Научная статья на тему 'РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ТРАДИЦИОННЫХ КИРГИЗСКИХ ЖЕНЩИН В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ'

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ТРАДИЦИОННЫХ КИРГИЗСКИХ ЖЕНЩИН В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЮРБАН / ГОЛОВНОЙ УБОР / НАДЕВАНИЕ ЭЛЕЧЕКА / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сактанова А. Ж., Абдурасулова Рахима, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна, Каденова Жаннат, Мааткалыкова Гулайм

Сохранение киргизской культуры для молодого поколения является актуальным в связи с сохранением рода нации. Для этого был изучен киргизский женский головной убор элечек. Элечек это разновидность тюрбана в Центральной Азии у которого есть много способов изготовления. Цели исследования: рассмотреть виды головных уборов и этапы изготовления разных их форм в регионах Кыргызстана и роль головных уборов в эстетическом воспитании учащихся. Материалы и методы исследования: изучение формы, конструкции, цвета, узоров как составной части художественной композиции народного костюма в формировании творческого мировоззрения учащихся, изучающих народное искусство. Результаты исследования: киргизские женские головные уборы считаются разновидностью тюрбанных головных уборов в Центральной Азии и характеризуют данную этническую группу по своей форме и строению. Выводы: эстетическое образование является одним из основных условий, способствующих формированию индивидуальности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сактанова А. Ж., Абдурасулова Рахима, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна, Каденова Жаннат, Мааткалыкова Гулайм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDYING TRADITIONAL KYRGYZ WOMEN HEADWEAR IN AESTHETIC EDUCATION

Research relevance: keeping the Kyrgyz culture for the younger generation is relevant in connection with the preservation of the kind of nation. For this, the Kyrgyz female headdress elechek was studied. Elechek is a turban shaped headwear in Central Asia that has many ways of making. Research objectives: to consider the types of hats and the stages of manufacturing their different forms in the regions of Kyrgyzstan and the role of hats in the aesthetic education of students. Research materials and methods: the study of the form, design, color, patterns as an integral part of the artistic composition of the folk costume in the formation of the creative worldview of students studying folk art. Research results: Kyrgyz women's head wear is a turban shaped and in Central Asia it characterize an ethnic group in their form and structure. Conclusions: aesthetic education is one of the main conditions that contribute to the formation of students' individuality.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ТРАДИЦИОННЫХ КИРГИЗСКИХ ЖЕНЩИН В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

УДК 391.4 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/87

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ТРАДИЦИОННЫХ КИРГИЗСКИХ ЖЕНЩИН В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

©Сактанова А. Ж., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, aruuke.saktanova.ch@gmail.com ©Абдурасулова Р. Р., ORCID: 0000-0002-5727-389Х, Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, rahimochka@gmail.com ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-^W^^M, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg ©КаденоваЖ. Т., ORCID: 0000-0002-7006-999X, канд. пед. наук, Киргизско-Узбекский Международный университет им. Б. Сыдыкова, Ош, Кыргызстан, jkadenova_83@mail.ru ©Мааткалыкова Г. А., ORCID: 0000-0001-5292-6671, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан, gulaimmaatkalykova85@gmail.com

THE ROLE OF STUDYING TRADITIONAL KYRGYZ WOMEN HEADWEAR

IN AESTHETIC EDUCATION

©Saktanova A., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, aruuke.saktanova.ch@gmail.com ©Аbdurasulova R., ORCID: 0000-0002-5727-389Х,, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, rahimochka@gmail.com ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg ©Kadenova Zh., ORCID: 0000-0002-7006-999X, PhD., Kyrgyz Uzbek International University named after B. Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, jkadenova_83@mail.ru ©Maatkalykova G., ORCID: 0000-0001-5292-6671, Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan, gulaimmaatkalykova85@gmail.com

Аннотация. Сохранение киргизской культуры для молодого поколения является актуальным в связи с сохранением рода нации. Для этого был изучен киргизский женский головной убор элечек. Элечек это разновидность тюрбана в Центральной Азии у которого есть много способов изготовления. Цели исследования: рассмотреть виды головных уборов и этапы изготовления разных их форм в регионах Кыргызстана и роль головных уборов в эстетическом воспитании учащихся. Материалы и методы исследования: изучение формы, конструкции, цвета, узоров как составной части художественной композиции народного костюма в формировании творческого мировоззрения учащихся, изучающих народное искусство. Результаты исследования: киргизские женские головные уборы считаются разновидностью тюрбанных головных уборов в Центральной Азии и характеризуют данную этническую группу по своей форме и строению. Выводы: эстетическое образование является одним из основных условий, способствующих формированию индивидуальности учащихся.

