Научная статья на тему 'Уровень электролитов и оксида азота в слюне студентов при умственно-эмоциональном напряжении'

Уровень электролитов и оксида азота в слюне студентов при умственно-эмоциональном напряжении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
339
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОДИНАМИКИ / ОКСИД АЗОТА / ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ СОСТАВ СЛЮНЫ / PSYCHO-EMOTIONAL STRESS / NITRIC OXIDE / ELECTROLYTE COMPOSITION OF SALIVA / HEMODYNAMIC INDICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Геворкян Эмма Сергеевна, Минасян С. М., Абраамян Э. Т.

Исследовалось влияние экзаменационного психоэмоционального стресса на показатели гемодинамики, уровень оксида азота (NO) и электролитный состав слюны студентов. В предэкзаменационном периоде у испытуемых с симпатическим типом реагирования на экзаменационный стресс (70%) наблюдалось повышение уровней ЧСС и показателей АД, уменьшение экскреции NO, что сохранялось в течение 24 ч после экзамена. Наблюдалась отрицательная корреляция между количеством NO и показателями артериального давления. У испытуемых с парасимпатическим типом реагирования (30%) наблюдалось повышение уровня NO в слюне, что сопровождалось уменьшением показателей АД в пред- и постэкзаменационные периоды. Повышенный вегетативный тонус организма в экзаменационный период способствовал также изменению электролитного состава слюны. У испытуемых с симпатическим типом реагирования в предэкзаменационном периоде наблюдалось достоверное понижение концентрации Na + в слюне, сохранявшееся в некоторой степени и после экзаменов. Гипонатриемия сопровождалась повышением содержания K+ и понижением Na +/K +-коэффициента. Во второй группе, наоборот, накануне экзаменов уровень Na + в слюне повышался, при этом концентрация K + понижалась. После экзамена наблюдалось уменьшение экскреции натрия, которая, однако, не достигала исходного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The levels of electrolytes and nitric oxide in saliva of students under mental-emotional exertion

The influence of examination-induced psycho-emotional stress on students’ hemodynamic parameters, nitric oxide (NO) level and electrolyte composition of saliva was investigated. Before examinations, the examinees with a sympathotonic response (75,0%) showed the increase of heart rate levels and blood pressure indices, the decline of salivary NO excretion that was retained within 24-hours after an exam. There was a significant negative correlation between the amount of NO and the values of blood pressure. The examinees with a parasympathetic response (25%) showed the elevated salivary NO level and lowered blood pressure indices in the preand post-examinational periods. Throughout the examination period the increased autonomic tone of the organism contributes to the changes of the electrolyte composition of saliva. In pre-examination period the examinees with sympathotonic response demonstrated a significant decrease of the concentration of Na + in saliva, that persisted after exams also. Hyponatremia was associated with the increased K + and decreased Na +/K + ratio. Before exams the level of Na + in the saliva of the students of the II group increased, at the same time concentration of K + decreased. After the exam there was a reduction of Na +, which, however, did not reach the initial level.

Текст научной работы на тему «Уровень электролитов и оксида азота в слюне студентов при умственно-эмоциональном напряжении»

учащихся, прогрессирующим снижением показателей здоровья учащихся как лицея, так и специализированной образовательной школы. Наиболее высокие уровни заболеваемости отмечены по классам БНС, БОП, БСК, БГ и ПА, а также БКМС, которые считаются обусловленными условиями обучения. Таким образом, уровень распространенности различных патологий выше среди учащихся специализированной общеобразовательной школы, что свидетельствует о возможности неблагоприятного прогноза здоровья подростков на будущее и позволяет отнести их к группе риска.

Работа выполнена за счет средств субсидий, выделенных в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях обеспечения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Литер ату р а

1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Основные тенденции здоровья детского населения России. М.: Союз педиатрии России; 2011.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.; 2009.

3. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Стратегия ВОЗ и обзор международного опыта профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2008; 1: 40-5.

