Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
УДК 37:377.6(575.2)(043.3) https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/72
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
©Камбаров А. К., Баткенский государственный университет, Сулюктинский гуманитарно-экономический институт, г. Сулюкта, Кыргызстан, [email protected]
THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL PRACTICE ON THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS"
©Kambarov A., Batken State University, Sulukta Humanitarian and Economic Institute,
Sulukta, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы профессионального самовоспитания студентов во время прохождения педагогической практики. Профессиональное самовоспитание для студентов должно выступать в качестве внутреннего плана педагогической практики. Только в этом случае профессиональное самовоспитание студентов будет протекать не параллельно их основной деятельности, а непосредственно включаться в их педагогическую деятельность. В этом случае цель профессионального самовоспитания будет связана с целью педагогической практики, станет определенным образом качественно менять характер практики, придавать ей личностный смысл. Сам процесс педагогической практики под влиянием задач профессионального самовоспитания приобретает творческий характер, повышается степень значимости, как педагогической практики, так и профессионального самовоспитания для каждой личности.
Abstract. The article deals with the problems of professional self-education of students during teaching practice. Professional self-education for students should act as an internal plan of pedagogical practice. Only in this case, the professional self-education of students will not proceed in parallel with their main activities, but will be directly included in their pedagogical activities. In this case, the goal of professional self-education will be connected with the goal of pedagogical practice, it will qualitatively change the nature of practice in a certain way, give it a personal meaning. The very process of pedagogical practice under the influence of the tasks of professional self-education acquires a creative character, the degree of importance of both pedagogical practice and professional self-education for each individual increases.
Ключевые слова: профессиональное самовоспитание, педагогическая практика, личность, профессия, коллектив.
Keywords: professional self-education, pedagogical practice, activity, personality, profession,
team.
Раскрывая сущность понятия «профессиональное самовоспитание», следует отметить, что активная работа студента способствует изменению его личности, независимо от того, стремился ли он изменить себя или усовершенствовать профессиональные качества [1]. Таким образом, в процессе активной деятельности студент изменяет свою личность безо всякого на то желания. Следовательно, не всякое изменение личности студента есть
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
результат самовоспитания, поэтому при профессиональном самовоспитании необходимо специально ставить цель изменить себя. На эту особенность профессионального самовоспитания в студенческом возрасте указывает [2].
Студенты, занимающиеся профессиональным самовоспитанием, связывают цели данного процесса с подготовкой к педагогической деятельности, с выработкой тех качеств, которые будут необходимы педагогу профессионального обучения. Изучение опыта профессионального самовоспитания студентов вузов позволяет сделать вывод, что поставленные цели активизируют их деятельность по профессиональному самовоспитанию. На осознанный характер профессионального самовоспитания студентов указывают исследования [3].
Профессиональное самовоспитание возникает, когда будущий педагог начинает анализировать свою личность с точки зрения пригодности к профессиональной деятельности, начинает осознавать необходимость формирования тех или иных профессиональных качеств [1].
Наше исследование показывает, что большие возможности для формирования у студентов стремления к профессиональному самовоспитанию представляет непрерывная педагогическая практика. При прямом взаимодействии с учащимися профессиональных лицеев студент-практикант пытается реализовать свою силу. Будущий педагог будет обладать необходимыми знаниями и навыками, развивать профессионально значимые качества. Неудовлетворенность собой сама вызывает желание устранить имеющиеся недостатки и стать лучше, призывает к практическим действиям по самопреобразованию в связи с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Выявление собственных сил и возможностей в ходе педагогической практики позволяет студенту определить правильное направление в работе с самим собой. Следовательно, знание студентом своих качеств, требований профессии является движущей силой профессионального самовоспитания. Основной обязанностью университета является вооружение студентов такими знаниями и навыками, развитие их личностных качеств, которые позволяют каждому выпускнику в кратчайшие сроки освоить «секреты» педагогической профессии, ее искусством. Наконец, процесс обучения в университете направлен на формирование профессионально значимых качеств, умений и навыков у будущих педагогов профессионального обучения [4].
Результаты нашего эксперимента и анализ психолого-педагогической литературы позволяют утверждать, что в учебно-воспитательном процессе и в ходе педагогической практики характерной особенностью самовоспитания является его профессиональная направленность, т.е. самовоспитание направлена на развитие необходимых качеств, навыков и способностей. На практике студент пытается реализовать свои силы в качестве будущего педагога, при непосредственном взаимодействии со студентами он приобретает необходимые профессиональные знания и умения, развивает педагогические навыки. На протяжении педагогической практики студент должен решать различные педагогические задачи, которые способствуют раскрытию его силы и возможностей [4]. Попадая в различные педагогические ситуации, студент начинает выделять те черты характера, те педагогические качества и умения, которые следует формировать и развивать, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство. Педагогическая практика ставит студента в те реальные условия, которые близки к его будущей деятельности. Педагогический опыт, полученный студентом на практике, включает в себя обобщение и закрепление, как строительный материал для построения его способностей. Истинные
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
достижения человека остаются за его пределами, не только в объектах, которые он создает, но и в себе; создавая что-то значительное, человек сам и растет, в творческих, доблестных делах — важный источник его роста [5].
