Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЙ ВОРСОВЫЙ КОВЕР И КОВРОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА КИРГИЗОВ'

ТРАДИЦИОННЫЙ ВОРСОВЫЙ КОВЕР И КОВРОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА КИРГИЗОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТКАЧЕСТВО / КОВЕР / КОВРОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ / БЫТ / КИРГИЗЫ / ЭТНОКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сатыбалдиева Чыныхан, Турдубаева Зуура, Эшназарова З.Б., Тагайбекова А.А., Турдубаева А.Б.

Актуальность: изучение традиции ковроделия, процесса ткачества ковровых вещей дает возможность рассматривать их в качестве одного из источников, позволяющих глубже понять общие проблемы этнической истории, этнокультурного процесса и преемственности культурных традиций. Исследование традиций ковроткачества способствует понятию этногенетической и этнокультурной связи с другими родственными и соседними этносами. Цели исследования: раскрыть особенности ковров в кочевом быту киргизов. Материалы и методы исследования: в исследовании применены эмпирический метод, опрос информаторов и сравнительный анализы традиционных тканых ворсовых ковров и ковровых изделий. Результаты исследования: коврами различного вида по технике и оформлению украшались снаружи и внутри стены юрты. Из ковровых изделий в основном состояла несложная, но в то же время оригинальная обстановка кочевого жилища. Выводы: разнообразием бытового применения объясняется различие форм ковровых изделий, среди которых различают тканые ворсовые мешки (куржун), (текче, баштык), ворсовые сумы (чаваданы) тканые намазлыки (жайнамаз) и ворсовые попоны (токулган ат жабуу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сатыбалдиева Чыныхан, Турдубаева Зуура, Эшназарова З.Б., Тагайбекова А.А., Турдубаева А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL PILE CARPET AND CARPET HOUSEHOLD ITEMS OF THE KYRGYZ

Research relevance: study of carpet weaving tradition, the process of weaving carpet like things makes it possible to consider them as one of sources that allow detailed understanding of general problems of ethnic history, ethno-cultural process and the continuity of cultural traditions. The study of carpet weaving traditions contributes to concept of ethnogenetic and ethnocultural connection with other related and neighboring ethnic groups. Research objectives: to reveal the features of carpets in the nomadic life of the Kyrgyz. Research materials and methods: the study used an empirical method, a survey of informants and a comparative analysis of traditional woven pile carpets and carpet products. Research results: carpets of various types in terms of technique and design were decorated outside and inside the walls of the yurt. The simple, but at the same time, the original furnishings of the nomadic dwelling mainly consisted of carpet products. Conclusions: the diversity of domestic use explains the difference in the forms of carpet products, among which there are woven pile bags (kurzhun), (tekche, bashtyk), pile sums (chavadans), woven namazlyks (zhaynamaz) and pile blankets (tokulgan at zhabuu).

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ ВОРСОВЫЙ КОВЕР И КОВРОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА КИРГИЗОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/54

ТРАДИЦИОННЫЙ ВОРСОВЫЙ КОВЕР И КОВРОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА КИРГИЗОВ

©Сатыбалдиева Ч. Т., ORCID: 0000-0002-5490-1344, канд. ист. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, chynyhan@bk.ru ©Турдубаева З. А., ORCID: 0000-0003-2321-694X, Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, anzurt1@rambler.ru ©Эшназарова З. Б., НАН КР, г. Ош, Кыргызстан, miranazarova74@mail.ru ©Тагайбекова А. А., Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, ainura7606@mail.ru ©Турдубаева А. Б., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, aiukikg@mail.ru

TRADITIONAL PILE CARPET AND CARPET HOUSEHOLD ITEMS OF THE KYRGYZ

©Satybaldieva Ch., ORCID: 0000-0002-5490-1344, PhD., Osh State University,

Osh, Kyrgyzstan, chynyhan@bk.ru ©Turdubaeva Z., ORCID: 0000-0003-2321-694X, Osh State University,

Osh, Kyrgyzstan, anzurt1@rambler.ru ©Eshnazarova Z., NASKR, Osh, Kyrgyzstan, miranazarova74@mail.ru ©Tagaibekova A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, ainura7606@mail.ru ©Turdubaeva A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, aiukikg@mail.ru

Аннотация. Актуальность: изучение традиции ковроделия, процесса ткачества ковровых вещей дает возможность рассматривать их в качестве одного из источников, позволяющих глубже понять общие проблемы этнической истории, этнокультурного процесса и преемственности культурных традиций. Исследование традиций ковроткачества способствует понятию этногенетической и этнокультурной связи с другими родственными и соседними этносами. Цели исследования: раскрыть особенности ковров в кочевом быту киргизов. Материалы и методы исследования: в исследовании применены эмпирический метод, опрос информаторов и сравнительный анализы традиционных тканых ворсовых ковров и ковровых изделий. Результаты исследования: коврами различного вида по технике и оформлению украшались снаружи и внутри стены юрты. Из ковровых изделий в основном состояла несложная, но в то же время оригинальная обстановка кочевого жилища. Выводы: разнообразием бытового применения объясняется различие форм ковровых изделий, среди которых различают тканые ворсовые мешки (куржун), (текче, баштык), ворсовые сумы (чаваданы) тканые намазлыки (жайнамаз) и ворсовые попоны (токулган ат жабуу).