References

1. Al'bitskiy V.Yu., Baranov A.A. The main trends of children's health of the Russian population [Osnovnye tendentsii zdorov'ya detskogo naseleniya Rossii]. Moscow: Soyuz pediatrof Rossii; 2011. (in Russian)

2. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of the school of innovation [Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy]. Moscow; 2009. (in Russian)

3. Kuchma V.R., Rapoport I.K. WHO strategy and review of international experience of disease prevention and health promotion of children and adolescents in educational institutions. Ob-

shchestvennoe zdorov'e iprofilaktika zabolevaniy. 2008; 1: 40-5. (in Russian)

Поступила 24.05.13 Received 24.05.13

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014

УДК 613.865-057.875:613.863]:616.316-008.8-074

Геворкян Э.С., Минасян С.М., Абраамян Э.Т.

уровень электролитов и оксида азота в слюне студентов при умственно-эмоциональном напряжении

Ереванский государственный университет, 0025, Ереван, Армения

Исследовалось влияние экзаменационного психоэмоционального стресса на показатели гемодинамики, уровень оксида азота (NO) и электролитный состав слюны студентов. В предэкзаменационном периоде у испытуемых с симпатическим типом реагирования на экзаменационный стресс (70%) наблюдалось повышение уровней ЧСС и показателей АД, уменьшение экскреции NO, что сохранялось в течение 24 ч после экзамена. Наблюдалась отрицательная корреляция между количеством NO и показателями артериального давления. У испытуемых с парасимпатическим типом реагирования (30%) наблюдалось повышение уровня NO в слюне, что сопровождалось уменьшением показателей АД в пред- и постэкзаменационные периоды. Повышенный вегетативный тонус организма в экзаменационный период способствовал также изменению электролитного состава слюны. У испытуемых с симпатическим типом реагирования в предэкзаменационном периоде наблюдалось достоверное понижение концентрации Na+ в слюне, сохранявшееся в некоторой степени и после экзаменов. Гипонатриемия сопровождалась повышением содержания K+ и понижением Na+/K+-коэффициента. Во второй группе, наоборот, накануне экзаменов уровень Na+ в слюне повышался, при этом концентрация K+ понижалась. После экзамена наблюдалось уменьшение экскреции натрия, которая, однако, не достигала исходного уровня.

Ключевые слова: психоэмоциональный стресс; показатели гемодинамики; оксид азота; электролитный состав слюны.

Gevorkyan E. S., Minasyan S. M, Abrahamyan H. T. - THE LEVELS OF ELECTROLYTES AND NITRIC OXIDE IN SALIVA OF STUDENTS UNDER MENTAL-EMOTIONAL EXERTION

Yerevan State University, Yerevan, Republic of Armenia, 0025

The influence of examination-induced psycho-emotional stress on students' hemodynamic parameters, nitric oxide (NO) level and electrolyte composition of saliva was investigated. Before examinations, the examinees with a sympathotonic response (75,0%) showed the increase of heart rate levels and blood pressure indices, the decline of salivary NO excretion that was retained within 24-hours after an exam. There was a significant negative correlation between the amount of NO and the values of blood pressure. The examinees with a parasympathetic response (25%) showed the elevated salivary NO level and lowered blood pressure indices in the pre- and post- examinational periods. Throughout the examination period the increased autonomic tone of the organism contributes to the changes of the electrolyte composition of saliva. Inpre-examinationperiod the examinees with sympathotonic response demonstrated a significant decrease of the concentration of Na+ in saliva, that persisted after exams also. Hyponatremia was associated with the increased K+ and decreased Na+/K+ ratio. Before exams the level of Na+ in the saliva of the students of the II group increased, at the same time concentration of K+ decreased. After the exam there was a reduction of Na+, which, however, did not reach the initial level.

Key words: psycho-emotional stress; hemodynamic indices; nitric oxide; electrolyte composition of saliva.