Рассматриваемые особенности профессионального самовоспитания студентов позволяют сделать вывод о том, что этот процесс включает, с одной стороны, неудовлетворенность уровнем собственного развития личности, а с другой — идеальное представление о себе как о будущем педагоге профессионального обучения, о профессионально важных качествах, умениях и навыках, а также активную, целенаправленную работу по их формированию. Следовательно, профессиональная самовоспитание — это сознательная, активная деятельность личности с целью формирования профессионально значимых качеств, способностей и навыков [4].
Как показывают наблюдения, профессиональное самовоспитание для студентов должно выступать в качестве внутреннего плана педагогической практики. Только в этом случае профессиональное самовоспитание студентов будет протекать не параллельно их основной деятельности, а непосредственно включаться в их педагогическую деятельность. В этом случае цель профессионального самовоспитания будет связана с целью педагогической практики, станет определенным образом качественно менять характер практики, придавать ей личностный смысл. Сам процесс педагогической практики под влиянием задач профессионального самовоспитания приобретает творческий характер, повышается степень значимости, как педагогической практики, так и профессионального самовоспитания для каждой личности. В процессе педагогической практики, как уже было отмечено, активизируется процесс профессионального самовоспитания и профессионального становления будущих педагогов, они ощущают потребность в своем профессиональном росте. «Испытываемая или сознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, — утверждал С. Л. Рубинштейн, — порождает потребность на соответствующий предмет» [6]. Поэтому в задачу педагогического руководства самовоспитанием студентов входит создание таких условий в процессе педагогической практики, в которых студент-практикант смог бы почувствовать себя будущим инженером-педагогом, чтобы практика вызывала соответствующие положительные переживания, радость от результатов достигнутого, эмоциональное отношение к ним. А для этого необходимо, чтобы смыслообразующий мотив деятельности студента был адекватен отношению к данной деятельности. Только тогда педагогическая практика будет обладать воспитывающими возможностями. Профессиональное самовоспитание, составление индивидуальной программы этого процесса в ходе педагогической практики способствует углублению теоретических знаний посредством апробирования и использования их в условиях профессиональной деятельности, помогает непосредственному ознакомлению студентов со спецификой профессии, приобретению практических навыков работы. Включение профессионального самовоспитания в процесс педагогической практики, на наш взгляд, служит цели формирования творческой индивидуальности будущих педагогов профессионального обучения.
Однако трудности адаптации студентов к условиям университета, неподготовленность к решению разного рода задач, возникающих в процессе педагогической практики, слабое развитие или даже отсутствие у поступивших в вуз навыков и умений организации самостоятельной работы, отсутствие у большинства студентов стремления к систематической работе над собой говорят о необходимости и возможности специального
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
целенаправленного руководства профессиональным самовоспитанием студентов.
Положения о сущности человека как совокупности общественных отношений, разработанные учеными, о соотношении объективного и субъективного, спонтанного и контролируемого в процессе личностного развития, являются основой теории педагогического руководства для профессионального самообразования студентов. Указанное руководство должно осуществляться по определенной программе, предусматривающей достижение заданной цели, учет исходного уровня профессионального воспитания каждой личности и ее переходного состояния, возможность коррекции педагогического воздействия на личность на основе полученной информации о деятельности личности по самовоспитанию. Кроме того, диалектика руководства профессиональным самовоспитанием студентов, на наш взгляд, должна базироваться на самой природе процесса развития которую Л. С. Выготский [8] раскрыл на примерах «уровня актуального развития» и «зоны ближайшего развития». В. Г. Асеев отметил: «Логика личностного развития заключается в том, что если эта задача не требует мобилизации всех (или почти всех), то необходимо поставить следующую сложную задачу; если предел функционального напряжения, возможных ошибок, неудовлетворенности собой, идеальных устремлений отклоняется от установленной, то этот предел необходимо снова приблизить, потому что только тогда происходит стимулирование развития и стремление к успеху» [8].
Все вышесказанное приводит нас к выводу о том, что роль педагогического руководства заключается в раскрытии потенциальных возможностей, заложенных на «уровне актуального развития», а также в организации и направлении деятельности студентов ходе учебных занятий и педагогической практики,. «Зона ближайшего развития» должна стать «уровнем актуального развития», который, в свою очередь, открывает новые возможности, т.е. новую зону ближайшего развития.
