Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГИПЕРССЫЛКА / САЙТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жутанова Гульмира, Исраилбекова З. И., Байсубанова В. А., Бубаева З.

Актуальность: в статье идет речь о формирования креативности студентов посредством использования электронных книг, особенностях привычных бумажных книг и их полезности, растущем уровне науки, нехватке литературы, сайтов, электронных книг на киргизском языке, возможностях использования сайтов Okuma.kg, Ibooks.oshsu.kg, Библиотека.oshsu.kg и причинах необходимости использования электронных изданий. Цели исследования: отметить важность совместной работы студентов, преподавателей, программистов, дизайнеров, интернет блогеров и других коллективов для создания электронных книг, что они составляют учебно-методическую основу на занятиях в компьютерных классах и является инструментом, помогающим учащимся работать самостоятельно. Материалы и методы исследования: даются рекомендации по соответствию электронных книг содержанию учебников; становлению их современным образовательным материалом, получаемых через мобильные телефоны или компьютерные технологии; последовательности тематики в текстах материалов и практических навыков; правилах проведения занятий на каком-либо языке; темам, проверке, оценивании самостоятельной работы студентов. Результаты исследования: внедрение в университетах информационных технологий, в том числе, электронных книг, создание электронных библиотек обуславливают повышение качества образования студентов. Выводы: проблему нехватки учебников, учебных пособий в школах, колледжах, вузах можно решить активной разработкой современных электронных книг, созданием электронной базы по широкому спектру образовательных дисциплин и знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жутанова Гульмира, Исраилбекова З. И., Байсубанова В. А., Бубаева З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS CREATIVITY FORMATION THROUGH ELECTRONIC BOOKS

Research relevance: article is talking about formation of students' creativity using e-books, especially usual paper books and their usefulness, the growing level of science, and the lack of literature in Kyrgyz language, possibilities in using of websites such as Okuma.kg, Ibooks.oshsu.kg, Biblioteka.oshsu.kg and reasons for need to use electronic issues. Research purpose: to emphasize importance of students, teachers, programmers, designers, Internet bloggers and other teams’ joint work for creation of e-books, which make up the teaching and methodological basis for computer classes. Research materials and methods: to recommend on content of electronic textbooks; becoming them with modern educational material obtained through mobile phones or computer technology; continuity of topics in the texts of materials and practical skills; rules of conducting lessons in any language; topics, checking, evaluation of students independent work. Conclusions: problem of insufficient textbooks, textbooks in schools, colleges and in universities can be solved by active development of modern electronic books, creation of electronic databases on a wide range of educational disciplines and knowledge.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

УДК 372.370.2:004.7 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/80

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

©Жутанова Г. А., ORCID: 0000-0003-3626-6874, канд. пед. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, gulmiraatanbek@mail.ru ©Исраилбекова З. И., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан,bazarbekova.aisu@gmail.com ©Байсубанова В. А., ORCID: 0000-0001-8926-4392, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, vbaisubanova@gmail.com ©Бубаева З., ORCID: 0000-0002-3253-9014, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, zainabubaeva@mail.ru

STUDENTS CREATIVITY FORMATION THROUGH ELECTRONIC BOOKS

©Zhutanova G., ORCID: 0000-0003-3626-6874, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, gulmiraatanbek@mail.ru ©Israilbekova Z., ORCID: 0000-0003-1369-4649, Osh State University,

Osh, Kyrgyzstan, bazarbekova.aisu@gmail.com ©Baisubanova V., ORCID: 0000-0001-8926-4392, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, vbaisubanova@gmail.com ©Bubaeva Z., ORCID: 0000-0002-3253-9014, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, zainabubaeva@mail.ru