В последние годы здоровье студентов находится в центре внимания ученых, врачей и педагогов, что обусловлено ростом числа хронических заболеваний и формированием уже в молодом возрасте возрастно-за-висимой патологии [1, 2]. Результаты научных исследований свидетельствуют, что обучение в вузе характеризуется высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, а возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебного процесса и усложнение программ способствуют ухудшению самочувствия и здоровья студентов. В связи с этим с целью гигиенической регламентации интенсивности учебной нагрузки необходимо донозологическое выявление функциональных отклонений в организме студентов. Имеющиеся ранее исследования в основном ограничивались оценкой влияния учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма студентов, и лишь в некоторых из них наблюдаемые сдвиги связываются с изменением метаболических процессов в организме [3]. Известно, что состояние функциональных систем организма во многом определяет электролитный баланс, играющий важную роль в обеспечении сосудистого тонуса и гомеостаза. В частности, обмену №+ и К+ принадлежит существенная роль в таких жизненно важных процессах, как сердечная деятельность, кислотно-основное равновесие, регуляция внутриклеточного гомеостаза. В литературе имеются сведения об обменных электролитических процессах и их механизмах, связанных с нарушениями метаболизма электролитов при различных патологических состояниях [4, 5]. Известно также, что нарушение содержания №+ и К+ в экстра- и интрацеллюлярном пространстве является важным звеном в генезе многих патологических процессов. Исследования, касающиеся состояния электролитного баланса детей и подростков при умственной нагрузке, несмотря на несомненную актуальность такого рода исследований, довольно редки и имеют отрывочный и противоречивый характер.

В литературе имеются сведения о зависимости №+- и К+- экскреторной функции слюнных желез от состояния вегетативной нервной системы, гормональной активности гипофиза и надпочечников [6]. В последнем десятилетии установлено также, что простейшее химическое соединение оксид азота (N0), непрерывно продуцируемое в организме человека и животных, выполняет роль одного из универсальных регуляторов метаболизма. Согласно данным литературы, при воздействии различных стрессоров в организме развиваются значительные сдвиги в содержании N0 [7, 8]. Наиболее стрессоген-ным фактором обучения в вузе является сдача экзаменов. Обычно для изучения уровня биохимических показателей используются плазма, сыворотка, цельная кровь, форменные элементы крови. Однако в связи с распространением заболеваний, передающихся парентеральным путем, неинвазивный метод забора биологического материала, особенно в немедицинских учреждениях, является более предпочтительным. Принимая во внимание вышеизложенное, мы провели серию экспериментов по изучению влияния экзаменационного психоэмоционального напряжения на содержание N0 и электролитов (№+ и К+) в слюне студентов.

для корреспонденции: Геворкян Эмма Сергеевна, esgevorky-an@yandex.ru

For correspondence: Gevorkyan Emma, esgevorkyan@yandex.ru 82-

Материал и методы

В исследовании принимали участие 32 студента биологического факультета ЕГУ в возрасте 18-21 года, не имеющие кариозной и некариозной патологии зубов и воспалительно-деструктивных изменений в пародонте. Содержание №+ и К+ в слюне определялось атомно-эмиссионным методом по наиболее интенсивной спектральной линии электролитов (766,49 и 589,2 нм для №+ и К+ соответственно). Измерения осуществлялись на атомно-абсорбционном спектрометре AASI в эмиссионном режиме работы прибора в лаборатории катализа химического факультета ЕГУ.

Содержание N0 определялось по концентрации нитрит- и нитрат-анионов методом капиллярного электрофореза в «Лаборатории контроля качества лекарств» Фармагентства Республики Армения. Все испытуемые перед началом исследований проходили дополнительный осмотр у стоматолога. Учащиеся-курильщики в число обследуемых не включались. За 3 дня до исследований испытуемым назначали диету, исключающую продукты, содержащие большое количество экзогенных нитритов. Для исключения влияния принятой пищи на состав слюны набор ее осуществлялся в утренние часы натощак. Предварительно испытуемым предлагалось 2 раза ополаскивать ротовую полость водой. Артериальное давление (АД) определялось по методу Короткова (в мм рт. ст.). Частота сердечных сокращений (ЧСС в минуту) подсчитывалась по пульсации лучевой артерии.

