УДК 371.71:37.035.3
Н. П. Гребняк
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
Возрастающие требования к профессиональной квалификации молодежи выдвигают новые задачи по организации трудового обучения учащихся в школьных мастерских. Одним из начальных этапов оптимизации трудового обучения школьников является гигиеническая оценка его влияния на функциональное состояние организма.
Целью данной работы явилось изучение направленности, величины и характера изменений функционального состояния организма учащихся во время уроков труда. Исследовали 224 учащихся 5—8 классов общеобразовательной школы. Изучали функции, играющие важную роль в трудовом обучении школьников. Общепринятыми методами определены скорость переработки информации, показатель внимания, латентные периоды сенсомоторных реакций. Оценку координированное™ движений осуществляли по показателю тремора [2]. Подвижность нервных процессов устанавливали по усвоению и воспроизведению заданного ритма раздражений [4]. Реакцию на движущийся объект характеризовали по следующим показателям: Крдо (соотношение числа запаздывающих и опережающих реакций), Кб (соотношение среднего времени запаздывающих и опережающих реакций), Кт удельный вес точных реакций) и дисперсии. Для интегральной оценки сдвигов показателей, имеющих различную степень изменчивости и отражающих различные стороны воздействия трудовой нагрузки, использовали метод нормирования. Преобразование показателей производили с учетом степени их изменчивости и нормированной величины сдвигов по формуле:
где хС] и сто; — соответственно средняя величина исследуемого показателя и его среднеквадрати-
ческое отклонение до уроков; хц— средняя величина показателя после уроков. Интегральный показатель сдвигов рассчитывали,по формуле:
Школьные мастерские (слесарная и столярная) и кабинет обслуживающих видов труда размещали в помещениях, построенных по типовому проекту. Санитарно-гигиенические условия соответствовали нормативам. В качестве трудовой нагрузки использовали стандартные и наиболее часто применяемые задания.
Анализ материалов проведенного исследования показал наличие существенных различий в на-
правленности и степени выраженности изменений показателей функционального состояния организма школьников под влиянием уроков труда (см. таблицу). В процессе трудового обучения скорость переработки информации и показатель внимания у всех учащихся увеличились на 18,9— 46,4 знаков в 1 мин и 23,8—151,1 ед. соответственно. Однако у учащихся 7—8-х классов изменения скорости переработки информации носили характер тенденции. Иные соотношения отмечены при изучении показателя внимания — более значительные его изменения были у мальчиков 5-х классов и девочек 6—8-х классов (Р<0,05). Отмеченные закономерности являются следствием усиления процессов возбуждения в результате работы при различной степени его выраженности. Отмеченная однонаправленность изменения этих показателей свидетельствует о благоприятном характере сдвигов функции внимания во время учебного процесса.
Об усилении процессов возбуждения свидетельствует и уменьшение после уроков труда латентных периодов зрительно-моторной реакции на простой раздражитель (исключение составили мальчики 8-го класса). Особенно значительно уменьшилось время реакции у девочек 6—8-х классов (Р<0,01). Увеличение времени реакции у мальчиков 8-го класса как на простой раздражитель, так и дифференцированный может являться свидетельством начинающегося утомления. Подтверждением тому, что отмеченные особенности являются первичными признаками утомления, служит достаточно высокий уровень показателей функции внимания и зрительно-моторной реакции на простой раздражитель.
Под влиянием уроков труда у большинства учащихся произошло повышение подвижности нервных процессов. По-видимому, такая динамика подвижности нервных процессов, так же как и скорости сенсомоторной реакции, обусловлена увеличением мышечного компонента во время трудового обучения. Известно, что повышение двигательной активности способствует улучшению функционального состояния [6, 7].
