Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камбаров Айипбек Кадирович, Ботобекова Дамира Усмановна

В этой статье рассматриваются способы активизации профессионального самовоспитания студентов в университете. Для овладения профессиональной педагогической деятельностью как способностями и творчеством необходимо, чтобы студент должен сам предпринимать адекватные когнитивно-ориентирующие, исполнительные и контрольно-оценочные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камбаров Айипбек Кадирович, Ботобекова Дамира Усмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ACTIVATING THE PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATION

This article discusses ways to activate the professional self-education of students at the university. In order to master professional pedagogical activity as abilities and creativity, it is necessary that the student himself should undertake adequate cognitive-orienting, executive and control-evaluation actions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

УДК 37:377.6(575.2)(043.3) https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/73

ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Камбаров А. К., Баткенский государственный университет, Сулюктинский гуманитарно-экономический институт, г. Сулюкта, Кыргызстан, [email protected] ©Ботобекова Д. У., Баткенский государственный университет, Сулюктинский гуманитарно-экономический институт, г. Сулюкта, Кыргызстан, [email protected]

THE PROBLEM OF ACTIVATING THE PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATION

©Kambarov A., Batken State University, Sulukta Humanitarian and Economic Institute, Sulukta, Kyrgyzstan, [email protected] ©Botobekova D., Batken State University, Sulukta Humanitarian and Economic Institute, Sulukta, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В этой статье рассматриваются способы активизации профессионального самовоспитания студентов в университете. Для овладения профессиональной педагогической деятельностью как способностями и творчеством необходимо, чтобы студент должен сам предпринимать адекватные когнитивно-ориентирующие, исполнительные и контрольно-оценочные действия.

Abstract. This article discusses ways to activate the professional self-education of students at the university. In order to master professional pedagogical activity as abilities and creativity, it is necessary that the student himself should undertake adequate cognitive-orienting, executive and control-evaluation actions.

Ключевые слова: профессиональное самовоспитание, самовоспитание, активизация самовоспитания, деятельность, личность, профессия, самопрограммирование, самопознание.

Keywords: professional self-education, self-education, activation of self-education, activity, personality, profession, self-programming, self-knowledge.

Вопрос активизации профессиональной подготовки студентов в условиях университета был и остается актуальным на всех этапах развития человеческого общества. Это объясняется назначением учителя: «Учитель — посредник между обществом и новыми поколениями, исполнитель главного социального заказа — формирования личностей». Именно эта ситуация определяет требования к личности учителя. Учителем может быть только хороший человек — человек мудрый и добрый, справедливый и требовательный, оптимистичный и бдительный. Учитель-источник знаний. Вы не можете передать другому то, чего у вас нет [1]. Учитель по своей специальности должен быть компетентным. Не в том смысле, что вы должны знать все возможные факты науки. Никто не может этого сделать. Но вы должны чувствовать себя погруженными в основы знания своего предмета (например, математики, языка, литературы и т.д.). Вы можете быть хорошим человеком и хорошо

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

разбираться в своей специальности, но это не значит, что вы способны учить и воспитывать новое поколение.

Помимо сострадания, терпения и знаний, учитель-педагог также нуждается в особых знаниях, связанных с внутренним миром детей, которые должны оказывать на него хорошее влияние. Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский сказал: «Мы не говорим педагогам: делайте то или иное. Мы говорим: изучите внутренние модели процессов, которыми вы хотите управлять, и действуйте в соответствии с ними» [2, с. 35-36]. Исходя из этих прописных истин, нетрудно представить, какие важные задачи стоят перед университетом по подготовке высококвалифицированных педагогов в условиях меняющегося общества.