Измерение ЧСС и показателей АД осуществлялось в трех экспериментальных ситуациях: 1 - в обычный день учебного года; 2 - за 1-2 ч до экзамена; 3 - в течение 1-2 ч после экзамена. Забор слюны осуществлялся: 1 - в обычный день учебного года, 2 - утром в день экзамена, 3 - на следующий день после экзамена. Полученные данные подвергнуты статистической обработке на компьютере с учетом /-критерия Стьюдента. Проведен также корреляционный анализ исследованных показателей.

результаты и обсуждение

Анализ характера изменений вегетативных коррелятов студентов в предэкзаменационный период выявил их разнонаправленность, поэтому все обследованные были разделены на 2 группы. В 1-ю группу (75%) вошли студенты с симпатическим типом реагирования на психоэмоциональное напряжение экзаменационного периода, во 2-ю (25%) - с парасимпатическим (см. таблицу). У испытуемых 1-й группы прослеживалась адекватная, обеспечивающая энергетические затраты предэкзаменационного периода реакция функциональных систем организма на психоэмоциональное напряжение, что выражалось в достоверном повышении ЧСС до 92,26±1,56 при 83,14±1,37 в минуту (р < 0,001) в обычный учебный день. Средние показатели АД у обследованных 1-й группы при этом в норме составляли: САД 109,37±2,16 мм рт. ст. и ДАД 72,08±1,66 мм рт. ст. В предэкзаменационный период наблюдалось достоверное повышение этих показателей до 125,46±2,97 мм рт. ст. (р < 0,001) и 77,84±2,13 мм рт. ст. (р < 0,05) соответственно. Одной из причин повышения АД в стресс-ситуации может являться дисгармония между изменением сердечного выброса и периферическим сосудистым сопротивлением. В формировании артериальной гипертензии в стресс-ситуации задействованы адренергические механизмы ретикулярной формации, лимбико-ретикулярный комплекс и эмоциогенные зоны амигдалы и гипоталамуса,

Вегетативные показатели и уровень NO в слюне студентов в экзаменационный период

Группа Этап N0, САД, ДАД, ЧСС

ррт мм рт. ст. мм рт. ст. в минуту

1-я

2-я

38,16±1,89

24,28±1,45***

23,16±1,13***

20,19±1,64

31,28±1,76***

33,34±1,12***

109,37±2,16

125,46±2,97***

118,69±2,58**

120,25±1,86

98,14±1,36***

102,34±1,47***

Примечание. 1 - обычный учебный день, 2 * -р < 0,05, ** -р < 0,01, *** -р < 0,001.

72,08±1,66 77,84±2,13* 75,28±1,68 70,34±2,08 64,12±1,66* 62,56±1,84* - до экзамена, 3 -

83,14±1,37

92,26±1,56***

87,26±2,34

84,13±1,95

79,16±2,08*

80,84±2,76

после экзамена.

образующие центральное звено стрессреализующей системы организма. Кривые изменения исследованных параметров у студентов 1-й группы, достигнув пика в предэкзаменационном периоде, после экзаменов сразу же сдвигались в сторону нормализации, оставаясь, однако, выше исходного уровня (САД на 8,5%, ДАД на 4,4%).

Уровень N0 в слюне у обследованных данной группы в норме составлял 38,16±1,89 ррт. Накануне экзамена наблюдалось уменьшение экскреции N0 на 36,4% (р < 0,001), что сохранялось и через день после экзамена. Была выявлена достоверная обратная корреляция количества N0 с САД и ДАД (г = -0,58; г = -0,6; р < 0,01). Изменения кардиогемодинамических показателей, наблюдаемые при втором варианте реагирования (2-я группа), характеризовались сравнительно меньшей амплитудой колебаний вегетативных показателей. В предэкзаменационном периоде у студентов 2-й группы почти все изученные показатели достоверно понижались (см. таблицу): ЧСС на 5,9% (р < 0,05), САД на 18,4% (р < 0,001), ДАД на 8,4% (р < 0,05). В постэкзаменационный период наблюдалось незначительное увеличение показателей АД и ЧСС, однако они не достигали исходного уровня. У студентов этой группы в предэкзаменационном периоде наблюдалось повышение содержания N0 в слюне на 54,9% (р < 0,001). Эта тенденция сохранялась и в постэкзаменационном периоде. Через день после экзамена в слюне обследуемых количество N0 превышало исходный уровень на 66,1%. Выявлена отрицательная корреляция количества N0 в слюне студентов 2-й группы с показателями АД (г = -0,54 и г = -0,68, р < 0,01).

