Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ КИРГИЗОВ XIX-XX ВЕКА'

ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ КИРГИЗОВ XIX-XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
544
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КОЧЕВНИКОВ / ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КОЧЕВНИКОВ / ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА / МУЖСКАЯ ОДЕЖДА / ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Сулайманова Айгуль Ишеналиевна, Цыбов Николай Николаевич

В эпоху научно-технического прогресса, процесса глобализации и существующих геополитических разногласий народы всех стран мира объединяет общее стремление к изучению объектов народного искусства и сохранение культуры каждой нации. Одним из ярких и информативных объектов народного искусства для модельеров-дизайнеров является национальный традиционный костюм киргизских кочевников, исследование особенностей которого предоставляют дополнительные возможности при анализе этапов эволюции этнической культуры народа. Традиционной одежде всегда свойственны были особенности, характерные для одежды предназначенной для условий кочевого образа жизни. Характер и дизайн одежды, как части материальной культуры киргизского народа, всегда был взаимосвязан с обычаями и обрядами, в которых сохранялась накопленная веками мудрость экологического сознания и нравственные принципы воспитания молодежи. Целью нашего исследования является анализ этнопедагогических особенностей традиционной одежды и формирование нового взгляда на традиционную одежду киргизов, как основу для вхождения в гармоничный энергообмен с миром. Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включающий философскую и культурологическую составляющие. Основными методами исследований были метод реконструкции, метод исторического анализа, метод устной истории, метод интервьюирования и анкетирования. В статье представлены результаты авторской реконструкции и анализа основных видов традиционной одежды киргизов XVIII-XIX и начала ХХ века. В результате реконструкции восстановлены и возрождены некоторые виды кроя, и виды техник изготовления женской, мужской и детской традиционной одежды. Результаты практических работ с реконструированной одеждой, предложенной испытуемым в ходе эксперимента, предоставили возможность выявить зависимость гармоничного психоэмоционального состояния человека от вида одежды. Проанализирована взаимосвязь особенностей одежды с ранее существующими обычаями и обрядами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Асангулова Айдай Бектемировна, Сулайманова Айгуль Ишеналиевна, Цыбов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND ETHNIC-PEDAGOGICAL FEATURES OF THE TRADITIONAL CLOTHES OF THE KYRGYZ PEOPLE IN XIX-XX CENTURIES

In the era of scientific and technological progress, the processes of globalization and the existing geopolitical differences, the peoples of all countries of the world are united by a common wish in studying objects of folk art and preserving the culture of each nation. The national traditional costume of the Kyrgyz nomads is one of the bright and informative objects of folk art for fashion designers, studying of its features provides additional opportunities for analyzing the stages of evolution of the people’s ethnic culture. The traditional costume has always been characterized by the features of clothes designed for the conditions of a nomadic lifestyle. The nature and design of the traditional costume, as part of the material culture of the Kyrgyz people, has always been interconnected with customs and rituals accumulated over the centuries, with preserving wisdom of ecological consciousness and the moral principles of educating of the young people. The purpose of our study was to analyze the ethnic pedagogical features of traditional clothes and to form a new look at the traditional clothes of the Kyrgyz people, as the basis for enter into a harmonious energy exchange with the world. The methodological basis of the research was an integrated approach, including philosophical and cultural components. The main research methods were the method of reconstruction, the method of historical analysis, the method of oral history, the method of interviewing and questioning. The article presents the results of the author's reconstruction and analysis of the main types of traditional Kyrgyz costume of the 19th and early 20th centuries. As a result of the reconstruction, some cut and techniques kinds in making women's, men's and children's traditional clothes have been restored and revived. The results of practical work with the reconstructed clothing offered to the tested people during the experiment gave us an opportunity to identify the dependence of the harmonious psycho-emotional state of a person on the type of clothing. We analyzed the relationship of the features of clothing with former customs and rituals.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ КИРГИЗОВ XIX-XX ВЕКА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ / HISTORICAL SCIENCES

УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/53

ЭТНИЧЕСКИЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ КИРГИЗОВ XIX-XX ВЕКА

©Асангулова А. Б., ORCID: 0000-0002-2289-5226, Институт истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова Национальной академии наук Киргизской Республики, г. Бишкек, Кыргызстан, craftbukon@gmail.com

©Сулайманова А. И., ORCID: 0000-0002-7518-1649, канд. психол. наук, Киргизско-Российская академия образования, г. Бишкек, Кыргызстан, sulaimanova_aigul@mail.ru ©Цыбов Н. Н., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-код: 7787-2869, канд. техн. наук, Киргизский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан, Nikolay_research@mail.ru

ETHNIC AND ETHNIC-PEDAGOGICAL FEATURES OF THE TRADITIONAL CLOTHES OF THE KYRGYZ PEOPLE IN XIX-XX CENTURIES

©Asangulova A., ORCID: 0000-0002-2289-5226, Institute of History, Archaeology andEthnology named B. Dzhamgerchinov National Academy of Sciences the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyzstan, craftbukon@gmail.com ©Sulaimanova A., ORCID: 0000-0002-7518-1649, Ph.D., Kyrgyz Russian Academy of Education, Bishkek, Kyrgyzstan, sulaimanova_aigul@mail.ru ©Tsybov N., ORCID: 0000-0003-3196-0496, SPIN-code: 7787-2869, Ph.D., Kyrgyz State University of Construction, Transportation and Architecture named after N. Isanov, Bishkek, Kyrgyzstan, Nikolay_research@mail.ru