Многочисленные исследования педагогов показывают, что студенты не всегда участвуют в когнитивной деятельности в процессе обучения. Преподаватели стремятся предоставить студенту необходимую информацию, познакомить его с практикой и даже дать ему возможность «попрактиковаться». При этом студент должен понимать, запоминать и воспроизводить, то чему его учили. В таких условиях студент долго остается в позиции «Я -студент, пусть меня научат». Он является объектом внешних педагогических воздействий. Это нормальная картина. Но столь же обычным стало теперь осознание того, что этого не должно быть. Когда студент действительно овладевает всем, что предусмотрено в учебной программе, он должен стать субъектом профессиональной деятельности. Для этого важно, чтобы студент в нужное время переходил в позицию: «Я - будущий специалист, я им буду благодаря своим усилиям». В то же время действие студента должно быть доведено до такого уровня, чтобы он стал объектом своего личного сознания, своей воли, чтобы стать его собственным творцом.

Однако практика университетской жизни показывает, что подавляющее большинство студентов никогда не достигают такого уровня. Низок процент студентов занимающихся самовоспитанием. По оценкам различных исследователей, это 10-45% при условии, что преподаватели университетов специально не прилагают к этому усилий. Процент студентов, занимающихся профессиональным самосовершенствованием, еще ниже.

Для овладения профессиональной педагогической деятельностью как способностями и творчеством, необходимы адекватные действия студента: когнитивно-показательная, исполнительная и контрольно-оценочная. При этом многообразие осуществляется по собственной инициативе в типичных и нестандартных ситуациях. Поэтому правомерно утверждать: формирующая педагогика, психология, акмеология — да, но без мобилизующей дисциплины, без встречных усилий самого студента — ничего не поделаешь. Весь вопрос в том, как стимулировать, организовывать и поддерживать самодисциплину и самовоспитательную деятельность студентов, как сделать это явление обязательным, систематическим и постоянным.

У преподавателей университетов различные стили деятельности. Различны и стили педагогической и образовательной деятельности студентов. Однако у них должна быть некоторая совместимость. В объективно необходимом взаимодействии преподавателя и студента реализуется одна из ведущих закономерностей образовательного процесса: начиная с преобладающей доли активности преподавателя в начале обучения и воспитания, растет самостоятельность студента и его движение к тому, чтобы стать субъектом познания и деятельности (По известной оценочной шкале профессора П. Я. Гальперина это закономерность определяется как параметр «распределенности») [3]. Согласно этой закономерности, основная задача преподавателя университета — не только предоставить

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

студентам необходимую информацию, но и сформировать у них потребность в этой информации и научить их методам ее усвоения.

В этом случае правомерен вопрос: что лучше, когда информация передается преподавателем или студент усваивает ее сам самостоятельно? Неправомерность постановки такого вопроса поясняется, когда мы смотрим на конечный результат процесса передачи знаний. Если «сам» означает, что ученик правильно ориентирован и достиг оптимальных результатов в учебной, научной и практической деятельности, которая влияет на его характер, тогда «сам» лучше. Однако такая независимость изначально не была предоставлена студенту. Оно должно быть сформировано. Без этого «сам» означает произвольность, выполнение работы методом проб и ошибок. В этом основная роль за преподавателем. Он руководит студентом, управляет его развитием.

Примером к сказанному может служить опыт обучения студентов — общим умениям, навыкам решать педагогические задачи. В условиях, когда этому специально не обучают, студенты данные им педагогические задачи решают «сходу»: как правило, они, выслушав условия задачи, сразу же дают вариант ее решения. При этом он не всегда может объяснить, почему так надо действовать, но часто предлагает неправильный или неоптимальный вариант решения.

Чтобы преодолеть такое примитивное, некомпетентное решение педагогических проблем, мы сначала вместе со студентами создадим полный логический анализ типичных проблем и вариантов их решения. Выделив основные умственные действия по решению проблем и их технологическую последовательность, мы создадим карту маршрутов и представим ее в виде плаката. Далее, используя данный плакат, студент, сначала анализирует педагогическую ситуацию, на основе анализа педагогических явлений делает выводы о наличном состоянии обученности или воспитанности объектов образовательного процесса. Далее, исходя из целей и задач образования, выбирает наиболее оптимальные средства и методы педагогического воздействия и формирует обоснованный вариант решения. Такие упражнения, как решение нескольких задач, обеспечивают самостоятельность студента при подходе к решению аналогичных задач. Опыт показывает, что описанная методика, также может быть использована для формирования других педагогических умений и навыков.