Аннотация. Актуальность: в статье идет речь о формирования креативности студентов посредством использования электронных книг, особенностях привычных бумажных книг и их полезности, растущем уровне науки, нехватке литературы, сайтов, электронных книг на киргизском языке, возможностях использования сайтов Okuma.kg, Ibooks.oshsu.kg, Библиотека.oshsu.kg и причинах необходимости использования электронных изданий. Цели исследования: отметить важность совместной работы студентов, преподавателей, программистов, дизайнеров, интернет блогеров и других коллективов для создания электронных книг, что они составляют учебно-методическую основу на занятиях в компьютерных классах и является инструментом, помогающим учащимся работать самостоятельно. Материалы и методы исследования: даются рекомендации по соответствию электронных книг содержанию учебников; становлению их современным образовательным материалом, получаемых через мобильные телефоны или компьютерные технологии; последовательности тематики в текстах материалов и практических навыков; правилах проведения занятий на каком-либо языке; темам, проверке, оценивании самостоятельной работы студентов. Результаты исследования: внедрение в университетах информационных технологий, в том числе, электронных книг, создание электронных библиотек обуславливают повышение качества образования студентов. Выводы: проблему нехватки учебников, учебных пособий в школах, колледжах, вузах можно решить активной разработкой современных электронных книг, созданием электронной базы по широкому спектру образовательных дисциплин и знаний.

Abstract. Research relevance: article is talking about formation of students' creativity using ebooks, especially usual paper books and their usefulness, the growing level of science, and the lack

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

of literature in Kyrgyz language, possibilities in using of websites such as Okuma.kg, Ibooks.oshsu.kg, Biblioteka.oshsu.kg and reasons for need to use electronic issues. Research purpose: to emphasize importance of students, teachers, programmers, designers, Internet bloggers and other teams' joint work for creation of e-books, which make up the teaching and methodological basis for computer classes. Research materials and methods: to recommend on content of electronic textbooks; becoming them with modern educational material obtained through mobile phones or computer technology; continuity of topics in the texts of materials and practical skills; rules of conducting lessons in any language; topics, checking, evaluation of students independent work. Conclusions: problem of insufficient textbooks, textbooks in schools, colleges and in universities can be solved by active development of modern electronic books, creation of electronic databases on a wide range of educational disciplines and knowledge.

Ключевые слова: Креативность, электронная книга, образование, гиперссылка, сайт, преподаватель, студент, COVID-19.

Keywords: Creativity, e-book, education, hyperlink, website, teacher, student, COVID-19.

В системе образования Кыргызстана креативное использование электронных книг в непрерывном, качественном и скором освоении знаний не рассматривается как актуальная проблема. Вместе с тем разработанные в последнее время содержание образования, возможности быстрого перехода от одной формы к другой, индивидуализация, интенсификация учебного процесса и информационные взаимодействия, использование электронных учебников, рост уровня науки и требования по их реализации свидетельствуют о возрастании роли электронных изданий. Наряду с этим появляются проблема в системе образования, вызванные по причине нехватки и недостаточности электронных книг, сайтов на киргизском языке. С развитием цифровых технологий информационные средства заняли важное место не только в учебном процессе, но в обыденной жизни. В педагогической и психологической науке «креативность» в переводе с латинского creatio означает творить, создавать. Креативность определяется в зависимости от ситуации и действий [1].

С учетом этого в учебном процессе необходимо расширять мировоззрение студентов, повышать умение принимать важные решения в учебе, жизни посредством активного обучения. Электронными учебниками мы называем сборник файлов, состоящих из текстовых документов, рисунков, аудио и видео материалов, обогащенных интернет и локальными ресурсами, графическими изображениями [2].

Электронные учебники по сравнению с используемыми учебными пособиями имеют свои отличительные особенности [3]. Так, в компакт диски можно разместить 400-450 книг. Большие возможности в плане объема содержания информации имеет флешка, которой можно пользоваться посредством компьютера или ноутбука. Необходимые учебные материалы, литературу можно сохранять и в памяти телефона Google Disk.

Необходимо также отметить и практическую сторону пользования электронными учебниками [4]. Они не портятся, не стареют и не рвутся как бумажные, их можно сохранять надолго и удобно носить с собой без утруждения. Материалы электронных учебников легко можно изменять, дополнять или создавать новые. При необходимости есть возможность материалы распечатать на принтере для использования в образовательном процессе. Нехватка учебников, несоответствие некоторых учебных пособий современным требованиям в системе образования, начиная со школ и до высших учебных заведений, известно всем. По

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

этой причине создание электронных учебников, отвечающих нормам общего образования, основанных на проверенных, бесспорных сведениях и их креативное использование в образовании требует организации и проведения целого ряда мероприятий.

