Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study has shown that labour load during pupils’ training at school shops favourably influences the health status and body functions of the pupils.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ»

УДК 371.71:37.035.3

Н. П. Гребняк

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Возрастающие требования к профессиональной квалификации молодежи выдвигают новые задачи по организации трудового обучения учащихся в школьных мастерских. Одним из начальных этапов оптимизации трудового обучения школьников является гигиеническая оценка его влияния на функциональное состояние организма.

Целью данной работы явилось изучение направленности, величины и характера изменений функционального состояния организма учащихся во время уроков труда. Исследовали 224 учащихся 5—8 классов общеобразовательной школы. Изучали функции, играющие важную роль в трудовом обучении школьников. Общепринятыми методами определены скорость переработки информации, показатель внимания, латентные периоды сенсомоторных реакций. Оценку координированное™ движений осуществляли по показателю тремора [2]. Подвижность нервных процессов устанавливали по усвоению и воспроизведению заданного ритма раздражений [4]. Реакцию на движущийся объект характеризовали по следующим показателям: Крдо (соотношение числа запаздывающих и опережающих реакций), Кб (соотношение среднего времени запаздывающих и опережающих реакций), Кт удельный вес точных реакций) и дисперсии. Для интегральной оценки сдвигов показателей, имеющих различную степень изменчивости и отражающих различные стороны воздействия трудовой нагрузки, использовали метод нормирования. Преобразование показателей производили с учетом степени их изменчивости и нормированной величины сдвигов по формуле:

где хС] и сто; — соответственно средняя величина исследуемого показателя и его среднеквадрати-

ческое отклонение до уроков; хц— средняя величина показателя после уроков. Интегральный показатель сдвигов рассчитывали,по формуле:

Школьные мастерские (слесарная и столярная) и кабинет обслуживающих видов труда размещали в помещениях, построенных по типовому проекту. Санитарно-гигиенические условия соответствовали нормативам. В качестве трудовой нагрузки использовали стандартные и наиболее часто применяемые задания.

Анализ материалов проведенного исследования показал наличие существенных различий в на-

правленности и степени выраженности изменений показателей функционального состояния организма школьников под влиянием уроков труда (см. таблицу). В процессе трудового обучения скорость переработки информации и показатель внимания у всех учащихся увеличились на 18,9— 46,4 знаков в 1 мин и 23,8—151,1 ед. соответственно. Однако у учащихся 7—8-х классов изменения скорости переработки информации носили характер тенденции. Иные соотношения отмечены при изучении показателя внимания — более значительные его изменения были у мальчиков 5-х классов и девочек 6—8-х классов (Р<0,05). Отмеченные закономерности являются следствием усиления процессов возбуждения в результате работы при различной степени его выраженности. Отмеченная однонаправленность изменения этих показателей свидетельствует о благоприятном характере сдвигов функции внимания во время учебного процесса.

Об усилении процессов возбуждения свидетельствует и уменьшение после уроков труда латентных периодов зрительно-моторной реакции на простой раздражитель (исключение составили мальчики 8-го класса). Особенно значительно уменьшилось время реакции у девочек 6—8-х классов (Р<0,01). Увеличение времени реакции у мальчиков 8-го класса как на простой раздражитель, так и дифференцированный может являться свидетельством начинающегося утомления. Подтверждением тому, что отмеченные особенности являются первичными признаками утомления, служит достаточно высокий уровень показателей функции внимания и зрительно-моторной реакции на простой раздражитель.

Под влиянием уроков труда у большинства учащихся произошло повышение подвижности нервных процессов. По-видимому, такая динамика подвижности нервных процессов, так же как и скорости сенсомоторной реакции, обусловлена увеличением мышечного компонента во время трудового обучения. Известно, что повышение двигательной активности способствует улучшению функционального состояния [6, 7].