Конечным результатом профессиональной подготовки человека является постоянная профессиональная направленность и развитость специальных навыков и умений, необходимых для компетентного и творческого решения профессиональных задач. Успех в процессе профессионального становления обеспечивается целенаправленной работой преподавателей, а также соответствующими встречными усилиями студентов, их самообразовательной и самовоспитательной работой.

При неформальном подходе это означает, что студент овладел этими конкретными видами деятельности и становится их субъектом, сделав свою личность объектом не только образовательных, но и своих собственных воздействий. Суть самовоспитания как процесса, как активной работы человека по отношению к себе может быть раскрыта через категории деятельности: самопознания, самопрограммирования, самовоздействия и самооценки. Они демонстрируют процессуальную сторону самовоспитания, однако необходим и личный подход. Потому что, самовоспитание как способность есть свойство личности, его индивидуальное творчество. «В последние годы стало издаваться много публикаций по проблемам самовоспитания студентов. Однако все они, как правило, являются технологиями самовоспитания и ее предметным результатом. Вместе с тем, главным результатом

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

самовоспитания в студенческие годы является образование, т.е. формирование способности к самовоспитанию, субъектное становление самого студента» [4, с. 229].

Нынешняя система оценки уровня подготовленности будущего педагога часто ориентирована на количественные показатели. Конечно, невозможно быть хорошим профессионалом без достаточных знаний и навыков, но оценка специалиста зависит не только от знаний и навыков. Специалист — личность, субъект профессиональной деятельности. Поэтому необходимо измерять не только знания и умения, но и уровень развития личности будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности. Конечно, этот уровень можно измерять в процессе развития. Во-первых, при поступлении в высшее учебное заведение (или сразу после поступления) необходимо установить начальное состояние всех компонентов субъектности. В середине обучения в ВУЗе проводить 2-й срез, который будет свидетельствовать о динамике личностного развития студента. В конце, нужно будет провести итоговую оценку личности будущего педагога — при переходе на самостоятельную работу.

Реальная оценка качества подготовки специалиста — по объему и содержанию информации и навыков, полученных в вузе — это только сведения о потенциальных возможностях, к сожалению, не всегда реализуемых. Это происходит по нескольким причинам, одна из которых заключается в проявлении индивидуальных особенностей социальной и профессиональной адаптации выпускников в коллективе. Оценка качества обучения может быть взята как результат анализа практической деятельности после окончания вуза, когда знания практически реализуются. Знания, навыки и способности, приобретенные студентами в процессе обучения, должны быть достаточными для их дальнейшей творческой работы. Это требование реализуется в способности к самостоятельному обучению, самообразованию, приобретению новых знаний, разработке и реализации новых предложений в соответствующей деятельности. Речь идет о составных показателях педагогического труда, таких как мотивационного, процессуального и результативного — субъектов педагогической деятельности.

Годы исследований и наблюдений показывают, что процесс профессионального формирования личности будущего педагога проходит через три закономерных состояния, стадии. Первое — профессиональная педагогическая деятельность предстает перед студентом как внешняя, объективная, которую необходимо изучить. На этом этапе сам студент является объектом внешних педагогических воздействий. На второй стадии студент работает, усваивая будущую деятельность и вступая в нее. Происходит особое погружение в профессию. Только на третьей стадии, когда все основные компоненты педагогической деятельности усвоены, студент становится субъектом педагогической деятельности, профессионалом.