Аннотация. В эпоху научно-технического прогресса, процесса глобализации и существующих геополитических разногласий народы всех стран мира объединяет общее стремление к изучению объектов народного искусства и сохранение культуры каждой нации. Одним из ярких и информативных объектов народного искусства для модельеров-дизайнеров является национальный традиционный костюм киргизских кочевников, исследование особенностей которого предоставляют дополнительные возможности при анализе этапов эволюции этнической культуры народа. Традиционной одежде всегда свойственны были особенности, характерные для одежды предназначенной для условий кочевого образа жизни. Характер и дизайн одежды, как части материальной культуры киргизского народа, всегда был взаимосвязан с обычаями и обрядами, в которых сохранялась накопленная веками мудрость экологического сознания и нравственные принципы воспитания молодежи. Целью нашего исследования является анализ этнопедагогических особенностей традиционной одежды и формирование нового взгляда на традиционную одежду киргизов, как основу для вхождения в гармоничный энергообмен с миром. Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включающий философскую и культурологическую составляющие. Основными методами исследований были метод реконструкции, метод исторического анализа, метод устной истории, метод интервьюирования и анкетирования. В статье представлены результаты авторской реконструкции и анализа основных видов традиционной одежды киргизов XVIII-XIX и начала ХХ века. В результате реконструкции восстановлены и возрождены некоторые виды

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

кроя, и виды техник изготовления женской, мужской и детской традиционной одежды. Результаты практических работ с реконструированной одеждой, предложенной испытуемым в ходе эксперимента, предоставили возможность выявить зависимость гармоничного психоэмоционального состояния человека от вида одежды. Проанализирована взаимосвязь особенностей одежды с ранее существующими обычаями и обрядами.

Abstract. In the era of scientific and technological progress, the processes of globalization and the existing geopolitical differences, the peoples of all countries of the world are united by a common wish in studying objects of folk art and preserving the culture of each nation. The national traditional costume of the Kyrgyz nomads is one of the bright and informative objects of folk art for fashion designers, studying of its features provides additional opportunities for analyzing the stages of evolution of the people's ethnic culture. The traditional costume has always been characterized by the features of clothes designed for the conditions of a nomadic lifestyle. The nature and design of the traditional costume, as part of the material culture of the Kyrgyz people, has always been interconnected with customs and rituals accumulated over the centuries, with preserving wisdom of ecological consciousness and the moral principles of educating of the young people. The purpose of our study was to analyze the ethnic pedagogical features of traditional clothes and to form a new look at the traditional clothes of the Kyrgyz people, as the basis for enter into a harmonious energy exchange with the world. The methodological basis of the research was an integrated approach, including philosophical and cultural components. The main research methods were the method of reconstruction, the method of historical analysis, the method of oral history, the method of interviewing and questioning. The article presents the results of the author's reconstruction and analysis of the main types of traditional Kyrgyz costume of the 19th and early 20th centuries. As a result of the reconstruction, some cut and techniques kinds in making women's, men's and children's traditional clothes have been restored and revived. The results of practical work with the reconstructed clothing offered to the tested people during the experiment gave us an opportunity to identify the dependence of the harmonious psycho-emotional state of a person on the type of clothing. We analyzed the relationship of the features of clothing with former customs and rituals.

Ключевые слова: традиционная одежда кочевников, обычаи и обряды кочевников, женская одежда, мужская одежда, детская одежда.

Keywords: traditional clothes of nomads, customs and rituals of nomads, women's clothing, men's clothing, children's clothing.

Введение

Народные традиции каждого этноса формируются с учетом существующих исторических, социальных и экономических условий. Исторически киргизы относятся к народам тюрко-монгольских кочевников. Кочевничество (номадизм) является ключевым фактором, повлиявшим на традиции, культуру и обычаи киргизского народа. Одежда киргизов традиционно была приспособлена к кочевому образу жизни и является важной составной частью культуры народа.

Киргизская народная одежда является проявлением материальной культуры народа, отражающей этнические и социально-экономические особенности кочевого образа жизни и климатические и племенные особенности различных горных регионов Кыргызстана.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Семантика традиционного национального костюма содержит особенности менталитета киргизского народа, его нравственно-этические и религиозное мировоззрение.

Важной ценностью для кочевников являлось сохранение взаимопонимания между человеком и природой. Такое взаимопонимание является важным ресурсом для воспитания духовно-этических качеств молодежи. Тренируя такое отношение к природе, автоматически выстраиваются морально-этические нормы молодежи.

