Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
УДК 93/94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/88
AGRIS B50
СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЛОРЫ ЮГО-ЗАПАДНЫХ КИРГИЗОВ ПРИ ОБРАБОТКЕ ШКУР В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ (НА ОСНОВЕ ПОЛЕВОГО МАТЕРИАЛА БАТКЕНСКОГО РЕГИОНА)
©Абдиева А. М., Сулюктинский гуманитарно-экономический институт Баткенского государственного университета, г. Сулюкта, Кыргызстан, [email protected]
METHODS OF USING THE FLORA OF THE SOUTHWESTERN KYRGYZ PEOPLE IN THE END OF THE 19TH AND BEGINNING OF THE XX CENTURIES (BASED ON THE FIELD MATERIAL OF THE BATKEN REGION)
©Abdiyeva A., Sulyukta Institute of Humanities and Economics, Batken State University, Sulukta, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность: В данной статье впервые рассмотрен один способ использования растений юго-западных киргизов обработке шкуры в конце XIX и начале XX веках». На основе тщательного анализа соответствующего материала обосновано, что юго-западные киргизы как обрабатывали шкуры и меховые изделия в конце XIX и начале XX веках, использовали разные виды растений. Они производили материалы из шкур животных пригодные для хозяйственного использования (одежда, обувь, утварь, конские снаряжение и др.). Кожу очищали от остатков мяса, жира, и делали ее мягкой, прочной, гибкой и водонепроницаемой и в конце окрашивали травами. Окрашенные кожаные изделия отличались высоким качеством. Сделаны попытки предоставить народные способы трудоемкого кожевенного производства юго-западных киргизов, в том числе с применением растений, на основе полевых материалов.
Abstract. In this article, for the first time, one of the insufficiently studied problems "the ways of using plants of the southwestern Kyrgyz in the processing of skins in the late XIX and early XX centuries" is considered. Based on a thorough analysis of the relevant material, it is substantiated that the southwestern Kyrgyz processed skins and fur products in the late 19th and early 20th centuries and used different types of plants, and we are witnessing this problem. They produced materials from animal skins suitable for household use (clothes, shoes, utensils, horse equipment, etc.). The skin was cleaned from the remnants of meat, fat, and made it soft, durable, flexible and waterproof, and finally dyed with herbs. The dyed leather goods were of high quality. Attempts have been made to provide folk methods of labor-intensive leather production of the southwestern Kyrgyz, including the use of plants, based on field materials.
Ключевые слова: юго-запад, киргизы, растения, животноводство, скот, шкуры, мех.
Keywords: a south-west, Kirghiz, plants, cattle, hides, fur, wares, clothing.
Как известно, киргизы с древних времен проживали кочевой жизнью и в повседневном быту активно занимались животноводством. В их жизни животноводство занимало важное место не только для содержания семьи. Вещи широкого употребления в домашнем быту
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
изготовлялись из шкур. Поэтому невозможно представить жизнь людей, особенно, в конце XIX и начале XX веках юго-западных киргизов без животноводства.
Киргизы того времени пользовались кожаным изделием в основном домашнем быту и этих изделий изготовляли сами содержащих в домашнем хозяйстве от шкур животных: овец, коз, лошадей, корова и изредка верблюдный. Поэтому они и занимались содержанием в собственном хозяйстве названных скотов и широко пользовались ими экономическом, социальном и этнокультурном отношениях. Кроме шкуры домашнего скота киргизы изготовляли кожаные изделия для пользования в повседневном быту шкурыдиких животных, как: лисы, волка, белого барса, горного барана, выдры и куниц полученные от охоты. Проживающие киргизы юго-западов в конце XIX и XX веках обрабатывая шкуры домашних скотов и диких животных, творили прекрасные кожаные изделия.
Следует отметить, что один из ведущих этнографов изучивший культуру, традиции, обычаи и быту киргизского народа К. И. Антипина отмечает: «...что киргизы от шкуры овец сотворили мужские тулупы, головные уборы, для женщинам почтенного возраста вышивали кушак, от шкуры ягненка делали одежды, от шкуры коз изготовляли надобные веревки, мешочки (торбо) для хранения мелких изделий, шкурой теленка и жеребенка отбивали внешность деревосинных вещей для красоты и для сохранения предметов, а такжевышивали большие мешочки, от шкуры делали подстилка для теста (супра) для того, чтобы пропустить мука через сито. Из шкур животных изготовляли шерстной стилка (пестек), чтобы застелить на пол» [1].
В действительности киргизы по природе являются близкими к скотоводству. В предыдущих научных статьях отмечали: «что...киргизы в основном в быту занимались скотоводством, душа в душу жили с природой, сами обитаемого региона знали все впадину и предгорье, как насквозь землю видели, знали природу четырех времен года, заранее брали все расчеты природы, они с одного место в другое всегда условиям погоды кочевали, по этому их называли кочевыми» [2].
В настоящее время к юго-западному региону относятся 3 района, 2 города. Эти: Кадамжай, Баткен и Лейлек и города Сулюкта и Кызыл-Кыя, все они в подчинении Баткенской области. Проживающие в основном местные и являются продолжателями традиционных обычаев, историко-традиционных и этнокультурных ценности своих предков. Если рассмотреть начало обработки шкур с исторической точки зрений восходить очень глубокой древности. Нам известно из истории как обрабатывали шкур те семьи или люди, которые содержали скот или занимающие охотой над диким зверям и животным. Продолжатели этнокультурных ценностей юго-западного региона преклоняются наследию предков и продолжают изготовливать такие же изделия из шкур.
