Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
УДК 372.370.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/81
К ВОПРОСУ О ДОСТИЖЕНИИ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
©Жутанова Г. А., ORCID: 0000-0003-3626-6874, канд. пед. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Базарбекова А. Р., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан,[email protected] ©Тажикова Б. Ш., канд. пед. наук, Ошский государственный университет,
г. Ош, Кыргызстан
TO THE PROBLEM OF ACHIEVING STUDENTS CREATIVE COMPETENCE BY INCREASING THINKING SKILLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
©Zhutanova G., ORCID: 0000-0003-3626-6874, PhD., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Bazarbekova A., ORCID: 0000-0003-1369-4649, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tazhikova B., Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития мыслительных способностей студентов, обучающихся в вузе по педагогическим направлениям и их исследований. Наряду с отказом от традиционного обучения текстов, произведений рекомендовано использовать новые технологии и с помощью графических органайзеров раскрыть их основные идеи. В итоге посредством этих методов можно создать условия для выражения мнения и креативного мышления студентов. Речь идет о студентах, которые, будь то текст или краткое эссе, студенты не могут воспринимать их с точки зрения критического мышления, не могут выразить смысл и содержание произведения; говорится и о трудностях, с которыми сталкиваются будущие учителя в процессе занятий. Цели исследования: Рассмотреть ряд примеров и раскрыть их суть и содержание при формировании креативной компетентности через повышение мыслительной способности студентов. Уделено внимание формированию навыков мышления студентов вузов и рекомендованы эффективные методы обучения. При написании статьи были использованы методы педагогического наблюдения, сравнительного анализа и формулирования вопросов и ответов. В качестве новизны статьи приводятся шесть шляп мышления и графические органайзеры. Примеры в нем взяты из теоретических знаний и исследований студентов педагогического направления в период прохождения профильной практики. Выводы: мы считаем, что эти методы будут успешными благодаря критическому мышлению в развитии компетентности, самостоятельного творчества студентов, получающих высшее образование.
Abstract. Article deals with the problems of students' thinking abilities development in studying at the university in pedagogical areas and their research. Along with the rejection of traditional teaching of texts and works, it is recommended to use new technologies and, with the help of graphic organizers, reveal their main ideas. As a result, through these methods, it is possible to create conditions for expression of students' opinion and creative thinking. It is about students who, whether it is a text or a short essay, students cannot perceive them from the point of view of
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
critical thinking, cannot express the meaning and content of the work; it also about difficulties that future teachers face in the process of classes. Research objectives: To consider a number of examples and reveal their essence and content in the formation of creative competence through increasing the mental ability of students. Attention is paid to the formation of thinking skills of university students and effective teaching methods are recommended. Research materials and methods: when writing the article, the methods of pedagogical observation, comparative analysis and formulation of questions and answers were used. Research results: as a novelty of the article, six thinking hats and graphic organizers are given. The examples in it are taken from the theoretical knowledge and research of students of the pedagogical direction during the passage of profile practice. Conclusions: we believe that these methods will be successful due to critical thinking in the development of competence, independent creativity of students receiving higher education.
Ключевые слова: процесс обучения, креатив, компетентность, результат, формирование, критическое мышление, шесть шляп мышления, графический органайзер.
Keywords: learning process, creativity, competence, result, formation, critical thinking, six thinking hats, graphic organizer.
Разные общественно-политические, экономические изменения, инфляция, изменения уровня жизни людей, процессы реформ в сфере образования, происходящие в век глобализации, требуют формирования профессиональной креативной компетентности у учащейся молодежи и молодых специалистов. В плане отражения проблем формирования креативной компетентности в учебном процессе можно отметить труды зарубежных ученых [1]. Учебный процесс-это педагогический процесс, направленный на предварительно определенные научные знания ученика, участвующего в каждом процессе, привитие навыков, формирование творческих способностей, научного мировоззрения, духовно-нравственных норм в рамках общечеловеческих ценностей, правильное восприятие эстетических норм, организацию познавательной деятельности по повышению веры в себя, стимулирование.