Полученные данные свидетельствуют, что у испытуемых 1-й группы с повышением показателей АД в пред- и постэкзаменационный периоды наблюдалось снижение концентрации N0 в слюне. Во 2-й группе с парасимпатическим типом реагирования, наоборот, при снижении АД в пред- и постэкзаменационный периоды экскреция N0 в слюну увеличивалась. Полученные результаты соответствуют данным литературы, указывающим на понижение концентрации N0 в плазме крови и моче испытуемых с неосложненной артериальной гипертензией [9, 10], а также о наличии отрицательной корреляции между систолическим и диастолическим давлением, с одной стороны, и суточной экскрецией нитритов и нитратов или уровнем этих метаболитов N0 в плазме крови - с другой. Согласно данным Т.В. Мартиросян [11], повышение степени легочной гипертензии тесно связано с уровнем N0 в слюне больных тяжелой формой бронхиальной астмы, что выражается понижением содержания нитратов в слюне. Известно, что N0 является одним из самых мощных среди известных

эндогенных вазодилататоров. Сосуды малого диаметра синтезируют больше N0, чем крупные. Посредством этого N0 регулирует периферическое сопротивление и скорость кровотока в сосудистой сети [12]. Поэтому недостаточная продукция N0 приводит к нарушению функции эндотелия, повышению сосудистого тонуса и артериальной ги-пертензии. Снижение уровня N0, очевидно, связано также с эффектом глюкокортикои-дов, которые ингибируют активность индуцируемой формы N0-синтетазы [13, 14]. У испытуемых 2-й группы, которые в обычный учебный день имели сравнительно высокие показатели АД, по сравнению с 1-й группой в экзаменационном периоде отмечалось повышение экскреции N0 со слюной. Последнее, по всей вероятности, связано с нарушением деятельности стрес-слимитирующей N0ергической системы в динамике экзаменационного психоэмоциоанального напряжения. У студентов с парасимпатическим типом реагирования защитное действие оптимально повышенного уровня N0 в предэкзаменационном периоде, очевидно, заключается в расслабляющем действии N0 на гладкую мускулатуру сосудов, что в свою очередь отражается на систолической и диастолической функциях правого и левого желудочков сердца, являющегося одним из реализующих звеньев стресс-реакции. Исходя из этого, реакцию физиологических систем организма студентов 2-й группы в ситуации экзамена можно рассматривать как проявление собранности и волевого усилия, направленных на преодоление состояния тревоги.

При изучении электролитного состава слюны студентов в период экзаменов также выявлено два типа реагирования №+- и К+-экскреторной функции слюнных желез на психоэмоциональное напряжение. У испытуемых 2-й группы отмечалась повышенная утомляемость до, во время и после экзамена, что связано с большой умственной нагрузкой и неполноценным сном. Накануне экзаменов наблюдалось повышение на 72,2% содержания №+ в слюне. Концентрация К+ при этом понижалась в среднем на 24,3%. После экзамена наблюдалось уменьшение экскреции натрия, которая, однако, не достигала исходного уровня. Повышение концентрации №+, по-видимому, является результатом снижения общей функциональной активности организма и связано с изменением вегетативного баланса в сторону усиления парасимпатических влияний. Следует полагать, что превалирование тонуса периферической нервной системы в значительной степени ослабляет компенсаторно-приспособительные возможности организма. Большинство испытуемых (1-я группа), как правило, хорошо переносили экзамены. Накануне экзаменов у них наряду с учащенным сердцебиением и повышенным уровнем гемодинамики наблюдались выраженное уменьшение концентрации №+ (на 48,7%; р < 0,05) и увеличение К+ (на 22,2%; р < 0,05) в слюне, №+/К+-коэффициент соответственно понижался на 57,9% (р < 0,001). В последствии (после экзамена) происходило повышение концентрации №+, не приводящее, однако, к восстановлению его исходного уровня. На следующий день после экзамена содержание №+ в слюне было ниже фонового на 36,9%. Процесс экскреции К+ со слюной усиливался накануне экзамена и через день после него соответственно на 22,2% (р < 0,05) и 17,2% (р < 0,05).