Использование электронных учебников в учебном процессе экономит время преподавателей, освобождает их от походов в библиотеки по поиску нужных книг, создает удобные условия и для студентов при подготовке к занятиям, выполнении заданий. Преподаватели и студенты быстро могут найти в интернете рекомендованные книги, издания и журналы. Сегодня существует большой выбор сайтов специальной и тематической литературы. Устанавливается тесная мобильная связь преподавателя и студента и вне аудитории, что позитивно сказывается на качестве обучения. Электронные технологии помогают оцифровывать еще используемые бумажные учебники и пособия, изменять, дополнять и приводить в соответствие их содержание с требованиями современного образования.

В Кыргызстане студенты чаще всего пользуются сайтом Okuma.kg, так как здесь размещаются книги на киргизском языке. Учащиеся и студенты имеют возможность пользоваться материалами сайта на родном языке, что намного облегчает доступ к необходимой информации широкому кругу пользователей и в конечном итоге удовлетворяют образовательные потребности учащейся молодежи.

Электронные технологии создают условия для дистанционного общения и со студентами. И с их родителями, и с общественностью. Они могут наблюдать и оценивать работе преподавателей, их квалификацию, профессиональный и методический уровень. С другой стороны, учителя школ, преподаватели вузов будут постоянно заниматься повышением своего уровня, стараться широко использовать на занятиях достижения новых информационных и образовательных технологий, все больше и больше заинтересовывать, и привлекать учеников и студентов не стандартными, креативными методами обучения. Создание электронных сайтов электронных учебников, книг, изданий на киргизском языке по широкому спектру научных знаний. Наряду с развитием государственного языка, повышения качества обучения на киргизском языке создание общественной среды, где киргизский язык будет выполнять функции языка межнационального общения.

Технология работы с электронными книгами:

Нажатие на ссылку электронной книги на компакт диске.

Получение информации о книге, авторе, структуре из открытого окна.

Освоение путей управления электронной книгой.

Чтение содержания книги и работа с книгой.

Ознакомление с лекциями.

Ответы на вопросы по закреплению знаний, полученных из лекций.

Упражнения по выполнению заданий.

Ошский государственный университет постоянно увеличивает количество электронных пособий, учебников, книг, других образовательных изданий, размещаемых в электронной библиотеке. Идет непрерывная работа по оцифрованию книг, журналов и новой литературы по разным отраслям науки и знаний для доступности широкого пользователей. Так, более 10 тысяч книг на русском и киргизском языках размещены на сайте Ibooks.oshsu.kg. Другой площадкой электронной литературы является еще один сайт университета Library.oshsu.kg. Эти сайты отличаются доступностью и привлекательным дизайном. Словом, ОшГУ создает все условия для увеличения электронной базы учебников, пособий и других изданий. необходимых в учебном процессе.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Электронные технологии, компьютернно-коммуникационные технические средства помогают ликвидировать или свести к минимуму проблему нехватки учебников, заполняя эту брешь электронными изданиями, обеспечивая тем самым полноценный образовательный процесс. В образовательной методике с каждым днем усиливается роль, место и значение использования электронных учебных пособий, энциклопедий, справочников, информационных средств и технологий. Существуют разные виды электронных ресурсов обучения такие как электронные средства обучения, электронные учебники и другие. Остановимся на вопросах создания электронных учебников. При этом отметим, что усилий одного человека недостаточно. Требуется коллективный труд студентов, преподавателей, программистов, дизайнеров, интернет блогеров, специалистов разных направлений.