Анализ показателей реакции на движущийся объект показал, что в результате трудовой нагрузки у девочек улучшился баланс процессов торможения и возбуждения, о чем свидетельствует уменьшение Крдо с 1,72—2,0 до 1,14— 1,63 ед. Однако изменение соотношения этих процессов достигалось за счет уменьшения как среднего времени ошибок, так и числа ошибочных реакций. Особенно резко выражена разнсна-

Изменение показателей функционального состояния организма школьников под влиянием уроков труда

Показатель

Класс

5-й 6-й 7-й 8-й

28,4+7,7* 36,5+7,9* 99,3*30,3* 45,1±19,3 0,48+0,14* 46,4+10,5* 38,5*6,8* 23,8+25,2 120,3±36,9* 0,06±0,12 33,6+11,8 18,9+7,4 45,9+26,1 78,6+42,2 —0,13+0,05 26,2+9,7 21,7+17,4 75,7+29,8* 151,1+48,9* —0,09+0,11

—0,43+0,17* 5,8+1,15* 0,6+0,96 0,67±0,12* 0,87+0,13* 4,0±1,07* —0,1+0,76 0+0,08 —0,02+0,19 4,3+0,45* —0,6+0,78 —0,14+0,08 —0,58+0,12* 2 »5+0,60* 4,0+1,01* 0,15+0,04

—0,16+0,06* —1,0+0,04* 0+0,07 —1,96+0,05* —0,01+0,06 —0,46+0,03* 0,24+0,05* —0,35+0,02*

—0,27+0,03* —1,56+0,06* —0,92+0,02* —0,64 +0,02*

—4,7+13,'б —12,2+9,7 —10,0+4,9 23,4+5,9*

—8,5+10,6 3,2±12,4 —24,5+5,5* 4,3+13,2 —32,8+7,6* —34,9+10,1* — 16,6+3,1* 49,9+4,0*

—32,0±7,4* 5,7±3,9 0+5,8 —9,8+8,9 8,0+2,8* 14,0+2,8* —44,9+12,8* 7,2+2,7* 3,7+3,4 —43,8+7,6* 21,0+4,0* 14,0+2,8*

9,5±2,4* 21,0+2,5* 4,0+2,9 10,4+3,5*

—3,2±1,7 6,3+1,6* 12,6+1,7* 17,0+3,0* 17,5+2,3* 4,6+2,5 13,9+3,1* 11,3+1,1*

0,2±2,2 —45,3±21,7 1,0+1,6 23,8+25,2 14,0+1,6* 29,4+24,4 8,2+1,7* 33,2+27,5*

21,3±23,9 9,3+29,4 —20,3+36,5 -100,6+26,4*

Скорость переработки информации, знаки в 1 мин

Показатель внимания, ед

Крдо, ед.

Кт, ед.

Кб, ед. 1

Дисперсия

Латентный период зритель-но-моторной реакции, мс

простой

с дифференцировкой

Точность реакции, %

Подвижность нервных процессов на частотах:

1,5 раздражения в 1 с

2,0 раздражения в 1 с Показатель тремора, ед.

Примечание. В числь!^«^ «ш» ..шноа.^^« } значимые сдвиги (Р<0,05).

правленность изменений Крдо и Кт У девочек 6-го и 8-го классов. У них уменьшилось число запаздывающих реакций при одновременном значительном увеличении их времени (Р<0,05), что свидетельствует о развитии утомления. Более высокая утомительность труда у девочек 8-го класса проявляется и в увеличении относительной величины мелких непроизвольных колебаний кисти руки, на что указывает снижение показа-, теля тремора с 336,5±21,2 до 235,9±15,2 ед. (Р<0,05). Такой характер изменений у девочек связан, по-видимому, с тем, что у них в трудовой нагрузке преобладает статический компонент.

У мальчиков баланс процессов торможения и возбуждения во время трудового обучения сохранялся на том же уровне, Крдо находился в пределах 1,19—1,41 ед. Аналогичную тенденцию имел и другой показатель уравновешенности нервных процессов — Кб. Исключение составили лишь мальчики 5-го класса, у которых отмечено значительное увеличение этих показателей (Р< <0,05). Такие изменения показателей у мальчиков 5-го класса, по-видимому, можно расценить как снижение возбудимости и усиление

процессов внутреннего торможения в связи с увеличением их подвижности. Последнее подтверждается результатами исследования подвижности нервных процессов. Относительное постоянство Крдо во время уроков труда у мальчиков достигалось в основном за счет уменьшения среднего времени опережающих реакций. Изменения Крдо и Ко, выявленные у отдельных учащихся, носили, однонаправленный характер, т. е. среднее время запаздывающих и опережающих реакций и их число находились в тесной взаимосвязи. Отмеченные особенности в характере реакций на трудовую нагрузку указывают на положительную динамику функционального состояния организма.