Таким образом, повышенный вегетативный тонус организма в экзаменационном периоде способствует также изменению электролитного состава слюны. У большинства обследованных в предэкзаменационный период наблюдалось достоверное понижение концентрации №+ в слюне, сохранявшееся в некоторой степени и после экзаменов. Гипонатриемия сопровождалась повышением содержания К+ и понижением №+/К+-коэффициента. Полученные данные свидетельствуют о выраженном напряжении симпатоадреналовой системы организма. Согласно данным А.О. Навакатикяна и В.В. Крыжановской [15], в период контрольных работ и экзаменов у школьников отмечается значительная активация системы вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности, которая проявляется, в частности, резким увеличением экскреции катехоламинов с мочой, повышением ЧСС, МОК и АД. В литературе имеются также данные о зависимости №+- и К+-экскреторной функции слюнных желез от состояния ВНС, гормональной активности гипофиза и надпочечников [6]. По данным Г.М. Домахиной [16], показатели содержания №+ и ^ в слюне находятся в обратной зависимости от уровня кортикостероидов и катехоламинов в крови. Следовательно, для характеристики функционального состояния организма при стрессовых ситуациях используются показатели содержания №+ и К+ в слюне.

Несмотря на сложность интерпретации полученных данных, их анализ, как нам кажется, должен основываться на учете последовательности причинно-следственных процессов, включающих приспособительные реакции. Если считать, что афферентное звено любой стресс-реакции завершается формированием в ЦНС психоэмоциональной детерминанты, запускающей эфферентные нервные и гормонально-гуморальные стрессреализу-ющие и лимитирующие механизмы, то наблюдаемые нами изменения должны быть следствием именно этих эфферентных посылок. Анализ собственных и литературных данных свидетельствует, что эфферентные посылки реализуются через симпатоадреналовую систему, обеспечивающую адаптацию к экзаменационному стрессу посредством как прямых нервных влияний, так и дистантных воздействий, оказываемых ее медиаторами. В литературе имеются данные, что под влиянием симпатотропных веществ (адреналин) содержание №+ в слюне уменьшается [17]. С увеличением дозы внутримышечно введенного адреналина, концентрация №+ понижается на 40%, а К+ увеличивается на 18%. При этом происходит также резкое сокращение слюноотделения. Характерно, что введение прозерина приводило к заметному усилению саливации, повышению содержания №+ и понижению концентрации К+. Ссылаясь на приведенные литературные и полученные нами данные, можно заключить, что между содержанием №+ и К+ в слюне и уровнем активности симпатоадреналовой системы организма имеется обратная зависимость.

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что экзаменационное психоэмоциональное напряжение наряду с изменением показателей сосудистого тонуса сопровождается также ионным сдвигом состава слюны, что является следствием активации гипоталамо-гипофи-зарно-надпочечниковой и симпатоадреналовой систем.

Таким образом, в ходе проведенных исследований у студентов в условиях экзаменационного психоэмоционального напряжения установлены разнонаправленные

сдвиги гемодинамических и метаболических показателей слюны относительно нормы. Характер изменения показателей физиологического и биохимического статуса студентов не только отражает их психоэмоциональную лабильность и повышенную реактивность к экзаменационному стрессу, но и косвенно указывает на пониженную адаптацию к нему, что дает нам основание рекомендовать использование этих показателей для донозологической диагностики степени психоэмоционального напряжения и стресса у студентов и на основании отмеченных сдвигов корригировать меры противо-стрессовой защиты.

Литер ату р а

1. Аветисян З.Е. Гигиеническая оценка учебного процесса на 1-2 курсах медицинского вуза: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Ростов-на-Дону; 2005.

2. Зайцев В.П., Крамской С.И. Здоровье студентов технического высшего учебного заведения. Гигиена и санитария. 2003; 2: 46-8.