Abstract. Research relevance: keeping the Kyrgyz culture for the younger generation is relevant in connection with the preservation of the kind of nation. For this, the Kyrgyz female headdress elechek was studied. Elechek is a turban shaped headwear in Central Asia that has many ways of making. Research objectives: to consider the types of hats and the stages of manufacturing their different forms in the regions of Kyrgyzstan and the role of hats in the aesthetic education of students. Research materials and methods: the study of the form, design, color, patterns as an integral part of the artistic composition of the folk costume in the formation of the creative

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

worldview of students studying folk art. Research results: Kyrgyz women's head wear is a turban shaped and in Central Asia it characterize an ethnic group in their form and structure. Conclusions: aesthetic education is one of the main conditions that contribute to the formation of students' individuality.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, тюрбан, головной убор, надевание элечека, культура, традиции, педагогика.

Keywords: aesthetic education, turban, head wear, elechek wearing, culture, tradition, pedagogics.

Одной из основных задач современного общества, стоящего перед системой образования Кыргызстана, является формирование культурной личности молодежи [1-3]. Актуальность этой темы связана с пересмотром сложных жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без учета традиций народного творчества, накопленных в историческом процессе.

Киргизы — один из древнейших народов Центральной Азии. В девятнадцатом и двадцатом веках историки, лингвисты, этнографы, археологи и искусствоведы интересовались историей и культурой киргизского народа.

В настоящее время мир стал активно интересоваться культурным наследием киргизского народа. Однако история киргизского прикладного искусства и народного ремесла недостаточно изучена. Киргизский народный костюм, как отрасль декоративно-прикладного народного искусства и часть материальной культуры, имеет большое значение в эстетическом воспитании, глубоко объясняет понятия нескольких поколений относительно традиций, нравственности, функциональности, мировоззрения, образа жизни, этнической принадлежности.

Киргизский народный головной убор, как произведение декоративно-прикладного искусства, является символической хроникой жизни наших предков, которая раскрывает нам больше законов знания и милосердия национального искусства на языке цвета, формы, орнамента. Изучение формы, конструкции, цвета, узоров как составной части художественной композиции народного головного убора, знакомство с окружающей средой, в которой он живет - все это формирует творческое мировоззрение учащихся, изучающих народное искусство. В их творчестве возникает процесс «прорастания» наследства предков. Эстетическое образование является одним из основных условий, способствующих формированию индивидуальности молодежи, ее морально-эмоциональной составляющей. Основные знания по киргизскому костюму рассказаны в трудах К. И. Антипиной.

Можно сказать, что только в последние годы историки искусства и этнографы начали более подробно изучать киргизский костюм — гендерные и региональные различия между мужскими и женскими шляпами. Эти исследования с грантовым финансированием следовали аналогам шляпы. Но ни в интернете, ни в литературе нет подробных описаний головных уборов киргизов. Информация в интернете-это поверхностный контент без глубокого анализа. В этой связи данная статья посвящена более детальному изучению типа женских головных уборов элечек по регионам страны.

Актуальность значительно возрастает в сочетании с вопросами сохранения культурного наследия киргизского народа. Целью статьи является сохранение и развитие киргизской культуры для молодого поколения и традиций народных костюмов нашего народа, в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

частности женских головных уборов. Киргизские женские головные уборы [4] являются разновидностью тюрбанных головных уборов в Центральной Азии, которые характеризуют данную этническую группу по своей форме и строению.

В настоящее время информацию о появлении этих головных уборов можно получить от носителей народов, которые получили и сохранили их от своих предков. С помощью старых рисунков, сделанных в то время этнографами, можно представить, какие были шляпы киргизских женщин. Устные рассказы многих представителей племен, переданные из уст в уста киргизскими родственниками, смогли сохранить изображения и способы содержания тюрбанов. Культура народа Кыргызстана сформировалась в особенно яркой этнической и культурной среде, которая включает в себя множество родственных культур из среды тюркских народов. Типы элечеков различались в четырех регионах: Северном (Чуйском, Нарынском, Иссык-Кульском), Северо-Западном (Талас), Южном (Ошском, Алайском) и Юго-Западном (Баткенском). Смешанные варианты отмечались, например, в Чуйской области, на границе с Казахстаном, в то же время наблюдается влияние полевых традиций. Исследователи также изучили, как киргизские женщины носили головные уборы в Памире и Кашгаре где существует около 100 вариантов обертывания, которая в южных регионах страны называется келек, а в северных регионах элечек. Элечек это традиционный женский головной убор в форме тюрбана, символизирующий женскую чистоту и материнство, рис. 1. Он защищал замужних женщин от солнечных лучей, а также от любопытных глаз. Элечек не всегда была сделана из белого материала, например, молодые женщины каракалпака носили красные елочки, а пожилые женщины - белые. Разнообразие рожениц отличается не только от принадлежности к тому или иному роду, но и от статуса женщины в семье. Например, вдова носила черные накидки. Или, скажем, женщины с более высоким статусом носили больше или выше, или выше и крупнее. На невесту надевали перила, когда она проводила жену домой. Желание в семейной жизни сказано: «да не упадет с головы твоей элечек». Это желание долгого семейного счастья. Наматывают «элечек» с права на лево, что означало новая жизнь молодой семьи всегда шла к благополучию и достатку [5].