При этом были выявлены некоторые существенные закономерности. Это полная зависимость субъектного формирования личности студента от мотивов и степени активности, от того, как формируется его личность и осуществляется познавательная деятельность. Во-вторых, этапы профессионального развития будущего педагога полностью совпадают с этапами развития его способностей к самообразованию как специалиста и самовоспитанию как профессионального педагога. Педагогически организованное профессиональное самовоспитание активирует самопознание и самооценку студентов, устанавливает программу развития всех профессионально значимых личностных качеств студента, актуализирует и мобилизует практические учебно-познавательные и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

самовоспитательные усилие студента как основное условие успеха его профессионального становления.

Еще одним преимуществом этого подхода является то, что, когда акцент делается на индивидуализацию профессиональной подготовки, он позволяет перейти от фронтальных форм работы студентов к индивидуализации учебно-воспитательной работы, увеличивая долю самостоятельности работы студента. Вот несколько конкретных проблем и трудностей: построение индивидуальных проектов, определение доли участия преподавателей и студентов в их разработке, определение организационных моментов — когда и как выполнять процедуры разработки индивидуальных проектов, отслеживать реализацию того, что было установлено, как оценивать достигнутые результаты и т. д. Конечно, могут быть и другие проблемы, но «трудно» не означает «нет». Жизнь требует преодолеть многие трудности в подготовке педагога, делая этот процесс оптимальным, управляемым и эффективным [5].

При этом важно различать формирование студента субъектом профессиональной деятельности и становление его субъектом самовоспитания. Процесс становления студента как специалиста заключается в овладении навыками профессиональной деятельности. Становление же субъектом самовоспитания — значит осмысленно овладеть методами самопознания и саморазвития с целью развития своей личности. В то же время самовоспитательная работа обеспечивает естественный и устойчивый характер целенаправленной работы над собой [4, с. 229-230].

В профессиональном самовоспитании необходимо более подробно рассмотреть этапы субъектного становления студента. Их можно оценить по изменениям, которые происходят в структурных компонентах самовоспитания как особой акмеологической системы на каждом последующем этапе. Компоненты профессионального самовоспитания:

1. цели и мотивы, потребности личности в освоении профессии и профессиональном самовоспитании;

2. методы освоения профессиональной деятельности и средства формирования в себе профессионально значимых качеств личности;

3. результаты самовоспитания, готовность человека к профессиональной работе и способность к самосовершенствованию.

Список литературы:

1. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 189 с.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.

3. Ганзен В. А., Головей Л. А. Опыт системного описания индивидуальности // Вестник Ленинградского университета. 1979. №5. С. 67-75.

4. Теуважукова Р. Т. К вопросу о сущности процесса профессионального самовоспитания студентов. СПб. 1996. С. 229-232.

5. Теуважукова Р. Т. К вопросу об этапах субъектного становления личности будущего учителя. СПб., 1995.

References:

1. Elkanov, S. B. (1989). Osnovy professional'nogo samovospitaniya budushchego uchitelya. Moscow. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice http://www.bulletennauki.ru

Т. 8. №6. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

2. Ushinskii, K. D. (2004). Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt ped. antropologii. Moscow. (in Russian).

3. Ganzen, V. A., & Golovei, L. A. (1979). Opyt sistemnogo opisaniya individual'nosti. Vestnik Leningradskogo universiteta, (5), 67-75. (in Russian).

4. Teuvazhukova, R. T. (1996). K voprosu o sushchnosti protsessa professional'nogo samovospitaniya studentov. St. Petersburg, 229-232. (in Russian).

5. Teuvazhukova, R. T. (1995). K voprosu ob etapakh sub"ektnogo stanovleniya lichnosti budushchego uchitelya. St. Petersburg. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 25.04.2022 г.

Принята к публикации 29.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Камбаров А. К., Ботобекова Д. У Проблема активизации профессионального самовоспитания студентов в условиях университетского образования // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 668-673. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/73

Cite as (APA):

Kambarov, A., & Botobekova, D. (2022). The Problem of Activating the Professional Self-Education of Students in the Conditions of University Education. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 668-673. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/73

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.