3. Марченко Д.В. Гигиеническая оценка влияния условий обучения на функциональное состояние организма человека: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Иркутск; 2002.

4. Титов В.Н. Na+ плазмы крови. Клиническая лабораторная диагностика. 1995; 5: 34-9.

5. Шакиров Д.Ф., Ханов Т.В., Гайсин С.Ж., Камилов Р.Ф. Антиокислительная активность слезной железы, плазмы крови и слюнной жидкости. Вятский медицинский вестник. 2007; 4: 197-200.

6. Джон Ф.Л., Питер Г.В. Основы эндокринологии. М.: Медицина; 2000.

7. Баласанян М.Г., Ашрафян К.Б. Тревожность вызванная гипокинезией и ее устранение ингибиторами NO-синтетазы. В кн.: Материалы III Всероссийской конференции «Гипоксия: механизмы, адаптация, коррекция». М.; 2002: 15.

8. Малышев И.Ю., Манухина Е.Б. Стресс, адаптация и оксид азота. Биохимия. 1998; 6 (7): 992-1006.

9. Лямина Н.П., Сенчихин В.Н., Покидышев Д.А., Манухина Е.Б. Нарушение продукции оксида азота у мужчин молодого возраста с артериальной гипертензией и немедикаментозный метод ее коррекции. Кардиология. 2001; 41 (9): 17-21.

10. Surdacki A., Nowicki M., Sandmann J., Tsikas D., Boeger R.H., Bode-Boeger S.M. et al. Reduced urinary excretion of nitric oxide metabolites and increased plasma levels asymmetric dimeth-ylarginine in men with essential hypertension. J. Cardiovasc. Pharmacol. 1999; 33 (4): 652-8.

11. Мартиросян Т.В. Сдвиги в содержании окиси азота в слюне больных бронхиальной астмой в условиях формирования легочной гипертензии. Медицинская наука Армении. 1999; 39

(I): 98-105.

12. Манухина Е.Б., Малышев И.Ю., Архипенко Ю.В. Оксид азота в сердечно-сосудистой системе: роль в адаптационной защите. Вестник РАМН. 2000; 4: 16-21.

13. Виноградов Н.А. Изменение синтеза оксида азота, содержания адренокортикотропного гормона и кортизола в крови при вирусном гепатите В. Клиническая медицина. 2001; 79

(II): 47-51.

14. Марков Х.М. Окись азота в физиологии и патологии почек. Вестник РАМН. 1996; 7: 73-8.

15. Навакатикян А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоровье; 1979.

16. Домахина Г.М. Оценка функционального состояния организма при умственной и физической деятельности человека по некоторым вегетативным показателям и электролитам слюны: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 1980.

17. Семенова Т.Д. Исследование особенностей экскреции на-

трия и калия со слюной, как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях: ав-тореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 1973.

References

1. Avetisyan Z.E. Hygienic evaluation of the learning process in 1-2 courses of the medical uneversity. Diss. Rostov-na-Donu; 2005. (in Russian)

2. Zaytsev V.P., Kramskoy S.I. The health of students of the engineering higher educational institutions. Gigiena i sanitariya. 2003; 2: 46-8. (in Russian)

3. Marchenko D.V. Hygienic evaluation of the influence of learning conditions on the functional state of the human body. Diss. Irkutsk; 2002. (in Russian)

4. Titov V.N. Na+ of blood plasma. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika. 1995; 5: 34-9. (in Russian)

5. Shakirov D.F., Khanov T.V., Gaysin S.Zh., Kamilov R.F. The antioxidant activity of the lacrimal gland, blood plasma and salivary fluid. Vyatskiy meditsinskiy vestnik. 2007; 4: 197-200. (in Russian)

6. Dzhon F.L., Piter G.V. Basics of endocrinology [Osnovy endokri-nologii]. Moscow: Meditsina; 2000. (in Russian)

7. Balasanyan M.G., Ashrafyan K.B. Anxiety caused by hypokinesia and its elimination by NO-synthase inhibitors. In: Hypoxia: mechanisms, adaptation, correction: Proceedings of 3th Allrus-sian Conference [Trevozhnost' vyzvannaya gipokineziey i ee us-tranenie ingibitorami NO-sintetazy [Materialy III Vserosciyskoy konferentsii «Gipoksiya: mekhanizmy, adaptatsiya, korrektsi-ya»]. Moscow; 2002: 15. (in Russian)