«Креативность» в переводе с латинского creatio означает творить, создавать. Значит креативность предполагает формирование способностей творческого поиска, восприятие новой информации, нестандартное мышление, то есть, обуславливает создание новых идей. Исследованию особенностей совершенствования креативности и ее формирования в учебном процессе направлены труды известных зарубежных ученых. Так, Д. Б. Богоявленская в креативной педагогике предложила термин «креативное поле» вместе с определением пространства возможностей решения творческих заданий при проведении психологического эксперимента. В результате этот эксперимент выполняет основную функцию в создании творческой атмосферы. Его смысл в следующем: создается «поле» вокруг выполняемых заданий, в рамках этого поля учащийся пытается найти нестандартный ответ, проделывая разные «шаги». Это реализуется выполнением определенной творческой работы [2]. Другими словами, творческие возможности или же способности, характеризующие мышление, чувства, некоторые личностные качества человека.
А техническое образование молодежи, обучение ребенка в соответствии с его способностями и самостоятельная работа студентов по будущей специальности, разработка новых методов обучения, говоря точнее, формирование творческих личностей, повышение их креативной компетентности путем совершенствования способностей критического
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
мышления остаются основными проблемами. Компетентность — способность человека самостоятельно использовать знания, опыт и навыки, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области (учебе, повседневной жизни, профессиональной деятельности). В словаре К. К. Юдахина отмечается: «Компетентгый - знающий, образованный, другими словами, осведомленный. Компетентный - человек, обладающий знаниями для решения какого-либо вопроса, высказывания решающего мнения о чем-либо»
[3].
Именно в этом значении трактует компетентного человека в своем исследовании А. Э. Нажимидинова, подчеркивая, что компетентным можно назвать человека, если он обладает знаниями и навыками для решения какого-либо вопроса или проблемы. При этом высказывает мысль, что «компетентность - это познание с социальной стороны» [4].
В учебном процессе способность критического мышления студентов является одним из актуальных проблем и понятие «критическое мышление» занимает внимание многих современных ученых и исследователей. Оно вытекает из трудов древних мыслителей Сократа, Фомы Аквинского, Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Джона Локка и Исаака Ньютона. Впервые понятие «критическое мышление» использовал американский педагог, философ Джон Дьюи в своей книге «Как мы думаем». В результате многолетних исследований, анализов, обучения и практики философ Эннис Роберт пришел к выводу, что «критическое мышление - мышление, направленное на принятие решения чему верить или что нужно делать» [5]. Не ошибемся, если скажем, что критическое мышление полезно в технологический век, так как с давних времен критическое мышление было неотъемлемой частью деятельности наших предков. Так, можно отметить мудрость Бакая и рассудительность Каныкея из эпоса «Манас», глубокомыслие Курманжан Датки, обусловившие принятие правильных решений для выхода из трудных ситуаций. Не даром в народе говорится: «Будь певцом как Токтогул, будь сынчы как Толубай», что отражает всеобщее признание акына Токтогула и знатока Толубая (сынчы-знаток боевых качеств мужчин, скакунов, беркутов и борзых собак). Мышление каждого человека отличается его индивидуальными особенностями. Это широта, глубина, самостоятельность и критичность мышления. Заслуженный учитель КР Г. М. Мадаминов в книге «Культура умственного труда» отмечает: «Одним из самых необходимых качеств в жизни является мышление и, доказывая это, человечество через развитие способности мыслить познал мир, способность организовывать свою деятельность и для повышения способности мышления выдвигает свои предложения».
В мире происходит много разного — экономический кризис, межгосударственные противоречия, пандемия. При их анализе, правильном восприятии или принятии важных решений конкретных событий мы испытываем большие затруднения.
С учетом этого в учебном процессе необходимо расширять мировоззрение студентов, повышать умение принимать важные решения в учебе, жизни посредством активного формирования навыков критического мышления. Эти способности напрямую изменят их академическую жизнь и приведут к успеху в любой сфере. Вместе с тем в учебном процессе используются три стадии критического мышления: «Вызов-понимание-рефлексия». На первой стадии через какую-либо информацию активизируется память; второй — происходит понимание этой информации; на завершающей стадии учащийся обдумывает полученную информацию и воспринимает ее как новое понятие. Одну и ту же информацию каждый учащийся воспринимает по-разному, в связи с особенностями своего мышления. В итоге
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice http://www.bulletennauki.ru
Т. 8. №6. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
широта мышления, глубина, самостоятельность, быстрота, критичность считаются их особенностями [6].