Abstract. Research relevance: study of carpet weaving tradition, the process of weaving carpet like things makes it possible to consider them as one of sources that allow detailed understanding of general problems of ethnic history, ethno-cultural process and the continuity of cultural traditions. The study of carpet weaving traditions contributes to concept of ethnogenetic and ethnocultural connection with other related and neighboring ethnic groups. Research objectives: to reveal the features of carpets in the nomadic life of the Kyrgyz. Research materials and methods: the study used an empirical method, a survey of informants and a comparative analysis of traditional woven

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

pile carpets and carpet products. Research results: carpets of various types in terms of technique and design were decorated outside and inside the walls of the yurt. The simple, but at the same time, the original furnishings of the nomadic dwelling mainly consisted of carpet products. Conclusions: the diversity of domestic use explains the difference in the forms of carpet products, among which there are woven pile bags (kurzhun), (tekche, bashtyk), pile sums (chavadans), woven namazlyks (zhaynamaz) and pile blankets (tokulgan at zhabuu).

Ключевые слова: ткачество, ковер, ковровые изделия, быт, киргизы, этнокультура.

Keywords: weaving, carpet, carpet products, household, Kyrgyz, ethnic culture.

Прикладное искусство представляет собой одну из форм художественного самовыражения этносов. Анализ процессов и явлений, происходящих в каждом отдельном культурном компоненте — необходимое условие для воссоздания целостной картины состояния и тенденций развития культуры общества в целом.

Исследование этнокультурных традиций этносов представляет одно из ведущих направлений этнологической науки. Одним из важных элементов традиционно-бытовой жизни киргизов являются вещи, которые были изготовлены с помощью ворсового ткачества, тесно связанные с их этнической историей, производственной деятельностью, духовной культурой и бытом. Как вид декоративно-прикладного искусства ворсовое ткачество имеет глубокие традиции. Скотоводческое хозяйство, кочевой и полукочевой образ жизни киргизов предопределили особенности прикладного искусства, в том числе традиции ковроделия.

Изучение традиции ковроделия, процесса ткачества, орнамента и семантики ковровых вещей дает возможность рассматривать их в качестве одного из источников, позволяющих глубже понять общие проблемы этнической истории, этнокультурного процесса и преемственности культурных традиций. Традиционное ковроделие, ворсовое ткачество — уникальное явление киргизской художественной культуры, один из наиболее распространенных видов киргизского народно-прикладного искусства, который требует системного исследования, значительного расширения границ сравнительного анализа и выхода за рамки национального представления, благодаря чему открываются новые глубинные грани данной формы творческого самовыражения этноса. Как вид декоративно-прикладного искусства ковроделие имеет глубокие традиции. В исследовании применены методы эмпирического анализа, опрос информаторов и сравнительный анализы традиционных тканых ворсовых ковров, ковровых изделий и традиционного ковроделия которые являются уникальным явлением киргизской художественной культуры. Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего ее убранства. Из ковровой ткани делались завесы входа. Ковром устилали пол; ковер служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.

Приоритетными вопросами для изучения становились технологические моменты изготовления ковров и семантическое значения орнаментального комплекса. Если рассмотреть историю изучения ворсовых ковров и ковровых изделий, то можно заметить, что сперва ковры привлекали не исследователей — этнографов, а путешественников, купцов, представителей администрации, участников военных походов.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Ворсовые ковры (Рисунок), ткачество ковров и ковровые предметы великолепный источник для изучения истории быта и истории культуры киргизов в целом. Ковры, постланные в один или несколько слоев на пол, служат для сиденья и спальни; небольшие коврики, постилаемые под ноги — непременная принадлежность во время «намаза». Ковровые мешки разной величины заменяют наши сундуки, комоды и шкафы, а ковровые переметные сумы — киргизские чемоданы «чаваданы». Ковровый материал был удобен и для изготовления настенных мешков, заменявших шкафы и комоды, мешков для хранения и перевозки мягких вещей, торб, парных мешков для перевозки клади на вьючных животных.