Традиционная народная одежда по форме и дизайну не является неизменной. Смена поколений, воздействие культур и религий соседних народов способствовало эволюции форм национальной одежды [1, 2]. Заимствование элементов и техники исполнения одежды соседних народов наиболее активно начало проявляться со второй половины XIX века, когда киргизы начали приобретать готовую одежду. К примеру, в приграничной зоне Кыргызстана с Казахстаном можно заметить явное влияние казахской культуры. Это влияние отражено в крое женского головного убора «элечек», а также в женских украшениях. Украшение в виде большой пуговицы «тана» можно встретить только в Таласской области, граничащей с Казахстаном.

Некоторые элементы дизайна традиционной одежды кочевников до сих пор присутствуют и в современной одежде киргизского народа. К примеру, вид головного убора колпак не только сохранил первоначальные формы, но и гармонично воспринимается с современными стилями одежды. Здесь важно подчеркнуть, что не все элементы и детали одежды сохранились и вошли в современный мужской костюм.

В течение многих лет исследователи работают над темой практического применения элементов этнопедагогики, формирующих универсальные социальные умения и навыки, а также обеспечивающих активную творческую деятельность. Существующие работы исследователей традиционной одежды посвящены в основном истории национального костюма. Рассматриваемая в статье проблема выявления нового взгляда на киргизскую традиционную одежду обусловлена необходимостью раскрытия особенностей этнопедагогического подхода и остается малоизученной.

Целью нашего исследования является анализ этнопедагогических особенностей традиционной одежды и формирование нового взгляда на традиционную одежду киргизов, как основу для вхождения в гармоничный энергообмен с миром.

Одной из задач для реализации поставленной цели, связанной с обогащением внутреннего мира является популяризация традиционной национальной одежды. Для этого, чтобы элементы традиционной одежды снова вошла в применение, как и прежде, в Кыргызстане общественным фондом «Кийиз-ДYЙнe» проводятся специальные мероприятия: обучающие уроки, организуются тренинги, летний лагерь на Джайлоо, конференции, фестивали. Но возрождение утерянных традиций идет очень медленными темпами. Наиболее значащими причинами, сдерживающими возрождение утерянных традиций, могли послужить следующие исторические события:

1. Коллективный труд и коллективное хозяйство основательно изменили отношение к традиционной одежде, украшениям и обычаям, связанным с одеждой. Коллективное хозяйство полностью изменило взгляд на одежду, делая ее практичной и рабочей.

2. После получения независимости Кыргызстаном основные акценты внимания были уделены стремлениям народа к освоению новой рыночной экономики. При этом были оставлены без должного внимания задачи дальнейшего сохранения и возрождения традиционной знаний и техники изготовления традиционной одежды.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования являлся комплексный подход, включающий философскую и культурологическую составляющие.

В целях воссоздания духа традиционного сознания духовной жизни кочевников применялся метод реконструкции основных видов одежды и обрядов.

В целях установления причинно-следственных связей традиционного менталитета народа, обрядов и одежды применялся метод исторического анализа и метод устной истории.

В целях подготовки к реконструкции одежды и обычаев применялись методы интервьюирования и анкетирования.

При анализе традиционных ценностей народа применялся аксиологический метод.

Результаты

Этнические особенности одежды. Для традиционной культуры киргизов характерным является взаимосвязь характера одежды с обычаями и обрядами [3]. Согласно обычаям к одежде киргизские кочевники всегда относились с особым уважением. У киргизов считалось проявлением вызывающей невоспитанности положить одежду на землю или сесть на колпак. Но особо трепетное отношение было сформировано по отношению к мужской одежде. Причинами тому были не только высокие цены на ткани, но и традиции, в соответствии с которыми считалось проявлением неуважения перешагнуть или наступить на одежду мужа. Жена не могла себе даже позволить положить свои вещи поверх одежды мужа. Такие запреты по отношению мужской одежде носили больше воспитательный характер.

Особенности элементов одежды выражали рекомендации к традиционному этическому поведению кочевников. По одежде можно было отличить социальный статус человека, его семейное положение. Незамужние девушки носили платья с застежками на плечах и с глухим воротником, а замужние женщины носили платья с застежками на груди. Расстегнув пуговицы на груди, женщина могла накормить ребенка. Также семейное положение женщины можно было узнать по головному убору. Девушки надевали головной убор «тебетей». Богатые девушки могли позволить себе носить «тебетей» из бархата, выдры и куницы.

Девушки украшали головные уборы перьями птиц и украшениями из серебра, жемчуга, коралла, а замужние женщины носили головной убор «элечек». «Элечек» всегда имел белый цвет. Белый цвет считается у киргизов символом материнства, важности роли женщины в обществе и символом чистоты. Согласно традиции головной убор «элечек» носили после замужества, но иногда и после рождение первенца, это была подготовкой молодой девушки к материнству. В целом на характер традиционной одежды киргизов повлиял кочевой образ жизни и высокогорный резко континентальный климат, в результате чего у киргизов имеется много видов теплой зимней и летней одежды.

По технологии исполнения все виды одежды выполнялись вручную, так ка швейные машины появились у киргизов только с середины XIX века. Но и при ручном пошиве киргизские мастерицы применяли технику разных видов ремесел. В большинстве случаев это была не одна техника. Для одного вида одежды применялись несколько последовательно выполняемых техник. Основными техниками были: валяние войлока, техника цельного валяния, выделывание шкуры животных, прядение ниток, выкраивание, плетение, ткачество, окрашивание, украшение, пришивание бисера, вышивание, шитье и т. д. При выкраивании любого вида одежды кочевниками соблюдалось традиционное правило — экономно

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

использовать материал. Кочевники знали о понятии «меры», которая является философской категорией и относится к области этики и эстетики.

