Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ'

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.С. Попушой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ»

налина что рассматривается как положительное явление, улучшающее работоспособность [8].

Обследование детей показало, что умственная и психоэмоциональная нагрузка, наиболее выраженная к концу III четверти [6, 7], на фоне традиционного питания, несмотря на сравнительно стабильный уровень выведения с мочой адреналина, норадреналина и ДОФА, способствовала достоверному уменьшению экскреции дофамина. Учитывая, что последний является предшественником норадреналина и адреналина, можно сделать заключение об определенном снижении в этот период резервных возможностей симпатико-адреналовой системы (САС). Такое объяснение аналогичных сдвигов дают и другие исследователи [1].

Следует отметить, что у семилеток уменьшение экскреции дофамина в этот же период исследования выражено в значительно меньшей степени, а у детей 6-летнего возраста, занимающихся в подготовительной группе по не столь напряженной программе, оно практически отсутствует.

К концу IV четверти у детей, обучающихся по программе 1-го класса (за исключением подготовительной группы), отмечалось заметное увеличение экскреции адреналина и достоверное повышение (по сравнению с данными, полученными в конце III четверти) уровня выделения дофамина, что указывает на определенную активацию САС, и прежде всего ее секреторного звена — надпочечников. По-видимому, это связано с кумуляцией эмоционального компонента напряжения к концу учебного года.

Дополнительная витаминизация через 3 мес привела к значительному увеличению содержания в моче норадреналина (у детей в детсаду на 49%, в школе на 54%). Ряд авторов повышение уровня норадреналина связывают с лучшей концентрацией внимания, целеустремленным выполнением умственной работы. Через 6 мес у детей, получавших «Ундевит», наблюдался дальнейший достоверный рост экскреции норадреналина. Наряду с этим по сравнению с

данными, полученными до витаминизации, отмечалось заметное увеличение экскреции дофамина и адреналина. Однако содержание последнего в моче детей, получавших витамины, было все же ниже, чем у не получавших их.

В целом, характеризуя полученные сдвиги в уровне КА в моче, вызванные 6-месячной витаминизацией «Ундевитом», можно отметить определенную активацию САС, особенно ее медиаторного звена. К концу витаминизации за- ^ метной активности достигло и гормональное звено, однако 1 для этого большее значение имели особенности учебного процесса, чем дополнительная витаминизация.

Литература

1. Агатова Л. А. // Актуальные аспекты биохимических и цитохимических исследований в гигиене детей и подростков,— М„ 1983. —С. 98—102.

2. Андрияшик Д. Ю., Киколов А. М., Васильева Т. Н. // Гнг. труда. — 1983. — № П. —С. 38—40.

3. Варес А. Ю. Исследования эмоционального стресса у студентов и способы его коррекции: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 1981.

4. Гребняк Н. П. //Гиг. и сан,— 1985. —№ 12. — С. 27— 30.

5. Каспарова В. Г., Лицер А. И. //Новые исследования по возрастной физиологии. — М„ 1984.— Вып. 2. — С. 35—

38. #

6. Керимова М. Г., Алескерова И. Р., Ахмедов И. Р.. Ба-дягина О. Д. // Влияние факторов окружающей среды на организм. — Баку, 1986.— С. 74—78.

7. Керимова М. Г., Алескерова И. Р. Методические рекомендации по проведению поливитаминизации школьников шестилетнего возраста. — Баку, 1987.

8. Хотинченко С. А., Землянская Т. А. // Вопр. питания. — 1985, —№ 1, —С. 36—39.

Поступила 06.07.88

УДК 371.71

Н. С. Попушой

НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

Кишиневский медицинский институт

Реформа общеобразовательной школы поставила сложные задачи перед гигиеной детей и подростков. Одна из них — анализ причин непосещаемости школьных занятий.

Цель настоящей работы заключалась в установлении особенностей распределения пропусков занятий по длительности (РПЗД), выявлении тех объективных показателей, которые отражают эти распределения, а также поиске путей снижения числа пропусков занятий.

Исследования проводили на основе данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности и пропусках занятий по неуважительным причинам, взятых из школьных журналов в городской и сельской местности Молдавской ССР за 5 лет (с 1981/82 по 1986/87 учебный год). Всего в анализ были включены данные о 10 703 детях: 5828 городских и 4875 сельских. Пропуски за учебный год классифицировали по длительности от 1 до 100 дней. Для описания РПЗД были введены следующие показатели: К I — число пропусков в учебном году длительностью Р

дней в 1-м классе, где I имеет значения от 0 до 10; д-Р

= — число пропусков длительностью Р дней,

приходящееся на одного ребенка за учебный год (ЛГ¡ —

р—1 оо кР р

число учеников в i-м классе); ¿¡:

р=1

Ni

— сред-

нее число пропущенных дней за учебный год одним уче-КР _

Л» Р=100

ником 1-го класса;

2

р — доля пропусков

Р = !