Анализ показателей реакции на движущийся объект показал, что в результате трудовой нагрузки у девочек улучшился баланс процессов торможения и возбуждения, о чем свидетельствует уменьшение Крдо с 1,72—2,0 до 1,14— 1,63 ед. Однако изменение соотношения этих процессов достигалось за счет уменьшения как среднего времени ошибок, так и числа ошибочных реакций. Особенно резко выражена разнсна-
Изменение показателей функционального состояния организма школьников под влиянием уроков труда
Показатель
Класс
5-й 6-й 7-й 8-й
28,4+7,7* 36,5+7,9* 99,3*30,3* 45,1±19,3 0,48+0,14* 46,4+10,5* 38,5*6,8* 23,8+25,2 120,3±36,9* 0,06±0,12 33,6+11,8 18,9+7,4 45,9+26,1 78,6+42,2 —0,13+0,05 26,2+9,7 21,7+17,4 75,7+29,8* 151,1+48,9* —0,09+0,11
—0,43+0,17* 5,8+1,15* 0,6+0,96 0,67±0,12* 0,87+0,13* 4,0±1,07* —0,1+0,76 0+0,08 —0,02+0,19 4,3+0,45* —0,6+0,78 —0,14+0,08 —0,58+0,12* 2 »5+0,60* 4,0+1,01* 0,15+0,04
—0,16+0,06* —1,0+0,04* 0+0,07 —1,96+0,05* —0,01+0,06 —0,46+0,03* 0,24+0,05* —0,35+0,02*
—0,27+0,03* —1,56+0,06* —0,92+0,02* —0,64 +0,02*
—4,7+13,'б —12,2+9,7 —10,0+4,9 23,4+5,9*
—8,5+10,6 3,2±12,4 —24,5+5,5* 4,3+13,2 —32,8+7,6* —34,9+10,1* — 16,6+3,1* 49,9+4,0*
—32,0±7,4* 5,7±3,9 0+5,8 —9,8+8,9 8,0+2,8* 14,0+2,8* —44,9+12,8* 7,2+2,7* 3,7+3,4 —43,8+7,6* 21,0+4,0* 14,0+2,8*
9,5±2,4* 21,0+2,5* 4,0+2,9 10,4+3,5*
—3,2±1,7 6,3+1,6* 12,6+1,7* 17,0+3,0* 17,5+2,3* 4,6+2,5 13,9+3,1* 11,3+1,1*
0,2±2,2 —45,3±21,7 1,0+1,6 23,8+25,2 14,0+1,6* 29,4+24,4 8,2+1,7* 33,2+27,5*
21,3±23,9 9,3+29,4 —20,3+36,5 -100,6+26,4*
Скорость переработки информации, знаки в 1 мин
Показатель внимания, ед
Крдо, ед.
Кт, ед.
Кб, ед. 1
Дисперсия
Латентный период зритель-но-моторной реакции, мс
простой
с дифференцировкой
Точность реакции, %
Подвижность нервных процессов на частотах:
1,5 раздражения в 1 с
2,0 раздражения в 1 с Показатель тремора, ед.
Примечание. В числь!^«^ «ш» ..шноа.^^« } значимые сдвиги (Р<0,05).
правленность изменений Крдо и Кт У девочек 6-го и 8-го классов. У них уменьшилось число запаздывающих реакций при одновременном значительном увеличении их времени (Р<0,05), что свидетельствует о развитии утомления. Более высокая утомительность труда у девочек 8-го класса проявляется и в увеличении относительной величины мелких непроизвольных колебаний кисти руки, на что указывает снижение показа-, теля тремора с 336,5±21,2 до 235,9±15,2 ед. (Р<0,05). Такой характер изменений у девочек связан, по-видимому, с тем, что у них в трудовой нагрузке преобладает статический компонент.
У мальчиков баланс процессов торможения и возбуждения во время трудового обучения сохранялся на том же уровне, Крдо находился в пределах 1,19—1,41 ед. Аналогичную тенденцию имел и другой показатель уравновешенности нервных процессов — Кб. Исключение составили лишь мальчики 5-го класса, у которых отмечено значительное увеличение этих показателей (Р< <0,05). Такие изменения показателей у мальчиков 5-го класса, по-видимому, можно расценить как снижение возбудимости и усиление
процессов внутреннего торможения в связи с увеличением их подвижности. Последнее подтверждается результатами исследования подвижности нервных процессов. Относительное постоянство Крдо во время уроков труда у мальчиков достигалось в основном за счет уменьшения среднего времени опережающих реакций. Изменения Крдо и Ко, выявленные у отдельных учащихся, носили, однонаправленный характер, т. е. среднее время запаздывающих и опережающих реакций и их число находились в тесной взаимосвязи. Отмеченные особенности в характере реакций на трудовую нагрузку указывают на положительную динамику функционального состояния организма.