Характерным для киргизской мужской и женской одежды был схожий распашной крой. Одежда богатых и бедных кочевников отличалась только видом и качеством применяемого при пошиве материала. Войлочные головные уборы богатых украшались мехом, а верхняя одежда изготавливалась из дорогих тканей. Бедные довольствовались одеждой из грубой шерстяной ткани и войлочными головными уборами без украшений.

Мужская одежда кочевников была представлена разновидностью из нательной и верхней одежды.

Нательная одежда представляла собой распашные рубахи «жегде», «ачык кейнек» и шаровары «шым» (Рисунок 1). По традиции у киргизов было принято приносить в дар распашную рубаху «жегде» вместе с шароварами «дамбал» новым родственникам, как правило свекру [ПМА 1].

Рисунок 1. Распашная рубаха «жегде» (а), покрой распашной рубахи (б)

«Жегде» начинали носить с возраста 6-лет, а до этого возраста носили рубашки «туура жака». Распашную рубаху «жегде» подпоясывали и одевали поверх шаровар. При пошиве распашной рубахи «жегде» в основном использовали белую бязь или белую ткань «ак мата». Распашные рубахи «жегде» имели туникообразный крой, при котором по бокам пришивались скошенные клинья и для свободы движения рук пришивали ластовицы «кештек». Такие же детали использовались при пошиве женской рубахи «кейнек». Длина «жегде» доходила до колен [4, 5].

Стоит отметить, что традиционный крой «жегде» и других видов одежды стал видоизменяться после тридцатых годов прошлого века. В связи с переходом на коллективную форму трудовой деятельности распашные рубахи стали шить короче, до бедер с прорезным воротникам или с воротником в виде узкой стойки и укороченным рукавом.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Шаровары шили из разных материалов домашнего производства. В холодное время года шаровары, сшитые из бязи, считались нательными штанами [4, 5]. Мужские, женские и детские шаровары всех форм были глухие и завязывались гашником (тесьмой) ручного плетения. Особо декорированный гашник «ычкыр» изготавливался для жениха женой брата.

Крой шаровар для мужчин и женщин с широким шагом и ромбовидной вставкой был одинаков, но при этом женские шаровары отличались наличием дополнительного отверстия на поясе со стороны поясницы. В отличие от мужских шаровар гашник «ычкыр» завязывался с внутренней стороны. Шаровары для пожилых шили швом снаружи (Рисунок 2) [ПМА 2, ПМА 3].

Рисунок 2. Покрой традиционных шаровар (а) мужские, (б) женские

Штаны, сшитые из кожи «жаргак» носили богатые. Кожаные шаровары для жениха, украшали вышивкой из цветных шелковых нитей. Мужские штаны изготавливали также из замши «жаргак шым», «кандагай, чалбар». Штаны кочевников в отличие от современных брюк отличались очень большой шириной, позволяющей заправлять полы халата. Такие штаны одевались поверх нижнего белья «дамбал» [ПМА 1]. При пошиве шаровар употребляли различные материалы (бязь, сукно, бархат, замша козьи и овечьи шкуры).

Очень дорогими считались штаны из козьей шкуры (Рисунок 3).

Стоимость таких штанов достигала стоимости лошади. В качестве повседневной одежды кочевники носили штаны из овчины. Штаны из овчины шили мехом внутрь, за счет этого она была теплой.

Верхняя одежда летнего и осеннего периода состояла из войлочного халата без подкладки «кементай» из овечьей шерсти натуральных оттенков, различных видов стеганного халата «чапан», который простегивали на вате или шерсти и шили на подкладе.

Более легкими вариантами верхней одежды были «чепкен», «желек», «бешмант» из шерстяной и хлопчатобумажной материи. «Чепкен» изготовленный из шерстяной ткани ручного производства называли «басма чепкен», «тепме чепкен», «пийаз чепкен», «тее чепкен» и «суп чепкен» (Рисунок 4).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Рисунок 3. Штаны из козьей шкуры

Рисунок 4. Некоторые виды верхней мужской одежды (а) «басма чепкен», (б) «желек чепкен» с открытым воротником, (в) «желек чепкен» с стоячим воротником

Традиционно «чепкен» шили длиннополым, с широкими и длинными рукавами без подкладки. Такой крой позволял одевать «чепкен» поверх другой верхней одежды. Одежду из верблюжьей шерсти шили только для мужчин. «Чепкен» из верблюжьей шерсти «пийязы чепкен» разрешалось изготавливать только женщинам пожилого не детородного возраста. Изготовление «пийазы чепкена» было весьма трудоемким и дорогим [ПМА 4].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

В качестве зимней верхней одежды кочевники носили меховые шубы «ичик», овчинные тулупы «тон» (Рисунок 5). При изготовлении шуб особо ценились меха диких животных: барса, волка и рыси [6-8].