Электронные учебники составят учебно-методическую основу занятий, проходящих в компьютерных классах и наряду с этим способствуют развитию самостоятельной работы учащихся и студентов [5]. Причем электронные издания должны иметь определенный тенденциозный характер. Что здесь имеется в виду? Речь идет о том, что содержание электронных книг, их теоретико-практическая структура может изменяться в соответствии с ростом знаний, изменениями в системе образования, образовательных ориентиров или требованиями определенного времени. Поэтому они не должны быть похожи на обычные книги. При их создании необходимо учитывать их структурные особенности, возможность доступа и внесения дополнений, изменений или других коррективов. Информационная структура электронных книг предполагает дидактическую последовательность сведений или логическую последовательную связь информационных элементов, составляющих содержание издания. Введение этого принципа при разработке электронных учебников, пособий сегодня считается одним из актуальных проблем [6]. Так, в настоящее время в учебном процессе используются как современные отечественные, российские образовательные издания, так и учебники советской эпохи. Это касается, практически, подавляющего количества направлений и специальностей.

Отсюда вытекает другая проблема — отбор, исследование существующих учебных материалов, их обобщение и рекомендация к использованию в образовательном процессе в виде электронных изданий. В основном при разработке электронных учебных книг следует обращать две вещи [7]. Электронные издания должны включать в себя педагогические и программные составляющие. Использование тех или иных электронных учебников или пособий предусматривает работу с материалом, обучение учащихся и студентов по этим материалам, выполнение работ по усвоению предлагаемых учебником знаний, в том числе контроль знаний, тестирование, самостоятельная работа учащихся и студентов. А мероприятия педагогического направления реализуют научность информации, проверку объема знаний, самооценку, стимулирование, воспитание.

Как известно 2020 год принес человечеству пандемию под названием COVID-19. Страны вынуждены были ввести ограничения, закрыть свои границы, отменить авиасообщения, закрыть торговые предприятия, заводы и фабрики, учреждения культуры. Все это негативно отразилось на привычном образе жизни людей. Однако сфера образования постаралась свести к возможному минимуму последствия пандемии и найти альтернативу традиционному функционированию в виде дистанционных технологий образования. Справедливости ради необходимо отметить, что и система образования Кыргызстана сумела в короткие сроки, опираясь на уже созданную определенную информационную среду, перестроиться на новый формат работы образовательных учреждений и организаций. Оперативно были разработаны электронные курсы, учебники, пособия по всем дисциплинам

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

как в школах, таки в высших учебных заведениях, введены в практику дистанционные технологии обучения в формате онлайн, видео-конференций, осуществляющиеся посредством сети интернет на электронных платформах ZOOM, What's App, Telegram, meet. Google и других площадках, созданный при поддержке компаний Beeline, O!, MegaCom. Была создана когнитивно-коммуникационная связь между учителями и учащимися, преподавателями и студентами. Электронные книги, образовательные сайты, электронные библиотеки оказали позитивное влияние на обеспечение непрерывного образовательного процесса. Говоря иначе, в экстремальной ситуации мы наблюдали нужность и важность электронных книг. Какая бы информация не нужна была бы нам сегодня, через мобильные телефоны, ноутбуки и компьютеры мы обращаемся к интернету. Стало обыденным, когда преподаватели. Учителя в своей работе с материалами указывают ссылки на используемые электронные учебники. А те, кто занимается научно-исследовательской, методической работой стараются электронные варианты своих статей, трудов, учебников, пособий размещать на интернет сайтах, что создает благоприятные условия для преподавателей, студентов по их доступности и использованию в образовательном процессе. Креативная компетентность студентов также формируется при помощи дидактических игр [8].

Как знания являются неиссякаемой кладезю, так и электронные книги имеют большой образовательный потенциал, особенно в дистанционном образовании. Они экономят время, легко доступны в любом месте и в любое время, благодаря чему учащийся, студент имеет возможность еще раз ознакомиться с материалом и своевременно выполнить учебные задания. При этом за определенные электронные издания необходимо заплатить их стоимость, так как они являются интеллектуальной собственностью авторов. Это закономерное явление. Оплату можно производить, так сказать не выходя из дома, через интернет сайты или другие программы. Это быстро и доступно, и еще очень удобно для всех пользователей, особенно для тех, кто получает образование, занимается научно-исследовательской работой. Электронные издания должны соответствовать государственным образовательным стандартам, содержать установленный программный материал. Они должны представлять собой образовательный материал, по которому учащиеся и студенты могут учиться и пользоваться ими посредством своих телефонов, ноутбуков и компьютеров независимо от места нахождения. Структура электронных учебников и пособий должна строится на принципах логичности и последовательности излагаемых образовательных материалов с учетом требований к дисциплине, возможных работ по содержанию и контролю знаний, организации самостоятельной и разных видов творческой работы учащихся и студентов.