Таким образом, установленные различия показателей, если учесть достоверное увеличение числа точных реакций (на 2,5—5,8%) при обучении техническому труду, свидетельствуют о его более благоприятном характере у мальчиков. Наряду с этим следует отметить, что значительное уменьшение дисперсии реакции на движущийся объект в процессе уроков труда (на 0,35— 1,96 ед.) как у мальчиков, так и у девочек указывает на выраженное регулирующее воздейст-
вие трудового обучения, имеющее оптимизирующую направленность. Изменения показателей реакции на движущийся объект обусловлены в основном влиянием трудовой нагрузки (коэффициент детерминации 68—82%). Известно, что степень согласованности между экзогенными и эндогенными факторами является одним из показателей оптимальности функционального состояния при выполнении трудовых нагрузок [5].
В целом по интегральному показателю сдвигов можно судить о более благоприятном характере изменений функционального состояния в процессе трудового обучения в 5—8-х классах у мальчиков (соответственно 6,63, 8,01, 8,13, 6,96), в то время как у девочек этот показатель имел значительные 'колебания (4,07, 8,77, 5,40, 11,34). С учетом различной степени выраженности интегрального показателя сдвигов проанализированы «Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение. 4—8-е классы». Результаты показали более однородную структуру занятий у мальчиков. Так, в программе предусмотрено выполнение у мальчиков практических работ на 87—90 % занятий. По обслуживающим видам труда эта величина составляет 47—81 %• Наименьший удельный вес занятий с практическими работами отмечен в 5-м и 7-м классах (соответственно 50 и 47%). Кроме того, регламентированные программой умения для технических видов труда в большинстве случаев связаны с двигательными действиями и навыками, тогда как по обслуживающим видам труда предусмотрено в основном формирование сенсорных и умственных навыков и в меньшей степени — моторных действий. Больший удельный вес рабочих движений и мануальных действий у мальчиков, по-видимому, способствует более благоприятной динамике функционального состояния организма.
Обобщая материалы исследований, можно отметить оптимизирующее влияние трудового обучения учащихся 5—8 классов в школьных мастерских. Пониманию закономерностей формирования ответных реакций способствует концепция П. К- Анохина о функциональной системе [1, 3], системообразующими факторами которой, по-видимому, является адаптация организма к трудовой нагрузке и успешность освоения трудовых навыков. Одним из узловых механизмов функ-
циональной системы во время трудового обучения являются особенности высшей нервной деятельности (функция внимания, подвижность и уравновешенность нервных процессов). Разно-направленность изменений показателей функционального состояния организма под влиянием трудовой нагрузки свидетельствует, по-видимому, о том, что они могут служить в качестве критериев для раннего выявления начинающегося утомления.
Выводы. 1. Установленные особенности в характере реакции на трудовую нагрузку в школьных мастерских указывают на положительную динамику функционального состояния организма у большинства учащихся.
2. Оптимизация функционирования организма обусловлена в основном уровнем двигательной активности школьников на уроках труда. Более благоприятный характер изменения функционального состояния организма отмечен у мальчиков, у которых оказался значительно выше удельный вес практических работ, двигательных действий и навыков.
3. Рассогласование направленности изменений показателей функции внимания, сенсомоторных реакций и подвижности нервных процессов может быть использовано в качестве критерия ранней диагностики утомления в процессе трудового обучения учащихся в школьных мастерских.
Литература
1. Анохин А. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
2. Гребняк Н. П., Ткач Б. А.// Гиг. и сан,—1985. — № 5. — С. 30-33.
3. Кулаков К. В. //Оснсвы физиологии функциональных систем. — М„ 1983.—С. 6—30.
4. Рабинович Р. Л. //Жури. высш. нервн. деят. — 1961.— № 5. — С. 960—965.
5. Сорокина Т. Н., Каминская Г. И., Храмцов П. И. и др.//Гиг. и сан.— 1985, —№ 7. — С. 37—39.
6. Сухарев А. Г. Гигиеническое принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1972.
7. Сухарев А. Г., Шелонина О. А. // Гиг. и сан.— 1985.— №7, —С. 58-61.
Поступила 14.03.86
Summary. The study has shown that labour load during pupils' training at school shops favourably influences the health status and body functions of the pupils.
Гигиена и санитария № 12