В своем исследовании Ж. М. Нышанбаева выражает такие мысли: "Критическое мышление студентов целенаправленно не развивается и вследствие чего не развивается на должном уровне способность критического понимания, что такое самостоятельный анализ явлений, самооценка, прогнозирование". В целях проверки способности креативного мышления студентов в рамках темы методов и средств обучения дисциплины «Теория воспитания и технологии обучения» группе АКК-2-18 факультета мировых языков и культур были розданы тексты «Иссык-Куль».
В давние времена жил жестокий хан. Однажды он услышал о том, что в аиле живет красивая девушка. Он захотел жениться на ней и приказал доставить ее во дворец. Однако, она любила одного молодого джигита и замуж за хана выходить не хотела. Она отказалась принимать подарки хана, сказав: "Я люблю другого и не могу быть женой хана!". Воины хана насильно приводят девушку во дворец. Хан уводит ее на высокий минарет, откуда девушка выбросится вниз. И тут начинается землетрясение, дрожат горы и из ущелий вырываются быстрые потоки воды, затопившие дворец хана. Вот так, говорят, образовалось озеро.
Работа над текстом проводилось по методу Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления" (6 Thinking Hats) [7].
Стратегия шесть шляп — шесть разных путей мышления
1. Белая шляпа. Цифры и факты. Сведения. Вопросы. Полная беспристрастность и объективность. Какой информацией мы обладаем? Какая нам еще нужна информация?
2. Красная шляпа. Власть эмоций. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется обосновывать чувства. Какие чувства у меня появились по этому поводу?
3. Черная шляпа. Осторожность. Обдумывание. Правда? Может сотрудничать? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
4. Желтая шляпа. Преимущества. Составление позитивных умозаключений. Обоснование. По какой причине это надо делать? Какие преимущества? Почему это можно делать? Почему это может заработать?
5. Зеленая шляпа. Творчество. Разные идеи. Новые идеи. Предложения. Некоторые возможные решения и действия? Какие альтернативы?
6. Синяя шляпа. Организация мышления. Размышление и мышлении. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Рисунок. Эпизоды применения метода «Шесть шляп»
® I
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Значит, white hat- What do we know about Issyk-Kul? What other information about do we need to understand the character's actions? Что знаем об Иссык-Куле? Что мы еще должны знать, чтобы понять поведение героя?
Red hat- Tell about your feelings when the girl jumped out the window? Расскажите ваши чувства от выбрасывания из минарета? Black hat- Explain the Khan's attitude to the girl? Объясните отношение хана к девушке? Yellow hat- Do you agree that a legend is a semi-true story? Вы согласны, что легенда наполовину правда? Green hat- Do you think that the girl took the right decision to throw herself out of the window? Как вы думаете. Деаушка правильно поступила, выбросившись из минарета? Blue hat- What would the girls do if it was in present time? Как бы поступили девушки, если бы история происходила сейчас? Этот метод создает возможности для анализирования текста и раскрытия его актуальности. Наряду с этим посредством графического органайзера можно еще интереснее и эффективнее объяснить текст. Они считаются полезными учебными пособиями в понимании, уточнении или упрощении произведения. С помощью графических органайзеров можно показать анализ текста, улучшить понимание текста, показать мозговую атаку, организацию проблем и решений, сопоставление и противопоставление идей, причин и результатов. В дополнение можно сказать, что они удобны для связывания старого материала с новыми знаниями, определения основных идей и деталей при подведении итогов. Если студент успешно оканчивает обучение компетентным, любящим свое профессию специалистом, то где бы он не работал его ученики будут творческими и способными выражать свои мысли.
Студент или учащийся коротко пишет, о чем это произведение, где происходили действия, чем заканчивается сюжет произведения и что чувствовал сам. Он рассказывает о своем понимании. Таким образом, тренирует свои навыки, самостоятельность и творчески выполняет работу по анализу произведения. Если опираться на исследование Е.Н. Трущенко, самостоятельные работы является действиями, влияющие на формирование профессионального сознания студентов и готовящие переход от профессиональных знаний к профессиональным действиям. Организация дидактических игр также имеет преимущества в преподавании c улучшением самостоятельной деятельности учащихся [8, 9].
По итогам анализа текста посредством критического мышления получили следующие результаты, представленные в Таблице.
Таблица
РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ С ПРИМЕННЕИЕМ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРИ ПОМОЩИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ
Критическое мышление Как ты думаешь, мысль девушки выброситься из окна правильная и что бы ты сделал на ее месте? Не критическое мышление Почему девушка выбросилась из окна?