Типичной разновидностью зимней одежды был нагольный тулуп «тон». Натуральным цветом тулупа был белый, а оранжевый цвет получали окрашиванием гранатовой коркой или корнями ревеня [ПМА 1].

Согласно традиции мужчина не мог выйти на улицу без головного убора. Головной убор нельзя было положить на землю. По киргизской традиции головной убор никогда не дарили чужакам. Основным головным убором мужчин у киргизских кочевников является войлочная шляпа — колпак, в первую очередь это «ак колпак» — войлочная шляпа белого цвета. Традиционно колпак изготавливали женщины в двух видах: - цельноваленный колпак «туюк колпак» без единого шва и сшитый колпак двухполый и четырехполый. Некоторые мастерицы изготавливали из толстого войлока теплый колпак для зимнего периода. Под белым колпаком и меховым головным убором «тебетей» носили тонкую шапочку «аракчын» сшитую из цельного куска хлопчатобумажной ткани с помощью простегивания. В зависимости от погодных условий мужчины носили тюбетейки — «топу», меховые шапки без отворотов — «малакай», меховые шапки — «тебетей».

Рисунок 5. Виды верхней зимней одежды слева овчинная шуба «керпе ичик», справа шуба из волчьей шкуры «карышкыр ичик»

По традиции считалось плохим тоном потерять или подарить головной убор чужому человеку. При изготовлении головных уборов мужчин применялся крой из четырех клиньев. А при пошиве колпака соединение между клиньями «талаа» делалось с помощью дополнительной узкой ткани, тесьмой ручного плетения а также с соединительной отделочной вышивкой «чыраш». В старину для «чыраш» применялись конские волосы (Рисунок 6).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Рисунок 6. Мужские головные уборы

Обязательным атрибутом мужской одежды является пояс — «кемер», ремень — «илгич» с принадлежностями. Как правило, пояс одевали поверх халатов «чепкен». Подпоясывались кушаком «бел боо» из длинной ткани разных цветов, обычно обхватывающего талию 2-3 раза и завязанный спереди. Кушак должен быть завязан четко, плотно и не в коем случаи не должны торчать концы. По традиции считалось, что туго затянутый пояс характеризует мужчину как серьезного дисциплинированного человека.

В качестве традиционной обуви киргизские кочевники носили сапоги из сыромятины — «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками. Сапоги «чарык» шили из обработанной кожи быка и лошади [ПМА 4]. Особенностью «чарык» была загнутая к верху на два сантиметра подошва. Бедняки носили чулкообразные сапоги с высокими голенищами «чокой», которые изготавливались из одного куска кожи. Другой разновидностью обуви бедняков были «пайчеки» — эта обувь напоминала туфли, которые изготавливали из куска кожи, края которой были собраны на узком ремешке.

Мужчины также носили кожаные сапоги — «етук», кожаные калоши на каблуках — «кепич», а также мягкие выворотные сапожки — «маасы».

Детская одежда. С рождения ребенку одевали рубашку «ит кейнек». Первую одежду новорожденным шили из старой мягкой одежды или из куска ткани женского головного убора «элечек». «Ит кейнек» или «эт кейнек» считалась первой одеждой ребенка, принято было не подшивать нижний край рубашек и к сороковому дню рождения ребенка специально шили еще одну рубашку. Если семья до этого потеряла ребенка, рубашку шили из разных кусков ткани «курак кейнек», собранных у почитаемых и уважаемых людей. По традиции было принято для пошива рубашки «курак кейнек» попросить кусок ткани из головного убора «элечек» или старой одежды уважаемой и почитаемой женщины в роду «байбиче». Согласно обряду «кыркын чыгаруу» ребенка одевали после купания в 40-ка ложках воды и после этого укладывали в колыбель (Рисунок 7) [ПМА 5, ПМА 6].

Колыбель грудного ребенка по традиции имела определенные защитные функции. Когда первый раз укладывали ребенка в колыбель, то его укрывали в несколько слоев халатами «чапанами» отцов или дедушек.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Бытовало мнение, что энергия верхней одежды отцов и дедушек будет защищать ребенка и даст ему крепкий и здоровый сон. Головной убор «топу» для ребенка шили из мягкой ткани и утепляли, прокладывая вату. Штаны из хлопчатобумажной ткани ребенку одевали с того времени, когда он начинал сидеть. Поверх рубашек детям одевали безрукавки на вате или шерсти с плечевыми и боковыми завязками для удобства. В качестве верхней одежды детям шили «чапаны» без воротников с большими завязками под мышками. Обычно нижний край спинки «чапана» оставляли открытыми, что означало желание рождения последующих детей [ПМА 5].

Одежда мальчиков мало отличалось от одежды мужчин. К незначительным отличиям можно отнести расположение застежек и пуговиц на рубашках. Рубашки мальчиков шили с застежками на плечах, а у мужчин на горловине. В целях элементов оберега от дурного слова и сглаза одежду мальчиков украшали различными оберегами (Рисунок 8) [ПМА 5].

