ причин непосещаемости школьных занятий.

Цель настоящей работы заключалась в установлении особенностей распределения пропусков занятий по длительности (РПЗД), выявлении тех объективных показателей, которые отражают эти распределения, а также поиске путей снижения числа пропусков занятий.

Исследования проводили на основе данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности и пропусках занятий по неуважительным причинам, взятых из школьных журналов в городской и сельской местности Молдавской ССР за 5 лет (с 1981/82 по 1986/87 учебный год). Всего в анализ были включены данные о 10 703 детях: 5828 городских и 4875 сельских. Пропуски за учебный год классифицировали по длительности от 1 до 100 дней. Для описания РПЗД были введены следующие показатели: К I — число пропусков в учебном году длительностью Р

дней в 1-м классе, где I имеет значения от 0 до 10; д-Р

= — число пропусков длительностью Р дней,

приходящееся на одного ребенка за учебный год (ЛГ¡ —

р—1 оо кР р

число учеников в i-м классе); ¿¡:

р=1

Ni

— сред-

нее число пропущенных дней за учебный год одним уче-КР _

Л» Р=100

ником 1-го класса;

2

р — доля пропусков

Р = !

длительностью Р дней в общем количестве пропусков для учеников 1-го класса.

Введены также усредненные по всем классам для сельских и городских школьников показатели Кр, 2.р, которые определяются обычным усреднением по парамгт-1= 1 о

ру (', например 2р = ^ "77"'

1 = 0

На рисунке приведены РПЗД для показателя 1Р. Видно, что кривые для Ър носят монотонный характер и имеют резкий спад с ростом Р. Установлено, что РПЗД по неуважительным причинам с большой точностью подчиняется степенному закону гр=21-Р-2'8, где —среднее по всем классам число пропусков за учебный год длительностью в 1 день, которое составляет 2,04 для города и 4,9 для села. РПЗД по болезни имеют несколько более слож- • ный характер, однако приближенно они также могут быть описаны степенным законом -Р-хл, где принимает

значения 0,99 и 0,17 для города и села соответственно. Отметим, что показатели степени РПЗД полностью иден-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.