-критическое мышление приносит новые идеи -через свободный ответ появляется личностные чувства и каждый учащийся высказывает свое мнение -рассматривают всесторонне -сегодняшнее состояние и прогноз на будущее -умеет анализировать проблемы и актуальность произведения - каждый учащийся мыслит, умеет поставить себя на место персонажа и дать разъяснения с эмоциональной и идейной стороны - делится только знаниями из текста - возможно, отвечать будут только хорошие учащиеся -не могут самостоятельно анализировать проблемы текста - не могут давать полную характеристику персонажам
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Выводы
В данном исследовании старались исследовать формирование креативной компетентности через повышение способности мышления студентов в учебном процессе. Как говорил французский философ, писатель Дени Дидро, когда люди заканчивают читать книги, тогда заканчивают думать. Одним из необходимых вещей в жизни человека является умение мыслить.
Значит, посредством умения постановки вопроса, сравнения, знания замысла автора произведения, поиска особенностей текста, выяснения вопроса почему так называется произведение, поиска ответа на вопросы что, почему, когда, где (WH-questions), обладания своим мнением, прохождения через три этапа (pre-reading, while-reading, post-reading) мы сможем сформировать креативную компетентность через повышение способности критического мышления студентов.
Список литературы:
1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
3. Юдахин К. К. Русско-киргизский словарь. М., 1957. 293 с.
4. Нажимидинова А. Э. О развитии компетентности и этнопедагогической компетентности педагогического специалиста // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2016. №11-2. С. 120-122.
5. Ennis R. Critical thinking: Reflection and perspective. Part II // Inquiry: Critical thinking across the Disciplines. 2011. V. 26. №2. P. 5-19. https://doi.org/10.5840/inquiryctnews201126215
6. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. М.: Кнорус, 2012. С. 6667.
7. Ingamells R. Teach Your Child How to Think. 1993. https://doi.org/10.2307/3122443
8. Жутанова Г. А. Особенности организации дидактических игр в высшей школе // Вестник ОшГУ. 2013. №3. С. 68-71.
9. Ismanalieva Z., Zhutanova G., Ukueva B., Bayieva B., Umurbekova T., Kozhoeva K., Choturova U. Professional Education Features in the Credit Conditions of Teaching // Journal of Positive School Psychology. 2022. P. 1750-1754.
References:
1. Druzhinin, V. N. (1999). Psikhologiya obshchikh sposobnostei. St. Petersburg. (in Russian).
2. Bogoyavlenskaya, D. B. (2002). Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostei. Moscow. (in Russian).
3. Yudakhin, K. K. (1957). Russko-kirgizskii slovar'. Moscow. (in Russian).
4. Nazhimidinova, A. E. (2016). O razvitii kompetentnosti i etnopedagogicheskoi kompetentnosti pedagogicheskogo spetsialista. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana, (11-2), 120-122. (in Russian).
5. Ennis, R. (2011). Critical thinking: Reflection and perspective Part II. Inquiry: Critical thinking across the Disciplines, 26(2), 5-19. https://doi.org/10.5840/inquiryctnews201126215
6. Samygin, S. I., & Stolyarenko, L. D. (2012). Psikhologiya i pedagogika. Moscow. 66-67. (in Russian).
7. Ingamells, R. (1993). Teach Your Child How to Think. https://doi.org/10.2307/3122443
8. Zhutanova, G. A. (2013). Osobennosti organizatsii didakticheskikh igr v vysshei shkole. Vestnik OshGU, (3), 68-71. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice http://www.bulletennauki.ru
Т. 8. №6. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
9. Ismanalieva, Z., Zhutanova, G., Ukueva, B., Bayieva, B., Umurbekova, T., Kozhoeva, K., ... & Choturova, U. (2022). Professional Education Features in the Credit Conditions of Teaching. Journal of Positive School Psychology, 1750-1754.
Работа поступила в редакцию 20.04.2022 г.
Принята к публикации 25.04.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Жутанова Г. А., Базарбекова А. Р., Тажикова Б. Ш. К вопросу о достижении креативной компетентности студентов посредством повышения мыслительных способностей в учебном процессе // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 712-718. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/81
Cite as (APA):
Zhutanova, G., Bazarbekova, A., & Tazhikova, B. (2022). To the Problem of Achieving Student's Creative Competence by Increasing Thinking Skills in the Educational Process. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 712-718. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/81
® I