Этнические особенности женской традиционной одежды. Влияние культуры народов соседних стран и импорт новых тканей способствовали внесению дополнений и изменений в элементы традиционного костюма и декоративную отделку. Для традиционной одежды киргизских кочевниц характерным было соблюдение гармонии композиции костюма и близких к природе неярких оттенков применяемых материалов. Киргизские кочевницы кроме особо почитаемого белого цвета предпочтения отдавали оттенкам красного цвета.

Традиционная одежда женщин состояла их длинной рубахи «кейнек», шаровар «дамбал» и верхней одежды.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Женщины также как и мужчины носили нательную и верхнюю одежду. В качестве женской нательной одежды женщины носили подштанники на завязках «дамбал», «лаазым». Этот элемент женской нательной одежды имел и традиционное воспитательное значение при планирование рождения детей. В качестве предостережения при планировании рождения детей молодой женщине говорили: - «у тебя развязаны завязки на подштанниках (ычкыры бош), поэтому ты рожаешь каждый год» [ПМА 2].

Рисунок 8. Детская одежда (а) комплект детской одежды, (б) покрой детского «чапана»

Основу женской длинной рубахи кроили из прямых деталей, дополняя по бокам скошенные клинья. За счет клиньев подол женской рубахи был достаточно широким чтобы женщина свободно сидела на лошади. Покрой такого платья для женщин и девочек был одинаков, кроме выреза воротника — для девочек делался горизонтальный вырез «туура жака», а для женщин вертикальный «узун жака», более позднее появился стоячий воротник (ит жака) [4, ПМА 2]. При этом ворот женщин и девочек обшивали тесьмой ручного плетения (Рисунок 9).

Женские рубахи отличались декорированием воротника, нагрудной вышивкой или отдельным нагрудником «енYP» и «узун жака», расшитые цветными нитками. Такой вид декорированного воротника рано вышел из употребления и сейчас его можно увидеть только в экспозициях музеев.

Замужние женщины носили распашные юбки — «бельдемчи». К примеру бельдемчи (женская распашная набедренная юбка с завязками пришитая к широкому поясу) женщина имела право одеть только после рождения первого ребенка [9-11]. Бельдемчи одевали поверх платья или камзола «кемсел» (Рисунок 10). «Бельдемчи» было разновидностью не только повседневной одежды, но и праздничной. «Бельдемчи» было очень практичной одеждой женщины, которая закрывала поясницу, держала ее в тепле, была удобно при верховой езде. В отличие от повседневных «бельдемчи» праздничные «бельдемчи» украшались обильной вышивкой и мехом выдры. При этом большое значение придается орнаментам и этническим символам, которые являются ценнейшим источником познания духовной жизни киргизского народа в прошлом. Законы сочетания киргизского орнамента,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

систему комбинаций, а главное повествовательность узора попытался выяснить М. В. Рындин [12].

Рисунок 9. Женское платье (а) «туура жака», (б) «узун жака», (в) «ит жака»

Рисунок 10. Набедренная одежда женщин «бельдемчи» (а) северного региона, (б) южного региона

Орнамент в народном сознании всегда обладал магической силой и имел специфическое название. Элементы орнамента служат еще и эстетическим целям, делая вещь более красивой и ценной и при восприятии гармонизирует психоэмоциональное состояние представителей киргизского народа. Сакральные символы, спрятанные в узорах, передавали мысли, молитвы и надежды кочевников [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разновидности «бельдемчи», по которым можно отличать родоплеменную особенность отмечены в этнографических работах К. И. Антипиной. Е. И. Маховой выделены два

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

основных типа «бельдемчи». «Бельдемчи» первого типа имеет большую длину, пышные сборы в месте крепления к поясу, а «бельдемчи» второго типа намного короче и без сборов. Главным отличием бельдемчи второго типа являются находящиеся полы спереди (Рисунок 10). По традиции «бельдемчи» изготавливала мать невесты.

В разных регионах одну и ту же одежду называют по разному. Примером может служит безрукавка «чыптама» на севере, «чермий» северо-западе, «камзур» или «таштама» на юге. Традиционными элементами женской одежды, одеваемыми поверх платья, были безрукавки «чыптама», камзолы — «кемсел» и халаты — «чапан».

По одежде женшин, а именно по головному убору элечек, по набедренной юбке белдемчи и по форме воротника можно было отличать из какого она племени, социальный статус, возраст а также региональную особенность. В качестве верхней зимней одежды женщины носили меховые шубы «ичик» (Рисунок 11).

Рисунок 11. Верхняя женская одежда (а) лисья шуба <^лку ичик», (б) «кемсел», (в) «чапан»

Женский костюм разных регионов Кыргызстана имеет некоторые особенности. Различия заключались в форме головного убора и его комплектации (Рисунок 12).

Женский головной убор. Головной убор «элечек» женщины одевали после замужества и носили до конца жизни. Элечек всегда был белого цвета. Помимо названия «элечек» этот головной убор называли «илеки» и «келек». Это зависело от региона. «Илеки» — так называют «элечек» в северо-западном регионе, а именно в Таласе, Токтогуле, Чаткале. Если слово «илеки» воспринималась как одно из названий элечек, то выяснилось что слово «илеки» — означает еще и название тонкой, легкой, белой ткани. Форму «илеки» информаторы описывают как круглое, яйцообразное. Взависимости от обьема элечек называют «каз элечек», что означает большое, величественное (Рисунок 13). В зависимости от вида элечек состоит из разных частей.