Таким образом, установленные различия показателей, если учесть достоверное увеличение числа точных реакций (на 2,5—5,8%) при обучении техническому труду, свидетельствуют о его более благоприятном характере у мальчиков. Наряду с этим следует отметить, что значительное уменьшение дисперсии реакции на движущийся объект в процессе уроков труда (на 0,35— 1,96 ед.) как у мальчиков, так и у девочек указывает на выраженное регулирующее воздейст-

вие трудового обучения, имеющее оптимизирующую направленность. Изменения показателей реакции на движущийся объект обусловлены в основном влиянием трудовой нагрузки (коэффициент детерминации 68—82%). Известно, что степень согласованности между экзогенными и эндогенными факторами является одним из показателей оптимальности функционального состояния при выполнении трудовых нагрузок [5].

В целом по интегральному показателю сдвигов можно судить о более благоприятном характере изменений функционального состояния в процессе трудового обучения в 5—8-х классах у мальчиков (соответственно 6,63, 8,01, 8,13, 6,96), в то время как у девочек этот показатель имел значительные 'колебания (4,07, 8,77, 5,40, 11,34). С учетом различной степени выраженности интегрального показателя сдвигов проанализированы «Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение. 4—8-е классы». Результаты показали более однородную структуру занятий у мальчиков. Так, в программе предусмотрено выполнение у мальчиков практических работ на 87—90 % занятий. По обслуживающим видам труда эта величина составляет 47—81 %• Наименьший удельный вес занятий с практическими работами отмечен в 5-м и 7-м классах (соответственно 50 и 47%). Кроме того, регламентированные программой умения для технических видов труда в большинстве случаев связаны с двигательными действиями и навыками, тогда как по обслуживающим видам труда предусмотрено в основном формирование сенсорных и умственных навыков и в меньшей степени — моторных действий. Больший удельный вес рабочих движений и мануальных действий у мальчиков, по-видимому, способствует более благоприятной динамике функционального состояния организма.

Обобщая материалы исследований, можно отметить оптимизирующее влияние трудового обучения учащихся 5—8 классов в школьных мастерских. Пониманию закономерностей формирования ответных реакций способствует концепция П. К- Анохина о функциональной системе [1, 3], системообразующими факторами которой, по-видимому, является адаптация организма к трудовой нагрузке и успешность освоения трудовых навыков. Одним из узловых механизмов функ-

циональной системы во время трудового обучения являются особенности высшей нервной деятельности (функция внимания, подвижность и уравновешенность нервных процессов). Разно-направленность изменений показателей функционального состояния организма под влиянием трудовой нагрузки свидетельствует, по-видимому, о том, что они могут служить в качестве критериев для раннего выявления начинающегося утомления.

Выводы. 1. Установленные особенности в характере реакции на трудовую нагрузку в школьных мастерских указывают на положительную динамику функционального состояния организма у большинства учащихся.

2. Оптимизация функционирования организма обусловлена в основном уровнем двигательной активности школьников на уроках труда. Более благоприятный характер изменения функционального состояния организма отмечен у мальчиков, у которых оказался значительно выше удельный вес практических работ, двигательных действий и навыков.

3. Рассогласование направленности изменений показателей функции внимания, сенсомоторных реакций и подвижности нервных процессов может быть использовано в качестве критерия ранней диагностики утомления в процессе трудового обучения учащихся в школьных мастерских.

Литература

1. Анохин А. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

2. Гребняк Н. П., Ткач Б. А.// Гиг. и сан,—1985. — № 5. — С. 30-33.

3. Кулаков К. В. //Оснсвы физиологии функциональных систем. — М„ 1983.—С. 6—30.

4. Рабинович Р. Л. //Жури. высш. нервн. деят. — 1961.— № 5. — С. 960—965.

5. Сорокина Т. Н., Каминская Г. И., Храмцов П. И. и др.//Гиг. и сан.— 1985, —№ 7. — С. 37—39.

6. Сухарев А. Г. Гигиеническое принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1972.

7. Сухарев А. Г., Шелонина О. А. // Гиг. и сан.— 1985.— №7, —С. 58-61.

Поступила 14.03.86

Summary. The study has shown that labour load during pupils' training at school shops favourably influences the health status and body functions of the pupils.

Гигиена и санитария № 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.