Список литературы:

1. Ажыманбетова Г. И. Дидактические основы дистанционного обучения в вузах Киргизской республики. Автореф. дис. канд. пед. наук. Бишкек, 2012. 23 с.

2. Касымалиев М. У. Электрондук окуу китептерин жана курстарды тYЗYY YЧYн материалдарды даярдоого усулдук колдонмолор, 2018.

3. Маркина А. А. Личностно ориентированный электронный учебник для развития коммуникативной компетентности студентов // Ученые записки. 2011. №3 (19). C. 173-177.

4. Александрова Е. М., Пушина Л. А. Интерактивный электронный учебник: взгляд студента, преподавателя, издателя // Известия ВГПУ. 2018. №9 (132). C. 32-39.

5. Волошина М. С., Ишкова Л. В. Современный электронный учебник: требования к форме и содержанию // Вестник МИЭП. 2012. №2 (7). С. 80-87.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

6. Елистратова Н. Н. Электронный учебник как средство и условие мультимедийного обучения в педагогике высшей школы // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2010. №27. С. 15-22.

7. Каменева Т. Н. Разработка электронного учебника как компонента информационного образовательного пространства // Образовательные технологии и общество. 2012. №3. С. 464-477.

8. Zhutanova G. A. 12 Development of Students' Creative Competence in the Educational Process using Didactical Games // New Institutions for Socio-Economic Development: The Change of Paradigm from Rationality and Stability to Responsibility and Dynamism. 2021. V. 5. P. 111. https://doi.org/10.1515/9783110699869

References:

1. Azhymanbetova, G. I. (20120. Didakticheskie osnovy distantsionnogo obucheniya v vuzakh Kirgizskoi respubliki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk. Bishkek. (in Russian).

2. Kasymaliev, M. U. (20180. Elektronduk okuu kitepterin zhana kurstardy tYZYY Ychyn materialdardy dayardoogo usulduk koldonmolor. (in Kyrgyz).

3. Markina, A. A. (2011). Lichnostno orientirovannyi elektronnyi uchebnik dlya razvitiya kommunikativnoi kompetentnosti studentov. Uchenye zapiski, (3 (19)), 173-177. (in Russian).

4. Aleksandrova, E. M., & Pushina, L. A. (2018). Interaktivnyi elektronnyi uchebnik: vzglyad studenta, prepodavatelya, izdatelya. Izvestiya VGPU, (9 (132)), 32-39. (in Russian).

5. Voloshina, M. S., & Ishkova, L. V. (20120. Sovremennyi elektronnyi uchebnik: trebovaniya k forme i soderzhaniyu. Vestnik MIEP, (2 (7)), 80-87. (in Russian).

6. Elistratova, N. N. (2010). Elektronnyi uchebnik kak sredstvo i uslovie mul'timediinogo obucheniya v pedagogike vysshei shkoly. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina, (27), 15-22. (in Russian).

7. Kameneva, T. N. (2012). Razrabotka elektronnogo uchebnika kak komponenta informatsionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, (3), 464-477. (in Russian).

8. Zhutanova, G. A. (2021). 12 Development of Students' Creative Competence in the Educational Process using Didactical Games. New Institutions for Socio-Economic Development: The Change of Paradigm from Rationality and Stability to Responsibility and Dynamism, 5, 111. https://doi.org/10.1515/9783110699869

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.04.2022 г. 30.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Жутанова Г. А., Исраилбекова З. И., Байсубанова В. А., Бубаева З. Формирование креативности студентов через использование электронных учебников // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 706-711. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/80

Cite as (APA):

Zhutanova, G., Israilbekova, Z., Baisubanova, V., & Bubaeva, Z. (2022). Students Creativity Formation Through Electronic Books. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 706-711. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.