Изготовленные изделия из шкур и в настоящее время активно применяют в повседневном быту юго-западные киргизы, особенно при выдаче девушки замуж. Родители невестки как историчное добро дарили невестке как подарок (сеп) кожаные изделия. Хотя, юго-западные киргизы в конце XIX века и начале XX века проживали в одном регионе, но имеется некоторые региональные и хозяйственные особенности при выработке кожаных изделий. Обработка шкур является одной прикладным искусством народа.
В конце XIX века и начале XX века юго-западные киргизы производили продукцию из шкур животных чтобы использовать их в повседневному быту. В обработке принимали участие и мужчины и женщины, но они имели четко распределенные обязанности. Скот рубили и снимали шкуры — мужчины, а женщины — обрабатывали, чистили и мыли. От скота ненужных частей не бывало, использовали все части.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Мужчины выделывали шкуры крупнорогатого скота, а женщины — мелких животных. Диких животных шкуры выделывать только мужчины. Из шкур крупнорогатого скота мужчины изготовляли чанач (большой мешок), баштык (маленький мешок), меш (типа мешок), ат жабдыктары (сбруя), кеекер (бурдючок для жидкости), кайыш боолор (меховые поясы) и.др., а женщины от шкуры мелких скотов выделывали посток (шерстная стилка), постун (шерстной верхняя одежда) шым (брюк), тери баштык (кожаный мешочек) и др. От шкур диких зверей и животных изготовляли тебетей (шапка), тумак (головной убор), жака (воротник), ичик (теплая верхняя одежда) и талпак (выделанная шкура зверя, служащая для подстилки).
В обработке шкур юго-западных киргизов имелись несколько различительные способы и методы подготовки к выделыванию. Одни чтобы смягчить от шкуры шерсть парили в воде, другие — в очаге коптили, третьи — при смягчении добавляли растений, чтобы украсить вид изделия цветом.
Подготовка и способы к обработке шкуры состоять следующих этапов:
Сушение шкуры: шкуру новь зарезанного скота сушат на прохладном месте, оставляет распространенном положении на 8-10 дней. Чтобы беречь от всяких мух засыпают, сольем. Шкура выпитывает соля несколько дней, после чего шкура будет готова выделыванию.
Выделывание шкуры: шкуру парили; стригли шерсть. Затем шкуру сильно растягивали, после чего натирали болтушкой (похлебка из воды или муки, можно кислого молока). Шкуру натирали три раза через три дня, после чего можно при помощи кирки (инструмент) скоблить. О таких способах приготовление шкуру киргизский этнограф А. Акматалиев отмечает: «используя растений подготовке шкур выделыванию, повышая концентрата является одной из способов» [3].
Вымывание шкуры: шкуру хорошо вымывали водой, после чего пшеничной болтушкой с прибавлением соли, повторно натирали шкуру (Информатор: О.Ж).
Вытягивание шкуры: несколько мужчин вытягивают, привязывают и оставляют привязанной шкуру на 5-6 дней, так повторяется 2-3 раза. Вытянутая шкура остается около 5-6 дней до полного высыхание, после чего передается мастерицам на выкраивание.
Крашение шкуры: Крашение производят после обработки. Юго-западные киргизы тоже красили меховых и шкурных изделий с помощью смеси из разного вида растений. Они использовали следующие виды растений для крашения шкур: 1. можжевельника; 2. кору граната; 3. ревень; 4. льняное масло и др. растений.
Крашение шкуры проводили с целью не только, чтобы она красиво смотрелась, но и для приобретения отпугивающих свойств от комаров и моли, распространенных в аномальной жаре. Такие способы крашения шкуру или меха киргизы употребляют с древних времен. Перед крашением шкуру в котле кипятят, чтобы смягчить, затем только производят краску из растений.
Копчение шкуры: Копчение шкуры проводили в специальных коптильнях. Специальные мастера готовят форму и подбирают нужную свет, затем только производить копчение. В копчении используют можжевелиник, кору граната, ревень, льняное масло, солому и др. Коптильные изделия после копчение становятся крепкими, воды не пропускают и хорошо сохраняются жидкие вещества. Юго-западные киргизы обрабатывали шкуры и меховые изделие в конце XIX и начале XX века (Рисунок).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Стилки разного вида с шерстью
Подстилка для просеивания муку через сито
Высушенные шкуры диких зверей для подстилки
Бурдюк (чанач)
Шапка (тебетей, головной убор)
® I
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Войлок (кийиз) Шуба из шкуры (постун)
Список литературы:
1. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Ф., 1962.
2. Абдиева А. М. Кыргыздардын XIX к. аягында XX к. башында осумдукторду таануусу жана аларды пайдалануусу. Б., 2016.
3. Акматалиев А. С. Кыргыздын кел eнeрчYЛYГY. Б.,1996.
References:
1. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze.
2. Abdieva, A. M. (2016). Kyrgyzdardyn XIX k. ayagynda XX k. bashynda osumduktordu taanuusu zhana alardy paidalanuusu. Bishkek.
3 Akmataliev, A. S. (1996). Kyrgyzdyn kel enerchYlYgY. Bishkek.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 05.05.2022 г. 10.05.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Абдиева А. М. Способы использования флоры юго-западных киргизов обработке шкур в конце XIX и начале XX веках (на основе полевого материала Баткенского региона) // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 769-773. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/88
Cite as (APA):
Abdiyeva, A. (2022). Methods of Using the Flora of the Southwestern Kyrgyz People in the end of the 19th and Beginning of the XX Centuries (Based on the Field Material of the Batken Region). Bulletin of Science and Practice, 8(6), 769-773. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/88