Без элечека не было традиции выходить из юрты, элечек носили зимой и летом. Хрусталь был не только эстетичным, но и функциональным. Эластичная ткань может быть необходима в повседневной жизни, а также при рождении ребенка. Материал элечек также использовался в случае внезапной смерти кочевой женщины, которая служила «саваном», то есть когда ее закутывали в погребение. В случае смерти пожилой женщины ткань елочки была разделена на части, которые были увековечены у других женщин. Ткань должна быть обернута в несколько слоев, для этого ткань должна выглядеть легкой, мягкой. С незапамятных времен широко использовалась белая ткань симстамбул из белого сурка. Невестки и бабушки из состоятельных семей отдавали особые приказы, часто переворачивая еловые ткани. Для таких начинок потребуется ткань длиной от 20 до 30 м.

Некоторые понятия встречающиеся в одевании в элечек:

Ээк алмай — из тонкой белой ткани, накалывается со стороны подбородка в сторону спины.

Оромдор — много слойный ткань

Усток — слой каторый наматывается сверху слоев.

Жыгым — самый верхний часть элечек, наматывается отдельно иногда направо и налево

Жоолук — платок

Кеп такыя — одевается внутри элечек

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Кырга — украшает элечек со своими вышивками (серебряный кыргак, вышивка кыргак)

Тартма —элечекти кармап турчу тасма

Дуруя жоолук — платок c вышивками

Такыя — круглая шапочка девичий головной убор

Рисунок. Киргизские женщины в элечеках

Образы киргизских женщин носивших элечек также сохранены в исторических записях [6]. Известны киргизские народные пословицы и паремии, которые гласят: не пинайте, не бросайте и не носите неправильно головной убор [7].

Выводы

Разнообразие рожениц отличается не только от принадлежности к тому или иному роду, но и от статуса женщины в семье. Применение традиционных знаний и этнических элементов традиционной одежды в дизайне современного национального головного убора способствует формированию духовно-нравственных качеств и жизненных ценностей у подрастающего поколения. Это важный ресурс инкультурации подрастающего поколения, психологического комфорта членов этноса и идентификации членов общества [5].

Список литературы:

1. Фартушная Л. С. Формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга // Вестник ТГУ 2011. №8. С. 168-173.

2. Зайнутдинова А. Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества // Вестник ТГУ. 2010. №8. С. 66-70.

3. Сингач А. Н. К вопросу о формировании социально-ответственного поведения студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №48. С. 201-206.

4. Сактанова А. Ж., Абдурасулова Р. Р., Абдуллаева Ж. Д. Моделирование головных уборов // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 731-737. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/89

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

5. Асангулова А. Б., Сулайманова А. И., Цыбов Н. Н. Этнические и этнопедагогические особенности традиционной одежды киргизов XIX-XX века // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 438-455. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/53

6. Жаанбаева К. Б. Образ женщины в надписях на памятниках Орхоно-Енесая // Вестник ОшГУ №6, 2009 С. 36-38.

7. Мааткалыкова Г. А. Применение императивных паремий // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 431-436. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/54

References:

1. Fartushnaya L.S. (2011). Formation of the culture of youth behavior in the sphere of leisure. Bulletin of TSU, 8, 168-173. (in Russian).

2. Zainutdinova A.R. (2010). Modern trends in the formation of leisure interests of youth in the context of society transformation. Bulletin of TSU, 8, 66-70. (in Russian).

3. Singach A.N. (2019). To the question of the formation of socially responsible behavior of student youth by means of social and cultural activities. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 48, 201-206. (in Russian).

4. Saktanova, A., Аbdurasulova, R., & Abdullaeva, Z. (2022). Modelling of Headwear. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 731-737. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/89

5. Asangulova A.B., Sulaimanova A.I., Tsybov N.N. (2022). Ethnic and ethno-pedagogical features of traditional Kyrgyz clothing of the XIX-XX centuries. Bulletin of Science and Practice 8, 3, 438-455. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/53

6. Zhaanbaeva K.B. (2009). The image of a woman in the inscriptions on the monuments of Orkhon-Enesai. Bulletin of Osh State University 6, 36-38. (in Russian).

7. Maatkalykova, GA. (2021). Application of Imperative Paremias. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 431-436. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/54

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.04.2022 г. 30.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Сактанова А. Ж., Абдурасулова Р. Р., Абдуллаева Ж. Д., Каденова Ж. Т., Мааткалыкова Г. А. Роль изучения головных уборов традиционных киргизских женщин в эстетическом воспитании // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 764-768. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/87

Cite as (APA):

Saktanova, A., Аbdurasulova, R., Abdullaeva, Zh., Kadenova, Zh., & Maatkalykova, G. (2022). The Role of Studying Traditional Kyrgyz Women Headwear in Aesthetic Education. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 764-768. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.