8. Malyshev I.Yu., Manukhina E.B. Stress, adaptation, and nitrous oxide. Biokhimiya. 1998; 6 (7): 992-1006. (in Russian)

9. Lyamina N.P., Senchikhin V.N., Pokidyshev D.A., Manukhina E.B. Impaired of production of nitric oxide of young men with

hypertension and its correction with non-pharmacological method. Kardiologiya. 2001; 41 (9): 17-21. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Surdacki A., Nowicki M., Sandmann J., Tsikas D., Boeger R.H., Bode-Boeger S.M. et al. Reduced urinary excretion of nitric oxide metabolites and increased plazma levels asymmetric dimeth-ylarginine in men with essential hypertension. J. Cardiovasc. Pharmacol. 1999; 33 (4): 652-8.

11. Martirosyan T.V. Shifts of the content of nitrogen oxides in the saliva of patients with bronchial asthma in condition of formation of pulmonary hypertension. Meditsinskaya nauka Armenii. 1999; 39 (1): 98-105. (in Russian)

12. Manukhina E.B., Malyshev I.Yu., Arkhipenko Yu.V. Nitric oxide in the cardiovascular system: its role in adaptive protection. Vestnik RAMN. 2000; 4: 16-21. (in Russian)

13. Vinogradov N.A. Change of the synthesis of nitric oxide, the content of ACTH and cortisol in the blood during viral hepatit B. Klinicheskaya meditsina. 2001; 79 (11): 47-51. (in Russian)

14. Markov Kh.M. Nitric oxide in the physiology and pathology of the kidneys. Vestnik RAMN. 1996; 7: 73-8. (in Russian)

15. Navakatikyan A.O., Kryzhanovskaya V.V. Age-working capacity of persons mental work [Vozrastnaya rabotosposobnost' lits umstvennogo truda]. Kiev: Zdorov'e; 1979. (in Russian)

16. Domakhina G.M. Evaluation of the functional state of the body during mental and physical activities with some vegetative parameters and salivary electrolytes. Diss. Moscow; 1980. (in Russian)

17. Semenova T.D. Investigation of the features of sodium and potassium excretion in the saliva as a method of evaluation of the functional state of the body under extreme conditions. Diss. Moscow; 1973. (in Russian)

Поступила 19.04.13 Received 19.04.13

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.96-057.875:616-092.11-02

Кретова И.Г.1, Беляева О.В.1, Ширяева О.И.1, КомароваМ.В.2, Чигарина С.Е.1, Косцова Е.А.1

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

1ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» Минобрнауки России, 443011, г. Самара; 2ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» Минобрна-уки России, 443086, г. Самара

Проведена оценка антропометрических показателей физического развития и функциональных параметров сердечно-сосудистой системы, психологического и социального статусов 770 студентов вузов Самары. Выявлено наличие ожирения I-III степени у 13,2% юношей и дефицит массы тела у 19,1% девушек. Показано, что напряжение и срыв процессов адаптации наблюдали у 7,6 и 6,1% студентов соответственно. Обнаружена склонность к гипертензии у 12,6% юношей. Выявленные изменения связаны с образом жизни современного студента. Основными факторами повышения качества жизни являются продолжительность сна и полноценное питание. Изначально более низкий уровень физических и функциональных возможностей компенсируется правильной организацией социальных и психологических факторов и предотвращает возможные отклонения со стороны здоровья.

Ключевые слова: студенты; здоровье; социальные и психологические факторы; обучение в вузе.

Kretova I. G.1, Belyaeva O. V.1, Shiraeva O. I. 1, KomarovaM. V. 2, Chygarina S. E.1, Kostsova E. A.1 - THE IMPACT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS ON THE FORMATION OF HEALTH STUDENTS DURING TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

1Samara State University ", Samara, Russian Federation, 443011

2Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolyov (National Research University), Samara, Russian Federation, 443086

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.