Требования со стороны педагогов, которые первоначально соотносились с зоной ближайшего развития или даже выходили за его пределы, т.е. высокие требования, становятся в процессе осуществления студентами программы профессионального самовоспитания требованиями весьма доступными. Вместе с тем, недостаточно только предъявлять высокие требования; необходимо делать все для того, чтобы студенты признавали эти требования и считали их своими. Студентов следует стимулировать таким образом, чтобы они сами предъявляли к себе требования, ставили перед собой соответствующие цели и интенсивно работали для их осуществления. Качество и эффективность профессионального самовоспитания в значительной мере зависят от того, насколько человек осознает стоящие перед ним цели, понимает, какие условия деятельности важны для достижения этой цели, какие средства самовоспитания эффективны в тех или иных обстоятельствах.
При организации профессионального самовоспитания будущих педагогов профессионального обучения следует учитывать положение К. Маркса о том, что не любая деятельность формирует личность, а только общественно-предметная, раскрывающая общественную сущность человека и перспективы его развития. Общеизвестно, что в процессе деятельности происходит становление индивида, складывается устойчивая система его потребностей, способностей, установок, ценностных ориентаций. Сознание и самосознание выступают как центр внутреннего мира личности, как регулятор ее активности, как главная характеристика сформированных у личности деятельностных способностей, знаний и отношений. Именно поэтому руководство профессиональным самовоспитанием студентов младших курсов предполагает, прежде всего, организацию их
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
деятельности. Правильно осуществляемое руководство профессиональным самовоспитанием студентов университета в процессе учебных занятий, в условиях педагогической практики способствует эмоционально-ценностному отношению к педагогической деятельности. Педагогическая практика воспринимается студентами как средство подготовки к будущей профессии, в результате чего деятельность по профессиональному самовоспитанию активизируется, а сам процесс профессионального самовоспитания становится личностно значимым. Это подтверждает мысль о том, что перспектива нового места в жизни, желание лучше подготовить себя к новой деятельности могут способствовать обогащению программы самовоспитания, сделать ее более содержательной и реалистичной.
В основе профессионального самовоспитания личности будущего педагога профессионального обучения и руководстве этим процессом лежит диалектическое единство свободы и необходимости. Поэтому руководство профессиональным самовоспитанием студентов университета должно быть направлено на стимулирование этого процесса у будущих педагогов профессионального обучения, на формирование потребности в самовоспитании, на использование всех резервов учебных занятий и педагогической практики для развития активности, творчества, инициативы, самостоятельности. Кроме того, руководство профессиональным самовоспитанием студентов-практикантов позволяет индивидуализировать прохождение педагогической практики, что особенно важно для студентов младших курсов, и осуществлять в итоге программу профессионального самовоспитания. Таким образом, правильно составленные программы прохождения педагогической практики и эффективно осуществляемое руководство являются важнейшими условиями в реализации программы профессионального самовоспитания.
Руководство профессиональным самовоспитанием студентов университета в условиях непрерывной учебно-производственной педагогической практики должно быть направлено на организацию и координацию их работы по формированию профессиональных значимых качеств, навыков и умений. Другими словами, педагогическое руководство должно носить целенаправленный и осознанный характер. В педагогическом руководстве наиболее важными являются не регулирование деятельности студентов, не строгая забота и диктат, а побуждение студента к профессиональной самодисциплине, формирование потребности в ней, вооружение средствами самоконтроля и их осознание, стимулирование самостоятельности и активности студентов университета [4]. Педагогическое руководство в условиях непрерывной учебно-производственной педагогической практики заключается не только в том, чтобы включить студентов в процесс профессионального самовоспитания, но и показать им различные пути и средства педагогического руководства самовоспитанием учащихся, нацелить на овладение методами изучения личности учащихся, помочь построить программу самовоспитания конкретного подростка, определить рациональные приемы его работы над собой. Ибо в современных условиях важное значение придается самовоспитанию учащегося и формированию его как личности. Руководить самовоспитанием учащихся способен лишь тот педагог профессионального обучения, который не только хорошо усвоил теорию этого вопроса, но и приобрел еще в студенческие годы собственный опыт самовоспитания, осознал этот процесс, овладел средствами и приемами работы над собой.
Необходимо так организовать учебно-производственную педагогическую практику, чтобы сама деятельность студентов мотивировала их осознавать свои сильные и слабые стороны, воспитывала постоянную требовательность к себе и убеждала их в необходимости развития своей личности [4]. С этой целью следует учить студентов применять в процессе
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
непрерывной учебно-производственной педагогической практики профессиональный самоанализ своей деятельности, направить студентов на профессиональное самовоспитание.