длительностью Р дней в общем количестве пропусков для учеников 1-го класса.

Введены также усредненные по всем классам для сельских и городских школьников показатели Кр, 2.р, которые определяются обычным усреднением по парамгт-1= 1 о

ру (', например 2р = ^ "77"'

1 = 0

На рисунке приведены РПЗД для показателя 1Р. Видно, что кривые для Ър носят монотонный характер и имеют резкий спад с ростом Р. Установлено, что РПЗД по неуважительным причинам с большой точностью подчиняется степенному закону гр=21-Р-2'8, где —среднее по всем классам число пропусков за учебный год длительностью в 1 день, которое составляет 2,04 для города и 4,9 для села. РПЗД по болезни имеют несколько более слож- • ный характер, однако приближенно они также могут быть описаны степенным законом -Р-хл, где принимает

значения 0,99 и 0,17 для города и села соответственно. Отметим, что показатели степени РПЗД полностью иден-

1 23456789 Ю

1 2 3 4 5 6

Распределение пропусков школьных занятии по болезни (А) и по неуважительным причинам (Б).

По оси абсцисс — число пропусков, приходящееся па одного ребенка за учебный год (показатель ZI'); по осн ординат — длительность пропусков (в днях); 1 — данные для городских школ; 2 — данные для сельских школ.

тичны для сельских и городских детей и определяются только типом пропусков. Это означает, что такие показатели носят более общий характер, а используя описанные выше закономерности, можно полностью описать РПЗД, имея только данные о величине

Более сложный, характер усредненного по всем классам РПЗД по болезни во многом обусловлен тем, что указанные распределения для младших и старших классов существенно различаются. Так, в старших классах преобладают пропуски, связанные с болезнями длительностью 1— 2 дня, в то время как в младших классах относительная доля более длительных болезнен возрастает, причем такие РПЗД имели пиковое значение 4—5 дней. На наш взгляд, указанные особенности для различных классов связаны прежде всего с возрастной динамикой структуры заболеваемости, в частности с более высоким уровнем заболеваемости органов дыхания, нервной системы и инфекционными болезнями учащихся младших классов [1, 3]. Одновременно это влияет и на возрастную динамику числа пропущенных дней на 1 ребенка за год, которую условно можно разделить на 3 периода. В I период (с 0-го по 3-й класс) учебный процесс направлен на накопление учащимися элементарных знаний, что и обусловливает специфику учебной нагрузки. Отметим, что в сельской местности обучение детей в 0-х классах происходило преимущественно в школе, в то время как в городе — в дошкольных учреждениях. Это привело к тому, что в городе показатель для пропусков по болезни в 1-м классе выше, чем в 0-м, на 11 %, в селе же | меньше, чем ¿0, на 18%. Во 2-м и 3-м классах наблюдается снижение как для города, так и для села (в среднем на 20—25 %), что является показателем приспособления школьников к учебной нагрузке. Число пропусков но неуважительным причинам в этот период наиболее низкое. Во П период (с 4-го по 6-й класс) возрастает учебная нагрузка, осуществляется переход к кабинетной системе, повышается роль аналитического мышления в процессе обучения. На возрастной динамике числа пропусков, связанных с болезнями, это отражается в виде резкого подъема, пик которого приходится на 5:н класс (рост числа пропусков составляет 52% в селе и 70% в городе). Изменение школьной нагрузки и начало переходного возраста влияют на психоэмоциональное состояние детей, что отражается на росте кривых, связанных с пропусками по неуважительным причинам, причем общее число пропусков приблизительно в 2,5 раза выше, чем в предыдущий период. На III этапе (с 7-го по 10-й класс) учебный процесс не претерпевает серьезных качественных изменений, однако здесь в полной мере сказывается влияние подросткового возраста со всем комплексом биологических, психических и эндокринных изменений, что определяет -необходимость выделения этого

периода, хотя его границы и весьма условны. Наиболее характерными его особенностями являются колебательный процесс болезненности вблизи некоторого уровня равно 8,38±0,43 для города и 2,95±0,55 для села) и дальнейший резкий рост числа пропусков по неуважительным причинам. Относительно стабильный уровень Li можно отнести за счет большей сбалансированности учебных планов.

Средние по всем классам показатели числа пропущенных дней за учебный год одним ребенком составляют: по городу 12,05 дня, из них 8,39 дня по болезни и 3,66 дня по неуважительным причинам; по селу 12,21 дня, из них 2,64 дня по болезни и 9,57 дня по неуважительным причинам. Для сравнения отметим, что показатель в США составляет 4,9 дня, из которых 70—80 % п° болезни.