Рисунок. Ворсовый традиционный ковер

В юртах даже среднего достатка в былое время не редкость было встретить ковровую дверь всю целиком или ковровое покрытие над двустворчатой деревянной или войлочной дверью. Ни в каких иных предметах домашнего и хозяйственного обихода не найти большей прочности и большей способности к длительному существованию. Ковровая ткань в этом отношении превосходит разрыву и снашиванию, легко очистятся от пыли и грязи, почти совершенно не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха, и в обстановке кочевого быта не страдают от моли; кроме того, кочевые киргизы в них видели способ накопления капитала. Их собирали и хранили как неменяющуюся ценность, дающую уют обстановке и свидетельствующую в то же время о достатке владельца.

Широкое распространение, одинаковость назначения и, что важнее, значительное сходство в разрешении декоративных задач делают необходимыми включение и этих изделий в круг ковровых изделий в узком смысле этого слова. Такое включение необходимо и потому, что нельзя провести резкой границы между ворсовыми коврами (туктуу килем) и безворсовыми (араби килем), так как имеются изделия, в которых смешены обе техники. Помимо ковроткачества в Ферганской долине занимались войлоковалянием, так как войлок и войлочные изделия тоже востребованы в быту киргизов по сей день. По степени распространенности в обиходе кочевников Средней Азии первое место бесспорно принадлежит войлочным коврами другим изделиям из того же материала; второе — изделиям из без ворсовых тканей, и только третье место — ковровым изделиям. Так как ковры ткутся с трудом, и требует немало физического и в то же время материального вложения [1].

В наиболее значимых в научных трудах, относящихся к прикладному искусству народов Средней Азии и появившихся в первые десятилетия нашего века, особенно подробно освещается именно ворсовое ткачество. Это объясняется увлечением производством

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

среднеазиатским ковром в конце XIX начале XX вв. Получают вполне масштабную известность и киргизские ковры.

Общим для всех отмеченных работ о киргизских коврах является то что их описания, названия узоров, выводы, к которым приходят авторы, основывались, как правило, на небольшом количестве конкретного материала. Недостатком первых работ о киргизских коврах являлось также то, что большинство авторов было вынуждено строить свою аргументацию на не совсем точных материалах, ибо они были получены не непосредственно от самих производителей ковров, а от лиц, «лишь знакомых с народным бытом и ковровым производством» [2].

На данном этапе коллекции киргизских ворсовых изделий хранятся в государственных музеях нашей страны. Традиционные ворсовые ковровые изделия хранятся также в Государственном историческом музее Киргизской Республики. Здесь сосредоточены преимущественно мелкие ворсовые изделия. Большими коврами киргизской работы музей еще не располагает. Некоторое число мелких ворсовых изделий хранится в Музее изобразительных искусств КР. Но в музейном археологическом комплексе «Сулайман тоо», которое расположено на юге Кыргызстана хранятся уникальные ковры — шедевры ворсового ткачества. И отсюда можно сделать вывод о том, что киргизы ничем не уступали в ткачестве туркменским, иранским мастерам, которые прославились этим искусством.

В Прииссыккулье, в Жети-Огузском районе (северные районы) можно встретить ковровые изделия с ворсом, но техника их изготовления не имеет ничего общего с ковроткачеством. Ворс в этих изделиях образовывается не при тканье, а нашивается иглой шерстяными разноцветными нитками путем схватывания стебельков чия и прикрепления их к ткани. Петли разрезаются острой бритвой поверх стебелька, который вынимается. Так образуются ряды ворса. Широкого распространения эта техника не получила. Известный исскуствовед Т. Уметалиева в своем труде освещает историю возникновения и развития ковроткачества киргизского народа. Она с искусствоведческой точки зрения, рассматривала наиболее распространенные виды национальных ковров, а также проанализировала композицию, рисунки и колористические особенности ковровых изделий [3].

Производством ковров киргизы занимались в летнее время. Это время года вероятнее всего в кустарных условиях самое благоприятное для тканья и изготовления такого наисложнейшего изделия как ворсовый ковер. В холодное время года тканья ковра производилось лишь по острой нужде. Например, срочное выданье невесты замуж, в этом случае главным элементом приданого являлось тканый вручную ворсовый ковер.

Вытканные в жаркое время ковры осенью отвозились на рынки городов Узбекистана (Андижан, Маргелан, Коканд, Скобелев). В большом количестве сюда поступали ковры не только местные, но и из Восточного Туркестана, Закаспия, Северного Афганистана, что, безусловно, «способствовало проникновению в местное производство новых композиционных форм и созданию новых своеобразных образцов ковровых изделий». Основными потребителями киргизских ковров, судя по заверениям абсолютно всех информаторов, были узбеки и таджики [2].

Как уже было отмечено, производство ворсовых ковровых изделий у киргизов было тесно связано с потребностями кочевого образа жизни. Ворсовый тканый ковер с точки зрении медицины был полезен для здоровья людей, особенно в кочевых условиях [4].