Рассмотренный нами обзор литературы, раскрытие понятия «профессиональное самовоспитание» и другие освещенные нами вопросы позволяют утверждать, что педагогическое руководство самовоспитанием студентов должно опираться на высшую цель нравственного воспитания — формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Сущностью педагогического руководства профессиональным самовоспитанием студентов является индивидуализация процесса прохождения непрерывной учебно-производственной педагогической практики, определение реальной роли и функции каждого студента в ней, формирование у студента профессионального видения, поощрение профессионального самосознания и самоанализа, формирование потребности в профессиональном самовоспитании и стимулирование этого процесса [7].
Вышеуказанные положения позволяют сформулировать следующие принципы организации педагогического руководства: общественно ценное положительное направление процесса самовоспитания, его связь с условиями и требованиями общества; профессионально-деятельностное направление процесса самовоспитания будущих педагогов профессионального обучения; осуществление профессионального самовоспитания в общественно значимой педагогической деятельности; единство самовоспитания и воспитания; связь между самовоспитанием студенческого сообщества и самовоспитанием отдельной личности; единство целей, содержания, средств и методов самовоспитания; целенаправленность, систематичность и преемственность педагогического руководства, изменение его функций в зависимости от индивидуальных особенностей студентов и уровня самовоспитания, как отдельной личности, так и всего студенческого сообщества; контролировать, стимулировать и корректировать деятельность студентов по самовоспитанию; единство педагогических требований и усилий всех участников педагогического руководства по самовоспитанию студентов.
Принципы педагогического руководства профессиональным самовоспитанием студентов подразумевают трансформацию общих принципов воспитания в определенном смысле, поскольку, будучи проявлением особенного, они не могут не выступать как форма проявления общего. Процесс профессионального самовоспитания личности — это длительный процесс, не имеющий конечного результата в виде профессиональной параметрической модели личности. Речь может идти только о поэтапных моделях абитуриента, студента, молодого специалиста, инженера-педагога. Последний этап становления — это мастерство, присущий творческой личности. Мастерство не имеет границ, поэтому процесс профессионального самовоспитания остается открытым.
Список литературы:
1. Фидельская Р. И. Профессиональное самовоспитание будущих специалистов физической культуры и спорта // Материалы международной научно-практической конференции. Витебск, 2007.
2. Тихончук Ж. А. Особенности профессионального самовоспитания студентов первого курса в условиях педагогического института. Полтава, 1985. С. 200-202.
3. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986.
143 с.
4. Алдашов М. К., Маматова М. Ж. Основные проблемы подготовки будущих инженеров-педагогов в ОШТУ // Наука и новые технологии. 2014. №4. С. 285-286.
5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
6. Невзорова А. В. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности: автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с.
7. Рыбина Г. В. Гуманизация профессиональной деятельности учителя как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся: Дисс ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
8. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. М., 1983. Т. 3. 368 с.
9. Асеев А. Г. Единство содержательной и динамической стороны личности в воспитательном процессе. М., 1991. С. 198-222.
References:
1. Fidel'skaya, R. I. (2007). Professional'noe samovospitanie budushchikh spetsialistov fizicheskoi kul'tury i sporta. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Vitebsk. (in Russian).
2. Tikhonchuk, Zh. A. (1985). Osobennosti professional'nogo samovospitaniya studentov pervogo kursa v usloviyakh pedagogicheskogo instituta. Poltava, 200-202. (in Russian).
3. Elkanov, S. B. (1986). Professional'noe samovospitanie uchitelya. Moscow. (in Russian).
4. Aldashov, M. K., & Mamatova, M. Zh. (2014). Osnovnye problemy podgotovki budushchikh inzhenerov-pedagogov v OShTU. Nauka i novye tekhnologii, (4), 285-286. (in Russian).
5. Rubinshtein, S. L. (2003). Bytie i soznanie. Chelovek i mir. St. Petersburg. (in Russian).
6. Nevzorova, A. V. (2006). Vospitanie samostoyatel'nosti shkol'nikov v uchebnoi deyatel'nosti: avtoref. ... kand. ped. nauk. St. Petersburg. (in Russian).
7. Rybina, G. V. (2005). Gumanizatsiya professional'noi deyatel'nosti uchitelya kak faktor dukhovno-nravstvennogo vospitaniya uchashchikhsya: Diss ... kand. ped. nauk. Stavropol'. (in Russian).
8. Vygotskii, L. S. (1983). Problemy razvitiya psikhiki. Moscow. (in Russian).
9. Aseev, A. G. (1991). Edinstvo soderzhatel'noi i dinamicheskoi storony lichnosti v vospitatel'nom protsesse. Moscow. 198-222. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 25.04.2022 г. 30.04.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Камбаров А. К. Влияние педагогической практики на процесс профессионального самовоспитания студентов вуза // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 661-667. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/72
Cite as (APA):
Kambarov, A. (2022). The Influence of Pedagogical Practice on the Process of Professional Self-education of University Students. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 661-667. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/79/72
® I