Рассмотрим вопрос о возможности воздействия на РПЗД. Такая задача вытекает из необходимости уменьшения дс)ли длительных пропусков, которые наиболее отрицательно сказываются на процессе восстановления функций организма после болезни, особенно у ослабленных и часто болеющих детей. Отметим, что добавочная учебная нагрузка, связанная с необходимостью восстановления пропущенного материала, осложняет указанный процесс.. Поэтому уменьшение доли длительных пропусков способствовало бы решению некоторых гигиенических проблем, связанных с обучением детей в школе. На наш взгляд, определенные результаты здесь можно достичь косвенным образом. Такая возможность вытекает из нижеследующего.

Учебный план таков, что количество часов пс большинству предметов составляет 2, 3, 4, 5 или 6 в неделю. В случае, если число часов по какому-либо предмету составляет 6 или 5 в неделю и не применяются спаренные уроки, то РПЗД для данного предмета будет соответствовать общему РПЗД. Если же число уроков составляет 2, 3 или 4 (или применяются спаренные уроки), то эти распределения будут существенным образом зависеть от расписания уроков. Иллюстрацией к сказанному может служить РПЗД по одному из предметов, для 4-го класса городской школы при 3 уроках в неделю. Установлено, что при более равномерном распределении нагрузки в неделю доля пропусков длительностью 3 и 6 дней меньше почти на 50% за счет некоторого увеличения пропусков по 1,2 и 4,5 дня (на 10—20 %). Естественно, что изменением расписания занятий невозможно добиться уменьшения общего числа пропущенных дней, однако можно оптимизировать распределение пропусков данного предмета по длительности. Нами разработаны формулы расчета РПЗД пс предметам для любой комбинации уроков в течение недели, из которых следует, что оптимальные результаты достигаются всегда при более равномерном заполнении недели. Применение спаренных уроков, которые применяются в некоторых школах, увеличивает долю длительных пропусков и поэтому нежелательно. На наш взгляд, составление расписания уроков должно проводиться не только с учетом утомляемости ребенка [2], но и с учетом РПЗД. Указанная оптимизация прежде всего необходима для наиболее трудных предметов в 0-х — 5-х классах, где доля длительных пропусков относительно высока. Преимуществом данного метода является то, что он способен давать положительный эффект практически без дополнительных затрат, причем оптимизация РПЗД по болезни и по неуважительным причинам осуществляется одновременно.

В заключение отметим, что показатели РПЗД носят объективный характер; в частности, они позволяют определять и прогнозировать общее число пропусков только по данным о количестве пропусков длительностью в 1 день. Возможность управления распределением пропусков занятий по длительности для отдельных предметов может сыграть определенную роль при гигиенической рационализации учебного процесса.

Литература

1. Амбицкий В. 10., Баранов В. А.. Пуртов И. И.// Здравоохр. Рос. Федерации. — 1986. — № 5. — С. 21—23.

2. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной

школе/Под ред. I". Н. Серд'юковской, С. М. Громба- 3. Меллер М. С. //Сов. здравоохр. — 1968. — № 12. -ха. — М., 1975. С 32—37.

Поступила 03.03.88

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

АбОушелишвили Г. В. (Тбилиси), Акулов К. И. (Москва), Амрин К. Р. (Алма-Ата), |

Бакалян П. А. (Ереван), Бите А. П. (Вильнюс), Боков А. Н. (Ростов-на-Дону), ..Г]

Воронцов М. П. (Харьков), Габович Р. Д. (Киев), Гончарук Е. И. (Киев), Горбачев Е. М. (Новосибирск), Грушко Я. М. (Иркутск), Искандаров Т. И. (Ташкент), Калоянова С. (София), Квартовкина Л. К■ (Волгоград), Линдберг 3. Я. (Рига), Мамедов А. М. (Баку), Мамегалиев Б. С. (Фрунзе), Николов С. X. (Краснодар), Павлов А. В. (Киев), «• Перелыгин В. М. (Москва), Петров Б. Д. (Москва), Рамзаев П. В. (Ленинград), Ролл Д. (США), Рудь Г. Г. (Кишинев), Русяев П. П. (Минск), Сардаров А. Н. (Ашхабад), Селюжицкий Г. В. (Ленинград), Силла Р. В. (Таллинн), Сымон К. (Прага), Хорн К. (Берлин, ГДР), Штанников Е. В. (Саратов), Юст Ян (Варшава)

(

Редактор Л. Ф. Громова. Художественный редактор Н. И. Корунова.

Технический редактор Н. А. Шпак. Корректор Т. Р. Тверитнева.

Сдано в набор 10.03.89. Подписано в печать 12.04.89. Г-04479. Формат 84Х108'Л«. Печать высокая. Усл. нсч. л. 10.08. Усл. кр.-отт. 10,71. Уч.-изд. л. 12,63. Тираж 12 016 Заказ 599 Цена 70 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени Издательство «Медицина» Москва. 101000. Петроверигскнй пер., 6/8 Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 142300, г. Чехов Московской области

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.