Каждая вещь была приспособлена, прежде всего, к этому, отвечая в то же время и эстетическим потребностям киргизского народа. Традиционное художественное творчество кочевых и полукочевых народов Центральной Азии у киргизов, казахов, каракалпаков,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

туркмен отличаются чем искусство оседлого народа почти во всех видах. О торговле коврами в осеннее время сообщает русская путешественница: «К огорчению нашему, однако, мы узнали, что киргизы привозят свои ковры для продажи лишь осенью [5].

Кочевой образ жизни, суровые климатические условия на местах их обитания предопределяли заниматься им особым видом хозяйственной деятельности и связанных с ним социальных и культурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. Но в то же время кочевники никогда не существовали, изолировано от земледельческого мира, так как они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников была характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и другие инновации. Многие общества кочевников внесли свой колоссальный вклад в мировую культуру и этническую историю.

У киргизов Ферганской долины наибольшего совершенства достигло ткачество ковров в домашних условиях (https://www.caa-network.org/archives/16107). Традиционные произведения широкой массы ковровщиц, как и некоторые другие предметы домашнего промысла и ремесла киргизов, являются весьма важным источником для познания исторического пути, пройденного киргизским народом, для выяснения его этногенеза и тех элементов, из которых сложилась его национальная культура [6]. Однако до настоящего времени изучение коврового производства и орнаментики различных ковровых изделий было далеко не полным. Причину такого положения можно видеть в том, что ковры и ковровые изделия киргизов Ферганской долины не считались по качеству лучшими коврами, так как ковры ткались исключительно в домашних условиях и только для собственных нужд. Распространенным явлением на южном регионе, было преподношение ковра в виде подарка (белек, тартуу) знатным лицам.

В итоге можно сделать выводы о том что в настоящее время изучение ковроткачества Ферганской долины в частности Ошской и Баткенской области является актуальной проблемой. Так как традиционные ковры и ковровые изделия смогут служить источниковедческой базой для историков, культурологов. Одним из важных элементов традиционно-бытовой жизни киргизов являются вещи, которые были изготовлены с помощью ворсового ткачества, тесно связанные с их этнической историей, производственной деятельностью, духовной культурой и бытом. Исследование традиций ковроделия способствует понятию этногенетической и этнокультурной связи с другими родственными и соседними этносами.

Список литературы:

1. Дудин С. М. Ковровые изделия Средней Азии // Сборник МАЭ. 1928. Т. VII. С. 71166.

2. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе. 1962. 288 с.

3. Уметалиева Д. Т. Киргизский ворсовый ковер. Фрунзе. 1966.

4. Satybaldieva C., Sultanova M., Asankanov A., Dzhooshbekova A., Tagaibekova A., Satybaldieva A., Abdullaeva Z. Wool Materials Application History in Kyrgyz Traditional Medicine // Open Journal of Social Sciences. 2021. V. 9. №6. P. 43-50. https://doi.org/10.4236/jss.2021.96005

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

5. Головкина Ю. Д. На Памирах. М., 1902.

6. Сатыбалдиева Ч. Т. Традиционное ворсовое ковроткачество киргизов // Известия вузов Кыргызстана. 2017. №12. С. 188-190.

References:

1. Dudin, S. M. (1928). Kovrovye izdeliya Srednei Azii. Sbornik MAE, 7, 71-166. (in Russian).

2. Antipina, K. I. (1962). Osobennosti material'noi kul'tury i prikladnogo iskusstva yuzhnykh kirgizov. Frunze.

3. Umetalieva, D. T. (1966). Kirgizskii vorsovyi kover. Frunze.

4. Satybaldieva, C., Sultanova, M., Asankanov, A., Dzhooshbekova, A., Tagaibekova, A., Satybaldieva, A., ... & Abdullaeva, Z. (2021). Wool Materials Application History in Kyrgyz Traditional Medicine. Open Journal of Social Sciences, 9(6), 43-50. https://doi.org/10.4236/jss.2021.96005

5. Golovkina, Yu. D. (1902). In the Pamirs. Moscow. (in Russian).

6. Satybaldieva, Ch. T. (2017). Traditsionnoe vorsovoe kovrotkachestvo kirgizov. Izvestiya vuzov Kyrgyzstana, (12), 188-190.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.02.2022 г. 23.02.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Сатыбалдиева Ч. Т., Турдубаева З. А., Эшназарова З. Б., Тагайбекова А. А., Турдубаева А. Б. Традиционный ворсовый ковер и ковровые предметы быта киргизов // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 456-461. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/54

Cite as (APA):

Satybaldieva, Ch., Turdubaeva, Z., Eshnazarova, Z., Tagaibekova, A., & Turdubaeva, A. (2022). Traditional Pile Carpet and Carpet Household Items of the Kyrgyz. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 456-461. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.