Для каждого региона и родоплеменной группы существовала своя характерная техника намотки «элечека». «Элечек» обычно наматывали при традиционных проводах невесты в дом мужа или после прихода невесты в дом мужа. Наматывание «элечека» является важным

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 8. №3. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

моментом в жизни невесты и символизирует переход от одного возраста к другому. В обряде наматывания «элечека» участвуют только женщины, мать невесты, бабушки, жена брата, жены старших братьев по линии отца и матери, сестры и со стороны мужа, мать мужа и родственники мужа.

ri С «,'ij \\J Trtk

Рисунок 12. Некоторые виды комплекта женского костюма (а) северный, (б)северо-западный, (в) южный

Рисунок 13. Женский головной убор (а) «элечек», (б) «илеки», (в) «келек»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Наматывают «элечек» с права на лево. Это означало что новая жизнь молодой семьи всегда шла к благополучию и достатку. Во время наматывания ткани проговаривали пожелания невесте. Ткань для «элечека» была тонкой и легкой, ее делили на удобные куски (4-5 метров). Обычно длина кусков зависела от разновидности наматываемого «элечека». Наматывание первого «элечека» невесты доверяют только той высокоуважаемой женщине у кого есть муж и много детей. По окончании наматывания главным пожеланием всегда было: «Пусть твой элечек, не спадет с головы». Это еще раз подтверждает то, что женщины носили «элечек» до конца жизни.

Девочки и незамужние девушки заплетали мелкие косички «беш ке^л», а как только девушка выходила замуж, ей заплетали две косы, которые она носила до конца жизни.

Головными уборами девочек и девушек были «топу» - разновидность тюбетейки и меховая шапка «тебетей». «Тебетей» шили из мехов выдры, куницы, или из мерлушки — шкуры ягнят. Крой тебетей всегда состоял из четырех клиньев. При пошиве верхней части «тебетея» использовали такие ткани как бархат, сукно, шелк, адрас. Верх «тебетея» украшали перьями, бусами, деталями из серебра и большой кисточкой в основном черного цвета (Рисунок 14). Традиционным головным убором невесты была шлемовидная шапка с украшениями «ше^ле».

Рисунок 14. Головной убор девочек, девушек и невесты

Вся одежда в комплекте и ее элементы дополнялись украшениями, которые выполняли функцию оберега, благословения и определения возрастной группы женщины. Пуговицы в основном пришивались в качестве оберега, кораллы «кызыл шуру» носили как символ плодородия, кольца и браслеты отождествляли чистоту женщины, нагрудные украшения

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

«сейке желбирееч» и накосные украшения «чач учтук» характеризовали возрастные различия. Женщины носили накосные украшения после замужества. Накосные украшения имели региональные отличия. Например, накосное украшение «^бек» характерны для традиционного костюма северо-западного региона. Подобное видоизмененное украшение встречается и на юге, а в других регионах встречается редко. Накосные украшения по традиции передавались как подарок вместе с приданным, а также после смерти женщины дальним родственникам. Каждое украшения киргизских кочевниц соответствовало своей возрастной категории и имело свое дисциплинирующее воспитательное воздействие (Рисунок 15).

Рисунок 15. Украшения женского костюма

Заключение

1. Характер элементов и дизайна традиционной одежды, как составной части материальной культуры киргизов, неразрывно связан с кочевой цивилизацией.

2. Традиционная одежда являлась одним из основных компонентов восприятия мира кочевниками и отражала внутренний мир этноса. Традиционная одежда кочевников всегда была основой вдохновения, и имела свои воспитательные цели и взаимосвязана с обычаями и обрядами кочевого образа жизни.

3. Методы воспитания молодежи были органично встроены в обычаи и обряды, при которых элементы одежды имели свойственные кочевникам социальные этнопедагогические цели, способствующие пониманию своей внутренней природы, духовной миссии, культурно-духовному капиталу, который приведет к личностному росту, укреплению его духа и сознания.

4. Использование традиционных знаний и этнических элементов традиционной одежды в дизайне современного национального костюма способствует формированию духовно-

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

нравственных качеств и жизненных ценностей. Это важный ресурс инкультурации подрастающего поколения, психологического комфорта членов этноса и идентификации членов общества.

5. Исследование особенностей национального традиционного костюма предоставляет дополнительные возможности при анализе этапов эволюции этнической культуры народа.

6. Исследования и анализ особенностей традиционной одежды предоставляют модельерам-дизайнерам при создании коллекций современной одежды реализовывать элементы этностиля, не нарушая этические нормы традиционной одежды.

Источники:

ПМА 1. Полевые материалы автора. Экспедиция в Таласскую область 2017 г. (информанты: Э. Калдыкеева 1940 г.р.; Ж. Жуманалиева 1942 г. р.; О. Тайсариева 1927 г.р.; С. Ырысалиева 1934 г.р.;).

ПМА 2. Полевые материалы автора. Экспедиция в Иссык-Кульскую, Нарынскую, Чуйскую, Джалал-Абадскую, Ошскую области и в Таджикскую республику Горно-Бадахшанской области 2013 г. (информанты: Ш. Мамбетова 1933 г.р.; С. Байтемирова 1944 г.р.; Н. Исабекова 1941 г.р.).

ПМА 3. Полевые материалы автора. Экспедиция в Баткенскую область 2016 г. (информанты: А. Абдивалиева 1938 г.р.; К. Матраимова 1935г.р.; К. Базарова 1939 г. р.; А. Касымова 1947г.р.).

ПМА 4. Полевые материалы автора Экспедиция в Нарынскую область 2018 г. (информанты: Т. Жекшенова 1957 г.р.; З. Арзыкулов 1944 г.р.).

ПМА 5. Полевые материалы автора. Экспедиция в Чуйскую область 2022 год. (информанты: Б. Орозалиева 1950 г.р.; А. Жумашова 1948 г.р.; Ж Исабекова 1950 г.р.; С. Байтемирова 1944 г.р.).

ПМА 6. Полевые материалы автора. Экспедиция в Чуйскую, Нарынскую область -2019 -2020 гг.. (информанты: К, Салыкова 1941 г.р.)

Список литературы:

1. Антипина К. И. Народные традиции в современной материальной культуре и прикладном искусстве Киргизии. VII междунар. Конгр. антропог. и этнограф, наук. М., 1964.

2. Антипина К. И. Материальная культура. История и социальный быт колхоза им. К. Маркса Сузакского р-на. Фрунзе, 1965.

3. Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М.: Наука, 2002.

300 с.

4. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962.

5. Антипина К. И. Материальная культура и прикладное искусство киргизского народа. История Киргизии. Фрунзе, 1963.

6. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1979.

7. Абрамзон С. М. Очерки культуры киргизского народа. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР.

1946.

8. Абрамзон С. М., Антипина К.И., Махова Е. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Изд-во АН Кирг. ССР, 1962.

9. Сухарева О. А. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М., 1979. 248 с.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

10. Махова Е. И. Материальная культура киргизов как источник изучения их этногенеза. Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. М.: Наука, 1959.134 с.

11. Момунбаева Н. С. Белдемчи-женская одежда киргизов (XIX-XX вв.) // Евразийское Научное Объединение. 2020. №2-4 (60). С. 267-269.

12. Рындин М. В. Киргизский национальный узор // Центрально-Азиатская сеть по культуре и искусству. Бишкек, 2016. 120 с.

13. Кадыров В. Тайны киргизского орнамента. Бишкек, 2017.

References:

1. Antipina, K. I. (1964). Narodnye traditsii v sovremennoi material'noi kul'ture i prikladnom iskusstve Kirgizii. VII mezhdunar. Kongr. antropog. i etnograf, nauk. Moscow. (in Russian).

2. Antipina, K. I. (1965). Material'naya kul'tura. Istoriya i sotsial'nyi byt kolkhoza im. K. Marksa Suzakskogo r-na. Frunze. (in Russian).

3. Fielstrup, F. A. (2002). Iz obryadovoi zhizni kirgizov nachala KhKh veka. Moscow. (in Russian).

4. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze. (in Russian).

5. Antipina, K. I. (1963). Material'naya kul'tura i prikladnoe iskusstvo kirgizskogo naroda. Istoriya Kirgizii. Frunze. (in Russian).

6. Abramzon, S. M. (1979). Kirgizy i ikh etnogeneticheskie i istoriko-kul'turnye svyazi. Leningrad. (in Russian).

7. Abramzon, S. M. (1946). Ocherki kul'tury kirgizskogo naroda. Frunze. (in Russian).

8. Abramzon, S. M., Antipina, K. I., & Makhova, E. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Izd-vo AN Kirg. SSR, (in Russian).

9. Sukhareva, O. A. (1979). Kostyum narodov Srednei Azii. In Istoriko-etnograficheskie ocherki, Moscow. (in Russian).

10. Makhova, E. I. (1959). Material'naya kul'tura kirgizov kak istochnik izucheniya ikh etnogeneza. Trudy Kirgizskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii. Moscow. (in Russian).

11. Momunbaeva, N. S. (2020). Beldemchi-zhenskaya odezhda kirgizov (XIX-XX vv.). Evraziiskoe Nauchnoe Ob"edinenie, (2-4 (60)), 267-269. (in Russian).

12. Ryndin, M. V. (2016). Kirgizskii natsional'nyi uzor. In Tsentral'no-Aziatskaya set' po kul'ture i iskusstvu, Bishkek.

13. Kadyrov, V. (2017). Tainy kirgizskogo ornamenta. Bishkek.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.02.2022 г. 13.02.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Асангулова А. Б., Сулайманова А. И., Цыбов Н. Н. Этнические и этнопедагогические особенности традиционной одежды киргизов XIX-XX века // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 438-455. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/53

Cite as (APA):

Asangulova, A., Sulaimanova, A., & Tsybov, N. (2022). Ethnic and Ethnic-Pedagogical Features of the Traditional Clothes of the Kyrgyz People in XIX-XX Centuries. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 438-455. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.